Структура мест лишения свободы в Бурят-Монгольской АССР в 30-40 годы XX века
История и философия
." - . • - "
С.П.Суш
Проблема репрессивной политики советского государства в первой половине XX века получила прочную прописку в отечественной историографии. Однако становление и развитие советской пенитенциарной системы вообще и в отдельных регионах в частности пока не получили серьезного развития в отечественной исторической науке.
Основой лагерной системы СССР в 30-40-гг. XX века являлся лагерный пункт (колония), который рассматривался в системе ГУЛАГа как самостоятельная производственная единица. Кроме того, в структуре пенитенциарной системы важное место занимали и тюрьмы.
В соответствии приказам № 5 Народного комиссариата юстиции по управлению исправительно-трудовыми учреждениями Бурят-Монгольской АССР от 14 января 1934 г. была установлена следующая функциональная схема работы аппарата ОПТУ:
1. Административно-организационный сектор возглавлял начальник отдела кадров Геювич. На сектор было возложено исполнение приговоров и постановлений судов в отношении осужденных к лишению свободы, руководство организацией режима в ИГ/, организация строевой подготовки работниками ИТУ, руководство этапированием заключенных и деятельностью наблюдательных комиссий, организация пожарной охраны в учреждении, перспективное и оперативное планирование работы в ИТУ.
2. Политико-воспитательный сектор возглавлял Борисов. На него возлагалась организация и руководство политической, культурно-массовой работой среди осужденных и личного состава, планирование работы и затрат на политико-воспитательную работу.
3. Производственно-плановый и сельскохозяйственный сектор находился под руководством Уланова. На сектор было возложено руководство промышленными предприятиями ИТУ, организация производства на них, нормирование труда расчет заработной платы. Кроме того, сектор осуществлял организацию реконструкции производственных предприятий ИТУ, руководство и организацию сельскохозяйственного производства в ИТУ, капитальное строительство, организацию всех видов учета и статистики на производстве (кроме бухгалтерской), работу по рационализации производственной деятельности, инспектирование строительных работ, с привлечением в необходимых случаях специалистов.
4. Финансово-отчетный сектор возглавил Шейнин. Сектор занимался разработкой вопросов финансовой политики системы ИТУ, организацией и инструктирова-
нием всех ИТУ и их предприятий по вопросам бухгалтерского учета и отчетности. Кроме того, сектор осуществлял перспективное и оперативно-финансовое планирование системы ИТУ, учет пенсионного и др. фондов, нес ответственность за выполнение финансовых планов.
5, Сектор промышленности и сельского хозяйства возглавил Попов. Это было наиболее крупное структурное подразделение, призванное обеспечивать выполнение плановых заданий с использованием труда спецконтингента.
6. На сектор снабжения и сбыта возлагались обязанности по обеспечению жизнедеятельности колоний, обеспечение оборудованием и инвентарем тюремных камер тюрем, обеспечение заключенных питанием.
Руководство секретариатом и особой инспекцией осуществлялось начальником УИТУ Водогреевым. При этом на секретариат возлагалось исполнение поручений начальника УИТУ и его заместителя, оформление приказов, организация справочной работы, архивная деятельность, выдача служебных удостоверений работникам УИТУ, организация делопроизводства.1
Согласно списку сотрудников ОИТК НКВД БМАССР в состав руководства Отдела исправительно-трудовых колоний входили:
начальник ОИТК лейтенант государственной безопасности Николай Алексеевич Водогреев, 1901 г.р., член ВКП(б) с 1922 г.
заместитель начальника ОИТК лейтенант государственной безопасности Гурьянов Алексей Дмитриевич 1904 г.р., член ВКП(б) с 1928 г.
начальник УРО ОИТК Конев Петр Ефимович (специального звания не имел) 1903 г.р.
начальник отдела кадров ОИТК Закаменный (специального звания не имел) 1909 г,р.
начальник финансового отдела Подескуев Михаил Васильевич (специального звания не имел) 1913 г.р.
В 30-е - 40-е годы XX в. система мест лишения свободы в БМАССР включала в себя 10 ИТК, лечебную колонию, рыболовную ИТК и 5 тюрем:
ИТК № 1. Промколония г. Улан-Удэ п. Стеклозавод. Начальник - Иван Александрович Лермо;
ИТК № 2. Исправительно-трудовая колония г. Улан-Удэ п. Мелькомбинат. Начальник - Дмитрий Сергеевич Духанин;
ИТК № 3. Колония массовых работ п. Закаменск. Начальник - Афонасий Гаврилович Чащин;
История и философия
ИТК № 4. Колония массовых работ п. Кырен. Начальник - Георгий Михайлович Сороковиков;
ИТК № 5, Корсаковская рыбопромысловая колония. Начальник - Василий Степанович Соболев (была ликвидирована в 1935 г.);
ИТК № 6. Сельскохозяйственная колония п, Ивол-гинск. Начальник - Павел Денисович Провкин;
ИТК № 7. Промколония в п. Джида. Начальник -Александр Леонтьевич Калекин;
ИТК № 9. Колония массовых работ п, Селенгинск. Начальник - Василий Сафронович Сониев;
ИТК № 10. Сельскохозяйственная колония в п. Му-хоршибирь. Начальник • Александр Михайлович Блинов.
