Научная статья на тему 'Структура личностно-смысловой сферы'

Структура личностно-смысловой сферы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2357
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / СТРУКТУРА / МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ / СМЫСЛОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СМЫСЛОВАЯ УСТАНОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шелехова Людмила Валерьевна, Панеш Азамат Асланович

В статье с учетом механизма формирования личностно-смысловой сферы определены ее структурно-содержательные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шелехова Людмила Валерьевна, Панеш Азамат Асланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура личностно-смысловой сферы»

Л. В. ШЕЛЕХОВА, А. А. ПАНЕШ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ

В статье с учетом механизма формирования личностно-смысловой сферы определены ее структурно-содержательные компоненты.

Ключевые слова: личностно-смысловая сфера, структура, механизм формирования личностно-смысловой сферы, смысловая реальность, смысловая установка.

Профессиональное становление в современной социокультурной среде требует от студента не только определенных профессиональных знаний, но и всесторонне развитой сферы личностных качеств, без которых невозможно адаптироваться в постоянно изменяющемся мире. Основой формирования этих качеств является личностносмысловая сфера, позволяющая осознанно воспринимать жизнь, осмысленно строить планы и формулировать цели - построить свою жизненную стратегию.

Рассматривая смысл в единстве онтологического, феноменологического и деятельностного аспектов, Д. А. Леонтьев говорит об обобщающем многогранном понятии «смысловая реальность»; она проявляется в разных формах и в различных психологических эффектах как «относительно устойчивая и автономная иерархически организованная система, включающая в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующая как единое целое» [1].

Смысловая реальность представлена понятиями «смысловые структуры» и «смысловые системы».

Смысловые структуры личности:

- выступая в качестве превращенных форм жизненных отношений, регулируют процессы жизнедеятельности субъекта на конкретно-психологическом уровне;

- являются «квазиобъектами», замещающими в структуре личности ее действительные жизненные отношения, то есть имеют двойственную природу.

Д. А. Леонтьевым выделено шесть видов смысловых структур: личностный смысл (в узком значении термина), смысловая установка, смысловой конструкт, смысловая диспозиция, мотив и личностная ценность, которые можно отнести к трем уровням организации:

- личностный смысл и смысловая установка непосредственно включены в регуляцию процессов деятельности и психического отражения;

- мотив, смысловая диспозиция и смысловой конструкт опосредованно порождаются структурами первого уровня;

- личностные ценности формируются под воздействием структур первого и второго уровней.

Однако данная иерархия является относительной: в ней не просматривается четкой структуры личностно смысловой сферы. Например, в отличие от Д. А. Леонтьева, А. Г. Асмолов отмечает, что «Смысловая установка актуализируется мотивом деятельности и представляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовно-

сти к совершению определенной деятельности в целом» [2].

С другой стороны, существуют иные представления о совокупности структурных компонентов личностно-смысловой сферы:

а) побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы; реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшей для него субъективную ценность (значимость); выражающие личностный смысл смысловые установки; регулируемые смысловыми установками поступки личности [3];

б) смыслообразующие мотивы, смысловые установки и личностно-значимые эмоциональные переживания [4];

в) личностные смыслы, смысловые конструкты, мотивы, смысловые установки, ценности [5];

г) смысловое содержание (локальные личностные смыслы), частные смысловые образования (образования, лишенные непосредственной предметности, в которых выражено некоторое частное отношение личности к тем или иным аспектам действительности) и общие смысловые ориентации (наиболее общие и основные «единицы» личности, которые формируются не в конкретной деятельности, а на протяжении всей жизни личности) [6].

Для описания рассматриваемого нами психофизиологического феномена в свое время были введены в употребление разнообразные термины: динамическая смысловая структура, смысловые установки (А. Г. Асмолов), смысловая сфера личности (Л. И. Божович), многомерный мир человека, смыслообразующие мотивы и личностные смыслы (А. Н. Леонтьев), смысловая реальность (Д. А. Леонтьев), отношения (В. Н. Мясищев), «значащие» переживания (Ф. В. Бассин), эмоционально-непосредственные переживания (В. К. Вилюнас), жизненные миры человека (Ф. Е. Василюк), смысловые ценности (Б. С. Братусь), ценностно-эмоциональный аспект мотивации (В. Г. Асеев) и др. Данные термины в той или иной степени характеризуют как отдельные структурные компоненты личностно-смысловой сферы, так и ее в целом. При этом ее общепринятая структура на сегодняшний день в психолого-педагогической литературе не освещена.

