Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ ПОЛЕЙ «БАБУШКА» И «ДЕДУШКА» В ХАКАССКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ'

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ ПОЛЕЙ «БАБУШКА» И «ДЕДУШКА» В ХАКАССКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
53
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ / СВОБОДНЫЙ АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ОБРАЗ БАБУШКИ / ОБРАЗ ДЕДУШКИ / LANGUAGE CONSCIOUSNESS / ASSOCIATIVE FIELD / FREE ASSOCIATIVE EXPERIMENT / IMAGE OF A GRANDMOTHER / IMAGE OF A GRANDFATHER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Покоякова К.А.

В данной статье предлагаются результаты исследования хакасских и русских ассоциативных полей «бабушка» и «дедушка», сформированных по итогам свободного ассоциативного эксперимента. Проведённый анализ выявил преимущественно позитивное восприятие образов бабушки и дедушки в языковом сознании обоих групп респондентов, а также доминанту группы реакций, указывающих на пожилой возраст, добрый и заботливый характер, мудрость и стереотипные виды деятельности или предметы, связанные с рассматриваемыми образами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND CONTENT OF ASSOCIATIVE FIELDS "GRANDMOTHER" AND "GRANDFATHER" IN THE KHAKASS AND RUSSIAN LANGUAGE CONSCIOUSNESS

This article offers the results of a study of the Khakass and Russian associative fields “grandmother” and “grandfather”, formed as a result of a free associative experiment. The analysis has revealed a predominantly positive perception of images of grandparents in the language consciousness of both groups of respondents, as well as a dominant group of reactions indicating old age, kind and caring character, wisdom, and stereotyped activities or objects associated with the images in question.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ ПОЛЕЙ «БАБУШКА» И «ДЕДУШКА» В ХАКАССКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ»

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ ПОЛЕЙ «БАБУШКА» И «ДЕДУШКА» В ХАКАССКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ

К.А. Покоякова, канд. филол. наук, старший научный сотрудник Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, г. Абакан)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11387

Аннотация. В данной статье предлагаются результаты исследования хакасских и русских ассоциативных полей «бабушка» и «дедушка», сформированных по итогам свободного ассоциативного эксперимента. Проведённый анализ выявил преимущественно позитивное восприятие образов бабушки и дедушки в языковом сознании обоих групп респондентов, а также доминанту группы реакций, указывающих на пожилой возраст, добрый и заботливый характер, мудрость и стереотипные виды деятельности или предметы, связанные с рассматриваемыми образами.

Ключевые слова: языковое сознание, ассоциативное поле, свободный ассоциативный эксперимент, образ бабушки, образ дедушки.

Понятие «языковое сознание» стало активно использоваться в отечественной психолингвистике с 90-х годов XX века [1, с. 115], когда Е. Ф. Тарасов акцентировал внимание на этом феномене, определив его главную составляющую в виде дихотомии «язык/сознание», где ведущая роль принадлежит, безусловно, сознанию [2, с. 36].

По мнению Н.В. Уфимцевой, языковое сознание можно охарактеризовать как «сознание человека, зафиксированное с помощью языка». Главными составляющими сознания выступают значения, которые «производятся обществом, но функционируют в деятельности и сознании конкретного индивида, в которых мы можем искать особенности мироощущения и самооценки представителя той или иной культуры. Языковое сознание не может быть объектом анализа в момент протекания процессов, реализующих его, оно может быть исследовано только как продукт бывшей деятельности, иными словами, может быть объектом анализа только в своих превращенных, отчуждённых от субъекта сознания формах (культурных предметах и квазипредметах)» [3, с. 243].

Убедительным, на наш взгляд, представляется обобщённое определение языкового сознания, предложенное Е.Ф. Тарасовым: «Языковое сознание - это образы сознания, овнешняемые языковыми средствами: отдельными лексемами,

словосочетаниями, фразеологизмами, текстами, ассоциативными полями и ассоциативными тезаурусами, как совокупностью этих полей» [4].

В психолингвистических исследованиях особую значимость имеют кросскультур-ные исследования, направленные на выявление этнокультурной специфики языкового сознания. В данной статье выявляются универсалии и этнокультурная специфика репрезентации образов бабушки и дедушки в языковом сознании носителей хакасского и русского языков.

