Научная статья на тему 'Структура и динамика налоговой преступности за период 2016–2021 годов'

Структура и динамика налоговой преступности за период 2016–2021 годов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
238
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налоговая преступность / налоговые мошенничества / уголовная статистика преступлений в сфере налоговой преступности / предупреждение налоговых преступлений / tax crime / tax fraud / criminal statistics of tax crime / prevention of tax crimes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анатолий Николаевич Панкратьев

Статистическая характеристика налоговой преступности является ее универсальным признаком, который дает обоснование применения системного метода для борьбы с ней. Рассматриваются актуальные вопросы, связанные c определением структуры налоговой преступности и реального уровня ее динамики в 2016–2021 гг. Автором использовались такие специальные методы познания, как формально-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, а также методы статистического исследования: статистическое наблюдение, сводка и группировка материалов статистического наблюдения, абсолютные и относительные статистические величины, вариационные ряды, выборка, корреляционный и регрессионный анализ. Аналитическую базу исследования составляют федеральные статистические отчеты, а также материалы ведомственных статистических отчетов и форм органов внутренних дел и налоговых органов. По результатам проведенного исследования осуществляется расчет основных статических данных как отдельных составов налоговых преступлений, так и налоговой преступности в целом. Сопоставление данных уголовной статистики и статистических форм налоговых органов о выявленных нарушениях, соответствующих критериям налоговых преступлений, позволяет сделать вывод об их высокой «юридической латентности», в результате которой существенная доля выявленных налоговых преступлений остается без процессуальной оценки. С учетом этого приводится оценка реального уровня налоговой преступности в рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure and dynamics of tax crime for the period 2016–2021

Statistical characteristics of tax crime is its universal feature, which provides justification for the use of a systematic method to combat it. The article deals with topical issues related to the definition of the structure of tax crime and the real level of its dynamics in 2016–2021. The author used such special methods of cognition as formal-legal, system-structural, comparative-legal methods, as well as methods of statistical research: statistical observation, summary and grouping of statistical observation materials, absolute and relative statistical quantities, variation series, sampling, correlation and regression analysis. The analytical base of the study consists of federal statistical reports on, as well as materials of departmental statistical reports and forms of internal affairs and tax authorities. According to the results of the conducted research, the calculation of the main static both individual compositions of tax crimes and tax crime as a whole is carried out. Comparison of criminal statistics data and statistical forms of tax authorities on detected violations that meet the criteria of tax crimes allows us to conclude that there is a high «legal latency» of tax crimes, as a result of which a significant proportion of detected tax crimes remains without a procedural assessment. With this in mind, an assessment of the real level of tax crime in the period under review is given.

Текст научной работы на тему «Структура и динамика налоговой преступности за период 2016–2021 годов»

научный портал мвд России № 2 (62) 2023

SCIENTIFIC PORTAL OF THE RUSSIA MINISTRY OF THE INTERIOR

Оперативно-розыскная деятельность

Научная статья УДК 336.225.68

Структура и динамика налоговой преступности за период 2016-2021 годов

Анатолий Николаевич Панкратьев

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, Москва, Россия

a.pankratev@gmail.com

АННОТАЦИЯ. Статистическая характеристика налоговой преступности является ее универсальным признаком, который дает обоснование применения системного метода для борьбы с ней. Рассматриваются актуальные вопросы, связанные c определением структуры налоговой преступности и реального уровня ее динамики в 2016-2021 гг.

Автором использовались такие специальные методы познания, как формально-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, а также методы статистического исследования: статистическое наблюдение, сводка и группировка материалов статистического наблюдения, абсолютные и относительные статистические величины, вариационные ряды, выборка, корреляционный и регрессионный анализ.

Аналитическую базу исследования составляют федеральные статистические отчеты, а также материалы ведомственных статистических отчетов и форм органов внутренних дел и налоговых органов.

По результатам проведенного исследования осуществляется расчет основных статических данных как отдельных составов налоговых преступлений, так и налоговой преступности в целом. Сопоставление данных уголовной статистики и статистических форм налоговых органов о выявленных нарушениях, соответствующих критериям налоговых преступлений, позволяет сделать вывод об их высокой «юридической латентности», в результате которой существенная доля выявленных налоговых преступлений остается без процессуальной оценки. С учетом этого приводится оценка реального уровня налоговой преступности в рассматриваемый период.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: налоговая преступность, налоговые мошенничества, уголовная статистика преступлений в сфере налоговой преступности, предупреждение налоговых преступлений

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Панкратьев А. Н. Структура и динамика налоговой преступности за период 2016-2021 годов // Научный портал МВД России. 2023. № 2 (62). С. 105-118.

Special Search activities

Original article

Structure and dynamics of tax crime for the period 2016-2021

Anatoliy N. Pankratev

Main Directorate of Economic Security and Counteraction of Corruption of the Interior Ministry of Russia, Moscow, Russia

a.pankratev@gmail.com

ABSTRACT. Statistical characteristics of tax crime is its universal feature, which provides justification for the use of a systematic method to combat it. The article deals with topical issues related to the definition of the structure of tax crime and the real level of its dynamics in 2016-2021.

The author used such special methods of cognition as formal-legal, system-structural, comparative-legal methods, as well as methods of statistical research: statistical observation, summary and grouping of statistical observation materials, absolute and relative statistical quantities, variation series, sampling, correlation and regression analysis.

The analytical base of the study consists of federal statistical reports on, as well as materials of departmental statistical reports and forms of internal affairs and tax authorities.

According to the results of the conducted research, the calculation of the main static both individual compositions of tax crimes and tax crime as a whole is carried out. Comparison of criminal statistics data and statistical forms of tax authorities on detected violations that meet the criteria of tax crimes allows us to conclude that there is a high «legal latency» of tax crimes, as a result of which a significant proportion of detected tax crimes remains without a procedural assessment. With this in mind, an assessment of the real level of tax crime in the period under review is given.

© Панкратьев А. Н., 2023

KEYWORDS: tax crime, tax fraud, criminal statistics of tax crime, prevention of tax crimes FOR CITATION: Pankratev A. N. Structure and dynamics of tax crime for the period 2016-2021 // Scientific portal of the Russian Ministry of internal Affairs. 2023. № 2 (62). P. 105-118 (In Russ.).

