УДК 378.14:159.947.5
ДИНАМИКА И ХАРАКТЕР УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
© 2007 г. Е. Ю. Васильева, М. И. Томилова
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск
В статье описаны результаты изучения мотивационной структуры обучения студентов медицинских и гуманитарных специальностей вуза и концепция их интерпретации. Выявлены различия в мотивации обучения студентов в зависимости от курса обучения, а также качества личности, способствующие успешному обучению в вузе. Представлены рекомендации по совершенствованию управления качеством профессиональной подготовки специалистов в вузе.
Ключевые слова: мотивация обучения, студенты, вуз.
Мотивация — один из важных психологических факторов, характеризующий качество личности и влияющий на качество деятельности. Она является движущей силой поведения человека, связана с такими сторонами личности, как характер, потребности, чувства, эмоции, воля, самореализация и самооценка. Данное понятие многогранно и полифункционально, характеризуется разносторонними связями и отношениями с точки зрения поведения личности. В мотивации конкретизируются притязания личности, находящие свое проявление в поступках и результатах деятельности.
Проблема взаимосвязи потребностей, мотивов и деятельности в советской психологии разрабатывалась с начала 50-х годов XX века. В. Н. Мясищев, В. С. Мерлин, А. Н. Леонтьев, А. Г. Ковалев, П. М. Якобсон в своих исследованиях подчеркивали важнейшую роль мотивационной сферы в процессе становления личности.
С 70-х годов исследования мотивации связываются с проблемой управления, менеджмента и стратегией повышения творческой активности личности в различных отраслях производства, а в настоящее время — с непрерывным улучшением качества деятельности.
Различные точки зрения на мотивацию можно обобщить в двух основных направлениях. 1. При анализе мотивации в менеджменте следует сосредоточиться на факторах, которые побуждают обучающегося, работника к действиям, усиливают их. 2. Мотивация ориентирована на процесс и имеет отношение к выбору поведения, направлению усилий, целям и вознаграждению, на которые рассчитывают участники учебной и профессиональной деятельности в результате выполнения работы. Предполагается, что структура мотивации может меняться.
Сегодня в психологии обсуждаются социальные проблемы профессиональной мотивации, раскрывается роль мотивации в становлении сознания, в развитии личности, излагаются методические приемы ее изучения. Особый интерес представляют исследования проблемы формирования профессиональной мотивации в условиях вуза [1—3, 15].
В отечественной науке теория мотивации применительно к учебной деятельности активно разрабатывается О. В. Виштак [5], Т. Д. Дубовиц-кой [9], И. А. Зимней [10], А. К. Марковой [18], Е. П. Ильиным [12, 13], Т. И. Ильиной, В. А. Якуниным [25] и др. В поле зрения исследователей вопросы структуры мотивов обучения, отношения к учению, типологические особенности личности, зависимости от ценностных ориентаций, социальных факторов, определяющих удовлетворенность будущей профессией и успешность обучения.
Характер исследований мотивации обучения в последние годы связан с решением таких вопросов, как динамика и характер взаимодействия различных форм и уровней мотивации на разных этапах обучения,
влияние типов мотивационно-целевого обеспечения на процессуальные и результативные характеристики учебной деятельности студентов, выявление факторов, оказывающих влияние на общее отношение к целям обучения, к учению, к учебным предметам, управление и формирование мотивационно-целевой системы обучения в зависимости от выявленных факторов [6,
7, 11, 16, 17].
Анализ научной литературы показывает, что, несмотря на различные варианты «переплетения» многих мотивов в процессе обучения, мотивация и учебная деятельность взаимно опосредованы. Деятельность всегда осуществляется личностью. Поэтому необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности личности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности.
Мотивация — это своеобразный психологический механизм, с помощью которого формируются «основные жизненные отношения» личности к труду, к людям, к познанию [20]. Направленность и сила мотивации определяют способности и уровень творческой активности личности, как бы намечают траекторию движения мотивации, тем самым определяя развитие будущего специалиста в профессиональном отношении, меру его творчества и качества профессиональной подготовки.
Устойчивость или динамика мотивации зависят от целого ряда социально-психологических факторов, главные из которых: субъективные возможности личности, условия обучения и особенности педагогического взаимодействия; психологическая готовность к самостоятельной работе; способность студента реализовать в ходе обучения свои интересы и потребности.
Доказано [5], что успехи учебной деятельности студентов на 70 % обусловлены мотивацией. Внешние условия опосредованно влияют на процесс обучения, действуют в основном на этапе адаптации, затем их влияние ослабевает, и решающее значение приобретают такие факторы, как организация учебного процесса, уровень преподавания, использование педагогических технологий обучения.
