Научная статья на тему 'СТАТИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4705
717
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
налоговая преступность / налоговые мошенничества / уголовная статистика преступлений в сфере налоговой преступности / предупреждение налоговых преступлений / tax crime / tax fraud / criminal statistics of tax crime / prevention of tax crimes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анатолий Николаевич Панкратьев

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные c определением перечня преступных деяний, относимых к налоговым преступлениям. Проводится анализ сведений федеральных и ведомственных форм статистического наблюдения. На основании этого дается статистическая характеристика налоговых преступлений за 2016 — 2019 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Statistical characteristics of tax crimes for the period 2016 — 2019

The article deals with topical issues related to tax crimes, analyzes data from federal and departmental forms of statistical observation, and provides statistical characteristics of tax crimes for 2016 — 2019.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

УДК 336.225.68 ББК 67.628.111.6

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10557

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

2016 - 2019

Анатолий Николаевич ПАНКРАТЬЕВ, кандидат юридических наук, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России E-mail: a.pankratev@gmail.com

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные c определением перечня преступных деяний, относимых к налоговым преступлениям. Проводится анализ сведений федеральных и ведомственных форм статистического наблюдения. На основании этого дается статистическая характеристика налоговых преступлений за 2016 — 2019 годы.

Ключевые слова: налоговая преступность, налоговые мошенничества, уголовная статистика преступлений в сфере налоговой преступности, предупреждение налоговых преступлений.

Annotation. The article deals with topical issues related to tax crimes, analyzes data from federal and departmental forms of statistical observation, and provides statistical characteristics of tax crimes for 2016 — 2019.

Keywords: tax crime, tax fraud, criminal statistics of tax crime, prevention of tax crimes.

Статистическая характеристика налоговой преступности является ее универсальным признаком, который дает основание применения системного метода для борьбы с ней.

В большинстве исследований, посвященных проблеме налоговых преступлений, в той либо иной форме используются статистические данные относительно количества выявляемых налоговых преступлений и результатов их расследования. Как правило, авторы цитируют уже опубликованные исследования по данному вопросу, однако не всегда корректно трактуют их содержание, что приводит к ошибочным научным выводам и необоснованным практическим рекомендациям.

В первую очередь следует определиться с тем, какие именно преступления относятся к катего-

рии «налоговые». Дискуссия по данному вопросу носит длительный характер.

Одни авторы включат в группу налоговых преступлений такие, которые касаются различных видов отношений, так или иначе связанных с поступлением или непоступлением обязательных платежей в бюджет. Среди них выделяют преступления: в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов (статьи 192, 194, 198, 199 УК РФ)1, в сфере финансовой деятельности государства (статьи 189—194, 198, 199)2, совершаемые путем уклонения от имущественных обязательств (статьи 194—200 УК РФ)3, в сфере налоговых и иных платежей (статьи 194, 198, 199 УК РФ)4.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

Другие авторы придерживаются мнения о включении в круг налоговых преступлений деяния в зависимости от целей преступной деятельности, а именно, цели освобождения от налогов. При этом к налоговым преступления относят составы, предусмотренные статьями 173, 198, 199 УК РФ, полагая, что одной из целей лжепредпринимательства является освобождение от налогов5.

И наконец, третья позиция предполагает отнесение в одну группу составов, предусмотренных статьями 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ6.

В неопределенность о понятии и классификации налоговых преступлений вносит и путаница в вопросе терминологии. Одни ученые считают, что названные составы должны характеризоваться термином «уклонение от уплаты налогов»7. Основными аргументами при этом являются употребление данного термина в диспозиции статей 198, 199 УК РФ и ссылки на международный опыт применения сходной терминологии8.

Другие ученые считают неверным сводить налоговые преступления только к понятию уголовно наказуемого уклонения от уплаты налогов, указывая на неравнозначность этих понятий9.

Данная позиция, по нашему мнению, более обстоятельна. Необходимо учитывать также тот факт, что в настоящее время, кроме уклонения от уплаты налогов, криминализированы иные противоправные деяния в области налогообложения, и в первую очередь налоговые мошенничества.

В настоящее время противоправные действия по необоснованному возмещению налогов квалифицируются по ст. 159 УК РФ. Можно сказать, что во многом этот блок выпал из поля зрения законодателей. Нормативная база в данной сфере практически не подвергалась изменениям. Между тем способ совершения подобных преступлений во многом совпадает со способом уклонения от уплаты налогов и выражается в обмане налогового органа. Тактика документирования и практика расследования уголовных дел по таким преступлениям также схожи.

