ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371.1
С. Л. Фоменко
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования образовательной программы нового типа в условиях реализации компетентностной модели образования. Суть последней заключается в выделении метапредметных образовательных областей, обеспечивающих овладение учащимися видами социокультурного опыта (социального, компетентностного, личностного), не редуцируемого к предметно-когнитивному содержанию дисциплин учебного плана.
Ключевые слова: образовательная программа, метапредметный подход, компетентностная модель образования, новые образовательные стандарты.
Abstract. The paper considers the problems of designing the curriculum of a new type when realising the competence model of education. The latter involves integrated education providing pupils with socio-cultural experience (social, competence, personal) rather than detailed content of disciplines of the curriculum.
Index terms: educational programme, metadisciplinary (integrated) approach, the competence model of education, new educational standards.
Образовательная деятельность учреждения регламентируется комплексом нормативных документов, главным из которых является образовательная программа общеобразовательной школы. В переводе с греческого слово «программа» означает «распоряжение, объявление». Закон РФ «Об образовании» не дает прямого определения образовательной программы, но устанавливает место и значение ее в системе образования. Образовательная программа определяет уровень документа об образовании, или уровень образованности личности. Компетенция и ответственность образовательного учреждения, управление и регламентация его деятельности устанавливаются в зависимости от показателей образовательной программы.
Образовательная программа включает в себя учебный план и рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся (п. 6 в ред. Федерального закона от
01.12.2007 г. № 309-Ф3). Образовательную программу целесообразно определить как образовательно-правовой и управленческий документ, который
• разрабатывается на основе государственного образовательного стандарта и в соответствии с ним;
• содержит перечень требований, соблюдение которых необходимо для получения образования определенного уровня и соответствующего документа об образовании;
• принимается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно.
Основная образовательная программа должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми согласно п. 2 ст. 7 настоящего Закона образовательными стандартами (ст. 14, п. 5 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 г. № 309-Ф3).
В условиях реализации компетентностной модели образования основой построения современных образовательных программ является мета-предметный подход, предусматривающий интеграцию школьного образования, дополнительного образования, самообразования и образования в опыте социальной деятельности ученика. Благодаря этому в урочной и внеурочной деятельности реализуются цели формирования метапредметных результатов, социализации; созданная среда мотивирует продуктивное, инициативное действие и взаимодействие ученика, педагога, родителя на основе организации разновозрастных и детско-взрослых общностей. Стимулируется построение и предъявление учащимися собственной позиции в урочной и внеурочной деятельности, в процедурах системы оценивания. Реализация мета-предметного подхода к построению образовательной программы заключается в переходе от оценки исключительно предметной обученности - к оценке образовательных результатов в целом, включая надпредметные компетентности и социализацию, - в соответствии с новым поколением стандартов и с учетом возрастной ступени обучения.
Образовательная программа, ориентированная не на предметно-знаниевую, а на компетентностную модель образования, включает:
1) описание признаков и ожидаемого (планируемого) уровня компетентности в определенной области;
2) определение необходимого и достаточного набора учебных задач - ситуаций, последовательность которых выстроена в соответствии с возрастанием полноты, проблемности, конкретности, новизны, жизненности, практичности, межпредметности, креативности, ценностно-смысловой рефлексии и самооценки, необходимости сочетания фундаментального и прикладного знания;
3) использование в образовательном процессе технологий проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, в том числе последовательное предъявление ученикам задач-ситуаций различных типов и уровней;
4) применение алгоритмов и эвристических схем, организующих деятельность учеников по преодолению затруднительных ситуаций;
5) использование технологий сопровождения, консультирования и тьюторской поддержки учащихся в процессе прохождения программы.
Примерная структура образовательной программы содержит следующие разделы.
I. Пояснительная записка «Общие положения». В этом разделе обосновывается и формулируется назначение конкретного образовательного учреждения с учетом его статуса, особенностей внешней для него среды, его возможностей, исторически сформированного места учреждения в образовательном пространстве города, района, микрорайона.
