Раздел 2 Педиатрия
фросцинтиграфии. Он составил 9,68±5,23 ммоль/л. В то время как у детей без признаков нефросклероза он оказался более низким — 5,97±0,9 ммоль/л (р=0,001). При этом выявлена прямая корреляционная взаимосвязь между уровнем гомоцистеина и развитием нефросклероза (коэф. 0,64).
Заключение. Для детей с хроническим пиелонефритом, имеющих очаги нефросклероза, характерна гипергомоцистеинемия. Полученные данные могут служить основанием для рассмотрения вопроса о назначении специфической терапии с целью предупреждения развития нефросклеротических очагов.
СТРУКТУРА НЕФРОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ ПО ДАННЫМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Ни А., Опра А.Л., Рябухина Е.С., Лучанинова В.Н., Семешина О.В., Мельникова Е.А.
ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России, г. Владивосток ГБУЗ КДКБ № 1, г. Владивосток
Введение. Несмотря на достижения современной медицины, в том числе и нефрологии, в настоящее время продолжается рост числа заболеваний органов моче-выделительной системы (ОМС) у детей. Цель исследования — определить структуру заболеваемости органов мочевыделительной системы у детей Материалы и методы. На базе нефрологического отделения Краевой детской клинической больницы № 1 г. Владивостока изучена структура заболеваемости детей, госпитализированных за период 2012-2014гг Результаты. За исследуемые 3 года среднее годовое количество пациентов составило 799 детей. Удельный вес краевых пациентов составил — 43%, 44%, 47,1%, подростков — 9,6%, 10,3%, 11,3%, детей до 1 года — 8,6%, 9,8%, 8,0%.
В структуре заболеваемости госпитализированных больных выявлено преобладание бактериально-воспалительных заболеваний ОМС (71,6%), заболевания почек с хроническим течением — 54,7%. Заболеваемость острым пиелонефритом оставалось относительно стабильной и составляла 22,1%, 24,2%, 22,3%, а хроническим пиелонефритом имела тенденцию к снижению — 49,5%, 45,9%, 43,7%., также как и острым постинфекционным гломерулонефритом — 1,2%, 2,5%, 0,5%, в то время как острым нефроти-ческим синдромом имела тенденцию к повышению — 1,9%, 1,4%, 2,7%. Хронический гломерулонефрит составил — 5,6%, 5,6%, 5,1%, тубуло-интерстициальный нефрит — 6,6%, 6,5%, 7,2%. В отделение периодически госпитализируются дети с хронической почечной недостаточностью (ХПН), из них 8 — на додиализной стадии, 3 — на перитонеальном диализе, 1 — после трансплантации. Причинами ХПН явились пузырно-мочеточниковый рефлюкс (4 детей), кистозная дис-плазия почек (2), двусторонний уретерогидронефроз (2), фокально-сегментарный гломерулосклероз (1), атипичный ГУС (1).
Заключение. В структуре заболеваемости детей в не-
фрологическом отделении стационара преобладают бактериально-воспалительные заболевания мочевы-делительной системы, что соответствует распространенности данной патологии. Тенденцию к снижению имели хронический пиелонефрит, острый постинфекционный гломерулонефрит, а к повышению — не-фротический синдром и тубуло-интерстициальный нефрит.
РОЛЬ МЕТАБОЛИТОВ ОКСИДА АЗОТА В РАЗВИТИИ ИНФЕКЦИИ МОЧЕВОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ
Ни А., Быкова О.Г., Рябухина Е.В., Шишацкая С.Н. ГБОУ ВПО ТГМУ Минздрава России, г. Владивосток
Введение. Изучение биологических свойств оксида азота позволяет улучшить знания патогенетических механизмов развития многих заболеваний, в том числе, инфекции мочевой системы (ИМС) у детей. Цель исследования — определить участие метаболитов оксида азота в развитии инфекции мочевой системы у детей раннего возраста
Материалы и методы. Под нашим наблюдением находилось 20 детей в возрасте от 1 мес до 3-х лет с инфекцией мочевой системы, находившихся на стационарном лечении в нефрологическом отделении Краевой детской клинической больницы №1 г. Владивостока (основная группа) и 10 практически здоровых детей (контрольная группа). Образование оксида азота в организме оценивали по концентрации в крови продуктов деградации оксида азота (нитритов и нитратов) общепринятым спектрофотометрическим методом («R&DSystems», США, Канада) с использованием реактива Грисса. Полученные результаты обработаны статистически с использованием методов параметрической статистики
Результаты. Концентрация стабильных метаболитов оксида азота (нитриты и нитраты) в плазме крови у детей основной группы составила 93,45±7,68 ^моль/л и была статистически значимо выше, чем у детей контрольной группы (52,78±5,61 ^моль/л, р<0,001). Повышение уровня стабильных метаболитов оксида азота в крови детей с ИМС свидетельствует о гиперпродукции оксида азота. Высокие концентрации оксида азота и образование из него продуктов с окислительными свойствами могут явиться причиной повреждения эндотелия сосудов, что не только обусловливает выраженный эффект вазодилатации, но так же может оказывать повреждающее действие на эндотелий сосудов с развитием их стойкой вазоконстрикции. Предполагается, что микрофлора, воздействующая на организм ребенка приводит к повышению активности макрофагальной NOсинтазы, которая многократно увеличивает в очаге воспаления продукцию оксида азота, способствуя образованию свободнорадикальных продуктов, которые оказывают как местное — на ткань почки, так и системное — на эндотелий сосудов повреждающее действие. Системная вазоконстрикция, в свою очередь, приводит к ухудшению перфузии тканей (особенно в органе ми-
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИКПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 4, 2015