Исследования последних лет показали, что сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллек-
туальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация [4].
На основе анализа литературы [5—8, 11, 16, 17] и практического опыта нами было установлено, что в основе учебной деятельности студента вуза лежит сочетание целого ряда мотивов. Выделить в мотивационной сфере учебной деятельности отдельные мотивы, оказывающие влияние на качество профессиональной подготовки будущего специалиста, проследить их сочетаемость и взаимовлияние — практическая задача настоящего исследования. При этом мы исходили из того, что выявление доминирующих мотивов обучения, составляющих основную направленность личности, позволит сделать образовательный и управленческий процессы в вузе более эффективными, а в работе с преподавателями результаты такого исследования могли бы стать основой для формирования установок на непрерывное совершенствование качества научнопедагогической деятельности и качества подготовки специалистов.
В план исследования были включены следующие этапы:
1. Выявление мотивов обучения студентов медицинских и гуманитарных факультетов медицинского вуза на основе анкетирования.
2. Разработка концепции интерпретации результатов изучения мотивации обучения студентов вуза.
3. Установка иерархической структуры мотивов обучения студентов медицинских и гуманитарных факультетов в зависимости от курса обучения.
4. Анализ взаимозависимости и взаимовлияния мотивов, составляющих мотивационную структуру студентов.
5. Факторный анализ структуры мотивации обучения студентов медицинского вуза.
6. Выявление и ранжирование качеств личности, способствующих и препятствующих успешному обучению студентов в вузе.
В исследовании приняли участие 773 студента медицинских и гуманитарных факультетов Северного государственного медицинского университета (СГМУ), г. Архангельск, которые в зависимости от курса обучения были разделены на три группы: студенты младших (1—2), средних (3—4) и старших (5—6) курсов (табл. 1).
Таблица 1
Структура выборки студентов СГМУ, принявших участие в исследовании мотивации обучения
Группа студентов Медицинские факультеты Гуманитарные факультеты Итого
=к ы н \о е е Медико-профи- лактический Медико- биологический Педиатрический ги- ол и ок т ск аес А у оч т а Всего й о 5 ки сг ео чл ио а В Й с Социальной работы Экологии о ег с В
Младшие курсы 96 26 15 73 27 237 13 19 13 45 282
Средние курсы 36 12 - 54 68 170 21 31 15 67 237
Старшие курсы 80 33 - 11 53 177 27 33 17 77 254
Всего 212 71 15 138 148 584 61 83 45 189 773
Для проведения исследования использовался опросник «Мотивация обучения» Т. И. Ильиной [4], включающий три шкалы: «приобретение знаний»
— отражает уровень познавательной мотивации студентов; «овладение профессией» — указывает на стремление студентов овладеть профессиональными знаниями и навыками; «получение диплома» — показывает стремление личности приобрести диплом при формальном усвоении знаний и искать обходные пути при сдаче экзаменов и зачетов.
Шкалы методики Т. И. Ильиной не стандартизированы, поэтому полученные данные мы перевели в процентную шкалу. Таким образом, для определения выраженности каждого мотива максимально возможное значение составляет 100 %, минимальное — 0.
В основу интерпретации результатов изучения мотивации обучения студентов медицинского университета были положены следующие концептуальные положения, которые нашли отражение в модели определения адекватной мотивации обучения в зависимости от курса обучения (табл. 2):
1. Структура мотивации обучения не является стабильным психологическим образованием. В зависимости от курса обучения она претерпевает значительные изменения.
2. Для студентов-первокурсников адекватной является структура учебной мотивации, в которой доминирует мотив приобретения знаний при степени выраженности 60—100 % (очень высокий уровень).
3. Для студентов 3—4 курсов адекватна структура мотивации обучения, в которой доминирует мотив приобретения знаний, соответствующий высокому и очень высокому (60—100 %) уровням, мотив овладения профессией соответствует высокому (60—80 %) уровню, а мотив получения диплома находится в диапазоне от низкого до хорошего (60 %).
4. Для выпускников вуза адеквата структура мотивации обучения, в которой в равной степени на высоком (60—80 %) уровне выражены все три мотива: приобретения знаний, овладения профессией и получения диплома.
