Научная статья на тему 'Структура и содержание тестовой базы по классическим разделам и специальным главам высшей математики'

Структура и содержание тестовой базы по классическим разделам и специальным главам высшей математики Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Толстых Ольга Дмитриевна, Гозбенко Валерий Ерофеевич

С каждым годом вопросам тестирования уделяется все больше внимания. Системы тестирования глубоко внедряются в процесс обучения в школах, колледжах, лицеях, гимназиях, вузах. В связи с этим на первый план выходит задача о структуре и содержании тестовой базы. В статье рассмотрены основные моменты связанные с построением тестовой базы по Высшей математики. Проведенный анализ позволил выделить первоочередные задачи при создании банка тестовых заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Толстых Ольга Дмитриевна, Гозбенко Валерий Ерофеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание тестовой базы по классическим разделам и специальным главам высшей математики»

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

сейсмическая активность района, в пределах которого находится трасса СМТ;

- с целью контроля гидростатического и горного давления генпроектировщиком Лен-метрогипротрансом предусмотрено установка специальных датчиков, наблюдения по которым велись до сдачи тоннеля в эксплуатацию, дальнейший контроль над горным и гидростатическим давлением обеспечит безопасность эксплуатации тоннеля;

- по окончании строительства в самом тоннеле, РТДШ и БДШ была создана сеть горизонтального скважинного и шпурового дренажа для снижения гидростатического давления на обделку тоннеля;

- при проходке горных выработок в сложных горно-геологических условиях необходимо применять опережающее разведочное бурение на всех участках без исключения, сгу-

щая сеть разведочных скважин до получения наиболее полного представления об инженерно-геологических и гидрогеологических условиях при проходке;

- при прогнозе прорыва водно-грунтовых масс в горные выработки применять химическое закрепление грунтов, как наиболее эффективный в настоящее время метод.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Инструкция по инженерно-геологическим изысканиям для проектирования и строительства метрополитенов, горных железнодорожных и автодорожных тоннелей // ВСН 190-78, Москва: Минтрансстрой, 1978.

2. СНиП 2.03.11-85.3ащита строительных конструкций от коррозии. /Минстрой России. - М.: ГП ЦПП, 1996. - 56 с.

Толстых О.Д., Гозбенко В.Е.

УДК 681.3:[001 + 62 + 33]

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕСТОВОЙ БАЗЫ ПО КЛАССИЧЕСКИМ РАЗДЕЛАМ И СПЕЦИАЛЬНЫМ ГЛАВАМ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ

С каждым годом вопросам тестирования уделяется все больше внимания. Системы тестирования глубоко внедряются в процесс обучения в школах, колледжах, лицеях, гимназиях, вузах: от промежуточного тестирования по конкретным разделам изучаемой дисциплины до итогового тестирования, например, в школьной системе - единый государственный экзамен.

Очевидно, нет необходимости спорить о важности математической подготовки студентов технических вузов. Дисциплина «Математика», а также снецглавы высшей математики, является важнейшей в течение первых двух лет обучения, на ней базируются все специальные технические дисциплины. В настоящее время бессмысленно отрицать, что тестирование и сравнительный анализ его результатов являются одним из важнейших факторов в обучении студентов основам высшей математи-

ки. Тестирование и сравнительный анализ его результатов позволяет выявить имеющиеся пробелы, наиболее трудно воспринимаемые разделы, сделать выводы об осознанности применения студентами математического аппарата в прикладных вопросах.

В связи с этим на первый план выходит задача о структуре и содержании тестовой базы.

Распределение аудиторного времени на изучение конкретного раздела в соответствии со стандартами и рабочими программами по 25 специальностям ИрГУПС представлено в таблице 1.

Анализ показывает, что количество часов на изучение темы, раздела может сильно варьироваться, например, в зависимости от специальности.

- линейная алгебра: от 12-16 часов на общетехнических и экономических специальностях до 28 на специальности ПО и 36 на ЗИ;

Табл. 1

Распределение аудиторного времени по разделам высшей математики.

№ Раздел Диапазон шт-шах

1 Линейная алгебра 12-36 (ЗИ)

2 Векторная алгебра 8-14 (ТМ)

3 Аналитическая геометрия 10-20 (ПО)

4 Введение в анализ 14-24 (ЗИ)

5 Дифференциальное исчисление функций одной переменной 16-36 (ЗИ)

6 Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных 8-18 (ЗИ)

7 Интегральное исчисление функций одной переменной 22-32 (ТМ)

8 Интегральное исчисление функций нескольких переменных 6-22 (ЗИ)

9 Дифференциальные уравнения 16-34 (ЗИ)

10 Векторный анализ 4-8 (ТМ, ПС, ИС)

11 Ряды 8-32 (ЗИ)

12 Гармонический анализ (ряды Фурье). Уравнения математической физики 6-12 (ЗИ) 6-10 (ПС)

13 Комплексные числа. ТФКП 4-6 8-48 (ЗИ)

