_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_
УДК 159.923+316.6
Перевозкина Юлия Михайловна
Кандидат психологических наук, заведующая кафедрой практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск
Перевозкин Сергей Борисович
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и правоведения, Новосибирский государственный университет экономики и управления, [email protected], Новосибирск
Паньшина Людмила Васильевна
Аспирант факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск
структура интегральной индивидуальности управленческих способностей студентов, обучающихся по направлению «менеджмент»
Аннотация. В статье отражены основные вопросы о составе и структуре индивидуальной интегральности управленческих способностей студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент». Описывается проблема индивидуальности в зарубежной и отечественной психологии, рассматриваемой как интегральное качество человека, соединяющее две взаимосвязанные системы: взаимодействие с социумом и внутренние качества человека. Отмечается, что в проблемном поле категории индивидуальности исследователи сталкиваются с вопросами в определении индивидуальных различий, взаимодействия внутреннего и внешнего в человеческой природе. Прогнозируется, что интегрирующими элементами в индивидуальности студентов-менеджеров могут выступать основные ролевые образы - импозиты. Обсуждается ролевая детерминация профессионального самоопределения как социализации личности, представляющая формирование конкретных социальных ролей, с точки зрения представителей символического интеракционизма. Приводятся данные факторного анализа, демонстрирующие, что в основе интегральной индивидуальности лежат ролевые образы, задающие основную линию в каждом из пяти факторов. Проводится качественный и количественный анализ по каждому из пяти факторов, среди которых выделяются служение и принадлежность; амбициозность; доминантность и активность; спонтанность и независимость, стабильность.
Ключевые слова: индивидуальность, интегральные качества, менеджеры, ролевые образы, профессионализм, факторы, модель.
Введение. Переход к рыночной экономике и активное включение России в мировое экономическое сообщество обуславливают новые экономические условия, ведущие за собой преобразования остальных структур: социальных, образовательных и т. д. Рыночная экономика основывается на свободе производителей, предъявляет к менеджерам новые требования, среди которых можно назвать способность к эффективному планированию, организации, творческой активности, умение находить компетентные управленческие решения в ситуации неопределенности и др. Вместе с тем в условиях стремительных информационных потоков и неопределенности социальных ориентиров субъекты труда переживают ряд негативных моментов, к которым относятся: трудности в принятии самостоятельных решений, проблемы адаптации к формам деятельности органи-
зации. Все это усугубляет межличностные конфликты, неблагоприятную ситуацию на рынке труда, резкое снижение социального престижа ряда профессий и др. В свою очередь социально-экономический кризис приводит к проблемам в формировании личностного и профессионального самоопределения сотрудников.
Это обуславливает потребности общества в специалистах в области управления, выпускниках высшей школы, перед которой ставится задача подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных на рынке труда менеджеров, отвечающих всем требованиям современности. Вместе с тем как демонстрирует анализ современных исследований, образовательные услуги реализуются не в полной мере. Образование имеет в своем распоряжении ограниченный арсенал средств и форм, необходимых для фор-
мирования управленческих способностей будущих менеджеров. В то же время профессиональные управленческие способности выступают одним из основных условий для эффективного выполнения профессиональной деятельности.
