Научная статья на тему 'Структура коммуникационной компетенции студентов педагогического вуза в условиях сетевой образовательной среды'

Структура коммуникационной компетенции студентов педагогического вуза в условиях сетевой образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL TRAINING / NETWORK EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарова Нина Николаевна

Рассмотрена специфика коммуникационной компетенции будущего педагога в условиях сетевой образовательной среды, ее отличие от коммуникативной компетенции. Определены структурные аспекты коммуникационной компетенции: коммуникативный, интерактивный, перцептивный, раскрыто их содержание в контексте сетевой образовательной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарова Нина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of communicative competence of Pedagogical University students in the network educational environment

The article describes the specifics of the communicative competence of pre-service teachers in the network educational environment. The structural aspects of communicative competence are described: communicative, interactive, and perceptual one, as well as their content in the context of the network educational environment.

Текст научной работы на тему «Структура коммуникационной компетенции студентов педагогического вуза в условиях сетевой образовательной среды»

12. Institute of Education. University of London. The London Centre for Leadership and Leading. Date of publication: 2012-2013. File format and size: PDF, 462 Kb. — URL: http://www.ioe.ac.uk/lcll. [data obrashchenija — 9.08.2013].

13. The University of Southampton. MSc Education Management and Leadership. Date of publication: 2013. — URL: http://www.southampton.ac.uk. [data obrashchenija — 7.07.2013].

14. Warwick. Institute of Education. MA in Education Leadership and Management. Date of publication: 7 February 2013. — URL: http://www2.warwick.ac.uk. [data obrashchenija — 7.07.2013].

Н. Н. Шарова

Победитель конкурса поддержки публикационной активности молодых исследователей (проект 3.1.2, ПСР РГПУ им. А. И. Герцена)

СТРУКТУРА КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Рассмотрена специфика коммуникационной компетенции будущего педагога в условиях сетевой образовательной среды, ее отличие от коммуникативной компетенции. Определены структурные аспекты коммуникационной компетенции: коммуникативный, интерактивный, перцептивный, раскрыто их содержание в контексте сетевой образовательной коммуникации.

Ключевые слова: компетенция, коммуникационная компетенция, профессиональная подготовка, сетевая образовательная среда.

N. Sharova

the structure of communicative competence of Pedagogical University students in the network educational environment

The article describes the specifics of the communicative competence of pre-service teachers in the network educational environment. The structural aspects of communicative competence are described: communicative, interactive, and perceptual one, as well as their content in the context of the network educational environment.

Keywords: competence, communicative competence, professional training, network educational environment.

В соответствии с политикой Российской Федерации в области высшего профессионального педагогического образования произошли существенные изменения. Эти изменения нашли отражение в появлении новой уровневой структуры профессиональной подготовки, в содержании профессиональ-

ного образования и в образовательных стандартах нового поколения, в подходах к оценке результатов профессиональной подготовки. В то же время на процесс подготовки будущих специалистов образования оказывает влияние информатизация образования. Развитие компетенций будущих пе-

дагогов неразрывно связано с процессом развития современного информационного общества. Важная роль в подготовке специалистов образования к решению профессиональных задач отводится его коммуникационной компетенции, которая приобретает новые аспекты в связи с появлением дистанционного сетевого образования, технологий интернет-обучения, новых возможностей обмена профессиональным опытом в сетевых сообществах профессионалов.

Теоретический анализ нормативно-правовых документов и исследований, обращенных к проблемам развития профессионального педагогического образования, позволил определить основные требования к профессиональной подготовке будущего педагога. Профессиональная подготовка, согласно нормам международного права, направлена на развитие способностей человека к продуктивной трудовой деятельности и на развитие его способности оказывать влияние на условия труда и на социальную среду [4]. Исходя из этого определения, профессиональную подготовку педагога можно рассматривать как процесс развития профессиональной компетентности педагога на основе овладения опытом будущей профессиональной деятельности.

Особенности профессиональной подготовки находят отражение в новых федеральных образовательных стандартах, в которых через набор компетенций, необходимых для определенной области знаний, раскрываются требования к выпускникам учреждений высшего профессионального образования. Проблемам роли и места компетентностного подхода в системе образования посвящены работы таких авторов, как В. И. Байденко, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, О. Е. Лебедев, В. В. Сериков, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков и др. Анализ педагогической литературы позволил развести понятия «компетенция» и «компетентность». В проводимом исследовании принимается трактовка компетенций как неко-

торых составляющих деятельности человека (знание, способность, готовность), под компетентностью понимается интегральное качество личности, включающее в себя определенные компетенции, а также личностные мотивы, цели, ценностные установки. Отсюда следует, что в процессе профессиональной подготовки в вузе основной задачей является непосредственное развитие различных компетенций, в том числе и коммуникационной, поскольку именно коммуникация лежит в основе всей педагогической деятельности, педагогического мастерства.