Например, при доказывании объективной стороны налоговых мошенничеств необходимо установление того, какие именно нормы налогового законодательства были нарушены, какие именно заведомо ложные сведения предоставлены в налоговый орган, каков реальный размер налоговых льгот (вычетов), на которые имел право налогоплательщик и т.п.

Не ставя в настоящем исследовании цели рассмотрения вопросов организации расследования налоговых мошенничеств, тем не менее, мы считаем возможным сделать вывод о том, что данная категория противоправных деяний относится к налоговым преступлениям. Подобный вывод сочетается с ведомственной позицией Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, в настоящем исследовании под налоговыми преступлениями мы будем рассматривать преступления, предусмотренные статьями 198—199.2 УК РФ, а также преступления, связанные с незаконным возмещением налога (налоговые мошенничества), квалифицируемые в настоящее время по ст. 159 УК РФ.

К налоговым преступлениям мы склонны относить и преступления, предусмотренные статьями 199.3—199.4 УК РФ, однако в силу того, что практика выявления подобных преступлений в анализируемом периоде10 отсутствует, в данной работе они рассматриваться не будут.

Схожий подход к определению круга налоговых преступлений применяется и другими исследователями статистических показателей налоговой преступности11.

Статистические сведения о налоговых преступлениях регулярно обобщаются в статистических сборниках12, выпускаемых Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации, публикуемых на официальных порталах соответствующих государственных служб. Именно эти сведения и используются в большинстве научных публикаций.

С учетом этих источников в период 2016 — 2019 гг. ситуация с налоговыми преступлениями обстояла следующим образом.

Количество выявленных и расследованных налоговых преступлений последовательно снижается.

Если в 2016 г. было выявлено 9283 налоговых преступления, то в 2017 г. их количество составило 8654, в 2018 г. — 7630 и в 2019 г. — 4503 преступления соответственно.

За этот же период наблюдается снижение количества расследованных дел о налоговых преступлениях.

В 2016 г. было окончено расследование 4001 уголовного дела, в 2017 г. — 3760 дел, в 2018 г. — 3271, в 2019 г. — 3397 дел.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

Приведенные сведения, безусловно, являются достоверными, однако их использование в научной и практической деятельности должно осуществляться с учетом пониманиях процесса их формирования.

При составлении статистической отчетности используется перечень статей Уголовного кодекса Российской Федерации, утверждаемый Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России.

Данный перечень неоднократно коррек-тировался13. Первоначально к категории налоговых преступлений по уголовным делам, предварительное расследование по которым производится в форме предварительного следствия, относились преступления, предусмотренные частями 3 и 4 ст. 194, статьями 198, 199, 199.1, 199.2, частями 2 и 4 ст. 327.1 УК РФ (без дополнительных условий), а также преступления, предусмотренные статьями 146, 147, частями 2, 3 и 4 ст. 159, частями 2, 3 и 4 ст. 159.1, частями 2, 3 и 4 ст. 159.2, частями 2, 3 и 4 ст. 159.3, частями 2 и 3 ст. 159.4, частями 2, 3 и 4 ст. 159.5, частями 2, 3 и 4 ст. 159.6, ч. 2 ст. 171, частями 2 и 4 ст. 171.1, статьями 171.2, 172, 173.1, 173.2, ч. 3 ст. 180, ст. 187, частями 2, 3 и 4 ст. 188, статьями 193, 195, 196, 197, ч. 2 ст. 200.1, статьями 201, 204, 272, 273, 274, 285, 285.1, 285.2, 286, 290, 292, 293, ч. 2 ст. 327 УК РФ (при наличии в статистической карточке отметки об отнесении к налоговым преступлениям).

Таким образом, в 2016 — 2018 гг. к налоговым преступлениям относилось более 40 составов преступлений. Большинство из них не рассматриваются как таковые ни одной из основных научных концепций, посвященных налоговым преступлениям.

В 2019 г. перечень налоговых преступлений был скорректирован. В новой редакции к ним относятся только 16 составов преступлений. А именно, без дополнительных условий к перечню «налоговые преступления» относятся: статьи 198, 199, 199.1, 199.2, 199.3, 199.4 УК РФ. А, кроме того, части 2, 3 и 4 ст. 159 УК РФ при свершении путем незаконного возмещения налога из бюджета.

Преступления, предусмотренные статьями 170.1, 173.1, 173.2, 193, 193.1, частями 3 и 4 статей 194, 195, 196, 197 УК РФ, относятся к перечню в случаях их совершения при нарушении законодательства о налогах и сборах.

