Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http: //www. agequal. ru 2022, №2 http://www.agequal.ru/pdf/2022/AGE QUALITY 2 2022.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Егорова И.А., Долгирева А.Э., Коновалова Н.В. Оценка важности развития надпрофессиональных компетенций у различных категорий персонала // Электронный научный журнал «Век качества». 2022. №2. С. 235-251. Режим доступа: http ://www.agequal.m/pdf/2022/222016.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 658.3
Оценка важности развития надпрофессиональных компетенций у различных категорий персонала
Егорова Ирина Александровна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры управления, Частное образовательное учреждение высшего образования "Таганрогский институт управления и экономики " 347 900, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Петровская 45/пер. Тургеневский 13
i. egorova@tm ei. ru
Долгирева Альбина Эдуардовна,
кандидат филологических наук, ст. преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, Частное образовательное учреждение высшего образования "Таганрогский институт управления и экономики" 347 900, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Петровская 45/пер. Тургеневский 13 albina. dolgire va@ yandex. ru
Коновалова Надежда Владимировна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Частное образовательное учреждение высшего образования "Таганрогский институт управления и экономики" 347 900, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Петровская 45/пер. Тургеневский 13
arman. lestat@mail. ru
В статье рассматривается оценка надпрофессиональных компетенций у различных категорий персонала. Данная проблема вызвана тем, что профессия требует от специалиста использовать не только жесткие, но и гибкие навыки, которые формируются в процессе всего его обучения и в ходе профессиональной деятельности. К надпрофессиональним компетенциям
относят клиентоориентированность, гибкость мышления, целеустремленность, коммуникабельность, системность, бережливое производство и т.д. Авторами было проведено исследование, где выявлялись важные надпрофессиональные компетенции для трех категорий персонала: рабочих, специалистов (служащих), руководителей. Также респонденты ответили на вопросы о том, какими из перечисленных компетенций владеют они лично и какие компетенции хотели бы развить у себя в ближайшем будущем. Результаты исследования показали, что наиболее важными и востребованными в нынешней ситуации являются умение работать в условиях неопределенности, работа с людьми и клиентоориентированность. Имеются существенные различия в оценках важности надпрофессиональных компетенций у экспертов и студентов, которые касаются, прежде всего, большей дифференцированности оценок экспертов, более высокой самооценки уровня развития компетенций у экспертов, а также привлечения большого внимания к развитию компетенций экологичности и бережливого производства. Развитые надпрофессиональные компетенции позволяют специалисту быть востребованным на рынке труда.
Ключевые слова: компетенции, надпрофессиональные компетенции, управление персоналом, персонал, категории персонала, профессиональная деятельность.
Актуальность. Современные тенденции в сфере управления персоналом обусловлены магистральными направлениями трансформации экономики, ведущими социальными и технологическими изменениями, которые выражаются в повышении сложности и многоаспектности систем управления, усилении роли социального взаимодействия и коммуникаций, росте конкуренции между организациями и отдельными людьми, цифровизации, повышении требований к различным аспектам безопасности и экологичности. Все перечисленные тренды носят всеобщий глобальный характер и затрагивают буквально все сферы жизни человека. Особое значение они имеют для сферы профессиональной деятельности, поскольку предъявляют новые требования к тем компетенциям, которыми должен обладать персонал современных организаций.
Постановка проблемы. Модернизация экономики требует развития таких компетенций персонала, которые являются универсальными для всех сфер профессиональной деятельности, то есть носят надпрофессиональный
характер. Атлас будущих профессий, разработанный Агентством стратегических инициатив и бизнес-школой «Сколково», дает перечень таких компетенций. К ним относятся: системное мышление, управление проектами и процессами, способность работать в условиях неопределенности, владение цифровыми технологиями и искусственным интеллектом, межотраслевая коммуникация, многоязычие и поликультурность, работа с людьми и клиентоориентированность, художественное творчество, экологическое мышление и бережливое производство [1].
Вопросы развития данных надпрофессиональных компетенций активно исследуются учеными в рамках различных научных дисциплин: менеджмента, управления персоналом, педагогики, психологии, социологии.
Управленческие науки делают акцент на социальных, информационных, коммуникативных, ценностно-смысловых установках руководящих кадров, высокий уровень развития которых является важным условием эффективного взаимодействия с подчиненными, партнерами и вышестоящим руководством. Рассматриваются не только компетенции предметно-профессиональной области, но и умение работать в команде, выстраивать эффективные коммуникации, владение современными инновационными технологиями, способность неординарно мыслить и творчески подходить к решению производственных задач [2].