Отметим, что в научной литературе понятие «коммуникация» трактуется по-разному. Наиболее широкой является трактовка коммуникации как информационного обмена между субъектами (М. С. Каган, А. Урсул). Ряд авторов (А. Б. Зверинцев, В. Г. Король-ко, А. П. Панфилова) понимают коммуникацию как процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания. В ряде работ (В. А. Соколов, Т. Шибутани) коммуникация рассматривается как способ особой деятельности. В педагогической науке понятие педагогической коммуникации также имеет несколько трактовок: как существующая взаимосвязь субъектов педагогического процесса (И. Я. Лернер и др.); как особый вид совместной деятельности (Б. П. Бити-нас, В. Д. Масный, Н. И. Лицис); как составляющая процесса педагогического общения (В. А. Кан-Калик, А. Ф. Яковличева и др.); как особая форма взаимодействия, посредством которого в образовательном процессе происходит движение информации (И. А. Колесникова). Таким образом, педагогическая коммуникация между участниками образовательного процесса реализуется в ходе совместной деятельности, которая выступает как основное средство решения профессиональных личност-но и общественно значимых задач.

Процессы глобализации и информатизации являются основными причинами трансформации коммуникации на современном этапе развития общества. В современном

мире взаимодействие между субъектами приобретает особый характер. Возникают такие феномены коммуникации, как вебаудитория, блогосфера, сетевые сообщества профессионалов, социальные сети и др. Учет этих феноменов в процессах образовательной коммуникации является одной из важных задач профессиональной подготовки современного педагога.

Анализ научных работ показал, что су-ществуютт два понятия, связанных с термином «коммуникация» — «коммуникационная компетенция» и «коммуникативная ком -петенция». По мнению И. А. Колесниковой, прилагательное «коммуникативный» следует относить к понятию «коммуникация» в широком смысле и связывать с лингвистическими, речевыми особенностями взаимодействия. Прилагательное «коммуникационный» следует рассматривать с технической точки зрения; оно характеризует те понятия, составной частью которых является взаимодействие с помощью компьютера [2].

Зарубежные авторы также разводят эти два понятия — в их исследованиях раскрывается сущность как коммуникативной, так и коммуникационной компетенций. Коммуникативная компетенция (communicative competence) является лингвистическим термином и трактуется как совокупность грамматических знаний языка, синтаксиса, морфологии, фонетики и знаний о том, как и когда использовать речевые составляющие соответствующим образом [6]. Коммуникационная компетенция (communication competence), в отличие от коммуникативной, рассматривается в зарубежной науке как способность человека выбирать стратегию коммуникационного поведения, которая будет способствовать достижению цели в определенной социальной ситуации. Ком -муникационная компетенция включает в себя когнитивный (осведомленность, умение работать с информацией) и поведенческий (умения включаться в коммуникационные взаимодействия, отношение к совместной работе, стратегии поведения действовать

в конфликтной ситуации и др.) компоненты, а также основные навыки коммуникационных действий [7].

В отечественных научных работах вопросы, связанные с формулировкой понятия «коммуникационная компетенция», не рассматривались. В то же время термин «коммуникативная компетенция» подробно раскрыт в лингвистической области знаний и трактуется как овладение системой использования языка в зависимости от отношений между говорящими, места, цели высказывания [1]. В психолого-педагогической литературе коммуникативная компетенция иногда понимается как ориентированность в различных ситуациях общения, которая основана на знаниях, навыках, умениях и опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия [5]. Исходя из результатов теоретического анализа, мы полагаем, что для описания способности педагога осуществлять взаимодействие в современных условиях информационного общества с использованием способов и средств коммуникации на основе информационных технологий необходимо использовать понятие «коммуникационная компетенция».

Эмпирические данные свидетельствуют, что процесс развития коммуникационной компетенции будущего педагога в большей степени ориентирован на традиционный образовательный процесс, в котором образовательные взаимодействия строятся на базе традиционных педагогических технологий, в опоре на устоявшиеся дидактические принципы проведения учебных занятий. Однако включение в процесс профессиональной подготовки информационных и коммуникационных технологий позволяет расширить пространственно-временные рамки педагогической коммуникации за пределы аудиторных взаимодействий во внеаудиторную образовательную среду. Ее основой являются современные технологии глобальной Сети, позволяющие осуществлять образовательные взаимодействия в различных режимах (например, синхронно или асин-

хронно), по различным каналам связи (через системы дистанционного обучения, через сервисы совместной работы над документами, через средства сетевой коммуникации и др.), с учетом разных ведущих каналов восприятия обучающихся (аудиальных, визуальных, полимодальных обучающих материалов). Таким образом, сетевая внеаудиторная образовательная среда является специально организованной на основе сетевых технологий системой педагогических условий развития личности обучающегося. В такой образовательной среде продуктивно используются инструменты сетевого взаимодействия, накапливается база электронных образовательных ресурсов, через сетевые сервисы осуществляется управление деятельностью, реализуется принцип новых задач, учитываются индивидуальные мотивации и стратегии поведения обучающихся. При проектировании сетевой образовательной среды необходимо опираться на концепцию психодидактического подхода, поскольку возникающие новые образовательные взаимодействия требуют приоритета психологических основ деятельности субъектов над дидактическими. На основании вышеизложенного считаем, что развитие коммуникационной компетенции будущего педагога в ходе профессиональной подготовки может происходить, в том числе, через деятельность по решению задач в сетевой образовательной среде.

