Научная статья на тему 'Структура интернет-сайта образовательного учреждения'

Структура интернет-сайта образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
791
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательное учреждение / сайт / интернет-портал / интернетмаркетинг. / educational institution / website / internet portal / internet marketing.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Муратова Елена Андреевна

В статье разобраны основные факторы, оказывающие влияние на популярность и конкурентоспособность ВУЗа на общем рынке. Рассмотрены основные положения, которые нужно предусмотреть при разработке веб-сайта, чтобы он стал посещаемым и смог войти в официальные и неофициальные рейтинги. Дополнительно показана формула, в которой используется новейший метод исследования, где определяющим фактором является наличие ссылок, расположенных на третьих доменах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of the internet site of the educational institution

The article considers the main factors that influence the popularity and competitiveness of the university in the general market. The main provisions that need to be considered when developing a website are considered for it to become visited and be able to enter official and unofficial ratings. Additionally, a formula is shown in which the newest research method is used, where the determining factor is the presence of links located on third domains.

Текст научной работы на тему «Структура интернет-сайта образовательного учреждения»

Структура интернет-сайта образовательного учреждения Structure of the internet site of the educational institution

Ь А московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 004.5 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19016 Муратова Елена Андреевна,

к.э.н., доцент, зав. кафедрой информационных технологий и программной инженерии, Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23.

Muratova Elena Andreevna, CSc, Information Technology and Software Engineering Department, Faculty of Economics and Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23, [email protected] Аннотация: В статье разобраны основные факторы, оказывающие влияние на популярность и конкурентоспособность ВУЗа на общем рынке. Рассмотрены основные положения, которые нужно предусмотреть при разработке веб-сайта, чтобы он стал посещаемым и смог войти в официальные и неофициальные рейтинги. Дополнительно показана формула, в которой используется новейший метод исследования, где определяющим фактором является наличие ссылок, расположенных на третьих доменах. Summary: The article considers the main factors that influence the popularity and competitiveness of the university in the general market. The main provisions that need to be considered when developing a website are considered for it to become visited and be able to enter official and unofficial ratings. Additionally, a formula is shown in which the newest research method is used, where the determining factor is the presence of links located on third domains. Ключевые слова: образовательное учреждение, сайт, интернет-портал, интернет-маркетинг.

Keywords: educational institution, website, internet portal, internet marketing.

Структура сайта строится на основе навигации и ссылок, а также карты сайта, разделов и др. Оптимальная структура помогает посетителям сайта и роботам поисковых систем оперативно определять предмет поиска. Структура сайта определяет релевантность и важность контента образовательной организации для посетителя сайта. Структура направляет посетителей сайта в нужный раздел и поисковые системы, такие как Google и Яндекс улучшают степень ранжирования раздела и быстрее обновляют индексирование контента.

Сысоева С. В. [1] отмечает, что при проведении маркетинговых исследований, во время которых были изучены теоретические аспекты использования интернета, показали, что МИ в интернете подразумевают:

1. развитие клиентских и партнерских отношений;

2. проведение опросов и анализ полученных данных как на своем сервере, так и на других;

3. анализ рынков с целью выявления партнерских связей конкурентов;

4. задействование поисковых средств.

При проведении подобных исследований можно выяснить, кто посещает сервер, а также использовать вторичную информацию, взятую из интернета. В процессе анализа практики функционирования веб-сайта РГППУ автор приходит к выводам:

1. Для маркетинговых исследований важно, что многие параметры поиска могут быть произведены онлайн. Исходя из имеющегося рейтинга РГППУ среди остальных сайтов высших учебных заведений, находящихся в Уральском ФО, данный сайт находится на 4 месте, где в среднем суточная посещаемость составляет больше 1500 человек.

2. Мониторинг рынков и анализ деятельности конкурентов путем посещения их серверов, получение информации о связях с их партнерами. На веб-сервере отсутствует какая-либо информация по этому запросу, поэтому автор считает, что это большая упущенная возможность для развития.

3. Проведение онлайн-опросов. Изучив содержание исследуемого сайта, автор пришел к выводам, что университет использует возможность вопроса-ответа по всему университету, также предусмотрена программа Информер и социологические опросы.

Веряева Ю. А., Максимов А. В. и Рязанов М. А. [2] считают, что при правильно поставленных целях и задачах относительно проекта развития, в конечном счете они могут оказать влияние на сайт, который будет служить для людей в качестве удобного центра сбора необходимой информации, которой может воспользоваться любой желающий.

При создании сайта высшим учебным заведением, ресурс рассчитывается под определенные категории людей и цели, например:

- получение доступа к нужной информации мгновенно (для работников и студентов);

- для доступа к данным, которые касаются процесса обучения (также для работников заведения, студентов и потенциальных студентов)

- сайт помогает в получении материалов относительно учебных процессов и дает доступ к информации, которая может пригодиться для выполнения курсовых, дипломных работ и т. д. (для студентов).

