Научная статья на тему 'Структура организации предоставления государственных экспортных кредитов в государствах ЕАЭС в сравнительно-правовом контексте'

Структура организации предоставления государственных экспортных кредитов в государствах ЕАЭС в сравнительно-правовом контексте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
832
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКСПОРТНЫЙ КРЕДИТ / ЭКСПОРТНО-КРЕДИТНОЕ АГЕНТСТВО / БАНК РАЗВИТИЯ / ЭКСПОРТНО-КРЕДИТНЫЙ БАНК / МИНИМАЛЬНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА / БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артемова Имилия Сергеевна

В статье рассмотрены вопросы правового регулирования функционирования ме-ханизма по предоставлению государственных экспортных кредитов государствами ЕАЭС. Отмечено, что в рамках ЕАЭС как интеграционного объединения страны-члены устанавли-вают более тесные финансовые связи, но требуется внесение дополнительных изменений в национальное законодательство и регулирующие документы ЕАЭС, чтобы привести процесс выдачи кредитов в этих странах в соответствие с нормами ОЭСР, что, соответственно, потре-бует детальной проработки правового регламентирования самого процесса выдачи кредита и выработки новых стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of granting state export credits by members of the Eurasian Economic Union in a comparative legal context

The article considers the questions of the legal regulation of the mechanism on granting state export credits by members of the Eurasian Economic Union. Noted that in the Eurasian Economic Union as a kind of integration association member-states establish closer financial ties. However, amending of national legislation as well as the EEU’s regulative instruments is essential to bring the process of granting credits into line the rules of the OECD. This arrangement will require that legal regulation of providing credits is worked out.Key words: state export credits, export credit agency, development bank, export-credit bank, commercial interest reference rate (CIRR), budget code.

Текст научной работы на тему «Структура организации предоставления государственных экспортных кредитов в государствах ЕАЭС в сравнительно-правовом контексте»

Структура организации предоставления государственных экспортных кредитов в государствах ЕАЭС в сравнительно-правовом контексте

АРТЕМОВА ИМИЛИЯ СЕРГЕЕВНА

магистрант международно-правового факультета МГИМО(У)МИД России магистерской Программы «Международное финансовое право»

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы правового регулирования функционирования механизма по предоставлению государственных экспортных кредитов государствами ЕАЭС. Отмечено, что в рамках ЕАЭС как интеграционного объединения страны-члены устанавливают более тесные финансовые связи, но требуется внесение дополнительных изменений в национальное законодательство и регулирующие документы ЕАЭС, чтобы привести процесс выдачи кредитов в этих странах в соответствие с нормами ОЭСР, что, соответственно, потребует детальной проработки правового регламентирования самого процесса выдачи кредита и выработки новых стандартов.

Ключевые слова: государственный экспортный кредит, экспортно-кредитное агентство, банк развития, экспортно-кредитный банк, минимальная процентная ставка, бюджетный кодекс.

The structure of granting state export credits by members of the Eurasian Economic Union in a comparative legal context

ARTEMOVA IMILIA SERGEYEVNA

student master's degree of The International Legal faculty of MGIMO (U) is MFA of Russia of master's degree Program "The International financial law"

Abstract: The article considers the questions of the legal regulation of the mechanism on granting state export credits by members of the Eurasian Economic Union. Noted that in the Eurasian Economic Union as a kind of integration association member-states establish closer financial ties. However, amending of national legislation as well as the EEU's regulative instruments is essential to bring the process of granting credits into line the rules of the OECD. This arrangement will require that legal regulation of providing credits is worked out.

Key words: state export credits, export credit agency, development bank, export-credit bank, commercial interest reference rate (CIRR), budget code.

Предоставление экспортных кредитов в государствах — членах ЕАЭС

При предоставлении экспортных кредитов государства ЕАЭС руководствуются правилами, выработанными в рамках Соглашения ОЭСР по официально поддерживаемым экспортным кредитам. Этот так называемый консенсус Организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР устанавливает минимальные официальные процентные ставки по экспортным кредитам (Commercial Interest Reference Rate - CIRR), пересчитываемым ежемесячно (15 числа каждого месяца) и устанавливаемым в соответствии со ставкой процента по государственным облигациям, предлагаемым на внутреннем рынке страны в национальной валюте этой страны, со сроком размещения на 3,5 лет и более.

