Научная статья на тему 'Структура концепта «Власть» (по данным ассоциативного эксперимента)'

Структура концепта «Власть» (по данным ассоциативного эксперимента) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
399
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ВЛАСТЬ / КОНЦЕПТ / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / POWER / CONCEPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коноваленко И. В.

Выявляются ассоциаты на слово-стимул «власть», определяется их соотношение в структуре концепта «власть».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of the concept of "power" (according to the association experiment)

In this article associative reactions to the word-stimulus "power" are revealed and their correlations in the structure of the concept "power" are defined; the most frequent types of associative reactions are determined.

Текст научной работы на тему «Структура концепта «Власть» (по данным ассоциативного эксперимента)»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 3. С. 168-171.

УДК 81.27

И.В. Коноваленко

СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ВЛАСТЬ»

(ПО ДАННЫМ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

Выявляются ассоциаты на слово-стимул «власть», определяется их соотношение в структуре концепта «власть».

Ключевые слова: ассоциативный эксперимент, власть, концепт.

Цель статьи - выявить, каким компонентам структуры концепта «власть» соответствуют полученные в ходе ассоциативного эксперимента реакции, и определить их соотношение в структуре концепта.

Проявление интереса к концепту, достаточно «модному» на сегодняшний день понятию, исследователи связывают с когнитивной революцией, произошедшей в современной лингвистике. В свою очередь, развитие когнитивной парадигмы связано с «возрастающим влиянием самой лингвистики на другие фундаментальные науки» [1, с. 7]. Существует множество трактовок концепта, но то, что последний представляет собой одну из разновидностей структур сознания, признается практически всеми. В данной работе для анализа концепта использовалась психолингвистическая схема концепта (лингвистическая модель), предложенная В.А. Пищальниковой [2, с. 79]. Её составляющими являются: тело знака (имя знака, звуковая оболочка слова); понятие как «единица, отражающая объективно существенное в предметах и явлениях, формирующееся в индивидуальном сознании»; «представление как «чувственный образ предметов, ранее воздействовавших на органы чувств» [2, с. 15], ассоциации, эмоции, оценка.

Власть сегодня исследуется в разных научных парадигмах. Здесь целесообразно отметить те, проблематика и достижения которых наиболее тесно пересекается с когнитивной лингвистикой. Среди работ по политологии и политической психологии выделим монографическое исследование Е.Б. Шестопал «Политическая психология», где автор целую главу уделяет психологии власти и определяет сущность власти как «возможность одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы», или «в терминах взаимодействия, предположение, что подчиняющийся власти признает приказ» [3]. С точки зрения культурологии власть осмыслена в работе А. В. Захарова

[4]. Автор попытался реконструировать образные представления о власти (конкретно действующей и власти как таковой) на уровне массового сознания. Он проанализировал традиционные формы выражения народного миросозерцания в образах мифологии, праздниках, ритуалах. В аспекте социолингвистики феномен власти исследуется Л.А. Паутовой [5]. При изучении общественно-политической сферы автором проанализированы ассоциации студентов России и Украины на следующие стимулы: «порядок», «стабильность», «застой», «перестройка», «реформы», «оптимизм», «пессимизм», «демократия», «мир» и.т. д. (всего 26 стимулов). В работе Л. А. Паутовой интересен новый

© И.В. Коноваленко, 2011

вариант ассоциативного эксперимента (сетевой ассоциативный эксперимент, т.е. проведенный в сети Интернет), а также анализ его плюсов и минусов.

С лингвистической точки зрения понятие «власть» было затронуто Р. М. Фрум-киной [6, с. 200] в связи с описанием сферы политики («я и общество») и сравнением ее со сферой морали («я и ближние»). Участниками эксперимента были школьники России и Польши. Данные собраны в 1994-1996 гг., стимулами являлись: «армия», «парламент», «перестройка», «народ», «коммунизм», «Ленин», «Горбачев», «Ельцин», «демократия», «президент».