Особое место в данном процессе занимает развитие цифровых и надпрофессиональных компетенций, являющихся универсальными для любых профессий, - саморазвитие, самоорганизация, целеполагание, планирование, стрессоустойчивость, работа в команде и др. [3, 4].
Социология изучает представленность надпрофессиональных компетенций в общественном мнении. Социологические исследования мнений работодателей о наиболее востребованных свойствах работников показывают, что надпрофессиональные компетенции устойчиво опережают как качество образования, так и наличие профессионального опыта. Работодатели
акцентируют внимание на личностных и деловых качествах кандидатов на имеющиеся вакансии, куда они включают гибкие навыки - добросовестность, ответственность, способность принимать решения в ситуации неопределенности, развитый эмоциональный интеллект.
Статистический анализ результатов социологических опросов показывает устойчивые взаимосвязи между качеством выполняемых профессиональных обязанностей и социально-личностной эффективностью, которая, в свою очередь, неразрывно связана с уровнем развития надпрофессиональных компетенций [5].
В психологии исследуются конкретные индикаторы надпрофессиональных компетенций, которые поддаются измерению в ходе применения психодиагностических процедур и иных методов оценки. В настоящее время активно ведутся разработки диагностического инструментария для оценки надпрофессиональных компетенций [6, 7]. При этом отмечается, что надпрофессиональные навыки не связаны напрямую с профессиональной деятельностью, но способствуют её результативности [8].
Интересным развитием данных исследований становится идея профессиональной мобильности, или транспрофессионализма, согласно которой высокий уровень развития надпрофессиональных компетенций позволяет работникам переходить из одной профессиональной области в другую, быстро включаться в выполнение трудовых функций, выдавать высокий уровень производительности труда, эффективно сотрудничать и преодолевать трудности, сохраняя свою востребованность.
В педагогических исследованиях надпрофессиональные (общие, универсальные) компетенции рассматриваются в системе социального, личностного и профессионального становления индивида. Как отмечает М.В. Большедворская, данные компетенции имеют надпредметный характер и формируются не только в процессе обучения, но и при участии обучаемых в различных видах внеучебной деятельности [9]. Это позволяет говорить о
системном и интегративном характере формирования надпрофессиональных компетенций, в процесс которого включается вся совокупность факторов образовательного и воспитательного процессов, социально-средовые влияния и индивидуально-личностные свойства обучающихся [10, 11]. В итоге результатом образования становится конкурентоспособный специалист, обладающий необходимыми профессиональными и надпрофессиональными свойствами.
Как показывает теоретический анализ, проблема развития надпрофессиональных компетенций (soft-skills) носит междисциплинарный и комплексный характер, что подтверждается существующими научными исследованиями.
В фокусе нашего научного интереса находится исследование того, насколько важными являются эти компетенции для различных категорий персонала (рабочих, специалистов, руководителей), а также развитие каких компетенций является наиболее востребованным.
Основные результаты исследования. Компетентностный подход сосредоточивает свое внимание не на сумме усвоенной информации в той или иной профессиональной области, не на владении определенными профессионально важными умениям и навыкам, а на способности человека действовать в различных, в том числе нестандартных, проблемных ситуациях профессиональной деятельности [12].
Наиболее часто в список необходимых универсальных компетенций включают системное мышление, управление проектами и процессами, способность работать в условиях неопределенности, владение цифровыми технологиями и искусственным интеллектом, межотраслевую коммуникацию, многоязычие и поликультурность, работу с людьми и клиентоориентированность, художественное творчество, экологическое мышление и бережливое производство [1, 13, 14].
Системное мышление необходимо для анализа сложных систем различного порядка, определения их сильных сторон и слабых мест, а также прогнозирования, проектирования и определения процессов и механизмов, действующих в данных системах.
Управление проектами и процессами является продолжением системного мышления, поскольку запущенные в организации проекты и процессы нуждаются в постоянном контроле и в случае каких-либо сбоев в работе или иных нестандартных, стрессовых ситуаций требуют непосредственного и оперативного принятия решений.
Важность способности работать в условиях неопределённости в последнее время трудно переоценить: пандемия коронавируса, социально-политическая и экономическая нестабильность последних лет показали, что успешность адаптации индивидов и организаций к нестабильным и неопределённым условиям среды напрямую зависит от этой компетенции.
Владение цифровыми технологиями и искусственным интеллектом - это всеобщий тренд в развитии цивилизации, который, согласно прогнозам специалистов, будет сопровождать человечество в течение всей его будущей истории.
Готовность и способность к межотраслевой коммуникации связана с развитием общей эрудиции, умением ориентироваться в различных областях науки и практики, социальных, экономических, политических, технологических и других процессах.
