Научная статья на тему 'Значение ресурсной теории для формирования стратегии развития корпоративных структур'

Значение ресурсной теории для формирования стратегии развития корпоративных структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия развития / ресурсная теория / корпоративные структуры / методология стратегии / стратегическое управление / development strategy / resource theory / corporate structures / strategy methodology / strategic management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ромашин Андрей Алексеевич

Задача. В области развития методологии разработки стратегии корпоративных структур в последнее тридцатилетие происходила, преимущественно, адаптация существующих концепций и методов к специфике определенных отраслей и сфер деятельности. Такие инструменты, как бенчмаркинг, анализ цепочки ценностей, сегментация потребителей, управление качеством, которые позиционируются как единая формула по успеху развития бизнеса и предприятий, имели широкое применение в определенных условиях работы предприятий, но со временем, когда их использование перешло в разряд «универсальных методов», эффективность применения данных методов стала низкой, что обусловило необходимость появления и разработки новых методов стратегического управления, в том числе развитие ресурсной теории. В частности, исследованы разработки таких ученых, как Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпел., М. Портер и др. Модель. В статье проведен критический обзор существующих подходов в сфере формирования стратегии развития корпоративных структур (СР КС). Кроме того, рассмотрены подходы к развитию ресурсной теории и возможности ее применения в сфере стратегического управления корпоративными структурами. Выводы. В заключении работы отмечено, что в процессе формирования СР КС на концепциях, которые получили свое развитие в рамках ресурсного подхода, и позволяют строить наиболее точные прогнозы о конститутивных векторах по формированию усилий предприятий с учетом специфических параметров их деятельности, применяемых ресурсов и компетенций, находящихся в распоряжении предприятия. Необходимо отдельно подчеркнуть, что оба рассматриваемых ответвлений ресурсного подхода являются перспективными в применении, как в теории, так и на практике стратегического менеджмента, но в то же время для них характерно наличие целого спектра задач, нерешенного в практике использования данных концепций, но одновременно открывающие направление для усовершенствования методологических подходов по их реализации. Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы. Результаты выполненного исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке методологии формирования стратегии развития корпоративных структур. Практическое значение. Выводы проведенного анализа могут быть использованы руководящими работниками корпоративным структур для поддержки принятия управленческих решений. Оригинальность/ценность. Выполненное исследование содержит приращение научного знания в сфере развития подходов к формированию стратегии развития корпоративных структур при помощи возможностей ресурсной теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE OF THE RESOURCE THEORY FOR FORMATION OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF CORPORATE STRUCTURES

A task. In the field of development of the methodology for developing the strategy of corporate structures in the last 30 years, the adaptation of existing concepts and methods to the specifics of certain industries and spheres of activity has occurred. Tools such as benchmarking, value chain analysis, consumer segmentation, quality management, which are positioned as a single formula for the success of business and enterprise development, were widely used in certain business environments, but over time, when their use became «universal methods», The effectiveness of these methods has become low, which necessitated the emergence and development of new methods of strategic management, including the development of resource theory. In particular, the researches of such scientists as G. Mintzberg, B. Alstrend, D. Lampel, M. Porter and others have been investigated. Model. The article provides a critical review of existing approaches in the sphere of formation of corporate structure development strategy (SR CS). In addition, approaches to the development of resource theory and the possibility of its application in the sphere of strategic management of corporate structures are examined. Conclusions. In the conclusion of the work it was noted that in the process of forming the SR of CS on the concepts that were developed in the framework of the resource approach, and allow you to build the most accurate predictions of constitutive vectors for the formation of efforts of enterprises, taking into account the specific parameters of their activities, the resources and competencies used in disposal of the enterprise. It is necessary to emphasize separately that both branches of the resource approach are promis-ing in application, both in theory and in practice of strategic management, but at the same time they are characterized by the exist-ence of a whole range of problems unresolved in the practice of using these concepts, but simultaneously opening the direction to improve the methodological approaches for their implementation. Scope of the research / the possibility of subsequent use of the results of scientific work. The results of the research can be used in the further development of the methodology for forming a strategy for the development of corporate structures. Practical significance. The findings of the analysis can be used by senior employees of corporate structures to support the adoption of management decisions. Originality / value. The completed research contains an increment of scientific knowledge in the development of approaches to the formation of a strategy for the development of corporate structures with the help of resource theory opportunities.