В нашем исследовании выявляются ассоциаты на слово-стимул «власть», полученные в 2010 г., и определяется их соотношение в структуре концепта

В качестве методики исследования выбран свободный (ненаправленный) ассоциативный эксперимент. Выбор данной методики для выявления компонентов структуры концепта обусловлен тем, что этот вид эксперимента позволяет приблизиться к реальному мышлению. По словам Р.М. Фрумкиной, «изучая ассоциации в ассоциативном эксперименте, мы апеллируем к неосознаваемому, глубинному слою нашей психики» [6, с. 94]. В силу этого эксперимент дает «возможность установить неосознаваемые вербальные и невербальные связи слова-стимула с другими словами, а также опосредованно выявить актуальные для индивида когнитивные признаки представленных словом-стимулом реалий» [7, с. 241].

Охарактеризуем методику проведения эксперимента. В относительно гомогенной по возрасту (17-25 лет) и по профессиональному статусу (студенты) группе испытуемому предлагалась анкета, первая часть которой представляла собой ассоциативный эксперимент. Был дан письменный набор слов-стимулов: «власть», «народ», «толерантность», «интолерантность». В качестве инструкции предлагалось написать первые слова, которые приходят в голову как ответ на предъявленный стимул. Вторая часть анкеты (с предложением представить словесный портрет реального/идеального представителя власти) направлена на изучение семантики данных слов. Третья часть представляла собой психологический опросник Басса-Дарки (13 вопросов, выявляющих индивидуальную вербальную агрессию испытуемого). На все ответы давалось 10 минут. Были опрошены 132 человека (студенты Омско-

го государственного университета, Омской медицинской академии, Омского педагогического колледжа), получено 457 реакций, из которых были проанализированы первые реакции (132). Отказов не было. Эксперимент проводили автор исследования и его коллеги-преподаватели, которые прошли предварительный инструктаж, касающийся условий проведения эксперимента. Возрастные рамки испытуемых (17-25 лет) были выбраны в силу того, что именно этот возраст, по мнению исследователей [8, с. 129], считается наиболее оптимальным для участников ассоциативного эксперимента. Отметим, что с точки зрения возрастной психологии данный период классифицируется как пора юности, с точки зрения психосоциальной теории Э. Эриксона - как пора молодости [9, с. 263].

Представим результаты исследования (132 испытуемых, проанализированы первые реакции, отказов не было) в виде таблицы.

Результаты ассоциативного эксперимента

сила 34 директор 1

деньги 13 воля 1

государство 11 господство 1

правительство 10 корона 1

президент 8 подавление 1

коррупция 7 завоевание 1

управление 5 народ 1

могущество 5 ум 1

монархия 4 несправедливость 1

лидер 2 чиновники 1

правитель 2 всемогущество 1

Путин 2 иметь 1

жестокость 2 глава 1

«Единая Россия» 1 тоталитаризм 1

влияние 1 правление 1

подчинение 1 взятка 1

политика 1 закон 1

мудрость 1 представительство 1

авторитет 1 контроль 1

свобода 1 орел 1

умение 1 порядок 1

администрация 1 неопределенная 1

независимость 1 диктатура 1

император 1 бюджет 1

слава 1 Медведев 1

сильная 1 держава 1

диктаторство 1 башня 1

обладать 1

Как видим, чаще других представлены парадигматические ассоциации (т.е. ассоциации именного типа, как и слово-стимул). Синтагматические представлены адъективным и глагольным типами: «сильная», «неопределенная», «обладать», «иметь».

170

И. В. Коноваленко

Чтобы выявить в структуре концепта реакции, соотносимые с понятийным компонентом концепта, рассмотрим определение власти по толковому словарю русского языка [10]: 1) право и возможность подчинять своей воле, распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь; 2) политическое государство, государственное управление и его органы; 3) лица, облеченные правительственными, административными полномочиями. В качестве репрезентантов понятийного компонента концепта испытуемыми были актуализированы следующие ассоциаты: государство, правительство, правитель, президент, подчинение, политика, воля, правление, администрация (45 ассоциатов, 34,1 %) .

К реакциям-оценкам и реакциям-эмоциям, выделенным при анализе материала, относятся следующие: диктатор, диктаторство, могущество, всемогущество, неопределенная, держава, коррупция, жестокость, подавление, несправедливость, взятка, тоталитаризм, мудрость, ум, авторитет, слава, независимость, лидер, завоевание (30 ассоциатов, 22,7 %). Здесь проявляется как положительная оценка (всемогущество, могущество, мудрость, ум, держава), так и отрицательная (жестокость, коррупция, несправедливость, подавление, взятка, диктатор, диктаторство). Очевидна двойственность оценок власти.

