Fey C.F., Bjorkman I. The Effect of human resource management practices on MNC subsidiary performance in Russia // Journal of International Business Studies. 2001. Vol. 32. № 1. P. 59-75.
FMVideo. Видео о «Кнауф Гипс Кунгур», 2013. URL: http://fmvideo.tv/index.php/tmfilms/tmfilmcata-log/tm-flm-corplist/624-f130122-knauf.
Graham J.R., Harvey C., Puri M. Capital allocation and delegation of decision-making authority within firms // Journal of Financial Economics. 2015. Vol. 115. P. 449-470.
Gurkov I. Management practices in Russian manufacturing subsidiaries of foreign multinational corporations: Challenging some beliefs about contemporary Russian industrial management // Post-Communist Economies. 2014. Vol. 26. № 2. P. 220-240.
Gurkov I. Russian manufacturing subsidiaries of western multinational corporations: Support from parents and cooperation with sister-subsidiaries // Journal of East-West Business. 2015. Vol. 21. P. 157-181.
Gurkov I., Filippov S. Innovation processes in the russian manufacturing subsidiaries of multinational corporations: An integrated view from case studies // Journal of East-West Business. 2013. Vol. 19. P. 260-290.
Khoo H.H., Tan K.C. Critical success factors for quality management implementation in Russia // Industrial and Commercial Training. 2002. Vol. 34. № 6/7. P. 263-268.
Pepper J. Russian tide. Cincinnati: Procter & Gamble, 2012.
Shekshnia S. Managing people in Russia: Challenges for foreign investors // European Management Journal. 1994. Vol. 12. Is. 3. Р. 298-305.
Shekshnia S. Western multinationals' human resource practices in Russia // European Management Journal. 1998. Vol. 16. Is. 4. Р. 460-465.
Zavyalova E., Kosheleva S., Ardichvili A. Human resource management and development practices in indigenous russian companies and foreign MNCs: A comparative analysis // International Journal of Human Resources Development and Management. 2011. Vol. 11. № 2-4. P. 179-193.
Рукопись поступила в редакцию 23.02.2016 г.
СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ ПО УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ И НАСЫЩЕННОСТЬ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ КАДРАМИ
А.М. Нанавян
Статья посвящена исследованию проблемы обеспеченности российской экономики специалистами. Проанализирована профессионально-квалификационная структура занятых, а также безработных и экономически неактивного населения по уровню образования на основе расчета насыщенности кадрами (доля лиц с соответствующим уровнем образования на 1000 человек). Ключевые слова: занятость населения, экономически активное население, экономически неактивное население, уровень образования, насыщенность кадрами.
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная подготовка, уровень квалификации работника существенно влияют на формирование показателей занятости населения. При этом очевидно возрастание зависимости экономических результатов от степени реализации способностей, знаний, навыков и умений. Профессиональная подготовка является необходимым условием решения экономических и социальных проблем, а уровень образования - одним из основных факторов конкурентоспособности работника на рынке труда. Высшее образование «...стало минимально необходимым условием для социализации, допуска в значимые общественные коммуникации. В демократическом обществе именно высшее образование выступило наиболее эффективным спосо-
© Нанавян А.М., 2016 г.
бом продвижения по социальной лестнице и улучшения материального положения людей» (Постиндустриальный переход..., 2005).
Однако российский рынок труда столкнулся с таким явлением, которое в литературе получило название «инфляция квалификаций»: специальность работника не соответствует занимаемой должности, структура подготовки кадров по значительному числу специальностей отстает от требований рынка труда.
В экономической литературе отмечаются различные причины сложившейся ситуации. В частности, одной из причин называют невысокий уровень квалификации молодежи: несмотря на то что большинство молодых людей после школы продолжают обучение в профессиональных учебных заведениях, после окончания учебы у них недостаточно знаний для работы по профессии. Это связано с различными обстоятельствами, в частности и с низким качеством образования (хотя сегодня эта проблема получает все большее внимание, в том числе и со стороны государственных органов, но очевидно, что для повышения качества образования необходимо определенное время). Кроме того, следует отметить и «следование моде, престижу»: наличие высшего образования рассматривается в качестве некоей нормы, в обществе сложились определенные стереотипы по отношению к той или иной профессии. Молодежь руководствуется ими при выборе учебного заведения и направления подготовки, а выпускники стремятся получить престижные и высокооплачиваемые должности, зачастую, возможно, переоценивая свои знания и навыки (Бабушкина, Гар-сия-Исер, 2005; Гуртов, Серова, 2012; Костина, Орлова, 2015; Кузина, 2009).
