Царикаев А. Ю.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
16.10. СУЩНОСТЬ И
СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Царикаев Алан Юрьевич, заместитель начальника отдела выездных проверок Межрайонной ИФНС № 51 по г. Москве
Место работы: Межрайонная ИФНС № 51 по г. Москве
Аннотация: В статье исследуются подходы к трактовке сущности и содержания такой экономической категории, как стратегический потенциал предприятия. Актуальность этого определена тем обстоятельством, что современные рыночные отношения, характеризующиеся самостоятельностью и полной ответственностью предприятий за последствия своей деятельности, обуславливают объективную необходимость в детерминации будущих тенденций их развития на базе оценки стратегического потенциала. Современное предприятие нуждается в разработке и реализации собственной экономической стратегии, как долгосрочного плана в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим правила ведения бизнеса, и с учетом складывающейся рыночной конъюнктуры. Для этого следует располагать информацией об имеющемся стратегическом потенциале предприятия для достижения его поставленных целей и решения тактических задач.
Ключевые слова: Стратегический потенциал, стратегическое управление, промышленные предприятия
ESSENCE AND THE MAINTENANCE OF STRATEGIC POTENTIAL OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISE
Tsarikaev Alan Y., deputy chief of department of tax exit checks
Work place: Moscow tax inspection No. 51
Annotation: The article examines the approaches to the interpretation of the nature and content of such economic categories as the strategic potential of the enterprise. The relevance of this is determined by the fact that the modern market economy, characterized by autonomy and full responsibility for the consequences of their business activities, cause the objective necessity in determining its future trends, changes in the economic results, as well as identifying future opportunities and prospects based on the evaluation of its strategic potential. Modern enterprise needs to develop and implement their own economic policies as a long-term plan, in accordance with current legislation governing business rules, and taking into account the prevailing market conditions. To do this, knowledge of existing strategic potential of the enterprise to achieve its goals and tactical objectives.
Keywords: Strategic potential, Strategic management, Industrial enterprises
Разработка и внедрение стратегий обсуждаются уже давно. Понятие «стратегия» пополнило управленческую терминологию в 50-е годы XX в., когда задача реагирования на непредусмотренные изменения внешней среды стала особенно актуальной. Уже много
лет в научной литературе идут дебаты о сути рыночной стратегии и об элементах, которые к ней относятся. Конечной целью стратегии является получение продукта или услуги, соответствующих запросам потребителей, а также повышение прибыли предприятия. Стратегия предполагает цель и средства для ее достижения, выбор поведения предприятия на рынке.
Опорной информацией для формирования эффективной стратегии развития промышленного предприятия является уровень его стратегического потенциала (СП).
СП имеет такие же характеристики, свойственные любой хозяйственной единице, а именно сложность, целостность, целеустремленность, системность, взаимозаменяемость, гибкость, альтернативность его составляющих и наличие взаимосвязей между ними. Размер СП определяют в зависимости от целей его использования, а оценивают СП в аспекте его результативности. В связи с этим существуют следующие подходы к трактовке термина СП (таблица 1).
Вместе с тем в соответствующей научной литературе1 выделяют более расширенную трактовку СП предприятия:
- ресурсный подход оценивает СП в виде стоимости производственных ресурсов и их компонент;
Таблица 1
Синтез подходов к определению стратегического потенциа-
ла предприятия
Название подхода Приоритеты подхода Определение стратегического потенциала
Результативный2 Цели стратегии предопределяют размер СП. СП - это ресурсы и возможности, которые находятся в распоряжении у предприятия.
Целевой3 Эффективность СП предопределяет уровень достижения результатов стратегии. СП - это возможности и способности предприятия для обеспечения своего долговременного развития и реализации стратегических целей и задач.
- структурный подход оценивает СП в виде масштаба и структуры отдельных частей потенциала в зависимости от вида деятельности предприятия и сферы его функционирования;
- целевой подход оценивает СП с позиции его соответствия поставленным целям.
