Научная статья на тему 'НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ'

НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОИЗВОДСТВ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ / ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касьяник Елена Леонидовна

Введение. В статье представлено исследование по проблеме развития надпрофессиональных компетенций для специалистов инновационных производств в Республике Беларусь. Цель статьи - определить актуальность и уровень востребованности надпрофессиональных компетенций у специалистов разного уровня подготовки. Методология. Исследование проводится на основе метода опроса и описательной статистики. Используемая терминология соответствует нормативным документам Республики Беларусь. Результаты заключаются в определении особенностей уровней сформированности надпрофессиональных компетенций у рабочих и специалистов инновационных производств. Заключение. Автором отмечается, что развитие надпрофессиональных компетенций является важным звеном компетентностной модели выпускников образовательных программ профессионально-технического и среднего специального образования Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFT SKILLS OF A PERSON AS A BASIS FOR PROFESSIONAL SUCCESS OF SPECIALISTS

Introduction. The article presents a study on the problem of developing supra-professional competencies for specialists in innovative industries in Republic of Belarus. The purpose of the article is to determine the relevance and level of demand for cross-professional competencies among specialists of different levels of training. Methodology. The study is based on the survey method and descriptive statistics. Results. Results consist in determining the features of the levels of formation of supraprofessional competencies among workers and specialists of innovative industries. Conclusion. The author notes that the development of supraprofessional competencies is an important part of the competence model of graduates of educational programs of vocational and secondary specialized education (the article uses the terminology of the Republic of Belarus).

Текст научной работы на тему «НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

PROFESSIONAL GROWTH, EDUCATION AND DEVELOPMENT OF AN INDIVIDUAL

УДК/UDC 159.9.07

DOI10.54509/22203036_2022_4_69

EDN ALZWBT

Касьяник Елена Леонидовна

кандидат психологических наук, доцент,

проректор по учебной работе, Республиканский институт

профессионального образования, г. Минск

иййен

Kasyanik Alena L.

Candidate of Psychological Sciences, Docent, Vice-Rector for Academic Affairs of the Educational Institution "Republican Institute for Vocational Education", Minsk

НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

SOFT SKILLS OF A PERSON AS A BASIS FOR PROFESSIONAL SUCCESS OF SPECIALISTS

Введение. В статье представлено исследование по проблеме развития надпрофессиональных компетенций для специалистов инновационных производств в Республике Беларусь. Цель статьи - определить актуальность и уровень востребованности надпрофессиональных компетенций у специалистов разного уровня подготовки.

Методология. Исследование проводится на основе метода опроса и описательной статистики. Используемая терминология соответствует нормативным документам Республики Беларусь.

Результаты заключаются в определении особенностей уровней сформированности надпрофессио-

нальных компетенций у рабочих и специалистов инновационных производств.

Заключение. Автором отмечается, что развитие надпрофессиональных компетенций является важным звеном компетентностной модели выпускников образовательных программ профессионально-технического и среднего специального образования Республики Беларусь.

Introduction. The article presents a study on the problem of developing supra-professional competencies for specialists in innovative industries in Republic of Belarus. The purpose of the article is to determine the relevance

and level of demand for cross-professional competencies among specialists of different levels of training.

Methodology. The study is based on the survey method and descriptive statistics.

Results. Results consist in determining the features of the levels of formation of supraprofessional competencies among workers and specialists of innovative industries.

Conclusion. The author notes that the development of supraprofessional competencies is an important part of the competence model of graduates of educational programs of vocational and secondary specialized education (the article uses the terminology of the Republic of Belarus).

Ключевые слова: надпрофессиональные компетенции, подготовка квалифицированных рабочих и специалистов для инновационных производств, коммуникативная компетенция, умение учиться, персональная компетенция, социальная компетенция, гражданская компетенция, математическая компетенция, цифровая компетенция, предприимчивость.

Keywords: soft skills, training of skilled workers and specialists for innovative industries, communicative competence, ability to learn, personal competence, social competence, civic competence, mathematical competence, digital competence, entrepreneurial spirit.

Введение

В последние десятилетия представители крупного и среднего бизнеса все чаще говорят о востребованности у специалистов гибких навыков (мягких навыков, soft skills) - комплекса неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью. Надпрофессиональные компетенции, в отличие от профессиональных навыков (hard skills), не детерминированы спецификой конкретной работы, но в то же время тесно связаны с личностными и социальными качествами,установками,управленческими способностями специалистов.

