УДК 338.45
СТРУКТУРА И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
ПРЕДПРИЯТИЯ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
У.В. Фортунова
Статья посвящена важнейшему вопросу экономики - оценке экономического потенциала предприятия радиоэлектронной промышленности в условиях формирования цифровой экономики. Рассмотрена структура и показатели оценки экономического потенциала предприятия радиоэлектронной промышленности, субпотенциалы и оценочные показатели. Сделаны выводы о том, что экономический потенциал - это не только резервы и возможности организации, а также умение эффективно использовать имеющиеся ресурсы предприятия с целью разработки механизма сбалансированного его развития.
Ключевые слова: экономический потенциал, промышленное предприятие, радиоэлектронная промышленность.
Проведенные исследования и результаты практической деятельности показывают, что в настоящее время цифровизация охватывает все отрасли экономики и даже повседневную (бытовую) жизнь людей. Однако особое значение приобретает цифровая трансформация и цифровизация основных отраслей экономики - промышленности, энергетики, транспорта, здравоохранения, образования - поскольку эффект от цифро-визации этих отраслей для развития экономики будет значительным. Связано это, прежде всего с тем, что новейшие цифровые технологии и платформы кардинально меняют бизнес-модели, при этом существенно повышая их эффективность благодаря отсутствию посредников и наличию сетевых (синергетических) эффектов. [1]
Значимость радиоэлектронной промышленности (далее РЭП) в современной экономике трудно переоценить. Роль РЭП состоит в том, что она концентрирует в себе ведущие инновационные технологии, являясь, таким образом, одной из ведущих отраслей-продуцентов инноваций. Кроме этого, в любой конечной продукции, так или иначе, присутствуют электронные компоненты, радиоэлектронные узлы, блоки, модули, приборы; продукция РЭП определяет инновационный потенциал и возможность его реализации для всей конечной продукции; продукция РЭП также является незаменимой с точки зрения расширения функциональных возможностей обитания человека. [2]
Основная часть. Развитие предприятия радиоэлектронной промышленности может вызывать сложности без подхода, в котором будет виден результат стратегии и применение (реализация) управленческих решений. Использование интегрального значения экономического потенциала может обеспечить обобщённую оценку результата.
Цель исследования представить структуру и показатели оценки экономического потенциала предприятия радиоэлектронной промышленности.
Задачи исследования:
1. Сформулировать авторское определение экономического потенциала, которое учитывает основные характеристики экономического потенциала;
2. Установить связь и влияние субпотенциалов и показателей между собой и на итоговое значение экономического потенциала;
3. Сформировать структуру оценки экономического потенциала.
Методика исследования. Термин «потенциал» происходит от латинского слова «р^епйа», который означает силу, мощь, власть, преимущество. В экономике он используется в значении как источник возможности, особенности, преимущества. В широком смысле данное определение трактуется как «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использова-
ны для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области».
[3].
Нельзя не отметить, что применение категории «экономический потенциал» при анализе деятельности хозяйствующего субъекта имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, данная категория отражает комплексную оценку текущего и перспективного состояния хозяйствующего субъекта, при этом хозяйствующий субъект оценивается с различных сторон, что является преимуществом перед традиционным финансовым анализом. С другой стороны, в настоящее время нет универсальной методики количественной оценки, требуется сбор и обработка большего массива информации, помимо этого, наблюдаются противоречия и расхождения в трактовке категории «экономический потенциал», что вызывает сложности при анализе»
[4].
По данным из табл. 1, можно сделать вывод, что экономический потенциал -это совокупность концептуальных способностей предприятия, которые не могут воспроизвести конкуренты, что обеспечивает предприятию возможность адекватно отвечать на разнонаправленные воздействия внешней среды и дает возможность оказывать на неё воздействия.
