Научная статья на тему 'История геологических изысканий в районе Северо-Муйского тоннеля и проблемы его эксплуатации'

История геологических изысканий в районе Северо-Муйского тоннеля и проблемы его эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
526
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Степин Алексей Гаврилович

В данной статье показана история геологических изысканий при построении Северо-Муйского тоннеля. В настоящее время тоннель построен и эксплуатируется в течение нескольких лет. В наследство эксплуатационникам досталась масса дефектов и недоделок которые также рассмотрены в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История геологических изысканий в районе Северо-Муйского тоннеля и проблемы его эксплуатации»

ельства, предложенные на самостоятельную работу, воспроизводя необходимые математические выкладки и вычисления. Все это позволяет студенту прочувствовать и ярче запечатлеть в памяти изучаемый материал.

Самостоятельную работу студентов необходимо стимулировать; например, возможно выставление зачета по хорошей текущей успеваемости, можно освободить от практической части на экзамене студента, выполнившего и защитившего все индивидуальные задания на отлично, провести досрочный прием экзамена у студентов, успевающих на практических занятиях или выполняющих тестовые задания на хорошо и отлично. С наиболее одаренными студентами можно заниматься по индивидуальному плану, предлагая им более углубленное изучение курса высшей математики и задачи, требующие нестандартного подхода к их решению.

Самостоятельную работу студентов можно и нужно контролировать. Ничто не заменит живого общения студента и преподавателя. Для контроля качества самостоятельной работы можно использовать теоретические опросы, коллоквиумы, контрольные и индивидуальные задания, проведение тестирования.

Индивидуальные работы студентов важно проверять как можно быстрее, по крайней мере, в течение недели со дня сдачи. При этом важна обратная связь. Студенту необходимо

по получении проверенного задания выполнить работу над ошибками, устранить указанные преподавателем пробелы в знаниях по изучаемому разделу, защитить свою работу.

Таким образом, рациональное построение лекционного курса, а также эффективная организация и контроль самостоятельной работы позволит студенту получить достаточно хорошие и прочные знания по математическим дисциплинам, а также приобрести необходимые инженеру навыки применения математического аппарата и вычислительной работы.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Патрикеев О.В. Повышение эффективности самостоятельной работы курсантов // Опыт работы преподавателей училища. Иркутск: ИВВАИУ, 1996, С. 82-85.

2. Бахтин А.В., Целищев В.А. К вопросу организации самостоятельной работы курсантов под руководством преподавателя // Опыт работы преподавателей училища. Иркутск: ИВВАИУ, 1996, С. 85-89.

3. Толстых О.Д. О новых учебных планах и некоторых аспектах изложения курса высшей математики в техническом вузе // Опыт работы преподавателей училища. Иркутск: ИВВАИУ, 1996, С. 8-11.

Степин А.Г. УДК 656

ИСТОРИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ В РАЙОНЕ СЕВЕРО-МУЙСКОГО ТОННЕЛЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ_

Северо-Муйский железнодорожный тоннель (СМТ), протяженностью 15.34 км, построен в Муйском районе Республики Бурятия под осевой частью Северо-Муйского хребта, являющегося водоразделом двух крупных аквато-риальных бассейнов: Байкальского и Витимского.

Тоннель построен в однопутном исполнении, двускатный с уклонами на северо-запад

(5.03км. по Аз.310°) и юго-восток (10.31км. по Аз.130°) и предназначен для обеспечения круглогодичного грузопассажирского движения по Байкало-Амурскоймагистрали (БАМ) Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД).

Существенный вклад в изучение структуры района строительства СМТ вложил Институт земной коры СО АН СССР. Данные региональных исследований ИЗК опубликованы в

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

восьмитомной монографии «Геология и сейсмичность зоны БАМ».

Геокриологические, гидрогеологические и инженерно-геологические условия района в целом начали изучаться в основном в связи с сооружением СМТ. Основной объем работ в этих направлениях по Бурятскому участку БАМа выполнил проектно-изыскательский институт «Сибгипротранс» в тесном содружестве и по договоренности с подразделениями ПГО «Бурятгеология».

