Оценка экономического потенциала компании для целей стратегического
управления
Assessment of the economic potential of the company for the purposes of
strategic management
Ибрагимова Маргарита Хакимовна
ассистент кафедры экономики и управления на предприятии
Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток
E-mail: [email protected] Ibragimova M. Kh.
Assistant, Department of Economics and Company Management
of the School of Economics and Management Far Eastern Federal University, Vladivostok
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к определению понятий «потенциал», «экономический потенциал» компании. Изучены методики анализа экономического потенциала компании, разработанные известными российскими экономистами. Автором предложена собственная методика, особенностью которой является поэтапный анализ элементов экономического потенциала по четырем аспектам, который завершается интегральной оценкой экономического потенциала компании. Полученные результаты оценки экономического потенциала компании являются основой для принятия стратегических решений.
Annotation. The approaches to the definition of "potential", "economic
potential" of the company are studied in the article. The methods of analysis of the
company economic potential, designed by well-known Russian economists, are
considered too. The author proposed own method, which feature is stage-by-stage
analysis of the elements of the economic potential for the four aspects, which finishes
as an integrated assessment of the company economic potential. The obtained results
1
of the evaluation of the company economic potential are the basis for arriving strategic decisions.
Ключевые слова: потенциал, экономический потенциал, элементы экономического потенциала, стратегический анализ, стратегическое управление.
Keywords: potential, economic potential, the elements of the economic potential, strategic analysis, strategic management.
В настоящее время руководители осознают необходимость в определении долгосрочных направлений развития компании глобального характера с учетом будущих изменений окружающей среды. Менеджеры пришли к пониманию того, что стратегическое управление доминирует над тактическим и оперативным управлением. Обоснование стратегических решений ориентировано на быструю адаптацию к условиям окружающей среды. Для принятия таких решений необходимо не только знание внешней среды компании, но и оценка ее сильных и слабых сторон, определение степени готовности компании к вхождению на рынок. То есть необходимо найти соответствие имеющегося потенциала компании требованиям окружающей среды, которая является сферой конкуренции. Если находится расхождение между внутренней и внешней средой компании, необходимо срочно его устранить, так как оно является значительной помехой для осуществления эффективного стратегического управления компанией. Таким образом, одной их главнейших задач стратегического управления является оценка потенциала компании и его элементов.
Анализ хозяйственной деятельности всегда был информационной
основой для принятия управленческих решений. Но оценка потенциала
компании для целей стратегического управления имеет свои специфические
черты. Анализ научной литературы показал, что часто диагностика потенциала
2
компании заменялась финансовым и производственным анализом, что, на наш взгляд, не соответствует требованиям информационного обеспечения для принятия стратегических управленческих решений. Для определения стратегии будущего развития компании необходимо проводить комплексную оценку всей совокупности элементов потенциала компании.
Смещение акцента на анализ финансовых и производственных ресурсов при оценке потенциала компании, на наш взгляд, является следствием различной трактовки сущности понятия «потенциал». Понятие «потенциал» происходит от латинского potential и означает «скрытую возможность, способность, силу, могущую проявиться при известных условиях». Согласно определению, данному в Большой Советской Энциклопедии, «потенциал - это совокупность средств, запасов, источников, имеющихся в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения цели». Иногда термин «потенциал» трактуется как «возможности» или «способность», но в каждый определенный момент времени можно обозначить совокупность средств, определяющих данную способность.
Большинство ученых (Миско К.М., Азрилиян А.Н., Люкшинов А.Н., Рябова Т.Ф., Храмцова Т.Г. и др.), занимающихся проблемами изучения потенциала компании, определяют его как совокупность имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей [1,9,12,15,18]. Они определяют потенциал в отрыве от внешней среды. Это вполне правомерно только для компаний закрытого типа, характерных для централизованной экономики, успех которых зависел от наличия ресурсов и системы гарантированного сбыта (распределения), но не приемлемо в современных рыночных условиях.
Работа компаний в новых условиях имеет ряд важных особенностей: необходимость ориентации производителя на рынок, потребности покупателей, учет уровня конкуренции, выбор стратегии повышения конкурентоспособности компании и товара, осуществления инновационной и инвестиционной деятельности и т.п. Все эти особенности являются условием обеспечения
выполнения задач и достижения стратегических целей, которые обязательно должны формироваться с учетом факторов внешней среды.
