Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ НАЛЬЧИКСКОГО ОКРУГА ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ В 1888-1917 ГГ'

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ НАЛЬЧИКСКОГО ОКРУГА ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ В 1888-1917 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

185
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛЬЧИКСКИЙ ОКРУГ / ТЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ОКРУЖНОЕ ПРАВЛЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пазов И. С.

В статье рассмотрены структура, функции и некоторые особенности функционирования органов власти в Нальчикском округе Терской области в 1888-1917 гг. Это время связано, с одной стороны, с принятием в 1888 г. положения «Об учреждении управления Кубанской и Терской областями и Черноморским округом», с другой - революционными событиями 1917 г. Исследована специфика организации власти на окружном, участковом и сельском уровнях. Сделан вывод, что сложившаяся иерархия административных учреждений на территории Нальчикского округа отражала военно-гражданскую модель управления, которая позволяла местной администрации на окружном, участковом и сельском уровнях проводить общероссийскую политику по поиску и реализации эффективных способов управления регионом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE AND FUNCTIONS OF AUTHORITIES OF NALCHIK DISTRICT OF TEREK REGION IN 1888-1917

The article considers structure, functions and some features of the functioning of authorities in the Nalchik district of the Terek region in 1888-1917. This time is influenced, on the one hand, by the adoption in 1888 of the provision "On the establishment of the management of the Kuban and Terek regions and the Black Sea district," on the other - by revolutionary events of 1917. The specifics of the organization of power at the regional, district and rural levels was investigated. It was concluded that the existing hierarchy of administrative institutions on the territory of the Nalchik district reflected the military-civilian model of management, which allowed the local administration at the regional, district and rural levels to pursue an all-Russian policy of search and implementation of effective models of regional management.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ НАЛЬЧИКСКОГО ОКРУГА ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ В 1888-1917 ГГ»

Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН № 4 (102) 2021

- ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 94

DOI: 10.35330/1991-6639-2021-4-102-55-61

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ НАЛЬЧИКСКОГО ОКРУГА ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ В 1888-1917 гг.

и.с. пазов

Научно-образовательный центр ФГБНУ «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр

Российской академии наук» 360002, КБР, г. Нальчик, ул. Балкарова, 2 E-mail: [email protected]

В статье рассмотрены структура, функции и некоторые особенности функционирования органов власти в Нальчикском округе Терской области в 1888-1917 гг. Это время связано, с одной стороны, с принятием в 1888 г. положения «Об учреждении управления Кубанской и Терской областями и Черноморским округом», с другой - революционными событиями 1917 г. Исследована специфика организации власти на окружном, участковом и сельском уровнях. Сделан вывод, что сложившаяся иерархия административных учреждений на территории Нальчикского округа отражала военно-гражданскую модель управления, которая позволяла местной администрации на окружном, участковом и сельском уровнях проводить общероссийскую политику по поиску и реализации эффективных способов управления регионом.

Ключевые слова: Нальчикский округ, Терская область, органы власти, система управления, окружное правление, сельское правление.

Поступила в редакцию 11.08.2021

Для цитирования. Пазов И.С. Структура и функции органов власти Нальчикского округа Терской области в 1888-1917 гг. // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2021. № 4(102). С. 55-61.

Окончание Кавказской войны ознаменовало новый этап интеграции СевероКавказского региона в административно-политическое пространство Российской империи. Он был связан с образованием округов и областей, введением системы военно-народного управления, складыванием многоуровневой иерархии органов власти и т.п. До этого у народов региона сложились и функционировали самобытные институты власти, большинство из которых в рамках новой административно-политической системы были существенно изменены, что во многом отразилось на характере проводимых реформ и специфике складывающейся иерархии властных учреждений. В этих условиях сформировалась специфичная модель имперского управления, которую можно охарактеризовать как поиск компромисса централизма и регионализма, стремление к централизации власти с опорой на традиционные институты административного регулирования. Этот компромисс выражался и в достаточно сложном переходе от военно-народного к общегражданскому управлению, исключавшему любые методы военного администрирования. В этом плане большой научный интерес представляют административные практики в Нальчикском округе Терской области в последней трети XIX - начале ХХ в., регионе, который одним из первых на Северном Кавказе начал включаться в политико-правовое пространство империи и к моменту учреждения военно-народного управления накопил достаточно богатый опыт государственно-народного взаимодействия.