Сугак Д. Б. [3] пишет, что при правильной организации сайта кафедры может решиться целый комплекс задач, имеющих непосредственное отношение к процессу обучения студентов:

1. Информационные.

2. Управленческие.

3. Организационные.

4. Методические.

5. Коммуникативные.

6. Научные.

Важнейшими подразделениями любых ВУЗов считаются кафедры и факультеты. В интернете они могут быть представлены вместе и на отдельных веб-страницах. При подобном выстраивании структуры, веб-сайт кафедры считается важнейшим ключевым элементом созданного портала, где собрано максимально много информации об образовательном процессе.

При этом основными отличиями в портальном решении от обычного веб-сайта будут следующие пункты:

- профессиональный и настраиваемый интерфейс;

- возможность идентификации зарегистрированных пользователей;

- определение уровня доступа к сайту;

- высокая защищенность информации, размещённой на сайте;

- возможность интеграции разнородных приложений и предоставление единой точки входа к этим приложениям.

Если говорить об информационной структуре сайта ВУЗа, то можно выделить, что в настоящий момент наблюдается тенденция использования раздела, который относится к разнообразной деятельности кафедры. На это влияет несколько факторов:

1. Экономическая выгода.

2. Недостаточный уровень понимания концепции.

3. Простота администрирования.

4. Централизованное построение структурных элементов.

Если на постоянной основе обновлять информацию на страницах, то размещаемый контент будет находиться на должном уровне.

Рассматривая вопросы контента Черданцев В.П. и Плотников А.В. [4; 5] уделяют значение статистическим данным web-страниц (объем текста в словах; ключевые слова; количество точных вхождений запроса в текст; процент вхождения слов из запроса в текст; вхождения слов из запроса в тег Title; вхождения в анкоры исходящих ссылок; процент вхождения словоформ; синонимов в текст; число релевантных документов по тегу Title; число внутренних ссылок на URL). Это позволит сайту занимать более высокие позиции в поисковых системам по запросам пользователей.

Централизованное размещение информации имеет определенные сложности и приводит к быстрому устареванию информации из-за отсутствующих обновлений. Полубояров В. В. [6] говорит формуле, которая позволяет, где именно в поисковой выдаче и с какой частотой пользователи могут увидеть ссылку на конкретный ВУЗ. Поэтому для расчетов использована формула:

где В - это общее количество всех обработанных ссылок; D - это количество доменов, на которых были расположены эти ссылки.

В инструментарии, которые были представлены ресурсом Majestic SEO, присутствуют отчеты, позволяющие получить для конкретного сайта:

1. Ref domains. Список доменов, на которых были размещены ссылки на сайт. Они упорядочены и расположены в порядке убывания количества обратных ссылок.

2. Anchor text. Список текстов обратных ссылок. Они упорядочены по убыванию обратных ссылок, в которых указан такой текст.

3. Pages. Список страниц сайта, на которых размещено большее количество обратных ссылок. Они упорядочены по убыванию количества обратных ссылок.

Использование инструмента выявило следы технологий ключевого спама (спама ссылок). В случае обнаружения сайт становится членом «фермы спам-ссылок».

Сугак Д. Б. [7] просит обратить внимание на статистику, публикуемую на сайте по отечественным ВУЗам, в ней абсолютными лидерами являются следующие учебные заведения:

- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;

- Санкт-Петербургский государственный университет.

Фактически, веб-сайты самых крупных учебных заведений являются порталами и отличаются от обычных сайтов наличием специальных возможностей. Они имеют более сложную структуру и позволяют настраивать интерфейс каждому пользователю индивидуально, исходя из личных предпочтений. Предусмотрены сервисы, которые поддерживают пользователей и обеспечивают их важнейшими сервисными функциями. К ним относятся:

- поиск;

- навигация;

- сервис событий;

- справочный сервис;

- система специализированных образовательных обзоров.

Наретина Е. А. и Макарец А. Б. [8] пишут маркетинге, который используется людьми, чтобы обеспечить продвижение продукта и его покупку у заинтересованной в нем категории людей. Что касается использования таких приемов вузов для собственного продвижения, чтобы получить новых студентов, то здесь существуют свои отличительные особенности от других предприятий:

- способствуют всестороннему развитию клиента, особенно личностному;

- активное вовлечение студентов в процесс образовательного процесса;

- социальная ответственность непосредственно во время обучения молодых людей в той или иной отрасли.

Для приобретения новых клиентов требуется раскрутка, а в качестве основных видов используется всевозможная реклама (по городу, по ТВ), также учебные заведения проводят дни открытых дверей, где любой желающий может поближе познакомиться с вузом.

В настоящее время на постоянной основе разрабатываются новые способы продвижения, частью которых является креативная составляющая, например, публичные мероприятия разного рода (выход на специальные площадки, где одновременно свои услуги предоставляют десятки учебных заведений).

Брумштейн Ю. М. и Бондарев А. А. [9] считают, что использование сайтов в работе ВУЗов в России играет важную роль. При этом необходимо обеспечить безопасность размещаемой информации, это также влияет на уровень имиджа в информационном пространстве.