При оценке структуры налоговой преступности автор исходит из ранее опубликованных выводов о том, что под налоговыми преступлениями следует понимать преступления, предусмотренные ст. 198-199.2 УК РФ, а также преступления, связанные с незаконным возмещением налога (налоговые мошенничества), квалифицируемые в настоящее время по ст. 159 УК РФ [1].

Схожий подход к определению круга налоговых преступлений применяется и другими исследователями [1; 2].

Сведения о налоговых преступлениях регулярно обобщаются в статистических сборниках1, выпускаемых Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации, публикуемых на официальных порталах соответствующих государственных служб. Именно эти сведения и используются в большинстве научных публикаций.

С учетом этих источников в период 20162021 гг. ситуация с налоговыми преступлениями обстояла следующим образом. Количество выявленных и расследованных налоговых преступлений последовательно снижается. Если в 2016 г. было выявлено 9 283 налоговых преступления, то в 2017 г. их количество составило 8 654, в 2018 г. - 7 630 и в 2019 г. - 4 503, в 2020 г. - 4 872, в 2021 г. - 5 543 преступления соответственно. То есть, по данным уголовной статистики, общее количество налоговых преступлений снизилось практически в два раза (-40 % по сравнению с 2016 г.).

Приведенные сведения, безусловно, являются достоверными, однако их использование в научной и практической деятельности должно осуществляться с учетом понимания процесса их формирования. При составлении статистической отчетности используется перечень статей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее -УК РФ), утверждаемый Генеральной прокуратурой Российской Федерации и МВД России. Данный перечень неоднократно корректировался2,

1 Сборник готовится на основании формы федерального статистического наблюдения № 4-ЕГС и публикуется на официальных сайтах МВД России и Генпрокуратуры России.

2 См.: О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности : указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 дек. 2014 г.

№ 744/11/3; О введении в действие перечней статей Уго-

в свете чего в исследуемом периоде к налоговым преступлениям формально относились преступления с разными составами.

Сокращение перечня привело и к кратному сокращению статистических показателей в 2019 г., которое мы отметили выше. Однако это сокращение ни в коем случае не характеризует существенного падения уровня налоговой преступности как таковой или повышения уровня налоговой дисциплины.

Приведенные выше статистические показатели отражают не столько реальное количество собственно налоговых преступлений, сколько результаты работы отдельных правоохранительных органов с учетом задач, поставленных перед ними в соответствующий период.

Соответственно и сравнение таких показателей не позволит получить объективной динамики изучаемого явления, поскольку одноимённые итоговые показатели за различные периоды будут учитывать неоднородные преступления.

Безусловно, более достоверным в этом плане представляется исследование, основанное на изучении статистических показателей по отдельным составам, относимым к налоговым преступлениям.

Как было аргументировано выше, для настоящего исследования в качестве «налоговых» рассматриваются преступления, предусмотренные ст. 198, 199, 199.1, 199.2, 199.3, 199.4 УК РФ, а также налоговые мошенничества, то есть деяния, квалифицированные по ст. 159 УК РФ, связанные с незаконным возмещением налога.

Применительно к преступлениям, предусмотренным ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, источником статистических данных могут являться формы федерального статистического наблюдения «Единый отчет о преступности»3, а также

ловного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности : указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 февр. 2016 г. № 65/11/1; О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности : указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 июля 2019 г. № 487/11/1; и др. // СПС КонсультантПлюс.

3 См.: Об утверждении форм федерального статистического наблюдения № 1-ЕГС, № 2-ЕГС, № 3-ЕГС, № 4-ЕГС : с изм. и доп. : приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 2 июля 2012 г. № 250. // СПС КонсультантПлюс.

«Сведения о преступлениях экономической направленности и лицах, их совершивших»4.

Между тем данные статистические формы не позволяют сформировать общей динамики выявления налоговых преступлений, поскольку не содержат сведений о преступлениях, связанных с незаконным возмещением налога.

С учетом изложенного для объективной статистической характеристики налоговых преступлений представляется необходимым в дополнение к федеральным статистическим отчетам использовать материалы ведомственных статистических отчетов.

По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, налоговые преступления выявляются следственными органами Следственного комитета Российской Федерации, органами внутренних дел, таможенными органами, органами Федеральной службы безопасности. При этом органами внутренних дел в 2016 г. выявлено 87,3 % от общего количества налоговых преступлений, в 2017 г. - 88,5 %, в 2018 г. - 88,6 %, в 2019 г. - 86,3 %, в 2020 - 96 %, 2021 - 89 %5.

С учетом подобной тенденции представляется допустимым восполнить отсутствующие в федеральных статистических отчетах сведения за счет информации о статистических показателях деятельности по противодействию налоговым преступлениям, осуществляемой органами внутренних дел.

Такой подход позволит получить числовые показатели, имеющие определенную погрешность по отношению к федеральным, но вместе с тем и позволит выделить закономерности развития процессов, характеризующих налоговую преступность. Достоверность подобных закономерностей обусловлена тем, что при ее построении учтены сведения о подавляющем большинстве налоговых преступлений и доля неучтенных преступлений будет относительно стабильной.

Статистическая форма ГИАЦ МВД России, отражающая результаты деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России,6 содержит

4 См.: Об утверждении форм федерального статистического наблюдения № 1-Э, № 2-Э : приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29 марта 2017 г. № 219; Об утверждении и о введении в действие формы федерального статистического наблюдения № 1-Э : с изм. и доп. : приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 19 февр. 2013 г. № 75. // СПС КонсультантПлюс.

5 См.: Состояние преступности в России за 2016-2021 годы (Сведения о преступлениях, выявленных субъектами учета) :статистические сборники.

6 См.: Отчет о результатах работы подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции

сведения о большей части налоговых мошенничеств, а именно о мошеннических действиях, связанных с незаконным возмещением налога на добавленную стоимость (НДС).

С учетом этого можно привести следующие количественные статистические показатели состояния налоговой преступности в 2016-2021 гг. [3].

Общее количество выявленных налоговых преступлений в рассматриваемом периоде ежегодно сокращалось. Так, если в 2016 г. было зарегистрировано 3 760 преступлений, то в 2017 г. - 3 582 (-4,7 %) по сравнению с предыдущим годом), в 2018 г. - 3 582 (-3,5 %), а в 2019 г. - 3 056 (-11,6 %), в 2020 г. - 2 185 (-28,50 %), в 2021 г. - 2 373 (+8,60 %) соответственно. Снижение по сравнению с 2016 г. в 2021 г. составило 36,9 %.

