Научная статья на тему 'Структура, критерии и Уровни сформированности сетевой куль- туры учителя информатики в системе повышения квалификации'

Структура, критерии и Уровни сформированности сетевой куль- туры учителя информатики в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ КУЛЬТУРА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / NET CULTURE / NET INTERACTION / NET COMMUNITIES / SYSTEM OF IMPROVEMENT QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будникова Галина Андреевна

В работе дана характеристика содержания понятия «сетевая культура учителя информатики», проведен анализ его структуры, компонентов и критериев, представлены показатели сформированности на каждом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Будникова Галина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Construction, criterions and levels of net culture's formedness of teacher of informatic in system of improvement qualification

The author describes the content of idea «teacher of informatic's net culture», carries out an analysis its construction, components and criterions, leads indicators of net culture's formedness for each level.

Текст научной работы на тему «Структура, критерии и Уровни сформированности сетевой куль- туры учителя информатики в системе повышения квалификации»

РАЗВИТИЕ СЕТИ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТРУКТУРА, КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕТЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Г.А. Будникова

Региональный центр дистанционного обучения Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки ул. Адмиралтейская, 21, Астрахань, Россия, 414000

В работе дана характеристика содержания понятия «сетевая культура учителя информатики», проведен анализ его структуры, компонентов и критериев, представлены показатели сформиро-ванности на каждом уровне.

Ключевые слова: сетевая культура, сетевое взаимодействие, сетевые сообщества, система повышения квалификации.

Анализ опыта повышения квалификации учителей информатики, накопленный в регионе, подтверждает процессы, происходящие в России, и показывает динамику развития предмета «от компьютерной грамотности к общеобразовательному предмету, от общеобразовательного предмета к метапредмету» [3]. Поворот предмета «информатика» в надпредметную область предлагает учителю информатики занимать ранее несвойственные ему позиции тьютора и консультанта для учителей того учебного заведения, в котором он работает.

При определении понятия «сетевая культура учителя информатики» мы отталкивались от исследований, проведенных С.М. Конюшенко, Н.И. Гендиной, Е.В. Данильчук [1; 2; 5]. Под сетевой культурой учителя информатики мы понимаем интегративное качество личности, органично сочетающее общую культуру работы с информацией, умением использовать сетевые интернет-технологии в целях формирования образовательной среды и проявляющееся во взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса через наставническую деятельность.

В общей педагогике накоплены знания о составе, критериях сформированно-сти, функциональных возможностях профессионально-педагогической культуры.

В теоретическом плане содержание сетевой культуры основано на исследовании профессионально-педагогической культуры и раскрывается на фоне общих закономерностей педагогического образования и культурологии. Эти знания позволяют нам провести содержательный анализ сетевой культуры и выявить ее функции, компоненты, уровни, показатели, критерии сформированности.

В настоящее время культура изучается в трех направлениях:

— как совокупность материальных и духовных ценностей;

— специфический способ человеческой деятельности;

— процесс творческой самореализации сущностных сил личности.

Представленные направления совпадают с методологической основой изучения вопросов формирования профессиональной культуры учителя, обоснованной И.Ф. Исаевым. В частности, особую актуальность в контексте исследования имело рассмотрение профессионально-педагогической культуры [6]. С учетом определения И.Ф. Исаева, выделяющего в структуре профессионально-педагогической культуры три компонента — аксиологический, технологический и личностно-твор-ческий — мы полагаем, что сетевая культура учителя объединяет эти компоненты и обеспечивает их взаимосвязь и взаимообусловленность.

В связи с этим возникает необходимость специально обратиться к характеристике указанных структурных компонентов сетевой культуры, которые проявляются как неразделимые понятия в проявлениях сетевой культуры.

Аксиологический компонент составляют ценностные ориентации личности. М.С. Яницкий вкладывает следующий смысл в понятие: ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях [7]. Изменяется иерархия ценностей в сетевой культуре. Так, по мнению Л.В. Нургалеевой, «диагональ ценностных ориентиров в этом случае выстраивается вдоль линии развития внематериальных отношений» [4].

Технологический компонент включает в себя способы, приемы педагогической деятельности, отражает систему приобретенных теоретико-методологических, научно-практических и специальных знаний, необходимых учителю для творческого решения профессиональных задач при формировании сетевой культуры. Кроме теоретических знаний по предмету компонент включает навыки совершенствования профессиональных знаний и умений, знание межпредметных связей, грамотной коммуникацией в сети.

Личностно-творческий компонент направлен на освоение основных закономерностей и принципов целостного педагогического процесса, стремление к творчеству, осуществление самоанализа, самооценки собственной деятельности. Наличие личностно-творческого компонента в сетевой культуре развивает у участников сетевого взаимодействия способности к экспертной и проектной деятельности для работы в сетевых сообществах.

Диалектический характер процесса развития характеризуется уровнями сфор-мированности сетевой культуры учителя информатики. В зависимости от степени проявления структурных компонентов мы выделили три уровня сформированно-сти сетевой культуры учителя: стартовый, продвинутый, экспертный.

