Научная статья на тему 'Структура и особенности правоотношений, регулируемых законодательством в области градостроительной деятельности'

Структура и особенности правоотношений, регулируемых законодательством в области градостроительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1781
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кучмаева Светлана Николаевна, Сидоров Юрий Вадимович

В статье приводятся основные понятия градостроительных отношений, состав субъектов, объекты в области градостроительных правовых отношений и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура и особенности правоотношений, регулируемых законодательством в области градостроительной деятельности»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ПРАВООТНОШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ В ОБЛАСТИ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 2 Кучмаева С.Н. , Сидоров Ю.В.

1Кучмаева Светлана Николаевна - магистрант;

2Сидоров Юрий Вадимович - кандидат юридических наук, заведующий кафедрой, кафедра административного и финансового права, юридический факультет правового обеспечения государственной и муниципальной службы, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

г. Екатеринбург

Аннотация: в статье приводятся основные понятия градостроительных отношений, состав субъектов, объекты в области градостроительных правовых отношений и пр.

Ключевые слова: градостроительные отношения, общественные отношения, территориальное планирование, развитие территории.

Градостроительная политика в Российской Федерации предполагает не только единство стратегического пространственного и территориального планирования, но и принятие долгосрочного целевого сценария для создания максимально определенного пространства и (или) территории, который должен обеспечить координацию действий на всех уровнях власти и концентрацию затрат на тех направлениях развития, которые принесут наиболее эффективную социально-экономическую прибыль при наименьших затратах.

Особенности законодательства о градостроительной деятельности и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов основываются в основном на принципах обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека в частности и населения в целом, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений [1]. А территориальное планирование направлено на определение в разрабатываемых и утверждаемых документах территориального планирования назначения пространств и территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований [2].

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее — ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно -строительному проектированию, отношения, возникаемые при строительстве объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. В ГрК РФ такие правоотношения определены термином - градостроительные отношения. При этом указывается, что к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении

градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством об использовании атомной энергии, техническими регламентами. В рамках градостроительной деятельности специфической областью регулятивного воздействия, осуществляемого посредством правовых норм, выступают социальные отношения, возникающие по поводу реализации соответствующих жизненных потребностей населения.

При этом основная задача государственно -правового регулирования заключается в снятии противоречий между интересами общества, отдельной личности, государства при максимально возможном обеспечении соответствующих нужд и потребностей субъектов градостроительных отношений. При этом взаимодействия субъектов, указанных в статье 4 ГрК РФ, осуществляемые в целях реализации индивидуальных, корпоративных, а также публичных интересов, подпадая под действие соответствующей правовой нормы, безусловно приобретают качество правоотношений.

Таким образом, вполне представляется возможным сформулировать понятие градостроительного правоотношения как разновидность административных правоотношений, вид именно комплексного социального отношения, урегулированного правовыми нормами, возникающего между субъектами права в связи с осуществлением градостроительной деятельности, а также в связи с осуществлением иных видов деятельности, обусловленных необходимостью реализации частных, общественных и государственных интересов в градостроительной сфере.

В целях проведения исследования, государственно-правовое регулирование целесообразно рассматривать с позиции системного подхода, что предполагает выделение структуры и особенности правоотношений, регулируемых законодательством в области градостроительной деятельности. При этом элементами структуры выступают, прежде всего, субъекты градостроительных отношений, объекты, субъективное право и юридическая обязанность, составляющие юридическое содержание правоотношения.

Главной особенностью правоотношений в области градостроительной деятельности, как административно - правовых отношений является властный характер деятельности органов государственного управления в области градостроительной деятельности и в большей степени рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, предполагается отношение субординации, что отличает эти отношения от гражданско - правовых. Выделяются два типа возникновения предпосылок правоотношений: материальные и юридические. К материальным условиям относятся жизненные потребности и интересы населения, к юридическим - нормы права, правосубъектность и юридический факт. Отсюда необходимо установить положение сторон в административно - правовом отношении юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений, права и обязанности субъектов, и, конечно, способы защиты прав и обеспечения обязанностей. Так, например, одним из основных особенных принципов законодательства о градостроительной деятельности является единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений.

Согласно статье 5 ГрК РФ физические и юридические лица, среди прочих, являются субъектами комплексных градостроительных правоотношений, право на

60

участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения общественных обсуждений и (или) публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан, жителей, организаций, иных заинтересованных лиц, в том числе при выполнении мероприятий в области градостроительной деятельности. При этом общественные обсуждения и (или) публичные слушания проводятся в соответствии с уставом определенного муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и с учетом положений ГрК РФ.

