Научная статья на тему 'Структура и содержание педагогической концепции непрерывной индивидуализированной системы подготовки в тхэквондо'

Структура и содержание педагогической концепции непрерывной индивидуализированной системы подготовки в тхэквондо Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТХЭКВОНДО / НЕПРЕРЫВНЫЙ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симаков Александр Михайлович, Чистяков Владимир Анатольевич

Авторы статьи отмечают, что в настоящее время не обоснована структура и содержание педагогической концепции непрерывной индивидуализированной системы подготовки в тхэквондо. Это негативно сказывается на взаимодействии теории и практики такого вида спорта как тхэквондо. Преодолеть подобные противоречия можно только на основе устоявшейся концепции непрерывной индивидуализированной системы подготовки в тхэквондо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симаков Александр Михайлович, Чистяков Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure and content of the pedagogical concept of the continuous personalized system of physical training in taekwondo

Authors of the article note that at present the structure and content of the pedagogical concept of the continuous individualized system of preparation in taekwondo has not been proved. It negatively affects the interaction of the theory and practice of such sport as taekwondo. It is possible to overcome the similar contradictions only on the basis of the settled concept of the continuous individualized system of preparation in taekwondo

Текст научной работы на тему «Структура и содержание педагогической концепции непрерывной индивидуализированной системы подготовки в тхэквондо»

УДК 796.856.2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ В

ТХЭКВОНДО

Александр Михайлович Симаков, кандидат педагогических наук, доцент,

Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Авторы статьи отмечают, что в настоящее время не обоснована структура и содержание педагогической концепции непрерывной индивидуализированной системы подготовки в тхэквондо. Это негативно сказывается на взаимодействии теории и практики такого вида спорта как тхэквондо. Преодолеть подобные противоречия можно только на основе устоявшейся концепции непрерывной индивидуализированной системы подготовки в тхэквондо.

Ключевые слова: тхэквондо, непрерывный учебно-тренировочный процесс, индивидуализированная система подготовки, концепция.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p147-152

STRUCTURE AND CONTENT OF THE PEDAGOGICAL CONCEPT OF THE

CONTINUOUS PERSONALIZED SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING IN

TAEKWONDO

Alexander Mikhaylovich Simakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Anatolyevich Chistyakov, doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

Authors of the article note that at present the structure and content of the pedagogical concept of the continuous individualized system of preparation in taekwondo has not been proved. It negatively affects the interaction of the theory and practice of such sport as taekwondo. It is possible to overcome the similar contradictions only on the basis of the settled concept of the continuous individualized system of preparation in taekwondo.

Keywords: taekwondo, continuous educational and training process, individualized system of preparation, concept.

Тхэквондо достаточно молодой вид спорта, но истоки тхэквондо уходят далеко в прошлое и имеют много общего с восточными единоборствами, которые зародились в глубокой древности и имели раз и навсегда устоявшуюся систему подготовки: слепое копирование (точное воспроизведение) техники «учителя», полное пренебрежение к личности ученика, наказание проявления инициативы и самостоятельности. К положительным сторонам восточной системы подготовки в ударных единоборствах мы относим непрерывность и преданность единственному тренеру («гуру», «сенсей»), который проводил занятия, как с новичками, так и мастерами [28]. По крайней мере, спортсмены Юго-Восточной Азии, исповедующие данную систему подготовки, занимают одно из ведущих мест в рейтинге восточных видов ударных единоборств.

В настоящее время совершенствование системы подготовки по тхэквондо в России сопряжено с большими трудностями. Для этого необходимо научное обоснование и разработка структуры и содержания соответствующей концепции развития данной системы.

По определению «концепция (от лат. conceptio — понимание, система), определяет способ понимания, трактовки какого либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического. освещения. Термин «К.» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного

принципа в науч., художественной, технической, политической и др. видах деятельности" (Философский энциклопедический словарь. - М. : Советская энциклопедия. 1983).