Стартовый уровень сформированности сетевой культуры характеризуется неустойчивым интересом к проявлениям сетевой культуры. Система знаний сформирована о сетевом взаимодействии, сетевых профессиональных сообществах на уровне осведомленности и не является основой при решении профессиональных задач.

Продвинутый уровень характеризуется большей целенаправленностью, устойчивостью, осознанностью путей, средств и способов осуществления сетевого взаимодействия при решении профессиональных задач.

Экспертный уровень характеризуется высокой степенью результативности, мобильностью знаний, стимулирующей переход к устойчивой готовности к профессиональной деятельности в условиях современной информационной образовательной среды.

Сетевая культура создает новые формы и способы деятельности. Для их уточнения считаем необходимым представить структурные компоненты как функциональные. Перечисленные структурные компоненты обеспечивают профессиональную направленность сетевой культуры и связаны с процессом глобальной информатизации общества, а функциональные компоненты позволяют расширить представление о содержании понятия «сетевая культура». Согласно исследованиям И.Ф. Исаева функциональные компоненты, подчиненные структурным, представляют сетевую культуру в сформированном виде (табл. 1).

Таблица 1

Компоненты сетевой культуры

Уровни функционального компонента Аксиологический компонент

мотивационный нормативный

Интуитивный (стартовый) Проявление неустойчивого интереса к сетевому взаимодействию, установка на первоначальное апробирование Наличие представлений о правилах участия в сетевых мероприятиях, признание ценностей, норм, прав субъектов сетевого педагогического взаимодействия

Продвинутый (средний) Проявление устойчивого интереса к сетевому взаимодействию, желание передать свои знания и опыт по сетевой культуре коллегам и учащимся, установка на повышение квалификации, совершенствование сетевой культуры Осознанное соблюдение норм и ценностей взаимодействия социальных субъектов между собой, правил сетевого этикета, авторского права

Экспертный (высший) Твердая убежденность в целесообразности повышения квалификации, проявление системного интереса к формированию сетевой культуры на основе сетевой деятельности, установка на непрерывное образование Инициирование собственных ценностей, норм, правил для обсуждения и принятия в сетевых педагогических сообществах, моде-рация сетевого взаимодействия

Аксиологический компонент расширяется за счет функциональных компонентов.

Мотивационный компонент включает в себя сформированность мотивов освоения сетевой культуры, стремление к приобретению нового опыта, новых форм и методов сетевого взаимодействия в профессиональной деятельности.

Нормативный компонент состоит в соблюдении норм и ценностей, разработанных сетевыми сообществами в различных формах сетевого взаимодействия, поддержке авторского права в Интернет.

Система теоретических, методических, практических и специальных знаний представляет технологический компонент, его функциональными компонентами являются гносеологический и операционный (табл. 2).

Гносеологический компонент выражает степень сформированности системы профессиональных знаний и умений организовывать обучение и наладить сетевые коммуникации для систематизации теоретико-педагогических знаний в сфере сетевой культуры.

Операционный компонент определяет степень развития сетевой культуры, владение основными компьютерными инструментами, приемами выполнения операций, методиками применения ИКТ в научно-исследовательской деятельности, необходимые для продуктивной работы с ресурсами сетевых сообществ.

Таблица 2

Структура технологического компонента

Уровни функциональных компонентов Технологический компонент

гносеологический операционный

Интуитивный (стартовый) Бессистемное представление об основных формах, инструментах и средах Сети, о дидактических возможностях ИКТ для фоми-рования сетевой культуры в системе повышения квалификации Бессистемное использование ресурсов сетевых сообществ в профессиональной деятельности

Продвинутый (средний) Наличие системы знаний об основных формах, инструментах и образовательных средах Сети для решения профессиональных задач, а также устойчивого запроса на повышение квалификации в очном и дистанционном режиме по формированию сетевой культуры Владение способами создания, апробирования, корректировки и публикации электронных учебных материалов, приемами работы в сетевом сообществе

Экспертный (высший) Наличие устойчивой обширной теоретико-педагогической системы знаний в области сетевой культуры, участие в разработке критериев отбора и оценивания основных форм, инструментов и образовательных сред Сети Владение способами организации, информационного и научно-методического сопровождения сетевого взаимодействия, способствующими формированию сетевых педагогических сообществ

Коррекция собственной деятельности, определение динамики профессионального развития построено на содержании личностно-творческого компонента, функциональными компонентами которого являются креативный и самооценивающий (табл. 3).

Креативный компонент выражает уровень творческого начала в осуществлении сетевого взаимодействия, отражает интерес к сетевой проектно-исследо-вательской деятельности коллег.

Компонент самооценивающий выражает адекватность восприятия своей профессиональной подготовленности и соответствия решения профессиональных задач в освоении содержания сетевой культуры, поиск индивидуального решения в сетевом взаимодействии.