Активное воздействие факторов внешней среды на процесс принятия стратегических управленческих решений потребовало внесения изменений в понятие «потенциал» компании. Наиболее прогрессивным и соответствующим новым экономическим условиям, на наш взгляд, является определение, данное Погореловым М.В.: «Потенциал - это степень готовности организации (предприятия) к реализации стратегических изменений» [14].
В этом определении акцент поставлен на необходимость соответствия всей совокупности ресурсов по своим количественным и качественным характеристикам определенным стратегическим целям, в том числе, и экономическим. Такое соответствие является единственным возможным условием реализации поставленных целей.
Данная целенаправленность потенциала на решение экономических проблем задач дала основание для введения в научное обращение понятия «экономический потенциал».
Некоторые авторы, представляющие свои дефиниции экономического потенциала компании (Лапин Е.В., Козлов О.В., Борисов А.Б.), связывают его только с производственной деятельностью компании, ограничивают цель потенциала достижением максимального объема производства [5, 8]. Лапин Е.В. дает следующее определение: «Экономически потенциал - это максимально возможный объем производства материальных благ и услуг в условиях, обеспечивающих наиболее полное использование по времени и продуктивности определенного количества имеющихся в наличии экономических ресурсов». Недостатком таких определений, на наш взгляд, является то, что они ограничиваются только одной областью применения потенциала, учитывается лишь один критерий - максимально возможный объем производства. В условиях рынка указанный критерий не всегда необходим, наиболее важным является критерий качества.
Однако в последнее время ряд авторов (Ковалев В.В., Остроухов В.М., Сосненко Л.С., Валеева Ю.С., Исаева Н.С., Макушева Ю.А.) расширили понятие «экономического потенциала», отмечая необходимость соответствия не только производственных, но и других ресурсов (финансовых, трудовых, информационных и т.д.) условиям внутренней и внешней среды и стратегическим целям компании [6, 7, 10, 13, 16]. По мнению Остроухова В.М., экономический потенциал - «это тесная взаимосвязь с количеством и качеством ресурсов экономической системы, и обеспечение реализации возможностей данных ресурсов в условиях внутренней и внешней среды».
Синтезируя вышеизложенные дефиниции, под экономическим потенциалом, на наш взгляд, следует понимать совокупность всех имеющихся ресурсов компании (в том числе скрытых), использующихся для осуществления хозяйственной деятельности с целью достижения стратегических целей на долгосрочный период в условиях постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды компании.
Для целей практического управления экономическим потенциалом компании необходимо иметь не только его однозначное понятие, но и соответствующие ему методики оценки. Однако методические аспекты анализа потенциала отличаются разнообразием. В большинстве случаев диагностика экономического потенциала компании сводится к оценке финансового состояния организации [3, 7, 11]. Но это оценка лишь одного аспекта деятельности компании - финансового. В связи с этим такие авторы, как Баканов М.И., Шеремет А.Д., Спирин В.С., вполне закономерно предлагают дополнить финансовый анализ оценкой материальных и трудовых ресурсов [2, 17]. Но и это не обеспечивает оценку всех элементов экономического потенциала, используемых компанией для достижения целей в рыночных условиях. Остаются не охваченными организационно - управленческий, инновационный, информационно - консалтинговый, интеллектуальный и другие виды субпотенциалов.
Эти недостатки в значительной мере устраняет методика, предложенная Борзенковой К.С., которая ориентирована на комплексный анализ экономического потенциала компании на основе оценки его локальных элементов: финансового положения, производственных и трудовых ресурсов, научного потенциала, капитала, управленческой деятельности, информации [4].
Ее можно считать базовой для оценки экономического потенциала компаний, занимающихся различными видами деятельности. Но эту методику требуется адаптировать к специфическим условиям функционирования компании (виду деятельности, виду продукта, длительности операционного и производственного цикла, стартовым условиям бизнеса, жизненному циклу компании). Без этого необходимого условия невозможно объективно произвести оценку экономического потенциала, правильно интерпретировать полученные результаты.