Таблица 2
Модель определения адекватной мотивации обучения
для интерпретации результатов анкетирования студентов по методике Т. И. Ильиной
Курсы обучения Степень выраженности мотивов обучения, %
Приобретение знаний Овладение профессией Получение диплома
Младшие 6 о 1 о о 4 О і о 0-40
Средние 6 о 1 о о 6 о 1 оо о 0 1 05 о
Старшие 6 о 1 оо о 6 о 1 оо о 6 о 1 оо о
Среднее значение 60-93,3 53,33-73,33 3 о 1 о
По результатам исследования установлено, что мотивация обучения студентов медицинских факультетов на разных курсах изменяется. На младших
курсах структура мотивации обучения неадекватна установленной в модели норме (см. табл. 2). Мотивы получения диплома и приобретения знаний имеют неадекватно высокий и низкий уровни выраженности соответственно, а мотив овладения профессией
— неадекватно высокий. К средним курсам происходят незначительные изменения в структуре мотивации: мотив овладения профессией приобретает адекватный уровень выраженности, а на старших курсах все три мотива имеют адекватный уровень (рис. 1, табл. 3).
.приобретение
знаний
.овладение
профессией
д получение диплома
Младшие
Средние Курсы обучения
Старшие
Рис. 1. Динамика выраженности мотивов обучения студентов медицинских факультетов в зависимости от курса обучения
Таблица 3
Уровень выраженности мотивов обучения студентов медицинских факультетов
Курсы обуче- ния Мотив обучения
Приоб- ретение знаний Овладение профессией Получение диплома Уровень мотива- ции
Уровень выраженности мотивов
Млад- шие Неадек- ватно низкий Неадекватно высокий Неадекватно высокий Неадек- ватный
Средние Неадек- ватно низкий Адекватный Неадекватно высокий Неадек- ватный
Стар- шие Адекват- ный Неадекватно низкий Адекватный Адекват- ный
Динамика выраженности мотивов студентов гуманитарных факультетов по курсам обучения значимо не отличается от динамики выраженности мотивов студентов медицинских факультетов. На младших и средних курсах мотивация обучения неадекватна норме, к старшим курсам происходят изменения в структуре мотивации обучения: уровень выраженности мотивов становится адекватным (рис. 2, табл. 4).
Более глубокий анализ результатов исследования внутри выделенной группы «гуманитарные факультеты» показал, что на младших курсах всех факультетов только мотив овладения профессией соответствует адекватному уровню выраженности. К старшим курсам наблюдается слабая тенденция в сторону адекватной выраженности, однако в целом уровень мотивации обучения студентов гуманитарных в отличие от уровня мотивации студентов медицинских факультетов к этому периоду обучения в вузе не становится адекватным.
%
Курсы обучения
_ приобретение знаний
.овладение
профессией
д получение диплома
Рис. 2. Динамика выраженности мотивов обучения студентов гуманитарных факультетов в зависимости от курса обучения
Таблица 4
Уровень выраженности мотивов обучения студентов гуманитарных факультетов
Курсы обуче- ния Мотив обучения
Приоб- ретение знаний Овладение профес- сией Получение диплома Уровень мотива- ции
Уровень выраженности мотивов
Млад- шие Неадек- ватно низкий Адекват- ный Неадекватно высокий Неадек- ватный
Сред- ние Неадек- ватно низкий Неадекватно низкий Неадекватно высокий Неадек- ватный
Стар- шие Адекват- ный Неадекватно низкий Адекватный Адекват- ный
Анализ выраженности каждой из шкал мотивов обучения студентов СГМУ в зависимости от курса обучения позволяет определить тенденции их выраженности. Так, если рассматривать мотивацию обучения студентов вуза в целом, то можно говорить о тенденции ослабления у них в структуре мотивации выраженности мотива овладения профессией от младших к старшим курсам. Выраженность мотива приобретения знаний не меняется на младших и средних курсах, но возрастает на временном отрезке от средних к старшим курсам обучения. Преобладающий у студентов мотив получения диплома теряет выраженность к старшим курсам, хотя и незначительно (рис. 3).
Курсы обучения
.приобретение
знаний
.овладение
профессией
д получение диплома
Рис. 3. Динамика выраженности мотивов обучения студентов СГМУ в зависимости от курса обучения
%
%
В результате исследования были выделены две группы студентов, мотивационная структура которых имеет принципиальные отличия. Первая группа составляет 38 % от общей выборки испытуемых. Для студентов этой группы характерна высокая степень выраженности мотивов приобретения знаний и овладения профессией, которые, как показал факторный анализ, тесно связаны между собой (г = 0,778, г = 0,716). Корреляционные связи между указанными двумя мотивами и мотивом получения диплома являются слабыми (г = 0,222). Этот факт свидетельствует о том, что студенты данной группы проявляют высокую познавательную активность в процессе учебной деятельности, получая удовольствие от самого процесса познания. У них развито стремление овладеть профессиональными знаниями и умениями, а также сформировать профессионально важные качества в период обучения в вузе. В структуре мотивации обучения второй группы (33 % от общей выборки) доминирует мотив получения диплома. Остальные имеют очень низкую степень выраженности, а характер корреляционных связей между ними слабый. Показано, что при доминировании внешних мотивов овладение содержанием учебных предметов не является целью обучения, а выступает средством достижения другой цели — получения диплома. Отсюда можно предположить наличие у данной группы студентов низкого уровня познавательного интереса к обучению в вузе и соответственно профессиональной направленности.