Таблица 1
Определения экономического потенциала_
Автор/источник Определение
Е.В. Жоглина[5] Возможность для предприятия в достижении целей, при использовании имеющихся у него ресурсов
В.Н. Щепетова[6] Реальная способность хозяйствующего субъекта обеспечивать долгосрочное функционирование, достигать поставленных целей на основе рационального использования системы имеющихся ресурсов с учетом взаимодействия с факторами внутренней и внешней среды.
О.А. Жгунова[7] Структурированная и сложная экономическая категория, которая включает в себя набор возможностей, средств и доступных ресурсов, которые взаимодействуют с внешней и внутренней средой для обеспечения устойчивого развития и достижения стратегических целей, помимо удовлетворения потребностей населения и социальных нужд.
И.И. Юнусов[8] Мера способностей, формирующаяся в результате взаимодействия трудовых активов компании, основных средств, оборотных средств и ресурсов предприятия.
О.С. Сухарев[9] Совокупность имеющихся ресурсов (природных, физических - капитала, людских)
А.О. Макарова[10] Планирование, организация, руководство и контроль над формированием и использованием имеющихся ресурсов организации в рамках стратегического ориентира с учётом влияния внешних факторов и будущих возможностей для достижения стратегических целей организации
Нельзя не отметить, что применение категории «экономический потенциал» при анализе деятельности хозяйствующего субъекта имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, данная категория отражает комплексную оценку текущего и перспективного состояния хозяйствующего субъекта, при этом хозяйствующий субъект оценивается с различных сторон, что является преимуществом перед традиционным финансовым анализом. С другой стороны, в настоящее время нет универсальной методики количественной оценки, требуется сбор и обработка большего массива информации, помимо этого, наблюдаются противоречия и расхождения в трактовке категории «экономический потенциал», что вызывает сложности при анализе».
Анализ экономического потенциала показывает, по каким направлениям надо вести работу, которая дает возможность выявить важные аспекты, в том числе слабые и сильные стороны потенциала и субпотенциалов.
Экономический потенциал можно разделить на несколько уровней, а именно макроэкономический и микроэкономический. Под потенциалом макроуровня понимается потенциал страны, региона и других крупных субъектов; микроуровень экономического потенциала - потенциал уровня предприятия.
Выделим основные субпотенциалы, которыми будет описано предприятие:
производственный;
инновационный;
финансовый;
кадровый;
маркетинговый;
цифровой.
Проведем анализ каждого из выделенных субпотенциалов, раскроем его основные функции и существующие методы анализа.
Производственный субпотенциал хозяйственной системы есть совокупность ресурсов, представленных в ее распоряжение для созидательной деятельности. Количественные и качественные параметры этих ресурсов, а также их интеграция определяют производственную способность хозяйственного звена. [12]
Исследование источников на тему производственного потенциала, показало, что при его анализе обычно используют два подхода. Суть первого подхода состоит в том, что исходят из производственной составляющей, когда соединены различные ресурсы для создания нового продукта. Во втором подходе потенциал используется как показатель эффективности использования ресурсов.
Наиболее значимыми при оценке производственного потенциала предприятия являются следующие составляющие [13]:
производственная составляющая - основные производственные фонды предприятия;
материальная составляющая - оборотные средства предприятия, материальные ресурсы;
кадровая составляющая - персонал;
технико-технологическая составляющая - техническая база предприятия и применяемые технологии;
информационная составляющая - особые знания, информационные технологии и ресурсы.
Анализ методик оценки производственного потенциала позволил выделить несколько подходов, они делятся на экспертные, ресурсные и доходные. [14]
Таким образом видно, что каждый из подходов имеет свои достоинства и недостатки. Ключевыми минусами данных подходов являются: оторванность промышленного потенциала от остального предприятия, ориентированность только на одну из сред, выражение производственных показателей в большинстве своем через финансовые.
Инновационный субпотенциал является совокупностью материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Особое значение в научно-техническом потенциале занимает информация, которая и определяет уровень данного потенциала. Научная сфера прежде всего связана со сбором, переработкой и выдачей информации, которая необходима для создания инновационной продукции или новых методов и решений.