Мультиязычность и мультикультурность требуют владения иностранными языками, понимания национальных и культурных особенностей других стран, умения выстраивать эффективные коммуникации с представителями других культур.
Работа с людьми и клиентоориентированность сегодня становятся частью любой профессии, поскольку требуют установления контактов, сотрудничества,
управления конфликтами, а также индивидуального подхода к каждому акту профессионального и социального взаимодействия.
Компетенции, связанные с художественным творчеством и дизайном, приобретают все большее значение в связи с возрастающими требованиями к эстетике производственной среды, производству товаров и оказанию услуг, соответствующих эстетическим вкусам потребителей.
В компетенциях экологического мышления и бережливого производства фиксируются требования оптимизации использования необходимых ресурсов, снижения всех видов потерь и вредных влияний профессиональной деятельности на окружающую среду.
Для анализа степени важности и востребованности описанных выше надпрофессиональных компетенций нами было проведено исследование в форме онлайн-опроса c использованием платформы Google Form.
В опросе приняли участие 60 респондентов, представляющих две различные группы:
- обучающиеся по программам магистратуры и бакалавриата по направлениям подготовки «Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление», 52 человека обоего пола в возрасте от 18 до 26 лет;
- эксперты - сотрудники кадровых служб организаций г. Таганрога, 8 человек обоего пола в возрасте от 30 до 49 лет.
Респондентам были заданы вопросы о том, насколько важными, по их мнению, являются исследуемые надпрофессиональные компетенции для трех категорий персонала: рабочие, специалисты (служащие), руководители.
Кроме того, респонденты ответили на вопросы о том, какими из перечисленных компетенций лично они владеют, и какие компетенции они хотели бы развить у себя в ближайшем будущем.
Анализ результатов опроса представлен в таблицах 1 и 2.
Как показывают данные, студенты - будущие управленцы, наиболее важными для рабочих считают работу в условиях неопределенности, работу с людьми и клиентоориентированность. Наименее важными для рабочих профессий они считают художественное творчество, мультиязычность и мультикультурность, межотраслевую коммуникацию. Для специалистов наиболее важны, по мнению студентов, те же работа с людьми, работа в условиях неопределенности, клиентоориентированность, а наименее важны -художественное творчество, программирование и робототехника, экологическое мышление. Для руководителей места в тройке наиболее важных компетенций заняли работа с людьми и работа в условиях неопределенности, а также управление проектами, наименее важными стали программирование и робототехника, художественное творчество, мультиязычность и мультикультурность.
Таблица 1
Мнение студентов управленческих направлений подготовки о важности
надпрофессиональных компетенций (составлено авторами)
СРЕДНИЙ РАНГ ОЦЕНОК
КОМПЕТЕНЦИИ Специалисты,
Рабочие служащие Руководители
Бережливое производство 4 6 5
Клиентоориентированность 3 3 4
Межотраслевая коммуникация 9 8 6
Мультиязычность и
мультикультурность 10 7 9
Программирование, робототехника 8 10 11
Работа в условиях
неопределенности 1 2 2
Работа с людьми 2 1 1
Системное мышление 5 4 7
Управление проектами 6 5 3
Художественное творчество 11 11 10
Экологическое мышление 7 9 8
Данные, приведенные в таблице 2, отражают мнение экспертов.
В качестве наиболее важных компетенций для рабочих эксперты выделяют экологическое и системное мышление, а также бережливое производство. Наименее важными для рабочих эксперты посчитали мультиязычность и мультикультурность, управление проектами и межотраслевую коммуникацию. Первая тройка компетенций специалистов включает в себя работу в условиях неопределенности, работу с людьми и клиентоориентированность. Менее важными для специалистов эксперты считают художественное творчество, программирование и робототехнику, управление проектами. Для руководителей, по оценкам экспертов, наиболее важны межотраслевые коммуникации, клиентоориентированность, управление проектами, наименее важными оказались программирование и робототехника, художественное творчество, системное мышление.
