Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СПОРТСМЕНОВ ПО ГИРЕВОМУ СПОРТУ С УЧЕТОМ СОМАТОТИПА'

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СПОРТСМЕНОВ ПО ГИРЕВОМУ СПОРТУ С УЧЕТОМ СОМАТОТИПА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СПОРТСМЕНЫ ПО ГИРЕВОМУ СПОРТУ / СОМАТОТИП / ГОТОВНОСТЬ К СОРЕВНОВАНИЯМ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ / РАЗВИТИЕ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пронин Евгений Анатольевич

В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию структуры педагогической модели развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту, с учетом их соматотипа. В качестве главных компонентов педагогической модели развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту, с учетом их соматотипа автор отмечают требования к физической подготовленности гиревиков, а также цель и задачи их подготовки с учетом их соматотипа. В основе данной модели лежит разработка программы тренировки гиревиков с учетом их сомато-типа и принципов ее проведения, а также их отражение в индивидуальных заданиях гиревиков. В модели раскрыто основное содержание тренировки спортсменов по гиревому спорту, с учетом их соматотипа и результат тренировки - уровень физической готовности спортсменов по гиревому спорту к соревнованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пронин Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF PEDAGOGICAL MODEL OF POWER ENDURANCE DEVELOPMENT IN SPORTSMEN IN KETTLEBELL SPORT TAKING INTO ACCOUNT SOMATOTYPE

The article presents the results of the author's research on the rationale of the structure of the pedagogical model of the development of power endurance in athletes in weight-lifting, taking into account their somatotype. As the main components of the pedagogical model of the development of power endurance in athletes in kettlebell, taking into account their somatotype, the author notes the requirements for the physical fitness of kettlebells, as well as the purpose and tasks of their preparation taking into account their somato-type. The basis of this model is the development of a training program for hyreviks taking into account their somatotype and the principles of its implementation, as well as their reflection in individual tasks of hyreviks. The model reveals the main content of training athletes in kettlebell weight, taking into account their somatotype and the result of training - the level of physical readiness of athletes in kettlebell weight for competitions.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СПОРТСМЕНОВ ПО ГИРЕВОМУ СПОРТУ С УЧЕТОМ СОМАТОТИПА»

На наш взгляд основными факторами, мешающими дальнейшему прогрессивному развитию футбола в вузе, являются следующие моменты:

1) отсутствие должного финансирования и, в связи с этим, возможности участия в турнирах всероссийского масштаба;

2) коммерционализация студенческого спорта и значительный рост финансовых вложений;

3) отсутствие должной материально-технической базы, и, главным образом, качественного футбольного поля для проведения учебно-тренировочного процесса, контрольных и соревновательных игр;

4) отсутствие системы спортивной подготовки школьников и организации работы на базе вузов ДЮСШ, практиковавшейся в советские годы;

5) низкий уровень построения тренировочного процесса и в целом системы подготовки футбольного резерва в городских спортивных секциях и отсутствие специализированной футбольной спортшколы;

6) низкий уровень физкультурной образованности абитуриентов и заинтересованности студенческой молодежи в занятиях спортом;

7) ограничение в тренировочной и соревновательной деятельности, отсутствие четко выстроенной системы проведения студенческих соревнований в условиях распространения коронавирусной инфекции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной публикации проведен анализ этапов вековой истории культивирования футбола в Елецком университете. Было отмечено, что в настоящее время произошел значительный спад его основных показателей и характеристик, а также определены главные причины, решение которых способно исправить сложившуюся ситуацию в позитивную сторону.

ЛИТЕРАТУРА

1. Елец футбольный. Игра миллионов в истории города воинской славы / А.М. Волков, В.В. Дякин, О.В. Моторин, А.А. Притыкин, А.А. Гудков. - Елец : Типография, 2019. - 227 с.

REFERENCES

1. Volkov, A.M., Dyakin, V.V., Motorin, O.V., Pritikin, A.A. and Gudkov, А.А. (2019), Yelets football. The Game of millions in the history of the city of military glory, Printing house, Yelets.

