Научная статья на тему 'Особенности динамики и этнокультурной специфики ассоциативных полей «Man» и «Woman»'

Особенности динамики и этнокультурной специфики ассоциативных полей «Man» и «Woman» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
114
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковое сознание / динамика / ассоциативное поле / этнокультурная специфика / образ женщины / образ мужчины / семантический гештальт / семантические зоны. / language consciousness / dynamics / associative field / ethnocultural specificity / image of a woman / image of a man / semantic gestalt / semantic zones

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — К. А. Покоякова

В статье выявляются этнокультурные особенности и изменения в языковом сознании носителей английского языка на примере бинарной оппозиции man/woman ‘мужчина/женщина’, представляющих константы американского языкового сознания, на основе материалов, полученных в ходе проведенного свободного ассоциативного эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — К. А. Покоякова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF DYNAMICS AND ETHNOCULTURAL SPECIFICITY OF ASSOCIATIVE FIELDS "MAN" AND "WOMAN"

The article identifies ethnocultural peculiarities and changes in the language consciousness of English speakers on the example of the binary opposition man / woman, representing the constants of the American language consciousness, based on materials of a free associative experiment.

Текст научной работы на тему «Особенности динамики и этнокультурной специфики ассоциативных полей «Man» и «Woman»»

ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СПЕЦИФИКИ АССОЦИАТИВНЫХ ПОЛЕЙ «MAN» И «WOMAN»

К.А. Покоякова, канд. филол.х наук, мл. науч. сотр. Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, г. Абакан)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10095

Аннотация. В статье выявляются этнокультурные особенности и изменения в языковом сознании носителей английского языка на примере бинарной оппозиции man/woman 'мужчина/женщина', представляющих константы американского языкового сознания, на основе материалов, полученных в ходе проведенного свободного ассоциативного эксперимента.

Ключевые слова: языковое сознание, динамика, ассоциативное поле, этнокультурная специфика, образ женщины, образ мужчины, семантический гештальт, семантические зоны.

Изучение языкового сознания в отечественной психолингвистике

проводится путем анализа вербальных ассоциаций, полученных при помощи ассоциативного эксперимента,

позволяющего получить «не только фрагмент вербальной памяти человека, но и фрагмент образа мира того или иного этноса, отражённого в сознании - среднего носителя той или иной культуры, его мотивов или оценок» [1, с. 144].

Этнопсихолингвистические исследования позволяют выявить как систему интегральных признаков и элементов, отражающих общность структуры и механизмов формирования языкового сознания, так и этнокультурную специфику образа мира конкретного этноса [2-5].

В данной статье предлагается анализ динамики ассоциативного мышления носителей английского языка на материале ассоциативных полей (далее АП) стимульных слов man 'мужчина' и woman 'женщина' с позиции совпадения по степени смысловой близости.

В основе анализа - материалы пилотажного свободного ассоциативного эксперимента (далее САЭ), проведённого нами в письменной форме в период с 2009 по 2013 годы с привлечением 350 американских респондентов, студентов Западно-Вашингтонского университета, в

возрасте от 16 до 35 лет. В качестве стимульных слов были предложены слова на английском языке: MAN и WOMAN.

Для выявления динамики и этнокультурной специфики репрезентации образов мужчины и женщины в языковом сознании носителей английского языка нами был проведён сопоставительный анализ ассоциативных полей: АП-1 и АП-2. АП-1 представлены в Ассоциативном тезаурусе английского языка [6], а АП-2 получены по итогам САЭ.

Для анализа полученных

ассоциативных полей использовался метод семантического гештальта

Ю. Н. Караулова [7].

Результаты САЭ показали, что высокую наполняемость имеет семантическая зона «Кто» (39% в АП-2 MAN, 78% в АП-1 MAN; 39% в АП-2 WOMAN, 74% в АП-1 WOMAN), далее следует зона «Какой» (37% в АП-2 MAN, 6% в АП-1 MAN; 35,2% в АП-2 WOMAN, 7% в АП-1 WOMAN).

Первое место в рейтинге семантических зон (далее СЗ) занимает СЗ «Кто», которая отличается большим разнообразием реакций в АП-2 обоих стимульных слов в сравнении с АП-1. В рассматриваемой СЗ лидирует группа реакций с контрастными признаками sex/gender и adult/non-adult (АП-2 MAN - 61%, АП-1 MAN - 90 %; АП-2 WOMAN - 75%, АП-1 WOMAN -

93%). В АП-2 доминирующая реакция на стимул MAN - woman 'женщина' (36 реакций), на стимул WOMAN - man 'мужчина' (35). Примечательно, что в Ассоциативном тезаурусе английского языка эти антонимы составляют больше половины всех реакций: 66 реакций в АП-1 MAN и 59 ассоциаций в АП-1 WOMAN.