Таблица 2
Мнение экспертов - сотрудников кадровых служб о важности _надпрофессиональных компетенций (составлено авторами)_
КОМПЕТЕНЦИИ СРЕДНИЙ РАНГ С ЩЕНОК
Рабочие Специалисты, служащие Руководители
Бережливое производство 3 8 6
Клиентоориентированность 7 3 2
Межотраслевая коммуникация 9 7 1
Мультиязычность и мультикультурность 11 6 8
Программирование, робототехника 5 10 11
Работа в условиях неопределенности 4 1 4
Работа с людьми 6 2 5
Системное мышление 2 5 9
Управление проектами 10 9 3
Художественное творчество 8 11 10
Экологическое мышление 1 4 7
Сравнительный анализ полученных данных показывает, что в оценках существует как сходство, так и различие. Безусловными лидерами являются работа в условиях неопределенности и работа с людьми, однако эксперты
считают их наиболее важными лишь для специалистов. Различия касаются, в первую очередь, большего разнообразия оценок экспертов по сравнению с оценками студентов, включающих практически одни и те же позиции, а также имеются существенные различия в оценках компетенций рабочих профессий. По-видимому, это связано с определенным опытом профессиональной работы экспертов с кадрами, который позволяет дифференцировать компетенции, необходимые для различных профессиональных позиций.
Еще более разнообразные результаты дал анализ имеющихся и желаемых компетенций, представленный на рис. 1 и 2. Учитывались все упоминания компетенций, количество упоминаний не ограничивалось. Таким образом, в группе студентов было зафиксировано 190 упоминаний, в группе экспертов -29 упоминаний.
Согласно результатам исследования, первые места среди имеющихся компетенций студентов занимает работа с людьми (15,8%), системное мышление (12,6%), управление проектами (11,6%). Студенты стремятся развивать управление проектами (13,6%), работу в условиях неопределенности (12,6%), мультиязычность и мультикультурность (11,7%).
Наибольшие расхождения между имеющимися и желаемыми компетенциями наблюдаются в самооценках студентов по мультиязычности и мультикультурности, программированию и робототехнике, развитие которых оценивается как недостаточное.
работа с людьми системное мышление управление проектами клиентоориентированность работа в условиях неопределенности межотраслевая коммуникация бережливое производство художественное творчество экологическое мышление
мультиязычность и мультикультурно сть
программирование, робототехника, щ \ i
11,7
10.7
11 i
11,0
15,8
1
3,9
1
искусственных! интеллект
13,6
9,7 9,5
11.6
12,6
4,9
5,3
6,3
11,7
6,8
0,0 2,0 4,0 6,0 8,0 10,0 12,0 14,0 16,0 18,0 имеющиеся ■ желаемые
Рис. 1. Самооценка имеющихся и желаемых компетенций у студентов, в процентах (составлено авторами)
Рис. 2 показывает, что эксперты выделяют в качестве имеющихся компетенций работу с людьми (21,9%), клиентоориентированность и экологическое мышление (по 12,6%). Желаемыми компетенциями оказались работа в условиях неопределенности (17,2%), бережливое производство и управление проектами (по 13,8%). Наибольшие расхождения между имеющимися и желаемыми компетенциями касаются работы с людьми и экологического мышления, которые оцениваются как развитые в достаточной
степени, а также работы в условиях неопределенности, развитие которой считается недостаточным.
Рис. 2. Самооценка имеющихся и желаемых компетенций у экспертов, в процентах (составлено авторами)
Выводы
Как показывают результаты исследования, наиболее важными и востребованными в нынешней ситуации являются умение работать в условиях неопределенности, работа с людьми и клиентоориентированность. Имеются существенные различия в оценках важности надпрофессиональных компетенций у экспертов и студентов, которые касаются, прежде всего,
большей дифференцированности оценок экспертов, более высоких самооценок уровня развития компетенций у экспертов, а также большого внимания к развитию компетенций экологичности и бережливого производства.
Успешное формирование и дальнейшее становление универсальных компетенций является залогом профессионального развития, конкурентоспособности специалиста на рынке труда. Включение их в систему профессиональной компетентности позволит добиться высокого уровня профессиональной подготовки, конкурентоспособности специалиста на рынке труда, профессиональных успехов и социального признания, исключив при этом возможные профессиональные деформации.
Список литературы
1. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М.: Интеллектуальная Литература, 2020. - 456 с.
2. Верниенко Л.В., Ситак Л.А. Развитие коммуникативных компетенций персонала организации в процессе карьерного роста // Век качества. 2021. № 4. С. 235-246. - Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2021/421014.pdf (доступ свободный).
3. Лебедева Е. Временная трансспектива как фактор преадаптации к неопределенности профессионального будущего // Евразийский Союз Ученых. 2021. Т. 1. № 12(81). С. 13-17. - URL: https://doi.org/10.31618/ESU.2413-9335.2020.1.81.1149 (дата обращения: 19.05.2022).
4. Синкевич И.А., Тучкова Т.В. Организационно-психологические условия формирования социальной компетентности у обучающихся вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. С. 305307. - URL: https://cyberleninka.m/artide/n/organizatsionno-psihologicheskie-usloviya-formirovaniya-sotsialnoy-kompetentnosti-u-obuchayuschihsya-vuza (дата обращения: 05.05.2022).