Для изучения особенностей качеств, способствующих и препятствующих успешному обучению студентов в вузе, были сопоставлены средние арифметические значения и ранги выделенных групп качеств на основе их самооценки у испытуемых. Результаты сравнения представлены в табл. 5.
Распределение рангов личностных качеств, способствующих успешному обучению в вузе, свидетельствует о том, что студенты в первую очередь выделяют волевые качества. Наименее представлены качества, характеризующие учебно-познавательную направленность личности. Изучение особенностей самооценки качеств, препятствующих успешному обучению, показало, что соотношение волевых качеств и качеств, характеризующих учебно-познавательную направленность, практически не меняется. Можно предположить, что в процессе обучения студенты в большой мере опираются на собственные волевые качества, что позволяет им успешно учиться. Более высокую значимость волевых качеств, по сравнению с учебно-познавательной направленностью, вероятно, можно объяснить тем, что процесс обучения в вузе предполагает наличие определенных трудностей, успешное преодоление которых содействует формированию у студентов различных волевых качеств.
Оперативная оценка мотивации обучения студентов позволяет администрации не только совершенствовать систему морального
Таблица 5
Средние значения выраженности личностных качеств, способствующих и препятствующих успешному обучению студентов, в их реальной самооценке
Качества, способствующие успешному обучению Средние значения, % Ранг Качества, препятствующие успешному обучению Средние значения, % Ранг
Целеустремленность 13,08 1 Лень 59,38 1
Ответственность 11,19 2 Неусидчивость 4,25 2
Упорство 10,32 3 Несобранность 2,35 3
Усидчивость 5,09 4 Неуверенность 2,20 4
Трудолюбие 4,51 5 Невнимательность 1,61 5
Желание 3,63 6 Неорганизованность Суммарное значение по указанным 1,17 70,97 6
Интерес 3,49 7 качествам
Другие качества, 29,03 -
Терпение 3,05 8 в том числе
Настойчивость 2,91 9 незаинтересованность,
Любознательность 2,47 10 неспособность сосредоточиться
Суммарное значение по указанным 59,74 - на неинтересном,
качествам непонимание материала,
Другие качества 40,26 быстрая утомляемость и пр.
—
и материального поощрения студентов по результатам текущей аттестации и занятия научно-исследовательской работой, но и улучшать условия обучения в вузе
— обновлять учебное и лабораторное оборудование, библиотечный фонд, расширять возможности бесплатного использования студентами Шете^ресурсов и пр.
Практическая значимость оценки мотивации обучения студентов в вузе заключается в разработке рекомендаций в адрес психологической службы вуза, преподавателей и студентов. Поскольку эффективность учебного процесса в вузе в целом прямо связана с тем, насколько высока мотивация обучения и овладения будущей профессией у студентов, психологической службе вуза целесообразно включать в план работы проведение тренинга развития мотивации для студентов младших и средних курсов. Содержание работы по формированию мотивации обучения студента в вузе может идти по следующим основным направлениям: формирование потребностей и мотивов профессионального развития; формирование знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности по самовоспитанию и саморазвитию; оценка профессиональных способностей и возможностей, сравнение их с образом искомого результата (предметом, целью), планирование изменений в системе мотивации достижения. Прогнозируемыми результатами таких тренингов должны стать осознание студентом собственных целей и задач обучения в вузе, умение прогнозировать предполагаемые результаты и организация самостоятельной работы студента над собой по составлению плана профессионального развития, принятию задач, поставленных перед ним обществом, по формированию стиля будущей профессиональной деятельности, а также адекватная мотивационная структура.
Задача профессорско-преподавательского состава вуза в формировании адекватной мотивационной структуры обучения студентов заключается в реа-
лизации гуманистического подхода к обучению, то есть такой организации учебного процесса, когда создаются условия для раскрытия всех потенций личности. Для достижения данной цели преподавателям необходимо использовать активные методы обучения, организовывать работу студентов в малых группах, привлекать их к научно-исследовательской работе, являющейся важным средством развития творческого потенциала студентов, учитывать роль эмоциональных факторов в целостном педагогическом процессе.