Как правило, ставка CIRR устанавливается экспортными кредитными агентствами тех стран, которые являются членами ОЭСР. Отметим, что Россия на данный момент не является членом этой организации, но придерживается предлагаемых рекомендаций в области экспорта. При этом кредиторы берут дополнительное вознаграждение за предоставление кредита по каждой операции, что связано с учетом странового риска. ОЭСР предложили классификацию стран в соответствии со существующим страновым риском по шкале от 0 до 7, используемую для расчета мини-

EXPORT CREDITS

мальной ставки страховых взносов по кредитному риску (Minimum Premium Rate - MPR).

При определении MPR учитываются такие показатели, как срок предоставления кредита, объем предложенного страхового покрытия, качество структурирования самой сделки по предоставлению экспортного кредита и мер, предпринятых по снижению возможных становых рисков. Самые высокие показатели риска, согласно методике оценки страновых рисков ОЭСР, у Белоруссии и Киргизии (показатель 7), далее следуют Армения и Казахстан, и замыкает ряд Россия, где отмечен самый низкий показатель странового риска, за последние годы колеблющийся между 3 и 41.

Установление CIRR для стран ЕАЭС по методике ОЭСР автоматически приводит к тому, что они будут очень высокими, что ослабит их конкурентоспособность перед другими странами, поэтому, возможно, стоило бы задуматься об установлении минимальной процентной ставки ниже, чем CIRR, что необходимо закрепить в законодательной форме в рамках интеграционного сотрудничества государств ЕАЭС.

При этом на данный момент предполагается, что CIRR может быть рассчитана для 15 валют, в том числе EUR и USD2, но при отсутствии при расчете валют ЕАЭС возникает вопрос: возможно ли использовать национальные валюты этих стран для расчета ставки на основе доходности гособлигаций внутренних займов.

Внешние заимствования могут относиться только к России и Казахстану, а внутренние займы Армении, Киргизии и Белоруссии обычно характеризуются тем, что они являются краткосрочными и не могут быть сопоставимы с кредитами, привлекаемыми под финансирование. В связи с этим важна инициатива стран ЕАЭС по

1 Country Risk Classifications of the Participants to the Arrangement on Officially Supported Export Credits (27 January 2017). http://www.oecd.org/trade/xcred/cre-crc-historical-internet-english.pdf

2 OECD: The arrangement for officially supported export credits. https://www.oecd.org/tad/xcred/cirrs.pdf

созданию единого финансового рынка, пока без введения единой валюты, скорее всего в связи с некоторыми проблемами унификационного характера, и все же из-за разного уровня экономического развития процесс введения единой валюты точно затянется.

Конечно, при этом цели гармонизации валютной политики и финансовой политики отдельно оговариваются в Договоре о ЕАЭС в ст. 64 «Цели и принципы согласованной валютной политики и в ст. 70 «Цели и принципы регулирования финансовых рынков»3.

Государственный экспортный кредит

как форма финансирования внешнеэкономической деятельности в странах ЕАЭС

В странах ЕАЭС регламентируется поддержка экспорта за счет стратегического планирования в виде программ, стратегий, например, развитие «Внешнеэкономической деятельности» в Российской Федерации. В соответствии с последними изменениями от апреля 2017 г. были внесены изменения по интеграции в эту программу приоритетных проектов по стратегическому развитию «Международная кооперация и экспорт».

В соответствии с российским законодательством самой распространенной формой государственного кредита является экспортный кредит, наряду с которым существует и финансовый государственный кредит (ст. 122 БК РФ). Экспортный кредит со стороны государства непосредственно сопряжен с инвестиционным процессом и направлен на предоставление другой стороне по выгодным условиям машин или оборудования, при этом заемщик несет обязательство по использованию полученных средств только для приобретения определенных товаров в стране-кредиторе.