Еще одной причиной называют требования работодателей к опыту и стажу работы. Многие работодатели отказываются принимать на работу молодых людей без опыта работы. В то же время определенная часть работодателей ориентирована на привлечение кадров с высшим образованием, которые зачастую занимают должности и вы-
полняют обязанности, не требующие такой квалификации.
Можно отметить еще ряд существенных оснований, связанных с макроэкономической ситуацией в стране и конъюнктурой рынка труда, с институциональными аспектами его регулирования, социально-демографическими факторами. Однако очевидно, что существующие диспропорции - это накопленный за определенный период времени результат воздействия вышеуказанных факторов и проявляются они в той или иной степени на любом этапе развития экономики.
Кроме того, необходимо учитывать и мобильность населения на рынке труда, особенно лиц с профессиональным образованием. У каждого человека есть выбор: осуществлять трудовую деятельность или перейти в категорию экономически неактивного населения. Интенсивность этих потоков во многом зависит от качества рабочей силы и глубины структурных изменений в экономике страны, социально-демографических характеристик населения, трудовой мотивации, привлекательности рабочих мест.
Поэтому представляется актуальным анализ структуры экономически активного и экономически неактивного населения по уровню образования, а также обеспеченности отраслей экономики специалистами. Для этого можно использовать показатель насыщенности отраслей экономики специалистами - численность лиц с различным уровнем образования на 1000 занятых, который позволяет, как представляется, оценить сложившуюся ситуацию.
СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ ПО УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ
Уровень образования человека неоднозначно влияет на его положение на рынке труда. Вполне очевидно, что, с одной стороны, возможность трудоустройства и риск безра-
ботицы для лиц с профессиональным образованием обратно зависимы: чем выше уровень образования, тем больше шансов найти подходящую по уровню заработной платы работу. С другой стороны, возрастают требования человека к содержанию и условиям труда, уровню его оплаты. Соответственно стремление человека к улучшению своего материального положения, реализации знаний и умений, амбиций и творческого потенциала во многом предопределяет его мобильность на рынке труда. При этом он может уволиться с предыдущего места работы и перейти в категорию безработных.
Однако продолжительность поиска работы и при фрикционной безработице может составить довольно продолжительный период, хотя, как правило, она меньше, чем у безработных, которые потеряли работу в связи с сокращением кадров. Так, в среднем примерно для 30% уволившихся по собственному желанию и менее 20% безработных, потерявших работу в связи с сокращением штатов, продолжительность периода незанятости составляет от одного до трех месяцев. Тем не менее 20% фрикционных безработных продолжают поиски работы от одного до трех лет, более 10% - более трех лет, т.е. фрикционная безработица может существенно влиять на уровень застойной, наиболее опасной формы безработицы.
Следовательно, в условиях ужесточения конкуренции и высокого уровня напряженности на рынке труда вполне вероятным является переход человека в категорию не только безработных, но и экономически неактивного населения. Например, отчаявшись найти подходящее место работы, в ожидании улучшения ситуации на рынке труда он может использовать свои сбережения и прекратить поиски, а затем, начав активные поиски работы, вновь выйти на рынок труда и изменить свой статус. Безусловно, в этом случае возникает проблема обесценивания человеческого потенциала, хотя, возможно, этого и не произойдет, поскольку период незанятости может быть использован для повышения уровня
квалификации или получения новых знаний и умений.
В этой связи представляет интерес анализ структуры экономически активного и экономически неактивного населения по уровню образования. На рис. 1 представлена динамика численности экономически активного и экономически неактивного населения с соответствующим уровнем образования на 1000 человек (Е - занятые, и - безработные, N - экономически неактивное население). Расчеты произведены по данным (Обследование населения по проблемам занятости., 2000-2014).
Данные, представленные на рис. 1, показывают, что в структуре занятых преобладают лица с высшим и средним профессиональным образованием, безработные же и экономически активное население в большинстве своем имеют среднее (полное) и основное общее образование. Однако необходимо отметить достаточно устойчивую тенденцию увеличения численности как безработных, так и экономически неактивного населения с высшим образованием, что отражает общую тенденцию роста численности лиц с высшим профессиональным образованием. В то же время численность безработных со средним профессиональным образованием уменьшилась, а с начальным профессиональным образованием,
ш г н т ш§ш
р 1111 ми ш МП |И1 ил ш ал и11л 11 ш ш ¡\\шж\
Е и N Е И N Е И N Е И N
Среднее Начальн пР°Фессион' °Льное Среднее (полное) Осно вное общее
Н2000 ЕЗ2005 В2010 12014
Рис. 1. Численность экономически активного и экономически неактивного населения по уровню образования на 1000 человек соответствующей категории
несмотря на их востребованность на рынке труда, наоборот, увеличилась: в среднем за рассматриваемый период доля безработных с начальным профессиональным образованием больше, чем занятых (табл. 1). При этом и в составе экономически неактивного населения наблюдается существенный рост доли лиц с начальным профессиональным образованием (с 2000 по 2014 г. - более чем в 2 раза).
