DOI: 10.25198/1814-6457-238-6 УДК 37.032
Быкова А.С., Сахарова Н.С.
Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: [email protected]; [email protected]
СТРУКТУРА ИНФОКОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В настоящее время в эпоху изменчивости и информационной насыщенности появляется потребность в подготовке специалистов нового типа, которые обладали бы надпрофессиональными компетенциями и универсальными умениями. Являясь ключевыми, универсальные умения делятся на три группы: познавательные, деятельностные и коммуникативные. А также были выделены существенные признаки универсальных умений.
Теоретическое изучение научной литературы позволил установить, что универсальные умения и надпро-фессиональные компетенции обладают следующими схожими признаками: гибкостью и высокой адаптивностью к быстро меняющимся условиям; ценностями и мотивами, которые лежат в основе; целеполаганием и стремлением к достижению цели; универсальностью; наличием усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Мы выделяем инфокоммуникативные умения как единство коммуникативных умений и умения работать с информацией. Данные умения лежат в основе надпрофессиональных умений за счет категории «информация», которая лежит в основе данных умений. Предложенная структура инфокоммуникативных умений состоит из иноязычных, информационных и коммуникативных умений.
Сделаны выводы, что универсальные умения выступают в качестве базиса для развития надпрофессиональных компетенций, которые выступают эффективным способом организации и самоорганизации личности в профессиональную значимую деятельность. В этой связи инфокоммуникативные умения выделяются в качестве наиболее значимых для развития надпрофессиональных компетенций на современном этапе.
Ключевые слова: инфокоммуникативные умения, надпрофессиональные компетенции, универсальные умения, информация.
Bykova A.S., Sakharova N.S.
Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]; [email protected]
THE STRUCTURE OF INFO-COMMUNICATION SKILLS IN THE CONTEXT OF DEVELOPING SUPRA-PROFESSIONAL COMPETENCES
Nowadays, in the era of variability and information saturation there is a need in training a new type of specialists who have supra-professional competencies and soft skills. Being the key ones, soft skills are divided into three groups: cognitive, activity and communicative skills. Moreover, the essential features of soft skills were highlighted.
Theoretical analysis of the scientific literature allowed us to say that soft skills and supra-professional competencies have the following similar characteristics: flexibility and high adaptability to rapidly changing conditions; values and motives that are fundamental; goal-setting and striving to achieve goals; universality; the presence of acquired knowledge, life experience and acquired skills. Info-communication skills are identified as a unity of communication skills and the ability to work with information. These skills are the basis of supra-professional skills due to the category «information», which is the basis of these skills. The structure of info-communication skills has been suggested, which consists of foreign language, information and communication skills.
Summarizing the results of the study, soft skills serve as a basis for developing supra-professional competencies, which is an effective way of organizing a person into a professionally significant activity. In this regard, info-communication skills are considered to be the most important ones for developing supra-professional competencies at the present time.
Key words: info-communication skills, supra-professional competencies, soft skills, information.
На сегодняшний день современный мир характеризуется изменчивостью, вариативностью, информационной насыщенностью и избыточностью, что, в свою очередь, обусловливает возникновение модифицированных потребностей на рынке труда в отношении подготовки профессиональных кадров и компетентности специалистов. На данном этапе в нормативных документах подчеркивается особая потребность в подготовке специалистов но-
вого типа, которые обладали бы надпрофесси-ональными компетенциями и универсальными умениями [6].
Поскольку такая проблема становится актуальной во всем мире, рост публикационной активности, направленный на изучение универсальных умений и надпрофессиональных компетенций как дополнительных ресурсов профессионального развития субъекта, является очевидным [6], [10].
Говоря об универсальных умениях, целесообразно отметить, что они являются ключевыми и имеют широкий спектр применения как в профессиональной, так и в повседневной жизни. Универсальные умения делятся на три группы:
- познавательные (умения понимать и интерпретировать текст, схематизировать информацию, вычленять проблемы и находить их решения и многие другие);
- деятельностные (умения ставить цели, анализировать ситуацию, проводить рефлексию, критически относиться к ситуациям, действовать по алгоритму и составлять его, выражать себя в разных видах творчества, осуществлять самооценку);
- коммуникативные (умения вести диалог, владеть языком как средством коммуникации, понимать точки зрения других людей, ориентироваться в пространстве и выстраивать коммуникацию с другими людьми в целом) [1].