Иными словами, государственный экспортный кредит - это вид бюджетного кредита, по которому за счет бюджетных средств происходит поставка товаров иностранному заемщику, являющемуся импортером таких товаров и услуг; усло-

вия и объем предоставляемого кредиты определяются в соглашении между Правительством РФ и правительством иностранного государства или же в соглашении между банком - агентом Прави-

ЗАКОНЫ И КОДЕКСЫ

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

текст с изменениями и дополнениями на 2017 год

3 «Договор о Евразийском экономическом союзе» (подписан в г. Астане 29.05.2014 г.) (ред. от 08.05.2015 г.). Шр://шшш. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/

тельства РФ и иностранным заемщиком или его банком-кредитором. Государственный финансовый кредит, являясь бюджетным кредитом, может предоставляться только на основания соглашения между Правительством РФ и иностранным государством.

Законодательство РФ не предусматривает установление минимальной ставки по кредиту, минимальный срок предоставления кредита и предоставления минимального размера аванса импортером, поэтом такие вопросы решаются на основе взаимных договоренностей между странами. Как правило, объем предоставляемого экспортного кредита полностью не покрывает стоимость экспортного контракта, и оставшаяся часть суммы возлагается на хозяйствующий субъект, а авансовый платеж обычно составляет не менее 15% стоимости сделки.

К основным субъектам по предоставлению экспортных кредитов относят «Внешэкономбанк», осуществляющий свою деятельность в соответствии с Меморандумом о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», утвержденным Правительством РФ 27.07.2007 г. № 1007-р4.

В соответствии с данным документом Внешэкономбанк осуществляет финансирование инвестиционных проектов, особенно предполагающих высокую долю экспорта российского

оборудования. Помимо этого непосредственным участником по предоставлению кредитов является АО «Росэксимбанк», учрежденный в 1994 г., функционирующий как банк-агент с полным государственным участием; причем 100% акций «Росэксимбанка» в 2007 г. были перенесены в качестве взноса в уставный фонд «Внешэкономбанка».

Однако в 2014 г. по Поручению Президента РФ на основе ЭКСАР (ОА «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» - еще одного участника экспортного кредитования) и «Росэксимбанка» был образован Центр кредитно-страховой поддержки экспорта, после чего Внешэконмбанк передал акции этого банка ЭКСАРу.

Вместе с тем, и ЭКСАР, и «Российский экспортный центр», ставшие владельцами акций «Росэк-симбанка», являются «дочками» Внешэкономбанка. В основном «Росэксимбанк» финансирует за счет средств государственного бюджета проекты, направленные на развитие гражданской авиации и энергетики.

В странах ЕАЭС функционируют подобного рода банки развития: Банк развития Казахстана, Банк Развития Белоруссии, Государственный банк развития Кыргызской республики, при этом в Армении пока нет аналогичного банка развития. Все же в других государствах пока не создано аналогичного «Росэксимбанку» экспортного импортного банка, но есть свои экспортно-кредитные агентства (ЭКА): КазЭкспортГарант, Белэксимгарант и Экспортное страховое агентство Армении.

ЭКА обычно подразделяются на два типа: интегрированные, предоставляющие кредиты, гарантии, а также занимающиеся страхованием (в США, Великобритании), и раздельные, в тех случаях, когда разные организации занимаются предоставлением кредитов и страхованием. В отношении России, Белоруссии и Арме-

Меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка. http://www.veb.ru/ifi/normpr/mem/

4

нии можно говорить о функционировании в этих странах раздельной модели ЭКА, занимающихся только страхованием предоставляемых кредитов, в некоторых случаях они предоставляют гаран-

тии. В Казахстане же КазЭкспортГарант может выполнять функцию по страхованию экспортных кредитов, так и заниматься финансированием внешнеэкономической деятельности.

Бюджетное регулирование внешних долговых обязательств в странах ЕАЭС

В Российской Федерации вопрос о предоставлении кредита иностранному государству-заемщику инициируется Минфином РФ при обращении подобного заемщика на основании межправительственного соглашения в случае, если такой кредит предусмотрен Программой предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, утверждаемой при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете5.

Ныне действующая Программа предоставления государственных кредитов была утверждена на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. согласно Приложению 43 и принятому Федеральному закону от 19.12.2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», где в ст. 12 оговаривается, что кредиты предоставляются иностранным заемщикам только при условии соблюдения ими взятых на себя обязательств по обслуживанию и погашению государственных кредитов, выданных на основе соглашений, заключенных начиная с 1 января 2003 г.