Поэтому данную методику следует дополнить таким элементом, как профиль компании, который будет являться важной составляющей информационно - методического обеспечения оценки экономического потенциала компании. Для формирования профиля необходим набор классификационных признаков и соответствующих им видов, характеризующих сферу деятельности компании, типологию покупателей и т.д. (рис. 1).
На рис. 1 проиллюстрированы примеры формирования профиля двух различных компаний. Компания А, характеристики которой мы условно обозначили знаком «V», осуществляет свою деятельность в производственной сфере в промышленной отрасли. Данная крупная компания находится в стадии роста, и основным регионом для нее является Дальневосточный регион. Организация выпускает товары как промышленные, так и потребительские, соответственно покупателями могут являться и корпоративные, и индивидуальные клиенты. Рынок, на котором компания А осуществляет свою деятельность, только формируется.
Производственная сфера
I. Принадлежность компании к сфере деятельности
Непроизводственная сфера
***
X
Промышленность V
Сельское хозяйство
Строительство
Другие
Становление
Рост V
Малая X
Средняя
Центральный
Южный
Сибирский
X
II. Принадлежность компании к отрасли
С \
III. Фаза
жизненного цикла
компании
V )
IV. Тип компании по размеру*
V. Основной регион осуществления
Образование
Банковский сектор
Торговля
Другие
Старение
Зрелость X
Крупная V
Уральский
Другие
Х
Дальневосточный V
Промышленный V
VI. Вид товара
Потребительский VX
Корпоративный V VII. Тип покупателя Индивидуальный VX
Формирующийся V
Неразвитый
>
VIII. Тип рынка в зависимости от степени зрелости
I- Развитый
X
Рис. 1. Классификационные признаки и соответствующие им виды для формирования профиля компании (составлено автором)
Примечание: * - в зависимости от объема продаж компании;
** - основной регион определяется в структуре оборота компании как регион, в котором компания имеет максимальную долю оборота; *** - знаки выбора характерных черт.
Компания В, характеристики которой обозначены знаком «X», принадлежит к непроизводственной сфере и отрасли торговли. Эта малая компания, в основном осуществляющая свою деятельность в Сибирском
регионе, находится на стадии зрелости. Компания В реализует свои потребительские товары индивидуальным покупателям на развитом рынке.
Каждая из приведенных компаний обладает своей спецификой, которая влияет на постановку стратегических целей, состав, структуру и качество ресурсов. Воздействие факторов внешней среды (уровень конкуренции, возможности привлечения капитала и т.д.) на формирование этих ресурсов будет различным. Так для компании А необходимо разрабатывать стратегию, в которой особое значение придавалось бы развитию транспортной инфраструктуры, связей с клиентами в других регионах, собственной розницы и структуры по работе с корпоративными клиентами и т.д. Для компании В стратегия будет совершенно другая, акценты в ней будут направлены на развитие розничной сети, привлечение новых поставщиков и т.д. Таким образом, предлагаемый нами профиль компании помогает сфокусироваться на определенной области выбора стратегии компании путем исключения не подходящих под специфические характеристики организации стратегий.
Формирование профиля компании является неотъемлемой частью процесса оценки экономического потенциала компании, состоящего из нескольких этапов (рис. 2).
Формирование профиля компании
Выявление элементов потенциала и взаимосвязи между ними
Определение системы показателей оценки экономического потенциала
Формирование матрицы оценки элементов субпотенциалов ЭП компании
Интегральная оценка экономического потенциала компании
Рис. 2. Этапы оценки экономического потенциала компании (составлено
автором)
Следующим этапом оценки экономического потенциала после формирования профиля компании является выявление элементов потенциала компании и нахождение взаимосвязи между ними. Мы предлагаем выделить следующие элементы экономического потенциала компании, охватывающие все сферы ее деятельности (рис.3).
