Научная статья на тему 'Структура мотивации обучения студентов гуманитарного вуза'

Структура мотивации обучения студентов гуманитарного вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
907
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / EDUCATION IN UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES / MOTIVATION FOR LEARNING / TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY OF A STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бутовская Елена Вячеславовна

В статье изложены результаты эмпирического исследования взаимосвязи типологических характеристик личности студентов первого курса разных факультетов гуманитарного вуза и структуры мотивации их образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF MOTIVATION FOR TRAINING STUDENTS OF THE UNIVERSITY FOR HUMANITIES

The article presents the results of empirical studies of the relationship of typological characteristics of the personality of first-year students of various faculties of the University for the Humanities and the structure of the motivation of educational activity.

Текст научной работы на тему «Структура мотивации обучения студентов гуманитарного вуза»

психология образования

Е.В. Бутовская

структура мотивации обучения студентов гуманитарного вуза

в статье изложены результаты эмпирического исследования взаимосвязи типологических характеристик личности студентов первого курса разных факультетов гуманитарного вуза и структуры мотивации их образовательной деятельности.

Ключевые слова: образование в гуманитарном вузе, мотивация обучения, типологические характеристики личности студента.

При всем разнообразии трактовки понятия «мотив» в отечественной и зарубежной психологии его основными функциями считаются направляющая и побуждающая. Выделяют также стимулирующую и регулятивную функции, управляющую и организующую, структурирующую и контролирующую, смыслообразующую, которая проявляется в порождении личностных смыслов и смысловых установок, обусловливающих направленность деятельности [3].

Известно также, что любая деятельность человека, в том числе образовательная, полимотивирована. Выделяют две основные группы мотивов учения. Первую группу составляют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. В эту группу входят широкие познавательные мотивы, обусловливающие ориентацию человека на усвоение новых знаний; учебно-познавательные мотивы, обусловливающие ориентацию на усвоение учебного материала, и мотивы самообразования, состоящие в направленности учащихся на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Во вторую группу входят социальные мотивы, связанные с различными социальными отношениями учащегося к другим людям. Это широкие социальные мотивы - стремление получать знания, чтобы быть полезным

психология образования

обществу; узкие социальные мотивы (позиционные) - стремление занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, заслужить авторитет; и мотивы социального сотрудничества - стремление к созиданию, анализу способов и форм своего сотрудничества с окружающими, к постоянному совершенствованию этих форм [4].

Предпринято множество попыток выделить направления изучения мотивации. Мотивацию исследуют в связи с классификацией различных мотивов по группам и созданием их максимально полного перечня, эффективностью учебной деятельности и необходимостью ее активизации, раскрытием профессиональных мотивов в рамках исследования профессиональной направленности студентов. Достаточно большое число работ ориентировано на выявление психологических механизмов порождения и развития мотивации, психологических механизмов развития личности. При этом в исследованиях акцентируются самые разные аспекты: от выявления ситуационных детерминант поведения до онтогенетических закономерностей развития мотивации [2].

А.Г. Асмолов выделяет три подхода к изучению мотивации: первый реализует принцип стремления к равновесию, второй - стремления к напряжению, третий - принцип саморазвития личности. Принцип стремления к равновесию разделяется представителями психоанализа, необихевиоризма, когнитивной психологии. Для индивидуальной психологии Альфреда Адлера характерно признание в качестве движущей силы развития личности ее стремление к компенсации дефекта; необихевиористи-ческие концепции используют идею редукции напряжения потребностей; в теории К. Левина источником мотивации считается система внутри-личностного напряжения и т.п. На принципе стремления к напряжению основан персонологический подход: концепция А. Маслоу о самоактуализации личности как внутреннем источнике ее развития, теория личности Г. Олпорта, где основной движущей силой выступает тенденция к самореализации личности [2].

Чтобы выяснить «спектр» мотивов, побуждающих студентов поступать в гуманитарный вуз, каким является МГГУ им. М.А. Шолохова, мы провели исследование, в котором приняли участие 216 студентов 13 факультетов первого курса дневного отделения университета. Было использовано анкетирование, методика М.В. Матюхиной (адаптация

Н.Ц. Бадмаевой), тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур», методика О.Ф. Потемкиной [1; 5; 6]. Все методики были направлены на выявление индивидуально-типологических различий, учебной мотивации и социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере.

Первая группа испытуемых относилась к помогающим профессиям (факультеты психологии, журналистики, юридический, педагогический), всего 77 студентов, 36% всех испытуемых.