Тенденция сокращения количества выявлений характерна и для большинства отдельных составов налоговых преступлений. Так, количество выявленных преступлений, предусмотренных ст. 198 УК РФ, к 2021 г. снизилось на 56,7 %, по ст. 199 УК РФ - на 34,9 %, по ст. 199.1 УК РФ - на 95,7 %, по ст. 159 УК РФ - на 42,9 %.

Единственной категорией налоговых преступлений, количественные показатели которой увеличивались весь период, являются преступления, предусмотренные ст. 199.2 УК РФ, количество которых увеличилось с 317 преступлений в 2016 г. до 588 в 2021 г., общий прирост составил 85,5 %.

Соотношение количества отдельных видов деяний и общего количества налоговых преступлений (удельный вес) складывалось следующим образом.

Преступления, предусмотренные ст. 199 УК РФ, весь период составляли примерно половину от общего количества налоговых преступлений, в 2016 г. - 48,5 %, в 2017 г. - 49 %, в 2018 г. -52,4 %, в 2019 г. - 50,3 %, в 2020 г. - 46,5 %, в 2021 г. - 50 %.

Практически не изменилась доля налоговых мошенничеств - 17 % в 2016 г. и 15,4 % в 2021 г. соответственно.

Наиболее существенные изменения произошли с преступлениями, предусмотренными ст. 199.1 УК РФ, доля которых за рассматриваемый период уменьшилась с 13,1 % в 2016 г. до 0,9 % в 2021 г.

органов внутренних дел Российской Федерации : форма статистической отчетности 5-БЭП : утв. приказом МВД России от 28 февр. 2012 г. № 134.

Таблица 1

Количество отдельных видов налоговых преступлений, выявленных в 2016-2021 годах, и темпы их прироста

Период / показатель Ст. 198 УК РФ Ст. 199 УК РФ Ст. 199.1 УК РФ Ст. 199.2 УК РФ Ст. 159 УК РФ (НДС) Всего налоговых преступлений

2016 г., ед. 489 1 823 492 317 639 3 760

2017 г., ед. 530 1 754 217 429 652 3 582

Темпы прироста, % 8,4 -3,8 -55,9 35,3 2,0 -4,7

2018 г., ед. 427 1 812 111 537 569 3 456

Темпы прироста, % -19,4 3,3 -48,9 25,2 -12,7 -3,5

2019 г., ед. 409 1 538 53 573 483 3 056

Темпы прироста, % -4,2 -15,1 -52,3 6,7 -15,1 -11,6

2020 г., ед. 265 1 016 20 587 297 2 185

Темпы прироста, % -53,8 -33,9 -62,3 2,4 -38,5 -28,5

2021 г., ед. 212 1 187 21 588 365 2 373

Темпы прироста, % -20,0 16,8 5,0 0,2 22,9 8,6

Темпы прироста к 2016 г., % -56,6 -34,9 -95,7 85,5 -42,9 -36,9

Таблица 2

Соотношение налоговых преступлений в 2016-2021 годах

Период / показатель Ст. 198 УК РФ Ст. 199 УК РФ Ст. 199.1 УК РФ Ст. 199.2 УК РФ Ст. 159 УК РФ (НДС) Всего налоговых преступлений

2016 г., ед. 489 1 823 492 317 639 3 760

Удельный вес, % 13,0 48,5 13,1 8,4 17,0

2017 г., ед. 530 1 754 217 429 652 3 582

Удельный вес, % 14,8 49,0 6,1 12,0 18,2

2018 г., ед. 427 1 812 111 537 569 3 456

Удельный вес, % 12,4 52,4 3,2 15,5 16,5

2019 г., ед. 409 1 538 53 573 483 3 056

Удельный вес, % 13,4 50,3 1,7 18,8 15,8

2020, ед. 265 1 016 20 587 297 2 185

Удельный вес, % 12,1 46,5 0,9 26,9 13,6

2021, ед. 212 1 187 21 588 365 2 373

Удельный вес, % 8,9 50,0 0,9 % 24,8 15,4

Возросла доля преступлений, предусмотренных ст. 199.2 УК РФ (с 8,4 % в 2016 г. до 24,8 % в 2021 г.), от общего количества налоговых преступлений.

Рассматривая количественные показатели, отражающие результаты расследования уголовных дел о налоговых преступлениях, можно выделить те же тенденции снижения количества расследованных уголовных дел. Их количество уменьшилось на 44,28 %, что сочетается с уменьшением количества выявленных преступлений. Так, если в 2016 г. завершено расследование 3 060 уголовных дел (81,4 % от количества выявленных в 2016 г.) [1], то в 2021 г. - 1 705 уголовных дел (71,8 %) соответственно.

Анализ качественных показателей расследования уголовных дел о налоговых преступле-

ниях показывает, что хотя количество уголовных дел, направленных в суд, весь период сокращалось пропорционально сокращению количества расследованных, с 1 082 в 2016 г. до 682 в 2021 г. (-37 %), но удельный вес дел, направленных в суд, от общего количества расследованных вырос. Так, если в 2016 г. в суд направлено 35,4 % дел от расследованных, то в 2021 г. подобных дел было 40,2 % от расследованных.

Рассматривая степень организованности налоговых преступлений, можно констатировать, что она существенно не изменилась. Если в 2016 г. доля преступлений, совершенных группой лиц, составляла 6,6 % от общего числа расследованных, то в 2019 г. - 5,2 %, несмотря на то что в 2019 г. данный показатель возрастал до 7,72 %. Подобные колебания в целом следует

Таблица 3

Количество предварительно расследованных преступлений (из числа находившихся

в производстве) в 2016-2021 годах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Период / показатель Ст. 198 УК РФ Ст. 199 УК РФ Ст. 199.1 УК РФ Ст. 199.2 УК РФ Ст. 159 УК РФ (НДС) Всего налоговых преступлений

2016 г., ед. 437 1 549 522 194 358 3 060

Удельный вес количества выявленных налоговых преступлений, % 89,4 85,0 106,1 61,2 56,0 81,4