Разуваев В.В. [15] делит инновационный потенциал на два вида факторов: факторы, которые отражают ресурсную составляющую потенциала и факторы, которые выступают в качестве результатов оценки инновационной деятельности.
Центральной задачей инновационного потенциала является формирование структуры, которая будет использоваться для обеспечения роста вложений и увеличения прибыльности предприятия за счет ввода инновационных методов и продуктов. Инновационный потенциал может включать в себя:
материально-техническое обеспечение - обеспеченность оборудованием, оргтехникой, уровень технического оснащения испытательной базы;
научно-технические показатели - количество открытий и изобретений, рационализаторские предложения, величина научного задела;
нововведенческие показатели - уровень наукоёмкости продукции, степень новизны продукции, количество патентов и ноу-хау;
рыночные показатели - уровень конкурентоспособности новой техники/продукции, количество заказов на НИОКР;
экономические показатели - суммарные затраты на научную деятельность и исследования, стоимость интеллектуального продукта;
кадровый потенциал - структура кадрового состава, занятого нововведениями, число сотрудников с учеными степенями.
Разработанность темы научно-технического потенциала очень высока. Однако у всех методик есть один общий минус - сосредоточенность на одном потенциале. Некоторые методики, рассматривая потенциал, включают в него кадры, финансы, сбыт и другие субпотенциалы, однако научный подминает всё это под себя. Если предприятие - научно-исследовательский институт или какое-то специальное исследовательское объединение, то концентрирование именно на науке обосновано, но, если предприятие производит товары или услуги и наука является только частью общего процесса, усиление какой-либо части может быть губительным для предприятия.
Финансовый субпотенциал определяется уровнем доступности и наличия различных финансовых ресурсов, а именно источниками финансирования для успешной деятельности предприятия. Основные подходы к оценке финансового потенциала делятся на ресурсный, функциональный, комплексный, эффективность финансовых результатов.
Финансовый потенциал в первую очередь основываются на финансовых ресурсах. Финансовые ресурсы могут быть разнообразны:
Денежные накопления и доходы, которые создаются в процессе распределения и перераспределения ресурсов организации и обеспечивающие процесс производства; денежные ресурсы в виде внутренних и внешних поступлений; фонды денежных ресурсов, формирующиеся хозяйствующими субъектами и использующийся для производства продукции или услуг;
денежные средства, направленные на основные и оборотные средства; совокупность активов, обращающиеся в денежную форму и использующиеся для обеспечения деятельности предприятия;
наиболее ликвидные активы, обеспечивающие непрерывность денежных потоков.
Исследование методов оценки финансового потенциала [16-18] показал, что они часто близки по своей сути. В основном в них используются такие финансовые показатели и коэффициенты:
коэффициент текущей платежеспособности; коэффициент финансовой устойчивости; коэффициент ликвидности; рентабельность собственного капитала; рентабельность (цена) заемных средств; рентабельность продаж; экономическая рентабельность и др.
Методики в случае с финансовым потенциалом - объединение тех или иных показателей и коэффициентов в группе для наиболее глубокого и всеохватывающего исследования финансового потенциала высокотехнологического промышленного предприятия. Однако, в группы объединяются часто одни и те же показатели, хоть и в разной последовательности.
Следовательно, только анализ коэффициентов для оценки финансового потенциала недостаточен, необходима система и учет нужного количества показателей, а также выход на объем предприятия, не ограничиваясь только финансовыми показатели устойчивости, рентабельности и ликвидности.
Кадровый субпотенциал высокотехнологического производственного предприятия является способностью работников к исполнению своих трудовых обязанностей. Он включается имеющиеся у работников профессиональные умения, навыки и познавательные способности.
Качественная сторона трудового потенциала характеризуется[19]: психофизиологического развития;
профессионально-квалификационным уровнем трудоспособного населения; социально-личностными характеристиками.