Помимо этого следует учитывать, что в соответствии со ст. 127 БК РФ могут проводиться реструктуризация или списание долга иностранного заемщика, в качестве которого может выступать как государство, так и юридическое лицо. Под реструктуризацией понимается изменение

условий погашения долга по кредиту, что может сопровождаться списанием основной суммы долга и начислением процентов.

Однако при реструктуризации или списании долга иностранного государства, в соответствии со ст. 127 БК РФ, требуется ратификация, за исключением тех случаев, когда реструктуризация происходит в рамках финансовой организации или финансового клуба, где Россия является участницей и ко всем участникам применяются одинаковые условия.

Вместе с тем, согласно ст. 128 БК РФ, Правительство РФ может осуществить переуступку прав требования по внешним долговым требованиям, к которым относятся финансовые обязательства иностранных государств или юридических лиц, в том числе и те долговые требования, которые обусловлены предоставлением государственных экспортных кредитов банком - агентом Российской Федерации заемщикам или их банкам -кредиторам, что указано в ст. 122 Федерального закона от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

Можно выделить основные направления финансовой поддержки экспорта в государствах ЕАЭС.

5 Ст. 125 «Программа предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов» БК РФ // Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_19702/9510997d266f87dd50c4eb32259a9591a4dc84b8/

В России к таким мерам можно отнести:

• государственное финансирование экспортных кредитов за счет Внешэконмбанка и Росэксим-банка;

• предоставление экспортных гарантий по экспортным кредитам российским коммерческим банкам за счет Росэксимбанка;

• страхование со стороны государства экспортных кредитов, в том числе страхование по политическим рискам, включая риск отмены конвертируемости валют за счет ЭКСАР;

• субсидирование определенной части затрат, сопряженных с поддержанием производства высокотехнологичной продукции.

В Казахстане есть свои особенности по финансовым мерам обеспечения экспортного кредитования:

• Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST» (с 1 марта 2017 г. переименованное в «Национальную компанию «KAZAKH INVEST»6), созданное в апреле 2010 г. как национальный институт развития, осуществляет несырьевую поддержку экспорта, являясь участником программ «Экспорт 2020» и «Инвестор 2020»;

• страхование экспортных кредитов Экспортно-кредитной страховой корпорацией «КазЭкс-портГарант»;

• финансирование экспортных операций Банком Казахстана.

В Белоруссии используют следующие модели:

• гарантийные обязательства в отношении кредитов со стороны Министерства финансов;

• кредитование импортера и (или) банка импортера;

• льготное кредитование при выплате процентов в размере половины учетной ставки со стороны Национального банка Республики Беларусь, что предусмотрено было Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 г. № 466 - данный кредит предоставлялся банкам-нерезидентам на срок до пяти лет и применялся к резидентам России, Казахстана, Молдовы, Украины, Киргизии, Сербии, Нигера, ЮАР, Индонезии;

• предоставление межбанковского экспортного кредита за счет Банка развития Республики Беларусь;

• международный лизинг.

В Армении и Киргизии программа предоставления экспортных кредитов менее развита.

Страхование экспортных кредитов экспортным страховым агентством России (ЭКСАР)

Важную роль в процессе экспортного кредитования играет страхование. Экспортное страховое агентство России (ЭКСАР) создано как специализированный государственный институт поддержки экспорта для реализации страхового инструментария защиты экспортных кредитов и инвестиций. Агентство является национальным экспортным кредитным агентством (ЭКА), созданным в рамках задачи активизации разработки и реализации программы поддержки

экспорта, поставленной Правительством России в конце 2009 г. при реализации мероприятий по антикризисному развитию национальной эко-номики7.