В дальнейшем инженерно-геологическими, гидрогеологическими исследованиями в пределах строительства СМТ и сопровождающих его выработок занимались многие организации. Наибольший объем работ был выполнен подразделениями ПГО «Бурятгеология». Вдоль оси тоннеля были выполнены буровые разведочные работы, в результате которых была подтверждена сложная геолого-структурная обстановка по трассе тоннеля.

Одновременно с оценкой условий строительства тоннеля проводилась разведка подземных вод, для целей водоснабжения поселков строителей и технологических сооружений, а также регулярные наблюдения за режимом подземных вод и экзогенными процессами.

Начиная с 1985 г. проблемами гидрогеологии и инженерной геологии на СМТ занимается Северо-Муйская опытно-методическая партия Всесоюзного научно-исследовательского института гидрогеологии и инженерной геологии (ВСЕГИНГЕО) в тесном содружестве и по договору с ПГО «Бурятгеология».

Таким образом, район в целом и участок строительства СМТ были детально изучены в геологическом отношении многими независимыми научными и производственными организациями, при использовании всевозможных методов исследований земных недр и поверхности. Однако, при проектировании перед началом строительства тоннеля и вспомогательных выработок, а также в процессе их проходки, проектными организациями (Сиб-гипротранс, Ленметрогипротранс, Бамтонне-льпроект), а также, самими строителями, многие инженерно-геологические и гидрогеологические факторы не были учтены, что значительно осложнило строительство Северо-Муйского тоннеля.

Комплекс инженерно-геологического обслуживания в период строительства СМТ производился геологическими службами тоннель-

ных отрядов. Основным руководящим документом геологической службы былВСН 190-78 [1]. При ведении исполнительной инженерно-геологической документации (ИИГД) зарисовка и описание забоев выработок производилось через 5-6м, а в зонах повышенной опасности -1-2м. Опережающее разведочное бурение, проходка вспомогательных выработок и другие наблюдения позволяли прогнозировать горно-геологические условия на трассе основного тоннеля. Обо всех ожидаемых осложнениях немедленно сообщалось руководителям отрядов, участков, делались предупреждающие записи в горный (и др.) журнал, предпринимались другие меры безопасного ведения работ.

По ходу проходки выработок СМТ геологами Управления строительством Бамтонн-ельстрой (УС БТС) и других организаций методично велся отбор проб горных пород и воды для различных видов анализов. Опробование осуществлялось также и при ведении поверхностных видов исследований: геологическая, гидрогеологическая съемки, бурение разведочных, гидрогеологических, водопонизитель-ных скважин и др.

Аналитические работы (физико-механический, химический, спектральный, минералогический, петрографический анализы горных пород, химический, газовый, эманацион-ный анализы подземных и поверхностных вод) выполнялись в соответствующих лабораториях организаций, проводивших исследования.

Геологическая служба при выполнении исследований перед началом строительства, а также в его процессе четко и своевременно выполняла свои функции. Однако в процессе строительства отдельными руководителями принимались решения и отдавались распоряжения, идущие в разрез (или прямо противоположные) с проектами и технологией производства. Проектировщики, при составлении проектов производства работ (ППР) зачастую игнорировали данные разведочного бурения и предупреждения геологов. Последствия приводили к внезапным выбросам в выработки больших объемов водно-грунтовых масс, гибели людей, остановки строительства тоннеля на длительные периоды с целью ликвидации последствий аварий и изменения технологии производства работ.

В настоящее время тоннель построен и эксплуатируется в течение нескольких лет. В наследство эксплуатационникам досталась

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

масса дефектов и недоделок (таблица 1). Прежде всего, это - водопроявления в тоннеле и вспомогательных выработках, а именно: сосредоточенные течи через обделку выработок дебитом до десятков м3 /час, течи по многочисленным трещинам в постоянной обделке тоннеля, капеж на контактную сеть. В обделке основного тоннеля наблюдается множество трещин, как обводненных, так и сухих с различной величиной раскрытия. Существенными повреждениями в тоннеле проявились в период эксплуатации отрясенные шпалы и блоки путевого бетона. В настоящее время назрела еще одна проблема, которую придется решать тоннельщикам в недалеком будущем — это

процесс интенсивного выщелачивания бетона обделки тоннеля, а также коррозия открытых металлических конструкций.