Количественная сторона трудового потенциала выражается численностью трудоспособных работников и ресурсами рабочего времени (потенциальным фондом рабочего времени).
Исследование кадрового потенциала необходимо любой организации, которая хочет получить максимальную отдачу от своих работников. Кадровый потенциал необходим каждому предприятию, на котором работает больше одного человека.
Разработка кадрового потенциала в литературе довольно существенна, но нет никакой единой системы оценивания человеческих ресурсов с точки зрения предприятия. Часто оценки идет отдельно человека и его человеческих способностей: трудолюбие, аккуратность, дисциплина. Редко, когда оценка идет на выработку или добавочную стоимость. Однако нет системы оценки влияния работы человека и то, как вся эта работа отражается на предприятии в целом. Возможность это увидеть или почувствовать, увеличила бы вовлеченность персонала в свою работу.
Маркетинговый субпотенциал является подходом к технологии долгосрочного сбалансированного координирования деятельности хозяйствующего субъекта, в основе которого лежат маркетинговые инструменты, позволяющие сформировать модель его функционирования.[20]
Наиболее важными факторами маркетингового потенциала, увеличивающими возможности предприятия, являются его рыночные возможности [21,22]:
положение предприятия на рынке по отношению к другим участникам; способность вести успешную конкурентную борьбу; возможности добиваться успеха;
влияние на поведение рынка, потребителей и конкурентов. Проработка потенциала не является очень хорошей. Большинство методов используют схожие методики анализа, которые используют функциональную зависимость маркетингового потенциала от других потенциалов, которые могут изменяться от работы к работе.
Цифровой субпотенциал является способностью предприятия по внедрению, применению и сопровождению технических средств и программного обеспечения для них, а также обеспечению информационной безопасности предприятия.
Количество статей со словосочетанием «информационный потенциал» не много. Так же стоит отметить, что синонимом слова цифровой в данном вопросе выступает «информационный». Однако, на сегодняшний день отсутствуют целостные методики количественной и качественной оценки информационного потенциала[23], так и цифрового [24].
Рассмотрев потенциалы и методы их оценки, видно, что не все потенциалы проработаны на достаточно высоком уровне. Часто одни и те же идеи курсируют из статей в статьи с небольшими изменениями и улучшениями. Большинство методов в выделенных потенциалах разделяются дальше, на более мелкие потенциалы, которые в итоге собираются обратно и показывают значения потенциала. Например, маркетинговый субпотенциал может разделиться на научно-технический, кадровый, производственный и др. т.е., на те, что и являются обычными, цельными субпотенциалами. Таким образом, есть потребность в объединении в одну систему всех выделенных субпотенциалов.
Полученные результаты. Процесс оценки экономического потенциала предполагает расчет субпотенциалов, значение которых характеризует состояние предприятия. Вывод об эффективности функционирования предприятия должен основываться, в том числе и на значение субпотенциалов, которые рассчитывается в соответствии с показателями.
Основные требования, которые должны быть удовлетворены системой показателей, - максимальное соответствие целям оценки экономического потенциала и полнота отражения результата. Главной целью оценки экономического потенциала является поиск возможностей и путей повышения значения субпотенциалов и показателей. Соблюдение второго требования возможно при выявлении как можно большего количества показателей.
Ниже приведенная таблица отражает показатели, сгруппированные относительно субпотенциалов, которые отражают функциональную составляющую экономического потенциала. Каждый из показателей может быть получен из открытого доступа и имеет определенное место, указанное в балансе, годовом отчете или приложения к годовому бухгалтерскому балансу, которые находятся в третьем столбце «примечание».