Контактная информация: igor.prokofev.80@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.01.2022

УДК 796.894

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СПОРТСМЕНОВ ПО ГИРЕВОМУ СПОРТУ С УЧЕТОМ

СОМАТОТИПА

Евгений Анатольевич Пронин, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию структуры педагогической модели развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту, с учетом их соматотипа. В качестве главных компонентов педагогической модели развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту, с учетом их соматотипа автор отмечают требования к физической подготовленности гиревиков, а также цель и задачи их подготовки с учетом их соматотипа.

В основе данной модели лежит разработка программы тренировки гиревиков с учетом их сомато-типа и принципов ее проведения, а также их отражение в индивидуальных заданиях гиревиков. В модели раскрыто основное содержание тренировки спортсменов по гиревому спорту, с учетом их соматотипа и результат тренировки - уровень физической готовности спортсменов по гиревому спорту к соревнованиям.

Ключевые слова: педагогическая модель; спортсмены по гиревому спорту; соматотип; готовность к соревнованиям; индивидуальные задания; развитие силовой выносливости.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p331-335

STRUCTURE OF PEDAGOGICAL MODEL OF POWER ENDURANCE DEVELOPMENT IN SPORTSMEN IN KETTLEBELL SPORT TAKING INTO

ACCOUNT SOMATOTYPE Evgeny Anatolyevich Pronin, the post-graduate student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Abstract

The article presents the results of the author's research on the rationale of the structure of the pedagogical model of the development of power endurance in athletes in weight-lifting, taking into account their somatotype.

As the main components of the pedagogical model of the development of power endurance in athletes in kettlebell, taking into account their somatotype, the author notes the requirements for the physical fitness of kettlebells, as well as the purpose and tasks of their preparation taking into account their somato-type. The basis of this model is the development of a training program for hyreviks taking into account their somatotype and the principles of its implementation, as well as their reflection in individual tasks of hyreviks. The model reveals the main content of training athletes in kettlebell weight, taking into account their somatotype and the result of training - the level of physical readiness of athletes in kettlebell weight for competitions.

Keywords: pedagogical model; athletes in kettlebell lifting; somatotype; readiness for competition; individual tasks; developed.

Структура педагогической модели развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту, с учетом их соматотипа имеет свои особенности. Изучение структуры педагогической модели развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту, с учетом их соматотипа обусловливается возрастающими требованиями к их физической готовности к соревнованиям. Правильно наметить направления улучшения физического состояния у спортсменов по гиревому спорту поможет выработка четкого понимания структуры педагогической модели их тренировки, с учетом их соматотипа.

Обобщение опыта спортивной практики спортсменов по гиревому спорту, свидетельствует о нерешённых вопросах повышения уровня их индивидуальной физической подготовленности с учетом их соматотипов. Отсутствие методических рекомендаций по организации тренировки спортсменов по гиревому спорту с учетом их соматотипов негативно сказывается на их спортивной карьере. В современной методической и научной литературе недостаточно внимания уделяется обоснованию индивидуальных средств и методов тренировки для развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом их соматотипов.

Таким образом, большинство исследователей полагают, что тренировка спортсменов по гиревому спорту должна быть направлена на развитие силовой выносливости и повышение работоспособности в ходе соревновательной деятельности. Она должна проводиться с учетом их соматотипов. Несмотря на большое значение физической готовно -сти спортсменов по гиревому спорту к повышению эффективности соревновательной деятельности требуется поиск новых педагогических подходов к организации и проведению тренировочного процесса спортсменов-гиревиков с учетом их соматотипов.

В научной литературе не нашли своего отражения вопросы, связанные с разработкой педагогической модели развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом соматотипа, а также с обоснованием педагогических условий, необходимых для практической ее реализации. Между тем, спортсмены по гиревому спорту имеют разную длину рук, ног и туловища. Это требует индивидуальной коррекции техники выполнения движений. Поэтому решение задачи повышения уровня физической готовности спортсменов, по гиревому спорту на основе оптимизации техники выполнения ими движений с учетом их соматотипов приобретает первостепенное значение.

