Научная статья на тему 'Структура концепта «Поведение человека»'

Структура концепта «Поведение человека» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1572
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / СТРУКТУРА / ПРИЗНАК / СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ПОВЕДЕНИЕ / CONCEPT / STRUCTURE / FEATURE / COMPONENT / BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кравцов Сергей Михайлович

В статье рассматриваются место концепта «Поведение человека» в системе концептов, а также существующие в современной лингвистике подходы к определению их структуры, которые основаны на разногласиях, касающихся количества и характера семантических компонентов. С опорой на всесторонний подход определяется и анализируется структура концепта «Поведение человека».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of the concept «Person's behaviour»

The article is devoted not only to the place of the concept «Person's behaviour» in the system of concepts, but also to the approaches to the definition of their structure that exist in the modern Linguistics. These approaches are based on contradictions concerning the quantity and the character of semantic components. The structure of the concept «Person's behaviour» is defined and analyzed by taking into consideration the detailed approach.

Текст научной работы на тему «Структура концепта «Поведение человека»»

ФИЛОЛОГИЯ

СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

С.М. Кравцов

В статье рассматриваются место концепта «Поведение человека» в системе концептов, а также существующие в современной лингвистике подходы к определению их структуры, которые основаны на разногласиях, касающихся количества и характера семантических компонентов. С опорой на всесторонний подход определяется и анализируется структура концепта «Поведение человека».

Ключевые слова: концепт, структура, признак, составляющая, поведение.

Среди направлений современной лингвистики особое место занимает концептоло-гия, базовым термином которой является концепт. Введенный в научный обиход С.А. Аскольдовым в середине 20-х годов XX в. [1] он активно используется в российской лингвистической литературе с начала 1990-х гг. К проблеме концепта, методике его исследования в разное время обращались многие как отечественные, так и зарубежные ученые: С.А. Аскольдов, Д.С. Лихачев, Д.А. Леонтьев, Ю.С.Степанов, Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова. И.А. Стернин, В.А. Маслова, Р.М. Фрумкина,

Н.Ф. Алефиренко, Л.Ю. Буянова, Э. Сепир,

В. фон Гумбольдт, Дж. Лакофф, Б. Уорф, М. Минский, А. Вежбицкая и др. Однако, несмотря на значительный интерес исследователей к данному феномену, он до сих пор не имеет однозначной интерпретации в науке на современном этапе ее развития.

Будучи сложным научным понятием, концепт является базовым термином в нескольких областях современного языкознания. Так, в психолингвистике концепт трактуется как мысленное образование, имеющее характер устоявшегося и типичного образа, выполняющее функцию замещения [2, 3]. При этом особое внимание уделяется субъективно значимым характеристикам концепта.

В когнитивной лингвистике, занимающейся интерпретацией явлений концептуализации мира человеком при помощи языковых знаков, а также изучением связи их содержания со знаниями о мире, концепт понимается как термин, «служащий объясне-

нию единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знания и опыт человека» [4]. Следует отметить, что в когнитологии постулируются важные для психолингвистики субъективно значимые характеристики концепта.

В лингвокультурологии концепт трактуется как «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека... основная ячейка культуры в ментальном мире человека» [5].

Перечисленные подходы к пониманию концепта (психолингвистический, лингвокогнитивный и лингвокультурологический) не противоречат друг другу, поскольку в каждой дефиниции признается то, что концепт является единицей ментального уровня. В то же время концепт может содержать культурную информацию, отражающую накопленный коллективный опыт, который становится достоянием индивида и фиксируется в его сознании.

Опираясь на приведенные дефиниции, мы придерживаемся синкретичной теории концепта, совмещающей различные точки зрения и позволяющей рассматривать его как определенное понятие, единицу ментального уровня, которая отражает объект материального или идеального мира, хранится в национальной памяти носителей языка, как правило, в вербально обозначенном виде и может обладать национально-культурным содержанием [6].