Таблица 3

Структура личностно-творческого компонента

Уровни функционального компонента Личностно-творческий компонент

креативный самооценивающий

Интуитивный (стартовый) Проявление интереса к сетевой проектно-исследовательской деятельности коллег и использование их результатов в собственной профессиональной деятельности Идентификация себя в сети с позиции «пользователя», ориентация на чужую точку зрения, аргументы, методические разработки, электронное портфолио коллег

Продвинутый (средний) Участие в сетевой проектно-ис-следовательской деятельности с позиции автора на основе осмысления закономерностей развития педагогического опыта в сетевом пространстве, а также указаний и примеров их использования Идентификация себя в сети с позиции «автора», ориентация на собственные точку зрения, аргументы, методические разработки, наличие электронного портфолио педагога, заполненного по шаблону

Экспертный (высший) Наличие оригинальных авторских методов и средств контроля, оценивания, генерации, моделирования новых образовательных технологий с привлечением лидеров образования, модераторов и в целом сетевых профессиональных сообществ к сетевой деятельности Идентификация себя в сети с позиции «тьютора, консультанта, эксперта», ориентация на достижение высшего уровня профессионального мастерства, расширение электронного портфолио педагога на основе сравнения и анализа региональных портфолио коллег, развитие стандартов и обучение других

Обобщенные свойства каждого компонента мы определяли посредством анализа монографических характеристик, полагаясь на установленные нами критерии. Критерии сетевой культуры педагога определяются нами исходя из системного понимания культуры, выделения ее структурных и функциональных компонентов. Обобщенные критерии сетевой культуры педагога, разработанные нами, позволяют описывать и стимулировать исследуемый феномен — сетевую культуру учителя информатики.

Критериями формирования основ содержания сетевой культуры являются:

— ценностное отношение к сетевой педагогической деятельности;

— технологическая активность в сети;

— использование сетевых технологий для профессионального саморазвития.

Анализ уровня сформированности сетевой культуры учителя информатики

проводится по показателям каждого из критериев.

Ценностное отношение к сетевой педагогической деятельности проявляется в понимании и оценке целей, задач, норм и правил сетевого взаимодействия, признание ценности субъектных отношений.

Показатели данного критерия: сформированность сетевой культуры в осознании ценностей, норм, правил взаимодействия субъектов в Сети; периодичность (системность) участия в сетевых мероприятиях, дистанционных курсах повышения квалификации.

Технологическая активность в сети предполагает знание приемов решения конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных педагогических задач и умение использовать эти приемы; складывается из следующих показателей:

— сформированность сетевой культуры, заключающаяся в знании приемов, решений и умений оценивания основных форм, инструментов и образовательных сред Сети и отбор оптимальных под решение профессиональных задач;

— наличие организационно-деятельностного знания, приемов организации и поддержки сетевого взаимодействия

Использование сетевых технологий для профессионального саморазвития складывается из следующих показателей:

— сформированность сетевой культуры, заключающаяся в заинтересованном отношении учителя информатики к опыту своих коллег, готовность к выполнению научно-исследовательской деятельности в Сети;

— оценка достигнутого уровня самообразования, осуществление рефлексии педагогической деятельности на основе сетевых показателей заполнения электронного портфолио.

Опыт практической деятельности, анализ научной литературы показывает, что сетевая культура учителей информатики и их профессиональное совершенствование должны иметь непрерывный характер, что обусловлено процессами глобальной информатизации, постоянным совершенствованием средств информационных и коммуникационных технологий, а также постоянно меняющимися условиями развития самой системы образования. Вместе с тем сетевая культура как часть профессионально-педагогической культуры формируется в основном в процессе самостоятельной профессиональной деятельности, поэтому на этапе повышения квалификации необходимо предусмотреть последовательное решение конкретных задач по формированию сетевой культуры учителя информатики как на курсах повышения квалификации так и в послекурсовой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гендина Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры // Материалы областной науч.-практич. конференции. — Кемерово, 2001.

[2] Данильчук Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога. — Волгоград: Перемена, 2002.

[3] Миндзаева Э.В. Предмет «Информатика» в контексте информационной цивилизации (настоящее и будущее общеобразовательного курса информатики) // Информатика и образование. — 2009. — С. 48—53.

[4] Нургалеева Л.В. Аксиологический ракурс в изучении проблем этики и эстетики сетевой культуры // Технологии информационного общества. Интернет и современное общество: Труды VI Всероссийской объединенной конференции. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. — С. 53—55.

[5] Нургалеева Л.В. Дихотомия статусной и внестатусной культуры в условиях развития сетевого общества // Гуманитарная информатика. Открытый междисциплинарный электронный журнал. — 2004. — Вып. 1. URL: http://huminf.tsu.ru/e-jurnal/magazine/1/ nurgalieva.htm

[6] Сластёнин В.А. Педагогика: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2008.

[7] Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.

CONSTRUCTION, CRITERIONS AND LEVELS OF NET CULTURE'S FORMEDNESS OF TEACHER OF INFORMATIC IN SYSTEM OF IMPROVEMENT QUALIFICATION

G.A. Budnikova

Regional center of distance learning Astrakhan institute of improvement qualification and retraining

Admiralteiskaya str., 21, Astrakhan, Russia, 414000

The author describes the content of idea «teacher of informatic's net culture», carries out an analysis its construction, components and criterions, leads indicators of net culture's formedness for each level. Key words: net culture, net interaction, net communities, system of improvement qualification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.