Текст научной работы на тему «Значение ресурсной теории для формирования стратегии развития корпоративных структур»

Ромашин А. А.

ЗНАЧЕНИЕ РЕСУРСНОЙ ТЕОРИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР

2.2. ЗНАЧЕНИЕ РЕСУРСНОЙ ТЕОРИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР

Ромашин Андрей Алексеевич, генеральный директор Место работы: агентство недвижимости «Мэншен»

rss6@mail.ru

Аннотация

Задача. В области развития методологии разработки стратегии корпоративных структур в последнее тридцатилетие происходила, преимущественно, адаптация существующих концепций и методов к специфике определенных отраслей и сфер деятельности. Такие инструменты, как бенчмаркинг, анализ цепочки ценностей, сегментация потребителей, управление качеством, которые позиционируются как единая формула по успеху развития бизнеса и предприятий, имели широкое применение в определенных условиях работы предприятий, но со временем, когда их использование перешло в разряд «универсальных методов», эффективность применения данных методов стала низкой, что обусловило необходимость появления и разработки новых методов стратегического управления, в том числе развитие ресурсной теории. В частности, исследованы разработки таких ученых, как Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпел., М. Портер и др. Модель. В статье проведен критический обзор существующих подходов в сфере формирования стратегии развития корпоративных структур (СР КС). Кроме того, рассмотрены подходы к развитию ресурсной теории и возможности ее применения в сфере стратегического управления корпоративными структурами.

Выводы. В заключении работы отмечено, что в процессе формирования СР КС на концепциях, которые получили свое развитие в рамках ресурсного подхода, и позволяют строить наиболее точные прогнозы о конститутивных векторах по формированию усилий предприятий с учетом специфических параметров их деятельности, применяемых ресурсов и компетенций, находящихся в распоряжении предприятия. Необходимо отдельно подчеркнуть, что оба рассматриваемых ответвлений ресурсного подхода являются перспективными в применении, как в теории, так и на практике стратегического менеджмента, но в то же время для них характерно наличие целого спектра задач, нерешенного в практике использования данных концепций, но одновременно открывающие направление для усовершенствования методологических подходов по их реализации.

Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы. Результаты выполненного исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке методологии формирования стратегии развития корпоративных структур.

Практическое значение. Выводы проведенного анализа могут быть использованы руководящими работниками корпоративным структур для поддержки принятия управленческих решений.

Оригинальность/ценность. Выполненное исследование содержит приращение научного знания в сфере развития подходов к формированию стратегии развития корпоративных структур при помощи возможностей ресурсной теории. Ключевые слова: стратегия развития, ресурсная теория, корпоративные структуры, методология стратегии, стратегическое управление.

VALUE OF THE RESOURCE THEORY FOR FORMATION OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF CORPORATE STRUCTURES

Romashin Andrey A., the general director Work place: agency of real estate «Mansion»

rss6@mail.ru

Annotation

A task. In the field of development of the methodology for developing the strategy of corporate structures in the last 30 years, the adaptation of existing concepts and methods to the specifics of certain industries and spheres of activity has occurred. Tools such as benchmarking, value chain analysis, consumer segmentation, quality management, which are positioned as a single formula for the success of business and enterprise development, were widely used in certain business environments, but over time, when their use became «universal methods», The effectiveness of these methods has become low, which necessitated the emergence and development of new methods of strategic management, including the development of resource theory. In particular, the researches of such scientists as G. Mintzberg, B. Alstrend, D. Lampel, M. Porter and others have been investigated.