При этом субъекты градостроительных правоотношений должны быть наделены необходимым объемом правосубъектности. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции [3]. Тем самым законодательно установлен довольно широкий круг субъектов градостроительных отношений и их четкое определение непосредственно связано с наличием у них прав, обязанностей и (или) законных интересов в области градостроительной деятельности.

Как указывалось выше, в целях устойчивого и гармоничного развития территорий, задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования таких территорий состоит в необходимости обеспечения достаточно равного баланса между общественными интересами, интересами неопределенного круга лиц и частным правом путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий проживания и ведения предпринимательства множества заинтересованных лиц. А физическое и юридическое лицо, прежде всего, обладает специальным статусом в градостроительных отношениях, в соответствии с которым имеет специфическое наименование. В соответствии с пунктом 16 статьи 1 ГрК РФ застройщик -физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.

Вместе с тем в юридической литературе предлагается расширить круг субъектов градостроительных отношений. Есть мнение, что «первичным субъектом градостроительных отношений в той части, в какой они являются предметом муниципально - правового регулирования, выступает городское сообщество», и предложения, об отнесении местного сообщества к субъекту градостроительных отношений [4].

По пути расширения субъектного состава градостроительных отношений идут и законодательные органы некоторых субъектов Российской Федерации. В г. Москве субъектами градостроительной деятельности признаются физические лица и их объединения, юридические лица [5]. С позиции толкования очевидно, что в приведенной норме законодатель противопоставляет такие объединения юридическому лицу, как объединение - это группа граждан, не обладающая статусом юридического лица.

В качестве особого субъекта градостроительное законодательство упоминает население субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Однако,

61

все еще существует вопрос соотношения таких категорий, как «население муниципального образования», «житель муниципального образования», «правообладатель объекта недвижимости», «заинтересованное лицо» и пр. Градостроительное законодательство неизбежно должно комплексно обеспечивать детализацию правового регулирования через осуществление своих полномочий органами местного самоуправления, учитывая, что такое население это особый субъект правоотношений.

Так, поскольку градостроительное проектирование часто затрагивает определенную, чаще конкретную территорию или учтённый (ранее учтённый) земельный участок, а соответственно, и законные интересы как отдельных лиц, так и возможно их совокупности (объединения), необходимо признать в качестве субъекта градостроительных отношений определенное сообщество граждан и их объединений [6]. А состав такого сообщества может быть вполне различным, но этих граждан объединяет общий вопрос и (или) интерес, общая цель в градостроительной сфере или конкретная территория, на которой они проживают, находятся и (или) имеют объекты недвижимости. Эти признаки обусловливают права целого коллектива граждан, фактически являющихся «заинтересованными лицами» обсуждать, вносить свои предложения, и таким образом участвовать в подготовке решений в области градостроительной деятельности в любой доступной форме (участие в общественных обсуждениях, публичных слушаниях, участие в собраниях граждан, заявления, обращения в уполномоченные компетентные органы и пр.). Конституционный Суд РФ также подчеркнул, что по градостроительным вопросам, в частности, публичные слушания или общественные обсуждений преследуют цель «выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер» [7]. Также следует учитывать, что регистрация по месту пребывания и по месту жительства или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан или условием их реализации [8].

Так, например, в соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-Ф3 под территориальным общественным самоуправлением (далее -ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения, а границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.

Соответственно, население субъекта Российской Федерации, муниципального образования могут представлять, в том числе правообладатели объектов недвижимости и зарегистрированные лица по месту своего пребывания, а не только по фактической регистрации гражданина по месту проживания (пребывания) на определенной территории. Их интересы точно также должны учитываться при разработке и рассмотрения стратегии пространственного развития муниципального образования, нормативов градостроительного проектирования, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке и межеванию территории, включая линейные объекты, решений об отклонении от предельных (минимальные и (или) максимальные) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или принятии решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного

участка или объекта капитального строительства, правил благоустройства муниципального образования.

Еще в ГрК РФ упоминаются решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, граждане, проживающие в пределах определенной территориальной зоны [9]. В законодательстве субъектов РФ, регулирующем градостроительные отношения, довольно часто называется такой субъект, как инициативная группа. Такая группа признается представителем населения при инициировании ею проведения общественных обсуждений, публичных слушаний, местного референдума, собраний (сходов), конференций.