Основываясь на этих положениях, нами была разработана педагогическая модель развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту, с учетом их сомато-типа (рисунок)._

Требования к физической подготовленности гиревиков

Цели развития силовой выносливости у гиревиков

Задачи подготовки по развитию силовой выносливости

Разработка программы тренировки гиревиков с учетом соматотипа

1

Развитие силовой выносливости в виде базового компонента в системе подготовки гиревиков с учетом соматотипа

I "

Формы

Средства

I

Методы

Принципы тренировки с учетом соматотипа и их отражение в индивидуальных заданиях гиревиков

Основное содержание тренировки гиревиков по развитию у них силовой выносливости с учетом соматотипа

Результат - уровень физической готовности гиревиков к соревновательной деятельности, перенесению высоких физических нагрузок в ходе соревнований

Рисунок - Педагогическая модель развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом

соматотипа

Целью физической подготовки спортсменов по гиревому спорту должно быть развитие у них силовой выносливости, необходимой для эффективной соревновательной деятельности. Только тогда можно считать, что цели физической подготовки у спортсменов по гиревому спорту, достигнуты, когда их соревновательной деятельность эффективна.

Для обеспечения физической готовности спортсменов по гиревому спорту к соревновательной деятельности следует использовать тренировку по развитию силовой выносливости на основе соматотипирования. В свою очередь, для практической реализации такой тренировки должны использоваться индивидуальные задания, которые учитывают уровень развития двигательных способностей и соматотип спортсменов по гиревому спорту.

Развитие силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту является одной из важнейших задач их подготовки к соревнованиям. В этой связи особая роль в тренировочном процессе спортсменов по гиревому спорту отводится силовой подготовке, в содержание которой включаются специальные упражнения для развития силовой выносливости. Проявление спортсменами по гиревому спорту силовой выносливости в ходе соревнований зависит от правильной техники выполнения движений. Это способствует

более полной реализации их силовых возможностей. Проведенные исследования свидетельствуют, что эффективность подготовки спортсменов по гиревому спорту во многом зависит от правильности выполнения движений с учетом их соматотипов.

Достижение высоких результатов в гиревом спорте требует индивидуализации тренировочного процесса спортсменов на основе учета их соматотипа. Индивидуальный подход к подготовке спортсменов по гиревому спорту предполагает моделирование уровня их физической готовности, а также организацию тренировочного процесса с учетом их соматотипов. Для этого требуется обоснование индивидуальных тренировочных заданий для спортсменов. Индивидуальный подход к подготовке спортсменов по гиревому спорту с учетом их соматотипов придает особую субъективность их подготовке к соревнованиям.

Важно отметить положительные стороны такой тренировки. К ним можно отнести:

- рассмотрение процесса достижения готовности спортсменов к соревновательной деятельности, как самостоятельной индивидуальной системы тренировки;

- разработку личностного аспекта системы подготовки к соревнованиям, с учетом их потенциальных физических возможностей и соматотипа;

- формирование готовности к соревнованиям через организацию индивидуальных тренировочных заданий для спортсменов;

- ориентация спортсменов на гарантированный результат в ходе соревновательной деятельности, полученный благодаря оптимальному использованию имеющихся условий подготовки к соревнованиям.

Анализ научно-методической литературы показал, что в наибольшей степени в момент соревнований по гиревому спорту у спортсменов проявляется силовая выносливость. Поэтому можно говорить о преимущественном проявлении силовой выносливости в ходе соревнований по гиревому спорту. Степень ее проявления зависит от уровня физической и технической подготовленности спортсменов по гиревому спорту.

Физическая и техническая подготовка спортсменов по гиревому спорту должна проводиться с учетом их соматотипов. Данные обстоятельства необходимо учитывать в подготовке спортсменов по гиревому спорту, в частности при выборе величины нагрузки и правильной биомеханики движений при выполнении упражнений силовой направленности гиревиками. В силовой подготовке важно разработать содержание тренировки спортсменов по гиревому спорту с разным соматотипом. Необходимо учесть конкретные параметры такой тренировки: интенсивность, продолжительность, скорость и локализацию мышечного сокращения, с учетом соматотипа, пола, уровня физической и технической подготовленности спортсменов по гиревому спорту.

