дачи (чтение схем, последовательности выполнения сложных разделок вышивки) или совместный с учащимися творческий поиск их решения (проблемное обучение через сложные составные и трудоемкие схемы разделок вышивки) [5, с. 31]. Моделирование профессиональной деятельности художника-мастера в учебном процессе включает в себя следующие этапы: разработку модели профессиональной деятельности художника-мастера; оценку значимости и сложности выявленных задач (выбор из них такой системы задач, решение которой будет занимать одно из основных мест в учебном процессе института; разработку на основе типовых функциональных задач соответствующих учебно-производственных задач; выделение значимых параметров деятельности и основных процессуальных действий; определение необходимой учебно-материальной базы для выполнения задачи, выбор метода обучения.
Постановка цели связана с предварительным представлением о форме и характере результата деятельности. Ориентация на заданные цели и объект определяет выбор средств деятельности. Существуют различные виды деятельности, поэтому необходимо видеть и различные предметные подходы к их рассмотрению. Нас интересует творческий вид деятельности будущего художника ТПИ. Творческий процесс художественно-технологической деятельности обучающихся характеризуют следующие элементы: интересы, склонности к творческой деятельности, методы и приемы своей деятельности, способность быстро переходить от продуктивной деятельности к творческой и наоборот, способность к трансформации имеющихся знаний, умений, навыков и опыта, способность отказаться от сделанного, если оно не является решением данной задачи и начать творческий поиск сначала. Творческую активность можно рассматривать как высшую форму трудовой активности, связанную с качественными изменениями трудовой деятельности и характеризующую
Библиографический список
степень раскрытия универсальных сущностных сил человека. Творческая активность - это свойство целостной личности, для которой труд имеет самостоятельную ценность. Именно такое отношение лежит в основе творческого мышления и его следует формулировать в первую очередь. Художник и педагог Б.М. Не-менский отмечал, что развитие творческих способностей и фантазии необходимо для любой деятельности; художественной, научной, технической и бытовой [6].
Для студентов, активно участвующих в художественно-творческой деятельности, характерно преобладание мотивов, связанных с ориентацией на содержание обучения технологии художественной вышивки, её историко-региональные художественно-технологические особенности, необходимость профессии, удовлетворенность художественно-творческой и исполнительской деятельностью. Развитый интерес к содержанию профессиональной деятельности является показателем высокого уровня общей культуры обучающегося художника-мастера, потребности его в творчестве, увлеченности самим процессом художественной деятельности, характерной для специалистов, ориентированных на творчество и продуктивную деятельность.
Учитывая выше изложенное, в качестве основы для разработки образовательных программ может использоваться прогностическая модель специалиста «обновление содержания обучения технологии художественной вышивки», которую можно рассматривать как своеобразный эталон, разработанный на основе изучения опыта высококвалифицированных специалистов, их знаний, умений и навыков, личностных качеств, способности к творчеству и умение конкретно решать поставленные перед ним задачи.
Разработка такой модели поможет пересмотреть всю систему подготовки и переподготовки профессиональных кадров различного уровня и для любой отрасли производства.
1. Зиновкина М.М. Инженерное мышление: Теория и инновационные педагогические технологии: монография. Москва: МГИУ,1996.
2. Выготский Л.^ Педагогическая психология. Москва: ACT: Астрель: Люкс, 2005.
3. Шамрай H.H. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям труда в процессе технологического образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2000.
4. Подготовка техников в новых экономических условиях. Hаучные редакторы: академики РАО Батышев C^., Гершунский Б^., д-р пед. наук. Cемушина Л.Г. Москва: А.П.О. 1994.
5. Cемушина Л.Г., Ярошенко H.r. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие. Москва: Высш. шк., 1990.
6. Hеменский Б.М. Педагогика искусства. Москва: Просвещение, 2007.
References
1. Zinovkina M.M. Inzhenernoe myshlenie: Teoriya i innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: monografiya. Moskva: MGIU,1996.
2. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: AST: Astrel': Lyuks, 2005.
3. Shamraj N.N. Pedagogicheskie osnovy adaptacii uchaschihsya k usloviyam truda vprocesse tehnologicheskogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.