В этом смысле концепция является моделью, какого либо предмета, явления, процесса и, следовательно, к ее анализу можно применить аппарат системного подхода. В случае процесса, необходимо говорить о динамической модели и ставить и решать задачи прогноза [6, 7, 8, 9, 11, 12, 13]. Концепция, что очевидно, имеет определённое время жизни. Жизнеспособность той или иной концепции проверятся только опытом. Любая концепция должна содержать систему целевых индикаторов (от французского указателей), обеспечивающих измеримость результатов достижения цели и решения задач реализации Концепции. В теории управления целевые индикаторы, носят названия управляемых параметров и в определенной степени описывают поведение модели во времени.

Педагогическая концепция представляет собой систему связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов, способов понимания и трактовки явлений процесса подготовки в тхэквондо, а также способов достижения целей для улучшения качества ее функционирования [10, 14, 15, 26].

В настоящее время в спортивной науке России теоретически обоснованы и экспериментально апробированы на репрезентативных выборках следующие научные направления:

- система спортивного отбора на основе генетических маркеров тренируемости и разделение спортсменов на быстро и медленно тренируемых (бокс, карате, тхэквондо -Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев [1-5]);

- индивидуализированная система подготовки в ударных единоборствах (бокс, В.А. Таймазов [22-26]);

- интегральная система подготовки (греко-римская борьба - А.А. Карелин, художественная гимнастика - И.А. Винер, тхэквондо - А.М. Симаков [17-21]);

- система непрерывной (многолетней) подготовки в спорте, которая является частным случаем концепции непрерывного образования в России;

- информационное взаимодействие тренера и спортсмена и психологические условия их совместимости [16, 27].

Авторы считают, что пришло время объединить эти теории в единую концепцию, содержание педагогической концепции непрерывной индивидуализированной системы подготовки в тхэквондо или в более общем случае в ударных единоборствах.

Таким образом, исходя из вышеизложенных рассуждений, нами была обоснована структура и содержание педагогической концепции непрерывной индивидуализированной системы подготовки в тхэквондо, которая представлена на рисунке 1.

Обоснование структуры и содержания концепции позволяет:

- определить ведущие функциональные, психологические, физические, тактические, интеллектуальные качества тхэквондиста на различных этапах учебно-тренировочного процесса и методики их развития;

- реализовать процедуру наиболее безболезненного перехода от одного тренера к другому, связанную с ростом спортивного мастерства спортсмена;

- прогнозировать основной путь, индивидуальной подготовки от новичка до чемпиона;

- обеспечить всесторонность получения новой информации об изучаемом явлении, процессе в сфере физического воспитания;

- минимизировать отсев тхэквондистов на всех этапах учебно-тренировочного процесса;

- обеспечить уточнение, обогащение, систематизацию новых терминов и понятий в системе непрерывной индивидуализированной системы подготовки в тхэквондо;

- обосновать и внедрить объективные методы контроля на всех этапах учебно-тренировочного процесса и обеспечить коррекцию педагогических воздействий.

Рисунок 1. Структура и содержание педагогической концепции непрерывной индивидуализированной системы

подготовки в тхэквондо

Таким образом, предложенная структура и содержание педагогической концепции непрерывной индивидуализированной системы подготовки в тхэквондо учитывает не только источники педагогической проблематики, но и специфику взаимодействия теории

и практики спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакулев, С.Е. Взаимосвязь группы крови, величины и скорости тренировочных эффектов как фактор отбора в боксе / С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.

- 2007. - № 5 (27). - С. 11-14.

2. Бакулев, С.Е. Генеалогические основы прогнозирования успешности соревновательной деятельности единоборцев / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 7-15.

3. Бакулев, С.Е. Повышение эффективности прогнозирования успешности спортсменов единоборцев с учетом генетических основ родовой, межвидовой и внутриродовой ориентации / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов, В.А. Чистяков // Вестник спортивной науки. - 2011. - № 2. - С. 35-39.

4. Бакулев, С.Е. Прогнозирование индивидуальной успешности спортсменов-единоборцев с учетом генетических факторов тренируемости : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Бакулев С.Е. -СПб., 2012. - 49 с.

5. Бакулев, С.Е. Современное тхэквондо как комплексное единоборство / С.Е. Бакулев, А.В. Павленко, В.А. Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 6 (28). - С. 15-20.

6. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания школьников / В.К. Бальсевич, М.П. Шестаков // Спорт, духовные ценности, культура. - 1997. -Вып. 7. - С. 232-237.