Model. The article provides a critical review of existing approaches in the sphere of formation of corporate structure development strategy (SR CS). In addition, approaches to the development of resource theory and the possibility of its application in the sphere of strategic management of corporate structures are examined.

Conclusions. In the conclusion of the work it was noted that in the process of forming the SR of CS on the concepts that were developed in the framework of the resource approach, and allow you to build the most accurate predictions of constitutive vectors for the

Проблемы экономики и юридической практики

1'2018

formation of efforts of enterprises, taking into account the specific parameters of their activities, the resources and competencies used in disposal of the enterprise. It is necessary to emphasize separately that both branches of the resource approach are promising in application, both in theory and in practice of strategic management, but at the same time they are characterized by the existence of a whole range of problems unresolved in the practice of using these concepts, but simultaneously opening the direction to improve the methodological approaches for their implementation.

Scope of the research / the possibility of subsequent use of the results of scientific work. The results of the research can be used in the further development of the methodology for forming a strategy for the development of corporate structures. Practical significance. The findings of the analysis can be used by senior employees of corporate structures to support the adoption of management decisions.

Originality / value. The completed research contains an increment of scientific knowledge in the development of approaches to the formation of a strategy for the development of corporate structures with the help of resource theory opportunities. Keywords: development strategy, resource theory, corporate structures, strategy methodology, strategic management.

В сфере совершенствования методологии разработки стратегии развития корпоративных структур (СР КС) в последнее тридцатилетие происходила, преимущественно, адаптация существующих концепций и методов к специфике определенных отраслей и сфер деятельности. Такие инструменты, как бенчмаркинг, анализ цепочки ценностей, сегментация потребителей, управление качеством, которые позиционируются как единая формула по успеху развития бизнеса и предприятий, имели широкое применение в определенных условиях работы предприятий, но со временем, когда их использование перешло в разряд «универсальных методов», эффективность применения данных методов стала низкой, что обусловило необходимость появления и разработки новых методов стратегического управления.

Неоспоримым является тот факт, что в условиях отсутствия стратегической направленности любая система управления или ее отдельный элемент теряют смысл. Ключевой проблемой в процессе разработки и использования новейших концепций управления выступает невозможность заменить собой стратегический менеджмент, поскольку по своему содержанию данные концепции представляют собой составные элементы стратегического управления корпоративными структурами.

Следует согласиться и с высказыванием специалиста по стратегическому планированию и директора Wolf Enterprises Уил-сона Йана о том, что в благоприятных условиях планирования у менеджеров есть возможность не выбирать между сокращением издержек и ростом бизнеса или между доминированием над конкурентами и удовлетворением запросов потребителей. То есть, другими словами вместо варианта «либо, либо» благоприятные условия для стратегического планирования позволяют применять философию «и то и другое». С позиции фундаментальной теории главная сущность стратегии состоит в ее способности объединять полярные элементы, такие как цели, задачи, приемы и действия, заставляя их функционировать одновременно [12].

В связи с этим возникает справедливый вопрос о том, как возможно достичь максимального эффекта от всех существующих выгод, предоставляемых стратегическим управлением, в том числе в аспекте противостояния кризисным явлениям [2]. На этот счет существует несколько точек зрения среди апологетов и теоретиков стратегического менеджмента.

М. Портер и его последователи считают, что резервы для совершенствования процесса стратегического менеджмента находятся в специфических особенностях отрасли функционирования предприятия, его специфики организации процесса

производства и ведения предпринимательской деятельности. По мнению Л.Н. Карданской [4] с целью совершенствования процесса стратегического менеджмента целесообразно изменить общую схему управления с учетом отраслевых особенностей и развития научно-технического прогресса. Можно также согласиться с точкой зрения ряда авторов [1; 8], которые утверждают, что необходимо уделять особое внимание непосредственно самой процедуре стратегического планирования с целью модернизации стратегического процесса в корпоративных структурах. Как справедливо подчеркивает Л. Ефремова [3] для такого аспекта совершенствования процесса формирования стратегии развития корпоративных структур, как рациональное объединение организационной и стратегической структуры предприятия, характерно использование двух вариантов. Первый вариант предполагает наложение элементов указанных структур предприятия друг на друга, тогда как второй вариант требует внесение изменений стратегической структуры, которые способствуют появлению новых структурных подразделений и организационных форм.