4. Podgotovka tehnikov v novyh 'ekonomicheskih usloviyah. Nauchnye redaktory: akademiki RAO Batyshev S.Ya., Gershunskij B.S., d-r ped. nauk. Semushina L.G. Moskva: A.P.O. 1994.
5. Semushina L.G., Yaroshenko N.G. Soderzhanie i metody obucheniya v srednih special'nyh uchebnyh zavedeniyah: uchebnoe posobie. Moskva: Vyssh. shk., 1990.
6. Nemenskij B.M. Pedagogika iskusstva. Moskva: Prosveschenie, 2007.
Статья поступила в редакцию 29.11.17
УДК 378
Ozerova O.V., Deputy Director of Museum and exhibition activities of Sergiyev Posad Branch of Higher School of Folk Arts (Institute) (Sergiev Posad, Russia), E-mail: [email protected]
Lonchinskaya T.E., Cand. of Science (Pedagogy), Head of Artistic-Creative Research Laboratory, Innovation Center of Traditional Applied Art, Higher School of Folk Arts (Institute), (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
RENOVATION OF TOYS. Renovation works of traditional applied art is activity, aimed at the development, preservation and reconstruction of the original items of material culture, the study of their historical and artistic contexts. In the article the authors describe the renovation process of Christmas tree decorations - cotton toys. The work analyzes stages of development of the tradition of Christmas tree ornaments, stylistic features of the cotton toys, changes in the process of historical existence. Special attention is paid to the disclosure of the renovation process cotton Christmas decorations by the students, which included stages: historical-cultural immersion in the era, the attribution of the work, analysis of technological features and artistic traditions of the respective historical period, to determine its relationship with the modern art era, the study of technology and material. Key words: renovation, toy, Christmas toy, cotton toy, Christmas tree, New Year.
О.В. Озерова, зам. директора по музейно-выставочной деятельности Сергиев-Посадского филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», г. Сергиев Посад, E-mail: [email protected] Т.Е. Лончинская, канд. пед. наук, зав. художественно-творческой лабораторией Научно-исследовательского инновационного центра традиционного прикладного искусства, ФГБОУ ВО «(Высшая школа народных искусств (институт)», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
РЕНОВАЦИЯ ИГРУШКИ
Реновация произведений традиционного прикладного искусства - деятельность, направленная на освоение, сохранение и воссоздание подлинных предметов материальной культуры, изучение их исторического и художественного контекстов. В статье авторы описывают процесс реновации ёлочных украшений - ватной игрушки. Проанализированы этапы развития традиции украшения рождественской ёлки; стилистические особенности ватной игрушки, ее изменения в процессе исторического бытования. Особенное внимание уделено раскрытию процесса реновации ватной ёлочной игрушки студентами, который включал этапы: историко-культурное погружение в эпоху; атрибутирование произведения; анализ технологических особенностей и художественных традиций соответствующего исторического периода; определение связей с современной для произведения искусства эпохой; изучение технологии и материала.
Ключевые слова: реновация, игрушка, ёлочная игрушка, ватная игрушка, ёлка, новый год.
Изучение и сохранение исторической художественной традиции игрушки в Сергиево-Посадском филиале Высшей школы народных искусств нацелено на создание научной художественно-творческой образовательной среды. Освоению, сохранению и воссозданию подлинных предметов материальной культуры, изучению исторического и художественного контекстов, постижению композиционных и технологических традиционных приемов содействует реновация произведений традиционного прикладного искусства. В собрании Художественно-педагогического музея игрушки имени Н.Д. Бартрама хранятся, обладающие богатым художественным содержанием, памятники искусства, среди которых особое место занимают ёлочные украшения - неотъемлемые атрибуты новогоднего праздничного досугового пространства. Исследование ёлочных игрушек позволяет составить правильное визуальное представление о материальной культуре конкретного исторического периода. Созданные в определённую эпоху ёлочные украшения несут особый смысл, наделены функциями, являются носителями информации.
В рамках нашего научного исследования будет рассмотрена реновация ватной игрушки, прототипом которой послужили советские ёлочные игрушки из ваты, изготавливаемые в 1930 -60-х годах на производствах. Анализ имеющихся публикаций показал, что тема ёлочной игрушки из ваты отмечается крайне незначительным количеством работ и узкостью тематики.