Ряд исследователей [2; 3; 5; 8] отмечают, что владение надпрофессиональными компетенциями необходимо:

а) для адаптации будущего специалиста к изменяющимся жизненным и профессиональным ситуациям, собственного профессионального и карьерного роста, повышения трудовой и экономической мобильности;

б) эффективного участия граждан в социальной и экономической жизни. Кроме того, компетенции

важны и для всех граждан, поскольку они определяют основу обучения в течение всей жизни.

В научных исследованиях [3; 11-14], помимо понятия «надпрофессиональные компетенции», активно используется более 40 различных терминов, например soft skills, «универсальные», «ключевые», «общие», «базовые», «навыки XXI века», «кросс-контекстные навыки» и т. д. Многообразие терминов подчеркивает актуальность и востребованность исследований, определение единых подходов к терминологии либо более четкая дифференциация терминологического аппарата.

В нашем исследовании под компетенцией мы понимаем интеграцию знаний, умений, ценностей, установок и отношений, которые являются равнозначными и важными для осуществления трудовой деятельности.

Одной из научных проблем можно определить и многообразие подходов к структуре универсальных компетенций. Например, в 2015 году на Всемирном экономическом форуме [8] в качестве «черт характера», востребованных нанимателями, определены инициативность, адаптивность, любопытство, осознанность, лидерство и другие.

В классификационном отношении в основу нашего исследования положен подход, предложенный в 2018 году Европейским парламентом и Советом Европы [6; 10]. Рекомендации Европейского Союза по формированию ключевых компетенций для образования на протяжении всей жизни граждан в странах Европейского Союза основываются на том положении, что поскольку глобализация перед каждой страной ставит новые вызовы, каждому человеку потребуется широкий круг компетенций, чтобы гибко адаптироваться к быстро изменяющемуся взаимосвязанному миру. Рекомендации определяют 8 ключевых компетенций: грамотность (общение на родном языке); муль-тилингвальность (общение на иностранных языках); математическая грамотность и базовые компетенции в науке и технологии; цифровая компетентность; персональная, социальная и освоение навыков обучения; гражданская компетенция; компетенция в области предпринимательства; осведомленность и способность выражать себя в культурной сфере.

Значимое внимание европейскими исследователями направлено на определение европейских рамок уровней развития отдельных ключевых компетенций. Так, например, разработана европейская рамка развития предприимчивости [1], «зеленых» компетенций [4], «жизненных» компетенций (социальная, персональная компетенция, умение учиться) [7]. Каждая рамка представляет собой обобщенные результаты анализа

подхода различных стран Европейского Союза к развитию вышеуказанных компетенций.

На основании анализа и адаптации европейского подхода, в соответствии с нормативными и методологическими подходами, принятыми в Республике Беларусь, особенностями менталитета белорусской нации, нами разработана структура надпрофессиональных компетенций, используемая в исследовании [15]:

1. Компетенция «умение учиться» - это готовность управлять собственным обучением, готовность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Умение учиться включает:

- понимание важности умения учиться (стремление к достижению какой-либо цели, внутренняя или внешняя мотивация, мобилизация всех внутренних сил на целесообразное и сознательное обучение с упором на конкретные задачи обучения, активизация имеющихся знаний);

- планирование собственной учебной деятельности (определение целей собственного обучения, выбор стратегий обучения в соответствии с намеченными целями обучения, планирование времени обучения, установление различий между запланированной целью обучения и достигнутым результатом);

- поиск и отбор информационных источников как дополнительного учебного материала, получение информации, ее обработку и использование на практике;

- применение действенных методов обучения (выбор необходимых методов обучения исходя из индивидуального типа интеллекта и стиля обучения, использование стратегий эффективного запоминания, контроль усвоения учебного материала).

2. Персональная компетенция - готовность к постоянному развитию, к актуализации и реализации своего личностного и профессионального потенциала, к управлению своей карьерой.