Соответственно, субъектом градостроительных отношений вполне может и должно признаваться сообщество граждан, объединенных по территориально -граничащему (соседскому, имеющие общие границы или объекты в использовании (пользовании, обслуживании), в том числе социальные) признаку в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, также правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации конкретного градостроительного решения, реализуемого в дальнейшем согласно разработанной проеткной документации, рационального использования территории, экологически комфортного проживания, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, удовлетворения других общих интересов и достижения стратегических целей, решения важных задач в области градостроительной деятельности. Вместе с тем, юридическим фактом включения гражданина в состав сообщества является, например, возникновение права собственности на недвижимое имущество.

Таким образом, субъекты градостроительной деятельности могут быть объединены в две группы:

1. Субъекты, непосредственно осуществляющие градостроительную деятельность (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, застройщик, технический заказчик, потенциальный застройщик, инвестор, правообладатель объектов недвижимости, в том числе земельных участков, зданий и (или) сооружений, проектная организация, орган строительного контроля, орган государственного строительного надзора и др.). От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции;

2. Субъекты, права и (или) законные интересы которых затрагивает градостроительная деятельность, а это сообщества граждан, лица и (или) лицо, здоровью, и (или) имуществу которого потенциально может быть причинен какой-либо вред при осуществлении градостроительной деятельности, в том числе правообладатели близлежащих, граничащих с преобразуемыми объектами недвижимости и др.

Рассматривая объекты правоотношений, регулируемых законодательством в области градостроительной деятельности нужно выделить:

1. Территорию публичного образования Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района, муниципального образования. Такая территория представляет собой особую пространственную сферу градостроительного развития территории с точки зрения вложения инвестиций и экономической стороны, и их преобразования, в том числе в результате нового освоения.

2. Части территорий публичных образований. Такими частями, в свою очередь являются городской округ, населенный пункт, межселенная территория и (или) их части. Также, элементы планировочной структуры - части территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района, в том числе район, микрорайон, квартал, территория общего пользования, территория садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, территория улично-дорожной сети населенного пункта, транспортно-пересадочного узла, территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта.

Непосредственно целям выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, служит документация по планировке территории, а именно проекты планировки территории и проекты межевания территории. Градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ), который ранее также относился к документации по планировке территории, был совершенно обосновано исключен из перечня такой документации [10], и сейчас ГПЗУ носит информационный характер. Именно в границах элемента планировочной структуры или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей осуществляется развитие застроенных территорий;

3. Территории объектов культурного наследия, в том числе территории исторических поселений федерального или регионального значения. При этом граница территории исторического поселения может совпадать с его административной границей или выделять территорию исторического центра поселения, населенного пункта, отражающую наиболее значимый период развития планировочной, ландшафтной и композиционной структуры пространства [11].

4. Зоны, выделенные в результате сплошного или спорадического зонирования [12]. В действующем законодательстве упоминаются различные виды (наименования) зон, обособление которых производится для решения определенных задач, стоящих перед публичными образованиями. В ГрК РФ определяются три вида зон. Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования условно определены границы и функциональное назначение. Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки точно определены границы и установлены градостроительные регламенты, и зоны с особыми условиями использования территорий. Виды таких зон с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ) установлены статьёй 105 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 (далее - ЗК РФ). Это охранные зоны объектов электроэнергетики, трубопроводов, линий и сооружений связи, охранные зоны железных дорог и иных объектов, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, придорожные полосы автомобильных дорог, водоохранные зоны условия использования которых являются особыми, в основном с какими-то ограничениями, и многие другие зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, упоминаются еще особенные зоны, зоны планируемого размещения объектов федерального, регионального, местного значения, которые особо выделены федеральным законодателем с установлением специальных требований к осуществлению градостроительной деятельности:

- особо охраняемые природные территории, в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

- территории опережающего социально-экономического развития, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;

- территория инновационного центра «Сколково», в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