Исходя из отмеченного, СП промышленного предприятия является комплексным понятием, поскольку находится под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. В целом, влияющими на СП факторами,
4
по мнению отдельных авторов , следует считать следующие:
- имеющиеся в наличии стратегические ресурсы;
- способности и возможности предприятия;
- установление взаимосвязи между имеющимися ресурсами и потребностями предприятия;
1Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Питер, 1999. - 416 с.; Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Шкоёыстра-теаий. - СПб.: Питер, 2001. - 137 с.; Barney J.B. Gaining and sustaining competitive advantage. — Boston: Addison-Wesley, 2006. - 1240 р.
2Балацкий О.Ф. Экономический потенциал административных и производственных систем: монография. - Сумы. - ИТД Книга, 2006. - 533 с.; Грант Р.М. Современный стратегический анализ. -СПб.: Питер, 2002. - 236 с.
3 Маркова В.Д. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 288 с. Хэмел Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2012. - 189 с.
4Меняйло Г.В., Гребенкина Е.Н. Стратегический потенциал организации: сущность, структура, оценка // Современная экономика: проблемы и решения. - №7 (7). - 2010. - С. 41-49.
Бизнес в законе
1 '2015
- сопоставление уровня компетенции работников требованиям внешней среды;
- разработка альтернативных вариантов достижения поставленных целей и синергетического эффекта;
- формирование качественных критериев достижения результатов стратегии.
Отметить также следует мнение других ученых5, которые к указанному выше ресурсному подходу в определении СП добавляют характеристику рыночного положения предприятия, описывающую его рыночные возможности и коммерческую деятельность.
Таким образом, СП промышленного предприятия целесообразно рассматривать как совокупность не только количественных критериев результативности, но и качественных индикаторов эффективности его хозяйственной деятельности, включая параметры оценки внешней и внутренней среды, динамики их изменения, показывающей соответствие разработанной стратегии целям и возможностям предприятия в условиях неопределенности и риска. В широком смысле СП промышленного потенциал показывает уровень способностей предприятия и его готовности к выполнению задач, обеспечивающих достижение поставленных стратегических целей.
Развитием современного методологического аппарата к формированию и оценке направлений стратегии развития промышленного предприятия является их анализ на основе СП.
По мнению специалистов6, анализ СП промышленного предприятия следует производить в разрезе таких укрупнённых составляющих:
- продуктовая или проектная составляющая показывает направление деятельности предприятия и результаты такой деятельности в виде продукции или услуг;
- функциональная составляющая характеризует производные функции и бизнес процессы предприятия;
- ресурсная составляющая объединяет финансовые, материально-технические, трудовые, информационные и прочие ресурсы предприятия;
- организационная составляющая отображает организационную структуру, технологию процессов в разрезе всех функций и проектов, организационную культуру;
- управленческая составляющая показывает уровень общего руководства предприятием, систему управления.
С учетом совместного анализа всех составляющих СП промышленного предприятия, разрабатывают стратегический профиль такого предприятия и указывают рекомендуемые направления развития.
Экономическая стратегия, являясь следствием и результатом стратегического потенциала промышленного предприятия, с другой стороны, непосредственно влияет на СП такого предприятия. Вместе с тем, указанная взаимозависимость и взаимообусловленность не является четко детерминированной.
Во-первых, размер СП предприятияобусловлен не только реализуемой экономической стратегией, но и другими столь же значимыми факторами. Среди таких факторов можно выделить следующие:
- исходные условия развития промышленного предприятия (размер, структура и стоимость капитала, структура и цена активов, уровень деловой активности и пр.),
- макроэкономические условия ведения бизнеса.
Во-вторых, направления стратегии зависят не только от общегоуровня СП, хотя в некоторой степени им определены, в том числе ресурсным обеспечением. Кроме СП на выбор направлений стратегии существенно влияют многие другие индикаторыи факторы развития предприятия, а также внешняя среда его деятельности.
Список литературы:
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Питер, 1999. - 416 с.
2. Балацкий О.Ф. Экономический потенциал административных и производственных систем: монография. - Сумы. -ИТД Книга, 2006. - 533 с.
3. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. - СПб.: Питер, 2002. - 236 с.
4. Ковалева Т.В. Методологические основы оценки стратегического потенциала предприятия в условиях риска и неопределенности внешней среды // Российское предпринимательство. - 2006. - № 11 (83). - С. 85-88.