7. Белов, В. Г. Концепция психолого-акмеологического сопровождения подростков с де-ликвентным поведением / В.Г. Белов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010.

- № 9 (67). - С. 11-17.

8. Дмитренко, О.А. Педагогическая концепция информационного сопровождения образовательного процесса в сфере физической культуры в вузе / О.А. Дмитренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 10 (32). - С. 23-26.

9. Индивидуальная тренируемость в ударных единоборствах / Бакулев С.Е., Двейрина О.А., Афанасьева И.А., Чистяков В.А. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2013. - № 8 (102). - С. 16-24.

10. Лукьяненко, В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры : монография / В.П. Лукьяненко. - М. : Советский спорт, 2005. - 311 с.

11. Макаров, Ю.М. Научно-теоретическая концепция деятельности как системообразующего фактора в подготовке спортсменов в игровых видах спорта / Ю.М. Макаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 98-102.

12. Мутко, В.Л. Концепция дополнительного урока физкультуры и первый опыт ее реализации / В. Л. Мутко, Н.В. Паршикова, В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Том 20. - С. 49-53.

13. Никулин, А.Е. Концепция профессиональной подготовки гидов-проводников экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов / А.Е. Никулин, В.П. Каргаполов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 11 (57). - С. 56-61.

14. Организация процессного управления спортивной федерацией / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В. Л. Мутко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 3 (37). - С. 3-9.

15. Погудин, С.М. Концепция непрерывного профессионально направленного физкультурного образования учащихся общеобразовательных учебных заведений силового профиля / С.М. Погудин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 11 (69). - С. 6975.

16. Пономарев, Н.И. Информационная теория типологических групп и формирование на ее основе взаимодействия тренера и спортсмена / Н.И. Пономарев, В.А. Чистяков // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2. - С. 54-56.

17. Симаков, А. М. Актуальные вопросы подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А.М. Симаков, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 148-155.

18. Симаков, А.М. Игровой метод как средство интегральной подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А. М. Симаков // Учёные записки университета

имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 155-159.

19. Симаков, А.М. Интегральная подготовка тхэквондистов на начальном этапе учебно-тренировочного процесса : учебное пособие / А.М. Симаков - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 172 с.

20. Симаков, А.М. Содержание физической подготовленности юных тхэквондистов на этапе начальной подготовки / А.М. Симаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 4 (62). - С. 93-97.

21. Социально-педагогические аспекты учебно-тренировочного процесса российских тхэквондистов / С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков, А.В. Павленко, М.С. Бакулев, Ким Джон Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 18-22.

22. Сошкин, П.А. Структура и содержание концепции подготовки офицеров к педагогической деятельности в вузах МО РФ / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1 (95). - С. 148-152.

23. Таймазов, В.А. Значение функциональной асимметрии как генетического маркера спортивных способностей боксера / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22. - С. 72-76.

24. Таймазов, В.А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Таймазов В.А. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1997. - 98 с.

25. Таймазов, В.А. Прогнозирование успешности соревновательной деятельности спортсменов с учетом генетических основ тренируемости / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 81-91.

26. Таймазов, В.А. Развитие системного подхода к изучению деятельности человека / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23). -С. 68-76.

27. Чистяков, В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения (на примере вуза физической культуры) : дис. ... д-ра пед. наук / Чистяков В.А. - СПб., 2004. - 416 с.

28. Чой, Хонг Хи. Тхэквондо (Корейское национальное искусство самообороны) : энциклопедия : в 15 т. [Электронный ресурс] / Хонг Хи Чой ; Интернациональная Федерация Тхэквондо (ИТФ). 5-е изд. Волгоград, 2000 // URL : http://tkdtat.ru/enciklopediya.html. - Дата обращения 30.05.2016.

REFERENCES

1. Bakulev, S.E. (2007), "Interrelation of the blood type, size and speed of training effects as a selection factor in boxing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 27, No. 5, pp. 11-14.

2. Bakulev, S.E. and Tajmazov, V.A. (2006), "Genealogical bases of forecasting of success of competitive activity of martial artists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 715.

3. Bakulev, S.E., Pavlenko, A.V. and Chistyakov, V.A. (2007), "Modern taekwondo as complex single combat", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 28, No. 6, pp. 15-20.