В нашем эксперименте MAN представлен более разнообразным набором ассоциаций (boy, guy, dude, male, man, me, myself, himself, him), чем в АП-1 MAN: girl, male, me, men (6%—10%). В АП-2 WOMAN также отмечается рост доли синонимических реакций (8—>12%), включающих следующие ассоциаты: girl, female, lady, woman, gal, Eva, non-male.

К изменениям, произошедшим в американском ЯС, следует отнести небольшое увеличение количества реакций, отражающих традиционные семейные роли. В СЗ «персоналии» АП-2 MAN ассоциация father (dad) 'отец (папа) составляет 7%, в АП-2 WOMAN реакция mom (mother) 'мать (мама)' - 11%. В АП-1 MAN присутствует только одна реакция father (1%), а в АП-1 WOMAN такая ассоциация вообще не обнаружена. Роль женщины как жены отражена в АП-2 WOMAN реакциями wife, sweetheart 'жена, возлюбленная' (противоположная реакция husband 'муж'), которые составляют 2,4%. Необходимо отметить, что вес таких реакций в данной СЗ АП-2 является незначительным, намного уступая аналогичным хакасским и русским показателям (45% на слово-стимул ИР, 86% - ИПЧ1; 28% - МУЖЧИНА, 65% -ЖЕНЩИНА).

Другой отличительной особенностью АП-2 является появление реакций, отражающих стереотипные американские мужские образы: cowboy 'ковбой', lumberjack 'дровосек', firefighter 'пожарный'. Интересным в свете развития современных гендерных трансформаций представляется наличие единичных ассоциаций, фиксирующих мужскую и женскую гомосексуальность: gay, lesbian.

Отличительной особенностью АП-2 обоих слов-стимулов являются

индивидуальные ассоциации в виде так

называемых прецендентных имен: Eva, Beyonce, James Bond, Mars, Heath Ledger, Eric Bana, Sarah Connor, Virginia Woolf, Hernest Hemingway (4%).

Второй по частотности семантической зоной является СЗ «Какой». Ведущей ассоциацией в АП-2 MAN и WOMAN является реакция strong 'сильный(-ая)': 25 реакций в АП-2 MAN и 24 - в АП-2 WOMAN. Ассоциации masculine 'мужественный', tough 'сильный, independent 'независимый', big 'большой', stoic 'мужественный конкретизируют понятие силы и вместе с ассоциатом strong составляют 43% всех реакций в рассматриваемой зоне АП-2 MAN. В АП-2 WOMAN такую группу образуют ассоциации independent ' независимая' , powerful 'влиятельная', competitive ' конкурентоспособная', liberated

'свободная', которые вместе с реакцией strong составляют 30%. Можно сделать вывод о том, что в сознании американских одной из главных составляющих образа женщины является ее независимый характер. Примечательно, что в АП-1 MAN реакция strong встречается не так часто, а в АП-1 WOMAN вообще не обнаруживается ведущей реакции; единичные ассоциаты типа soft, great, fine, naked, beautiful, lovely, her составляют 6% всего ассоциативного материала.

На первом месте в рассматриваемой зоне АП-2 WOMAN находится группа ассоциаций, связанных с выражением женской красоты (42%). Наряду с ведущим ассоциатом beautiful'красивая' в эту группу входят следующие реакции-характеристики: pretty, sexy, majestic, gorgeous, attractive, interesting, admirable, lovely и т.д. Сектор ассоциаций, отражающих внешнюю привлекательность мужчины, представлен только двумя реакциями: handsome 'красивый' и interesting 'интересный. В характеристике мужской внешности акцент делается на высокий рост (tall) и телосложение (big, large). Об особом значении для американских информантов признака tall говорит второе место этой реакции после ассоциации strong (13 реакций).

В целом, в АП-2 преобладают позитивные оценки мужчины (80%) и женщины (89%). Мужчина, например, наделяется такими качествами, как ответственность (responsible, in charge), уверенность (confident, assertive), учтивость и вежливость (respectful), а для женщины характерным считается мягкость и нежность (gentle, delicate, tender, soft), чувствительность (emotional, sensitive, sensual), отзывчивость (compassionate, helpful), заботливость (caring).