Изучение истории ватной игрушки требует рассмотрение зарождения традиции украшения рождественской ёлки, которая пришла в Россию из Германии. Следует отметить, что предшественниками ёлочных ватных украшений производимых в России в ХХ веке были дореволюционные русские ёлочные игрушки из ваты, которые изготавливали в семьях.
Материалом для изготовления ватных игрушек, служила хлопковая вата, представляющая собой массу волокон хлопка низких сортов, однородную по составу и имеющую достаточную пышность и упругость, малую теплопроводность. Интересно, что в России в 1898 году хлопок-сырец являлся наиболее крупным предметом ввоза, согласно сведениям, представленным в энциклопедическом словаре Бронгауза и Ефрона, закупка хлопка составляла 70,9 милл.р [1, с. 285].
Иллюстративные материалы, связанные с подготовкой и проведением домашней рождественской ёлки, публиковались в русских женских журналах по домоводству, рукоделиям и искусствам: «На помощь матерям» (1894 - 1904), «Женщина» (1907 - 1917), «Дамский мир» (1907 - 19170), «Журнал для хозяек» (1912 - 1918), «Журнал для женщин» (1914 - 1918) и др. Профессиональное изготовление ёлочных игрушек в России приходится на начало ХХ века, торговлю которыми в Москве осуществляют крупнейший торговый дом России «Торговый дом Тихомирова и К», магазины Аксенова и Васильева, Тихонова и Зверева, Мюра и Мерлиз и др. ёлочные украшения изготавливались в мастерских, а также в артелях объединяющих мастеров-игрушечников. Продажа ёлочных игрушек проходила на специальных рождественских базарах. Н.Д. Бартрамом был организован базар «Лель», действовавший с 1 декабря 1907 до 1 января 1908 г., на котором совместно с кустарными художественными изделиями продавались ёлочные игрушки [2, с. 93]. При производстве ёлочных игрушек, изготовляемых в конце XIX века начале ХХ века, применялась вата, накрученная на жесткий каркас. Сверху поверхность покрывалась специальной солью, которая уплотняла и придавала ей слабый искрящийся блеск. Роспись ватной игрушки осуществлялась вручную и могла декорироваться цветной папиросной бумагой, пряжей, стеклянными вставками. Игрушки были дешевы и несложны в производстве.
Классификация ёлочных игрушек по функциональному назначению, предусматривает деление на игрушки, «обеспечивающие общий вид ёлки» (шары, звезды, флажки, дождь, гирлянды,
бусы и пр.); игрушки «для рассматривания» (фигурки людей, животных, птиц, изображения различных предметов и др.); игрушки «с движением, звуком, сюрпризами» (хлопушки, игрушки с колокольчиками и т. п.); «вкусные» игрушки (апельсины, яблоки, расписные пряники, коробочки с конфетами); игрушки под ёлкой (дед Мороз, Снегурочка и др.) и «световые эффекты» (фейерверк, бенгальские огни и пр.) [3; 4]. Ёлочный ассортимент по материалу изготовления подразделялся на изделия из: ваты, папье-маше, воска и желатина, текстиля, мишуры, плющенки и канители, дерева, металла, стекла, картона и др. [5].