- территории, присоединенные к г. Москве, в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации -городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Объектом градостроительных отношений неизбежно являются земельные участки. Формально земельные участки являются частью определенной территории, составляющими частями различных элементов планировочной структуры, но юридически они отличаются от части территории спецификой образования. Определение земельного участка содержится в статье 6 ЗК РФ. Главным индивидуализирующим признаком земельного участка являются его фактически установленные границы, определяемые межеванием территории, в том числе комплексным, и подтверждаемые проведением учета в едином государственном реестре недвижимости. Такое понятие является более узким, чем круг земельных отношений, объектом которых он является. Но, при этом понятия, закрепляемые в специализированных актах должны иметь универсальный и комплексный характер, быть применимы к смежным правовым отраслям, в том числе к градостроительному законодательству. Особое место среди земельных участков занимают те из них, которые застроены или подлежат застройке, в том числе комплексного освоения территории, также возможно выделение незастроенных и не подлежащих застройке земельных участков, а именно предназначенных для использования в целях, которые не связаны со строительством или возведением каких-либо объектов.

6. Объекты капитального строительства. В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства определен как здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). При этом ГрК РФ прямо не утверждает, что в результате строительства создаются объекты, обладающие признаком капитальности, комплексное толкование норм градостроительного и гражданского законодательства позволяет все же сделать такой вывод. Таким образом, строительство - создание и (или) возведение зданий, строений, сооружений является разновидностью градостроительных отношений.

Особо выделяются в структуре объектов капитального строительства линейные объекты, в основном с учетом их характеристики протяженности, пересечения многих элементов планировочной структуры, различных категорий земель, возможности размещения на нескольких земельных участках, и их роли в обеспечении общественных интересов. К линейным сооружениям отнесены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные линейные сооружения.

Содержание градостроительных правоотношений представлены совокупностью прав и обязанностей, которыми наделены субъекты соответствующего правоотношения. «...И во всех случаях, когда существуют субъективное право и соответствующая ему юридическая обязанность, субъекты - носители прав и обязанностей - оказываются связанными между собой, т.е. связанными правоотношением» [13].

Каждая из разновидностей градостроительных отношений характеризуется специфическим содержанием, в то же время возникновение и развитие любого из этих видов градостроительных отношений имеет целью изменение качественных характеристик пространства и (или) тех или иных интересующих территорий, а

также иных материальных объектов и часто обеспечение безопасности проживания граждан [14].

Поскольку градостроительная сфера охватывает довольно разнообразные виды деятельности, представляя комплексную деятельность многих общественных отношений, то и содержание этих отношений также многообразно. Возможность и пределы участия публично-правовых образований в лице их органов определяются компетенцией, наличие которой отличает правовой статус субъектов публичного права от правового статуса субъектов частного права [15].

Однако содержание компетенции в юридической литературе является несколько спорным. Так, некоторые авторы определяют ее как совокупность юридически установленных прав, другие - как совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей, третьи - как предметы ведения, права и обязанности. Последняя трактовка содержания, возможно, является преобладающей в административно-правовой науке и науке муниципального права. Юридическое содержание понятия компетенции включает в себя такие элементы как, предметы ведения - круг тех объектов, явлений, действий на которые распространяются полномочия; права и обязанности, полномочия органа либо лица; ответственность; соответствие поставленным целям, задачам и функциям. Компетенция, как категория публичного права — это правовое средство, позволяющее определить роль и место конкретного субъекта в управленческом процессе путем законодательного закрепления за ним определенного объема публичных дел. Таким образом, компетенция является сложной правовой категорией, важнейшим составным элементом которой являются полномочия.

Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, например, определяются как «закрепляемые нормами законодательства о местном самоуправлении и законодательства о градостроительной деятельности за выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований в области градостроительной деятельности» [16]. С этим подходом возможно согласиться, так как указанные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере законодательства - установленная нормативными правовыми актами совокупность прав и обязанностей органов государственной власти, органов местного самоуправления, необходимых для решения задач в области градостроительной деятельности.

В совокупности рассмотренные признаки градостроительного законодательства, в том числе предмет и метод правового регулирования, состав субъектов и объектов, правовой статус таких участников градостроительных отношений, вполне позволяют сделать вывод о том, что градостроительное законодательство, являясь комплексным правовым институтомв Российском законодалеьстве, в основной своей части, несомненно, относится к административному праву, которое регулирует общественные отношения с участием органов исполнительной власти в сфере государственного управления в области градостроительной деятельности, в том числе органов местного самоуправления.