Поэтому рассмотрим подробнее структуру безработных по уровню образования (рис. 2). Анализ показывает, что в большинстве своем безработные - лица со средним (полным) общим образованием. В рассматриваемый период их численность практически не изменилась: для более 300 человек из 1000 лиц в возрасте от 15 до 72 лет одной
н
||||||
1
□ Среднее
пРоФ|
1 Нам; пРоф|
□ Среднее (полное)
■ Основное общее
Рис. 2. Структура безработных по уровню образования, человек, на 1000 безработных
из причин безработицы являлось отсутствие профессионального образования.
Однако довольно существенно увеличилась доля безработных с высшим и начальным профессиональным образованием (в 1,6 и 1,5 раза соответственно), что в определенной степени характеризует несоответствие структуры подготовки кадров и требований рынка труда, а также «распространение нестабильной краткосрочной занятости, которая возникает из-за неустойчивого экономического положения некоторых предприятий среднего и малого бизнеса» (Коровкин, 2011). Соответственно можно высказать гипотезу, согласно которой в современных условиях наличие диплома о высшем профессиональном образовании реально не является фактором, который может существенно снизить риск перехода в категорию безработных. Динамика уровня безработицы по образованию (рис. 3) в определенной степени подтверждает это: с 2010 г. значение данного показателя существенно не изменилось.
Тем не менее молодые специалисты, которые не имеют опыта работы, испытывают значительные затруднения при трудоустройстве и многие оказываются в рядах безработных. В структуре безработных доля учащихся и студентов составляет немногим более 4%, но уровень безработицы молодежи по сравнению с другими возрастными группами остается одним из самых высоких (рис. 4).
50
Таблица 1
Структура экономически активного и экономически неактивного населения по уровню образования,
% общей численности, в среднем за 2000-2014 гг.
Образование
Группа населения Высшее профес- Среднее профес- Начальное про- Среднее (полное) Основное общее
сиональное сиональное фессиональное общее
Всего 100 100 100 100 100
Занятые 52,4 42,7 37,9 23,8 12,7
Безработные 27,5 32,4 40,0 37,3 30,2
Экономически неактивное
население 19,7 24,9 22,1 38,9 57,1
Примечание. Расчеты произведены по данным (Обследование населения по проблемам занятости..., 2000-2014).
■ Высшее профессиональное
□ Среднее профессиональное
■ Начальное профессиональное
□ Среднее (полное) общее
ЗНе имеют основного общего
■ Высшее профессиональное
□ Среднее профессиональное
■ Начальное профессиональное
□ Среднее (полное) общее
И Основное общее
2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014
2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014
Рис. 3. Уровень безработицы по уровню образованию, 2000-2014 гг., %
Рис. 5. Структура экономически неактивного населения по уровню образования, на 1000 человек
25
20
15
10
Основное общее
50
2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014
Рис. 4. Уровень безработицы по возрастным группам, 2000-2014 гг., %
Безусловно, в рассматриваемых возрастных группах, которую составляет в основном учащаяся молодежь, уровень безработицы снизился. Однако если уровень безработицы снизился в среднем почти в 2 раза, то в возрастной когорте до 19 лет - всего на 1,2; а у лиц в возрасте 20-24 года - на 4,1 п.п.
Таким образом, в нашей стране уровень молодежной безработицы существенно ниже, чем, например, в таких странах, как Испания и Греция, где она составляет до 50% и более, но остается довольно высоким. Отметим также, что молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет составляют треть экономически неактивного населения. В этой связи представляет интерес структура экономически неактивного населения по уровню образования (рис. 5).
В этой группе населения, как и среди безработных, большинство составляют лица со средним (полным) и средним общим образованием, но наблюдается рост численности лиц с высшим и средним профессиональным образованием. Учитывая общую тенденцию роста их численности, это представляется вполне логичным. Однако следует отметить весьма существенное увеличение в этой группе численности лиц с начальным профессиональным образованием (более чем в 2 раза).