Новый год непосредственно связан с убранством ёлок, которые занимают центральное место в новогодних праздниках. Организация ёлок в 1930-х годах XX века заранее обсуждалась на совещаниях работников в Наркомпросе и тщательно подготавливалась с методическими указаниями и рецептурами детского праздника. В письме заместителя Народного Комиссара Просвещения А. Лихачева от 15.11.1937г. даны директивы: «заведующим краевым и областным отделам народного образования, заведующим Московским и Ленинградским городским отделам народного образования в период зимних каникул с 30 декабря по 12 января в школах и других детских учреждениях должны быть устроены новогодние ёлки» [6, с. 92 - 93]. «В 1937 году Госпланом РСФСР перед Наркомпросом РСФСР была поставлена задача - увеличить производство только ватных игрушек до 10 млн. штук, а Наркомвнуторг дал специальное указание всем торгующим организациям (Союзкультторгу, Союзунивермагу, главторгам) завозить больше ёлочных игрушек» [7, с. 106 - 107]. С 1938 года под эгидой Всекомпроса некоторые артели начали специализироваться на изготовлении исключительно ёлочных игрушек. Так, полностью на их производство перешли московские артели «Кооперигрушка», «Ёлочная игрушка», воронежская артель «Химпродукция». К концу 1930х годов в Москве и ряде других городов России открылись магазины, специально торгующие ёлочными украшениями. Организовывались специальные ёлочные базары. Одним из наиболее крупных среди них был ёлочный базар в московском Лубянском пассаже. Журнал «Советская игрушка» в разделе «Хроника» регулярно сообщал об организации конкурсов, приуроченных к новогодним праздникам, и об образцах, удостоенных наград: «В артели им. Шаумяна Мосгоркультигрушсоюза закончился конкурс на образцы ватной игрушки. Первое место получили фигурки «Турист» и «Милиционер», премии удостоены фигурки «Медицинская сестра» и «Девочка-колхозница» [8, с. 106 - 100]. Особенно новогодние игрушки из ваты были популярны в 40-60-х годах хх века. В 1937 году выходит сборник статей и материалов под редакцией С.С. Базыкина и Е.А. Флериной по изготовлению и оформлению ёлочных игрушек из стекла, ваты, бумаги, картона, канители, мишуры, тканей, воска, фанеры, дерева, стружки, папье-маше, пластмассы, фарфора, шерсти, плюша, в котором в котором описаны не только материалы, из которых можно изготовить игрушки на ёлку, но и даны схемы, чертежи и способы изготовления и «элементарные технические советы» [6, с. 48]. Игрушки выполнялись из огнестойкой ваты, пропитанной особым составом, согласно «Инструкции по применению огнезащитной пропитки для разного рода тканей». Инструкция, утвержденная научно-техническим отделом ГУПО НКВД СССР, содержала следующие разделы: рецепт пропитки, подготовка тканей к пропитке, порядок пропитки и условия эксплуатации и хранения пропитанных тканей. Производство из ваты велось главным образом, вручную. «Художественное качество «лепки» и росписи низко, за исключением немногих образцов. Преобладает несколько угрюмый, строгий дед-мороз. А эти фигуры нужны веселые и смешные. Недостаточно веселых, юмористических фигурок (обезьянки, мишки, деды-морозы, снегурочки, кота в сапогах» [6, с. 31 - 32]. Каркас для мелких ватных фигурок делался из мягкой железной
проволоки 0,5 - 1 мм, для крупных фигур применяются деревянные каркасы. Подробная технология изготовления ватной игрушки описана в статье А. Русакова «Ёлочные игрушки из ваты». Трудоемкость производства, описанная А. Русаковым «очень велика». Один рабочий за семичасовой рабочий день может делать в среднем 7 штук дед-морозов или 60 штук плодов» [6, с. 69]. Встает необходимость в разработке специальных станков для обработки каркасов ватой. Расширяется ассортимент игрушек, так художником Идерманской выпущены образцы игрушек к произведениям А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», художником Мартенс образцы к сказке «Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др. Данные игрушки являются музейными редкостями. Произведения прикладного искусства, которыми располагают музеи, служат ценнейшими историческими источниками и позволяют изучать ценности и достижения, соответствующие аксиологическим представлениям своего времени.
Проведение студентами реновации ватной ёлочной игрушки включало: историко-культурное погружение в эпоху; атрибутирование произведения; анализ технологических особенностей и художественных традиций соответствующего исторического периода; определение связей с современной для произведения искусства эпохой; изучение технологии и материала.