С N К & —► Производственный потенциал
н
к я а Б —► Сбытовой потенциал
Г N
ч V —► Организационно - управленческий
& Б потенциал ^ >
Л
ч Л я —► Социальный потенциал
о
Б н —» Маркетинговый потенциал
о
Б —► Инновационный потенциал
н
Б —► Финансовый потенциал
—► Информационный потенциал
Рис. 3. Элементы потенциала компании (составлено автором) На данном этапе необходимо оценить как состояние каждого отдельного элемента экономического потенциала (количественное и качественное) и результаты его использования, так и возможности. При этом важно помнить, что все субпотенциалы компании обладают определенной самостоятельностью, но для целей стратегического управления рассматривать их необходимо во взаимосвязи (рис.4).
Элементы потенциала компании имеют свои частные субэлементы, для диагностики которых используются различные инструменты анализа. Каждый из перечисленных элементов потенциала характеризуется количественными и качественными показателями состояния соответствующих ему видов ресурсов. При этом стоит помнить, что при стратегическом анализе элементов субпотенциалов компании будут выбираться только определенные показатели,
Обобще нный профил ь
компан ии
Факторы внешней среды
Экономический потенциал
Сбытовой потенциал
Финансовый потенциал
Другие субпотенциалы
р в
е о
з з
у м
л о
ь ж
т н
а о
т с
о т
в е
й
й И К <и
а
г*,
в
о
з
м
о
ж
н
о
с
т
е
й
с р в
о е о
с з з
т у м
о л о
я ь ж
н т н
и а о
я т с
о т
в е
й
Пересмотр структуры элементов экономическо го потенциала
Выявление причин несоответстви
Рис. 4. Взаимосвязь элементов экономического потенциала в процессе его диагностики (составлено автором) которые соответствуют специфике компании (третий этап оценки потенциала компании). Например, оценку производственного субпотенциала компании необходимо проводить с использованием следующих инструментов (табл. 1).
Таблица 1 - Пример оценки производственного субпотенциала компании
Элемен Цели анализа Информацио Оценка
т предмета нное количест качестве результат возможнос
субпоте исследования обеспечение венного нного ов тей
нциала состояни состояни использо использов
я я вания ания
Оборуд Анализ Бухгалтерска Значения Значения Значения Значения
ование основных я отчетность, коэффици коэффици коэффици коэффицие
фондов (ОФ); производстве ентов (К): ентов (К): ентов (К): нтов (К):
анализ степени нные отчеты К К износа Фондоотд Фондоотда
использования обновлен ОФ, К ача, ча,
оборудования ия ОФ, К годности Фондоемк Фондоемко
прироста ОФ ость сть
ОФ
Объем Анализ объемов Производств Значения Значения Значения Значения
произво производств; енные показател качествен показател показателе
дства анализ темпов отчеты, ей: темпы ных ей: темпы й: темпы
роста бухгалтерска роста и показател роста и роста и
производства я отчетность прироста ей по прироста прироста
объемов выпуску объемов объемов
производс продукци производс производст
тва и тва ва
Составлено автором.
В таблице указана лишь часть показателей анализа производственного
субпотенциала. По аналогичной схеме производится оценка остальных элементов потенциала компании. Каждый субпотенциал имеет несколько предметов исследования, которые, в свою очередь, подразделяются по целям исследования. Выходные результаты анализа данных элементов (оценка количественного и качественного состояния субпотенциалов, результатов и возможностей их использования) будут являться входящей информацией для интегральной оценки потенциала компании.
На четвертом этапе на основе полученных ранее выходных результатов анализа каждого отдельного субпотенциала, необходимо провести экспертную оценку состояния, результатов и возможностей использования каждого субэлемента. Для этого требуется матрица, в которой будут отражены все результаты и проставлены оценки уровня использования субпотенциалов (пример в табл. 2).
Таблица 2 - Матрица оценки элементов субпотенциалов компании
Вид субпотен циала Элемен т субпот енциал а Характерис тика элемента Результат анализа Рекомен дуемое значени е Эксперт ная оценка, баллы* Коэффиц иент соответст вия норме, %** Итого, % ***
Произво дственн ый Обору довани е Состояние количестве нное Кобн=0,1 Кпр=0,08 0,25 0,15 3,6 4,1 72 % 82 % 77 %
Состояние качественн ое Киз=0,2 0,1 4,8 96 % 96 %
Результат использова ния Ф=1,1 Фе=0,9 2 0,5 3,8 3,7 76 % 74 % 75 %
Возможнос ти использова ния Ф=1,1 Фе=0,9 2 0,5 2.4 2.5 48 % 50 % 49 %
Итого 74,25 %
Объем произв одства
Итого 55,5 %
Итого - - - - - - 64,88 %
Составлено автором.