По мнению другого автора В.И. Маслова [6], резервом для целей совершенствования процесса стратегического менеджмента на предприятии позиционируется исключительно его внутренняя среда, что в свою очередь предполагает использование внутреннего потенциала организационной культуры корпоративной структуры. Данный автор выделяет приоритетную роль персонала предприятия применительно к практике отечественного стратегического менеджмента. При этом необходимо поставить акцент на конститутивной роли персонала предприятия и его компетенций, навыков и способностей в процессе создания и реализации стратегии развития, которая пользуется огромной популярностью среди других исследователей в данной области на современном этапе.

Следует отметить, что в сфере исследований по совершенствованию методологических подходов к формированию стратегии развития корпоративных структур рекомендации большинства отечественных ученых и специалистов зачастую перекликаются с идеями западных ученых и практиков относительно целесообразности возвращения к ресурсной концепции в области стратегического менеджмента. Данный факт полностью объясняется тем, что ресурсный подход к формированию СР КС подтвердил свою востребованность в течение последнего десятилетия в связи с наличием системы новшеств в сфере стратегического менеджмента.

Например, было сформулировано новое определение категории «конкурентное преимущество» с детализацией его источников, а именно как ценные и редкие ресурсы предприя-

Ромашин А. А.

ЗНАЧЕНИЕ РЕСУРСНОЙ ТЕОРИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР

тия. При этом относительно содержания успешной стратегии развития корпоративных структур на первом плане оказалось не превалирование над соперником в условиях рыночной конкуренции любой ценой, а формирование собственных и тяжело воспроизводимых другими предприятиями компетенций организационного свойства, выступающих в свою очередь залогом лидерства в предпринимательской деятельности. С новых позиций начала трактоваться непосредственно цель процесса формирования стратегии развития корпоративных структур, а именно как опережающее формирование и развитие способностей и ресурсов с уникальными свойствами.

Возрождение ресурсной теории в новом качестве напрямую связано с формированием концепции стратегии, которая по своему содержанию является синтетической. Новейшая модификация ресурсной концепции позволяет проводить целостный анализ процесса и содержания СР КС, факторов развития внешней и внутренней среды на реальных условиях и получать конкурентные преимущества, которые ранее позиционировались как приоритетные для концепций стратегии развития корпоративных структур. Необходимо подчеркнуть особенность указанных модификаций, которая способствует учету в процессе формирования СР КС такого важного и сложного методологического аспекта как фактор времени. Ключевой акцент на данный фактор делается в условиях применения концепции динамических способностей, которая является устоявшимся современном ответвлении ресурсной концепции.

В экономической теории традиционно общепринятым является подход к классификации ресурсов, предполагающий их разделение на четыре категории [11]: материальные, финансовые, человеческие и неосязаемые. К последней категории ресурсов принято относить, прежде всего, технологические и организационные ресурсы, а также репутацию предприятия. Необходимо также отметить наличие нечеткой грани, которая возникает между большинством неосязаемых ресурсов и способностей предприятия. В силу этого возможно некоторые ученые настаивают на нецелесообразности выделения способностей в отдельную категорию.

Как отмечают К.К. Прахалад и Г. Хэмел, способности или компетенции (авторы применяют второй термин) несут в себе приоритетный составляющий элемент интеллектуального капитала, поэтому их сущность имеет более сложную структуру в отличие от некоторых ресурсов или навыков. Причиной данного явления можно назвать непосредственно природу организационной способности, которая является конечным результатом обучения коллектива предприятия, прежде всего, относительно методов и способов координации разнообразных видов мастерства производства и способов интеграции целого ряда видов технологий [10].

