СТРУКТУРА КОНЦЕПТА И МЕТОДИКА ЕГО ОПИСАНИЯ
З.С. Хабекирова, доцент
Ф.С. Адзинова, доцент
З.К. Хачецукова, доцент
А.А. Калашаова, доцент
Адыгейский государственный университет
(Россия, г. Майкоп)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10215
Аннотация. Статья посвящена понятию концепта как многомерному образованию, включающему понятийные и коннотативные, оценочные и ассоциативные характеристики. Показано, что концепт состоит из компонентов, дифференцированно отраженных в сознании и различающихся по степени абстрактности.
Ключевые слова: концепт; концептосфера отдельных субкультур; лингвокультурный концепт; когнитивная лингвистика; смыслового объема концепта; языковая картина мира, структура концепта.
Концепт является сложной структурой, потому что, с одной стороны, к ней относится все, что принадлежит строению понятия, а с другой - в нее входит то, что делает его фактом культуры: исходная форма; сжатая до основных признаков содержания история; ассоциации; оценки; коннотации.
В результате многочисленных исследований ученые пришли к выводу о том, что концепт состоит из компонентов (концептуальных признаков), дифференцированно отраженных в сознании и различающихся по степени абстрактности. Отличительная особенность структуры концепта заключается в том, что концепт имеет «слоистое» строение, и его разные слои являются результатом культурной жизни разных эпох.
Таким образом, концепт складывается из исторически разных слоев, различных и по времени образования, и по происхождению, и по семантике. Он имеет особую структуру, включающую в себя следующие составляющие: 1) основной (актуальный) признак; 2) дополнительный (пассивный, исторический) признак; 3) внутреннюю (обычно не осознаваемую) форму.
Вышеизложенная точка зрения принадлежит Ю.С.Степанову. Кроме того, заслуживает внимания и точка зрения В.И.Карасика, который предлагает рассматривать слои концепта как компоненты
единого целого. По его мнению, активный слой (основной актуальный признак, известный каждому носителю культуры и значимый для него) входит в общенациональный концепт, пассивные слои (дополнительные признаки, актуальные для отдельных групп носителей культуры) принадлежат концептосферам отдельных субкультур, внутренняя форма концепта (известная лишь специалистам) для большинства носителей культуры является одним из детерминирующих его культурных элементов.
Следовательно, лингвокультурный концепт многомерен, и это становится одной из причин того, что его структура определяется по-разному. Будучи сложным ментальным комплексом, концепт включает в себя не только смысловое содержание, но и оценку, отношение человека к тому или иному отражаемому объекту, а также другие компоненты:
а) общечеловеческий, или универсальный;
б) национально-культурный (обусловленный жизнью человека в определенной культурной среде);
в) социальный (определяемый принадлежностью человека к определенному социальному слою);
г) групповой (обусловленный принадлежностью языковой личности к определенной возрастной группе);
д) индивидуально-личностный (формируемый под влиянием личностных особенностей).
В более широком смысле структуру концепта можно представить в виде круга, в центре которого лежит основное понятие, ядро концепта, а на периферии находится все то, что привнесено культурой, традициями, личным и народным опытом.
Задачи, стоящие перед когнитивной лингвистикой, требуют поисков плодотворных методов и методик исследования. Так, Ю.С. Степанов писал, что вопрос о методе - это фактически вопрос о содержании и реальности концептов.
Метод когнитивной науки заключается прежде всего в попытке совместить данные разных наук и обобщить их. И поскольку концепт имеет «слоистое» строение и разные слои являются результатом культурной жизни разных эпох, то и метод изучения концепта должен быть совокупностью нескольких методов, точнее методик.
В настоящее время исследователями разработано несколько методик описания и изучения концептов, использование которых зависит не только от сложности концепта, но и от целей и задач, характера лингвистических источников (СМИ, классическая литература, фразеология и т.п.).
В данной работе представлена методика описания концептов, предложенная Р.М.Фрумкиной. Различаются ядро и периферия: ядро - это словарные значения той или иной лексемы (именно материалы толковых словарей дают большие возможности в плане раскрытия содержания концептов). Периферия - это субъективный опыт, различные коннотации, ассоциации.
Для установления смыслового объема концепта необходимо:
1) определить ситуацию, к которой принадлежит концепт;
2) установить место данного концепта в языковой картине мира и языковом сознании нации через обращение к энциклопедическим и лингвистическим словарям;
при этом словарная дефиниция считается ядром концепта;
3) обратиться к этимологии;
4) привлечь к анализу разнообразные контексты: поэтические, научные, философские, публицистические, а также пословицы и поговорки;
5) полученные результаты сопоставить с анализом ассоциативных связей ядра концепта (например, при анализе концепта «время» устанавливается связь с концептом «будущее»).
Исходя из предложенной методики, видно, что концепт - многомерное образование, включающее понятийные и конно-тативные, оценочные и ассоциативные характеристики.
В зависимости от типа концепта несколько иной будет и методика его описания. Известно, что есть различные типы структур представления знаний - схема, фрейм, скрипт и т.д. Их объединяет то, что все они есть совокупность информации, хранимой в памяти, которая обеспечивает адекватную когнитивную обработку стандартных ситуаций. Многое при описании зависит от того, какой тип концепта подлежит рассмотрению.
Так, если словарные толкования содержат указания на контуры, линии, формирующий предмет, то, значит, они указывают на схему. Например, толкование: «рогатка» - это деревянная развилка, напоминающая букву У. Это и есть схема.
Перечисление деталей, из которых складывается содержание, - это фрейм. Фрейм в его базовом определении представляет собой структуру данных, относящихся к стереотипной ситуации. Это организация представлений, хранимых в памяти, структура знаний, информация об определённом фрагменте человеческого опыта. Данное знание включает: а) лексическое значение; б) энциклопедическое знание предмета; в) экстралингвистическое знание.
Описание процесса, действия с его важнейшими этапами - это сценарий. Он вырабатывается в результате интерпретации текста. Скрипты определяются как набор ожиданий о том, что в воспринимаемой ситуации должно произойти дальше.
Разные концепты способны передавать цептуальных структур высшей степени концептуальную информацию разного ти- абстракции. па - от элементарных до сложнейших кон-
Библиографический список
1 Евтушенко О.В. О перспективах изучения структуры концептов // Вопросы когнитивной лингвистики: Научно-теоретический журнал. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р Державина. - 2009. - № 1. - С. 35-43.
2. Карасик В.И. Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидакти ки: сб. науч. тр. - Волгоград: Перемена, 1999. - 195 с.
3. Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику. - М., 2004.
4. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М., 1997.
5. Степанов, Ю.С. Константы мировой культуры / Ю.С. Степанов, С.Г. Проскурин. -М., 1993.
6. Фрумкина, Р.М. «Теории среднего уровня» в современной лингвистике // Вопросы языкознания. - 1996. - № 2. - С. 55-67.
STRUCTURE OF THE CONCEPT AND THE METHOD OF ITS DESCRIPTION
Z.S. Khabekirova, associate professor F.S. Adzinova, associate professor Z.K. Khachetsukova, associate professor A.A. Kalashova, associate professor Adyghe state university (Russia, Maykop)
Abstract. The paper is devoted to the concept as a multidimensional education, including conceptual and connotative, evaluative and associative characteristics. It is shown that the concept consists of components that are differentially reflected in consciousness and differ in the degree of abstractness.
Keywords: concept; conceptsphere of individual subcultures; linguocultural concept; cognitive linguistics; conceptual scope of the concept; language picture of the world, concept structure.