Концепт «Поведение человека», являющийся не исследованным в современной лингвистике, целесообразно отнести к концептам культуры, поскольку он актуален для таких гуманитарных наук, как этика, культурология, этнография. Изучение данного концепта важно, во-первых, потому, что поведение индивида, принадлежащего к определенному языковому сообществу, может раскрывать существующие в данном социуме культурные и нравственные ценности, национальные представления о нормах взаимоотношений с окружающими. Именно поэтому поведение человека получает социальную оценку со стороны окружающих (иногда самооценку), учитывающую его соответствие установленным в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, можно говорить о том, что анализируемый концепт имеет ярко выраженную этнокультурную специфику и может квалифицироваться как объект лингвокультурологии.

Во-вторых, исследование концепта «Поведение человека» актуально и потому, что оно помогает лучше понять мотивацию поступков и действий индивида, их обусловленность не только его принадлежностью к тому или иному культурному этносу, но и его социальным статусом, материальным состоянием, семейным положением, отношениями с окружающими, интеллектом, жизненным опытом, особенностями характера, воспитания, быта, а также эмоционального или физического состояния в определенный момент. Следовательно, необходимо говорить о непосредственной связи концепта «Поведение человека» с такими компонентами общечеловеческой концептосферы, как «Культура», «Национальность», «Социальный статус», «Материальное состояние»,

«Семья», «Межличностные отношения»,

«Интеллект», «Жизненный опыт», «Характер человека», «Воспитание человека», «Быт», «Эмоциональное состояние человека», «Физическое состояние человека» и т. п.

Исследование концепта предполагает определение его структуры, представляющей сложное и неоднозначное явление, что объясняет существование нескольких подходов к ее пониманию. Они основаны на разногласиях, касающихся количества и характера семантических компонентов.

Согласно одному из подходов структура концепта анализируется с учетом «глубины» его содержания. С данной точки зрения первым из отечественных исследователей ее определил Ю.С. Степанов, постулирующий «трехслойную» (трехуровневую) структуру концепта как ячейки культуры и выделяющий: 1) основной, актуальный признак;

2) дополнительный или несколько дополнительных, «пассивных» признаков, являющихся уже неактуальными, «историческими»; 3) внутреннюю форму, обычно вовсе не осознаваемую, запечатленную во внешней, словесной форме [5].

По мнению Ю.С. Степанова, концепт в разной степени актуализируется в указанных «слоях», т. к. в каждом из них он неодинаково доступен носителям данной культуры. В первом «слое», содержащем основные, «активные» признаки, концепт актуально существует для всех пользователей данного языка и, следовательно, для всех индивидов, живущих в пространстве данной культуры. Это обусловливается тем, что здесь, в «верхнем слое», формируются представления на основе информации о традициях, мероприятиях, эмоциях, переживаниях и т. д., связанных с определенным концептом на настоящий момент.

Второй, «исторический слой», заключающий дополнительные, «пассивные» признаки содержания концепта, представляет собой сведения о том, для каких именно носителей данного языка и культуры рассматриваемый концепт будет актуален. Признаки, характерные для «исторического (среднего) слоя», неодинаково значимы для всех представителей конкретной культуры, они актуальны лишь для определенных групп лингвокультурного сообщества.

Третий («глубинный») «слой» концепта культуры, представляющий собой внутреннюю форму, или «буквальный смысл», этимологический признак, характеризуется тем, что его содержание, как правило, не осознается большинством носителей данного языка и культуры и известно лишь специалистам. Тем не менее из этого не следует, что для них «глубинный слой» содержания концепта вообще не существует. Он существует опосредованно как основа, на которой возникли и держатся другие «слои». Внутренняя фор-

ма находит эксплицитное выражение во внешней, словесной оболочке концепта.

Однако в силу разнообразия концептов подобная интерпретация структуры не может быть в равной степени применима к любому из них. В этой связи Ю.С. Степанов справедливо отмечает, что концепты, имеющие отношение к истории в аспекте этногенеза (например, «Поведение человека», «Характер человека»), оказываются в настоящее время трудным предметом для историка культуры [5]. Так, концепт «Поведение человека» обладает явно выраженным актуальным признаком («верхний слой»), который индивиды, принадлежащие к разным лингвокультурным сообществам, воспринимают как совокупность действий (или их преднамеренное отсутствие) и образ жизни [7], что способствует их взаимопониманию в процессе коммуникации.