5. Лагунова. Е. В. Стратегический потенциал компании и его оценка // Проблемы управления. - № 6. - 2007. - С. 40-44.
6. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 288 с.
7. Меняйло Г.В., Гребенкина Е.Н. Стратегический потенциал организации: сущность, структура, оценка // Современная экономика: проблемы и решения. - №7 (7). - 2010. - С. 41-49.
8. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. -СПб.: Питер, 2001. - 137 с.
9. Хэмел Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2012. - 189 с.
10. Barney J.B. Gaining and sustaining competitive advantage.
- Boston: Addison-Wesley, 2006. - 140 р.
Reference list:
1. Ansoff I. The new corporate strategy. - St. Petersburg: St. Petersburg, 1999. - 416 p.
2. Balatsky OF The economic potential of administrative and production systems: a monograph. - Sumy. - ITD Book, 2006.
- 533 p.
3. Grant RM Modern strategic analysis. - SPb .: Peter, 2002. -236 p.
4. Kovalev TV Methodological framework for the assessment of the strategic potential of the enterprise in the conditions of risk and uncertainty of the environment // Russian Entrepreneur-ship. - 2006.- № 11 (83). - S. 85-88.
5. Lagunova. EV Strategic potential of the company and its evaluation // Control.- № 6. - 2007. - S. 40-44.
6. Markov VD Strategic Management. - M .: INFRA-M, 2008. -288 p.
7. Menyailo GV, Grebyonkina EN Strategic potential of the organization: the nature, structure, evaluation // Modern Economy: Problems and Solutions.- №7 (7). - 2010. - S. 41-49.
8. Mintzberg H., Alstrend B., D. Schools Lempel strategies. -SPb .: Peter, 2001. - 137 p.
9. G. Hamel, Prahalad K. Competing for the Future. - M .: ZAO "Olympus-Business", 2012. - 189 p.
10. Barney J.B. Gaining and sustaining competitive advantage.
- Boston: Addison-Wesley, 2006. - 140 p.
5 Ковалева Т.В. Методологические основы оценки стратегического потенциала предприятия в условиях риска и неопределенности внешней среды // Российское предпринимательство. -2006. - № 11 (83). - с. 85-88.
6Лагунова. Е. В. Стратегический потенциал компании и его оценка // Проблемы управления. - № 6. - 2007. - С. 40-44.
Царикаев А. Ю.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Царикаева А.Ю. «Сущность и содержание стратегического потенциала промышленного предприятия»
Рецензируемая статья посвящена весьма актуальной проблеме - исследованию вопросов сущности и содержания такой экономической категории, как стратегический потенциал (СП) предприятия. Актуальность этого определена тем обстоятельством, что современные рыночные отношения, характеризующиеся самостоятельностью и полной ответственностью предприятий за последствия своей деятельности, обуславливают объективную необходимость в детерминации будущих тенденций их развития на базе оценки стратегического потенциала. Современное предприятие нуждается в разработке и реализации собственной экономической стратегии, как долгосрочного плана в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим правила ведения бизнеса, и с учетом складывающейся рыночной конъюнктуры. Для этого следует располагать информацией об имеющемся стратегическом потенциале предприятия для достижения его поставленных целей и решения тактических задач.
По мнению автора, стратегический потенциал промышленного предприятия целесообразно рассматривать как совокупность не только количественных критериев результативности, но и качественных индикаторов эффективности его хозяйственной деятельности, включая параметры оценки внешней и внутренней среды, динамики их изменения, показывающей соответствие разработанной стратегии целям и возможностям предприятия в условиях неопределенности и риска. В широком смысле СП промышленного потенциал показывает уровень способностей предприятия и его готовности к выполнению задач, обеспечивающих достижение поставленных стратегических целей.
Предложенные автором в статье подходы к анализу СП помогают разрабатывать стратегический профиль предприятия и указывают рекомендуемые направления развития.
Представляется, что данная статья может быть опубликована в журнале «Бизнес в законе».
Научный руководитель д.э.н., профессор
С.В. Раевский