Сокращение перечня привело и к кратному сокращению статистических показателей в

2019 г., которое мы отметили выше. Однако это сокращение ни в коем случае не характеризует существенного падения уровня налоговой преступности как таковой или повышение уровня налоговой дисциплины.

Со ссылкой на приведенные данные нередко формируются ошибочные выводы крайне низкой раскрываемости налоговых преступлений. Ошибочная трактовка статистических данных о налоговых преступлениях, в свою очередь, ведет к недостоверным научным выводам и необоснованным практическим рекомендациям.

В частности, Н.В. Ахтырская, отмечая существенный дисбаланс между выявленными (возбужденными) налоговыми преступлениями и делами, рассмотренными судом, делает вывод об очень низкой эффективности противодействия таким преступлениям. По ее оценке, до суда доходит не более 5—7% зарегистрированных налоговых преступлений14.

В свою очередь в 2017 г. в ходе Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации указывалось, что длительное время около половины уголовных дел о налоговых преступлениях остаются неоконченными, т.е. фактически половина налоговых преступлений остается нераскрытой15.

Рассмотренные выше статистические показатели отражают не столько реальное количество собственно налоговых преступлений, сколько результаты работы отдельных правоохранительных органов, с учетом задач, поставленных перед ними в соответствующий период. Соответственно, и сравнение таких показателей не позволит получить объективной динамики изучаемого явления, поскольку одноименные итоговые показатели за различные периоды будут учитывать неоднородные преступления.

Безусловно, более достоверным в этом плане представляется исследование, основанное на изучении статистических показателей по отдельным составам, относимым к налоговым преступлениям.

Как было аргументировано выше, для настоящего исследования в качестве «налоговых» рассматриваются преступления, предусмотренные статьями 198, 199, 199.1, 199.2, 199.3, 199.4 УК РФ, а также налоговые мошенничества, т.е. деяния, квалифицированные по ст. 159 УК РФ, связанные с незаконным возмещением налога.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

Применительно к преступлениям, предусмотренным статьями 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, источником статистических данных могут являться формы федерального статистического наблюдения «Единый отчет о преступности»16, а также «Сведения о преступлениях экономической направленности и лицах,

17

их совершивших»17.

Между тем данные статистические формы не позволяют сформировать общей динамики выявления налоговых преступлений, поскольку не содержат сведений о преступлениях, связанных с незаконным возмещением налога.

С учетом изложенного для объективной статистической характеристики налоговых преступлений представляется необходимым в дополнение к федеральным статистическим отчетам использовать материалы ведомственных статистических отчетов.

По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, налоговые преступления выявляются следственными органами Следственного комитета Российской Федерации, органами внутренних дел, таможенными органами, органами Федеральной службы безопасности. При этом органами внутренних дел в 2016 г. выявлено 87,3% от общего количества налоговых преступлений, в 2017 г. — 88,5%, в 2018 г. — 88,6%, в 2019 г. — 86,3%.

С учетом подобной тенденции представляется допустимым восполнить отсутствующие в федеральных статистических отчетах сведения за счет информации о статистических показателях деятельности по противодействию налоговым преступлениям, осуществляемой органами внутренних дел.

Такой подход позволит получить числовые показатели, имеющие определенную погрешность по отношению к федеральным. Однако это позволит выделить закономерности развития процессов, характеризующих налоговую преступность. Достоверность подобных закономерностей будет обусловлена тем, что при ее построении будут учтены сведения о подавляющем большинстве налоговых преступлений, доля неучтенных преступлений будет относительно стабильной.

Статистическая форма ГИАЦ МВД России, отражающая результаты деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России18, содержит сведения о большей части налоговых мошенничеств, а именно, о мошеннических действиях, связанных с незаконным возмещением налога на добавленную стоимость (НДС).

С учетом этого можно привести следующие количественные статистические показатели состояния налоговой преступности в 2016 — 2019 г. (см. табл. 1).

Таблица 1

Количественные статистические показатели состояния налоговой преступности

в 2016 - 2019 гг.

Количество выявленных преступлений 2016 2017 Темпы прироста, проц. 2018 Темпы прироста, проц. 2019 Темпы прироста, проц. Темпы прироста к 2016 г., проц.