2017 г., ед. 470 1 341 244 306 348 2 709

Удельный вес, % 88,7 76,5 112,4 71,3 53,4 75,6

2018 г., ед. 395 1 404 134 411 243 2 344

Удельный вес, % 92,5 77,5 120,7 76,5 42,7 67,8

2019 г, ед. 379 1 322 54 469 340 2 564

Удельный вес, % 92,7 86,0 101,9 81,8 70,4 83,9

2020 г., ед. 226 868 23 481 135 1 733

Удельный вес, % 85,3 85,4 115,0 81,9 45,5 79,3

2021 г, ед. 196 795 18 547 149 1 705

Удельный вес, % 92,5 67,0 85,7 93,0 40,8 71,8

Темпы прироста по отношению к 2016 г. , % -55,15 -48,68 -96,55 181,96 -58,38 -44,28

Таблица 4

Уголовные дела о налоговых преступлениях, направленных в суд в 2016-2021 годах

Период / показатель Ст. 198 Ст. 199 Ст. 199.1 Ст. 199.2 Ст. 159 Всего

УК РФ УК РФ УК РФ УК РФ УК РФ (НДС) налоговых преступлений

2016 г., ед. 84 397 117 141 343 1 082

Удельный вес уголовных дел, направленных в 19,2 25,6 22,4 72,7 95,8 35,4

суд, от расследованных дел, %

2017 г., ед. 121 434 63 171 341 1 130

Удельный вес, % 25,7 32,4 25,8 55,9 98,0 41,7

2018 г., ед. 105 447 24 205 240 1 021

Удельный вес, % 26,6 31,8 17,9 49,9 98,8 43,6

2019 г., ед. 109 469 18 232 332 1 160

Удельный вес, % 28,8 35,5 33,3 49,5 97,6 45,2

2020 г., ед. 47 218 10 230 131 636

Удельный вес, % 20,8 25,1 43,5 47,8 97,0 36,7

2021 г., ед. 47 249 1 266 119 682

Удельный вес, % 24,0 31,3 5,6 48,6 79,9 40,0

Темпы прироста по отношению к 2016 г., % -44,0 -37,3 -99,1 88,7 -65,3 -37,0

оценить как незначительные, поскольку они были вызваны исключительно уголовными делами о налоговых мошенничествах. По остальным составам существенных изменений не наблюдалось.

Аналогичным образом для налоговых преступлений в целом не характерна квалификация преступления как совершенного организованной преступной группой либо преступным сообществом, количество таких дел увеличилось, хотя и увеличивалось практически в два раза - с 47 дел в 2016 г. до 87 в 2019 г., но в целом коле-

бания составляли 1-2 % и были сформированы налоговыми мошенничествами. В целом 2021 г. доля подобных уголовных дел составляла 0,4 % от расследованных дел, что даже меньше, чем в 2016 г. (1,5 %).

Одной из основных целей противодействия налоговой преступности является возмещение в государственный бюджет сумм неуплаченных и незаконно возмещенных налогов.

В рассматриваемый нами период времени размер суммарного ущерба в различных годах показывал существенные колебания как поло-

Таблица 5

Количество преступлений, совершенных группой лиц в 2016-2021 годах, и динамика их удельного веса от расследованных

Период / показатель Ст. 198 Ст. 199 Ст. 199.1 Ст. 199.2 Ст. 159 Всего

УК РФ УК РФ УК РФ УК РФ УК РФ налоговых

(НДС) преступлений

2016 г., ед. 1 54 2 0 146 203

Удельный вес от расследованных дел, % 0,23 3,49 0,38 0,00 40,78 6,63

2017 г., ед. 1 55 2 9 126 193

Удельный вес, % 0,2 4,1 0,8 2,9 36,2 7,1

2018 г., ед. 1 55 0 5 115 176

Удельный вес, % 0,3 3,9 0,0 1,2 47,3 7,5

2019 г., ед. 6 49 0 7 136 198

Удельный вес, % 1,58 3,71 0,00 1,49 40,00 7,72

2020 г., ед. 1 43 1 9 35 89

Удельный вес, % 0,4 5,0 4,3 1,9 25,9 5,1

2021 г., ед. 0 60 1 13 14 88

Удельный вес, % 0,0 7,5 5,6 2,4 9,4 5,2

Таблица 6

Количество преступлений, совершенных организованной группой и преступным сообществом в 2016-2021 годах, и динамика их удельного веса от расследованных

Период / показатель Ст. 198 Ст. 199 Ст. 199.1 Ст. 199.2 Ст. 159 Всего

УК РФ УК РФ УК РФ УК РФ УК РФ (НДС) налоговых преступлений

2016 г., ед. 0 2 0 0 45 47

Удельный вес от расследованных дел, % 0,0 0,1 0,0 0,0 12,6 1,5

2017 г., ед. 0 0 0 0 39 39

Удельный вес, % 0,0 0,0 0,0 0,0 11,2 1,4

2018 г., ед. 0 0 0 0 25 25

Удельный вес, % 0,0 0,0 0,0 0,0 10,3 1,1

2019 г., ед. 0 4 0 0 83 87

Удельный вес, % 0,0 0,3 0,0 0,0 24,4 3,4

2020 г., ед. 0 1 0 0 5 6

Удельный вес, % 0,0 0,1 0,0 0,0 3,7 0,3

2021 г., ед. 0 0 0 0 7 7

Удельный вес, % 0,0 0,0 0,0 0,0 4,7 0,4

жительного, так и отрицательного характера. Так, например, в 2018 г. отмечался резкий рост общего для всех налоговых преступлений размера ущерба до 73,5 млрд рублей, что на 28,7 % больше, чем в 2017 г., при этом по ст. 199 УК РФ он вырос на 43,7 %.

По итогам периода суммарный размер ущерба вырос незначительно и составил на 2021 г. около 59,9 млрд рублей, что на лишь 1,5 % больше, чем в 2016 г. (чуть менее 59 млрд рублей).

Для объективной оценки динамики ущерба рассмотрим данный показатель во взаимосвязи с количеством расследованных уголовных дел. Если сопоставить средневзвешенный размер ущерба на одно оконченное дело, то можно про-

следить наглядную динамику роста на 82,2 % -с 19,2 млн рублей в 2016 г. до 35,1 млн рублей в 2021 г. Устойчивая тенденция значительного роста выявленного ущерба прослеживается для всех составов налоговых преступлений вне зависимости от увеличения и уменьшения их количества.

Аналогично тенденции роста ущерба по уголовным делам о налоговых преступлениях в 2016-2021 гг. наблюдалось увеличение результативности мероприятий по возмещению ущерба (наложен арест на имущество, добровольно погашено, изъято имущества и денег). Так, если по итогам 2016 г. суммарно было возмещено около 59 млрд рублей, то в 2021 г. эта сумма выросла на 27,3 % - до 75 млрд рублей.