К настоящему времени определились следующие группы актуальных универсальных умений: коммуникативные умения (иноязычные умения, лидерские качества, умение работать в команде, сотрудничать, умение решать конфликтные ситуации), критическое и креативное мышление, умение решать проблемы, умение работать с информацией [2], [3], [11].
Теоретический анализ научной литературы позволяет акцентировать инфокоммуника-тивные умения (единство коммуникативных умений и умений работать с информацией) с точки зрения их специфичности. Вместе с тем они отражают сущностные черты всех групп универсальных умений, что, в свою очередь, подчеркивает их актуальность. Так, инфокомму-никативные умения представлены как органическая составляющая универсальных умений.
Универсальные умения обладают рядом существенных признаков:
- реализация универсальных умений происходит сознательно и самостоятельно;
- действия осуществляются на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков;
- универсальные умения телеономичны, так как предполагают наличие четко осознанной цели;
- универсальные умения представляют собой способы применения усвоенных знаний на
практике, что делает их практикоориентирован-ными и напрямую связанными с деятельностью, то есть сопровождаются деятельностью и варьируются условиями деятельности;
- они подразумевают некоторую степень гибкости и адаптивности к различным ситуациям и условиям в разных сферах жизни.
Рассматривая надпрофессиональные ком -петенции, мы делаем вывод, что в настоящее время существует большое количество подходов к пониманию этого феномена. Например, Пеша А.В. в своих исследованиях придерживается следующего определения: «надпрофес-сиональные компетенции - это широкий набор навыков и моделей поведения, особенностей межличностных отношений и качеств личности, которые позволяют человеку быстро ориентироваться и адаптироваться к задачам и вызовам окружающей среды, налаживать отношения и устанавливать контакты, показывать высокую эффективность труда и достигать поставленных целей и задач» [10]. Стоит отметить, что автор определения выделяет «особенности межличностных отношений», «умение налаживать отношения», «устанавливать контакты», которые напрямую связаны с коммуникациями и общением. Более того, уточняется, что результатом надпрофессиональных компетенций служит достижение поставленных целей.
В этом контексте представляется убедительным, что надпрофессиональные компетенции служат предпосылкой личностного роста и успешного профессионального развития личности и являются «неким набором личностных качеств, ценностей и мотивов, организующих внутреннюю структуру личности человека и позволяющих в ходе самостоятельной деятельности успешно адаптироваться в чрезвычайно быстро меняющихся современных условиях» [8]. Несомненная важность данного мнения состоит в том, что выделены ценности и мотивы как основа надпрофессиональных компетенций, которые, основываясь на вышесказанном, характеризуются гибкостью. Универсальные умения имеют сходные характеристики.
Многочисленные исследования показывают, что «надпрофессиональные компетенции -это универсальные знания, умения и навыки, качества и способности выпускника, обеспечивающие его конкурентоспособность и соци-
альную адаптацию в условиях рынка труда». Так, данные компетенции присущи любому специалисту независимо от профессиональной сферы и являются прямым отражением социально-культурного развития личности такого специалиста. Согласно мнению Кагакиной Е.А., надпрофессиональные компетенции формируются как общенаучные на этапе общего образования и далее в процессе обучения в вузе формируются как полноценные надпрофесси-ональные [5, с. 122]. При этом отмечается универсальность и адаптивность вышеназванных компетенций. Подобные характеристики также присущи универсальным умениям.
Более того, Кагакина Е.А. называет перечень надпрофессиональных компетенций:
- умение работать с различными источниками информации, осуществлять поиск, систематизацию и обобщение информации;
- уметь критически оценивать информацию, распространяемую в Интернете, СМИ;
- уметь планировать, организовывать и оценивать свою деятельность;
- владеть навыками использования новых информационных технологий;
- владеть способами взаимодействия с окружающими;
- определять свое место и роль в окружающем мире.
Автор приходит к умозаключению, что к надпрофессиональным компетенциям будущих и нынешних специалистов относятся: целепо-лагание, планирование, организация, оценка и контроль деятельности [5, с. 123].