Среди первокурсников этой группы доминирующие типологические характеристики соответствуют типу «изобретатель, конструктор, художник». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением; они часто занимаются самыми различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Они чаще относятся к группе интровертов и, как «интуитивный тип», живут собственными нормами, трудно воспринимают воздействия со стороны. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Кроме того, в этой группе часто встречаются студенты, которых можно отнести к типу «тревожно-мнительный». Эти люди характеризуются разнообразием способностей: от тонких ручных навыков до литературной одаренности. обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое, по сути, является для них второй профессией. Физически не переносят беспорядка и бытовой грязи. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Показатели структуры учебной мотивации этой группы испытуемых практически совпадают со средними показателями по университету. Можно сказать, что эта группа факультетов оказывает основное влияние на показатели мотивации студентов всего университета, т.к. количество обучающихся такого типа составляет 36% от всех студентов-первокур-сников. практически отсутствуют мотивы «престижа», более выражены мотивы «долга и ответственности».

по уровню выраженности социально-психологических установок эта группа испытуемых занимает первое место.

показатели мотивации обучающихся на юридическоом факультета можно охарактеризовать выражением «все и сразу». Студенты этого факультета в сравнении с другими факультетами имеют наивысшие показатели по направлениям: «результат», «альтруизм», «власть», «деньги».

На факультете психологии один из самых высоких показателей оказалась направленность на «процесс». Люди с такой направленностью меньше задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, тогда как для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

педагогика и психология

психология образования

На факультете журналистики наивысшим показателем является направленности на «эгоизм», главная ценность для них - свобода.

Вторая группа испытуемых относится к профессиям гуманитарной направленности (факультеты филологический, исторический, иностранных языков и международных коммуникаций), всего 46 студентов, 22% всех испытуемых.

На историческом факультете более 60% студентов относятся к типу личности «руководитель» (самый высокий процент среди всех факультетов).

На факультете иностранных языков и международных коммуникаций большая часть студентов (свыше 33%) относится к типу «интуитивный» (самый высокий процент среди всех факультетов). люди этого типа обладают высокой чувствительностью нервной системы, ее высокой истоща-емостью, легче работают при переключаемости с одной деятельности на другую, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которыми стоят новые возможности. обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

На филологическом факультете большая часть студентов относится к типу «ответственный исполнитель».

Структура учебной мотивации студентов данной группы факультетов практически совпадает со средними показателями по университету. отмечается большая выраженность мотивов самореализации и самосовершенствования и мотивов достижения успехов на фоне относительного снижения учебно-познавательных мотивов и «отметочной» мотивации. Противоречиво выглядит отсутствие мотивов «престижа» на фоне более выраженной мотивации «благополучия».

Эта группа факультетов занимает второе место по уровню выраженности социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере. На факультете иностранных языков и международных коммуникаций один из самых высоких показателей направленности на «процесс». На историческом факультете менее всех выражена направленность на «деньги».

Третья группа - профессии естественнонаучной направленности (факультет точных наук и инновационных технологий, экологии и естественных наук), всего 37 студентов, 19% всех испытуемых. Среди первокурсников этой группы доминирующие типологические характеристики соответствуют трем типам личности.

«Тревожно-мнительный» тип наиболее представлен на факультете экологии и естественных наук. Кроме того, здесь часто встречаются студенты, которых можно отнести к типу «руководитель» и «ответственный исполнитель».

Тип «ученый» преобладает на факультете точных наук и инновационных технологий. Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать свои теории по любому вопросу. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Отмечается средний уровень выраженности социально-психологических установок, относительно гармоничное распределение ориентаций в мотивационно-потребностной сфере. по выраженности социально-психологических установок личности эта группа факультетов стоит на третьем месте. Продемонстрирована относительно более выраженная ориентация на «деньги», чем на «власть».

На факультете точных наук и инновационных технологий самый высокий показатель направленности на «процесс». На факультете экологии и естественных наук наиболее выражена направленность на «свободу» (средний балл самый высокий в университете).

К четвертой группе относятся профессии творческой направленности (факультеты дизайна и визуальных искусств, культуры и музыкального искусства), всего 49 студентов, 23% всех испытуемых.

Среди первокурсников этой группы доминирующие типологические характеристики соответствуют типу «руководитель». Причем на факультете дизайна и визуальных искусств этот тип личности встречается более чем у 55% испытуемых.

Второй по частоте встречаемости тип - «ответственный исполнитель» Обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений эти люди часто колеблются. Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим.