Таблица 7

Размер выявленного материального ущерба, причиненного налоговыми преступлениями в 2016-2021 годах, и темпы его прироста

Период / показатель Ст. 198 УК РФ Ст. 199 УК РФ Ст. 199.1 УК РФ Ст. 199.2 УК РФ Ст. 159 УК РФ (НДС) Всего налоговых преступлений

2016 г., ед. 1 354 009 47 386 277 7 493 624 291 819 2 462 348 58 988 077

2017 г., ед. 1 775 925 48 745 598 4 222 592 528 636 1 798 970 57 071 721

Темпы прироста, % 31,2 2,9 -43,7 81,2 -26,9 -3,2

2018 г., ед. 1 222 057 68 097 822 3188 197 943 904 2 394 776 73 451 980

Темпы прироста, % -31,2 43,7 -24,5 78,6 33,1 28,7

2019 г, ед. 1 349 360 58 849 918 1 049 812 1 757 864 3 185 671 66 192 625

Темпы прироста, % 10,4 -13,6 -67,1 86,2 33,0 -9,9

2020 г. , ед. 2 226 115 54 992 638 1 368 144 1 679 872 1 237 331 61 504 100

Темпы прироста, % 64,98 -6,55 30,32 -4,44 -61,16 -7,08

2021 г, ед. 1 442 912 54 460 991 697 628 2 128 126 1 144 732 59 874 389

Темпы прироста, % -35,2 -1,0 -49,0 26,7 -7,5 -2,6

Темпы прироста по отношению к 2016 г., % 6,6 14,9 -90,7 629,3 -53,5 1,5

Таблица 8

Средневзвешенный размер выявленного материального ущерба, причиненного налоговыми преступлениями в 2016-2021 годах, и темпы его прироста

Период / показатель Ст. 198 УК РФ Ст. 199 УК РФ Ст. 199.1 УК РФ Ст. 199.2 УК РФ Ст. 159 УК РФ (НДС) Всего налоговых преступлений

2016 г., ед. 3 098 30 592 14 356 1 504 6 878 19 277

2017 г., ед. 3 779 36 350 17 306 1 728 5 169 21 067

Темпы прироста, % 22,0 18,8 20,6 14,8 -24,8 9,3

2018 г., ед. 3 094 48 503 23 793 2 297 9 855 31 336

Темпы прироста, % -18,1 58,5 37,5 32,9 90,6 48,7

2019 г., ед. 3 560 44 516 19 441 3 748 9 370 25 816

Темпы прироста, % 15,1 -8,2 -18,3 63,2 -4,9 -17,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2020 г., ед. 9 850 63 356 59 485 3 492 9 165 35 490

Темпы прироста, % 176,7 42,3 206,0 -6,8 -2,2 37,5

2021 г., ед. 7 362 68 504 38 757 3 891 7 683 35 117

Темпы прироста, % -25,3 8,1 -34,8 11,4 -16,2 -1,1

Темпы прироста по отношению к 2016 г., % 137,6 123,9 170,0 158,6 11,7 82,2

Средневзвешенный размер возмещенного ущерба на одно оконченное дело также имел стабильную динамику роста на 128,5 % -с 19,3 млн рублей в 2016 г. до 44,1 млн рублей в 2021 г. Устойчивая тенденция значительного роста средневзвешенного возмещенного ущерба прослеживается для большинства составов налоговых преступлений вне зависимости от увеличения и уменьшения их количества. Исключением явились уголовные дела по ст. 159 УК РФ, по которым наблюдается суще-

ственное падение размера возмещенного ущерба (-64,7 %).

Если в 2016 г. было возмещено 61,3 % от установленного ущерба, то в 2017 г. - 76,6 %, в 2018 г. - 69,8 %, в 2019 г. - 64,6 %., в 2020 г. -130 %, в 2021 г. - 124 % соответственно. С учетом подобных сведений можно констатировать, что по большинству уголовных дел обеспечивается практически полное возмещение выявленного ущерба и уплата соответствующих штрафов и пеней.

Таблица 9

Размер возмещенного материального ущерба, причиненного налоговыми преступлениями в 2016-2021 годах, и темпы его прироста

Период / показатель Ст. 198 Ст. 199 Ст. 199.1 Ст. 199.2 Ст. 159 Всего

УК РФ УК РФ УК РФ УК РФ УК РФ налоговых

(НДС) преступлений

2016 г., тыс. руб. 1 354 009 47 386 277 7 493 624 291 819 2 462 348 58 988 077

2017 г., тыс. руб. 1 775 925 48 745 598 4 222 592 528 636 1 798 970 57 071 721

Темпы прироста, % 31,2 2,9 -43,7 81,2 -26,9 -3,2

2018 г., тыс. руб. 1 222 057 68 097 822 3188 197 943 904 2 394 776 73 451 980

Темпы прироста, % -31,2 43,7 -24,5 78,6 33,1 28,7

2019 г., тыс. руб. 1 349 360 58 849 918 1 049 812 1 757 864 3185 671 66 192 625

Темпы прироста, % 10,4 -13,6 -67,1 86,2 33,0 -9,9

2020 г., тыс. руб. 2 275 023 71 409 158 2 715 973 2 970 368 1 203 883 80 574 405

Темпы прироста, % 68,6 21,3 158,7 69,0 -62,2 21,7

2021 г., тыс. руб. 2 088 989 68 690 969 669 005 2 443 279 361 258 75 096 125

Темпы прироста, % -13,7 -3,8 -75,4 -17,7 -70,0 -6,8

Темпы прироста по отношению к 2016 г., % 54,3 45,0 -91,1 737,3 -85,3 27,3

Таблица 10

Средневзмешанный размер возмещенного ущерба, причиненного налоговыми преступлениями в 2016-2021 годах, и темпы его прироста