Лечебная колония. Главный врач ■ Яковлева Лидия Александровна.
Кабанская рыболовная ИТК п. Кабанск. Начальник -Карпенко.
В состав пенитенциарной системы БМАССР в рассматриваемый период входили 5 тюрем, расположенных в городе Улан-Удэ и четырех районах республики:
г. Улан-Удэ, тюрьма № 1; г. Кяхта тюрьма № 2; с. Баргузин тюрьма № 3; п. Кырен тюрьма № 4; п. Богда-рин тюрьма № 5.
За тюрьмой № 1 были закреплены Мухоршибир-ский, Тарбагатайский, Бичурский, Иволгинский, Зака-менский, Джидинский, Селенгинский, Северобайкайль-ский, Кабанский, Заиграевский, Еравнинский и Хорин-ский районы.2 Общая тюрьма № 1 представляла собой кирпичное 4-х этажное здание, состоявшее из 6 корпусов:
первый корпус - для осужденных, общих камер - 4, одиночных -11;
второй корпус - для лиц, находящихся под следствием; общих камер - 6, одиночных - 7;
третий корпус - для лиц, находящихся под следствием, общих камер - 7, одиночных -7;
четвертый корпус - для лиц, находящихся под следствием, общих камер - 4;
пятый корпус - для лиц, находящихся под следствием, одиночных камер - 11;
шестой корпус - для женщин, общих камер - 3, одиночных -11.
К концу сороковых годов в главном тюремном корпусе железная кровля пришла в негодность из-за длительного срока эксплуатации (более бОлет), В общих камерах №№ 20, 33, 43 и одиночных камерах № 8, 25, 26 стены были постоянно мокрые, Асфальтовые полы имели значительные выбоины и трещины. Печи камер не имели железных футляров, значительное их количество имело топки непосредственно в камерах.
Тюрьма № 2 в г. Кяпа имела 1 корпус, в котором размещались камеры общей площадью 981 кв. метр, административные помещения (кабинеты начальника, секретаря, комнаты для следователей, врача, дежурного помощника начальника тюрьмы, оружейной комнаты) общей площадью 132 кв. метра.3
Главный корпус тюрьмы находился в отдельном здании постройки 1902 года. Ранее это был жилой дом, общая площадь корпуса составляла 981 кв. метр.
Тюрьма № 3 с. Баргузин находилась в здании бывшего кожевенного завода постройки 1895 года. Административный корпус тюрьмы, кухня и складские помещения были построены в 1910 году как дома для рабочих предприятия.4 Площадь корпуса тюрьмы составляла 335 кв. метра. Другие помещения (баня склад, конюшня) были построены в период с 1930 по 1936 годы.5
Тункинская тюрьма № 4 (начальник - Селянин) располагалась в селе Кырен Тункинского аймака Бурят-Монгольской АССР в 120 километрах от железной дороги им. Молотова. Ближайшая железнодорожная станция - Култук или станция Слюдянка. Тюрьма, хозяйственные постройки и жилые дома были расположены в районном центре с. Кырен в 200 м от районного аппарата НКВД. Расстояние от г. Улан-Удэ - 425 километров. Тюрьма № 4 охватывала Тункинский и Окинский районы. В тюрьме также находились заключенные из Зака-менского района ст. Застава Пограничной комендатуры и из Монгольской Народной Республики из числа нарушителей границы.
Тюрьма представляла собой один смешанный корпус, в котором имелись 5 общих камер и 2 одиночные.6 Тюремный корпус находился в здании бывшего жилого дома постройки 1926 года. Все вспомогательные здания - административный корпус, склад, конюшня, а также вышки постовых были построены в период с 1932 по 1936 годы.7
Тюрьма № 5 пос. Богдарин Баунтовского аймака. Общая площадь камер в тюремном корпусе составляла 385,5 кв. метра. Тюрьма находилась в отдельном деревянном здании постройки 1935 года. В 1937 году к зданию тюрьмы был пристроен административный корпус. Отопление печное, имелась баня для спецконтингента постройки 1936 года. В период с 1940 по 1944 годы к тюрьме были пристроены здание овощехранилища и прогулочный дворик площадью 250 квадратных метров.8
Таким образом, определяющую функцию мест лишения свободы, такую как изоляция осужденных, исполняли тюрьмы, Наряду с известной историко-политической преемственностью, такое структурное подразделение пенитенциарной системы как тюрьма выполняла задачи уголовно-политического, экономического, криминологического ряда. Тюремная система БМАССР исполняла возложенные на нее функции законодательством того времени.
1 Архив МВД РБ Ф. 63 л, Д, 68 Л. 27-29.