Парадоксальный факт: на факультете дизайна и визуальных искусств высокий процент студентов, относящихся к типу «ученый» (29,41%), и совсем не представлен тип «изобретатель, конструктор, художник».

В структуре учебной мотивации этой группы студентов - высокий процент мотивов саморазвития, самосовершенствования и достижения успеха, полное отсутствие коммуникативных мотивов, более развитой учебно-познавательной мотивации, ориентированной на содержание и процесс учения. На факультете дизайна и визуальных искусств, единственном в университете, были выделены мотивы «престижа».

педагогика и психология

психология образования

По общему уровню выраженности мотивационной направленности данная группа студентов занимает четвертое место. при этом на факультете культуры и музыкального искусства отмечается самый высокий процент студентов, ориентированных на «труд».

Исследование индивидуально-типологических различий при помощи теста «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» показало, что среди первокурсников университета представлены все основные типы личности. Доминирующие типологические характеристики соответствуют типу «Руководитель». Люди с таким типом личности склонны к руководству и организаторской деятельности. они ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, который основывается на высоком уровне речевого развития. обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими людьми удерживают в определенных границах.

Используя методику М.В. Матюхиной (адаптация Н.Ц. Бадмаевой), мы исследовали структуру учебной мотивации и степень выраженности отдельных ее элементов. полученные данные можно условно разделить на три группы.

1. Мотивы с высокой степенью значимости для данной группы испытуемых: самоопределения и самосовершенствования (44,68%); достижения успеха (35,65%). Подобные мотивы проявляются в понимании значения знаний для будущего, желании подготовиться к будущей работе, получить развитие в результате учения. Потребность в достижениях стимулирует поиск человеком таких ситуаций, в которых он мог бы испытывать удовлетворение от достижения успеха.

2. Мотивы средней степени значимости: учебно-познавательные, ориентированные на содержание обучения (10,88%); аффилиации (9,72%); творческой самореализации (6,72%); ответственности и долга (6,15%); получения хорошей отметки (7,41%).

3. Мотивы относительно невысокой степени значимости: благополучия (3,47%); коммуникативные (2,32%); учебно-познавательные, ориентированные на процесс учения (2,08%); избегания неудач (1,85%); престижа (0,7%).

С помощью методики О.Ф. Потемкиной мы выявили направление и уровень выраженности социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (по десятибальной шкале): «свобода» - 6,4%; «процесс» - 6,22%; «альтруизм» - 5,25%; «результат» - 4,79%; «труд» - 4,73%; «эгоизм» - 3,41%; «власть» - 3,3%; «деньги» - 2,88%. отмечается средний уровень выраженности социальнопсихологических установок, относительно гармоничное распределение

ориентаций в мотивационно-потребностной сфере. Продемонстрирована относительно более выраженная ориентация на «процесс», «свободу», «альтруизм» и «труд».

Проведенное исследование позволило сделать следующие общие выводы.

1. Показана реальная полимотивированность учебной деятельности студентов-первокурсников гуманитарного вуза, в структуре которой представлены самые разные социальные и познавательные мотивы. Мотивами с высокой степенью значимости являются мотивы самоопределения и самосовершенствования; достижения успеха.

2. Превалируют стремления к руководящей деятельности (при этом в наибольшей степени в группе факультетов гуманитарной и творческой направленности и в наименьшей - в группе факультетов помогающих профессий). Также выражено стремление к исполнительской деятельности (в наибольшей степени в группе факультетов творческой направленности и в наименьшей - в группе факультетов помогающих профессий). В целом по всей выборке наиболее выражена ориентация на процесс труда, тогда как благополучие как сила, обусловливающая активность студента, проявлена слабо.

3. Парадоксально, что учебно-познавательные мотивы, ориентированные на содержание обучения и, особенно, на процесс учения (10,88% и 2,08% соответственно), занимают в структуре мотивации всей выборки испытуемых одни из самых низких мест. Это ставит перед преподавательским коллективом университета трудную задачу построения такого образовательного процесса, при котором собственно учебно-познавательные мотивы становятся доминирующими в структуре полимотивации деятельности студентов современного гуманитарного вуза.

Библиографический список

1. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004.

2. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. М., 2006.

3. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007.

4. Попова А.Ю. Психологические условия развития мотивации профессионального учения студентов-психологов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.

5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебн. пособие / Ред. и сост. Райгородский Д.Я. Самара, 2001.

6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.. 1995.

педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.