5. Мхеидзе Л.Р. Развитие надпрофессиональных компетенций как условие реализации карьерного потенциала молодых специалистов // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 3 (92). С. 185-192. - DOI 10.22394/18184049-2020-92-3-185-192.
6. Балина Т.Н. Компетентностный подход к аттестации сотрудников органов внутренних дел // Век качества. 2020. № 3. С. 157-170. - Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2020/320011.pdf (доступ свободный).
7. Диагностический инструментарий оценки развития надпрофессиональных компетенций студентов вуза: методические рекомендации / сост. Л.А. Ибрагимова, С.В. Михайлова. - Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2021. - 45 с.
8. Исаева О.М. Савинова С.Ю. Оценка надпрофессиональных компетенций у будущих менеджеров методами психодиагностики и графологии // Организационная психология. 2020. Т. 10. № 3. С. 69-84.
9. Большедворская М.В. К слову о формировании ключевых компетенций слушателей в системе профессионального обучения, дополнительного профессионального образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11. - URL: https://cyberlenmka.m/article/n/k-slovu-o-formirovanii-klyuchevyh-kompetentsiy-slushateley-v-sisteme-professionalnogo-obucheniya-dopolnitelnogo-professionalnogo (дата обращения: 19.05.2022).
10. Емелина М.В. Проблема формирования надпрофессиональных навыков у студентов нелингвистических направлений подготовки // Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26). С. 220-222.
11. Пеша А. В. Развитие надпрофессиональных компетенций студентов в формате онлайн // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 3. Т. 8. 17 с.
12. Сериков Г.Н. Постановка и решение проблем непрерывного образования: обзор достижений научной школы // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2020. № 3. С. 34-51. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/postanovka-i-reshenie-problem-nepreryvnogo-obrazovaniya-obzor-dostizheniy-nauchnoy-shkoly (дата обращения: 19.05.2022).
13. Шумакова А.В. Роль непрерывного самообразования в профессиональном развитии выпускников вуза // МНКО. 2019. № 6 (79). С. 358360. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nepreryvnogo-samoobrazovaniya-v-professionalnom-razvitii-vypusknikov-vuza (дата обращения: 19.05.2022).
14. Егорова И.А. Универсальные компетенции в системе профессиональной компетентности специалиста // Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сб-к научных статей по материалам Х Международной научно-практической конференции (10-11 июня 2021 г.) / под ред. И.А. Загайнова, О.Г. Купцовой. - Йошкар-Ола: ООО ИПФ
«СТРИНГ», 2021. - С. 46-49.
Assessment of the importance of developing supra-professional competencies in various categories of personnel
Egorova Irina Aleksandrovna,
Candidate of Social Sciences, Associate Professor of the Department of Management, Private educational institution "Taganrog Institute of Management and Economics " 347 900 Rostov region, Taganrog, Petrovskaya str. 45/lane. Turgenevsky 13
i. egorova@tmei. ru
Dolgireva Albina Eduardovna,
Candidate of Philological Sciences, Senior Lecturer of the Department of Humanities, Private educational institution "Taganrog Institute of Management and Economics" 347 900 Rostov region, Taganrog, Petrovskaya str. 45/lane. Turgenevsky 13
albina. dolgireva@yandex. ru
Konovalova Nadezhda Vladimirovna,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities,
Private educational institution "Taganrog Institute of Management and Economics" 347 900 Rostov region, Taganrog, Petrovskaya str. 45/lane. Turgenevsky 13
arman. lestat@mail. ru
The article considers the assessment of supra-professional competencies of various categories of personnel. This problem is caused by the fact that the profession requires a specialist to use not only rigid skills, but also flexible ones, which are formed throughout his training, but also in his professional activity. The above-professional competencies include customer orientation, flexibility of thinking, purposefulness, sociability, consistency, lean manufacturing, etc. We conducted a study where, according to the opinion, important supra-professional competencies were identified for three categories of personnel: workers, specialists (employees), managers. The respondents also answered questions about which of the listed competencies they personally possess, and which competencies they would like to develop in the near future. The results of the study showed that the most important and in demand in the current situation are the ability to work in conditions of uncertainty, work with people and customer orientation. There are significant differences in the assessments of the importance of supra-professional competencies among experts and students, which relate primarily to a greater differentiation of
expert assessments, higher self-assessments of the level of competence development among experts, as well as great attention to the development of environmental and lean manufacturing competencies. Developed supra-professional competencies allow a specialist to be in demand in the labor market.
Keywords: competencies, supra-professional competencies, personnel management, personnel, categories of personnel, professional activity.