Вопросы определения надпрофессиональ-ных компетенций также нашли свое отражение в работах Касьяник Л.Е., которая сделала заключение, что они «отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с кон -кретной предметной областью» [7]. Надпрофес-сиональные компетенции не определяются спецификой конкретной профессиональной сферы, однако напрямую связаны с личностными и социальными качествами, установками, управленческими способностями личности.
Анализ исследований Зеера Ф.Э., позволяет подчеркнуть наличие важного компонента надпрофессиональных компетенций: опыта, который интегрируется в единое целое с усво-
енными личностью отдельных действий, способов и приемов решения поставленной задачи. Другими компонентами надпрофессиональных компетенций, по мнению исследователя, являются операционально-технологический (способы действий), деятельностный/процедурный (знания, умения, навыки), мотивационный и эмоционально-волевой [4].
Проанализировав мнения вышеперечисленных ученых, мы приходим к выводу, что надпрофессиональные компетенции, являясь более широким понятием, обладают схожими признаками, что и универсальные умения. К ним мы относим:
- гибкость, высокую адаптивность к быстро меняющимся условиям;
- ценности и мотивы, которые лежат в их основе;
- целеполагание, стремление к достижению цели;
- универсальность, то есть они носят сквозной характер;
- наличие усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков, которое служит обязательным условием для развития надпрофессиональных компетенций и универсальных навыков.
Выявление общих признаков является тем основанием, на котором строится следующее умозаключение: развитие надпрофесси-ональных компетенций происходит на основе универсальных умений, что делает вопрос изучения универсальных умений еще более актуальным.
Нельзя не заметить, что при кажущейся многоаспектности и обширности исследований можно выявить еще одну особенность надпро-фессиональных компетенций: преобладание инфокоммуникативных умений в основе данных компетенций. Так, инфокоммуникативные умения являются базисом для формирования надпрофессиональных компетенций. Данные связи можно увидеть на Рисунке 1.
Вышеизложенные исследования помогают выявить связь между инфокоммуникативными умениями и социальными качествами личности, которые фигурируют в определениях над-профессиональных компетенциях: наличие успешной социальной адаптации специалиста на рынке труда, умение налаживать отношения
и устанавливать контакты, умение выстраивать межличностные отношения в целом.
Так, на основе мнения ряда ученых по исследуемой проблеме нам представляется целесообразным отметить, что в группу инфокомму-никативных умений входят следующие умения: принимать участие в общении и вступать в диалог, ориентироваться в ситуациях общения, соотносить средства вербального и невербального общения, адекватно воспринимать, обрабатывать и воспроизводить информацию [2, 9]. Исследователи также делают акцент на взаимодействии и процессе обмена информацией между субъектами коммуникации.
Основываясь на данных современной педагогики по вопросам универсальных умений и надпрофессиональных компетенций, а также на результатах, полученные в ходе обобщения и анализа существующего опыта, мы выделяем следующие элементы структуры инфокоммуни-кативных умений:
Иноязычные умения:
- генерирование эффективных коммуникаций на иностранном языке;
- осуществление межкультурной коммуникации;
- знание одного или несколько иностранных языков;
- наличие мультикультурной осведомленности;
- реализация знаний об особенностях иностранных культур, признание и уважительное отношение к ценностям культур;
- понимание особенностей других людей и проявление готовности к сотрудничеству;
- признание и уважение точки зрения людей с отличными ценностными отношениями.
Информационные умения:
- осознание, определение и формирование потребности в информации;
- организация поиска и осуществление фильтрации информации по ее важности;
- знание инструментов поиска и обработки информации, включая цифровые;
- свободное ориентирование в источниках информации, определение ресурсов ее поиска и подбора;
- знание алгоритмов критического анализа, синтеза и оценки необходимой информации;
- быстрый поиск и нахождение решений с учетом имеющихся факторов;
- формирование обоснованных выводов и принятие решений, используя критическое мышление;
- владение полной аргументацией принятых решений.
познавательные
деяте л ьн о стн ы е
коммуникативные
универсальные умения
инфокоммуникативные умения
надпрофессионэльные умения
1. гибкость, высокая адаптивность к быстро меняющимся условиям;
2. ценности [[
моп [вы;
3 целеполагашге. стремление к
достижению цели;
4. универсальность, то сеть они являются сквозными:
5. наличие
ус военных знаний,
жизненного опыта и приобретенных навыков.