2 Архив МВД РБ Ф. 63 л. Оп. 1 Д. 104 Л. 18-25.
3 Архив УФСИН РФ по РБ Ф. 15 Оп. 1 Д. 91 Л. 14-19.
4 Архив МВД РБ Ф. 63 л. Оп. 1 д. 63 Л. 35-36.
5 Там же Л. 34.
6 Архив МВД РБ Ф. 63 л. Оп. 1 Д. 91 Л. 27-39.
7 Архив МВД РБ Ф.63 л Оп. 1Д. 104 л. 43
3 Там же Л. 45
С.И.Калашникова
Функции уголовно-розыскной полиции в России в дореформенный период: генезис возникновения сыскных частей
Деятельность полиции и ее непосредственная функция напрямую связаны с решением задач управления государством. При этом следует различать полицейскую функцию государства и функцию полиции. Поэтому полиция в государственном механизме - это орган в структуре исполнительной власти, призванный осуществлять его правоохранительную функцию, взаимодействуя как с другими органами исполнительной власти, так и с законодательной и судебной властями. Что касается правоохранительной функции, то среди ее направлений особенно выделяется борьба с преступностью. Эту функцию реализует ряд правоохранительных служб, в том числе и уголовный орган. При этом уголовный сыск борется только с общеуголовной преступностью. В рассматриваемый период подразделения, занимавшиеся общеуголовной преступностью, назывались «сыскной полицией» или «уголовным сыском». Таким образом, оперативно-розыскная деятельность включает в себя действия компетентных органов по установлению как известных, так и не известных для них лиц, совершивших преступление, следов преступления, других доказательств и улик, свидетельствующих о виновности лиц, совершивших преступление, а также по установлению места нахождения похищенных вещей и лиц, пропавших без вести.
Уголовный розыск занимал специфическое место в полицейской системе Министерства внутренних дел. Это было обусловлено тем, что в императорской России сыскная полиция, относительно «общей полиции»1, являлась относительно самостоятельным, а с 1908 г. -обособленным подразделением, не подчиняясь в организационном отношении общей полиции. В то же время уголовный сыск как в составе полиции, так и вне ее, в целом выполнял правоохранительную функцию, присущую полиции. Кроме того, формы и методы деятельности уголовного сыска во многом идентичны деятельности политического сыска, хотя известно их извечное соперничество, причем не в пользу уголовного розыска.
Каков же генезис органов, специализирующихся на уголовном сыске в России до принятия Судебной реформы 1864 г.?
В 1539 г. был учрежден Разбойный приказ, в котором отсутствовали специальные подразделения, занимавшиеся исключительно борьбой с уголовными преступлениями. Деятельность приказа не распространялась на столицу, где существовал особый «Земский
приказ», который вел дела «разбойные», следил за безопасностью и порядком в городе и уезде, вел борьбу с корчемством и пожарами, следил за чистотой улиц2. В конце XVI в. Земский приказ был объединен со Стрелецким и полицейские функции в Москве были возложены на стрельцов, которые стали использоваться при «поимке татей, разбойников и грабителей»3. В 1565-1572 гг. во времена правления Ивана Грозного исполнение охранительных, дознавательных и нерегла-ментированных карательно-репрессивных мероприятий взяло на себя опричное войско.
Наряду с Разбойным приказом за сыск воров и преступников отвечали и воеводы, функции которых в этой сфере были определены царским указом 1664 г. В 1695 г. указом царя было предписано воеводам «про воров и разбойников проведать тайно всякими мерами»4. С 1654 по 1676 г. действовал Приказ Тайных дел, который выступал как орган надзора не только за политическими, но и за «разбойными» делами в случае исключительного положения лиц, в отношении которых совершались общеуголовные преступления.
В 1649 г, был издан «Наказ о гражданском благочестии», который впервые в истории России регламентирует охрану общественного порядка в городе. Появляются так называемые «объезжие головы», которым вменялось в обязанность профилактика и пресечение преступлений. В этот период уголовно-розыскные мероприятия осуществляли и другие учреждения, в частности Поместный и Холопий приказы. Дознание велось путем опроса свидетелей («повальный обыск»), использования слухов («язычные молки»), поиска вещественных доказательств («воровские рухляди»)5. Однако главным инструментом в процессе розыска была пытка («пытошные речи»). Признание подследственного под воздействием пытки считалось доказательством его вины и служило основанием для наказания6.
В XVII в. происходит окончательное оформление института сыщиков, которые специализировались на борьбе с уголовной преступностью. В 1683 г. был принят специальный «Наказ сыщикам», в котором были определены их обязанности. Сыщикам предоставлялись широкие полномочия по сыску беглых крестьян и холопов, а также по расследованию дел «татебных, разбойных и убийственных». В 1691 г. царь издает именной указ «О допросе сыщиком обыскных людей», регулировавший процессуальные нормы для сыщиков. В 1710 г.
ВЕСТНИК ИрГТУ №4 (28) 2006