Кроме того, целесообразно обозначить направленность образовательных программ, так как переход на стандарты третьего поколения в части образовательных результатов учащихся требует обновления учебно-методических комплексов и методов обучения для реализации дея-тельностно-компетентностного подхода. В условиях внедрения компе-тентностной модели образования содержанием образования должны стать, в том числе, следующие ключевые социальные результаты образования:
• российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества, основанные на взаимопонимании и взаимном доверии представителей различных конфессиональных групп, взаимодействии культур при сохранении этнической идентификации;
• современные компетентности, отвечающие общемировым и российским требованиям к человеческому капиталу для решения новых задач. Эти ценности составляют основу предметных программ и программ воспитания и социализации, разрабатываемых в рамках стандарта третьего поколения.
II. Основное содержание общеобразовательной программы. В данном разделе необходимо сформулировать только те цели и определить только те задачи, которые решаются именно через образовательный процесс, с учетом компетентностного подхода и специфики образовательного учреждения (ОУ).
Цели и задачи образовательного процесса на каждом уровне реализации образовательных программ должны быть обусловлены «моделью» выпускника, назначением и местом школы в образовательном пространстве города, района, микрорайона. Они должны быть сформулированы конкретно, быть измеримыми, достижимыми, определенными временем, непротиворечивыми по отношению одна к другой. В процедуре оценки уровня достижения целей и задач должны принимать участие все субъекты образовательного процесса.
III. Учебный план и его обоснование. В данном разделе должно быть обосновано содержание учебного плана школы как механизма реализа-
ции содержания образования и одного из основных средств формирования «модели» выпускника каждой ступени обучения.
Согласно действующему законодательству, организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом, на основе которого разрабатывается рабочий план и разбивается содержание образовательной программы на учебные курсы, по дисциплинам и по годам обучения. Приведем структуру учебного плана для учреждений общего (среднего) образования:
1. Инвариантная часть отражает реальный переход на профильную модель обучения в старшей школе, предполагающую уменьшение числа учебных предметов, рост доли самостоятельных учебных работ, освоение способов профессиональной деятельности, присущих каждому конкретному профилю, и включает индивидуальные учебные планы на основе зачетно-модульной технологии обучения на старшей ступени.
2. Вариативная часть учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может быть использовано для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родители, учитель, образовательное учреждение, субъект РФ.
Уменьшение количества часов или рост доли проектов, социальных практик в структуре и в образовательных программах - основные отличия образовательной программы ОУ в условиях реализации компетентностной модели образования. Содержание основного общего образования реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Использование метапред-метного подхода предполагает необходимость введения разных видов учебных планов, каждый из которых имеет своего адресата и функциональное назначение. К ним относятся:
• учебные (перспективные) планы на весь период обучения по образовательной программе;
• рабочие учебные планы, необходимые для организации образовательного процесса в течение года;
• индивидуальные учебные планы, которые определяют освоение образовательной программы в течение учебного года (триместра, четверти).
IV. Особенности организации образовательного процесса и применения в нем педагогических технологий. Говоря о школе, в которой обеспечивается новое содержание образования на деятельностной основе, можно выделить следующие особенности организации образовательного процесса:
• реальный переход на профильную модель обучения в старшей школе, предполагающую уменьшение числа учебных предметов, рост доли самостоятельных учебных работ, освоение способов профессиональной деятельности, присущих каждому конкретному профилю;
• направленность на перестройку учебного процесса в рамках дея-тельностно-компетентностного подхода: активизацию творческого самостоятельного мышления учащихся, умений групповой работы;
• построение уроков на основе деятельностного подхода;
• интеграция предметов на основе междисциплинарных проектов;
• преобладание активных форм и методов обучения - групповых, индивидуальных, проектных, лабораторных, исследовательских, что сможет трансформировать неэффективную форму фронтального «преподавания» и бессмысленной зубрежки;
• наличие и использование в школе исследовательской базы (летние и зимние лагеря, выездные лаборатории, в том числе совместные с предприятиями);
• индивидуальные учебные планы, зачетно-модульная технология обучения на старшей ступени;
• выделение в учебном плане школы специального времени (2 учебные недели) для проведения организационно-деятельностных игр с учащимися по различным социальным, научным и иным актуальным проблемам;
• обучение учащихся проектированию;
• создание проектных команд;
• ежегодное выполнение обязательных персональных проектов (как итоговой работы учащихся), совместных социальных проектов с педагогами;
• участие в международных проектах;
• разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности;
• создание условий для здоровьесбережения - комфортной, дружественной образовательной среды, направленной на достижение личностных, социальных, познавательных, коммуникативных и других запланированных результатов образования. Интеграция в образовательный процесс и работу каждого педагога здоровьесберегающих технологий, предусматривающих общеклассное взаимодействие и микрогрупповую работу, индивидуальный подход к каждому ученику, смену образовательных технологий и техник уроков, оптимизацию учебной нагрузки и двигательного режима и др. Наличие системы социально-психологической поддержки учащихся.