Сбор исторического материала и произведенный сравнительный анализ позволили студентам выявить, что до 1939 года в изготовлении ватных игрушек преобладал ручной способ, требующий от изготовителя большого навыка. Всесоюзным научно-экспериментальным институтом игрушки был разработан способ формования ватных игрушек (животных) в гипсовых и чугунных формах. Формы не давали отклонения от образца и в точности воспроизводили его. Было выпущено руководство для производственников на основании экспериментальных работ, проведенных в лабораториях-мастерских Всесоюзного научно-экспериментального института игрушки. Технологический процесс производства ватной игрушки состоял из окраски ваты, пропитки ваты огнестойкими составами, окраски и росписи [9, с. 26 - 29]. В сентябре 1948 года научным сотрудником института игрушки С.И. Бовиным был разработан способ холодного прессования ёлочных украшений из ваты, который был описан в сборнике «Игрушка», изданном в 1950 году. В 1950 году разрабатывается и внедряется во многие производства способ горячего прессования формируемых из двух половинок фигурок из ваты.
Студентами были изучены способы производства ёлочных украшений из ваты, которые постоянно усовершенствовались: механизировались, применялись новые материалы. Например, была внедрена намотка изделий на станке-веретене. Этот способ в несколько раз увеличивал производительность труда, предотвращал деформацию изделий, позволял выпускать игрушку в точно заданных профилях (по шаблону). Для производства таких
Библиографический список
игрушек необходимы инструменты (нож, молоток, плоскогубцы, кусачки, кисти, краски) и вата, которая является основным сырьем для выработки ватных ёлочных игрушек и должна быть белая, без комочков, узелков, крепкая на разрыв, иметь длину волокна 15 мм, хорошую «расслаиваемость» и способность быстро впитывать в себя жидкость. Изучив технические условия на сдачу и приёмку ватных ёлочных игрушек, студенты выделили четыре основные группы игрушек: подставочные большие - деды морозы и прочие фигуры; разные фигурные изделия - фигурки людей, персонажи сказок, птицы, звери; фрукты, овощи, грибы; декоративная вата, служащая для непосредственного украшения ветвей ёлки и подставок. К каждой группе игрушек предъявлялись требования к качеству (прочность, плотность, размеры, упаковка, крепеж, температура хранения, «форма изделия должны быть реалистическая, т. е. правильно передающая их изображение» [9, с. 38]. В артелях работал технический контроль (ОТК), который наблюдал за качеством поступающего сырья, качеством выпускаемой продукции, выявления причин, влияющих на снижение качества полуфабрикатов. Технический контроль работал в тесном контакте с художниками и мастерами, сравнивая с эталоном образца игрушки, устанавливая тождественность и отсутствие брака. В процессе производства применялись, следующие клеящие вещества: растительные клеи (крахмал картофельный, крахмал рисовый, крахмал маисовый, гуммиарабик, агар-агар, вишневый клей, желатин); животные клеи (столярный, рыбий, желатин производственный из костей, хрящей, кожи); чистый желатин, технический казеин.
В процессе реновационного технологического исследования возникла необходимость тщательной проработки образцов с целью воссоздания и освоения утраченных (забытых) приёмов изготовления каркаса из проволоки, а также «лепки из ваты». Интересно отметить и такой факт, что после продолжительных поисков удалось найти консистенцию клея (крахмал картофельный) для пропитки ваты. Студентами проводился поиск образца образной анималистической игрушки. Внимательное изучение зарисовок и имеющихся фотоснимков позволило воссоздать схему создания анималистических игрушек, например, «овечка», «снегирь» и др. Под руководством преподавателя Артемо-вой Н.А. была выполнена реновация ватных игрушек, которая включала разработку технологии изготовления каркасной и бескаркасной игрушки из ваты и последовательность изготовления ватных игрушек и их окраску, и воссоздание необходимой консистенция клея (крахмал картофельный). В результате реновации восстановлены такие ватные игрушки, как лимон, яблоко, гриб, лисичка, дед Мороз, которые опубликованы в журнале «Обруч» в 2011 году. Проведение студентами научно-исследовательской работы по реновации ватных игрушек будет способствовать проявлению творческой активности в решении и реализации своих творческих идей.
1. Энциклопедический словарь Бронгауза и Ефрона. Т. 54: 285.
2. Изергина А.Н. О моем отце, художнике Н.Д. Бартраме. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. Москва: советский художник, 1979: 61 - 143.
3. Ершова О. Ёлочный ассортимент. Игрушка.1936; № 7: 24.