Реакции, представляющие собой имена прилагательные с отрицательной коннотацией, занимают сравнительно небольшое место в СЗ «признаки». В целом, в АП-2 MAN таких реакций 8%: scary, messy, complicated, childish, close-minded, reckless, inconsiderate, rowdy, emotionally dysfunctional, generic, nervous, oversimplified, hollow, lost, damn, etc.; а в АП-2 WOMAN -4%: weak, aggressive, fierce, confusing, mean, conflicted, etc.

Таким образом, анализ ассоциативных полей MAN и WOMAN, сформированных по итогам САЭ и представленных в Ассоциативном тезаурусе английского языка, с точки зрения семантических зон и соотношения парадигматических и синтагматических схем ассоциирования, позволяет сделать следующие выводы:

1. В структуре АП-2 лидерство сохраняет СЗ «Кто» с ведущими антонимическими ассоциатами man и woman, составляя 25% и 26% в соответствующих АП.

2. При значительном преобладании парадигматических реакций в АП-2 (58%

и 61% соответственно) наблюдается и сохранение семантической доминанты «биологический пол» с учетом возрастного маркера.

3. В аксиологическом компоненте АП-2 реакции с позитивной оценкой доминируют, составляя:

- 21% и 29% с учетом всех СЗ (на отрицательно-оценочные ассоциации приходится 8% и 4% соответственно);

- 85% на слово-стимул MAN и 89% на стимул WOMAN в СЗ «признаки» с увеличением на 5% и 18% по сравнению с АП-1.

4. В СЗ «Какой» АП-2 обоих стимульных слов выявлены:

- сохранение актуальности семантической группы «физическая и моральная сила» в АП MAN;

- появление в АП WOMAN ведущего семантического компонента, позитивно характеризующего силу и независимость - 30%;

- актуальность реакций, обозначающих женскую красоту (beautiful) - 42%.

5. Этнокультурные особенности американского языкового сознания проявляются через прецедентные имена (James Bond, Heath Ledger, Beyonce, Virginia Woolf, Hernest Hemingway, Sarah Connor, Eric Bana), культурно-обусловленные стереотипы «мужской» деятельности (cowboy, lumberjack, firefighter), гендерные метафоры, базирующиеся на зоонимах (bear, monkey, animal, cougar, dove, cheetah, dolphin), а также на природных явлениях и объектах (typhoon, rock, fire).

Библиографический список

1. Уфимцева Н.В. Русские: Опыт ещё одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: ИЯ РАН, 1996. С. 139-162.

2. Боргоякова Т.Г. Человек и его социальное пространство в хакасском языковом сознании // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2017. №3 (17). С. 50-57.

3. Боргоякова Т.Г., Покоякова К.А. Антонимические отношения в ассоциативно-вербальной репрезентации носителей хакасского, русского и английского языков. // Вопросы психолингвистики. №28. 2016. С. 72-87.

4. Боргоякова Т.Г., Покоякова К.А. Динамика содержания ассоциативных полей, характеризующих возраст и материальное положение человека в хакасском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №10-3 (76). С. 74-77.

5. Покоякова К.А. Этнокультурный и гендерный аспекты репрезентации бинарной оппозиции мужчина/женщина в языковом сознании носителей хакасского, русского и

английского языков: автореферат дис. ... кандидата филологических наук / Сиб. Федер. ун-т. Красноярск, 2017. 43 с.

6. The Associative Thesaurus of English / G.R. Kiss, C. Armstrong, J. Piper. Edinburgh: University Press, 1972 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eat.rl.ac.uk/ (дата обращения: 22.07.2012).

7. Караулов Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Языковое сознание и образ мира, 2000 [Электронный ресурс]. URL: http://www.iling-ran.ru/library/psylingva/sborniki/Book2000/html_204/4-1.html (дата обращения: 15.10.2013).

PECULIARITIES OF DYNAMICS AND ETHNOCULTURAL SPECIFICITY OF ASSOCIATIVE FIELDS "MAN" AND "WOMAN"

K.A. Pokoyakova, candidate of philology sciences, junior researcher Katanov Khakass state university (Russia, Abakan)

Abstract. The article identifies ethnocultural peculiarities and changes in the language consciousness of English speakers on the example of the binary opposition man / woman, representing the constants of the American language consciousness, based on materials of a free associative experiment.

Keywords: language consciousness, dynamics, associative field, ethnocultural specificity, image of a woman, image of a man, semantic gestalt, semantic zones.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.