Список литературы
1. Бодров В. А. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора / В. А. Бодров, Л. Д. Сыркин // Психологический журнал. — 2003. — № 1.— С. 73—81.
2. Бодров В. А. Нелинейная модель мотивационной сферы личности / В. А. Бодров, Г. В. Ложкин, А. Н. Плющ // Там же. — 2001. — № 2. — С. 90—100.
3. Бодров В. А. Современное состояние проблемы профессиональной мотивации / В. А. Бодров // Проблемы психологии и эргономики. — 2002. — № 4. — С. 47—52.
4. Бордовская Н. В. Психология и педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум. — СПб. : Питер, 2003. — 432 с.
5. Виштак О. В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов / О. В. Виштак // Социс. — 2003.— № 2.— С. 135—138.
6. Галаль Абдо Сайд Салем. Структура профессиональной мотивации у студентов педагогических вузов.
— Психосфера. Шр:// www.drupal.psychosfera.ru
7. Гриценгер В. Р. Структура и приоритеты мотивов студентов медицинского вуза как основа сформированности у них коммуникативно-познавательной потребности изучения английского языка / В. Р Гриценгер // Доклады Академии военных наук. — 2005. — № 2. — С. 79—82.
8. Демидова Н. Н. Формирование мотивации студентов. — http://www.ncstu.ru/сойей/docs/pdf/past/2005/ pps/l5/7l/pdf
9. Дубовицкая Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации / Т. Д. Дубовицкая // Вопросы психологии.
— 2005. — № 1. — С. 73—79.
10. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. — Изд. 2-е доп. — М. : Логос, 2003. — 384 с.
11. Зуенко Н. С. Мотивация профессиональной деятельности студентов ВУЗов / Н. С. Зуенко, А. Н. Кленина. — «Карьера Плюс». http:// www.caгeeг. wsu.ru/vuzam/analytics/motivation.asp.
12. Ильин Е. П. Мотив и мотивация / Е. П. Ильин.
— СПб. : Питер, 2002. — 508 с.
13. Ильин Е. П. Сущность и структура мотива / Е. П. Ильин // Психологический журнал. — 1995. — № 2. — С. 27—41.
14. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии /
A. Н. Леонтьев. — М. : Смысл, 2000. — 51 1 с.
15. Лукина В. С. Исследование мотивации профессионального развития / В. С. Лукина // Вопросы психологии.
— 2004. — № 5. — С. 25—33.
16. Ляпунова О. Е. Особенности ситуативного развития мотивации студентов в условиях современной продуктивной деятельности / О. Е. Ляпунова // Вестник Поморского университета. — 2002. — № 1. — С. 37—44.
17. Малинаускас Р. К. Мотивация студентов разных периодов обучения / Р. К. Малинаускас // Социс. — 2005.
— № 2. — С. 134—138.
18. Маркова А. К. Формирование мотивации в школьном возрасте / А. К. Маркова. — М., 1983.
19. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу.
— 3-е изд. — СПб. : Питер, 2003. — 352 с.
20. Мясищев В. Н. Психология отношений /
B. Н. Мясищев. — Воронеж, 1995. — 356 с.
21. Попов В. А. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи / В. А. Попов, О. Ю. Кондратьева // Социс. — 1999. — № 6.
22. Психология мотивации и эмоций / ред. Ю. Б. Гип-пенрейтер, М. В. Фалинман. — М. : ЧеРо, 2002. — 751 с.
23. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность : в 3 т.
Т. 1 / Х. Хекхаузен.; пер. с нем. — М., 1986. — 392 с.
24. Шадриков В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения / В. Д. Шадриков. — М. : Логос, 2001. — 136 с.
25. Якунин В. А. Педагогическая психология : учебное пособие / В. А. Якунин. — 2-е изд. — СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 349 с.
DINAMICS AND CHARACTER OF STUDY MOTIVATION OF STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY AT DIFFERENT STAGES OF TRAINING
E. Yu. Vasilieva, M. I. Tomilova
Northern State Medical University, Archangelsk
The article shows the results of study of motivation structure of study of students of medical and humanitarian specialties and the conception of their interpretation. There were determined the differences in study motivation in groups of students of different courses of training and personal qualities influencing on efficiency of training students at higher institutions. The scientist determines the recommendations for improvement of management of the quality of professional training of specialists in higher institutions.
Key words: motivation, motivation structure of study, students.
Контактная информация:
Васильева Елена Юрьевна — доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии Северного государственного медицинского университета, г. Архангельск
Тел. (8182) 28-57-86, 21-52-17
E-mail: doc [email protected]
Статья поступила 02.10.2006 г.