Таким образом, если исходить из того, что наиболее предпочтительной является структура населения с преобладанием среди занятых лиц с высшим и средним профессиональным образованием, меньшей их долей - среди безработных и экономически неактивного населения, то сложившуюся в рассматриваемый период структуру населения можно признать удовлетворительной, во всяком случае с формальной точки зрения.
В связи с этим отметим, что в течение всего рассматриваемого периода уровень занятости лиц с высшим профессиональным образованием существенно превышал значение этого показателя по другим группам населения, до 2014 г. наблюдалась тенденция его роста (рис. 6). Тем не менее пока он меньше, чем в 1992 г. (85,6%), равно как и у лиц со средним профессиональным образованием (82,6%).
Кроме того, в рассматриваемый период уровень занятости лиц со средним и началь-
2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014
■ Высшее
пРоФ|
□ Среднее пРоф|
□ Нач! пРоф|
□ Среднее (полное)
□ Основное общее
Рис. 6. Уровень занятости населения по образованию, 2000-2014 гг., %
350 -300 -250 200 150 100 50 0
11
2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014
■ Высшее профессиональное
□ Среднее профессиональное
■ Начальное профессиональное
В Среднее(полное) общее
■ Основное общее
Рис. 7. Динамика насыщенности экономики специалистами, 2000-2014 гг., человек, на 1000 занятых
ным профессиональным образованием был примерно одинаковым. При этом занятость лиц в возрасте от 15 до 24 лет сокращается, причем существенное снижение уровня занятости наблюдается у молодежи до 20 лет: в 2000 г. по сравнению с 1992 г. - более чем в 2,5 раза, а в 2014 г. - в 3,6 раза1.
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
Для анализа состояния обеспеченности экономики кадрами рассмотрим динамику численности лиц с профессиональным уровнем образования на 1000 занятых - насыщенность специалистами (рис. 7).
Данные, представленные на графике, показывают, что:
1) наблюдался рост насыщенности экономики специалистами с высшим профессиональным образованием, а с 2005 г. и
1 В 1990-е гг. «средний» российский занятый - работник в возрасте 38 лет со средним (полным) образованием. В современных же условиях средний возраст занятого составляет более 40 лет, образование - среднее профессиональное.
квалифицированными рабочими с начальным профессиональным образованием;
2) в 2014 г. по сравнению с 1992 г. насыщенность экономики специалистами с высшим профессиональным образованием увеличилась в 2 раза;
3) доля занятых со средним профессиональным образованием сокращается, хотя в 1990-е гг. она не только увеличивалась, но и превышала долю лиц с высшим образованием почти в 2 раза2;
4) еще значительнее снизилась доля лиц со средним общим и основным общим образованием (в 2014 г. она составляла соответственно 58 и 24% от уровня 1992 г.). Кроме того, если в структуре занятых доля лиц со средним (полным) уровнем образования с 2012 г. стала незначительно увеличиваться, то занятых с основным уровнем образования уже в 4 раза меньше, чем в 1992 г.
2 По данным переписей населения в 2002 и 2010 г. на 1000 человек было 162 и 234 человека с высшим профессиональным образованием, тогда как среди занятых - 238 и 291 соответственно. По среднему профессиональному уровню образования, наоборот, наблюдается противоположная ситуация: по данным переписей их численность увеличилась с 275 до 312, но численность занятых со средним профессиональным образованием уменьшилась с 322 до 271 человека.
Таким образом, увеличение доли (равно как и численности) занятых с высшим образованием и соответственно сокращение доли лиц без профессионального образования можно рассматривать как положительную тенденцию. Однако необходимо отметить, что по видам экономической деятельности насыщенность специалистами весьма существенно дифференцирована. Так, в 2013 г. наибольшая насыщенность специалистами с высшим образованием наблюдалась в финансовой деятельности, которая превышала значение этого показателя в среднем по экономике России почти в 2 раза (табл. 2).
Далее в ранжированном ряду представлены такие виды деятельности, как государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование, образование, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.