Исходя из того, что представление о структуре коммуникативной компетенции в психологии базируется на трех сторонах общения [5], а в концепции психодидактики информационно-образовательной среды модель образовательной, технически опосредованной коммуникации также описана через единство перцептивного, коммуникативного и интерактивного аспектов [3], считаем, что в структуре коммуникационной компетенции будущего педагога можно также выделить эти три составляющие.

Коммуникативный аспект описывает в составе коммуникационной компетенции

умения работать с информацией в глобальной Сети. Развитию данной группы умений способствуют образовательные задачи, решение которых связано с процессами поиска, хранения и обработки информации в сетевой среде, с выбором необходимых электронных ресурсов и сетевых сервисов, с пониманием их назначения.

Коммуникационная компетенция будущего педагога в интерактивном аспекте включает в себя умения осуществлять взаимодействие с субъектами глобальной Сети, организовывать совместную деятельность в сетевой образовательной среде. Здесь важную роль играют задачи, для решения которых требуется составлять и опубликовывать сообщения разных типов, использовать средства эмоционального выражения, знать принятый стиль общения в сетевых сообществах (нетикет).

Перцептивный аспект коммуникационной компетенции отражает процессы межличностного восприятия субъектов сетевого взаимодействия. В перцептивном аспекте коммуникационная компетенция специалиста образования включает в себя умение грамотно использовать средства невербальной коммуникации в сетевом взаимодействии, понимание проблем редуцированности средств сетевого общения, умение устанавливать контакт с другим пользователем в Сети, умение осуществлять самопрезен-тацию через сетевые профили, личные электронные ресурсы. С этой точки зрения, коммуникационная компетенция будущего педагога рассматривается как способность осуществлять педагогическую коммуникацию в глобальной Сети в целом.

Таким образом, результатом теоретического анализа является раскрытие сущности понятия «коммуникационная компетенция педагога», определение ее структурных компонентов. Подводя итоги, следует отметить, что в сетевой образовательной среде по-новому разворачиваются профессиональные задачи, связанные с умением педагога видеть обучающегося в

образовательном процессе, осуществлять взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса. Через различные виды сетевых образовательных взаимодействий преподаватель может видеть поведение обучающихся, оценивать ход деятельности студентов, процесс достижения ими

образовательных целей. На основе обобщения результатов, можем сделать вывод о том, что коммуникационная компетенция будущего педагога в условиях сетевой образовательной среды является новым аспектом его профессиональной подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жеребило Т. В. Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. Назрань: ООО «Пилигрим», 2011. 280 с.

2. Колесникова И. A. Коммуникативная деятельность педагога: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2007. 336 с.

3. Носкова Т. Н. Психодидактика информационно-образовательной среды: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 171 с.

4. Рекомендация №150 Международной организации труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» [Электронный ресурс] — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=16250 (дата обращения: 21.04.2013).

5. Ткачук Е. С. Педагогические условия формирования коммуникативной компетенции студентов вуза в полиэтнической среде: Дис. ... канд. пед. наук: М.: ГНИУ Ин-т нац. проблем образования. 2004. 243 с.

6. Dornyei Z., Thurell S. Communicative Competence: A pedagogically Motivated Model with Content Specifications//Issues in Applied Linguistics. Vol. 6-2. 1995. P. 5-35.

7. Rickheit G., Strohner H. Handbook of communication competence. Walter de Gruyter, 2008. 538 p.

REFERENCES

1. Zherebilo T V. Terminy i ponjatija lingvistiki: Obshchee jazykoznanie. Sotsiolingvistika: Slovar’-spravochnik. Nazran’: OOO «Piligrim», 2011. 280 s.

2. Kolesnikova I. A. Kommunikativnaja dejatel’nost’ pedagoga: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M.: Izdatel’skij tsentr «Akademija», 2007. 336 s.

3. Noskova T. N. Psihodidaktika informatsionno-obrazovatel’noj sredy: Uchebnoe posobie. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2007. 171 s.

4. Rekomendatsija № 150 Mezhdunarodnoj organizatsii truda “O professional’noj orientatsii i professio-nal’noj podgotovke v oblasti razvitija ljudskih resursov” [Elektronnyj resurs] — Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul’tantPljus». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=INT;n=16250 (data obratshchenija: 21.04.2013).

5. Tkachuk. E. S. Pedagogicheskie uslovija formirovanija kommunikativnoj kompetentsii studentov vuza v polijetnicheskoj srede: Dis. ... kand. ped. nauk. M.: GNIU In-t nats. problem obrazovanija. 2004. 243 s.

6. Dornyei Z., Thurell S. Communicative Competence: A pedagogically Motivated Model with Content Specifications//Issues in Applied Linguistics. Vol. 6-2. 1995. P. 5-35.

7. Rickheit G., Strohner H. Handbook of communication competence. Walter de Gruyter, 2008. 538 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.