Постановка проблемы. Проблема изучения и развития профессиональных способностей студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент», приобретает все большую актуальность. В то же время необходимо отметить сложность и недостаточную изученность вопроса о составе и структуре интегральной индивидуальности управленческих способностей. Проблема индивидуальности всегда была и остается предметом пристального внимания и изучения в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей. За рубежом одним из первых посвятил свои работы психологии индивидуальности К. Г. Юнг, определяя индивида как неделимое целое. С точки зрения К. Г. Юнга [10] человек наполнен общечеловеческими образами - архетипами, которые порой являются неосознаваемыми. При этом такие элементы могут аккумулировать вокруг себя психическую энергию, «захватывая» человека, в результате человек может совершать неадекватные поведенческие акты или его поведение носит компульсивный характер. В этом случае автор аналитической психологии указывает на необходимость процесса индивидуации, который выступает одним из основных фактов теории К. Г. Юнга [12]. По мнению автора, этот процесс есть необходимое условие для развития духовной личности человека, так как он «...стимулирует внутреннюю активность индивида, движет его вперед и приучает не довольствоваться достигнутым на пути самосовершенствования» [11, с. 369]. Цель этого процесса состоит в интегрировании сознательного и бессознательного, а также в постоянном расширении области сознания за счет бессознательного. При этом автор пишет о двухуровневой схеме процесса индивидуации: первый уровень заключается в посвящении человека во внешний мир, т. е. он раскрывает и формирует свою «Персону»; второй уровень представляет собой раскрытие своего внутреннего мира, осознание и принятие архетипических компонентов «Тень», «Анима», «Анимус» и др.
Основным вектором в процессе индивидуа-ции выступает движение к «Самости».
В дальнейшем обращение к психологии индивидуальности можно найти у представителей гуманистического направления в психологии А. Маслоу, К. Роджерса. Основывая свое понимание человеческой сущности не на психических конфликтах и психотравмирующем детском опыте, оба автора раскрывают человеческую сущность через призму позитивного опыта, через самоактуализацию и творчество. Двигателями человека, с точки зрения А. Маслоу, выступают ценности, психологический рост и психологическое здоровье, способствующие трансценденции окружающей среды [3]. А. Маслоу пишет о пик-переживании, под которым понимает опыт восприятия личностью себя более целостной, синер-гичной, гармоничной и интегрированной в этот момент, чем в другие моменты ее жизненного пути. Важными характеристиками здорового роста индивидуальности автор называет независимость, способность самостоятельно удовлетворять свои потребности и желания, ответственность, спонтанность, творчество и др. Схожие мысли на проблему индивидуальности можно найти в трудах К. Роджерса [7], отмечающего болезненность процесса нахождения собственного «Я», снятия «масок» и обретения аутентичности, адекватного понимания себя и окружающих.
Дальнейшие эксплуатации понятия индивидуальности находят отражение в работах зарубежных ученых, посвященных изучению индивидуальных различий.
В отечественной психологической науке также подробно освещается категория индивидуальности, психологическую характеристику которой одним из первых предложил Б. Г. Ананьев [1]. Обсуждая проблему развития человека в современном мире, автор определяет человека как индивида (структурно-динамические характеристики, обусловленные в большей степени генетически), как личность (личностные свойства и структура общественного поведения, детерминированные жизненным пространством человека в обществе), как субъект деятельности (знания, умения, навыки, творчество, определяющиеся производственной деятельностью в обществе). Замыкает в себе
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
все четыре взаимообусловленные стороны индивидуальность, в которой пересекаются свойства индивида, личности и субъекта деятельности. Сама проблема индивидуальности рассматривается Б. Г. Ананьевым на стыке двух противоположностей - человека как открытой системы (взаимодействие с социумом) и закрытой системы (внутренний мир взаимосвязанных свойств индивида, личности и субъекта деятельности).
В том же контексте высказывается А. Г. Асмолов [2], отмечая два проявления индивидуальности: продуктивные и инструментальные. К инструментальным проявлениям индивидуальности автор относит характер и способности человека, раскрывающиеся в смысловом поле личности. С продуктивным направлением индивидуальности связаны процессы активности, «в которых человеку приходится осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями» [2, с. 347]. Так же как и Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов пишет о неразрывности этих двух проявлений - личность, преобразуя социальную реальность, изменяет себя. Л. Н. Собчик [8] конкретизирует постулат А. Г. Асмолова, соединяя категории мотивации, эмоциональных особенностей, тип мышления и стиль межличностного поведения, которые, с точки зрения автора, составляют индивидуально-типологическую базу.