Говорить о существовании «исторического слоя» в структуре концепта «Поведение человека», очевидно, нецелесообразно, ибо реальность, отражаемая данным ментальным образованием, присутствует в жизни индивида в силу объективных причин. В случае, если даже какие-либо исторические события оказали определенное влияние на поведение людей, невозможно установить полную преемственность в стереотипах поведения, принадлежащих этнической истории их страны.

Внутренняя форма («глубинный слой») концепта «Поведение человека» раскрывается при помощи морфемного или этимологического анализа ключевого слова-репрезентанта («поведение»). Поскольку оно является производной лексемой, его внутренняя форма определяется посредством представления о производящем слове: «поведение» - существительное, обозначающее действие по глаголу «повести», который в свою очередь образован префиксальным способом от общеславянского по происхождению глагола «вести» - «направлять чье-либо движение, показывать путь» [8]. Анализ внутренней формы ключевого слова (вербализатора) позволяет говорить о том, что она мотивирует актуальное содержание концепта: жизнь и действия человека приобретают определенный образ в зависимости от того, куда, по какому «пути» они «направляются».

Другой подход к анализу структуры концепта предлагается В.И. Карасиком. Он основывается на понимании концепта как лингвокультурной, «ценностной» сущности. Согласно данному подходу культурный концепт рассматривается как трехмерное образование, включающее понятийную (факту-альную), предметно-образную и ценностную составляющие [9].

Понятийный компонент представляет собой языковую фиксацию концепта, его описание, дефиницию, а также совокупность различных семантических признаков, идентифицирующих его в сопоставлении со смежными концептами и отличающими его от них. Данный элемент концепта хранится в сознании индивида в вербальной форме и поэтому может воспроизводиться в речи непосредственно. Так, понятийная составляющая концепта «Поведение человека» актуализируется в речи непосредственно, ибо она объективируется в памяти индивида лексемой «поведение», указывающей на основные, присущие только данному концепту, семантические признаки: 1) совокупность действий (или их преднамеренное отсутствие) -первичный, немотивированный признак; 2) образ жизни (складывающийся с течением времени в соответствии с характером действий) - вторичный, мотивированный признак.

Помимо основных семантических признаков концепт «Поведение человека» содержит следующие дополнительные: 1) материальный или духовный характер действий (по Ю.С. Степанову); 2) зависимость / независимость их осуществления от влияния окружающей среды; 3) их направленность / не-направленность на окружающую среду в качестве ответной реакции; 4) значимость / не-значимость условий их осуществления (время, место, мера интенсивности действия и т. д.); 5) соответствие / несоответствие действий, образа жизни человека принятым в обществе правовым или нравственным нормам, окружающей обстановке.

Предметно-образная составляющая концепта невербальна и поддается лишь описанию. Она понимается как целостное обобщенное представление в сознании индивида, ассоциирующееся с каким-либо предметом, событием, качеством и т. д. Образный компонент концепта - это «зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, воспринимаемые

обонянием характеристики предметов, явлений, событий, отраженных в нашей памяти, это релевантные признаки практического знания» [9].

Понимаемый в синхроническом плане концепт «Поведение человека» является абстрактным, его невозможно представить в виде определенного наглядного образа (по сравнению с «предметным» концептом). Так, для одних носителей культуры образом поведения может являться совокупность действий, направленных на помощь окружающим, заботу о близких и т. п., для других - совокупность действий, связанных с хулиганством, пьянством, развратом и т. п., для третьих - это образ жизни в целом как органичное сочетание различных видов поведения. Следовательно, абстрактность / «предметность» концептов (один из признаков, по которым они классифицируются) в определенной степени взаимодействует с их структурой, в частности, с «качеством» предметно-образного компонента.

Ценностная составляющая концепта обусловливает существование в его содержании информации о наиболее важных для индивида и всего лингвокультурного сообщества ценностях культуры. Именно благодаря обладанию ценностным элементом культурный концепт отличается от других ментальных образований. Совокупность

культурных концептов, рассматриваемых в таком аспекте, формирует ценностную картину мира.