Статья 198 УК РФ 489 530 8,38 427 -19,43 409 -4,22 -16,36

Статья 199 УК РФ 1823 1754 -3,78 1812 3,31 1538 -15,12 -15,63

Статья 199.1 УК РФ 492 217 -55,89 111 -48,85 53 -52,25 -89,23

Статья 199.2 УК РФ 317 429 35,33 537 25,17 573 6,70 80,76

Статья 159 УК РФ (связанные с незаконным возмещением НДС) 639 652 2,03 569 -12,73 483 -15,11 -24,41

Налоговые преступления 3760 3582 -4,73 3456 -3,52 3056 -11,57 -18,72

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

Общее количество налоговых преступлений в рассматриваемом периоде ежегодно сокращалось.

Так, если в 2016 г. было зарегистрировано 3760 преступлений, то в 2017 г. — 3582 (-4,7%), в 2018 г. — 3582 (-3,5%), а в 2019 г. — 3056 (-11,6%) соответственно.

Общее снижение по сравнению с 2016 г. в 2019 г. составило 18,7%.

Тенденция сокращения количества выявления характерна и для большинства отдельных составов налоговых преступлений. Так, количество выявленных преступлений, предусмотренных ст. 198 УК РФ, к 2019 г. умень-

Преступления, предусмотренные ст. 199 УК РФ, весь период составляли примерно половину от общего количества налоговых преступлений: в 2016 г. — 48,5%, в 2017 г. — 49%, в 2018 г. — 52,4%, в 2019 г. — 50,3%.

Применительно к преступлениям, предусмотренным ст. 198 УК РФ, доля в общем ко-

шилось на 16,4%, по ст. 199 УК РФ снизилось на 15,6%, по ст. 199.1 УК РФ снизилось на 89,2%, по ст. 159 УК РФ снизилось на 24,4%.

Единственной категорией налоговых преступлений, количественные показатели которой увеличивались весь период, являются преступления, предусмотренные ст. 199.2 УК РФ. Их количество увеличилось с 317 преступлений в 2016 г. до 573 в 2019 г., общий прирост составил 80,8%.

Соотношение количества отдельных видов деяний от общего количества налоговых преступлений (удельный вес) складывалось следующим образом (см. табл. 2).

личестве также существенно не менялась, колебалась в диапазоне примерно 13 — 14%.

Аналогичным образом практически не изменилась доля налоговых мошенничеств: 17% в 2016 г. и 15,8% в 2019 г. соответственно.

Наиболее существенные изменения произошли с преступлениями, предусмотренны-

Таблица 2

Соотношение количества отдельных видов деяний от общего количества налоговых преступлений (удельный вес). 2016 — 2019 гг.

Количество выявленных преступлений 2016 Удельный вес от общего количества налоговых преступлений, проц. 2017 Удельный вес от общего количества налоговых преступлений, проц. 2018 Удельный вес от общего количества налоговых преступлений, проц. 2019 Удельный вес от общего количества налоговых преступлений, проц.

Статья 198 УК РФ 489 13,01 530 14,80 427 12,36 409 13,38

Статья 199 УК РФ 1823 48,48 1754 48,97 1812 52,43 1538 50,33

Статья 199.1 УК РФ 492 13,09 217 6,06 111 3,21 53 1,73

Статья 199.2 УК РФ 317 8,43 429 11,98 537 15,54 573 18,75

Статья 159 УК РФ (связанные с незаконным возмещением НДС) 639 16,99 652 18,20 569 16,46 483 15,80

Налоговые преступления 3760 3582 3456 3056

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

ми ст. 199.1 УК РФ, доля которых за рассматриваемый период упала с 13,1% в 2016 г. до 1,7% в 2019 г.

Возросла доля преступлений, предусмотренных ст. 199.2 УК РФ: с 8,4% в 2016 г. до 18,8% в 2019 г. от общего количества налоговых преступлений.

Рассматривая количественные показатели, отражающие результаты расследования уголовных дел о налоговых преступлениях, мож-

но выделить те же тенденции снижения количества расследованных уголовных дел.

Так если в 2016 г. завершено расследование 3060 уголовных дел (81,4% от количества выявленных в 2016 г.), то в 2019 г. — 2564 уголовных дела (83,9%) соответственно.

Падение составило 16,2%, что сочетается с уменьшением количества выявленных преступлений (см. табл. 3).

Таблица 3

Количество предварительно расследованных налоговых преступлений (из числа находившихся в производстве). 2016 — 2019 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество предварительно расследованных налоговых преступлений (из числа находившихся в производстве) 2016 Удельный вес от общего количества выявленных налоговых преступлений, проц. 2017 Удельный вес от общего количества выявленных налоговых преступлений, проц. 2018 Удельный вес от общего количества выявленных налоговых преступлений, проц. 2019 Удельный вес от общего количества выявленных налоговых преступлений, проц. Темпы прироста по отношению к 2016 г., проц.