Автор много лет работал в геологической Службе Бамтоннельстроя в период строительства, в Тоннелеобследовательской станции — в период эксплуатации, знаком с большинством материалов инженерно-геологических исследований, анализ которых приводится ниже.

Гидрогеохимическая характеристика подземных вод. Общий геохимический облик подземных вод является в целом однотипным. Это - ультрапресные (до 0,05 г/л) и пресные(до 0,33 г/л), гидрокарбонатные нейтральные или

Табл. 1

Перечень дефектов в СМТ и методы их устранения.

№ Наименование дефектов Методы устранения

1 Капеж со свода на контактную сеть Установка экранов. Установка пакеров. Отведение воды шлангами, трубами. Бурение дополнительных дренажных скважин для осушения тоннеля.

2 Сосредоточенные течи через обделку Установка экранов. Установка пакеров. Отведение воды шлангами, трубами. Бурение, шпуров и нагнетание водоподавляющих растворов. Бурение дополнительных дренажных скважин.

3 Течи по деформационным и холодным швам и трещинам. Установка экранов на швы. Бурение шпуров вдоль трещин и нагнетание растворов.

4 Сухие раскрытые трещины Контроль раскрытия трещин с помощью маяков. Бурение шпуров вдоль трещин и нагнетание растворов.

5 Отрясенные шпалы Восстановление проектной связи путем нагнетание лечебных растворов.

6 Отрясенные блоки путевого бетона. Причины: 1.Сложные инженерно-геологические условия участка. 2. Возможные частые сейсмо-тектонические подвижки. 3. Нарушение технологии укладки бетона при сооружении основания и пути в тоннеле. Подъем блоков до проектного уровня. Надежная гидроизоляция водосборных лотков. Бурение скважин с нагнетанием быстросхватывающих прочных растворов.

7 Выщелачивание бетона обделки тоннеля и других выработок. Коррозия металлических конструкций. Осушение тоннеля. Бурение дополнительных дренажных скважин. Бурение шпуров, нагнетание быстросхватывающих растворов. Покраска открытых металлических деталей.

8 Морозное воздействие на обделку и ВСП. Наледи, сосульки. Регулировка тепло- вентиляционного режима в холодный период года.

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

слабощелочные воды, которые по химическому составу, в основном, соответствуют гидрологическому типу круговорота инфильтраци-онного генетического цикла. Вместе с тем, они обладают характерными особенностями, определяющимися в первую очередь геолого-структурными условиями.

Холодные пластово-поровые воды рыхлых четвертичных отложений - Зона аэрации Муяканской впадины, аллювиальных и озёр-но-аллювиальных отложений Ангараканской впадины имеют кальциево-натриевый и на-триево-кальциевый состав при минерализации 50-80 мг/л. Холодные трещинные и тре-щинно-жильные воды гранитов - Зона насыщения — имеют гидрокарбонатный, иногда, сульфатно-гидрокарбонатный и хлорид-но-гидрокарбонатный анионный и натриевый или кальциево-натриевый катионный состав. Содержание окиси кремния в них достигает 25 г/л при минерализации до 100 мг/л. Содержание фтора, чаще всего, составляет 1-2 мг/л. Воды, как правило, слабощелочные.

Термальные трещинно-жильные воды щелочные, азотные с минерализацией от 100 до 330 мг/л. Анионный состав гидрокарбонатный, причём в водах Итыкитского термального проявления содержание сульфат-ионов выше, чем в водах Окусиканского очага разгрузки. Катионы, в основном, представлены натрием. Термальные воды характеризуются высокими содержаниями окиси кремния, фтора и гелия. При этом, содержание фтора прямо пропорционально температуре воды во всём установленном диапазоне её изменений и определяется подтоком глубинных термальных вод. Результаты определения изотопов кислорода и трития свидетельствуют об инфильтрацион-ном происхождении подземных вод, вскрытых СМТ. Определение изотопного состава урана в подземных и поверхностных водах СМТ,

проведённые ВСЕГИНГЕО совместно с Институтом физики АН Киргизской ССР, позволяют сделать следующие выводы:

-доля инфильтрационных вод в общем балансе формирования вод от притоков в СМТ превышает 70%;

-на участках значительной сработки запасов подземных вод (Восточный блок) доля вод глубокой циркуляции в формировании водоп-ритоков в выработки достигает 60-90%.