Персональная компетенция включает:

- планирование и организацию деятельности (постановка целей деятельности, планирование деятельности с учетом индивидуальных особенностей и внешних условий, анализ результатов деятельности и определение путей дальнейшего развития);

- способность решать проблемы (выявление и исследование проблемы, определение ее основных особенностей на основе информации, условий успешного решения проблемы, выработка различных решений проблемы и выбор наилучших решений, определение плана решения проблемы и его реализа-

ция, оценивание результатов и методов реализации решения);

- управление временем (планирование, распределение, постановка целей, делегирование, анализ временных затрат, мониторинг, составление списков и расстановка приоритетов);

- управление своим поведением (эмоциональная устойчивость, управление поведением в ситуациях неопределенности и стресса);

- управление собственной карьерой (анализ сильных и слабых сторон личности, а также собственного профессионального уровня, построение собственных профессиональных планов).

3. Социальная компетенция - это готовность брать на себя ответственность, работать в команде, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации.

К социальной компетенции относятся:

- способность нести ответственность за сделанный выбор, принятые решения, собственные действия;

- умение работать самостоятельно и в команде, взаимодействовать в различных коллективах с разных позиций, оценивать свои действия и действия команды;

- выстраивание устной и письменной коммуникации, публичное представление различных видов информации;

- принятие решений (управление конфликтами, принятие и реализация решений).

4. Коммуникативная компетенция - способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию как межличностному, так и межкультурному.

Коммуникативная компетенция включает:

- чтение (восприятие, понимание и активная переработка содержащейся в текстах информации);

- говорение (выражение мыслей в устной форме с использованием произносительных, лексических, грамматических навыков);

- слушание (восприятие устного высказывания);

- письмо (выражение мысли в графической форме);

- использование информации (поиск, переработка, создание, представление, хранение и передача информации).

5. Гражданская компетенция - готовность быть активным членом общества, в полной мере участвовать в гражданской и социальной жизни, основываясь на понимании социальных, экономических, законодательных концепций и структур, мировых тенденций устойчивого развития.

Гражданская компетенция включает:

- соблюдение прав и обязанностей по отношению к обществу и государству (умение оценивать свое поведение с точки зрения пользы и вреда для общества, умение отстаивать гражданскую позицию на основе социальных и гражданских ценностей, умение сочетать личные и общественные интересы);

- осознанное участие в жизни общества (навыки участия и самореализации в общественно значимой деятельности, умение участвовать в совместном принятии решений, брать на себя ответственность);

- сохранение национальной культуры (навыки самореализации в сфере национальной культуры, общение на родном языке);

- сохранение и интеграция культурной самобытности в условиях многонационального общества (умение эффективно взаимодействовать с другими людьми, с представителями различных культур).

6. Предприимчивость - это готовность действовать в соответствии с возможностями и идеями, трансформировать их в то, что представляет ценность для людей.

Предприимчивость предполагает:

- умение определять и развивать возможности оценивать идеи и действия, а также последствия и возможности своих действий;

- финансовую и экономическую грамотность;

- самосознание и самоэффективность, мотивацию на реализацию идей, мобилизацию ресурсов;

- планирование своей деятельности и управление ею, преодоление барьеров, связанных с неопределенностью и рисками, сотрудничество с другими людьми и обучение через опыт.

1. Математическая компетенция - способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты.

Математическая компетенция включает:

- сбор данных (использование соответствующих источников информации для сбора данных, их сбор, систематизация и запись);

- обработку данных (определение метода работы с данными в соответствии с поставленными задачами, выполнение аналитических расчетов, оценка выполненных расчетов);

- использование результатов вычисления для решения практических задач (интерпретация полу-

ченных результатов с учетом возможных источников ошибок, анализ и обобщение основных характеристик полученных результатов, выявление возможных источников ошибок и минимизация их последствий).

8. Цифровая компетенция - это готовность, способность и ответственность эффективно выбирать и применять информационные технологии на всех этапах своей профессиональной деятельности.

Цифровая компетенция предполагает:

- информационную грамотность и умение работать с данными (использование Интернета, поиск и получение доступа к данным, информации и контенту в цифровой среде);

- использование цифровых технологий и поисковых систем для коммуникации и сотрудничества;

- создание цифрового контента (использование базовых компьютерных приложений, инструментов для создания, редактирования, представления и понимания информации);

- применение мер по обеспечению безопасности (пароль, личный кабинет), надежности и конфиденциальности информации.