4. Ёлочные игрушки. Игрушка. 1939: 27 - 28.
5. О производстве ёлочных украшений. Советская игрушка. 1936; 7: 25.
6. Базыкин С.С., Флерина Е.А. Ёлка. Наркомпрос. Комитет по игрушке. Москва: 1937: 92 - 93.
7. Сазарова А. История ёлочной игрушки, или Как наряжали советскую ёлку. Москва: Новое литературное обозрение, 2011: 106 - 107.
8. Овешков Ф.И. Данилевкий В.Г. Производство ёлочных украшений из ваты. Москва: Всесоюзное кооперативное издательство.
9. Лапковский В.М., Овешкова Ф.И., Данилевский В.Г. Ёлочная игрушка. Москва: Всесоюзное кооперативное издательство. References
1. 'Enciklopedicheskijslovar'Brongauza iEfrona. T. 54: 285.
2. Izergina A.N. O moem otce, hudozhnike N.D. Bartrame. Izbrannye stat'i. Vospominaniya o hudozhnike. Moskva: sovetskij hudozhnik, 1979: 61 - 143.
3. Ershova O. Elochnyj assortiment. Igrushka .1936; № 7: 24.
4. Elochnye igrushki. Igrushka. 1939: 27 - 28.
5. O proizvodstve elochnyh ukrashenij. Sovetskaya igrushka. 1936; 7: 25.
6. Bazykin S.S., Flerina E.A. Elka. Narkompros. Komitet po igrushke. Moskva: 1937: 92 - 93.
7. Sazarova A. Istoriya elochnoj igrushki, ili Kak naryazhali sovetskuyu elku. Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie, 2011: 106 - 107.
8. Oveshkov F.I. Danilevkij V.G. Proizvodstvo elochnyh ukrashenijiz vaty. Moskva: Vsesoyuznoe kooperativnoe izdatel'stvo.
9. Lapkovskij V.M., Oveshkova F.I., Danilevskij V.G. Elochnaya igrushka. Moskva: Vsesoyuznoe kooperativnoe izdatel'stvo.
Статья поступила в редакцию 28.11.17
УДК 378
Pozdnyakov I.A., Cand. of Science (Pedagogy), Department of Theory and History of Pedagogy, State Pedagogical University
n.a. A.I. Herzen, (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL SUPPORT IN THE PROCESS OF PRE-UNIVERSITY TRAINING OF FOREIGN STUDENT. Socio-cultural changes in the society and education require adequate approaches to the organization of process of pedagogical support of adaptation of foreign students in Russian universities. The article discusses problems of adaptation of foreign students through the prism of personality-oriented education (in which the human person is considered in constant development, realize their capabilities and qualities in the subject-subject interaction) and personality-oriented technologies in the process of pre-university training, which corresponds to the trends in the development of a single world educational space. It is emphasized that the successful solution of the foreign students' adaptation, training, life in the learning process in Russian universities is a significant factor of personal success in a foreign educational environment.
Key words: pedagogical support, international students, student-oriented technology, personality-oriented education.
И.А. Поздняков, канд. пед. наук, каф. теории и истории педагогики РГПУ им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ПРОЦЕССЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Социокультурные изменения в обществе и образовании требуют адекватных подходов к организации процесса педагогической поддержки адаптации иностранных студентов в российских вузах. В данной статье рассматриваются проблемы адаптации иностранных студентов через призму личностно-ориентированного образования (в котором человеческая личность рассматривается в постоянном развитии, реализации своих возможностей и качеств в субъект-субъектном взаимодействии) и личностно-ориентированные технологии в процессе довузовской подготовки, что соответствует тенденциям развития единого мирового образовательного пространства. Подчеркивается, что успешное решение иностранными студентами задач адаптации, подготовки, жизнедеятельности в процессе обучения в российском вузе является для них значимым фактором личностной успешности в иноязычной образовательной среде.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, иностранные студенты, личностно-ориентированные технологии, личностно-ориентированное образование.