Период / показатель Ст. 198 Ст. 199 Ст. 199.1 Ст. 199.2 Ст. 159 Всего

УК РФ УК РФ УК РФ УК РФ УК РФ налоговых

(НДС) преступлений

2016 г., тыс. руб. 3 098 30 592 14 356 1 504 6 878 19 277

2017 г., тыс. руб. 3 779 36 350 17 306 1 728 5 169 21 067

Темпы прироста, % 22,0 18,8 20,6 14,8 -24,8 9,3

2018 г., тыс. руб. 3 094 48 503 23 793 2 297 9 855 31 336

Темпы прироста, % -18,1 58,5 37,5 32,9 90,6 48,7

2019 г., тыс. руб. 3 560 44 516 19 441 3 748 9 370 25 816

Темпы прироста, % 15,1 -8,2 -18,3 63,2 -4,9 -17,6

2020 г., тыс. руб. 10 066 82 269 118 086 6 175 8 918 46 494

Темпы прироста, % 182,7 84,8 507,4 64,8 -4,8 80,1

2021 г., тыс. руб. 10 658 86 404 37 167 4 467 2 425 44 045

Темпы прироста, % 19,1 5,0 -68,5 -27,7 -72,8 -5,3

Темпы прироста по отношению к 2016 г., % 244,0 182,4 158,9 196,9 -64,7 128,5

При этом существенное превышение размера возмещенного ущерба над установленным по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 199.2 УК РФ, объясняется особым порядком прекращения данной категории дел7.

Важной составляющей объективной оценки динамики налоговой преступности является установление степени ее латентности.

Многие авторы указывают на то, что налого-

7 В соответствии с ч. 2 ст. 76.1 УПК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб, причиненный государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере двукратной суммы причиненного ущерба.

вые преступления характеризуются высокой ла-тентностью [4].

В большинстве случаев в качестве причин латентности называют изощренный характер способов совершения налоговых преступлений, заключающихся в обмане налогового органа. Кроме того, последствия преступления также являются неочевидными и требуют дополнительных мер по выявлению. Таким образом, значительная часть налоговых преступлений остается неизвестной для правоохранительных органов.

Некоторые ученые разделяют «естественную» и «искусственную» латентность, к последней относят случаи, когда преступления умыш-

Таблица 11

Соотношение выявленного и возмещенного ущерба от налоговых преступлений,

совершенных в 2016-2021 годах, %

Период Ст. 198 УК РФ Ст. 199 УК РФ Ст. 199.1 УК РФ Ст. 199.2 УК РФ Ст. 159 УК РФ (НДС) Всего налоговых преступлений

2016 46,6 54,7 85,3 527,3 68,6 61,3

2017 59,6 72,5 90,4 303,3 106,4 76,6

2018 63,6 64,1 87,0 239,8 75,1 69,8

2019 78,0 62,7 45,9 122,6 69,7 64,6

2020 102,2 129,9 198,5 176,8 97,3 131,0

2021 144,8 126,1 95,9 114,8 31,6 124,0

ленно сокрыты правоохранительными органами от учета [5].

Объективно рассматривая механизмы выявления признаков налогового преступления и механизм принятия процессуального решения по нему, можно констатировать, что значительная часть налоговых преступлений, даже в случае их выявления, не будет учтена уголовной статистикой.

Так, в п. 3 ст. 32 НК РФ закреплена обязанность налоговых органов направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при наступлении совокупности обстоятельств (вынесение решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направление требования об уплате налога (сбора, страховых взносов), истечение двух месяцев со дня истечения срока исполнения этого требования). Для исполнения этой обязанности налоговому органу законодателем отводится 10 дней с момента наступления приведенных обстоятельств. То есть при добровольной оплате налогоплательщиком ущерба налоговые органы не обязаны направлять материалы для возбуждения уголовного дела.

Подобное положение дел дополнительно закреплено после введения ч. 1.3 ст. 140 УПК (Федеральный закон от 9 марта 2022 г. № 51-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»), вновь установившего особый порядок возбуждения уголовных дел по признакам налоговых преступлений.

Таким образом, как правило, при возмещении установленного ущерба уголовное дело не только не будет возбуждено, но даже материалы не поступят в органы предварительного следствия. При этом действия должностных лиц правоохранительных и налоговых органов нельзя считать противоправными, что не позволяет отнести такие случаи к «искусственной» латентности.

В силу изложенного применительно к налоговым преступлениям, по нашему мнению, допустимо говорить о наличии «юридической» ла-тентности. В этом случае правоохранительные и налоговые органы фактически выявляют факты уклонения от уплаты налогов, однако материалы не поступают для принятия решения в силу противоречий процессуального и налогового законодательства.

Вопрос определения доли «юридической» латентности по отношению к выявленным налоговым преступлениям имеет важное значение для установления реальной динамики налоговой преступности.

Источником сведений по данному вопросу могут являться статистические формы налоговой отчетности Федеральной налоговой службы № ДНП («Отчет о результатах выездных налоговых проверок налогоплательщиков (организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, физических лиц, налоговых агентов, плательщиков сборов и страховых взносов»), № 2-НК («Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов), № 2-СК («Отчет о материалах, направленных в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации для решения вопроса о возбуждении уголовных дел»), содержащие обобщенные сведения о мероприятиях налогового контроля и их результатах8.

По результатам анализа указанных форм

8 См.: Об утверждении форм статистической налоговой отчетности Федеральной налоговой службы на 2016 год и о внесении изменений и дополнений в приказ ФНС России от 18 ноября 2015 г. № ММВ-7-1/529@ : приказ Федеральной налоговой службы от 15 апр. 2016 г. № ММВ-7-1/197@ : с изм. и доп.; Об утверждении форм статистической налоговой отчетности Федеральной налоговой службы на 2021 год, формируемой в разрезе муниципальных образований субъектов Российской Федерации: с изм. и доп. : приказ Федеральной налоговой службы от 18 ноября 2020 г. № ЕД-7-1/832@.

Таблица 12

Результаты совместных выездных налоговых проверок организаций, проведенных в период 2016-2021 гг.