Некоторые вопросы истории учреждения и функционирования институтов власти в Нальчикском округе в последней трети XIX - начале ХХ в. затрагивались в трудах Ж.А. Калмыко-

ва [4], Х.С. Кушхова [6], Ю.Д. Анчабадзе [3], Д.Н. Прасолова [9], А.Х. Абазова [1; 2] и др. Несмотря на это, научный интерес к данной проблематике не снижается, а вопросы изучения организации и деятельности органов государственной власти на Центральном Кавказе в прошлом требуют постоянного уточнения и детализации на основе анализа новых источников.

21 марта 1888 г. было принято новое положение «Об учреждении управления Кубанской и Терской областями и Черноморским округом» [7, с. 151]. В нем были заложены основы системы управления округом и регулировались полномочия учреждений всех уровней иерархии административной системы на Кавказе. Руководители округов Терской области получали широкие административные полномочия в границах подведомственных им территориально-административных единиц. Так, начальник Нальчикского округа назначался на должность начальником Терской области из числа офицеров Кавказской армии. Он был наделен всей полнотой власти в осуществлении военного, административного и полицейского управления и осуществлял общее руководство хозяйственной и культурной жизнью края. До 1910 г. в должности начальника Нальчикского округа служили подполковники А.А. Вырубов, И.Д. Попов, М.А. Страхов и подполковник барон П.Л. Тизенгаузен. С 1910 г. начальником округа был подполковник С.К. Клишбиев, управлявший округом до 1917 г.

Заместителем окружного начальника был его старший помощник [10, Оп. 1, д. 602, л. 121 - 131 об.]. Младший помощник заведовал канцелярией управления [10, оп. 1, д. 889, т. 1, л. 108 об.]. Помощники назначались начальником области из числа офицеров Кавказской армии или казачьих войск [10, оп. 1, д. 917, л. 41 об. - 49]. Кроме помощников, в окружном правлении на штатных должностях работали два делопроизводителя, два врача - медицинский и ветеринарный, один переводчик. Структура аппарата управления при начальнике округа выглядела следующим образом:

Таблица 1

Структура и персональный состав органов власти Управления Нальчикского округа (1914 г.) [10, оп. 1, д. 910, л. 82-82 об.]

Должность Чин Имя, отчество, фамилия Место жительства

Начальник округа Подполковник Султанбек Касаевич Клишбиев Сл. Нальчик

Старший его помощник Подполковник Константин Иванович Петров То же

Младший помощник Губ.секретарь Александр Георгиевич Натиев То же

Старший Коллеж. асессор Василий Павлович Шершунов То же

делопроизводитель

Младший Не им. чина Вассиан Федорович Калиан То же

делопроизводитель

Председатель Надв. совет. Михаил Естафьевич Семенов То же

временного отд. Нальчикского гор.суда

Начальник 1-го участка Коллеж. секр. Никита Васильевич Лисичкин То же

Начальник 3-го участка Коллеж. регистр. Илья Харитонович Золотарёв То же

Начальник 4-го участка Коллеж. регистр. Никита Михайлович Тухаев Ст. Муртазово

Окружное правление выполняло военные, административно-полицейские и общественно-политические функции.

В военное время начальник округа формировал новые воинские подразделения из числа местных жителей, организовывал поставку лошадей в кавалерийские части, реквизировал у населения скот и сельхозпродукты для нужд фронта. В мирное время следил за состоянием боевой готовности тех воинских подразделений, которые дислоцировались в пределах его округа.