Для концепции динамических способностей свойственно акцентировать внимание, прежде всего на нестабильных условиях во внешнем окружении предприятия, что в теоретической плоскости может быть сопоставлено с ресурсным подходом, на базе которого она возникла и сформировалась и одновременно соотносится со школой дизайна [7]. В концепции динамических способностей так же, как и в школе дизайна, значительное внимание акцентируется на идеях сопоставления внутренних и внешних параметров предприятия. За счет наличия подобного сходства у концепции динамических способностей сформировался значительный потенциал для преодоления конститутивной дихотомии стратегического менеджмента,

которая прямо связана с приоритетом условий внутреннего или внешнего окружения в стратегическом процессе.

При рассмотрении сущности концепции динамических способностей следует отдельно выделить тот факт, что данный вид способностей является действенным рычагом, способным согласовывать внутренние и внешние навыки и компетенции. В условиях высокой неопределенности и динамичности внешней среды стремительно возрастает значение способностей и ресурсов универсального характера, способных представлять ценность в будущем (при этом, чем выше степень универсальности, тем лучше). С ростом универсальности использования ресурсов они одновременно должны быть трудновоспроизво-димыми и уникальными после их реконфигурации на детерминированном участке времени. Кроме этого, с понятием динамических способностей тесно связана категория «ключевая компетенция», но не следует забывать, что в структуре способностей содержатся не только компетенции, но и ресурсы, в связи с чем анализируемые дефиниции являются целым и частным относительно друг друга.

Альтернативным концепции динамических способностей сформировалось другое направление ресурсного подхода в стратегическом менеджменте, которое носит название концепции управления знаниями [5]. Таким образом, более частыми становятся случаи осознания и понимания того, что большую часть изменений в процессе управления составляет движение от прошлого с ориентацией на капитал, к будущему, которое нацелено на получение знаний.

Необходимо подчеркнуть, что еще недавно под уникальными ресурсами в стратегическом менеджменте позиционировались такие виды ресурсов как энергетические, финансовые и прочие, уникальность которых детерминировалась их количеством. Но в процессе глобализации экономической сферы степень уникальности большинства ресурсов существенно снизилась, что привело к выходу на первый план в менеджменте ресурсов, уникальность которых детерминируется их качеством и непосредственным количественным выражением. В первую очередь, к такому виду ресурсов могут быть отнесены способности, компетенции и другие ресурсы предприятия интеллектуального свойства.

В связи с этим целесообразно сосредоточить внимание в процессе формирования стратегии развития корпоративных структур на концепциях, которые получили свое развитие в рамках ресурсного подхода и позволяют строить наиболее точные прогнозы о приоритетных направлениях развития предприятий с учетом используемых ресурсов и компетенций, находящихся в распоряжении предприятия. Необходимо отдельно подчеркнуть, что оба рассматриваемых ответвления ресурсного подхода являются перспективными в применении, как в теории, так и на практике стратегического менеджмента, но в то же время для них характерно наличие целого спектра задач, нерешенного в практике использования данных концепций, но одновременно открывающие направление для усовершенствования методологических подходов по их реализации.

Во-первых, структурные изменения относительно уникальности ресурсов способствуют возникновению потребности в их классификации по степени уникальности и формированию методов их оценки с количественной стороны.

Во-вторых, в настоящее время в практике менеджмента корпоративных структур в развитых странах мира назрела острая проблема по формированию условий для существования ба-

Проблемы экономики и юридической практики

1'2018

ланса между сложностью системы стратегического менеджмента на предприятии и сложностью внешней среды. Процесс менеджмента в условиях перманентно растущей неопределенности со стороны внешней среды на данный момент детерминируется как сложный и настораживающий метод для корпоративных структур. Поэтому предприятия, которые не желают усложнять собственные управленческие системы до уровня соответствия условиям внешней среды, стремятся максимально упростить собственные позиции стратегического менеджмента, и по возможности не ведут предпринимательскую деятельность в нестабильных сферах бизнеса. Таким образом, актуализируется проблема разработки и реализации методологии прогнозирования эффективного стратегического поведения для предприятий с учетом соответствия собственным ресурсам, способностям и компетенциям.