Результаты химического анализа проб воды, выполненных Северо-Муйской партией Северо-Байкальской экспедиции, приведены в Таблице 2.

По содержанию микрокомпонентов в подземных водах достаточно чётко можно выделить очаги разгрузки термальных вод (Западный участок: ПК 59 + 48; Восточный участок: ПК 84 + 77), для которых характерны повышенные содержания в воде молибдена, вольфрама, ванадия, никеля, германия и галлия.

В пределах этих интервалов отмечены также локальные высоко контрастные аномалии серебра (до 0,4 мкг/л при фоновом содержании 0,02 мкг/л). Такие же аномалии отмечены на западном участке в интервале ПК 36+00^34+00, ПК 30 + 00, ПК 28+00 ■ 27+00, тяготеющие к мощным разломам, ограничивающим тектонические блоки IV порядка.

На восточном участке СМТ аналогичная точечная аномалия приурочена к подземным водам с температурой +44оС. КIII тектонической зоне(ПК 38+00 ■ 45+80) приурочена аномалия содержания ванадия (8-10 мкг/л).

Повышенное содержание цинка отмечено на западном участке СМТ в интервале ПК 54+00 ■ 19+00, которое превысило фоновое значение, и в отдельных случаях достигало 100 мкг/л. Аналогичная ситуация отмечена на восточном участке в интервале ПК 61+00 ■ 43+00.

Табл. 2

Содержание в грунтовых водах микрокомпонентов.

Микрокомпоненты Фоновое содержание в воде на поверхности, мкг/л Фоновое содержание в воде на горизонте СМТ, мкг/л

Никель 0,5 4

Цинк 10 7

Медь 2 3,2

Молибден 0,5 0,6

Ванадий 0,5 -

Серебро 0,01 0,02

Данные опробования подземных вод в процессе проходки тоннеля хорошо коррели-руются с площадными аномалиями содержаний микрокомпонентов в створе СМТ, выявленных при гидрогеологической съёмке масштаба 1: 50000. Вместе с тем, фоновые значения концентраций микрокомпонентов, полученные на горизонте СМТ, как правило, заметно выше определённых при площадном опробовании (табл. №2).

Необходимо отметить, что при проходке выработок СМТ, на составе природных вод заметно отражалось техногенное вмешательство, прежде всего, работы по химическому закреплению грунтов. В зонах цементации разломов воды становились резкощелочными (рН >9), содержащими в составе анионы ОН - и СО2-3 и повышенную концентрацию сульфатов. Техногенное влияние также приводило к появлению в подземных водах нитратов, нитритов и повышенной мутности поверхностных вод.

Геотермические условия. Измерения температуры подземных вод и горных пород, проведённые в процессе гидрогеологической документации СМТ, а также, геотермические исследования в скважинах позволили составить представление о температурном режиме горных пород и подземных вод по трассе СМТ.

На западном участке тоннелем пересечён Итыкитский очаг разгрузки термальных вод. Там выделяется две зоны: первая в рыхлых отложениях Ангараканской впадины с максимальной температурой 280 С и, вторая, вблизи шахтного ствола 4, с максимальной температурой 35оС. Разница в температуре этих зон обусловлена, в основном, различным количеством разбавляющих термы холодных метеогенных вод, инфильтрующихся в четвертичные отложения и кристаллические породы. Этот вывод подтверждается данными по химическому составу термальных вод.

Окусиканский очаг разгрузки термальных вод, вскрытый на восточном участке СМТ (ПК 89+03^75+50) характеризуется боле высокой (до 44°С) температурой и чёткими границами. В выработки СМТ термальные воды поступают по трещинам и разломам в гранитах Восточного тектонического блока, гидравлически связанного с термовыводящими разломами Перевальной зоны тектонического нарушения.

Повышенный геотермический градиент чётко фиксируется в III и IV тектонических зо-

нах, на небольшом участке в Троговой тектонической зоне, в интервалах ПК 46 + 00 ^ ПК 36 + 00 на западном участке СМТ и ПК 57 + 00 ^ ПК 66 + 00 — на восточном. Эти зоны следует рассматривать, как наиболее активные на современном этапе геологического развития участка. Выделенные геотермические зоны отражают особенности блокового строения массива. Их границы, как правило, совпадают с границами тектонических блоков.