В Российской Федерации ЭКСАР выполняет рад важных функций:

• страхование подтвержденного аккредитива иностранного банка-эмитента на случай неполучения возмещения по такому аккредитиву, в том числе с предоставлением финансирования (стра-

6 Постановление Правительства Республики Казахстан от 01.03.2017 г. № 100 «О переименовании акционерного общества „Национальное агентство по экспорту и инвестициям „KAZNEX INVEST"». http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=94967

7 Экспортное страховое агентство России (ЭКСАР). http://www.exiar.ru/about/role

хователем выступает банк, подтверждающий аккредитив);

• страхование кредита покупателю и банку покупателя в случае невозврата кредита, выданному иностранному заемщику для оплаты экспортируемых из России товаров;

• страхование экспортного факторинга;

• страхование кредита на пополнение оборотных средств экспортера; страхование кредита на создание экспортно-ориентированного производства.

ЭКСАР, став в 2012 г. членом Парижского клуба, основанного в 1993 г., куда входят 36 экспортных кредитных агентств, получило возможность изучить международный опыт по оценке рисков и урегулированию убытков. А после интеграции Парижского клуба в Бернский союз в 2016 г., по результатам встреч в Варшаве, соответственно, возможности ЭКСАР также расширились, поскольку Бернский союз объединяет 81 члена из 73 стран мира. ЭКСАР и Росэксимбанк, формирующие Российский экспортный центр (РЭЦ), позволяют организовать структуру «единого окна».

Достаточно масштабным экспортным кредитом за последнее время стал экспортный кредит России, предоставленный Ирану. Российская Федерация выделила межгосударственный кредит из средств государственного бюджета сроком на пять лет, начиная с года, следующего за годом последнего использования кредита, Ирану на сумму 2,2 млрд евро, направленный на реализацию иранского энергетического проекта по строительству четырех энергоблока для ТЭС «Си-рик» (первоначально ТЭС «Хормозган») мощностью 1400 МВт.

Кредит выдан Ирану под 2,77% годовых, и в случае неиспользования за установленный период суммы Иран будет обязан выплатить комиссию в размере 1% нереализованной суммы. Сам кредит погашается равными полугодовыми платежами в начале февраля и августа каждого года. Стороны, а именно, ООО ИК «Технопромэкспорт»

ЭКСАР $

экспортное СТРАХОВОЕ АГЕНТСТВО РОССИИ

(дочерняя компания «Ростеха») и «Иранская холдинговая компания по выработке электроэнергии на паровых ТЭС», заключили соглашение, которое было парафировано по результатам встречи межправительственной российско-иранской комиссии по торговому сотрудничеству в июле 2016 г., а официальное подписание состоялось 13 декабря 2016 г.

Официальная церемония закладки первого камня, ознаменовавшая начало строительства, состоялась 20 февраля 2017 г. Вопросы взаиморасчетов между двумя странами были урегулированы в ходе встреч руководителей ЦБ России и Ирана.

Таким образом, финансовые инструменты находятся в процессе совершенствования и их изменения. Механизм предоставления государственных экспортных кредитов является важным элементом, способствующем конкурентоспособности национальной продукции, конкурентоспособности этой продукции на внешних рынках за счет создания скрытых механизмов субсидирования экспорта, при этом ограничиваясь только теми мерами, которые предусмотрены в рамках ВТО и ОЭСР.

Процесс экспортного кредитования сопряжен с предоставлением гарантий и страхованием, что позволяет коррелировать политические и коммерческие риски, сопровождающие экспортное кредитование. Модель экспортного кредитования в большинстве государств ЕАЭС похожа, состоит из трех элементов: банка развития, экспортно-кредитного агентства и экспортно-импортного банка. Но имеются некоторые расхождения.

Нормативно-правовые акты и литература

1. БК РФ ст. 125 «Программа предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов» // Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017 г.). http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/9 510997d266f87dd50c4eb32259a9591a4dc84b8/

2. Меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка. http://www.veb.ru/ifi/normpr/mem/

3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 01.03.2017 г. № 100 «О переименовании акционерного общества „Национальное агентство

по экспорту и инвестициям „KAZNEX INVEST"». http:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=94967

4. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014 г.) (ред. от 08.05.2015 г.). http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_163855/

5. OECD: The arrangement for officially supported export credits. https://www.oecd.org/tad/xcred/cirrs.pdf

6. Country Risk Classifications of the Participants to the Arrangement on Officially Supported Export Credits (27 January 2017). http://www.oecd.org/trade/xcred/ cre-crc-historical-internet-english.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.