С целью определения структурных компонентов личностно смысловой сферы рассмотрим механизм ее формирования.

В процессе перцептивной деятельности происходит отражение в сознании субъекта, воспринимаемого им объекта (явления, процесса). Одно-

‘Культурная жизнь Юга России”

— 35

временно вступают в действие информационное поле (представление индивида об окружающем и своих перспективах, проявляющиеся в качестве сложноорганизованного субъективного образа объективной действительности) и аксиологическая система социальной ориентации субъекта, которая состоит из:

а) смысловой диспозиции (антипатия, безразличие, симпатия к объектам и явлениям действительности, имеющим для субъекта устойчивый жизненный смысл), выступающей в качестве механизма надситуативной активности [7];

б) смыслового конструкта (согласно А. Н. Леонтьеву, это устойчивая категориальная шкала, представленная в психике субъекта на уровне глубинных структур образа мира, выражающих значимость для субъекта определенной характеристики объектов и явлений действительности) [8], проявляющегося в дифференциации и оценке объектов и явлений по обозначенному параметру, в результате чего им приписывается соответствующий жизненный смысл, что привносит в смысловую регуляцию компоненты, отражающие стратегическую ориентацию личности.

в) личностных ценностей - осознанных, «от-рефлексированных» наиболее общих смысловых образований [9], являющихся внутренними носителями социальной регуляции, укорененных в структуре личности.

Под воздействием ценностной проекции, возникающей в процессе взаимодействия прототипа и его фреймовой структуры (с контекстуально окрашенной через аксеологическую систему социальной ориентации перцептивной информацией), формируется психологическая репрезентация воспринимаемого объекта, которая представлена:

- прототипизированными перцептивными данными об объекте, описывающими его «внешние» признаки;

- личностным смыслом (в узком понимании), образующимся под влиянием оценки значимости социальных сторон воспринимаемого объекта и его «жизненного смысла» для субъекта и «пре-зентирующим его субъекту посредством эмоциональной окраски образов и их трансформаций» [10]. «Своеобразным образом преломленная и обобщенная внешняя реальность, окрашенная тем смыслом, который она имеет для человека», предопределенная «основными составляющими внутреннего мира» [11].

Назовем три основные субъективные формы представленности личностного смысла в сознании.

Первая - аффективная, отражающая эмоциональные переживания, которые могут быть лич-ностно значимыми или возникающими за пределами системы смысловых отношений.

«Градации аффективной напряженности “значащих” переживаний могут варьировать от едва уловимых до обусловливающих грозных психологических срывов и непоправимых клинических катастроф» [12].

Вторая - вербальная, воплощающая личностный смысл в определенной системе общественно выработанных и зафиксированных значений, через осознания конкретной деятельности, включающей анализ эмоциональных проявлений и результатов деятельности. «Вербализация смысла -это осознание породивших его отношений. Если вербализованный смысл является шире и богаче непосредственного, то последний является истиннее первого» [13].

Третья - визуальная, проявляющаяся в образах памяти, представлений, сновидений, фантазии.

Личностный смысл формируется в результате протекания аффективных и когнитивных процессов (характер которых может быть классифицирован как стереотипический и прототипический), позволяющих осмысленно воспринимать содержание и границы субъективной реальности.

При этом психологическая репрезентация, наряду с «эмоционально окрашенным» информационным образом, определяет психофизическое состояние личности, выражающее нужду в чем-либо лежащем вне ее, формирующееся и фиксирующееся в соответствии с прототипом воспринимаемого объекта, т. е. потребность. «Среда сама по себе не дает субъекту никакого стимула действия, если он совершенно лишен потребности, удовлетворение которой стало бы возможно в условиях этой среды. Среда превращается в ситуацию того или иного нашего действия лишь сообразно тому, какой мы обладаем потребностью, устанавливая с ней взаимоотношения» [14]. Необходимо отметить, что нельзя однозначно утверждать, в какой степени определяют направление и характер потребности субъекта, «объективные» перцептивные сведения об объекте, в какой - его «субъективные» оценки. Можно лишь сказать, что обе составляющие репрезентации влияют на степень осознанности потребности, которую условно можно классифицировать по сферам деятельности (потребности труда, познания, общения, отдыха); по объекту потребностей (материальные, духовные, этические, эстетические и др.); по значимости (доминирующие / второстепенные, центральные / периферические); по временной устойчивости (устойчивые, ситуативные); по функциональной роли (естественные, обусловленные культурой); по отношению к «Я» (внутренние, внешние).