В подходной штольне №1 от шахтного ствола №2 на интервале ПК 14 + 50 ^ 16 + 50 температура подземных вод повышена до 8°С. На этом интервале штольни в монолитных и слабо трещиноватых гранитах регистрировались процессы стреляния горных пород. Эта температурная аномалия поля массива не связана непосредственно с подтоком термальных вод, она приурочена к зоне « эмбриональной впадины или зарождающегося гольцового грабена» Высокие градиенты температуры по длине выработки при отсутствии явно выраженных изменений фильтрационных свойств горных пород подчёркивают связь этой аномалии с современной тектонической активностью этого участка.

Зоны пониженных (до 1-2оС) температур горных пород и подземных вод на горизонте СМТ обусловлены наличием потоков инфи-льтрующихся холодных метеогенных и поверхностных вод по разломам и зонам трещинова-тости, что в большинстве случаев подтверждается увеличением водопритоков в этих интервалах и изменениями химического состава подземных вод в сторону уменьшения их минерализации.

Загрязнение подземных вод. При строительстве СМТ проявлялось незначительное техногенное загрязнение подземных вод, как правило, связанное с цементационными работам и и химическим закреплением разломных зон. Попадание цемента в воду вызывает резкое подщелачивание её — величина рН повышается до 9-9,4 и более, в составе макрокомпонентов появлялись гидроксил — и карбонат-ионы (до50-70%-экв.), общая минерализация увеличивается до 2-3 раз.

В дренажных сточных водах, в случае, когда проводились буро-взрывные работы, отмечалось наличие азотистых соединений (до 2-3 мг/л нитратов, до 0,3-0,4 мг/л нитритов, до 1-2 мг/ламмония). В настоящее время после окончания проходческих работ содержание в воде

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

вредных элементов соответствует предельно допустимым нормам.

Агрессивность подземных вод. Степень агрессивности воздействия подземных вод на бетонные конструкции тоннеля в зависимости от показателя агрессивности среды подразделяются на два вида [2] (табл.3).

Агрессивность по содержанию бикарбо-натной щелочности. Оценка агрессивности воды приводится по содержанию бикарбонат-ной щёлочности НСО. При содержании би-карбонатной щёлочности более 1.4 мг-экв/л вода будет неагрессивной.

В подземных водах участка СМТ отмечается наличие выщелачивающей агрессивности, обусловленной малой бикарбонатной щёлочностью. Содержание иона НСО3 колеблется от 0,39 мг-экв/л до 1,4 мг-экв/л. Наиболее низкие содержания иона НСО3 отмечаются в холодных водах — 0,7 мг-экв/л. В подавляющем большинстве проб содержание иона НСО3 находится в пределах 0,7 — 1,4 мг-экв/л. Следовательно, подземные воды участка строительства по коррозии 1 вида, характеризующейся выщелачиванием растворимых компонентов бетона, относятся к слабоагрессивным и среднеагрессивным (НСО30,7мг-экв/л).

Процессы коррозии II вида характеризуются содержанием в воде свободной углекислоты (СО2), магнезиальных солей, едких щелочей и водородным показателем (рН).

Агрессивность по содержанию свободной углекислоты (СО2). Свободная углекислота — это газ, растворённый в воде. Та часть свобод-

ной углекислоты, которая непосредственно вступает в реакцию с соединениями кальция, называется агрессивной углекислотой. При минимально возможных содержаниях ионов С1 и 8О2"4 и при минимальной бикарбонатной щёлочности вода является агрессивной при содержании углекислоты более 15 мг-экв/л. По содержанию магнезиальных солей и едких щелочей подземные воды района строительства не агрессивны.

Агрессивность по водородному показателю. Агрессивные свойства подземных вод к бетону проявляются при рН меньше 5,5. Общекислотная агрессивность подземных вод на участке строительства отсутствует (рН — 6,78 - 10,09).