Методология

С целью изучения роли и значения надпрофессио-нальных компетенций в успешности профессиональной деятельности специалистов инновационных производств была разработана анкета.

Анкета направлена на изучение экспертного мнения о важности и уровне значимости надпрофессио-нальных компетенций в профессиональной деятельности специалистов. Экспертам (представителям нанимателей) предлагалось оценить по 5-балльной системе уровень развития надпрофессиональных компетенций, необходимый для успешной работы. При этом предлагалось оценить как уровень важности компетенции в целом, так и отдельных ее структурных элементов.

В основе опроса лежит предположение, что для сотрудников с различным уровнем квалификации1 требуются различные перечни надпрофессиональных компетенций:

3-й уровень квалификации: рабочий (служащий) с профессионально-техническим образованием2, например: продавец, секретарь, токарь, слесарь, водитель автомобиля, оператор связи, вязальщица и другие;

4-й уровень квалификации: квалифицированный рабочий, служащий, как правило, освоивший образовательную программу рабочего со средним специаль-

1 В соответствии с Международной системой квалификации образования (МСКО-2013).

2 Используется терминология уровней образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Таблица 1

Показатели выраженности компетенции «Коммуникативная компетенция» по мнению заказчиков кадров

Коммуникативная компетенция Уровень квалификаций/уровень сформированности компетенций (балл)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 4 5

Глубокое понимание письменной информации 3 4,4 4,8

Навыки общения в устной форме в различных ситуациях 3,4 4,2 4,8

Навыки общения в письменной форме в различных ситуациях 2,2 4 4,8

Умение контролировать и адаптировать свое коммуникативное поведение к требованиям ситуации 2,6 3,8 4,8

Умение различать и использовать различные типы источников информации 2,2 3,8 4,8

Умение осуществлять поиск, сбор и обработку информации 1 3,6 4,8

Умение формулировать и убедительно излагать устные и письменные аргументы 2 3,8 4,8

Эмоциональный интеллект (способность распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные) 1,4 3,6 4,6

Среднее значение 2,23 3,9 4,8

ным3 образованием. Например, мехатроник, автомеханик и другие;

5-й уровень квалификации: специалист среднего звена (техник, технолог, бригадир, мастер), как правило, освоивший программу среднего специального образования.

Результаты

В опросе приняли участие 52 представителя организаций - заказчиков кадров. Среди предприятий представлены отрасли машиностроения, строительства и жилищного хозяйства. Среди крупных предприятий следует отметить Амкодор, МТЗ, Джили, МЗКТ, Белстройцентр и иные. Респондентами выступили преимущественно главные инженеры, начальники участков, представители отделов кадров.

80 % респондентов отметили, что встречались с понятием «надпрофессиональные компетенции» и смогли дать свое пояснение данному понятию: «Дополнительные требования к профессии, напрямую не связанные с его выполняемой работой», «Способность правильно доносить информацию и понимать ее, правильно решить проблему, находить решение, быть грамотным компьютерным пользователем, умения работать с людьми, быть инициативным», «Это те умения, которые мы не можем измерить, оценить, протестировать, но работник должен ими обладать», «Гибкие навыки, которые не зависят от конкретной работы, например умение работать в команде».

При описании значимости данных компетенций в профессиональной деятельности респонденты наи-

более часто отмечали: «Они значимы, но при приеме их трудно оценить»; «Надпрофессиональные компетенции следуют по значимости за знаниями и умениями», «Они важны, как и основные умения: основные - 60 %, софт - 40 %», «Важны, так как влияют на дальнейшую карьеру работника и способность к обучению».

Основные результаты исследования представлены в таблицах 1-7.

По мнению нанимателей (табл. 1) уровень сформи-рованности коммуникативной компетенции у специалистов возрастает от 3-го к 5-му уровню квалификаций. При этом наиболее важным компонентом коммуникативной компетенции у рабочих являются навыки общения в устной форме в различных ситуациях (3,4 балла), наименьшее значение принадлежит умению осуществлять поиск информации (всего 1 балл из 5). Для рабочих со средним специальным образованием наиболее важное значение принадлежит пониманию письменной информации, наименее - эмоциональному интеллекту (3,6 балла из 5). Для специалистов со средним специальным образованием для всех компонентов коммуникативной компетенции определен достаточно высокий уровень - 4,8 балла.