Наименьший уровень насыщенности специалистами с высшим и средним профессиональным образованием - в сельском хозяйстве (соответственно в 3 и 2 раза меньше, чем в среднем в экономике страны). Тем не менее и в аграрной сфере по сравнению, например, с 1998 г. доля лиц с высшим образованием увеличилась почти в 2 раза (в 1998 г. - 59 че-
Таблица 2
Насыщенность экономики специалистами по видам экономической деятельности в 2013 г., человек на 1000 занятых
Отрасль Занятые, имеющие профессиональное образование, в том числе Занятые со средним (полным) общим образова- Занятые с основным общим образованием
высшее среднее начальное нием
Всего 317 258 185 202 35
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяй-
ство 106 172 204 367 137
Гостиницы и рестораны 146 241 350 229 32
Транспорт и связь 210 257 255 250 27
Строительство 232 207 265 243 50
Добыча полезных ископаемых 236 245 275 214 29
Оптовая и розничная торговля, ремонт авто-
транспортных средств, предметов личного пользования 244 278 190 256 30
Обрабатывающие производства 260 241 246 217 34
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 288 273 226 184 28
Предоставление прочих коммунальных, социальных, персональных и других услуг 300 281 214 177 26
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 342 447 81 107 21
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 508 195 127 147 23
Образование 523 267 83 105 21
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование 536 233 93 125 12
Финансовая деятельность 701 196 30 61 4
Примечание. Расчеты произведены по данным (Обследование населения по проблемам занятости..., 2013).
ловек), а занятых со средним профессиональным образованием стало меньше (в 1998 г. -193 человека).
Представляется необходимым отметить и динамику этого показателя в такой важнейшей отрасли, как транспорт и связь. В 1990-е гг. наблюдались весьма высокие темпы насыщения специалистами с высшим образованием: в 1998 г. по сравнению с 1987 г. - увеличение в 2,4 раза (51 и 122 человек соответственно), но в дальнейшем темпы роста снизились (в 2013 г. по сравнению с 1998 г. - рост в 1,7 раза). Такая же динамика и тенденции развития наблюдаются в здравоохранении и социальном обеспечении (рост насыщенности специалистами с высшим образованием в 1,3 раза за 1987-1998 гг. (10 лет) и всего 1,4 раза - с 1998 по 2013 г. (за 15 лет)) (Народное хозяйство., 1987).
Таким образом, обеспеченность специалистами отраслей экономики и пополнение различных сфер деятельности происходят крайне неравномерно. При этом наблюдается рост доли лиц с высшим образованием, относительная стабилизация насыщенности экономики специалистами со средним профессиональным образованием и сокращение доли квалифицированных и неквалифицированных рабочих (табл. 3).
ВЫВОДЫ
1. Сбалансированность рынка труда возможна только при полной занятости населения, т.е. если безработица - «оборотная сторона» занятости - не превышает значения естественного уровня. На практике это вряд ли достижимо. Безработица предопределена самой сутью рыночной экономики. Рынок труда отражает существующие в данный момент пропорции между спросом и предложением рабочей силы, «обнаруживает» несоответствия, а безработица делает ее видимой для общества. При этом человек имеет возможность выбрать профессию и место работы, растет роль профессиональной подготовки. Поэтому показатели безработицы отражают в первую очередь несоответствие профессионально-квалификационной структуры и спроса на рабочую силу, а значит, прямо или косвенно - социально-демографических характеристик населения (в том числе и мотивации работника) и требований рынка труда.
2. В определенной степени такой дисбаланс проявляется при переходе человека в состав экономически неактивного населения, например, когда нет желания работать или имеется достаточно материальных средств, или если безработный отчаялся найти рабо-
Таблица 3
Структура занятых в экономике по некоторым группам занятий, %
Показатель Годы
2005 2010 2012 2013 2014
Занято в экономике - всего 100 100 100 100 100
Специалисты высшего уровня квалификации 17,0 19,0 19,4 19,9 20,3
Специалисты среднего уровня квалификации 14,3 15,4 15,1 15,0 15,2
Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничье-
го хозяйств, рыбоводства и рыболовства 4,9 3,5 3,4 3,5 3,3
Квалифицированные рабочие промышленных предприятий,
строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр 15,9 13,8 13,4 13,1 13,1
Неквалифицированные рабочие 11,2 10,7 10,4 10,0 9,8
Примечание. Расчеты произведены по данным обследований населения по проблемам занятости.
ту. Возможны и обратные переходы - из экономически неактивного населения в занятые (если человек сразу же находит работу) или в безработные (если он тратит определенное время на поиски работы). Это обстоятельство во многом предопределяет изменения профессионально-квалификационного состава занятых. Качество этого своеобразного резерва занятости может соответствовать или, наоборот, не отвечать требованиям работодателей, а они в свою очередь могут или не могут обеспечить ожидания потенциальных работников как по уровню заработной платы, так и по условиям труда.