Примечание: * - экспертная оценка определяется как среднее значение оценок каждого эксперта в группе по пятибалльной шкале;
** - коэффициент соответствия норме рассчитывается как отношение фактической экспертной оценки к максимальной оценке в процентах;
*** - значение в столбце «Итого» рассчитывается как среднее значение по строкам/ столбцам.
В группу экспертов для оценки элементов субпотенциала должны входить ведущие менеджеры компании: топ - менеджмент, функциональные менеджеры, главные специалисты, компетенция которых позволяет им объективно оценивать показатели. Оценивать каждую отдельную характеристику элементов субпотенциалов мы предлагаем по пятибалльной шкале. При этом стоит отметить, что на оценку может быть оказано влияние различных факторов, носящих как объективный, так и субъективный характер. Именно по этой причине группа экспертов должна включать в себя компетентных сотрудников высшего звена, которые обладают достоверной информацией о деятельности компании.
На пятом этапе после заполнения матрицы оценки элементов субпотенциалов необходимо интегрировать полученные результаты в сводной таблице, в которой мы получаем итоговую оценку экономического потенциала компании (табл. 3).
Таблица 3-Сводная матрица оценки экономического потенциала
Субпотенциал Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
использования использования использования
потенциала 0 %-34 потенциала 35 % - 69 потенциала70%-
% % 100%
Производственный 64,88 %
Сбытовой 54,12 %
Организационно - 20,68 %
управленческий
Трудовой 61,2 %
Социальный 40,73 %
Маркетинговый 76,6 %
Инновационный 30,4 %
Финансовый 83,28 %
Информационный 75,34 %
Экономический 56,36 %
потенциал
Составлено автором.
Примечание: итоговое значение оценки экономического потенциала рассчитывается как среднее значение по всем строкам.
Из приведенного примера видно, что оценка экономического потенциала компании составляет 56,36 %, что соответствует среднему уровню использования потенциала. Следовательно, 43,64 % потенциала остаются неиспользованными. То есть именно за счет этих неиспользованных возможностей компания теряет свои конкурентные позиции на рынке, может не иметь конкурентного преимущества и, в конечном итоге, теряет прибыль.
В ходе проведения комплексной оценки экономического потенциала компании выявляются те признаки, которые являются основополагающими для выбора определенного вида стратегии компании. Также выясняются конкретные резервные возможности, которые не используются в процессе деятельности, и на которые необходимо обратить внимание при разработке стратегии компании.
Предложенная методика оценки экономического потенциала компания обладает определенными преимуществами по сравнению с ранее известными методиками:
1. Формирование профиля позволяет выделить специфические характеристики компании, что необходимо для фокусирования на конкретных аспектах при проведении оценки экономического потенциала.
2. Выделение отдельных элементов субпотенциалов (производственный, финансовый, маркетинговый и др.) экономического потенциала позволяет провести детальный анализ с использованием определенного набора инструментов.
3. Комплексная оценка интегрирует полученные результаты предшествующего поэлементного анализа в итоговую оценку, на основании значения которой можно сделать выводы как о текущем состоянии экономического потенциала компании, так и о перспективах его развития.
Таким образом, данная методика позволяет провести анализ всей внутренней среды компании, не оставляя без внимания ни одного аспекта деятельности.
Особенностью стратегического управления является неразрывная связь между потенциалом компании и окружающей ее обстановкой. Нельзя забывать о влиянии внешней среды на хозяйственную деятельность организации. Для принятия управленческих решений по развитию компании в будущем, определению ее перспектив, необходимо сопоставлять имеющийся потенциал компании требованиям окружающей обстановки. Если есть несоответствие между двумя этими факторами, то компания не сможет в перспективе осуществлять свою деятельность эффективно.