По мнению нанимателей (табл. 2), уровень сфор-мированности мультилингвальной компетенции у специалистов возрастает от 3-го к 5-му уровню квалификаций. При этом наиболее важным компонентом данной компетентности у рабочих является уважение индивидуального языкового профиля каждой личности (3,2 балла), наименьшее значение принадлежит умению читать, понимать и составлять

3 Используется терминология уровней образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Таблица 2

Показатели выраженности компетенции «Общение на иностранных языках» по мнению заказчиков кадров

Общение на иностранных языках Уровень квалификаций/уровень сформированности компетенций (балл)

3 4 5

Понимание устных сообщений 2,25 3 4

Умение инициировать, поддерживать и завершать разговоры (беседы) 2,75 3,6 4,6

Умение читать, понимать и составлять тексты с различным уровнем владения различными языками 2 3,4 4,4

Уважение индивидуального языкового профиля каждой личности (уважение родного языка лиц, принадлежащих меньшинству, признание официальных языков страны в качестве общей основы для взаимодействия) 3,2 3,6 4,4

Свободное владение устным и письменным языком 3 3,6 4.8

Среднее значение 2,64 3,44 4,44

тексты с различным уровнем владения различными языками (2 балла). Для рабочих со средним специальным образованием практически все компоненты имеют одинаковый вес (3,6 балла из 5). Для специалистов со средним специальным образованием большинство респондентов отметили, что данные специалисты должны свободно владеть устным и письменным языком - 4,8 балла.

По мнению нанимателей (табл. 3), уровень сформи-рованности математической компетенции у специалистов возрастает от 3-го к 5-му уровню квалификаций. При этом наиболее важным компонентом данной компетентности у рабочих является умение использовать и обрабатывать технологические инструменты и машины (3 балла), экологическая устойчивость (3 балла); наименьшее значение принадлежит умению

использовать научные данные для достижения цели и принятия обоснованного решения или заключения (1,4 балла из 5). Для рабочих со средним специальным образованием практически наименьшее значение принадлежит критическому мышлению (2,4 балла), а наибольшее - умению использовать и обрабатывать технологические инструменты и машины (3,8 балла). Для специалистов со средним специальным образованием большинство респондентов отметили, что данные специалисты должны уметь следовать цепочке аргументов и оценивать их - 4,4 балла.

По мнению нанимателей (табл. 4), уровень сфор-мированности цифровой компетенции у специалистов возрастает от 3-го к 5-му уровню квалификаций. При этом наиболее важным компонентом данной компетентности у рабочих является распозна-

Таблица 3

Показатели выраженности компетенции «Математическая компетенция» по мнению заказчиков кадров

Математическая компетенция Уровень квалификаций/уровень сформированности компетенций (балл)

3 4 5

Навыки применения основных математических принципов и процессов на работе (например, финансовые навыки) 1,6 2,6 4,2

Умение следовать цепочке аргументов и оценивать их 1,8 2,6 4,4

Умение рассуждать, понимать доказательства, искать причины и оценивать их обоснованность 2,2 3,4 4

Логическое и рациональное мышление 2 3,2 4

Готовность отказаться от собственных убеждений в условиях, когда они противоречат новым экспериментальным выводам 2,6 3,2 4

Умение использовать и обрабатывать технологические инструменты и машины 3 3,8 3,8

Умение использовать научные данные для достижения цели и принятия обоснованного решения или заключения 1,4 2,6 3,6

Критическое мышление 2 2,4 4

Экологическая устойчивость 3 2,5 3,6

Среднее значение 2,17 2,92 4,51

Таблица 4

Показатели выраженности компетенции «Цифровая компетенция» по мнению заказчиков кадров

Цифровая компетенция Уровень квалификаций/уровень сформированности компетенций (балл)

3 4 5

Использование цифровых технологий для собственной активной позиции и социальной интеграции 1 1,8 3,6

Использование цифровых технологий для сотрудничества с другими людьми 1,6 2,4 4,4

Использование цифровых технологий для достижения личных, социальных и коммерческих целей 1.8 2.4 4.4