Таким образом, анализируя категорию индивидуальности, ученые сталкиваются с проблемами определения индивидуальных различий, взаимодействия внутреннего и внешнего в человеческой природе: реализации этой индивидуальности во внешнем мире; понимание собственной уникальности во внутреннем плане. В целом проблемное поле индивидуальности остается, как отмечает А. Г. Асмолов, «terra incognita» и поэтому привлекает значительное количество исследователей. Такие исследования, с нашей точки зрения, могут дать ответы на важные вопросы, касающиеся особенностей интегральной индивидуальности будущих менеджеров, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности. Высокий уровень компетенции сотрудника организации, как утверждает А. П. Ша-рухин [9], складывается из мотивационной готовности, нацеленности на инициативное, творческое, ответственное и эффективное
решение задач, оптимальное развитие эмоционально-волевых, интеллектуально-познавательных и психомоторных особенностей, общесоциальный и профессиональный опыт.
Связывающим элементом этих блоков, на наш взгляд, могут выступать ролевые образы, включающие развитие собственной уникальности, неповторимости, экзистенциального «Я», независимости от социума, с одной стороны, и усвоение новых социальных ролей, детерминирующих ролевое поведение в межличностном взаимодействии, с другой. Иначе говоря, через ролевые образы для индивида открывается возможность балансировать между социумом и собственным внутренним миром, что обеспечивает, с нашей точки зрения, эффективное профессиональное самоопределение субъектов, а это является одним из аспектов социализации личности. Дж. Мид понимает роль как проигрываемую во внутреннем плане систему экспектаций относительно поведения человека [4]. Роли заданы обществом и реализуются в межличностном взаимодействии. В наших исследованиях было доказано, что эффективное освоение ролей опосредует успешную социализацию, включающую и профессиональное самоопределение [5; 6]. Ю. М. Перевозкина обращает внимание, что социализация - это не только процесс усвоения личностью эталонов поведения, определенных норм и правил, но и развитие собственной уникальности, неповторимости, экзистенциального «Я» [6]. Гармоничное соединение в индивиде этих двух процессов способствует эффективной адаптации личности к быстро трансформирующейся социальной среде. Автор отмечает, что определенный ролевой набор, свойственный субъекту, может реализовываться в каждой жизненной сфере человека, при этом роли в этом наборе не будут являться рядополо-женными, а будут выступать в конкретной иерархической последовательности. Под основным ролевым образом Ю. М. Перевоз-кина понимает ведущий ролевой импозит -основной ролевой образ, детерминирующий путь социализации личности. Идентичность субъекта к согласованному (когерентному) с полом и возрастом ролевому импозиту приводит к адекватному восприятию своей социальной роли и успешной социализа-
ции в различных сферах. Таким образом, в каждой конкретной сфере личность характеризуется ведущим ролевым импозитом, сопутствующими ему ролевыми импозита-ми и подавляемым импозитом. Всего автором было выделено 10 ролевых импозитов, дифференцированных по полу и возрасту (старуха, старик, мать, отец, дева, герой, ведьма, трикстер, девочка, мальчик) [6]. Таким образом, мы предполагаем, что ролевые импозиты отражают интегральный аспект индивидуализации и социализации личности на различных этапах жизненного пути и в различных жизненных сферах.
Результаты и их обсуждение. В контексте настоящей работы была поставлена задача определения интегральной индивидуальности студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент». С этой целью нами были исследованы студенты третьего и четвертого курсов в количестве 156 человек, из них 82 мужчины и 76 женщин в возрасте от 20 до 28 лет, обучающиеся по направлению подготовки «Менеджмент» в Новосибирском государственном университете экономики и управления. В качестве методического инструментария, определяющего индивидуальные и профессиональные особенности менеджера, использованы следующие методики: Q - сортировка:
Собственные значения и
диагностика поведения в реальной группе (В. Стефансон), выраженность лидерских тенденций (Е. Жариков, Е. Крушельниц-кий), методика изучения мотивации профессиональной карьеры «Якоря карьеры» (Э. Шейн), шкала лидерских качеств (В. И. Шкатулла), «Калейдоскоп» (Ю. М. Пе-ревозкина, Л. В. Паньшина, О. О. Андроникова, Н. В. Дмитриева).