Обширными были административные и полицейские функции окружного начальника. Он руководил работой всех подразделений административной системы округа, контролировал исполнение обязанностей помощников по управлению, участковых начальников, сельских старшин. При этом он руководствовался соответствующими инструкциями для должностных лиц, «Положением об управлении сельскими обществами», «Временными правилами Горских словесных судов» и распоряжениями вышестоящей администрации [4, с. 42]. Таким образом, начальник округа, пользуясь практически неограниченной властью, осуществлял контроль над всей общественно-политической жизнью, активно проводя политику руководства Российской империи.

Окружное управление контролировало и выборы сельских должностных лиц. Оно было полномочно не допускать к должностям людей с сомнительной репутацией и отстранять от работы служащих, не соответствующих занимаемым должностям. Когда сельские общества не избирали угодных администрации людей на должности старшины, она грозила им назначением правительственных старшин [5, с. 34].

Органы власти в участках Нальчикского округа обладали схожей с окружной моделью организации деятельности. Участковые правления также контролировали всю общественно-политическую жизнь сельских обществ в пределах своих административных территорий. Нормативной основой их деятельности была инструкция, принятая 7 марта 1891 года приказом № 32 начальника Терской области, предлагавшаяся к положению 1888 года по управлению Кубанской и Терской областями. В порядке делопроизводства участковые начальники руководствовались циркулярными предписаниями МВД, по Департаменту полиции от 11 сентября 1886 года за № 2647 [11, оп. 52, д. 319, л. 32].

Участковые начальники находились в подчинении начальника округа и осуществляли общий надзор за общественным управлением в населенных пунктах вверенных им участков, наблюдали за делопроизводством сельских правлений и за действиями должностных лиц. Также участковые начальники осуществляли административно-полицейский контроль над деятельностью сельских старшин и их помощников. Для контроля общественного мнения они были обязаны присутствовать на сельских сходах при выборе старшин и решении наиболее важных экономических вопросов [11, оп. 52, д. 319, л. 32 об.].

Особое внимание уделялось подбору кадров старшин. До 1906 г. кандидатуры на должности старшин подбирались и представлялись начальниками участков и округа в областное управление для утверждения в должности. С 1906 г. старшины стали избираться в самих сельских обществах на сходах. Но участковое начальство сохраняло за собой возможность подбора кадров на должности сельских старшин [11, оп. 52, д. 319, л. 33 об.].

Одной из важных обязанностей участковых начальников был надзор за своевременным поступлением от населения казенных и мирских налогов, превенция незаконных поборов с жителей со стороны сельских старшин и писарей и контроль за расходами из сельских «общественных сумм» [5, с. 39]. В 1913 г. начальник округа полковник С. Клишбиев в специальном циркуляре обязывал старшин ежемесячно докладывать участковым начальникам о состоянии сбора налогов с населения. Участковые начальники в свою очередь должны были докладывать об этом в окружное правление к десятому числу каждого месяца [10, оп. 1, д. 719, л. 225].

Участковые начальники занимались хозяйственными вопросами, собирали сведения об экономическом состоянии участков. В их обязанность вменялось регулировать хозяйственный быт жителей: улаживать земельные споры внутри сельских обществ, давать указания о том, какова должна быть структура посева в пределах их административных территорий, следить за соблюдением правил поручения границ, разделяющих «юртовые» наделы и пастбищные угодья сельских обществ, а также за своевременной сдачей в аренду излишек пастбищных угодий [11, оп. 52, д. 319, л. 32 об.]. Руководители участков осуществляли надзор за перемещением населения между сельскими обществами, вели списки и осуществляли контроль за поведением жителей, приговоренных судами к наказанию за правонарушения.

Следующей инстанцией Нальчикской окружной администрации являлось сельское правление с собственным аппаратом.