Умение использовать и получать доступ и оценивать цифровой контент 1.4 2,4 4,4

Умение распространять цифровой контент 0,8 1,4 2.2

Умение создавать и программировать цифровой контент 1 1,4 2,6

Управление и защита информации, контента, данных и цифровой идентификации личности 1,6 2,4 3,2

Распознавание и эффективная работа с программным обеспечением, устройствами, искусственным интеллектом и роботами 2,2 3,4 4,4

Рефлексивное и критическое отношение к собственному развитию 2,2 3,2 4

Среднее значение 1.51 2,31 3.69

вание и эффективная работа с программным обеспечением, устройствами, искусственным интеллектом и роботами (2,2 балла), рефлексивное и критическое отношение к собственному развитию (2,2 балла). Наименьшее значение принадлежит умению распространять цифровой контент (0,8 балла). Для рабочих со средним специальным образованием практически наименьшее значение принадлежит умению распространять, создавать и программировать цифровой контент (по 1,4 балла), а наибольшее - распознаванию и эффективной работе с программным обеспе-

чением, устройствами, искусственным интеллектом и роботами (3,4 балла). Для специалистов со средним специальным образованием большинство респондентов отметили, что для данных специалистов наименее востребовано умение создавать и программировать цифровой контент (2,2 балла).

По мнению нанимателей (табл. 5), уровень сфор-мированности персональной, социальной компетенций и умения учиться у специалистов также возрастает от 3-го к 5-му уровню квалификаций. При этом наиболее важным компонентом данной компетен-

Таблица 5

Показатели выраженности компетенции «Персональная, социальная компетенции и умение учиться» по мнению заказчиков кадров

Персональная, социальная компетенции и умение учиться Уровень квалификаций/уровень сформированности компетенций (балл)

3 4 5

Умение определять собственные способности 2,4 3 4

Умение преодолевать сложности 3,2 3,4 4.6

Умение критически анализировать ситуацию и принимать решения 2,4 3 4,4

Способность обучаться, организовывать собственное обучение 2,6 3,4 2,8

Умение работать в сотрудничестве с людьми, в команде 3 3.6 4

Умение работать автономно 3,4 3,8 4,4

Умение рефлексировать собственное обучение, управлять собственной карьерой 2 3,6 4,4

Умение управлять поведением в неопределенных ситуациях, в ситуациях стресса 3 3,6 4,2

Владение технологиями ведения конструктивного диалога 2,4 3 4,2

Выражение и понимание различных точек зрения 2,4 3 4,2

Позитивное отношение к обучению в течение всей жизни 3 3,8 4,2

Умение ставить задачи, мотивировать себя на развитие 3,2 3,8 4,4

Готовность применять ранее полученное образование и жизненный опыт 3,6 4 4,4

Среднее значение 2,81 3,46 4,17

Таблица 6

Показатели выраженности компетенции «Гражданская компетенция» по мнению заказчиков кадров

Гражданская компетенция Уровень квалификаций/уровень сформированности компетенций (балл)

3 4 5

Умение эффективно взаимодействовать с людьми в общих и общественных интересах (включая устойчивое развитие общества) 2,4 3 4,4

Навыки построения аргументации и конструктивного участия в деятельности общества 1,6 2,2 3,2

Навыки принятия решений на всех уровнях (локальном, национальном, международном) 1,6 2 3,2

Умение получать доступ, критически осмысливать и взаимодействовать с традиционными и новыми средствами информации 2,6 2,6 3,8

Содействие социальному и культурному многообразию 1,6 1,6 2,4

Продвижение культуры мира и ненасилия 1,6 1,6 2,6

Среднее значение 1,9 2,17 3,2

ции у рабочих является умение работать автономно (3,4 балла) и готовность применять ранее полученное образование и жизненный опыт (3,6 балла), наименьшее значение принадлежит умению рефлексировать собственное обучение, управлять собственной карьерой (2 балла). Для специалистов со средним специальным образованием большинство респондентов отметили, что для данных специалистов наиболее востребовано умение преодолевать сложности (4,6 балла).

Наиболее важным компонентом данной компетенции (табл. 6) у рабочих является умение получать доступ, критически осмысливать и взаимодействовать с традиционными и новыми средствами информации (2,6 балла) и умение эффективно взаимодействовать с людьми в общих и общественных интересах (2,4 балла). Для специалистов со средним специальным образованием большинство респондентов отметили востребованность умения эффективно взаимодействовать с людьми в общих и общественных интересах (4,4 балла).