Мы согласны с мнением В. И. Карасика и Г.Г. Слышкина, согласно которому показателем наличия ценностного отношения к содержанию концепта является возможность применения оценочных предикатов [10]. Они отражают эмоциональное отношение общества к тем или иным семантическим признакам концепта, их оценку. Подобные языковые единицы могут быть использованы также при анализе ценностной составляющей концепта «Поведение человека», однако необходимо дифференцированно относиться к конкретным видам поведения. Например, когда говорят о помощи окружающим и покровительстве слабым, часто употребляют оценочные предикаты «это очень хорошо», «это благородно»; рассуждая о пьянстве и развратном поведении, - «это очень плохо», «это аморально».

Необходимо отметить, что к ценностной составляющей концепта очень близок его прагматический слой (прагматическая составляющая), который также отражает эмоциональное отношение общества к обозначаемой концептом сущности, ее оценку. С точки зрения И.М. Кобозевой, «прагматический слой значения содержит инфор-мацию об отношении человека, использующего данное слово, к обозначаемому словом объекту или к адресату сообщения, а также специфическую для данной лексемы информацию о тех речевых действиях, которые можно осуществить с ее помощью (о ее прагматических функциях)» [11].

Подобное понимание прагматического слоя дает основание говорить о том, что он также является одной из составляющих исследуемого концепта, т. к. различные виды поведения человека являются объектом оценочного отношения в зависимости от соответствия / несоответствия принятым в обществе этическим и правовым нормам.

Следующий подход к структуре концепта связывается с определением объема семантических признаков, образующих его содержание, а также выявлением его зон. В соответствии с этим И.А. Стернин выделяет три структурных типа концептов - одноуровневые, многоуровневые и сегментные [12]. Он утверждает, что все концепты, независимо от типа, имеют базовый когнитивный слой, представляющий собой совокупность определенного чувственного образа и дополнительных концептуальных признаков, а также несколько концептуальных слоев. Этот образ выявляется на основе ассоциативных связей и составляет ядро концепта [13]. Например, если принять во внимание национальные растения, Россия может порождать в сознании человека, прежде всего иностранца, образ березы, Япония - сакуры, Греция -оливы.

Мы не можем, однако, в полной мере согласиться с интерпретацией базового слоя концепта, предлагаемой И.А. Стерниным. Во-первых, мы считаем, что базовый слой (ядро) должен включать не дополнительные, а основные когнитивные признаки, имеющие непосредственное отношение к наглядночувственному образу. Дополнительные когнитивные признаки, с нашей точки зрения,

содержатся за пределами ядра в концептах со сложной структурой.

Во-вторых, мы полагаем, что, если предметно-чувственный образ, лежащий в основе концепта, не является «прозрачным» для современных носителей культуры, он должен определяться путем объективного диахронического изучения (предполагающего этимологическое исследование) семантики эксплицирующей его лексемы, а не при помощи субъективных ассоциативно-образных представлений. Например, с точки зрения И.А. Стернина, предметно-чувственный образ концепта «Автобус» - «желтый, тесно, трясет»; концепта «Искусство» - «картины» и т. д. [12, с. 58]. Как видим, подобная интерпретация образа данных концептов в высокой степени зависит от культурного опыта индивида, поэтому она не может быть универсальной. Для других носителей культуры концепт «Автобус» может ассоциироваться не с цветом и тряской, а с дорогой и комфортабельностью, концепт «Искусство» - не с картинами, а с театром или кино.

В сознании большинства людей концепты имеют более сложную структуру. Как справедливо утверждает И.А. Стернин, многоуровневый концепт, помимо ядра, базового когнитивного слоя, имеет дополнительные когнитивные слои, отражающие соответствующие им семантические признаки и различающиеся по степени абстракции. Они последовательно «накладываются» на базовый слой, располагаются над ним в зависимости от уровня своей абстрактности, составляя объем концепта и определяя его структуру [12, с. 59]. По нашему мнению, логично считать, что ядро в сочетании с дополнительными когнитивными слоями образует центральную зону концепта.