Таблица 2
Выделенные субпотенциалы и соответствующие
им показатели (разработано автором)_
Субпотенциал Показатели Примечание
Производственный Сумма основных средств строка 1150 Бухгалтерского баланса: Основные средства
Сумма амортизируемого имущества строка 5640 Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
Сумма малоценных и быстроизнашивающихся предметов Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности таблица Внеоборотные активы пункт 5, стр. 7
Количество сырья, материалов и др. аналогичные ценности строка 12101 Бухгалтерского баланса
Затраты запасов в незавершенном производстве строка 5405 Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
Тепловая энергия таблица V. Информация об объёме каждого из энергоресурсов, использованных в отчетном году стр. 3 Годового отчета
Электрическая энергия таблица V. Информация об объёме каждого из энергоресурсов,использованных в отчетном году стр. 3 Годового отчета
Инновационный Количество открытий, изобретений, НИОКР Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности таблица Внеоборотные активы (нематериальные активы) пункт 3, стр. 8
Незаконченные и неоформленные НИОКР и незаконченные операции по приобретению нематериальных активов строка 5160 Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
Стоимость интеллектуального продукта строка 5100 Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
Суммарные затраты на исследования строка 1120 Бухгалтерского баланса
Результаты НИОКР строка 5140 Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
Окончание таблицы 2
Субпотенциал Показатели Примечание
Финансовый Суммарные активы строка 1600 Бухгалтерского баланса
Уровень чистой прибыли строка 2400 Бухгалтерского баланса
Сумма дебиторской задолженности строка 1230 Бухгалтерского баланса
Сумма краткосрочных финансовых вложений строка 1240 Бухгалтерского баланса
Количество заемных средств (краткосрочн. обязательства) строка 1510 Бухгалтерского баланса
Сумма кредиторской задолженности строка 1520 Бухгалтерского баланса
Кадровый Производительность труда таблица III. Перспективы развития акционерного общества стр. 3 Годового отчета
Фонд рабочего времени строка 5620 Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
Средняя заработная плата на предприятии Среднее значение всех зарплат на популярных сайтах поиска работы (https://spb.hh.ru/, https://www.superjob.ru/ и др.) за определенный год
Маркетинговый Количество реализованной продукции Пояснительная записка в бухгалтерской отчетности раздел 3.1 Объем продаж по видам деятельности
Остатки готовой продукции на складе строка 12105 Бухгалтерского баланса
Себестоимость проданных изделий строка 2120 Отчет о финансовых результатах
Уровень выручки от продаж строка 2110 Отчет о финансовых результатах
Количество прибыли/убытка от реализованной продукции строка 2200 Отчет о финансовых результатах
Цифровой Программы для ЭВМ строка 5162 Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
Стоимость офисного оборудования строка 5204 Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
Приведенные показатели по каждому субпотенциалу необходимо исследовать. Стоит отметить, что важное качество всех показателей - доступность. Доступность различных показателей часто очень сильно меняется от одного предприятия к другому, следовательно, показатели должны находиться в открытом доступе. Представленная табл. 2 отражает исследованные различные показатели у разных предприятий, в ней отмечено соответствие субпотенциалов и показателей, которые чаще всего находятся в открытом доступе.
В объемном виде структура экономического потенциала предприятия представлена на рисунке. На рисунке показана схема взаимодействия и связи показателей, субпотенциалов и экономического потенциала.
Проводя анализ экономического потенциала предприятия важно четко видеть структуру потенциала, элементы из которых он состоит, взаимосвязь этих элементов в процессе работы предприятия. Стоит учитывать, что элементы экономического потенциала должны быть сбалансированы, т. к. только в таком случае можно говорить о максимальной полной реализации потенциала, а низкие значения по одному или несколькими субпотенциалами могут являться сдерживающим фактором развития предприятия.
Можно заметить, что субпотенциалы, которые входят в состав экономического потенциала, являются самостоятельными категориями, которые имеют свой состав показателей, однако взаимодействуют друг с другом и взаимодополняют.