V. Основные образовательные результаты. Данный раздел предусматривает описание на основе качественных характеристик результата реализации образовательной программы в виде «модели» или «образа» выпускника конкретного учебного заведения. Речь идет не об идеальном портрете, модели совершенного ученика, а о «маршруте жизненного путешествия» в направлении приобретения востребованных современным обществом способностей и качеств. Он требует постоянного соотнесения и оценки каждым участником образовательного процесса степени соответствия собственной
деятельности, используемых технологий, содержания, достигаемых результатов, уклада, философии школы уровням достижения образа.
В основу построения «модели» выпускника должен быть положен компетентностный подход. Он предполагает формирование целостного образа выпускника школы, о котором нужно помнить всем педагогам-предметникам: не «разбирать» его на предметные области, а лишь расставлять акценты в его формировании.
VI. Программно-методическое обеспечение образовательной программы. В этом разделе перечисляется программно-методический материал, обеспечивающий реализацию содержания образования и достижение прогнозируемого результата работы, а также обосновывается его выбор. В учебно-методический комплекс необходимо включить методические рекомендации (материалы) для преподавателя; методические рекомендации и указания для учащихся относительно выполнения различных видов учебной и самостоятельной работы; материалы для итоговой и промежуточной аттестации.
VII. Показатели (измерители) реализации образовательной программы. В этом разделе должен быть дан ответ на вопрос: как администрация, педагогический коллектив школы и родители учеников будут определять достижения или недостатки заявленных целей и задач образовательного процесса. Обновленное содержание образования потребует нового подхода к оцениванию не только образовательных результатов учащихся, но и деятельности учителя, а также уровня внутришкольной системы управления качеством образования. Это выражается в следующем:
• переход от оценки как инструмента контроля - к оценке как инструменту управления качеством образования;
• переход от констатирующей оценки - к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы;
• переход от оценки исключительно предметной обученности -к оценке образовательных результатов в целом, включая надпредметные компетентности и социализацию - в соответствии с новым поколением стандартов и с учетом возрастной ступени обучения.
Модель оценки должна включать:
1. Набор контрольно-измерительных материалов и методик по оценке образовательных результатов учащихся в логике стандартов третьего поколения (оценка предметных ЗУН; оценка надпредметных компетенций; методика исследования социализации (ценности, интересы личности)).
2. Способы оценивания:
• внутреннее (портфели работ по всем предметам, сочинения, аудиозаписи, самооценка учащихся на критериальной основе - дневники достижений);
• внешнее (оценка независимыми внешними экспертами).
3. Создание добровольных систем оценки качества: образовательные учреждения могут войти в разные, адекватные их образовательным программам системы оценки качества, чтобы соизмерять себя с близкими им по типу образовательными учреждениями. Например, математическая школа будет оценивать свои результаты по одним технологиям, а школа с углубленным изучением художественно-эстетического цикла - по другим.
Реализация компетентностной модели образования предполагает внесение серьезных изменений в содержание и технологии образовательного процесса школы, что находит свое отражение в ее образовательной программе. Программа включает теоретическую модель формирования содержания образования на основе модульно-компетентностного подхода и представлена тремя взаимосвязанными блоками.
I. Содержательный блок включает определение основных общекультурных компетенций учащихся и критериев их сформированности; систему конструирования учебных планов, модулей формирования компетентностей. Отбор и структурирование учебного материала производится на основе анализа набора необходимых выпускникам ключевых компетенций, каждая из которых конкретизируется посредством определенных действий и операций. Затем происходит уточнение и корректировка учебных и рабочих планов, программ, основанных на модульной технологии. Вырабатывание профессионально важных качеств, необходимых выпускникам для успешной социализации, осуществляется в образовательном учреждении в ходе воспитательного процесса. Процесс формирования базовых видов компетентностей выпускников школ предполагает определение принципов, условий, технологий, факторов, подходов. К последним могут быть отнесены личностно-ориентированный; деятельностно-ориентированный; технологический; модульно-компетентностный подходы. Они позволяют определить, конкретизировать и соотнести требования, предъявляемые выпускникам школ в соответствии с реализацией компетентностной модели образования.