Сельское правление, помимо главы (старшины), включало помощников (в том числе квартальных), казначея, эфенди, общественных доверенных и санитарных попечителей. Писарь, рассыльный, словесный переводчик, глашатай, сторож общественных строений и милиционеры составляли вспомогательный персонал сельского правления. Должностные лица правления избирались сходом (с 1905 г. - сбором выборных лиц) на один год, а затем утверждались начальником округа [8, с. 123]. Этот порядок с течением времени не изменялся и редко нарушался. Среди наиболее частых нарушений в процессе подбора кадров на должности в сельском правлении преобладали назначение на должности лиц из списков «порочных» [10, оп. 1, д. 572, т. 2, л. 154], возложение общественных обязанностей вопреки желанию избираемого и совмещение одним человеком двух должностей. Однако последняя ситуация в большинстве случаев не являлась нарушением, и, например, сельским судьям с разрешения начальства дозволялось исполнять обязанности помощников старшины, а им в свою очередь - доверенных и казначеев [8, с. 123].

Общественные обязанности старшины включали созыв и роспуск сельского схода, своевременное информирование населения о распоряжениях начальства, контроль за деятельностью лиц сельского правления, частичное регулирование поземельных отношений, наблюдение за исправным отбыванием жителями денежных и натуральных повинностей, распоряжение общественным хозяйством и общественной суммой [8, с. 124].

Для содействия старшине избирались помощники, количество которых зависело от численности жителей населенного пункта. В больших по численности селениях, кроме одного-двух основных помощников, избирались квартальные [10, оп. 1, д. 674, т. 2, л. 6]. В некоторых случаях малочисленные селения подчинялись правлениям близлежащих, более крупных населенных пунктов и возглавлялись их помощниками. Например, в 1906 г. в селении Хабаз, административно включенном в Кармовское общество, в присутствии сельского старшины и начальника участка на сельском сходе из 38 человек помощником старшины (главой с. Хабаз) избрали Т. Шакеманова [10, оп. 1, д. 674, т. 1, л. 87].

Обязанность по взиманию налогов возлагалась на сборщика податей (казначея), от которого, помимо выше упоминавшихся общих достоинств, требовалось знание русской или арабской грамоты, а также материальная состоятельность и независимость [8, с. 125]. В целях обеспечения служебной преемственности в помощь казначею избирали помощника (кандидата). После прохождения испытательного срока он становился главным претендентом на должность сборщика налогов. Например, в поселке Ново -Ивановка в конце

1905 г. кандидатом на должность казначея был избран его помощник А. Ткаченко, заменивший ушедшего в отставку И. Сижко, он приступил к обязанностям на следующий

1906 г. [10, оп. 1, д .674, т. 1, л. 10].

Надзор за поддержанием чистоты на улицах, во дворах, по берегам рек и канав возлагался на санитарных попечителей, избираемых для каждого квартала, обычно в количестве 3 человек [8, с. 125]. Примером может служить поселок Тыжево, где на сельском сходе были избраны санитарные попечители кварталов села М. Черкесов, А. Архестов, К. Хогожеев [10, оп. 1, д. 674, т. 1, л. 91]. Служащие вспомогательного персонала сельского правления получали денежное жалованье из общественных сумм и вследствие этого не освобождались от уплаты повинностей по подворной раскладке [8, с. 125].

Также в административной практике Нальчикского округа сложилось понятие «неблагонадежных» сел, жители которых лишались права избрания старшин. Например, в 1913 г. селения Ашабово, Тамбиево, Тыжево, Наурузово и Чегемское общество Нальчикского округа были признаны «неблагонадежными» из-за участия в Зольском восстании. Согласно приказу начальника Терской области генерала Флейшера от 18 августа 1913 г. жители указанных селений были лишены права выбора старшин на один год. А на это время к ним были назначены «правительственные» старшины [12, с. 128-129].

Таким образом, в конце XIX - начале ХХ в. в Нальчикском округе сложилась сложная системы управления с многоступенчатой иерархией власти и четким распределением должностных обязанностей. Служащие окружных и участковых органов власти совмещали хозяйственные, административные, военные и полицейские функции. По сути, эта система отражала военно-гражданскую модель управления на территории Нальчикского округа Терской области, которая позволяла местной администрации на окружном, участковом и сельском уровнях проводить политику российской власти по поиску и реализации эффективных моделей управления регионом. Однако аппарат власти становился достаточно громоздким и нуждался в некоторых изменениях для включения общественности в его структуру в соответствии с общими административно-правовыми стандартами Российской империи.