При высшей форме отражения потребностей, т. е. ее осознании, возникают осознанные побуждения (стремление к удовлетворению потребности) к деятельности, которые представляют собой «ситуативно-формирующиеся смысловые структуры» - мотивы [15]. Мотив отвечает за соотнесение человеком своих субъективных представлений о потребности с ее объективным содержанием.

Мотивы, согласно представлениям А. Н. Леонтьева, могут быть дифференцированы следующим образом:

1) «только знаемые» (номинальные) - лишены функций побуждения и смыслообразования; ис-

пользуются в функции мотивировок, благовидных предлогов, могут иметь статус стереотипа идеалов, лишенных личностного смысла. «На известном уровне развития мотивы сначала выступают как только “знаемые”, как возможные, реально еще не побуждающие никаких действий» [16];

2) реально действующие, а именно:

а) мотивы-стимулы «динамизируют» деятельность, лишены функции смыслообразования (порождения личностных смыслов). Определенное содержание, принадлежащее к системе значений (понимаемое и осознаваемое личностью), может не быть «вмещенным» в личность, не быть «внутренне своим», тем «органом индивидуальности», который определяет, в конечном счете, жизнь человека. Вместе с тем, такие содержания не только играют роль мотивировок, но могут выполнять побудительную функцию по отношению к деятельности, т. е. быть реально действующими, не приобретая при этом своей личностной характеристики. Такая деятельность остается как бы посторонней к тем структурам, которые обозначаются различными авторами как «Я», «Я сам», «ядро личности» и т. д. Поведение может строиться, подчиняясь требованиям внешней необходимости или общепринятых образцов, не определяясь собственными жизненными отношениями и потребностями субъекта. Например, прагматический смысл, проистекающий из сознания практической полезности действий человека, соображений благоразумия и внешней необходимости. Под «внешним» здесь следует понимать внешнее по отношению к области «Я», т. е. к сфере глубоких смысловых, собственно личностных характеристик человека. Один из типов такого поведения описывает С. Л. Рубинштейн: «Люди часто поступают так или иначе, потому что так делают «все» (так принято, так общепринято, так поступают). В этом случае я сам как внутренняя контрольная инстанция и моя собственная ответственность отпадает» [17];

б) смыслообразующие мотивы. Они «всегда занимают более высокое иерархическое место, даже если они не обладают прямой эффективностью. Являясь ведущими в жизни личности, для самого субъекта они могут оставаться «за занавесом - и со стороны сознания, и со стороны своей непосредственной аффективности» [18]. Соподчинение смыслообразующих мотивов, их относительно устойчивая иерархия характеризует личность на этапе ее зрелости и сознательности. В этом случае речь идет о личности как о связной системе личностных смыслов. В зависимости от смыслообразующего мотива наделяются личностным смыслом все элементы структуры деятельности, побуждаемой этим мотивом, и объекты, включающиеся в круг деятельности.

«В структуре одной деятельности данный мотив может выполнять функцию смыслообра-зования, в другой - функцию дополнительной стимуляции» [19]. Таким образом, за реальными действиями субъекта могут стоять как моти-

вы, несущие в себе и порождающие личностный смысл (смыслообразующие мотивы), так и мотивы, релевантные сфере значений (только знаемые и внешние мотивы-стимулы). Дифференциация значения и личностного смысла как различных образующих сознания сопоставима с разделением психологических образований, определяющих мотивацию деятельности, на личностно-смысловые и не являющиеся таковыми.

Осознание потребности переводит ее на психологический уровень, соответствующий состоянию предрасположенности субъекта к «свершению определенным образом направленной деятельности», заключающейся в «налаживании, такой настройке целостного субъекта, когда в нем проявляются именно те психические или моторные акты, которые обеспечивают адекватное созерцательное или же действенное отражение ситуации», в выборе тех или иных целей, соответствующих мотиву деятельности, т. е. смысловую установку [20]. При этом нельзя отождествлять мотив и смысловую установку, так как осознание потребности не всегда преобразуется в потребность формулирования цели и ее достижения: порой жизненные ситуации, формирующие потребность, по тем или иным причинам не сопровождается побуждением к действию. Мотив характеризует то, «что нужно Я», а смысловая установка мобилизует силы организма на достижение «нужного». Принято выделять следующие виды смысловых установок:

- социальная - готовность к восприятию и к действию в определенном ключе;

- моторная - готовность к действию;

- сенсорная - готовность воспринимать;

- умственная - готовность к определенным стереотипам мышления.