Наиболее важным компонентом гражданской компетенции у рабочих является активная жизненная позиция (3,2 балла), наименьшее значение принадлежит умению управлять проектами (0,8 балла). Для специалистов со средним специальным образованием большинство респондентов отметили востребованность активной жизненной позиции (4 балла) и настойчивость в достижении целей (4 балла).

Заключение

Проведенное исследование подтвердило актуальность и заинтересованность предприятий -заказчиков кадров - в специалистах, обладающих над-профессиональными компетенциями, в том числе для инновационных производств. При этом востребованный нанимателями уровень сформированности над-профессиональных компетенций определяется уровнем их профессиональной подготовки. Практически по всем компетенциям выявлена тенденция увеличения уровня сформированности надпрофессиональных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 7

Показатели выраженности компетенции «Компетенция в сфере предприимчивости»

по мнению заказчиков кадров

Компетенция в сфере предприимчивости Уровень квалификаций/уровень сформированности компетенций (балл)

3 4 5

Умение управлять проектами 0,8 1,6 2,8

Способность работать как индивидуально, так и в команде 3 3,4 3,8

Умение мобилизовать ресурсы и поддерживать деятельность 1,4 2 2,8

Умение справляться с ситуациями неизвестности, неопределенности и риска 1,8 2,6 3,8

Активная жизненная позиция 3,2 3,4 4

Настойчивость в достижении целей 3 3,2 4

Умение мотивировать других людей и ценить их идеи 2 2,8 3,8

Среднее значение 2,2 2,71 3,57

компетенций от 3-го к 5-му уровню согласно Международной системе квалификации образования.

Выявленные особенности уровней сформированное надпрофессиональных компетенций с учетом их структурных элементов позволяют определить основные результаты обучения, отражаемые в образовательных стандартах образовательных программ профессионально-технического и среднего специального образования Республики Беларусь [9].

Литература

1. EntreComp: The Entrepreneurship Competence Framework / M. Bacigalupo, P. Kampylis, Y. Punie, G. Van den Brande. Luxembourg: Publication Office of the European Union, 2016. DOI: 10.2791/593884.

2. Education 2030: Key competencies for the future. ЕК, 2016. 22 р.

3. EduTech: Универсальные навыки для VUCA мира // Сбербанк: Корпоративный университет. 2020. № 3 (34). 28 с.

4. GreenComp. The European sustainability competence framework. EK, 2020. 56 p.

5. Hagel J., Brown J. S., Wooll M. Skills change, but capabilities endure. Why fostering human capabilities first might be more important than reskilling in the future of work. URL: https:// www2.deloitte.com/us/en/insights/focus/technology-and-the-future-of-work/future-of-work-human-capabilities.html (дата обращения: 04.12.2022).

6. Key competences for all: Policy design and implementation for education systems in Europe / Laurie Day et al. EK, 2021. 23 р.

7. LifeComp. The European Framework for Personal, Social and Learning to Learn Key Competence /Arianna Sala, Yves Punie, Vladimir Garkov, Marcelino Cabrera. EK, 2020. 84 p.

8. New vision for education: Fostering social and emotional learning through technology (WEF 2016). URL: http://www3.weforum. org/docs/WEF_New_Vision_for_Education.pdf.

9. The Assessment of the Capacity of the General Secondary and Vocation Technical and Specialized Secondary Education Systems of the Republic of Belarus to Develop in Students the Transferable/ 21 Century Skills. Final Report. United Nations Children's Fund (UNICEF). Belarus, 2020. 119 p.

10. UNESCO 2018. Future Competences and the Future of Curriculum. A Global Reference for Curricula Transformation / By Mmantsetsa Marope, Patrick Griffin, Carmel Gallagher / IBE UNESCO. URL: http: //www.ibe.unesco.org/sites/default/ files/resources/02_future_competences_and_the_future_of_ curriculum_30oct.v2.pdf.

11. World Development Report 2018: Learning to Realize Education's Promise. Washington, DC: World Bank, 2018. P. 103. DOI: 10.1596/978-1-4648-1096-1.

12. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире / Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков. URL: https://worldskills.ru/assets/docs/media/ WSdoklad_12_okt_rus.pdf (дата обращения: 14.11.2022).

