Научная статья на тему 'Структура обновления содержания профессионального обучения технологии художественной вышивке в формате новых стандартов'

Структура обновления содержания профессионального обучения технологии художественной вышивке в формате новых стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ / EMBROIDERY TECHNOLOGY / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SCIENTIFIC RESEARCH / ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ADVANCE INFORMATION / ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / PREDICTIVE APPROACH / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / FUNCTIONAL TASKS / ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ / CREATION OF KNOWLEDGE / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITIES BY QUALIFIED PROFESSIONALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носань Т.М.

Развитие традиционного прикладного искусства важная составляющая системы подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, создающих высокохудожественные произведения. Для поднятия престижа отрасли важно организовать подготовку художников-мастеров, обладающих глубокими знаниями, профессиональными умениями и навыками, обеспечивающими мобильность и способность адаптироваться к инновационным задачам, следовательно по высить качество подготовки кадров, способных наиболее полно использовать творческий потенциал. В статье рассматривается поэтапная структура обновления содержания профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров. Разработка модели позиционируется как источник пересмотра всей системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров декоративно-прикладного искусства различного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF UPGRADING THE CONTENTS OF VOCATIONAL LEARNING TECHNOLOGY AND EMBROIDERY IN THE FORMAT OF THE NEW STANDARDS

The development of traditional applied art is an important component of the system of training highly qualified and competitive professionals who create highly artistic works. To raise the prestige of industry, it is important to organize the training of masters with profound knowledge, professional skills, mobility and ability to adapt to the innovative task, therefore, is to improve the quality of training that can most fully use the creative potential. The article discusses the gradual update of the content of professional training of embroidery art for future artists, craftsmen. Development of a model is positioned as a source of reviewing the whole system of training and retraining of professional staff of decorative arts at various levels.

Текст научной работы на тему «Структура обновления содержания профессионального обучения технологии художественной вышивке в формате новых стандартов»

Культура отношений одновременно может выступать в нескольких ипостасях: как цель, как условие, как результат и как определенный фактор развития личности.

Культура отношений, непосредственно связана с культурой организации, она ее определяет, задает вектор развития. Культура отношений включает представления сотрудников о назначении (миссии) организации как социального целого, разделяемых и реализуемых в поведении большинством сотрудников ценностях, идеалах, целях, средствах их достижения, традициях, нормах отношений между коллегами, руководителями и исполнителями, с другими организациями. Культура отношений - вектор культуры организаций (учреждений) - задающие вектор происходящих в ней социальных изменений и их итог - социального развития учреждения, организации и самого субъекта, реализующего эти векторы.

Проявление культуры отношений рассматривается в педагогических исследованиях в рамках 4-х аспектов. 1. Объективно-содержательный аспект - отношение личности к культуре и отношение к познавательной деятельности, как пространству реализации конкретного содержания, подлежащего усвоению; 2. Субъективно-личностный аспект - осознание себя как личности в отношениях с другими людьми; отношение к другим людям с позиций гуманизма, отношение к другим людям как

Библиографический список

субъектам процесса становления его собственной системы отношений во всех ее аспектах; 3. Субъектно-деятельностный аспект - отношение к познавательной деятельности, осознание ее значимости как объективного пространства становления его личности; 4. Отношение к сверстникам, педагогу, себе как к субъектам познавательной деятельности и системы отношений формирующейся и проявляющейся в этой деятельности.

Становление культуры отношений оказывается включенным в процесс организации жизнедеятельности личности. В связи с кардинальным пересмотром ценностно-целевой основы построения образования, образовательных систем, воспитания субъекта в образовательных учреждениях, можно констатировать проблемы изменения характера отношений. Этот аспект может быть качественно рассмотрен в случае выявления содержания понятия «отношение» с учетом современной социокультурной установки.

Таким образом, было рассмотрено содержание понятий «отношение», «культура отношений», затронуты вопросы видов отношения, установлено, что отношение непосредственно связано с общением, взаимодействием и культура отношений оказывает положительное влияние на производительность труда учреждения и организации.

1. Лазурский А.Ф., Франк C^. Программа исследования личности в ее отношениях к среде. Москва, 1914.

2. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. Москва: МГУ, 1995.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва: Аспект Пресс, 2002.

4. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, мы, он, Ты, я. Психология значимых отношений. Москва: МГУ, 1989. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. Москва: МГУ, 1987.

5. ^ницина А.И. Проблема становления культуры отношений личности. Психология и педагогика социального воспитания: материалы научно-практ конф., посвященной 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. Кострома: КГУ им. Некрасова, 2005.

6. ^ницина А.И. Процесс становления культуры отношений современного подростка. Развитие научного педагогического знания: проблемы, подходы, результаты. Выпуск 1. Под редакцией Тряпицыной А.П., Козловой А.Г., Писаревой CA, Головинской. Cанкт-Петербург: НИИХ ОТбГУ, 2003.

References

1. Lazurskij A.F., Frank S.L. Programma issledovaniya lichnosti v ee otnosheniyah k srede. Moskva, 1914.

2. Myasischev V.N. Psihologiya otnoshenij. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva: MGU, 1995.

3. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya. Moskva: Aspekt Press, 2002.

4. Kronik A.A., Kronik E.A. V glavnyh rolyah: Vy, my, on, Ty, ya. Psihologiya znachimyh otnoshenij. Moskva: MGU, 1989. Gozman L.Ya. Psihologiya 'emocional'nyh otnoshenij. Moskva: MGU, 1987.

5. Sinicina A.I. Problema stanovleniya kul'tury otnoshenij lichnosti. Psihologiya ipedagogika social'nogo vospitaniya: materialy nauchno-prakt konf., posvyaschennoj 70-letiyu so dnya rozhdeniya A.N. Lutoshkina. Kostroma: KGU im. Nekrasova, 2005.

6. Sinicina A.I. Process stanovleniya kul'tury otnoshenij sovremennogo podrostka. Razvitie nauchnogo pedagogicheskogo znaniya: problemy, podhody, rezul'taty. Vypusk 1. Pod redakciej Tryapicynoj A.P., Kozlovoj A.G., Pisarevoj S.A., Golovinskoj. Sankt-Peterburg: NIIH SPbGU, 2003.

Статья поступила в редакцию 29.11.17

УДК 378

Nosan T.M., Cand. of Science (Pedagogy), senior lecturer, Art Embroidery Department, Higher School of Folk Arts (Institute)

(Saint-Petersburg, Russia), E-mail: vshni@mail.ru

STRUCTURE OF UPGRADING THE CONTENTS OF VOCATIONAL LEARNING TECHNOLOGY AND EMBROIDERY IN THE FORMAT OF THE NEW STANDARDS. The development of traditional applied art is an important component of the system of training highly qualified and competitive professionals who create highly artistic works. To raise the prestige of industry, it is important to organize the training of masters with profound knowledge, professional skills, mobility and ability to adapt to the innovative task, therefore, is to improve the quality of training that can most fully use the creative potential. The article discusses the gradual update of the content of professional training of embroidery art for future artists, craftsmen. Development of a model is positioned as a source of reviewing the whole system of training and retraining of professional staff of decorative arts at various levels.

Key words: professional education, embroidery technology, scientific research, advance information, predictive approach, functional tasks, creation of knowledge, artistic and creative activities by qualified professionals.

Т.М. Носань, канд. пед. наук, доц. каф. художественной вышивки, Высшая школа народных искусств (институт),

г. Санкт-Петербург, E-mail: vshni@mail.ru

СТРУКТУРА ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКЕ В ФОРМАТЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ

Развитие традиционного прикладного искусства - важная составляющая системы подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, создающих высокохудожественные произведения. Для поднятия престижа отрасли важно организовать подготовку художников-мастеров, обладающих глубокими знаниями, профессиональными умениями и навыками, обеспечивающими мобильность и способность адаптироваться к инновационным задачам, следовательно - по-

высить качество подготовки кадров, способных наиболее полно использовать творческий потенциал. В статье рассматривается поэтапная структура обновления содержания профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров. Разработка модели позиционируется как источник пересмотра всей системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров декоративно-прикладного искусства различного уровня.

Ключевые слова: профессиональное образование, технология художественной вышивки, научное исследование, опережающая информация, прогностический подход, функциональные задачи, формирование знаний, художественно-творческая деятельность, квалифицированные специалисты.