Смысловая установка активирует афферентные системы (снижаются сенсорные пороги, усиливаются ориентировочные реакции), память (актуализируются необходимые для поисковой активности образы памяти, информация о подобных событиях, бывших в прошлом) и акцептор результатов действия (психологический механизм предвидения и оценки результатов действия в функциональных системах). Она содержит как каузальный (побуждение к деятельности, потребность), так и целевой аспект в виде общей перспективной неразвернутой модели будущей деятельности, отражающей ее конечный результат. Все это определяет складывающуюся на основе смысловой установки систему смысловой регуляции, «запускающей» положительный или отрицательный стереотип поведения, который определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности в отношении конкретного объекта.

Анализ работ Д. Н. Узнадзе и Е. Е. Насинов-ской позволил выделить три вида основных стереотипов поведения:

- фиксированный (возникающий при повторении похожих ситуаций);

- диффузный (возникающий в видоизмененной ситуации);

- конкретно-ситуативный (возникающий при новой, неизвестной ранее ситуации) [21].

Учитывая, что личность имеет ряд стереотипов, обладающих дискретностью, можно объяснить изменение в поведении субъекта (разные люди в одинаковых ситуациях могут поступить по-разному, один и тот же субъект в аналогичных обстоятельствах может действовать неодинаково) в результате незначительных девиаций в формировании репрезентации.

Процесс завершения деятельности характеризуется психофизическим состоянием личности, соответствующим восприятию результатов, проведенной деятельности и осмыслению (переосмыслению) субъектом содержания своего сознания (своей осуществленной деятельности), т. е. смысловой рефлексией. Если актуализация смысловых структур «Я» приводит к проблемно-конфликтной ситуации (при апробировании различных стереотипов опыта возникает рассогласование каких-либо компонентов аксиологической системы социальной ориентации), то под воздействием осмысления и взвешивания разных смысловых образований и ценностном сопоставлении их близости к собственному «Я» происходит пересмотр содержания смысловой составляющей субъекта, и его личностно смысловая сфера переходит на качественно новый уровень развития.

В соответствии с общенаучным определением системы как совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство [22], можно утверждать, что личностносмысловая сфера представляет собой сложное интегральное психологическое образование, состоящее из информационного поля, аксиологической системы социальной ориентации (смысловой диспозиции, смыслового конструкта и личностных ценностей), личностного смысла, потребности, мотива, смысловой установки, смысловой регуляции и смысловой рефлексии. С другой стороны, личностно-смысловая сфера относится к психологическим системам, характеризующимся динамичностью и самоорганизацией, изменяющей состав входящих в нее компонентов и связей между ними при сохранении основополагающих функций.

Литература

1. Леонтьев Д. А. Методика предельных смыслов. М., 1992. С. 3.

2. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М., 2007. С. 355.

3. Щипанкина Е. С. Организация смыслопоисковой деятельности студентов в процессе изучения педагогических дисциплин. URL: http:// pi.sfedu.ru/rspu/science/conferences/level_edu/sec5/ schipankina.doc

4. Насиновская Е. Е. Вопросы мотивации личности с позиции деятельностного подхода. URL: http://anleontiev.smysl.ru/vospomin/nasinov.htm

5. Прохоров А. О. Смысловая регуляция психических состояний. М., 2009. С. 230.

6. Бассин Ф. В. «Значащие» переживания и проблема собственно-психологической закономерности // Вопросы психологии (ВП). 1972. № 3. С.105-124.

7. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996. С. 297-306.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. С. 39.

9. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // ВП. № 5. 1997. С. 3-19.

10. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999. С. 181.

11. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность ... С. 37.

12. Бассин Ф. В. «Значащие» переживания ... С. 113.

13. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. С. 94.

14. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966. С. 3.

15. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность ... С. 39; Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988. С. 68.

16. Там же. С. 210.

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 367.

18. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность . С. 204.

19. Там же. С. 203-204.

20. Асмолов А. Г. Психология личности ... М., 2007. С. 355; Узнадзе Д. Н. Психологические исследования ... С. 6; Стебляк Е. А. Проблемы смысла в психологии: учеб. пособие. Омск, 2008. С.55-57.

21. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования . С. 5; Насиновская Е. Е. Вопросы мотивации личности с позиции деятельностного подхода .

22. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 570.

l. v. shelekhova, a. a. panesh. the structure of personal and semantic sphere

Taking into consideration the mechanism of formation of personal and semantic sphere, its structural and substantial components are determined in the article.

Key words: personal and semantic sphere, structure, mechanism of formation of personal and semantic sphere, semantic reality, semantic instruction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.