В соответствии с данной точкой зрения мы относим концепт «Поведение человека» к многоуровневым, т. к., основываясь на интерпретации понятия «поведение», мы можем выделить в нем несколько когнитивных слоев, располагающихся над ядром. Как мы уже отмечали, при синхроническом понимании данного концепта его невозможно представить в виде наглядно-чувственного образа. Однако диахронический подход к семантике ключевого слова, объективирующего ядро («поведение»), позволяет выявить этот образ, который заключается в представ-

лении о человеке, «направляющем» чье-либо или собственное движение, указывающем путь кому-либо или себе самому.

Наряду с чувственным образом в ядре концепта «Поведение человека» заключаются сформировавшиеся на его основе главные когнитивные признаки. Кроме ядра, концепт включает дополнительные признаки, содержащиеся в когнитивных слоях, располагающихся над ядром в порядке усиления степени абстрактности. Сочетание ядра, включающего в себя выявленные нами наглядночувственный образ и основные когнитивные признаки, и вышеназванных дополнительных когнитивных признаков («надъядерной» зоны) образует центральную часть многоуровневого концепта «Поведение человека».

Дополнительные семантические признаки выполняют различительную функцию. Так, признак «действия материальные» отличает концепт «Поведение человека» от концепта «Умственная деятельность», другой признак - «действия духовные» - отграничивает его от концепта «Физическая деятельность».

Наконец, сегментный концепт представляет собой, по мнению И.А. Стернина, ядро (базовый когнитивный слой), окруженное несколькими сегментами, равноправными (в отличие от когнитивных слоев многоуровневого концепта) по степени абстрактности [12, с. 60]. Единство ядра и сегментов («около-ядерной» зоны) формирует центральную часть такого концепта. Подобная интерпретация сегментного концепта дает основание отнести концепт «Поведение человека» и к этому структурному типу, ибо роль сегментов играют различные виды поведения, которые определяются и изучаются социальной педагогикой. Следовательно, центральная часть данного концепта может быть представлена путем расположения вокруг обозначенного ядра равноудаленных от него сегментов, каждый из которых соответствует определенному виду поведения. Среди них необходимо выделить «Поведение реактивное» (поведение как реакция на внешние стимулы при обращении другого человека, воздействии внешних обстоятельств), «Поведение демонстративное» (подчеркнуто выразительное поведение, обусловленное наличием острых реакций и направленное на избежание ожидаемого наказания либо пер-

спективы оказаться униженным, отвергнутым, разоблаченным), «Поведение инстинктивное» (врожденная, не связанная с научением модель поведения, проявляющаяся у всех представителей данного вида), «Поведение нравственное» (образ действий субъекта, согласующихся с нравственными нормами и ценностями общества), «Поведение амо-ральное» (поведение, выходящее за рамки установленных в обществе моральных норм и правил), «Поведение просоциальное» (позитивное, конструктивное, социально полезное поведение), «Поведение девиантное» (система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам и ролевым предназначениям) и др. [14].

Кроме центральной части (зоны), концепт содержит периферию, представляющую собой интерпретационное поле, - «совокупность слабо структурированных предикаций, отражающих интерпретацию отдельных концептуальных признаков и их сочетаний в виде утверждений, установок сознания, вытекающих в данной культуре из содержания концепта» [12, с. 61]. Подобные установки, составляющие периферийную зону концепта, заключают в себе актуальные для носителей культуры «выводы» из основных когнитивных признаков, содержащихся в ядре, и дополнительных, содержащихся в когнитивных слоях (сегментах). Установки могут манифестироваться паремиями, афоризмами, притчами и т. д.

В периферийную зону концепта «Поведение человека» входят установки, выражающие определенные рекомендации, важные для представителей определенной культуры. Например, в русском языке они могут эксплицироваться, в частности, паремиоло-гическими единицами: «куй железо, пока горячо» («не теряй времени, используй благоприятные обстоятельства»); «из двух зол выбирают меньшее» («из двух неблагоприятных обстоятельств выбирают менее трудное») и т. д. Обе установки, как видно, интерпретируют основные когнитивные признаки: первая - «образ действий человека», вторая - «образ жизни человека».