Вместе с тем, нормы ГрК РФ предусматривают принятие целой системы профильных нормативных правовых актов не только Российской Федерации, но и субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом в ГрК РФ установлены лишь рамочные обобщенные требования к содержанию данных актов, порядку их подготовки и утверждения. Безусловно, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, в том числе регулирующие содержание разграничение компетенций, прав и обязанностей, отношений в области градостроительной деятельности, не могут противоречить ГрК РФ. Таким образом, следует полагать, что какая-либо иная трактовка вопроса о совместной компетенции субъектов Российской Федерации и Российской Федерации

66

в области градостроительного законодательства может рассматриваться как некое противоречие с Конституцией РФ и федеральными законами.

Таким образом, градостроительные отношения при всестороннем комплексном характере их правовой природы, обладают своеобразным содержанием, полномочия, права и обязанности непосредственно связаны с осуществлением правоотношений, регулируемых законодательством в области градостроительной деятельности и несомненно должны учитывать специфику объекта и часто - особый статус субъекта.

Список литературы

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ. Пункт 3 статьи 1 .

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ. Часть 1 статьи 9.

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ. Статья 5.

4. Гурнак Е.В. Права городского сообщества в сфере градостроительной деятельности: теория и практика реализации (на примере городских округов): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2013. С. 10, 16-17.

5. Градостроительный кодекс г. Москвы, утв. Законом г. Москвы от 25 июня 2008 г. N 28. Статья 3.

6. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ. Пункт 5 статьи 2.

7. Определение КС РФ от 15 июля 2010 г. № 931-О-О «По жалобе гражданки Андроновой О.О. на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге». Пункт 2.1.

8. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Статья 3.

9. Определение КС РФ от 15 июля 2010 г. № 931-О-О «По жалобе гражданки Андроновой О.О. на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге». Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ направлены на «обеспечение комплексного учета интересов населения». Пункт 2.3.

10. Федеральный закон от 03.07.2016 № 373-ФЗ «О внесении изменений в градостроительный кодекс российской федерации, отдельные законодательные акты российской федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

11. Письмо Минкультуры России от 30 апреля 2015 г. № 164-01-39-ГП «О комплексе мер по сохранению и развитию исторических поселений».

12. О сплошном и спорадическом зонировании. Болтанова Е.С. Зонирование земель // Сибирский юридический вестник, 2012. № 2. С. 33-37.

67

13.Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 67.

14. Болтанова Е.С. Виды и состав градостроительных правоотношений. Статья, 2017.

15. Лавренюк А.В. Субъекты публичного права: теоретико-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 9.

16. Бурмистрова С.А. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2009. С. 7.

ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Горюнов В.С.

Горюнов Владимир Сергеевич - начальник отдела, Информационный отдел, кафедра естественно-научных дисциплин, Негосударственное (частное) образовательное учреждение высшего образования Северный институт предпринимательства, г. Архангельск

Аннотация: автором статьи исследуется вопрос о становлении и развитии избирательной системы России в различные исторические периоды. В ходе написания статьи были проанализированы исторические факты, современное состояние развития избирательной системы Российской Федерации, а также рассмотрены перспективы дальнейшего развития избирательной системы. Ключевые слова: выборы, избирательная система, информационная безопасность.

Существование любого государства невозможно без создания и внедрения такого инструмента, как избирательная система. Избирательная система является фундаментом для построения системы государственных органов любого уровня. Одновременно государству необходимо заботиться о том, чтобы избирательный процесс строился на основе современных достижений научно-технологического процесса с соблюдением необходимого уровня безопасности информационно-технологических процессов, происходящих внутри специально созданных информационных ресурсов.

Для того чтобы обеспечивать развитие избирательной системы, особенно в период становления и развития Глобального информационного общества, необходимо знать о том, что происходило на первой ступени развития избирательной системы и обладать таким очень важным качеством, как предвидение, т.е. развитие избирательной системы любого государства должно происходить с опережающими темпами развития. Это необходимо для того, чтобы можно было противостоять возможным угрозам информационной безопасности и быть лидером в области внедрения передовых информационных технологий (это очень не простая задача). Поэтому в рамках настоящей статьи мы должны обратить на два аспекта - история становления и развития избирательной системы Российской Федерации, с одной стороны, а, с другой стороны, обеспечение информационной безопасности избирательной системы Российской Федерации.

Актуальность темы исследовательской работы: за счет использования инструментария информационных технологий в избирательной системе Российской Федерации формируются большие банки данных, умышленное использование которых в неправомерных целях может нанести вред для тех или иных субъектов информационных отношений в избирательном процессе. Чтобы риск утечки данных исключить или свести

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.