Период/ показатель Завершено ВНП организаций с участием МВД ед. Доначислено по результатам ВНП с уч. МВД России, млн руб. Среднее доначисление совместно с МВД России, млн руб. Количество ВНП с донач. свыше 20 млн руб. Количество материалов, направленных в СК России по ст. 199 УК РФ, ед. Разница выявленных и направленных материалов Удельный вес направлен-ныхот выявленных материалов, %

2016 г. 5 533 151 480 27,37755 2 512 978 1 534 38,9

2017 г. 4 908 159 262 32,44947 2 544 845 1 699 33,2

Темпы прироста, % -11,3 5,1 18,5 1,3 -15,7 10,8 -14,7

2018 г. 4 080 156 549 38,36985 2 319 861 1 458 37,1

Темпы прироста, % -16,9 -1,7 18,2 -9,7 1,9 -14,2 11,8

2019 г. 2 931 103 910 35,45206 1 703 679 1 024 39,9

Темпы прироста, % -28,2 -33,6 -7,6 -1,7 -21,1 -29,8 7,4

2020 г. 2 424 123 423 50,91708 1 674 391 1 283 23,4

Темпы прироста, % -17,3 18,8 43,6 -1,7 73,7 25,3 -70,7

2021 г. 3 220 261 773 81,29596 2 864 368 2 496 12,8

Темпы прироста к 2016 г., % -71,8 72,8 -98,4 -100,0 -62,4 38,5 -67,0

установлено, что в 2016 г. с участием органов внутренних дел проведено 5 533 выездные налоговые проверки, по результатам которых доначислено 151 480 млн рублей, в 2017 г. - 4 908 проверок с результатом 159 262 млн рублей, в 2018 г. - 4 080 проверок с результатом 156 549 млн рублей, в 2019 г. - 2 931 проверка и возмещено 103 910 млн рублей, в 2020 г. -2 424 проверки и возвращено 123 423 млн рублей, в 2021 г. - 3 220 проверок и получено 261 773 млн рублей.

В среднем по результатам одной совместной проверки доначислено в 2016 г. 27,4 млн рублей, в 2017 г. - 32,5 млн рублей, в 2018 г. - 38,4 млн рублей, в 2019 г. - 35,5 млн рублей, в 2020 г. -50,9 млн рублей, в 2020 г. - 81,3 млн рублей.

Существующие статистические формы не позволяют осуществить выборку налоговых проверок, по итогам которых доначислены налоги свыше 15 млн рублей, что соответствует крупному размеру ущерба для ст. 199 УК РФ, однако в рамках проведенного исследования установлено количество проверок организаций с доначислением налогов на сумму свыше 20 млн рублей, что при определенном допущении можно принять за количество материалов, содержащих признаки состава преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ.

Так, с доначислением налогов свыше 20 млн

рублей в 2016 г. окончено 2 512 выездных налоговых проверок организаций, в 2017 г. - 2 544, в 2018 г. - 2 319, в 2019 г. - 1 703, в 2020 г. - 1 674, в 2021 г. - 2 864.

Сопоставляя полученные данные со сведениями о материалах, направленных налоговыми органами в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам ст. 199 УК РФ, можно установить существенные расхождения количества выявленных случаев уклонения от уплаты налогов и направленных дел в органы предварительного следствия и сопоставить их с количеством выявленных.

Так, в 2016 г. в органы следствия налоговыми органами направлено 978 материалов (38,9 % от выявленных), в 2017 г. - 845 материалов (33,2 % от выявленных), в 2018 г. - 861 (37,1 %), в 2019 г. - 679 (39,8 %), в 2020 г. 391 (23,4 %), в 2021 г. - 368 (12,5 %).

Таким образом, большая часть материалов, содержащих признаки ст. 199 УК РФ, выявленных в рамках ВНП, налоговыми органами в органы предварительного следствия не направляется и соответственно не учитывается в уголовной статистике.

Сложность оценки реальной доли «юридической» латентности заключается в необходимости учитывать тот факт, что далеко не каждый мате-

Таблица 13

Соотношение находящихся на рассмотрении и расмотренных материалов о наголовых преступлениях в 2016-2021 годах

Период / показатель Годы

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Принято решений по поступившим сообщениям 8 151 6 387 5 616 4 587 3 504 3 373

О возбуждении уголовного дела 3 111 2 811 2 807 2 560 2 260 2 223

Удельный вес ВУД 38,2 % 44,0 % 50,0 % 55,8 % 64,5 % 65,9 %

Об отказе в возбуждении уголовного дела 4 907 3 382 2 657 2 010 1 241 1 129

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Об отказе за отсутствием события и состава преступления 4 396 2 939 2 254 1 680 1 076 954

Об отказе по нереабилитирующим основаниям 511 443 403 330 165 175

Удельный вес отказов по не реабилитирующим основаниям 6,3 % 6,9 % 7,2 % 7,2 % 4,7 % 5,2 %

Общее количество выявленных преступлений 3 622 3 254 3 210 2 890 2 425 2 398

Удельный вес выявленных преступлений от принятых решений 44,4 % 50,9 % 57,2 % 63,0 % 69,2 % 71,1 %

Таблица 14

Соотношение выявленных и латентных материалов о налоговых преступленях в 2016-2021 годах

Период / показатель Всего налоговых преступления зарегистрировано Разница выявленных в рамках ВНП и направленных Процент выявления налоговых преступлений Фактически выявлено налоговых преступлений Процент «юридической» латент-ности

2016 г., ед. 3 760 1 534 44,4 4 442 15,3

2017 г., ед. 3 582 1 699 50,9 4 448 19,5

Темпы прироста, % -4,7 10,8 0,1

2018 г., ед. 3 456 1 458 57,2 4 289 19,4

Темпы прироста, % -3,5 -14,2 -3,6

2019 г., ед. 3 056 1 024 63,0 3 701 17,4

Темпы прироста, % -11,6 -29,8 -13,7

2020, ед. 2 185 1 283 69,2 3 073 28,9

Темпы прироста, % -28,5 25,3 -17,0

2021 г., ед. 2 373 2 496 71,1 4 148 42,8

Темпы прироста к 2016 г., % -36,9 38,5 -6,6

риал проверки, содержащий признаки нарушения налогового законодательства, будет иметь признаки состава преступления, а значит, даже в случае направления налоговыми органами таких материалов в СК России лишь по части из них были бы возбуждены уголовные дела. Поэтому в целях объективной оценки количество нерассмотренных материалов необходимо скорректировать.

Автором проведено исследование статистических справок и ведомственных статистических форм, отражающих основные показатели работы следственных органов СК России. Проведены

выборка и сопоставление количества находившихся на рассмотрении материалов, содержащих признаки налоговых преступлений, и принятых по ним процессуальных решений (без учета повторных рассмотрений).

По результатам установлен удельный вес решений, связанных с выявлением налоговых преступлений, по каждому году в рассматриваемом периоде.

Так, в 2016 г. по результатам процессуальных проверок по 38,2 % материалов были возбуждены уголовные дела и по 6,3 % - отказано в воз-

5000

4500

4000

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

» ^4289 Л 4148

- ^gJ ^3701 *

«-—^34с>6 / ^3073

2864

2512 2544

2319 >—шг" 2373

1703

1674

2016Г.