литература

1. Абазов А.Х. Нальчикский округ в судебной системе Терской области (последняя треть XIX - начало XX в.). Нальчик: КБИГИ, 2014. 107 с.

2. Абазов А.Х. Народы Центрального Кавказа в судебной системе Российской империи в конце XVIII - начале ХХ в. Нальчик: ООО «Печатный двор», 2016. 264 с.

3. Анчабадзе Ю.Д. Политическая культура адыгов: традиционные институты и их эволюция (вторая половина XIX в. - 1920-е годы). М.: ИЭА, 2012. 340 с.

4. Калмыков Ж.А. Интеграция Кабарды и Балкарии в общероссийскую систему управления (вторая половина XVIII - начало XX в.). Нальчик: Республиканский полиграфком-бинат им. Революции 1905 г.; Эль-Фа, 2007. 232 с.

5. Калмыков Ж.А. Установление русской администрации в Кабарде и Балкарии во второй половине XIX - начале ХХ в. Нальчик: Эльбрус, 1995. 123 с.

6. Кушхов Х.С. Социально-политическое и этнокультурное развитие Кабарды в пореформенное время. Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2011. 199 с.

7. Между централизмом и регионализмом: административные преобразования на Центральном Кавказе в 70-х гг. XIX - начале XX в.: сборник документов. Владикавказ: ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева», 2014. 225 с.

8. Прасолов Д.Н. Сельская община в Кабарде во второй половине XIX - начале XX в.: дис. ... канд. ист. наук. Нальчик, 2002. 195 с.

9. Прасолов Д.Н. Съезды доверенных в практиках местного самоуправления кабардинцев и балкарцев во второй половине XIX - начале XX в. Нальчик: ИГИ КБНЦ РАН, 2019. 206 с.

10. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской Республики. Ф. И-6 «Управление Нальчикского округа».

11. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания. Ф. 11 «Терское областное правление».

12. Щеголев А.И. Крестьянское движение в Кабардино-Балкарии в годы Столыпинской реакции и нового революционного подъема. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1962. 140 с.

references

1. Abazov A.Kh. Nal'chikskii okrug v sudebnoi sisteme Terskoi oblasti (poslednyaya tret' XIX-nachalo XX v.) [Nalchik district in the judicial system of the Terek region (the last third of the XIX - the beginning of the XX centuries)]. Nalchik: KBIGI (Kabardino-Balkarian Institute of Humanitarian Researches), 2014. 107 p.

2. Abazov A.Kh. Narody Tsentral'nogo Kavkaza v sudebnoi sisteme Rossiiskoi imperii v kontse XVIII - nachale XX v. [The peoples of the Central Caucasus in the judicial system of the Russian Empire in the late XVTII - early XX centuries]. Nalchik: « Printing yard», 2016. 264 p.

3. Anchabadze Yu.D. Politicheskaya kul'tura adygov: traditsionnye instituty i ikh evolyutsiya (vtorayapolovina XIXv. - 1920-e gody). [Adyg political culture: traditional institutions and their evolution (second half of the XIX century - 1920s)]. M.: IEA, 2012. 340 p.

4. Kalmykov Zh.A. Integratsiya Kabardy i Balkarii v obshcherossiiskuyu sistemu upravleniya (vtoraya polovina XVIII - nachalo XX v.). [Integration of Kabarda and Balkaria into the all-Russian management system (the second half of the 18th - early 20th centuries)]. Nalchik: Republican Polygraphic Plant n.a. Revolution of 1905; El-Fa, 2007. 232 p.