В-третьих, с целью ликвидации разрывов между практикой формирования стратегии развития корпоративных структур и ее концепции, целесообразно формировать методологический аппарат, который позволяет получить быстрый результат в условиях отсутствия специальной подготовки и без использования средств по автоматизации управленческих процессов. Но в то же время вносимые методологические упрощения не должны влиять на снижение качества получаемых результатов.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 94%.

Список литературы:

1. Бабич Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. -М.: ИНФРА-М, 2012. - 335 с.

2. Беляевская-Плотник Л.А. Обоснование места и роли антикризисного управления в аспекте повышения экономической безопасности предприятий // Сегодня и завтра Российской экономики. - 2015. - № 71. - С. 38-41.

3. Ефремова Л. Совершенствование стратегического управления предприятием // Проблемы теории и практики управления - 2006. -№ 12. - С. 45 - 52.

4. Карданская Л.Н. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 407 с.

5. Крог Г. Роль менеджмента знаний в достижении устойчивых конкурентных преимуществ / Г. Крог, М. Венцин // Проблемы теории и практики управления - 2012. - № 4. - С. 66 - 72.

6. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. - М.: Издательство «Фин-пресс», 2004. - 286 с.

7. Минцберг Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэм-пел. - СПб: Питер, 2001. - 330 с.

8. Раевский С.В. Особенности реализации проекта реформирования малого предприятия // Бизнес в законе. - 2016.- № 2. - С. 43-47.

9. Родионова В.Н. Стратегический менеджмент. - 2-е изд., испр. и пе-рераб. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 78 с.

10. Хэмел Г. Конкурируя за будущее / Г. Хэмел, К.К. Прахалад. - СПб: BestBusinessBooks, 2013. - 276 с.

11. Barney J.B. Gaining and sustaining competitive advantage. - Addison-Wesley, 2006. - 321 р.

12. Jay Ogilvy, Peter Schwartz, Plotting Your Scenarios. Global Business Network. December, 2004. - 269 р.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Ромашина А.А. «Значение ресурсной теории для формирования стратегии развития корпоративных структур» Рецензируемая статья посвящена весьма актуальной проблеме -исследованию вопросов формирования стратегии развития корпоративных структур.

Необходимо отметить, что в сфере совершенствования методологии разработки стратегии развития корпоративных структур (СР КС) в последнее тридцатилетие происходила, преимущественно, адаптация существующих концепций и методов к специфике определенных отраслей и сфер деятельности. Такие инструменты, как бенчмаркинг, анализ цепочки ценностей, сегментация потребителей, управление качеством, которые позиционируются как единая формула по успеху развития бизнеса и предприятий, имели широкое применение в определенных условиях работы предприятий. Вместе с тем со временем эффективность применения данных методов стала низкой, что обусловило необходимость появления и разработки новых методов стратегического управления.

В рецензируемой статье отмечается, что возрождение ресурсной теории в новом качестве напрямую связано с формированием концепции стратегии, которая по своему содержанию является синтетической. Новейшая модификация ресурсной концепции позволяет проводить целостный анализ процесса и содержания СР КС, факторов развития внешней и внутренней среды на реальных условиях и получать конкурентные преимущества, которые ранее позиционировались как приоритетные для концепций стратегии развития корпоративных структур.

В статье делается вывод, что целесообразно сосредоточить внимание в процессе формирования стратегии развития корпоративных структур па концепциях, которые получили свое развитие в рамках ресурсного подхода. Это позволяет строить наиболее точные прогнозы о приоритетных направлениях развития предприятий с учетом используемых ресурсов и компетенций, находящихся в распоряжении предприятия.

Представляется, что данная статья может быть опубликована в журнале «Проблемы экономики и юридической практики»

Научный руководитель д-р экон. наук, профессор

С.В. Раевский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.