Развитие традиционного прикладного искусства является важной составляющей в системе подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных и востребованных специалистов, создающих высокохудожественные произведения. Чтобы поднять престиж отрасли, организовать подготовку художников-мастеров, обладающих глубокими знаниями, профессиональными умениями и навыками, обеспечивающими мобильность и способность адаптироваться к быстроменяющимся инновационным задачам, необходимо повысить качество подготовки таких кадров, чтобы наиболее полно использовать творческий потенциал и инициативу каждого работника в традиционном - прикладном искусстве [1]. В основу процесса обучения технологии художественной вышивки заложена поэтапная структура обновления содержания профессионального обучения будущих художников-мастеров. Отбор учебного материала должен пройти несколько этапов: исследование объекта труда, перспективных требований к уровню профессиональной подготовки; изучение требований к подготовке будущих художников-мастеров вышивки. Важную роль играет: процесс изучения тенденций развития декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; построение модели выпускника художника-мастера; выявление специфики обучения технологии художественной вышивки; взаимосвязь науки и учебного предмета; прогностический отбор содержания обучения по уровням усвоения материала; отбор профессиональных компетенций; формирование учебного плана по художественной вышивке; экспериментальное исследование эффективности внедрения новых учебных планов на основе принципов научности, индивидуализации обучения, творческой активности, регионально-исторической достоверности; поэтапного формирования содержания обучения с учетом перечня требований к профессиональным качествам будущих художников-мастеров.

Основным звеном в подборке действий является разработка учебных программ по технологии художественной вышивки и предложений по корректировке учебного плана и учебных программ. Важными функциями учебной программы являются: определение места и роли технологии художественной вышивки в будущей художественно-творческой деятельности художника-мастера; объем и содержание умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся, выпускная квалификационная работа выпускника среднего профессионального учебного заведения. В совокупности указанные элементы поэтапной структуры обновления содержания обучения технологии художественной вышивки представляют собой конкретное выражение целей обучения по данному предмету, на реализацию которых должны быть направлены усилия педагога, как носителя художественной вышивки, и обучающегося этому виду традиционного прикладного искусства, образующих единое образовательное и художественно-творческое эстетическое пространство. Одним из основных требований в подготовке специалистов профессионального образования является его опережающий характер. «Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед» [2]. Исследования С.Я. Батышева, Б.С. Гершунского, Л.Г. Семушкиной показывают, что, целью профессионального образования является овладение и подготовка специалиста, обладающего глубоким знаниями, профессиональными умениями и навыками, обеспечивающими профессионализм, коммуникативные способности, самостоятельность, право и ответственность за принятие решений, владение навыками быстрой адаптации.

Важной педагогической предпосылкой решения перечисленных задач является совершенствование содержания профессионального образования и обучения. Содержание образования отражено в квалификационной характеристике специалиста, а содержание обучения представлено в учебном плане и учебных программах [3].

Содержание профессионального образования должно строиться на основе модели будущей профессиональной деятельности обучающегося. Это придает содержанию целостность, системную организованность и личностной смысл усваиваемых знаний и умений. При таком подходе содержание обучения про-

ектируется как предмет учебной деятельности, который последовательно трансформируется в предмет профессиональной деятельности, создается возможность интеграции знаний различных предметов (технологии, технического рисунка, композиции, моделирования, материаловедения, мастерства художественной вышивки и т. д.). В настоящее время основой разработки учебно-программной документации является профессионально-квалификационная характеристика специалиста, которая отражает лишь знания и навыки, необходимые специалисту, но не учитывает перспективы развития образования. Следовательно, в качестве основы для разработки образовательных программ может использоваться прогностическая модель специалиста «обновление содержания обучения технологии художественной вышивки» [4]. Данную модель можно рассматривать как своеобразный эталон, разработанный на основе изучения опыта высококвалифицированных специалистов, их знаний, умений и навыков, коммуникабельности, способности к творчеству, умение конкретно решать поставленные перед ним задачи. Принципиальные изменения в системе профессионального образования диктует рынок, а гармонизация этих отношений возможна только при условии взаимной заинтересованности. Важное место в подготовке художников-мастеров занимает формирование профессиональных умений и навыков. Поскольку они формируются в процессе соответствующим образом организованной деятельности, при разработке содержания обучения следует определить состав, содержание практических заданий. Одним из подходов, направленных на установление необходимого содержания таких заданий, а также порядка их предъявления учащимся, является моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. При помощи педагогического моделирования мы получаем опережающую информацию для обоснования целей, содержания, средств, методов обучения, разработки профессионально-квалифицированных характеристик, учебных планов, программ и учебников.