В процессе исследования авторами была выдвинута гипотеза, предполагающая, что интегрирующими компонентами индивидуальных качеств личности будущего менеджера могут выступать основные ролевые образы (импозиты). Иначе говоря, в общей структуре интегральной индивидуальности менеджеров основную роль будут играть разные ролевые импозиты, что математически должно быть выражено в больших факторных нагрузках по факторам. Для доказательства выдвинутого утверждения использовался факторный анализ по методу главных компонент с вращением «Варимакс нормализованное».
Результаты факторного анализа позволяют говорить о пяти основных факторах в структуре интегральной индивидуальности студентов-менеджеров, объясняющих 55 % общей изменчивости модели, что позволяет принять модель к рассмотрению (табл. 1 и 2).
Таблица 1
объясненная дисперсия
№ фактора Собственные значения Процент общей дисперсии Кумулятивный процент дисперсии
1 5,79 16,09 16,09
2 4,56 12,67 28,76
3 3,35 9,31 38,08
4 3,21 8,92 46,99
5 2,94 8,18 55,17
Примечание. Рассчитано в программе STATISTICA 10.0.
Итак, первый фактор в факторной модели обладает высоким процентом общей дисперсии (16 %) и включает восемь признаков с максимальной нагрузкой только по данному фактору. На положительном полюсе первого фактора находятся четыре фактора: идентичность к ролевому импозиту «мать» (0,86), служение (0,50), интеграция стилей жизни (0,51), лидерские качества (0,56). Основными характеристиками данного полюса выступают проявление заботы и доброты по
отношению к окружающим, желание помогать другим, выбираемая профессиональная ориентация характеризуется работой с людьми, служением человечеству, желанием сделать мир лучше, интеграцией различных сторон образа жизни, стремление к балансу, средний уровень выраженности лидерских качеств, вселяет уверенность в окружающих.
На отрицательном полюсе первого фактора обнаружены четыре признака: зависимость/независимость (-0,72), принятие/
_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_
избегание борьбы (-0,78), общительность/ ных и морально-этических ценностей, стрем-
необщительность (-0,67), предпочтение синего цвета (-0,57). Общим для данного полюса являются с одной стороны независимость взглядов и поведения личности от социаль-
ление уйти от взаимодействия, ограничить круг своих эмоциональных контактов, замкнутость и связанное с отрицанием эмоциональной привязанности беспокойство.