В целях глубокого исследования структуры культурного концепта необходимо также использовать диахронический и синхронический подходы. Первый из них имеет

значение не только для определения наглядно-чувственного образа концепта. С его помощью можно выявить устарелый слой концепта, заключающий в себе особенности восприятия поведения, свойственные людям прошлых веков. С течением времени в процессе изменения исторических условий, общественного устройства некоторые формы поведения человека утрачивают свою актуальность, в результате чего языковые единицы, называющие их, выходят из употребления. Так, в глазах современного человека уже не считается очень важным для настоящего момента поведение, основанное на проявлении милости, понимаемой как «благосклонность, полное доверие, расположение к кому-нибудь низшему со стороны высшего (устар.)» [15].

Синхронический подход к изучению концепта, обусловленный современными представлениями людей о поведении, тесно связан с диахроническим (что доказывает пример отношения в прошлом и в настоящее время к поведению, основанном на проявлении милости). Благодаря применению обоих подходов можно обнаружить рождение в социуме некоторых форм видов поведения, образующих новый слой концепта (в противоположность устарелому) и эксплицирующихся неологизмами. Например, вследствие бурного развития информационных технологий в жизни общества относительно недавно получило распространение хакерство (зафиксированное в словаре лексемой «хакерство»), являющееся одной из форм антисоциального поведения человека (программиста или пользователя компьютерной сети), основанного на взломе систем защиты данных [16].

Структура концепта «Поведение человека» может быть также рассмотрена с учетом «ширины» его содержания. В таком случае ее целесообразно представить в виде системы микроконцептов, каждый из которых соответствует тому или иному виду поведения. Следовательно, можно говорить, что она образуется совокупностью микроконцептов «Поведение реактивное», «Поведение демонстративное», «Поведение нравственное»,

«Поведение аморальное», «Поведение про-социальное», «Поведение девиантное» и др.

Итак, структуру концепта «Поведение человека» следует определять с опорой на синкретичную точку зрения, объединяющую

подходы Ю.С. Степанова, В.И. Карасика и И.А. Стернина. В соответствии с этим данный концепт содержит понятийную, предметно-образную, ценностную и прагматическую составляющие.

Ядро концепта «Поведение человека» содержит «невидимый» с точки зрения синхронии, наглядно-чувственный образ, который выявляется в результате этимологического анализа внутренней формы (представление о человеке, «направляющем» чье-либо или собственное движение, указывающем путь кому-либо или себе самому), и основные когнитивные признаки {совокупность действий (или их преднамеренное отсутствие), образ жизни}.

Центральная зона концепта «Поведение человека» состоит из ядра и дополнительных когнитивных признаков (материальный или духовный характер действий; зависимость / независимость их осуществления от влияния окружающей среды; их направленность / не-направленность на окружающую среду в качестве ответной реакции; значимость / не-значимость условий их осуществления; соответствие / несоответствие действий, образа жизни человека принятым в обществе правовым или нравственным нормам, окружающей обстановке). Периферия концепта отражает интерпретацию когнитивных признаков.

1. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М., 1997.

2. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999.

3. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М., 2003.

4. Кубрякова Е. С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов / отв. ред. Е.С. Кубрякова. М., 1996. С. 90.

5. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2001. С. 43.

6. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж, 2001.

7. Большой толковый словарь русского языка / отв. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 2001. С. 850.

8. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1975. С. 77.

9. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004.

10. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. науч. тр. ВГУ / отв. ред. И.А. Стернин. Воронеж, 2001. С. 75-79.

11. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М., 2000. С. 87.

12. Стернин И.А. // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. науч. тр. ВГУ / отв. ред. И.А. Стернин. Воронеж, 2001. С. 58-65.

13. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж, 1999.

14. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. М., 2002.

15. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 285.

16. Толковый словарь русского языка начала XXI века / отв. ред. Г.Н. Скляревская. СПб., 2006.

С. 1045.

Поступила в редакцию 13.03.2008 г.

Kravtsov S.M. The structure of the concept «Person’s behaviour». The article is devoted not only to the place of the concept «Person’s behaviour» in the system of concepts, but also to the approaches to the definition of their structure that exist in the modern Linguistics. These approaches are based on contradictions concerning the quantity and the character of semantic components. The structure of the concept «Person’s behaviour» is defined and analyzed by taking into consideration the detailed approach.

Key words: incept, structure, feature, component, behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.