Сульфатная агрессия, относящаяся оценивается по содержанию ионов 802"4 При содержании сульфат-иона менее 250 мг/л воды не агрессивны. Максимальное содержание сульфат-иона в подземных водах — 29,6 мг/л, поэтому сульфатная агрессия отсутствует. Таким образом, в результате проведённых работ можно сделать основной вывод о том, что в подземных водах восточного участка Северо-муйского тоннеля отмечается наличие выщелачивающей агрессивности, обусловленной малой бикарбонатной щелочностью (менее 1,4 мг-экв/л), характеризующейся выщелачиванием растворимых компонентов бетона (1 вид коррозии).

Геокриологические условия. В региональном плане по характеру распространения мно-голетнемёрзлых пород (ММП) участок СМТ

Табл. 3

Степень агрессивности воздействия подземных вод на бетонные конструкции тоннеля.

Вид коррозии Коррозийное воздействие Показатели агрессивности

1 Выщелачивание растворимых компонентов бетона. Бикарбонатная щёлочность.

2 Образование растворимых соединений или продуктов, не обладающих вяжущими свойствами, в результате обменных реакций между компонентами цементного камня и жидкой агрессивной средой. Водородный показатель рН. Содержание свободной углекислоты СО2. Содержание магнезиальных солей (в пересчёте на ион Мд2 + ). Содержание едких щелочей (в пересчёте на ионы К+ и Ыа+).

2 Образование и накопление в бетоне малорастворимых солей, характеризующихся увеличением объёма при переходе в твёрдые фазы Содержание сульфатов (в пересчёте на ионы Б02-4)

относится к области развития прерывистой криолитозоны, внутри которой выделяются площади: преимущественно сплошного, собственно прерывистого и островного развития ММП. Площади преимущественно сплошного развития криолитозоны тяготеют в основном к гольцовым и предгольцовым участкам с высотами более 1400 м над уровнем моря. При мощности ММП 300-500 м их подошвы залегают на отметке 1100-1300 м. Все горные выработки СМТ находятся на более низких уровнях и ММП влияют на них как фактор, определяющий условия питания подземных вод и температурное поле массива.

Площади собственно прерывистого распространения ММП имеют преобладающее развитие на участке строительства СМТ. Мощность ММП достигает 200 м, а температура -2°С. Площади островного распространения ММП на участке СМТ приурочены к седловине Ангараканского перевала. ММП встречаются здесь в виде небольших островов в различных понижениях рельефа. Мощность их составляет 12-22 м. Основную часть площади занимают талые породы. Существование мощных таликовых зон связано с отепляющим воздействием высоконапорных трещинно-жиль-ных холодных и термальных вод. Их разгрузка определяется активным неотектоническим режимом территорий. Отсутствие ММП в тектонических разломах вне зависимости от высоты местности является закономерностью распространения криолитозоны на участке Ангараканского перевала Северо-Муйского хребта. Наличие обширных площадей распространения талых пород способствует накоплению в рыхлых покровных отложениях и трещиноватых гранитах аномально высоких для криогидрогеологических массивов запасов подземных вод.

На западном припортальном участке в зимнее время при неработающих тепло-вентиляционных установках (ТВУ) грунты промерзали на глубину до 1 метра от обделки тоннеля на протяжении 300 метров от портальных ворот, т. е. до ПК 62 + 83. Соответственно происходило оледенение сосредоточенных (дренажных) выходов и отдельных течей воды через обделку тоннеля. В настоящее время, при включении и непрерывной работе ТВУ, обмерзание водосбросных лотков наблюдается лишь в непосредственной близости от портальных ворот, в пределах 10—20 м.

На восточном припортальном участке в процессе проходки разведочно - дренажной штольни была вскрыта зона разгрузки глубинных термальных вод (температура воды достигала + 47°С). Однако, несмотря на этот факт, промерзание грунтов, оледенение выходов дренажных вод и течей через обделку тоннеля наблюдалось на протяжении 450 — 500 метров от ворот портала, до ПК 83 + 63.

В настоящее время на обоих припорталь-ных участках тоннеля (западном и восточном) работают тепловентиляционные установки, сооруженные в 300 метрах от портальных ворот. Обмерзания лотков и стенок тоннеля от порталов до ТВУ не наблюдается. Фактов многолетней (вечной) мерзлоты на всем протяжении тоннеля не установлено.