2017г.

2018 г

2019 г.

2020 г

2021 г

Факты уклонения отуплаты налогов на сумму свыше 20 млн рублен, выявленные в рамках ВМП, Налоговые преступления по ст. 198-199 2,159 (НДС), зарегистрированные уголовном статистикой. Расчетный уровень налоговой преступности с учетом "юридической 1 латентностп.

Рис. 1. Динамика налоговой преступности

буждении по нереабилитирующим основаниям. Таким образом, в 2016 г. по 44,4 % материалов были выявлены признаки преступления. Аналогичным образом в 2017 г. налоговые преступления были выявлены по результатам рассмотрения 50,9 % материалов, в 2018 г. - по 57,2 %, в 2019 г. - по 63,0 %, в 2020 г. - по 69,2%, в 2021 г. - по 71,1 %.

С учетом данного показателя и представляется возможным исчислить количество налоговых преступлений, не учтенных уголовной статистикой по причине «юридической» латент-ности. Таким образом, в 2016 г. не было принято процессуальных решений по 15,3 % фактически выявленных налоговых преступлений, в 2017 г. - по 19,5 %, в 2018 г. - по 19,4%, в 2019 г. - по 17,4 %, в 2020 г. - по 28,9 %, в 2021 г. - по 42,8 % соответственно.

В 2016-2020 гг., несмотря на то что уголов-

ная статистика зафиксировала падение количества зарегистрированных налоговых преступлений на 36,9 %, количество выявленных в рамках ВНП фактов уклонения от уплаты налогов на криминальные суммы возросло и в 2021 г. превысило общее количество всех возбужденных уголовных дел данной категории.

Размер выявленного ущерба по оконченным уголовным делам в рассматриваемый период имел тенденцию роста, равно как и средний ущерб, установленный по результатам совместных выездных налоговых проверок, однако ущерб, выявленный по уголовным делам, оказался существенно ниже ущерба, установленного в рамках налоговых проверок, что также подтверждает выводы исследования о том, что значительное количество установленных и юридически зафиксированных фактов уклонения от уплаты налогов остаются без процессуальной оценки.

Рис. 1. Соотношение результатов проведения совместных ВНП и расследования уголовных дел о налоговых преступлениях

С учетом приведенных данных представляется возможным сделать ряд обобщающих выводов относительно структуры и динамики налоговой преступности в 2016-2021 гг.

1. В рассматриваемый период наблюдается постепенное снижение количества зарегистрированных налоговых преступлений и уголовных дел о преступлениях данной категории, направленных в суд. Между тем большинство качественных показателей, таких как уровень организованности выявляемых преступлений, количество уголовных дел, направленных в суд, размер выявленного и возмещенного ущерба, доля возмещения выявленного ущерба, показали устойчивый рост [1].

2. Налоговые преступления обладают высокой латентностью, существенную часть из которой составляет «юридическая» латентность, обусловленная специальным порядком направления

материалов для возбуждения уголовного дела. С учетом «юридической» латентности реальные количественные показатели выявления налоговых преступлений за рассматриваемый период не только не сократились, а возросли.

3. Снижение количества зарегистрированных налоговых преступлений не связано со снижением общего уровня налоговой преступности или уменьшением эффективности их выявления. Применительно к налоговым преступлениям типичной является ситуация, при которой правоохранительные и налоговые органы в ходе совместных мероприятий фактически выявляют и фиксируют факты уклонения от уплаты налогов, недоимка доначисляется и уплачивается, однако данные материалы не поступают для принятия решения вследствие противоречий процессуального и налогового законодательства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ляпин А. Е. Статистический анализ налоговой преступности в России : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2019. - 220 с.

2. Малокостова П. Р. Криминологический взгляд на статистику налоговой преступности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 11. С. 210-213.

3. Панкратьев А. Н. Статистическая характеристи-

ка налоговых преступлений. 2016-2019 // Закон и право. 2020. № 11. С. 187-197.

4. Латентная преступность в Российской Федерации: 2001-2006 : научное издание / Иншаков С. М., Максименко И. В., Корсантия А. А. [и др.] ; под ред. С. М. Иншакова. - М. : Юнити-Дана, 2007. -351 с.

5. Акаева А. А. Проблемы латентности преступлений в сфере экономики : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Махачкала, 2002. - 24 с.

REFERENCES

1. Lyapin A. E. Statisticheskij analiz nalogovoj prestupno-sti vRossii: dis.... kand. yurid. nauk (Statistical analysis of tax crime in Russia: Candidate's thesis), Moscow, 2019, 220 p.

2. Malokostova P. R. Gumanitarnye, sotsial'no-ehko-nomicheskie i obshhestvennye nauki (Humanities, socio-economic and social sciences), 2019, No. 11, pp. 210-213.

3. Pankrat'ev A. N. Zakon i pravo (Law and right), 2020, No. 11, pp. 187-197.

4. Inshakov S. M., Maksimenko I. V., Korsantiya A. A. [i dr.] Latentnaya prestupnost' v Rossijskoj Federatsii: 2001-2006 : nauchnoe izdanie; pod red. S. M. Inshakova (Latent crime in the Russian Federation: 2001-2006: Scientific publication / ed. S. M. Inshakova), Moscow: Unity-Dana, 2007, 351 p.

5. Akaeva A. A. Problemy latentnosti prestuplenij v sfere ehkonomiki: avtoref. dis.... kand. yurid. nauk (Problems of latency of crimes in the sphere of economics: Extended abstract of candidate's thesis), Makhachkala, 2002, 24 p.

меститель начальника 19 отдела по борьбе с налоговыми правонарушениями Управления «Ф» Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (Российская Федерация, 107078, г. Москва, Рязанский пер., д. 1).

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

A. N. Pankratev - Candidate of Juridical Sciences, Deputy Head of the 19th Division for Combating Tax Offenses of the Directorate «F» of the Main Directorate of Economic Security and Counteraction of Corruption of the Interior Ministry of Russia (Ryazansky per., 1, Moscow, 107078, Russian Federation).

Рукопись поступила в редакцию 06.12.2022; одобрена после рецензирования 26.12.2022; принята к публикации 30.01.2023.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

А. Н. Панкратьев - кандидат юридических наук, за-

The article after reviewing 30.01.2023.

was submitted 06.12.2022; approved 26.12.2022; accepted for publication

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.