Следует отметить, что психолингвистические исследования с привлечением материала хакасского языка начались с создания хакасских ассоциативных словарей (прямого и обратного) и ядра хакасского языкового сознания в 2000-2002 гг. А.П. Боргояковой [5]. В последние годы исследование хакасского языкового сознания продолжает активно разрабатываться и развиваться с опорой на указанные работы и с привлечением материала русского и английского языков [6, 7, 8].

Материалом нашего исследования послужили русские ассоциативные поля (АП) «бабушка» и «дедушка», полученные по итогам свободного ассоциативного эксперимента (САЭ) в 2013-2014 гг., и хакасские АП «ууча» и «ага», сформированные в результате проведения САЭ в 20152017 гг.

Сформированное АП стимульного слова «ууча» состоит из 200 ассоциаций. К группе положительных реакций, среди которых наиболее частотные - ынаг 'дружелюбная', паарсах 'нежная', чылыг 'тёплая' (31), относятся 38,5% ассоциат, остальные 61,5% являются нейтральными (плат 'платок', очки, собгре 'семья' и т.д.). Ассоциативное поле стимула «ага» включает 155 реакций с практически схожим с АП «ууча» соотношением позитивных и нейтральных ассоциаций: 35,48% и 64,52%, соответственно. Среди наиболее частотных можно выделить следующие ассоциа-ты: хь/йга'умный' (25), кир (кирг) 'старый' (25), улуг 'пожилой' (9), паарсах 'ласковый' (8); амыр 'спокойный' (6).

Ассоциативные поля стимульных слов «бабушка» и «дедушка» включают по 200 реакций. Следует отметить, что доля положительных ассоциаций в АП «бабушка» составила всего 16%, а на нейтральные реакции пришлось 84%. Среди наиболее частотных положительно-оценочных реакций можно выделить такие как добрая (17), доброта (9), забота (8), любимая (4) и т.д.

Как видно из приведённой таблицы, в АП «ууча» и «бабушка» на первом месте по частотности находится семантический блок «доброта, любовь, тепло», доля которого составляет 16% в соответствующем хакасском АП и 32% - в русском. Хакасские респонденты наделяют образ бабушки такими положительно-оценочными характеристиками как ынаг 'дружелюбная' (12), паарсах 'нежная' (10), амыр 'спокойная' (5), чылыг 'тёплая' (9) и т.д. Образ бабушки в восприятии русских информантов представлен следующими реакциями эмо-тивной оценки: добрая (17), забота (8), тепло (6), уют (6), доброта и улыбка (2), люблю (1) и др.

Значительную долю всех реакций в АП «ага» занимает пласт ассоциаций, описы-

Анализ аксиологических особенностей АП «дедушка» выявил 27,7% положительных ассоциаций (мудрость (15), мудрый (9), добрый (9) и др.), 5,5% - отрицательных и 67% - нейтральных.

Интересно отметить, что в русских ассоциативных полях «бабушка» и «дедушка» продуктивными оказались антонимические реакции, представленные соответствующими ассоциатами дедушка (14) и бабушка (9). Данные реакции занимают второе место по частотности в рассматриваемых АП. В то время как в хакасских АП «ууча» и «ага» подобная ассоциативная стратегия малопродуктивна и представлена единичными ассоциациями.

Проведённый анализ хакасских и русских ассоциативных полей «бабушка»/ «дедушка» выявил общие ядерные семантические блоки, связанные с указанием на их пожилой возраст, доброту, мудрость. Более того, выделяется целая группа ассоциаций, номинирующих различные атрибуты, предметы или виды деятельности, традиционно связанные или приписываемые образам бабушки и дедушки (табл. 1).

вающих пожилой возраст (35%): кирг 'старый' (25), улуг 'пожилой' (9), улуг юз1 'пожилой человек' (6), апсах 'старик' (2) и др.

В АП «дедушка» доминирует семантический блок «атрибуты, предметы, виды деятельности» (20%), обычно стереотипно ассоциируемый с образом дедушки в глазах современных русских респондентов: рыбалка (5), борода (5), деревня (2), дача (2), с сигаретой (1), трубка (1), трость (1), борода (как у Гендольфа) (1), очки (1), усы (1) и др.