Выводы и рекомендации. Построен тоннель протяженностью 15343м, транспортно —дренажная штольня с множеством вспомогательных выработок, пройденных под Севе-ромуйским хребтом. Кроме того, было сооружено четыре шахтных ствола глубиной от 167 до 336м. По инженерно-геологическим условиям Северо-Муйский тоннель (СМТ) является сложнейшим объектом, не имеющим аналогов в мировой и отечественной практике тоннелестроения. На основании многолетних наблюдений даются следующие выводы и рекомендации:

- гидрогеологический режим подземных вод изменяется, как естественно сезонно (в течение года), так и искусственно — в процессе вскрытия водонасыщенных зон и горизонтов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в процессе строительства СМТ в различных инженерно-геологических условиях применялись новейшие методы проходки, закрепления грунтов, сооружения постоянной обделки подземных горных выработок, применялась современная техника отечественного и зарубежного производства, что позволило закончить строительство тоннеля в эксплуатацию в декабре 2003 года;

- при проектировании и выполнении отдельных видов работ учитывались не все данные, полученные при изыскательских и геолого-разведочных работах, а также, опыт, накопленный строителями при проходке выработок тоннеля;

- существенную роль при проходке водо-насыщенных участков сыграло вертикальное водопонижение;

- одним из главных факторов, осложнившим строительство тоннеля, явилась высокая

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

сейсмическая активность района, в пределах которого находится трасса СМТ;

- с целью контроля гидростатического и горного давления генпроектировщиком Лен-метрогипротрансом предусмотрено установка специальных датчиков, наблюдения по которым велись до сдачи тоннеля в эксплуатацию, дальнейший контроль над горным и гидростатическим давлением обеспечит безопасность эксплуатации тоннеля;

- по окончании строительства в самом тоннеле, РТДШ и БДШ была создана сеть горизонтального скважинного и шпурового дренажа для снижения гидростатического давления на обделку тоннеля;

- при проходке горных выработок в сложных горно-геологических условиях необходимо применять опережающее разведочное бурение на всех участках без исключения, сгу-

щая сеть разведочных скважин до получения наиболее полного представления об инженерно-геологических и гидрогеологических условиях при проходке;

- при прогнозе прорыва водно-грунтовых масс в горные выработки применять химическое закрепление грунтов, как наиболее эффективный в настоящее время метод.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Инструкция по инженерно-геологическим изысканиям для проектирования и строительства метрополитенов, горных железнодорожных и автодорожных тоннелей // ВСН 190-78, Москва: Минтрансстрой, 1978.

2. СНиП 2.03.11-85.Защита строительных конструкций от коррозии. /Минстрой России. - М.: ГП ЦПП, 1996. - 56 с.

Толстых О.Д., Гозбенко В.Е.

УДК 681.3:[001 + 62 + 33]

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕСТОВОЙ БАЗЫ ПО КЛАССИЧЕСКИМ РАЗДЕЛАМ И СПЕЦИАЛЬНЫМ ГЛАВАМ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ

С каждым годом вопросам тестирования уделяется все больше внимания. Системы тестирования глубоко внедряются в процесс обучения в школах, колледжах, лицеях, гимназиях, вузах: от промежуточного тестирования по конкретным разделам изучаемой дисциплины до итогового тестирования, например, в школьной системе - единый государственный экзамен.

Очевидно, нет необходимости спорить о важности математической подготовки студентов технических вузов. Дисциплина «Математика», а также снецглавы высшей математики, является важнейшей в течение первых двух лет обучения, на ней базируются все специальные технические дисциплины. В настоящее время бессмысленно отрицать, что тестирование и сравнительный анализ его результатов являются одним из важнейших факторов в обучении студентов основам высшей математи-

ки. Тестирование и сравнительный анализ его результатов позволяет выявить имеющиеся пробелы, наиболее трудно воспринимаемые разделы, сделать выводы об осознанности применения студентами математического аппарата в прикладных вопросах.

В связи с этим на первый план выходит задача о структуре и содержании тестовой базы.

Распределение аудиторного времени на изучение конкретного раздела в соответствии со стандартами и рабочими программами по 25 специальностям ИрГУПС представлено в таблице 1.

Анализ показывает, что количество часов на изучение темы, раздела может сильно варьироваться, например, в зависимости от специальности.

- линейная алгебра: от 12-16 часов на общетехнических и экономических специальностях до 28 на специальности ПО и 36 на ЗИ;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.