Реакции-ассоциации немногочисленны: башня, орел, корона (3 ассоциации, 2,3 %).

Большая часть ассоциатов представляет собой ассоциации-представления в структуре концепта «власть»: сила, деньги, монархия, Путин, Единая Россия, директор, народ, чиновники, иметь, глава, закон, свобода, умение, император, обладать, Медведев, бюджет, порядок, контроль, представительство (54 ассоциации, 40,9 %).

Реакции с фонетическим сходством отмечены не были.

Сравнение ассоциаций, полученных в ходе проведенного эксперимента, с данными Русского ассоциативного словаря [11, с. 95] обнаруживает определенную динамику, своего рода ассоциативную эволюцию. На сегодняшний день не наблюдаются даже единичные реакции типа «Советов», «Советам», которые были ядерными по данным этого словаря (при количестве реакций на данный стимул 104 - 19 и 9 соответственно). Такие изменения, на наш взгляд, отражают социальную установку нашего времени. Теперь наиболее частотными стали реакции «сила» (34),

«деньги» (13) (при количестве реакций на данный стимул 132). Русский ассоциативный словарь дает следующую частотность этих понятий: «сила» (3), «деньги» (3) при общем количестве реакций 104. Ассоциаты «КПСС» заменены на «Единая Россия». Наблюдается также персонификация, но если десять лет назад на стимул «власть» были ассоциаты «Цезаря», «А. Македонского», то теперь это «Путин», «Медведев», современные правители страны.

Представим основные выводы.

По результатам проведенного эксперимента в структуре концепта «власть» выделены ассоциативные реакции, соответствующие большей части компонентов концепта, выделенных В. А. Пищальнико-вой: реакции-понятия, реакции-оценки и эмоции, реакции-ассоциации, реакции-представления. Не были отмечены лишь реакции с фонетическим сходством. В полученном материале чаще представлены парадигматические ассоциации при единичных синтагматических. В парадигматических наблюдаются антонимические, синонимические отношения, отношения персонификации. Наблюдается двойственность оценок власти. При сравнении полученных данных с данными Русского ассоциативного словаря удалось проследить определенную динамику (ассоциативную эволюцию). Ассоциации отражают актуальные реалии, указывают на действующих политиков страны.

Проведенное исследование выявляет структуру концепта «власть», его компоненты, соотношение в структуре ассоциативных реакций разного типа. На наш взгляд, такого рода исследования помогают более полно раскрыть феномен власти как феномен сознания, показать, как молодое поколение чувствует, воспринимает, оценивает власть.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Кубрякова Е. С. О когнитивной лингвистике и семантике термина когнитивный // Вестник ВГУ. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2001. № 1. С. 4-10.

[2] Пищальникова В. А. Общее языкознание : учебное пособие. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2001. 89 с.

[3] Шестопал Е. Б. Политическая психология : учебник. М. : Инфра-М, 2002. 448 с.

[4] Захаров А. В. Народные образы власти // ПОЛИС. 1998. № 1. С. 23-35.

[5] Паутова Л.А. Ассоциативный эксперимент: опыт социолингвистического применения // Социология: методология, методы и математическое моделирование. 2007. № 24. С. 149-168.

[6] Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М. : Академия, 2001. 320 с.

[7] Рогозина И. В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект : дис. д-ра филол. наук. Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2003. 286 с.

[8] Белянин В. П. Психолингвистика : учебник. 2-е изд. М. : Флинта: Московский психолого-со-циальный институт, 2004. 252 с.

[9] Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М. : Гардарики, 2005. 349 с.

[10] Словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. М. : ИТИ Технологии, 2006. 944 с.

[11] Русский ассоциативный словарь / под ред. Ю. Н. Караулова, Г. А. Черкасовой, Н. В. Уфим-цевой, Ю. А. Сорокина, Е. Ф. Тарасова. М. : Астрель : АСТ, 2002. Т. 1. 784 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.