3. За рассматриваемый период (с 2000 по 2014 г.) наблюдался рост насыщения экономики специалистами с высшим профессиональным образованием, а с 2005 г. и квалифицированными рабочими с начальным профессиональным образованием. При этом уровень напряженности на рынке труда во многом зависит от уровня насыщения специалистами. Однако вариационный размах значений этого показателя по видам деятельности весьма существенный, особенно по высшему и начальному профессиональному уровню образования. В рассматриваемый период он составлял:
• по высшему профессиональному образованию - 595 человек (наибольшее значение - финансы, наименьшее - сельское хозяйство);
• по среднему профессиональному образованию - 275 человек (наибольшее значение - здравоохранение и предоставление социальных услуг, наименьшее - сельское хозяйство);
• по начальному профессиональному образованию - 350 человек (наибольшее значение - гостиницы и рестораны, наименьшее - финансы);
• по среднему (полному) образованию - 306 человек (наибольшее значение -сельское хозяйство, наименьшее - финансы);
• по основному общему образованию -133 человека (наибольшее значение - сельское хозяйство, наименьшее - финансы).
Таким образом, образование сегодня - один из основных факторов развития экономики. Рынок труда и не только система профессионального, но и образование (как вид деятельности) в целом взаимозависимы. Однако многие проблемы рынка труда все в большей степени связаны не столько с количественными показателями, сколько с качеством образования. Насыщенность же специалистами с высшим образованием в этой сфере пока даже не на втором месте в ранжированном ряду (см. табл. 2), а всего лишь на третьем.
Литература
Бабушкина Т., Гарсия-Исер М. Молодежь на рынках труда и образовательных услуг // Человек и труд. 2005. № 6.
Гуртов В.А., Серова Л.М., Федорова Е.А. Трудоустройство по специальности с позиции выпускника // Высшее образование в России. 2012. № 12.
Иванова И.Н. Молодежный рынок труда в контексте социальной политики // Высшее образование в России. 2010. № 2.
Костина Е.Ю., Орлова Н.А. Рынок труда и построение профессиональной карьеры студентами // Высшее образование в России. 2015. № 11.
Коровкин А.Г. Состояние сферы занятости и рынка труда в России: макроэкономическая оценка. 07.06.2011. URL: http://2020strategy.ru/g7/ documents/by_rubric/h1/page2.
Коровкин А.Г., Долгова И.Н., Королев И.Б. Анализ и моделирование взаимосвязанной динамики рынка труда и системы образования в экономике РФ // Научные труды Ин-та народнохозяйственного прогнозирования РАН. М.: МАКС Пресс, 2010.
Кузина С. Ориентация на труд, а не на безработицу // Государственная служба. 2009. № 2 (58).
Народное хозяйство РСФСР за 70 лет: статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1987.
Обследование населения по проблемам занятости, 1992-2014 годы. М.: Федеральная служба статистики РФ, 2014. Постиндустриальный переход в высшем образовании России: на примере анализа развития рынка образовательных услуг Северо-Запада РФ: доклад / Фонд «Центр стратегических разработок "Северо-Запад"». Санкт-Петербург, 2005. URL: http://csr-nw.ru/publications.
Рукопись поступила в редакцию 08.09.2015 г.
ВНУТРЕННИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ: АНАЛИЗ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ РОССИИ1
Е.В. Николаева, Д.А. Плетнёв
В статье проводится анализ внутренних экономических факторов успешности малого и среднего бизнеса в России в разрезе федеральных округов. Особое внимание уделено исследованию финансовых факторов как наиболее значимых в формировании показателей результативности бизнеса. Показано влияние различных финансовых показателей хозяйственной деятельности предприятий на показатели успешности бизнеса с использованием данных бухгалтерской отчетности. Анализ малого и среднего бизнеса проводится в разрезе федеральных округов Российской Федерации. Выявляются ключевые, значимые внутренние финансовые факторы, определяющие успешность субъектов малого и среднего предпринимательства. На основе выявленных факторов предложены рекомендации по усовершенствованию финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Ключевые слова: успешность, внутренние факторы успешности, малый и средний бизнес, финансовый анализ.
ВВЕДЕНИЕ
В развитии малого и среднего предпринимательства многие экономисты видят возможность для выхода из кризиса и дальнейшего процветания экономик разных стран, в том
© Николаева Е.В., Плетнёв Д.А., 2016 г.
1 Исследование выполнено на средства гранта Российского научного фонда (проект № 14-18-02508).