14 Операционное исчисление 6-16 (ЗИ)

15 Теория вероятностей 30 (УПП) - 62 (ИС)

16 Математическая статистика. Элементы корреляционного анализа 10-22 (УПП)

17 Случайные процессы. СМО 4-38 (ПС)

18 Эконометрика 54(Б, Ф)

19 Экономико-математические методы 8-42 (УА)

20 Математическое программирование 8 (С, МТ) - 54 (УПП)

21 Численные методы, методы оптимизации 8-72 (ПО)

22 Дискретная математика. Теория множеств 8 (УН, УК) - 68 (ПО)

23 Математическая логика и теория алгоритмов 14 (УН)-51 (ПО)

24 Вариационное исчисление 4 (В, С, МТ)-10(ТМ,ПС)

25 Моделирование систем и процессов 54 (ЭНС, АТС)

- дифференциальное исчисление функций одной переменной, дифференциальные уравнения: от 16-18 на общетехнических и экономических специальностях до 34-36 на ЗИ;

- комплексные числа, ТФКП: от 12-14 часов на УПП и экономических специальностях, 16-20 на общетехнических специальностях до 52 на ЗИ;

- теория вероятностей: от 30 на УПП, 40-46 на экономических и общетехнических специальностях до 56 на ПО, 59-62 на ТМ, ПС, ИС;

- математическая статистика, корреляционный анализ: от 10-16 на общетехнических и экономических специальностях, до 20-22 на ИС, Э, ПС, УПП;

- случайные процессы, СМО: от 4-6 на общетехнических, 8-12 на экономических специальностях, до 26 на УПП, 38 на ПС.

Некоторые специальные главы изучаются далеко не на всех специальностях. Проведенный анализ дает возможность выделить перво-

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

очередные задачи при создании банка тестовых заданий.

1. Подробная, достаточно полная, четкая структура тестовой базы по каждому разделу.

2. Содержание тестовой базы: полнота, корректность математических формулировок.

3. Соответствие содержательной части тестовой базы структуре.

При хорошо структурированной базе задания фактически располагаются по типам и по уровню сложности, что позволяет составить тест по разделу в зависимости от специальности, количества часов на изучение раздела, темы, уровня подготовки студентов, времени на выполнение теста и т.д.; легко сориентироваться по структуре и не включать в тест задания более высокого уровня сложности, а также не изучаемые на конкретной специальности.

К примеру, в зависимости от программы можно включать или не включать в тест по теме «Комплексные числа» подразделы: комплексные числа в определителях, рациональные уравнения с комплексными корнями; в тест по дифференциальному исчислению функций одной переменной - блок заданий из подраздела «Характеристика поведения функции по графикам функции ^х), производных Г(х) и Р(х)»; в тест по линейной алгебре - подразделы «Собственные значения и векторы матрицы», «Квадратичные формы»; в тест по аналитической геометрии - подраздел «Приведение линий 2-ого порядка к каноническому виду методом квадратичных форм (с помощью собственных значений и векторов матрицы формы)» и т.д.

Задачи 2, 3, на наш взгляд, не требуют особых комментариев.

Отметим лишь, что тестовая база раздела должна быть не только полной по охвату типов задач, теоретических положений, но и достаточно большой по количеству. На взгляд автора, по каждому выделенному пункту необходимо минимум 15-20 тестовых заданий, так как

на тестирование может быть приглашена подгруппа от 10 до 15 человек или даже группа 20-30 человек. В целом на 8-10 часов, как видится автору, необходимо минимум 150-200 тестов. В процессе работы произойдет естественный отсев тестов. Если сделать меньше тестов, то тестовая база может оказаться недостаточной для тестирования по конкретной теме.

Вслед за первоочередными задачами по содержанию тестовой базы хотелось бы отметить еще одну задачу - техническое исполнение.

В экспериментальной тестовой базе прежде всего надо обратить внимание на те моменты, которые мешают правильному выполнению задания и оценке правильности выполнения. Это, прежде всего, тестовые задания по открытой форме; на соответствие, где идет искажение текста, рисунков. На наш взгляд, задача доведения технического исполнения до уровня мировых стандартов на данном этапе второстепенная. Если тестовое задание корректно с математической точки зрения, техническое оформление задания не противоречит правилам русского языка, формулировка позволяет правильно выполнить задание, то некоторые погрешности в оформлении можно допустить. Выполнению задания не помешает то, что в конце стоит «:», в теле теста есть обозначение нужной величины, формулировка начинаетсяс «для...», «если...». Так оформлены многие тестовые задания официальной тестовой базы центра тестирования, по которой проходило тестирование во время государственной аттестации ИрГУПС.

В заключении, хочется отметить, что подробно структурированная и достаточно полная тестовая база даст преподавателю возможность подготовить тест для конкретной специальности в соответствии с рабочей программой и стандартами с целью проведения промежуточной аттестации в семестре, а также составить выборочный тест с целью итоговой аттестации по семестру или всему курсу в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.