Профессиональная деятельность художников-мастеров складывается из выполнения профессиональных функций, требующих от художника-мастера сложных (комплексных) умений и навыков, которые состоят из большого количества технологических приемов художественной вышивки. Большинство сложных умений-приемов - это межпредметные умения, требующие знания разных дисциплин.

Следовательно, их нельзя сформировывать (выработать) в процессе обособленного изучения отдельных учебных предметов. Для решения сложных комплексных задач необходимо использовать межпредметные формы организации учебного процесса: учебные практики, технологические практики, практические занятия, мастер - классы, преддипломные практики. «Отражение моделирования функциональной деятельности, соответствующей учебно-программной и учебно-методической документации служит важной предпосылкой совершенствования профессионально практической подготовки» [4; 5, с. 29 - 30]. Наиболее полно процесс обучения профессиональной деятельности будущего мастера может быть отражен через моделирование (см. Схема).

Моделирование профессиональной деятельности предлагает анализ трудовых функций, которые должен выполнять художник-мастер. Эти функции могут представлять собой либо завершенный процесс (разработка технологической последовательности выполнения декора для вышивки платья), либо непрерывную последовательную деятельность (контроль над ходом технологического процесса вышивания и. т. п.). Иногда та или иная функция включается как элемент деятельности в основную деятельность (например, эстетическое, нравственное воспитание в ходе занятия по художественной вышивке, формирование творческих интересов в процессе изучения новых региональных видов вышивки). Формирование у обучающихся профессиональных умений на основе моделирования профессиональной деятельности во всех случаях предполагает включение в процесс обучения заданий, выполнению которых предшествует изучение теоретического материала, объяснение подходов к решению за-

Поэтапная структура обновления содержания обучения технологии художественной вышивки

дачи (чтение схем, последовательности выполнения сложных разделок вышивки) или совместный с учащимися творческий поиск их решения (проблемное обучение через сложные составные и трудоемкие схемы разделок вышивки) [5, с. 31]. Моделирование профессиональной деятельности художника-мастера в учебном процессе включает в себя следующие этапы: разработку модели профессиональной деятельности художника-мастера; оценку значимости и сложности выявленных задач (выбор из них такой системы задач, решение которой будет занимать одно из основных мест в учебном процессе института; разработку на основе типовых функциональных задач соответствующих учебно-производственных задач; выделение значимых параметров деятельности и основных процессуальных действий; определение необходимой учебно-материальной базы для выполнения задачи, выбор метода обучения.

Постановка цели связана с предварительным представлением о форме и характере результата деятельности. Ориентация на заданные цели и объект определяет выбор средств деятельности. Существуют различные виды деятельности, поэтому необходимо видеть и различные предметные подходы к их рассмотрению. Нас интересует творческий вид деятельности будущего художника ТПИ. Творческий процесс художественно-технологической деятельности обучающихся характеризуют следующие элементы: интересы, склонности к творческой деятельности, методы и приемы своей деятельности, способность быстро переходить от продуктивной деятельности к творческой и наоборот, способность к трансформации имеющихся знаний, умений, навыков и опыта, способность отказаться от сделанного, если оно не является решением данной задачи и начать творческий поиск сначала. Творческую активность можно рассматривать как высшую форму трудовой активности, связанную с качественными изменениями трудовой деятельности и характеризующую

Библиографический список

степень раскрытия универсальных сущностных сил человека. Творческая активность - это свойство целостной личности, для которой труд имеет самостоятельную ценность. Именно такое отношение лежит в основе творческого мышления и его следует формулировать в первую очередь. Художник и педагог Б.М. Не-менский отмечал, что развитие творческих способностей и фантазии необходимо для любой деятельности; художественной, научной, технической и бытовой [6].