Значительное влияние на развитие теории и практики педагогической поддержки адаптации иностранных студентов в российских вузах оказывает переход к парадигме личностно-о-риентированного образования, в котором человеческая личность рассматривается в постоянном развитии, реализации своих возможностей и качеств в субъект-субъектном взаимодействии. Приоритет при этом отдается универсальным человеческим ценностям, реализации тенденций гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Социокультурные изменения в обществе и образовании требуют адекватных подходов к организации процесса педагогической поддержки адаптации иностранных студентов в российских вузах. Это относится к его теоретическому осмыслению, к преодолению имеющихся проблем и негативных воздействий, вовлечению всех студентов в социокультурные и педагогические взаимодействия.
Научно-теоретической основой решения вопросов в данной сфере педагогики высшей школы являются гуманистическая психология и педагогика Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева, Ж.Б. Сур-таева [1], А. Маслоу [2], В. Жуков, А. Пилипенко, Е.Б. Попов [3], К. Роджерс [4], Е.В. Бондаревская, С.П. Печенюк [5], В.В. Сериков [6], А.П. Тряпицына [7], И.С. Якиманская.
В ракурсе данных подходов развитие идеи педагогической поддержки адаптации в ходе довузовской подготовки иностранных студентов может получить гуманистическое и общепедагогическое звучание. Такая направленность процесса педагогической поддержки адаптации иностранных студентов созвучна тенденциям развития единого мирового образовательного пространства.
Процесс педагогической поддержки адаптации иностранных студентов в значительной степени обусловлен объективными причинами. Вместе с тем, он не может быть решен без учета субъективных, личностных факторов, в частности, понимания и учета особенностей нахождения личности в условиях «пограничной» (К. Ясперс) ситуации, в которой оказываются иностранные студенты, начиная обучение в российском вузе. Для того, чтобы данная ситуация в действительности не приобрела «пограничное» содержание для иностранных студентов, процесс поддержки их адаптации должен быть гуманным, личностно-о-риентированным. Это связано с успешностью обучающихся и их социокультурной адаптацией в иноязычной среде.
В этой связи следует заметить, что успешное решение иностранными студентами задач адаптации, подготовки, жизнедеятельности в процессе обучения в российском вузе является для них фактором личностной успешности в иноязычной образова-
тельной среде. В свою очередь, педагогически успешное и психологически комфортное освоение иностранными студентами знаний и способов учебной деятельности свидетельствует об их профессиональном и личностном развитии.
Учет указанных факторов ориентирует организацию довузовской подготовки на гуманистическую и личностно ориентированную парадигму образования, что обусловлено личностной потребностью иностранных студентов в адаптации и получении высшего образования в иноязычной среде.
Личностно-ориентированная педагогическая поддержка адаптации в ходе довузовской подготовкой иностранных студентов включает следующие компоненты: постановка и решение психолого-педагогических задач: адаптация иностранных студентов к новым для них условиям вуза, региона, страны; создание в вузе личностно развивающей культурно-образовательной среды; развитие коммуникативной компетентности средствами неродного языка; формирование у иностранных студентов знаний и способов познавательной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей и образовательных маршрутов; реализация педагогических принципов: взаимосвязанного решения адаптационных, социокультурных, коммуникативных, учебных и личностных задач; учета национально-культурных особенностей личности студента; коммуникативной и профессиональной направленности процесса довузовской подготовки; развития профессионально-педагогических, коммуникативно-межкультурных компетенций руководителей и преподавателей вузов в условиях межкультурного педагогического взаимодействия; формирование и освоение личностно-ориентированного содержания довузовской подготовки, включающего: базовый и вариативные компоненты подготовки; индивидуальные программы подготовки, формирования профессиональной компетенции и личностного развития с учетом личностных особенностей подготовки и учебно-познавательной деятельности студентов; реализацию организационно-педагогических условий личностно-ориен-тированной довузовской подготовки: активизация субъектной позиции личности студента; обеспечение благоприятной психологически-комфортной образовательной среды; развитие мотивации учения на основе личностной успешности студента; формирование устойчивого познавательного интереса за счет личностно-значимых учебных ситуаций; учет и педагогически-целесообразное использование национально-культурных особенностей студентов в процессе подготовки; полноценность языкового общения в учебной и досуговой сферах; индивидуализация и дифференциация подготовки с учетом индивидуальных