Рассмотрим парадигматические и синтагматические схемы ассоциирования в рассматриваемых ассоциативных полях (табл. 2).

Таблица 1. Процентное соотношение семантических блоков-доминант в ассоциативных полях «бабушка» и «дедушка» (%)_

Семантические блоки УУЧА AFA БАБУШКА ДЕДУШКА

«пожилой возраст» 16% 35% 16,5% 15%

«доброта, любовь, тепло» 29% 6,4% 32% 7%

«ум, мудрость» 5,5% 17% 1,2% 16%

«атрибуты, предметы, виды деятельности» 6,5% 6,5% 17,5% 20%

Таблица 2. Соотношение парадигматических и синтагматических реакций в АП «бабушка» и «дедушка»

Схемы ассоциирования УУ^А AFA БАБУШКА ДЕДУШКА

Парадигматические связи 24% 27,09% 71% 73,5%

Синтагматические связи 76% 72,91% 29% 26,5%

«бабушка-дедушка» языковом сознании русских респондентов;

- доминанта оценочных ассоциаций, указывающих на добрый и заботливый характер, любовь бабушки в хакасском и русском ассоциативном поле;

- преобладание реакций, указывающих на пожилой возраст и мудрость дедушки в ассоциативном поле «ага», и ассоциаций, номинирующих стереотипные атрибуты, предметы или виды деятельности в ассоциативном поле «дедушка».

Исходя из приведённой таблицы, в ассоциативных полях «ууча» и «ага» доминирует синтагматическая схема ассоциирования - 76% и 72,91% соответственно, в русских АП преобладают парадигматические реакции - 71% и 73,5%.

Таким образом, проведённый анализ ассоциативных полей «бабушка» и «дедушка» в языковом сознании носителей хакасского и русского языков выявил:

- преимущественно позитивное восприятие данных образов с более «сильной» ассоциативной антонимической схемой

Библиографический список

1. Уфимцева Н.В. Языковое сознание - образ мира - языковая картина мира // Вопросы психолингвистики. - 2015. - №2 (28). - С. 115-120.

2. Тарасов Е.Ф. Языковое сознание // Вопросы психолингвистики. - 2004. - №2. С. 34-47.

3. Уфимцева Н.В. Русские глазами русских // Язык - система. Язык - текст. Язык - способность. - М., 1995. - С. 242-250.

4. Тарасов Е.Ф. Языковое сознание - перспективы исследования (предисловие) // Языковое сознание: содержание и функционирование: XIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации: тезисы докладов, 1-3 июня 2000 г., Москва / гл. ред. Е.Ф. Тарасов. - М.: Институт языкознания РАН и МГЛУ, 2000. - С. 3-4.

5. Боргоякова А.П. Образ мира в языковом сознании этноса (Хакасы. Русские. Англичане). - М.: Изд-во «Советский писатель», 2003. - 152 с.

6. Боргоякова Т.Г., Покоякова К.А. Антонимические отношения в ассоциативно-вербальной репрезентации носителей хакасского, русского и английского языков // Вопросы психолингвистики. - 2016. - №2 (28). - С. 72-87.

7. Покоякова К.А. Образ семьи в языковом сознании хакасских билингвов и монолин-гвов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2018. - №11. - С. 151-154.

8. Покоякова К.А. Особенности репрезентации образа матери в этнической картине мира // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - №3-2. - С. 6-8.

- 0имомогинеские nayKU -

STRUCTURE AND CONTENT OF ASSOCIATIVE FIELDS "GRANDMOTHER" AND "GRANDFATHER" IN THE KHAKASS AND RUSSIAN LANGUAGE

CONSCIOUSNESS

K.A. Pokoyakova, Candidate of Philology Sciences, Senior Researcher Katanov Khakass State University (Russia, Abakan)

Abstract. This article offers the results of a study of the Khakass and Russian associative fields "grandmother" and "grandfather", formed as a result of a free associative experiment. The analysis has revealed a predominantly positive perception of images of grandparents in the language consciousness of both groups of respondents, as well as a dominant group of reactions indicating old age, kind and caring character, wisdom, and stereotyped activities or objects associated with the images in question.

Keywords: language consciousness, associative field, free associative experiment, image of a grandmother, image of a grandfather.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.