Состав, структура и показатели экономического потенциала должны определятся лицом, принимающим решения и согласовываться с его виденьем стратегических целей. По этой причине структура и состав субпотенциалов, их показателей может изменяться, поэтому оценку следует производить с некоторой периодичностью, что позволит вовремя я реагировать на складывающиеся тенденции.
Структура экономического потенциала предприятия (разработано автором)
Заключение. В статье рассмотрены некоторые подходы к определению понятия «экономический потенциал», рассмотрена структура и состав его основных частей. Сформулировано авторское определение, которое учитывает основные характеристики экономического потенциала, при этом были учтены противоречия и недостатки, которые имелись в других определениях. Установлена связь и влияние субпотенциалов и показателей между собой и на итоговое значение экономического потенциала, сформирована структура экономического протенциала.
Функционирование любой системы происходит в условиях разнообразного взаимодействия с внутренними и внешними факторами среды. Совокупный анализ частей экономического потенциала, поможет увидеть достигнутый уровень экономического потенциала предприятия радиоэлектронной промышленности.
Экономический потенциал предприятия представляет собой интегральную оценку исследуемого объекта, которая осуществляется в стратегических приоритетах под влиянием внешней и внутренней среды, поэтому в настоящее время вопросы по структуре и показателям экономического потенциала требуют дальнейшего исследования.
Список литературы
1. Бабкин А.В., Ташенова Л.В. Концептуальная модель организационно-экономического механизма управления цифровым потенциалом системообразующего инновационно-активного промышленного кластера // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 29 (3). С. 58-63.
2. Пирожок А.В. Система показателей стратегического и операционного маркетинга на предприятиях радиоэлектронной промышленности // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Т. 10. № 5-1. С. 468-478.
3. Лапин Е.В. Экономический потенциал предприятия. [Электронный ресурс] URL: http:// lubbook.net/book_610.html (дата обращения: 10.01.2021).
4. Шешукова Т.Г., Колесень Е.В. Экономический потенциал предприятия: сущность, компоненты, структура // Вестник Пермского университета. История. 2011. № 4. С. 118.
5. Жоглина Е.В. Согласование механизмов управения развитием экономического потенциала: автореф. дис... канд. экон. наук. Ставрополь, 2008. 16 с.
6. Щепетова В.Н. Системано-целевой подход к анализу экономического потенциала коммереской организации: автореф. дис. канд. экон. наук. Орел, 2008. 25 с.
7. Жигунова А. О. Теория и методология анализа и прогнозирования экономического потенциала предприятия: монография. М.: ИД «Финансы и Кркдит», 2010. 140 с.
8. Юнусов И.И. Формирование и эффективность использования экономического потенциала строительного предприятия (на примере Республики Татарстан): автореф. дис. канд.экон.наук. М.: 2006. 20 с.
9. Сухарев О.С. Развитие социально-экономического потенциала россии: теория и практика // Экономика региона. 2016. Т.12, Вып. 1. С. 312-321.
10. Макарова А.О. К вопросу поиска определения, содержания и современного состояния понятия экономический потенциал организации // Инновационная наука. 2018. № 9. С. 26-29.
11. Никольская Э.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности полиграфических предприятий. Учебник. М.: Изд-во МГУП, 2002. 351 с.
12. Анализ основных элементов производственного потенциала предприятия [Электронный ресурс] URL: http://afdanalyse.ru/publ/finansovvi analiz/1/1/17-1-0-76 (дата обращения: 10.01.2021).
13. Дубнина Н.А. Производственный потенциал промышленного предприятия и методы его оценки // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2015. № 10. С. 1.
14. Разуваев В.В. Методика оценки научно-технического потенциала регионов Российской Федерации // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2012. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/artlcle/n/metodlka-otsenkl-nauchno-tehnicheskogo-potentsiala-regionov-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 10.01.2021).
15. Белова Е.В., Ковальчук Г.В. Методика оценки финансово-инвестиционного потенциала предприятий АПК // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2010. № 9 (71). С. 88-91.