4. Bakulev, S.E. (2012), Forecasting of individual success of the martial artists taking into account the genetic factors of training, dissertation, St. Petersburg.

5. Bakulev, S.E. Taymazov, V.A. and Chistyakov, V.A. (2011), "Increase of forecasting effectiveness of success of athletes of martial artists taking into account the genetic bases of patrimonial, interspecific and intra patrimonial orientation", Messenger of sports science, No. 2, pp. 35-39.

6. Balsevich, V. K. and Shestakov, M. P. (1997), "The concept of alternative forms of organization of physical education schoolchildren", Sport, spiritual values, culture, Vol. 7, pp. 232-237.

7. Belov V.G. (2010), "Concept of the psychological - acmeological support of the adolescents with delinquent behavior", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 9, pp. 11-17.

8. Dmitrenko O.A. (2007), "Teaching the concept of information support of educational process in the sphere of physical culture in high school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 32, No. 10, pp. 23-26.

9. Bakulev S.E., Dveyrina O.A., Afanasyeva I.A., Chistyakov V.A. (2013), "Individual training in striking single combats", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 16-24.

10. Lukyanenko, V.P. (2005), The modern status the concept of reforming the system of General education in the field ofphysical culture: monograph, Soviet sport, Moscow, Russian Federation.

11. Makarov Y.M. (2011), "Scientific-theoretical concept of activity as a systematic factor in the training of athletes in team sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 98-102.

12. Mutko V.L., Parshikova N.V., Chistyakov V.A. (2006), "The concept of extra physical education lessons and the first experience of its implementation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 20, pp. 49-53.

13. Nikulin A.E., Kargapolov V.P. (2009), "The concept of vocational training of guides of ecological routes with active forms of tourists' travel", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 57, No. 11, pp. 56-61.

14. Aliev, E.G., Andreev, S.N., Mutko, V.L. and Chistyakov, V.A. (2008), "The organization of process management of sports federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 37, No. 3, pp. 3-9.

15. Pogudin S.M. (2010), "Conception of the continuous vocationally directed physical education for the pupils of general educational institutions with power profile", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 69, No. 11, pp. 69-75.

16. Ponomarev, N. I. and Chistyakov, V.A. (2001) "Information theory of typological groups and formation on its basis of interaction of the trainer and the athlete", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 54-56.

17. Simakov, A.M., Bakulev, S.E. and Chistyakov, V.A. (2014), "Topical issues of preparation in taekwondo at the initial stage of educational and training process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 148-155.

18. Simakov A.M. (2014), "Game method as means of the integrated preparation in taekwondo at the initial stage of the educational and training process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 155-159.

19. Simakov, A.M. (2014), Integrated preparation of taekwondist at the initial stage of educational and training process: manual, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.

20. Simakov A.M. (2010) "Maintenance of physical readiness of young taekwondist at a stage of initial preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 93-97.

21. Bakulev, S.E., Chistyakov, V.A., Pavlenko, A.V., Bakulev, M.S., Kim John Kil (2011), "Social and pedagogical aspects of educational and training process of the Russian taekwondo", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No. 5, pp. 18-22.

22. Soshkin P.A. (2013), "Structure and content of the concept of preparation of officers to pedagogical activity in universities of Ministry of Defense of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 95, No. 1, pp. 148-152.

23. Taymazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2006), "Value of functional asymmetry as genetic marker of sports abilities of the boxer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 22, pp. 72-76.

24. Taymazov, V.A. (1997), Individual training of boxers in an elite sport, dissertation, St. Petersburg.

25. Taymazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2005), "Forecasting of success of competitive activity of athletes taking into account the genetic bases of a training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 81-91.

26. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2007), "Development of system approach to studying of activity of the person", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 68-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Chistyakov V.A. (2004), Interaction of subjects of educational process in system of distance learning (on the example of higher education institution of physical culture), dissertation, St. Petersburg.

28. Choi, Hong Hee (2000), Taekwondo, (Korean national art of self-defense): Encyclopedia, in 15 t., available at: http://tkdtat.ru/enciklopediya.html.

Контактная информация: chistiakov52@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.06.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.