Рисунок 1 - Связь универсальных умений, надпрофессиональных компетенций и инфокоммуникативных
умений
Коммуникативные умения:
- формирование и воспроизведение грамотного связного устного и письменного высказывания;
- применение знаний основ делового этикета и деловых коммуникаций;
- эффективное выстраивание дружеских отношений с людьми;
- владение цифровыми, письменными и устными коммуникациями, используемыми в зависимости от ситуации, контекста и различной аудитории;
- донесение информации четко и уверенно, а также приведение нестандартных аргументов;
- приобретение и синтез полученной информации в процессе коммуникации;
- владение техниками активного слушания;
- осуществление эффективного взаимодействия с людьми посредством современных технологий;
- владение навыками презентации материала;
- установление контакта, ведение переговоров, осуществление коммуникации в ситуациях конфликта.
Таким образом, мы приходим к выводу, что надпрофессиональные компетенции и универсальные умения в высшей степени необходимы для адаптации личности к быстро меняющимся жизненным и профессиональным ситуациям, собственного личностного, профессионального и карьерного роста, повышения конкурентоспособности и трудовой мобильности. Универсальные умения не только обладают схожими признаками, что и над-профессиональные компетенции, но являются основой для их развития. Универсальные умения выступают в качестве базиса для развития надпрофессиональных компетенций, которые служат эффективным способом организации и самоорганизации личности в профессиональную значимую деятельность.
Опираясь на труды ученых, исследовавших проблемы надпрофессиональных компетенций и универсальных умений, а также собственные теоретические поиски, мы выделяем инфокомму-никативные умения как наиболее значимые для развития надпрофессиональных компетенций на современном этапе за счет категории «информация», которая лежит в основе данных умений. К настоящему времени категория « информация» обрела особый окрас и стала смыслообразующей в современном сообществе. Информационная безопасность, информационное общество, информационное поле, информационная гигиена, информационные ресурсы, информационный вакуум, информационное пространство, информационная блокада (блокирование информационной поддержки), информационный голод, информационное поле, информационный повод, информационная экспансия и многие другие составляющие категории «информация» становятся неотъемлемой частью в жизни личности человека. Инфокоммуникативные умения, как совокупность осознанных самостоятельных действий по отбору, анализу и осмыслению информации, являются инвариантным базисом развития надпрофессиональных компетенций. Такие умения, в свою очередь, имеют особую структуру, которая представлена в трех видах основных умений: иноязычных (умения, которые связаны с генерированием эффективных коммуникаций на одном или нескольких иностранных языках и с мультикультурной осведомленностью), информационных (умения, которые включают в себя все разновидности взаимодействия и работы с информацией) и коммуникативных (умения, которые содержат в себе установление контакта, ведение переговоров, осуществление эффективной коммуникации в различных ситуациях). Феномен « инфокоммуникативные умения» считается новым и малоизученным, поэтому требует дальнейшего подробного исследования и рассмотрения.
10.03.2023
Список литературы:
1. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус: [сборник статей]. - М.: 2005. - 183 с.
2. Быкова, А. С. «Образ Я» студентов университета в современном прочтении / А. С. Быкова, Н. С. Сахарова // Глобальный научный потенциал. - 2022. - №8(137). - С. 10-14.
3. Быкова, А. С. Современные тенденции в трактовке понятия «критическое мышление» / А. С. Быкова, Н. С. Сахарова, И. К. Кириллова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2021. - №3(231). - С. 6-11.
4. Зеер, Э. Ф. Состав, структура и оценка социально-личностных компетенций специалистов / Э. Ф. Зеер, М. В. Кормильцева, Э. Э. Сыманюк // Мир образования - образование в мире. - 2010. - №4(40). - С. 3-11.
5. Кагакина, Е. А. Формирование компетенций студентов вузов как логистический процесс / Е. А. Кагакина, Е. И. Харлампенков, Т. А. Чекалина, О. В. Устимова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - №172. - С. 117-125.
6. Кандаурова, А. В. Роль надпрофессиональных компетенций в профессиональном развитии обучающихся / А. В. Кандаурова, С. В. Михайлова // Вестник НВГУ. - 2021. - №4 (56). - С. 78-86.