16. Кабанова Н.И. Методические подходы к оценке финансового потенциала предприятий // Новые технологии. 2013. № 2. С. 9-17.
17. Чурсина Ю.А., Ленкова Е.А. Финансовый анализ предприятий малого бизнеса. Проблемы, пути решения [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/ arti-cle/v/finansovyy-analiz-predpriyatiy-malogo-biznesa-problemy-puti-resheniya (дата обращения: 10.01.2021).
18. Мерзлякова И.О. Трудовой потенциал предприятия: структура, формирование, развитие // Вопросы структуризации экономики. 2010. №2. С. 346-350.
19. Афоничкин А.И., Манин П.В., Чиранова Т.И. Управление внешнеэкономическим потенциалом промышленных предприятий (Монография) // Саран.кооп. ин-т рос. ун-та кооперации. Саранск, 2012. 248 с.
20. Афоничкин А.И., Колесник Е.Н. Управление развитием компании на базе концепции маркетингового потенциала // Научно-технические ведомости, СПбГПУ 2012. №4(151). 250 с.
21. Юлдашева О.У. Вопросы теории и методологии формирования маркетингового потенциала компании // Известия СПбГУЭФ. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, №4, 2005.
22. Мансурова Н.А., Орлова К.В. Оценка интенсивности развития информационного потенциала предприятия // Экономические исследования. 2016. № 1. С. 1.
23. Городнова Н.В., Пешкова А.А. Развитие теоретических основ оценки цифрового потенциала промышленного предприятия // Дискуссия. 2018. № 5 (90). С. 74-84.
Фортунова Ульяна Владимировна, экономист, fortunova@,mail.ru, Россия. Санкт-Петербург, АО ««НТЦВСП ««Супертел ДАЛС»
STRUCTURE AND INDICA TORS OF THE ASSESSMENT OF THE ECONOMIC POTENTIAL OF THE RADIO-ELECTRONIC INDUSTRY ENTERPRISE
U.V. Fortunova
The article is devoted to the most important issue of economics-the assessment of the economic potential of the radio-electronic industry in the context of the formation of the digital economy. The structure and indicators of the assessment of the economic potential of the enterprise of the radio-electronic industry, subpotentials and estimated indicators are considered. Conclusions are drawn that the economic potential is not only the reserves and capabilities of the organization, but also the ability to effectively use the available resources of the enterprise in order to develop a mechanism for its balanced development.
Key words: economic potential, industrial enterprise, radio-electronic industry.
Fortunova Uliana Vladimirovna, economist, fortiinovaamail.ru, Russia. Saint Petersburg, JSC "STC VSP" Supertel DALS»
УДК 621.01 Б01: 10.24412/2071-6168-2021-2-344-348
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТИПЫ РЕГУЛЯТОРОВ РОБОТОВ
Т.Р. Кузнецова, Т. А. Акименко
Представлены типы регуляторов для промышленных роботов, разработана структурная схема включения позиционного регулятора в систему, даны характеристики позиционных регуляторов, приведен пример использования функционирования позиционного регулятора в паре с исполнительным механизмом постоянной скорости.
Ключевые слова: промышленный робот, манипулятор, позиционный регулятор, П-регулятор, точность позиционирования, система управления.
Позиционные регуляторы работают по принципу «включено-выключено». Их реализация осуществляется, например, с помощью контактных и бесконтактных релейных элементов. Позиционные регуляторы бывают двух- трех- и многопозиционные. Статические характеристики позиционных регуляторов соответствуют статическим характеристикам элементов релейного типа, как с гистерезисом, так и без него (рис. 1).
Двухпозиционные регуляторы настраивают таким образом, чтобы регулируемая величина приходилась на порог срабатывания, а двухпозиционные регуляторы с зоной нечувствительности таким образом, чтобы регулируемая величина приходилась на центр зоны нечувствительности. Структурная схема системы с позиционным регулятором приведена на рис. 2.