Оценка потенциала компании является одним из важнейших этапов
стратегического управления. На основе результатов, полученных в ходе ее
проведения, можно сделать выводы об эффективности использования
14
имеющихся ресурсов и возможностей компании, резервов их повышения, росте конкурентоспособности компании в целом, а также разработать новую или скорректировать существующую стратегию развития организации.
Библиографический список
1. Азрилиян А.Н. (ред) Большой экономический словарь / под. ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2008.
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2002.
3. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. Киев: Ника - Центр,
2004.
4. Борзенкова К.С. Анализ существующих методик к оценке элементов экономического потенциала предприятия. Белгород-Москва, 2002. Ч.2.
5. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир,
2006.
6. Валеева Ю.С., Исаева Н.С. Диагностика производственно -финансового потенциала промышленного предприятия// Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 1. С. 78 - 82.
7. Ковалев В.В. Основы теории финансового менеджмента. М.: Изд-во "Проспект", 2008.
8. Лапин Е.В. Экономический потенциал предприятия. Сумы: ИТД «Университетская книга», 2002.
9. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент на предприятиях АПК. М.: Колос, 1999.
10. Макушева Ю.А. Механизм формирования экономического потенциала предприятий в современных условиях. Нижний Новгород, 2003.
11. Мерзликина Г.С., Шаховская Л.С. Оценка экономической состоятельности предприятия. Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 1998.
12. Миско К.М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методологические аспекты исследования). М.: Наука, 1991.
13. Остроухов В.М. Сущность категории "Экономический потенциал промышленных предприятий"// Менеджмент инноваций. 2009. №04. C. 288 -291.
14. Погорелов М.В. Организация стратегического развития. Владивосток: ДВГТУ, 2008.
15. Рябова Т.Ф. (ред.) Большой коммерческий словарь / под ред. Т.Ф. Рябовой. М.: Война и мир, 1996.
16. Сосненко Л.С. Анализ экономического потенциала действующего предприятия. М.: "Издательский дом "Экономическая литература", 2004.
17. Спирин В.С. Анализ экономического потенциала предприятия. М.: Финансы и статистика, 1996.
18. Храмцова Т.Г. Методология исследования социально-экономического потенциала потребительской кооперации. Новосибирск, 2002.
References
1. Azriliyan A.N., 2008. Great Dictionary of Economics // Institute of the New Economy.
2. Bakanov M.I., Sheremet A.D., 2002. Theory of Economic Analysis // Finance and Statistics.
3. Blank I.A., 2004. Financial strategy of the enterprise // Nika - Center.
4. Borzenkova K.S., 2002. Analysis of existing methodologies to assess the elements of the economic potential of the enterprise // Belgorod-Moscow, Part 2.
5. Borisov A.B., 2006. Great Dictionary of Economics // World of Books.
6. Valeeva Y.S., Isayeva N.S., 2007. Diagnosis of production - the financial potential of industrial enterprises // Economic Analysis: Theory and Practice 1, 78 -82.
7. Kovalev V.V., 2008. Basis of the theory of financial management // Prospect.
8. Lapin E.V., 2002. The economic potential of the company // University
Book.
9. Lyukshin A.N., 1999. Strategic management for agricultural enterprises //
Kolos.
10. Makusheva Y.A., 2003. The mechanism of formation of the economic potential of the enterprises in the modern world // Nizhny Novgorod.
11. Merzlikina G.S., Shakhovskaya L.S., 1998. Evaluation of the economic viability of the enterprise // VolgGTU.
12. Misko K.M., 1991. The resource potential of the region (the theoretical and methodological aspects of the study) // Nauka.
13. Ostroukhov V.M., 2009. The essence of the category "The economic potential of industrial enterprises"// Management Innovation 4, 288 - 291.
14. Pogorelov M.V., 2008. The organization's strategic development // DVGTU.
15. Ryabova T.F. (ed.), 1996. Large commercial dictionary // War and Peace.
16. Sosnenko L.S., 2004. Analysis of the economic potential of acting enterprise // Economic Literature.
17. Spirin V.S., 1996. Analysis of the economic potential of the company // Finance and Statistics.
18. Khramtsova T.G., 2002. The methodology of the study of social and economic potential of consumer cooperatives // Novosibirsk.