II. Деятельностно-процессуальный блок ориентирован на осуществление коллективной педагогической деятельности по формированию компетенций обучающихся, на реализацию принципов, педагогических условий, технологических подходов в обучении, внешних и внутренних факторов, которые обеспечат достижение намеченной цели. Образовательный процесс включает в себя различные формы взаимодействия педагогов и учащихся: совместное проектирование (создание социально-образовательных проектов, разработка индивидуальных образовательных программ, планов и образовательных маршрутов для их реализации), активное использование педагогами имитационно-моделирующих, проектных, рефлексивных технологий обучения. Необходимо разработать деятельностную составляющую образовательного процесса (количество часов практических и самостоятельных занятий значительно возрастает), а так-
же методы и формы контроля сформированности компонентов профессиональной компетентности выпускников школ. В ходе выполнения практических работ, создания системы развивающих ситуаций в образовательном процессе создается портфолио ученика, который служит основой его профессионального выбора. На практических занятиях отрабатывается стандартный набор личностно развивающих ситуаций по дисциплинам учебного плана, что способствует формированию различных видов социокультурного опыта обучающихся.
III. Диагностико-мониториринговый блок включает проведение мониторинга динамики формирования базовых видов компетентности выпускников на основе использования педагогами различных оценочных шкал и оценочных материалов (портфолио, дневник достижений). Для этого определены критерии (деятельностно-практический, мотивационноценностный, когнитивный) по всем видам компетенций, показатели владения обобщенной структурой профессиональной деятельности и установлены уровни (начальный, элементарный, продвинутый, высокий) сфор-мированности компетенций выпускников школы.
Для решения образовательных задач в соответствии с компетен-тностной моделью образования в образовательном учреждении должен быть создан комплекс названных ниже условий.
Дидактические условия.
1. Содержание обучения должно быть представлено в виде реальных затруднений, проблем, взаимосвязанных проблемных ситуаций, которые учащемуся предстоит решить. Роль учителя является консультационной, при этом приобретенное знание должно быть использовано обучающимися для добывания нового знания, для решения проблемных задач.
2. Ведущими методами обучения должны быть проблемно-поисковые, исследовательские, творческие, а основой учебного занятия - самостоятельная индивидуальная деятельность учащихся.
3. Педагогическому коллективу предстоит переосмыслить структуру образовательных целей, способов построения содержания и технологий обучения.
Смысловые (аксиологические) условия.
1. Формирование ценностного отношения выпускников школ к выбору профессии как сфере самореализации.
2. Отказ педагогического коллектива от стереотипов: от желания организовать образовательный процесс по устоявшимся сценариям, шаблонам, алгоритмам; от превалирующей роли в обучении детей, желания использовать в образовательном процессе «проверенные» подходы, методы и технологии; от акцента на усвоение материала, а не на овладении деятельностью.
3. Высокий уровень мастерства педагогов, позволяющий оценивать результативность решаемых образовательных задач через призму собственного опыта учителя.
4. Ориентация педагогов-предметников на целостный образ выпускника области, в формировании которого каждый из них лишь расставляет акценты.
5. Укрепление в образовательном процессе субъектной позиции учащихся путем расширения спектра самостоятельной деятельности.
6. Понимание теоретических знаний как ориентира решений практических задач и инструмента самоанализа.
Таким образом, в условиях реализации компетентностного подхода в образовании требуется разработка образовательной программы на основе использования метапредметного подхода для решения задач, стоящих перед системой современного образования.
Литература
1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Нар. образование: рос. обществ.-пед. журн. 2006. № 2. С. 216-222.
2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Перемены: пед. журн. 2004. № 2. С. 130-139.
3. Гаврилюк В. В., Сорокин Г. Г. Компетентностный подход в профессиональном образовании / / Образование и общество: науч. информ.-аналит. журн. 2006. № 3. С. 46-52.
4. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высш. образование сегодня: реформы, нововведения, опыт: журнал. 2006. № 8. С. 20-26.
5. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 5-12.
6. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: от теории к системе работы учителя // Изв. Рос. акад. образования. 1999. № 3. С.33-40.