Таблица 2
Факторные нагрузки по пяти компонентам
Методики Признаки Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5
Мать 0,86 0,05 -0,31 0,14 0,04
Отец 0,06 -0,06 0,27 0,33 0,89
Дева 0,06 -0,15 -0,55 -0,27 0,11
Герой -0,38 0,87 0,02 -0,34 -0,02
Ведьма 0,01 0,10 0,78 0,00 -0,26
п § Трикстер 0,17 0,05 -0,12 0,86 0,04
с о Синий -0,57 -0,15 0,29 0,08 -0,28
д « и Зеленый 0,38 0,41 -0,29 0,16 0,38
« Красный -0,11 -0,27 0,56 -0,05 0,04
Желтый 0,36 -0,05 -0,53 -0,23 -0,14
Лево верх -0,17 0,28 -0,76 0,36 -0,07
Право верх 0,31 0,08 0,58 -0,10 -0,29
Лево низ -0,04 0,36 0,59 -0,13 0,36
Право низ -0,08 -0,74 -0,21 -0,17 0,01
Зависимость 0,15 -0,06 -0,14 -0,60 -0,05
Независимость -0,18 0,85 -0,19 0,19 -0,10
Общительность 0,22 0,57 0,13 0,45 -0,24
И о Необщительно сть -0,10 -0,14 0,09 0,37 0,51
Принятие «борьбы» -0,47 0,22 0,56 0,14 -0,21
& & о Избегание «борьбы» 0,41 -0,54 -0,18 0,46 -0,03
Зависимость/ -0,72 0,03 -0,02 -0,02 -0,10
а независимость
Общительность/ необщительность -0,67 0,34 -0,09 0,02 -0,09
Принятие/избегание -0,78 0,15 -0,05 -0,22 -0,04
борьбы
Профессиональная 0,31 0,06 -0,30 -0,14 0,68
компетентность
Менеджмент -0,05 0,54 -0,07 -0,26 0,19
Автономия 0,27 0,31 0,03 0,71 -0,17
Стабильность 0,14 -0,08 -0,00 0,02 0,93
р ь Служение 0,50 0,48 0,21 -0,38 -0,04
§ я л Вызов -0,18 0,77 -0,06 -0,27 -0,05
Интеграция стилей 0,51 0,10 0,02 -0,02 0,54
8 жизни
Предпринимательство -0,23 0,59 0,03 0,23 0,04
Стабильность места 0,12 -0,07 0,00 0,37 0,79
работы
Стабильность места 0,13 -0,02 0,01 -0,20 0,82
жительства
ШЛК Лидерские качества 0,56 -0,03 0,25 0,33 0,18
ВЛТ Выраженность лидерских тенденций -0,09 0,71 -0,19 -0,24 -0,12
Примечание. Рассчитано в программе STATISTICA 10.0. Полужирным выделены максимальные нагрузки признаков по фактору.
Таким образом, уважение, симпатия и одобрение по отношению к окружающим; опека и участие, покровительство, выраженность чувства «принадлежности» и взаимопомощи, все эти черты продиктованы признаком, имеющим наибольшую положительную нагрузку в первом факторе и задающим основную стратегию поведения в индивидуальности студентов-менеджеров - ролевым импозитом «мать». Следовательно, данный фактор можно назвать «служение и принадлежность».
Второй фактор с общей дисперсией 13 % включает в себя восемь признаков с положительной нагрузкой: идентичность к ролевому импозиту героя (0,87), независимость (0,85), вызов (0,77), выраженность лидерских тенденций (0,71), предпринимательство (0,59), общительность (0,57), менеджмент (0,54), предпочтение зеленого цвета (0,51). Главными чертами этого полюса являются целеустремленность, воля, независимость взглядов и поведения личности, стремление создавать что-то новое, преодоление препятствий, готовность к риску, стремление занять центральную роль в организации совместной деятельности, навыки межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя ответственности и власти.
На отрицательном полюсе сосредоточены две переменные: доминирование «право низа» (-0,74), избегание «борьбы» (-0,54) -с такими характеристиками, как пессимистичное отношение к будущему, недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, желание сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.
Итак, объединяющим началом в этой плеяде признаков выступает ролевой им-позит героя с его умением выбирать цель и достигать ее, потребностью быть лучшим и одержать победу, при этом процесс борьбы и победа более важны, чем конкретная область деятельности или квалификация, поэтому наиболее подходящим названием для данного фактора является амбициозность.
Третий фактор, объясняющий 9,3 % общей изменчивости, состоит из восьми переменных. На положительном полюсе третьего фактора сосредоточены идентичность
с импозитом «ведьма» (0,78), преобладание в пространстве положения «лево низ» (0,59) и «право верх» (0,58), предпочтение красного цвета (0,56), принятие «борьбы» (0,56). Основными характеристиками выделенных признаков можно назвать мстительность, выраженный дух соперничества, стремление к борьбе, желание добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений любыми способами, проявляя напористость, агрессивность, соблазнение, прагматичность. Таким образом, предположительно выраженными чертами является доминантность и ориентация к действию.