В качестве основных функций вузовского сайта выступают:

- обеспечение дистанционной доступности общей информации о ВУЗе;

- оперативное предоставление обновленной информации;

- размещение материалов методического и учебного характера;

- создание коммуникаций между студентами и преподавателями с использованием вузовских систем электронной почты и гиперссылок на личные страницы сотрудников;

- информационная поддержка школ и других образовательных заведений;

- размещение журналов, препринтов и сборников работ по результатам пройденных конференций, прием по электронной почте разнообразных полезных материалов, обеспечение дискуссионных площадок, с использованием технологий дистанционного обучения.

Но последнее время все чаще общение между членами студенческих групп осуществляется с использованием социальных сетей.

Брумштейн Ю. М. и Бондарев А. А. [10] пишут, что над информацией, которая размещается на сайте ВУЗа, работает целая команда людей. Именно они следят за актуальностью информации, ее обновлением и добавлением новых материалов. В качестве информаторов выступают преподаватели и студенты.

Существует множество рейтингов сайтов вузов, они бывают официальными и неофициальными. Каждый за основу берет собственные показатели, которые считает наиболее важными, поскольку единой структуры для определения качества не существует.

В нормативных актах, разработанными Министерством обороны сказано, какая именно информация подлежит защите от государства от уничтожения и копирования. Основной базой служат личные данные сотрудников и обучающихся. Это соответствует требованиям ст. 16 149-ФЗ от 27.06.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Основная информация, которая в обязательном порядке должна быть размещена на сайте учебного заведения - это информация о преподавателях, деканах и т. д. (фамилия, имя, отчество, образование, занимаемая должность), чтобы каждый желающий смог ознакомиться с составом работников.

Полубояров В. В. [11] в своей статье пишет, что для повышения конкурентоспособности ВУЗа на рынке, управление должно осуществляться следующим образом:

- рассмотрение имеющегося рынка и определение основных конкурентов;

- определение путей развития;

- выбор наиболее перспективного вектора развития;

- разработка общего плана действия для всего учебного заведения;

- детальное определение стратегии, в которую входит определение наиболее важных моментов, что недопустимо и какие шаги необходимо выполнить для достижения поставленной цели;

- поэтапной выполнение поставленной задачи;

- контроль на всех этапах осуществления.

Если у ВУЗа будет разработан подробный план действий и учебное заведение будет придерживаться поставленных целей, то конкурентоспособность в значительной степени повысится. Выводы: каждый ВУЗ должен иметь веб-сайт, на котором будет представлена полезная и актуальная информация; наличие сайта для ВУЗа поможет привлечь новых абитуриентов и посетителей заведения; при формировании стратегии развития важно сформулировать основные цели и четкий план действий, который поможет повысить общую конкурентоспособность.

Список литературы

1. Сысоева С.В. Анализ возможностей применения Интернет-маркетинга в вузе // УЭкС. 2011. №34. - с. 71.

2. Веряева Ю.А., Максимов А.В., Рязанов М.А. Разработка информационной структуры веб-сайта кафедры вуза // Известия АлтГУ. 2011. №1-1. - с. 64-70.

3. Сугак Д.Б. Роль веб-сайта в научно-образовательной деятельности вуза // Вестник СПбГУК. 2012. №3. - с. 77-81.

4. Плотников А.В., Черданцев В.П. Анализ сайтов сельскохозяйственных академий Приволжского федерального округа // В сборнике: Агротехнологии XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова". 2017. С. 56-58.

5. Плотников А.В., Черникова С.А., Черданцев В.П. Анализ внутренних факторов сайтов аграрных вузов в ПФО // В сборнике: Информационные технологии в стратегии реиндустриализации АПК региона. материалы. Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова. 2018. С. 187-192.

6. Полубояров В.В. Анализ методики и результатов расчета рейтинга Webometrics для сайтов вузов России // Вестник ВолГУ. Серия 6: Университетское образование. 2013. №14.

- с. 20-29.

7. Сугак Д.Б. Оптимизация портала вуза за счет создания веб-сайтов кафедр // ТРУДЫ СПБГИК. 2013.

8. Неретина Е.А., Макарец А.Б. Web-сайт вуза как важный инструмент маркетинговых коммуникаций // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2009. №41 (174). - с. 85-94.

9. Брумштейн Ю.М., Бондарев А.А. Информационная безопасность сайтов высших учебных заведений: проблемы и решения // Информационная безопасность регионов. 2014. №1 (14). - с. 38-47.

10. Брумштейн Ю.М., Бондарев А.А. Системный анализ вопросов информационной безопасности вузовских сайтов // Вестник АГТУ. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2014. №2. - с. 138-147.

11. Полубояров В. В. Рейтинги сайтов вузов как инструмент внешней оценки положения образовательной организации при формировании стратегии управления // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2014. №15-1 (186). - с. 58-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.