7. Касьяник Е. Л. Надпрофессиональные компетенции личности как основа профессиональной успешности специалистов / Е. Л. Касьяник // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2022. - №4 (48). - С. 69-77.
8. Копытова, С. М. Надпрофессиональные компетенции как условие профессионализма специалиста и их формирование в системе дополнительного образования взрослых / С. М. Копытова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2018. - №2(279). - С. 77-81.
9. Нигматуллина, Э. Н. Коммуникативные умения: классификация и структура / Э. Н. Нигматуллина, С. К. Савицкий, М. Ф. Умаров // Высшее образование сегодня. - 2020. - №8. - С. 20-24.
10. Пеша, А. В. Надпрофессиональные компетенции и их значение в становлении специалиста / А. В. Пеша // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами: Сборник научных статей V Международной научно-практической конференции, Москва, 31 марта 2020 года / Отв. за выпуск Е. И. Данилина. Том Часть II // Общество с ограниченной ответственностью «Эдельвейс». - 2020. - С. 114-122.
11. Сахарова, Н. С. Развитие иноязычной компетенции студентов университета: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Сахарова Наталия Сергеевна. - Оренбург, 2004. - 41 с.
References:
1. Anthropological, religious and cultural subtypes (2005). Thesaurus: [collection of articles] [Tezaurus: [sbornik statej]. M., 183 p.
2. Bykova, A.S. and Sakharova, N.S. (2022) «The self-image» university students in co-education. Global scientific potential [Global'nyj nauchnyj potencial], №8(137), pp. 10-14.
3. Bykova, A.S., Sakharova, N.S. and Kirillova I.K. (2021) Modern tendencies of interpreting the concept of «critical thinking». Bulletin of Orenburg State University [Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta], №3(231), pp. 6-11.
4. Zeer, E.F., Mancheva, M.S. and Simanyuk, E.E. (2010) Structure and evaluation of socio-personal competencies of specialists. The world of education-formation in the world [Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire], №4(40), pp. 3-11.
5. Kagakina, O.A., Kharlampenkov, O.I., Chekalina, T.A. and Ustimova, O.S. (2011) Formation of students' compets as a logistic process. Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Art [Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv], №17-2, pp. 117-125.
6. Kandaurova, A.S. and Mikhailova S.S. (2021) The role of additional computing in professional development. Bulletin of the NVSU [Vestnik NVGU], №4 (56), pp. 78-86.
7. Kasyanik E.L. (2022) Additional performance parameters as the basis of professional training of specialists. Professional formation in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom], №4 (48), pp. 69-77.
8. Kopytova, S.M. (2018) Additional calculations, as a rule, are the professionalism of a specialist and the formation of a complementary image of all layers in the system. Proceedings of the Voronezh State Pedagogical University [Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta], №2(279), pp. 77-81.
9. Nigmatullina, E.N., Savitsky S.K. and Umarov M. F. (2020) Communication skills: classification and structure. Higher education today [Vysshee obrazovanie segodnya], №8, pp. 20-24.
10. Pesha, A.S. (2020) Additional parameters and their values in the formation of a specialist. Coordinated research the problem of personnel management resources: assembly articles V International Scientific and Practical Conference, Moscow, March 31, 2020 [Sovremennye issledovaniya problem upravleniya kadrovymi resursami: Sbornik nauchnyh statej VMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 31 marta 2020 goda]. Community with faceted detachment «Edelweiss», pp. 114-122.
11. Sakharova, N.S. (2004) Development offoreign language competence of students university: specialization 13.00.08 «Theory and methodology of professional image»: Author's abstract [Razvitie inoyazychnoj kompetencii studentov universiteta: special'nost' 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya»: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktorapedagogicheskih nauk]. Orenburg, 41 P.
Сведение об авторах:
Быкова Анастасия Сергеевна, преподаватель кафедры теории и практики перевода
Института языков и культур Оренбургского государственного университета ORCID 0000-0003-1061-8405 E-mail: [email protected] 460018, г. Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 4118, тел. (3532)372437
Сахарова Наталия Сергеевна, заведующий кафедрой иностранных языков Института языков и культур Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор ORCID 0000-0002-1770-275Х E-mail: [email protected] 460018, г Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 20614, тел. (3532)372433