13. Мещерякова М. А., Шальнев О. Г, Филатова М. В. Стратегии развития универсальных навыков для VUCA-мира. DOI: 10.20914/2310-1202-2020-3-279-283 // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2020. Т. 82, № 3. С. 279-283.

14. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки. М., 2020. 472 c.

15. Формирование надпрофессиональных компетенций в процессе непрерывного профессионального образования /

Е. Л. Касьяник [и др.]; под ред. В. Н. Голубовского. Минск, 2020. 248 с.

References

1. Bacigalupo M., Kampylis P., Punie Y., Van den Brande G. EntreComp: The Entrepreneurship Competence Framework. Luxembourg, Publication Office of the European Union, 2016. DOI: 10.2791/593884. (In English).

2. Education 2030: Key competencies for the future. ЕК, 2016, 22 р. (In English).

3. EduTech: Universal'nye navyki dlya VUCA mira [EduTech: Universal skills for the VUCA world]. Sberbank: Corporate University, 2020, no. 3 (34), 28 p. (In Russian).

4. GreenComp. The European sustainability competence framework. EK, 2020, 56 p. (In English).

5. Hagel J., Brown J. S., Wooll M. Skills change, but capabilities endure. Why fostering human capabilities first might be more important than reskilling in the future of work. Available at: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/focus/technology-and-the-future-of-work/future-of-work-human-capabilities.html (accessed 04.12.2022). (In English).

6. Day Laurie et al. Key competences for all: Policy design and implementation for education systems in Europe. EK, 2021, 23 р. (In English).

7. Sala Arianna, Punie Yves, Garkov Vladimir, Cabrera Marcelino. LifeComp. The European Framework for Personal, Social and Learning to Learn Key Competence. EK, 2020, 84 p. (In English).

8. New vision for education: Fostering social and emotional learning through technology (WEF 2016). Available at: http://www3.wefo-rum.org/docs/WEF_New_Vision_for_Education.pdf. (In English).

9. The Assessment of the Capacity of the General Secondary and Vocation Technical and Specialized Secondary Education Systems of the Republic of Belarus to Develop in Students the Transferable/ 21 Century Skills. Final Report. United Nations Children's Fund (UNICEF). Belarus, 2020, 119 p.

10. UNESCO 2018. Future Competences and the Future of Curriculum. A Global Reference for Curricula Transformation / By Mmantsetsa Marope, Patrick Griffin, Carmel Gallagher / IBE UNESCO. Available at: http://www.ibe.unesco.org/sites/default/ files/resources/02_future_competences_and_the_future_of_ curriculum_30oct.v2.pdf.

11. World Development Report 2018: Learning to Realize Education' s Promise. Washington, DC, World Bank, 2018. P. 103. DOI: 10.1596/978-1-4648-1096-1. (In English).

12. Loshkareva E., Luksha P., Ninenko I., Smagin I., Sudakov D. Navyki budushchego. Chto nuzhno znat' i umet' v novom slozhnom mire [Skills of the future. What you need to know and be able to do in a new complex world]. Available at: https://worldskills.ru/assets/ docs/media/WSdoklad_12_okt_rus.pdf (accessed 14. 11.2022). (In Russian).

13. Meshcheryakova M. A., Shalnev O. G., Filatova M. V. Strategii razvitiya universal'nyh navykov dlya VUCA-mira [Strategies for Developing Universal Skills for the VUCA World. Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies]. DOI: 10.20914/2310-1202-2020-3-279-283. Bulletin of the Voronezh State University of Engineering Technologies, 2020, vol. 82, no. 3, pp. 279-283. (In Russian).

14. Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': ot lozungov k real'nosti [Universal competencies and new literacy: from slogans to reality]. Eds. M. S. Dobryakova, I. D. Frumina, with the participation of K. A. Barannikov, N. Ziil, J. Moss, I. M. Remorenko, J. Hautamyaki. Moscow, 2020, 472 p. (In Russian).

15. Kasyanik E. L. et al. Formirovanie nadprofessional'nyh kompe-tencij v processe nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [Formation of supraprofessional competencies in the process of continuous professional education: method. allowance]. Ed. V. N. Golubovsky. Minsk, 2020, 248 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.