5. Kalmykov Zh.A. Ustanovlenie russkoi administratsii v Kabarde i Balkarii vo vtoroi polovine XIX - nachale XX v. [The establishment of the Russian administration in Kabarda and Balkaria in the second half of the XIX - early XX centuries]. Nalchik: Elbrus, 1995. 123 p.

6. Kushkhov Kh.S. Sotsial'no-politicheskoe i etnokul'turnoe razvitie Kabardy v poreformen-noe vremya [The socio-political and ethnocultural development of Kabarda in post-reform times]. Nalchik: KBSC RAS Publishing House, 2011. 199 p.

7. Mezhdu tsentralizmom i regionalizmom: administrativnye preobrazovaniya na Tsen-tral'nom Kavkaze v 70-kh gg. XIX- nachale XXv. [Between centralism and regionalism: administrative changes in the Central Caucasus in the 70s. of XIX - early XX centuries]: a collection of documents. Vladikavkaz: North-Ossetian Institute of Humanitarian Researches n.a. V.I. Abaev, 2014. 225 p.

8. Prasolov D.N. Sel'skaya obshchina v Kabarde vo vtoroi polovine XIX- nachale XX v. [The rural community in Kabarda in the second half of the XIX - early XX centuries]: Dissertation for the degree of Candidate of Historical Sciences. Nalchik, 2002. 195 p.

9. Prasolov D.N. S"ezdy doverennykh v praktikakh mestnogo samoupravleniya kabardintsev i balkartsev vo vtoroi polovine XIX - nachale XX v. [Congresses of Kabardians and Balkars trusted in the practices of local self-government in the second half of the XIX - early XX centuries]. Nalchik: Institute of Humanitarian Researches of KBSC RAS, 2019. 206 p.

10. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv Kabardino-Balkarskoi Respubliki [Office of the Central State Archive of the Archive Service of the Kabardino-Balkarian Republic]. F. I-6 "Nalchik district administration".

11. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya. [Central State Archive of the Republic of North Ossetia-Alania]. F. 11 «Tersk regional government».

12. Shchegolev A.I. Krest'yanskoe dvizhenie v Kabardino-Balkarii v gody Stolypinskoi reaktsii i novogo revolyutsionnogo pod"ema. [The peasant movement in Kabardino-Balkaria during the years of the Stolypin reaction and the new revolutionary rise]. Nalchik: Kabardino-Balkarian Book Publishing House, 1962. 140 p.

THE STRUCTURE AND FUNCTIONS OF AUTHORITIES OF NALCHIK DISTRICT OF TEREK REGION IN 1888-1917

i.s. pazov

Scientific and educational center Federal public budgetary scientific establishment «Federal scientific center «Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences» 360002, KBR, Nalchik, 2 Balkarova str.

E-mail: [email protected]

The article considers structure, functions and some features of the functioning of authorities in the Nalchik district of the Terek region in 1888-1917. This time is influenced, on the one hand, by the adoption in 1888 of the provision "On the establishment of the management of the Kuban and Terek regions and the Black Sea district, " on the other - by revolutionary events of 1917. The specifics of the organization of power at the regional, district and rural levels was investigated. It was concluded that the existing hierarchy of administrative institutions on the territory of the Nalchik district reflected the military-civilian model of management, which allowed the local administration at the regional, district and rural levels to pursue an all-Russian policy of search and implementation of effective models of regional management.

Keywords: Nalchik district, Terek region, authorities, management system, district government, rural government.

Received by the editors 11.08.2021

For citation. Pazov I.S. The structure and functions of authorities of Nalchik district of Terek region in 1888-1917 // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of RAS. 2021. No. 4 (102). Pp. 55-61.

Сведения об авторе:

Пазов Ибрагим Станиславович, аспирант научно-образовательного центра Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук. 360000, КБР, г. Нальчик, ул. Балкарова, 2 E-mail: [email protected]

Information about the author:

Pazov Ibragim Stanislavovich, postgraduate student of the Scientific and Educational Center of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 360000, KBR, Nalchik, 2 Balkarov str. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.