Отрицательный полюс данного фактора содержит три переменные: идентичность с импозитом «девы» (-0,55), предпочтение желтого цвета (-0,53), и ориентация на выбор положения в пространстве «лево верх» (-0,76). Все эти признаки объединяет несамостоятельность в межличностных отношениях, подчиненность, экспрессивность, эмоциональность, иллюзорные ожидания относительно прошлого. Центральной линией третьего фактора можно обозначить активную доминантность, при этом ведущим признаком по-прежнему является ролевой импозит.
Четвертый фактор с объясняющей способностью в 8,9 % интерпретируется посредством трех переменных, среди которых идентичность к ролевому импозиту триксте-ра имеет наибольший положительный вес (0,86), автономия (0,71) и зависимость с отрицательной нагрузкой (-0,6). Таким образом, ведущей тенденцией на положительном полюсе будет способность к спонтанному и непринужденному завязыванию отношений с окружающими, с одной стороны, с другой - подверженность своим собственным принципам, скрытность и изворотливость вплоть до асоциального поведения. Первичная забота личности с такими чертами - освобождение от организационных правил и ограничений. А ярко выраженная потребность все делать по-своему: самому решать, когда, над чем и сколько работать, может приводить к отрицанию подчинения правилам организации. Отрицательный полюс, выраженный одним признаком - тенденцией к зависимости, определяется как внутреннее стремление субъекта к принятию групповых стандартов и ценностей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Следовательно, главной характеристикой четвертого фактора является спонтанность и независимость.
И наконец, последний в модели пятый фактор, обладающий объяснительной способностью в 8,2 %, содержит семь положительных признаков: идентичность к ролевому импозиту отца (0,89), стабильность (0,93), стабильность места жительства (0,82), стабильность места работы (0,79), профессиональная компетентность (0,68), интеграция стилей жизни (0,54), необщительность (0,51). Как видно, из представленных параметров, наибольшая нагрузка приходится на признаки, отличительной чертой которых выступает стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена способностью функционировать, не изменяя самому себе, сохранение равновесия независимо от обстоятельств, в совокупности со стремлением ограничить круг своих эмоциональных контактов. Устойчивость моральных принципов, душевного равновесия обеспечивает сохранность значимых ценностей, приоритетов, целей и т. д. В поведении это отражается в трансляции неизменных, узнаваемых, предсказуемых паттернов в широком диапазоне сфер и ситуаций: семейных, професси-
ональных, интимно-личностных и т. д.
Таким образом, мы получили модель интегральной индивидуальности студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент», состоящую из пяти факторов (табл. 2).
Заключение. Таким образом, в результате исследования индивидуальных характеристик студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент», была построена модель интегральной индивидуальности, включающая пять факторов: служение и принадлежность; амбициозность; доминантность и активность; спонтанность и независимость, стабильность.
Интегрирующими компонентами индивидуальных качеств личности будущего менеджера в пятифакторной модели выступили ролевые импозиты, аккумулирующие основные черты фактора в модели: мать, отец, герой, ведьма и трикстер.
Подводя итог обсуждению полученной эмпирической модели интегральной индивидуальности личности, необходимо отметить, что адекватная импазо-ролевая идентификация в профессиональной сфере обеспечит эффективную профессиональную самореализацию студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент».
Библиографический список
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, Академия, 2002. - 416 с.
3. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с.
4. Мид Д. Сознание, самость и общество. -М.: Директ-Медиа, 2007. - 34 с.
5. Паньшина Л. В., Перевозкина Ю. М. Има-жинативно-ролевые импазиты как детерминанты негативных паттернов поведения // Философия образования. - 2015. - № 4 (61). - С. 45-53.
6. Перевозкина Ю. М. Импазо-ролевая социализация личности // Сибирский педагогический
журнал. - 2015. - № 6. - С. 173-177.
7. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 416 с.
8. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. -СПб.: Речь, 2005. - 624 с.
9. Шарухин А. П. Психология менеджмента: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 347 с.
10. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. -СПб.: Университетская книга, 1997. - 544 с.
11. Юнг К. Г. Практика психотерапии. -Минск: Харвест, 2003. - 384 с.
12. Юнг К. Г. Психология бессознательного. -М.: Конон+РООИ «Реабилитация», 2016. - 320 с.
Поступила в редакцию 01.10.2017
_PSYCHOLOGICAL RESEARCHES_
Perevozkina Yulia Mihaylovna
Cand. Sci. (Psychol.), Assoc. Prof., Department of Practical and Special Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
Perevozkin Sergei Borisovich
Cand. Sci. (Psychol.), Assoc. Prof., Department of Psychology, Pedagogy and Law, Novosibirsk State University of Economics and Management, [email protected], Novosibirsk
Panshina Lyudmila Vasilyevna
Postgraduate Student, Faculty of Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University, lvpansh@gmail. com, Novosibirsk
structure of integrated individuality of management abilities of students training on the direction of
management
Abstract. The article reflects the main questions about the composition and structure of the individual integrity of managerial abilities of students studying in the direction of management. The problem of individuality in foreign and domestic psychology, considered as an integral quality of a person, connecting two interrelated systems with the society and the internal qualities of a person, is described. It is noted that in the problem field of the category of individuality, researchers are faced with questions in the definition of individual differences, the interaction of the internal and external in human nature. It is predicted that the main role images - Imposites - can act as integrating elements in the individuality of the managers' students. The role determination of professional self-determination as socialization of the individual is discussed, representing the formation of specific social roles, from the point of view of representatives of symbolic interactionism. Factor analysis data is presented showing that the integral individuality is based on role images that define the main line in each of the five factors. A qualitative and quantitative analysis is carried out for each of the five factors, among which service and belonging are singled out; ambitiousness; dominance and activity; spontaneity and independence, stability.
Keywords: individuality, integral qualities, managers, role images, professionalism, factors, model.
References
1. Ananiev, B. G., 2001. On the problems of modern humanism. St. Petersburg: Peter Publ., 272 p. (In Russ.)
2. Asmolov, A. G., 2002. Personality Psychology: Principles of General Psychological Analysis. Moscow: Smysl, Academy Publ., 416 p. (In Russ.)
3. Maslow, A., 2002. Towards a psychology of being. Moscow: EKSMO-Press Publ., 272 p. (In Russ.)
4. Mead, D., 2007. Consciousness, self and society. Moscow: Direct-Media Publ., 34 p. (In Russ.)
5. Panshina, L. V., Perevozkina, Yu. M., 2015. Imaginative-role impassites as determinants of negative behavior patterns. Philosophy of Education, 4 (61), pp. 45-53. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Perevozkina, Yu. M., 2015. Impaza-role socialization of personality. Siberian Pedagogical Journal, 6, pp. 173-177. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Rogers, K. R., 2001. Formation of personality. A look at psychotherapy. Moscow: EKSMO-Press Publ., 416 p. (In Russ.)
8. Sobchik, L. N., 2005. Psychology of individuality. Theory and practice of psychodiagnostics. St. Petersburg: Speech Publ., 624 p. (In Russ.)
9. Sharuhin, A. P., 2005. The psychology of management: Proc. Allowance. St. Petersburg: Speech Publ., 347 p. (In Russ.)
10. Jung, K. G., 1997. Consciousness and the unconscious. St. Petersburg: University Book Publ., 544 p. (In Russ.)
11. Jung, K. G., 2003. Practice of psychotherapy. Minsk: Harvest Publ., 384 p. (In Russ.)
12. Jung, K. G., 2016. Psychology of the unconscious. Moscow: Konon + ROOI "Rehabilitation" Publ., 320 p. (In Russ.)
Submitted 01.10.2017