По данным параметрам можно судить об эффективности упражнений, направленных на повышение уровня развития силовой выносливости у конкретного спортсмена по гиревому спорту. Поэтому на каждом из этапов многолетнего тренировочного процесса спортсменов по гиревому спорту силовая подготовка должна иметь свои особенности, обусловленные возможностями организма спортсменов, уровнем их подготовленности и особенностями их соматотипов.

В зависимости от соматотипа, пола и уровня подготовленности спортсменов по гиревому спорту важно правильно подбирать величины отягощений, количество повторений, продолжительность, характер интервалов отдыха и сочетание упражнений из двоеборья гиревиков.

За последнее время имеется целый ряд исследований относительно решения проблемы развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту. Отмечается, что по мере повышения квалификации в подготовке спортсменов по гиревому спорту возрастает роль специальной силовой выносливости, и в меньшей степени осуществляется рост максимальной силы.

В научно-методической литературе представлено большое количество общих и специальных тренировочных средств и методов, направленных на развитие силовой вы-

носливости у спортсменов по гиревому спорту разной квалификации. В большинстве работ авторов предлагаются общие сведения относительно упражнений и методов развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту, дозирование нагрузки в тренировочном процессе. Вместе с тем, не раскрыты вопросы, касающиеся организации тренировочного процесса спортсменов по гиревому спорту с учетом их соматотипов, направленного на развитие у них силовой выносливости. Требуется подбор общих и специальных упражнений для акцентированного развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом их соматотипов.

ВЫВОД

Максимальное разнообразие средств, методов, интенсивности, продолжительности режима работы с гирей и отдыха позволяет обеспечить более эффективное развитие силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту, с разным соматотипом.

Контактная информация: vsdd-1@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 24.01.2022

УДК 796.853.23

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ 7-9 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДЗЮДО

Виктор Борисович Рубанович, доктор медицинских наук, профессор, Михаил Алексеевич Айтеев, магистрант, Константин Михайлович Жомин, кандидат биологических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Аннотация

Координационные способности играют важную роль в овладении техникой дзюдо. Сенситивным периодом их развития является младший школьный возраст, однако вопрос эффективности использования средств и методов развития координационных способностей у начинающих дзюдоистов раскрыт недостаточно. Цель исследования явилось внедрение в тренировочный процесс юных дзюдоистов дополнительных средств координационной направленности и выяснение их эффективности. Эксперимент заключался в акцентированном применении средств координационной направленности в подготовительной и основной части занятий (по 10 и 25 мин., соответственно) у дзюдоистов 7-9 лет. В разминке использовали различные комбинационные упражнения с бегом, прыжками, ползанием, кувырками, ведением и передачей мяча руками и ногами. В основной части выполняли акробатические упражнения, упражнения на фитболе, полусфере баланса, координационной лестнице, со скакалкой, игры-задания в парах с элементами борьбы, различные игры на развитие на реакцию, точность движений, равновесие, ориентацию в пространстве, необходимые в дзюдо. В начале и конце эксперимента исследовали время простой зрительно-моторной реакции, быстроту двигательной реакции, определяли статическое равновесие по результатам пробы Ромб-ерга, способности к кинестезическому дифференцированию динамических и пространственных параметров движения по метанию теннисного мяча и по точности прыжка на разметку, согласование движений по времени передвижения на 10 м лежа в упоре сзади, способность к перестроению движений по результатам челночного бега 3х10 м. Оценивали специальную ловкость по тесту с быстрым изменением положения тела. Проводили экспертную оценку качества выполнения технических действий дзюдоистов. В экспериментальной группе наблюдалось повышение координационных способностей, значительно больше улучшались у дзюдоистов ЭГ, в связи с чем к окончанию эксперимента они стали статистически значимо превосходить сверстников КГ по большинству показателей. Таким образом, экспериментально доказано благоприятное влияние использования внедрение в тренировочный процесс юных дзюдоистов дополнительных средств координационной направленности на развитие координационных способностей и качество технических действий у начинающих дзюдоистов.

Ключевые слова: дзюдоисты, обучающиеся, координационные способности, координационные упражнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.