Для студентов, активно участвующих в художественно-творческой деятельности, характерно преобладание мотивов, связанных с ориентацией на содержание обучения технологии художественной вышивки, её историко-региональные художественно-технологические особенности необходимость профессии, удовлетворенность художественно-творческой и исполнительской деятельностью. Развитый интерес к содержанию профессиональной деятельности является показателем высокого уровня общей культуры обучающегося художника-мастера, потребности его в творчестве, увлеченности самим процессом художественной деятельности, характерной для специалистов, ориентированных на творчество и продуктивную деятельность.

Учитывая выше изложенное, в качестве основы для разработки образовательных программ может использоваться прогностическая модель специалиста «обновление содержания обучения технологии художественной вышивки», которую можно рассматривать как своеобразный эталон, разработанный на основе изучения опыта высококвалифицированных специалистов, их знаний, умений и навыков, личностных качеств, способности к творчеству и умение конкретно решать поставленные перед ним задачи.

Разработка такой модели поможет пересмотреть всю систему подготовки и переподготовки профессиональных кадров различного уровня и для любой отрасли производства.

1. Зиновкина М.М. Инженерное мышление: Теория и инновационные педагогические технологии: монография. Москва: МГИУ,1996.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: АСТ: Астрель: Люкс, 2005.

3. Шамрай Н.Н. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям труда в процессе технологического образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2000.

4. Подготовка техников в новых экономических условиях. Научные редакторы: академики РАО Батышев С.Я., Гершунский Б.С., д-р пед. наук. Семушина Л.Г. Москва: А.П.О. 1994.

5. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие. Москва: Высш. шк., 1990.

6. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Москва: Просвещение, 2007.

References

1. Zinovkina M.M. Inzhenernoe myshlenie: Teoriya i innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: monografiya. Moskva: MGIU,1996.

2. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: AST: Astrel': Lyuks, 2005.

3. Shamraj N.N. Pedagogicheskie osnovy adaptacii uchaschihsya k usloviyam truda vprocesse tehnologicheskogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.

4. Podgotovka tehnikov v novyh 'ekonomicheskih usloviyah. Nauchnye redaktory: akademiki RAO Batyshev S.Ya., Gershunskij B.S., d-r ped. nauk. Semushina L.G. Moskva: A.P.O. 1994.

5. Semushina L.G., Yaroshenko N.G. Soderzhanie i metody obucheniya v srednih special'nyh uchebnyh zavedeniyah: uchebnoe posobie. Moskva: Vyssh. shk., 1990.

6. Nemenskij B.M. Pedagogika iskusstva. Moskva: Prosveschenie, 2007.

Статья поступила в редакцию 29.11.17

УДК 378

Ozerova O.V., Deputy Director of Museum and exhibition activities of Sergiyev Posad Branch of Higher School of Folk Arts (Institute) (Sergiev Posad, Russia), E-mail: ozerova_72@list.ru

Lonchinskaya T.E., Cand. of Science (Pedagogy), Head of Artistic-Creative Research Laboratory, Innovation Center of Traditional Applied Art, Higher School of Folk Arts (Institute), (St. Petersburg, Russia), E-mail: lte05@mail.ru

RENOVATION OF TOYS. Renovation works of traditional applied art is activity, aimed at the development, preservation and reconstruction of the original items of material culture, the study of their historical and artistic contexts. In the article the authors describe the renovation process of Christmas tree decorations - cotton toys. The work analyzes stages of development of the tradition of Christmas tree ornaments, stylistic features of the cotton toys, changes in the process of historical existence. Special attention is paid to the disclosure of the renovation process cotton Christmas decorations by the students, which included stages: historical-cultural immersion in the era, the attribution of the work, analysis of technological features and artistic traditions of the respective historical period, to determine its relationship with the modern art era, the study of technology and material. Key words: renovation, toy, Christmas toy, cotton toy, Christmas tree, New Year.

О.В. Озерова, зам. директора по музейно-выставочной деятельности Сергиев-Посадского филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», г. Сергиев Посад, E-mail: ozerova_72@list.ru Т.Е. Лончинская, канд. пед. наук, зав. художественно-творческой лабораторией Научно-исследовательского инновационного центра традиционного прикладного искусства, ФГБОУ ВО «(Высшая школа народных искусств (институт)», г. Санкт-Петербург, E-mail: lte05@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.