Статья 198 УК РФ 437 89,37 470 88,68 395 92,51 379 92,67 -13,27

Статья 199 УК РФ 1549 84,97 1341 76,45 1404 77,48 1322 85,96 -14,65

Статья 199.1 УК РФ 522 106,10 244 112,44 134 120,72 54 101,89 -89,66

Статья 199.2 УК РФ 194 61,20 306 71,33 411 76,54 469 81,85 141,75

Статья 159 УК РФ (связанные с незаконным возмещением НДС) 358 56,03 348 53,37 243 42,71 340 70,39 -5,03

Налоговые преступления 3060 81,38 2709 75,63 2344 67,82 2564 83,90 -16,21

Анализ качественных показателей расследования уголовных дел о налоговых преступлениях позволяет выявить тенденции, отличные от приведенных выше.

Так, количество уголовных дел, направленных в суд, не сократилось пропорцио-

нально количеству расследованных, а возросло.

Если в 2016 г. в суд направлено 1082 дела (35,4% от расследованных), то в 2019 г. подобных дел было 1160 (45,2% от расследованных) (см. табл. 4).

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

Таблица 4

Уголовные дела с обвинительным заключением, направленные в суд. 2016 — 2019 гг.

Уголовные дела с обвинительным заключением, направлены в суд 2016 Удельный вес уголовных дел, направленных в суд, от расследованных дел, проц. 2017 Удельный вес уголовных дел, направленных в суд, от расследованных дел, проц. 2018 Удельный вес уголовных дел, направленных в суд, от расследованных дел, проц. 2019 Удельный вес уголовных дел, направленных в суд, от расследованных дел, проц. Темпы прироста по отношению к 2016 г., проц.

Статья 198 УК РФ 84 19,22 121 25,7 105 26,6 109 28,76 29,76

Статья 199 УК РФ 397 25,63 434 32,4 447 31,8 469 35,48 18,14

Статья 199.1 УК РФ 117 22,41 63 25,8 24 17,9 18 33,33 -84,62

Статья 199.2 УК РФ 141 72,68 171 55,9 205 49,9 232 49,47 64,54

Статья 159 УК РФ (связанные с незаконным возмещением НДС) 343 95,81 341 98,0 240 98,8 332 97,65 -3,21

Налоговые преступления 1082 35,36 1130 41,7 1021 43,6 1160 45,24 7,21

Необходимо отметить, что за рассматриваемый период изменилась сложность дел. В первую очередь увеличилась доля преступлений, совершенных группой лиц. Если в 2016 г. доля подобных преступлений составляла 6,6% от общего числа расследованных, то в 2019 г. она составила 7,7% (см. табл. 5).

Таблица 5

Доля преступлений, совершенных группой лиц. 2016 — 2019 гг.

Преступления совершены группой 2016 Удельный вес от расследованных дел, проц. 2017 Удельный вес от расследованных дел, проц. 2018 Удельный вес от расследованных дел, проц. 2019 Удельный вес от расследованных дел, проц.

Статья 198 УК РФ 1 0,23 1 0,2 1 0,3 6 1,58

Статья 199 УК РФ 54 3,49 55 4,1 55 3,9 49 3,71

Статья 199.1 УК РФ 2 0,38 2 0,8 0 0,0 0 0,00

Статья 199.2 УК РФ 0 0,00 9 2,9 5 1,2 7 1,49

Статья 159 УК РФ (связанные с незаконным возмещением НДС) 146 40,78 126 36,2 115 47,3 136 40,00

Налоговые преступления 203 6,63 193 7,1 176 7,5 198 7,72

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

- 193

При этом если рассматривать преступления, совершенные организованной преступной группой либо преступным сообществом, то количество таких дел увеличилось практически в два раза: с 47 дел в 2016 г. до 87 в 2019 г., соответственно, доля таких преступлений возросла с 1,5% в 2016 г. до 3,4% в 2019 г.

Таблица 6

Преступления, совершенные организованной преступной группой и преступным сообществом.

2016 - 2019 гг.

Преступления совершены организованной преступной группой и преступным сообществом 2016 Удельный вес от расследованных дел, проц. 2017 Удельный вес от расследованных дел, проц. 2018 Удельный вес от расследованных дел, проц. 2019 Удельный вес от расследованных дел, проц.

Статья 198 УК РФ 0 0,00 0 0,0 0 0,0 0 0,00

Статья 199 УК РФ 2 0,13 0 0,0 0 0,0 4 0,30

Статья 199.1 УК РФ 0 0,00 0 0,0 0 0,0 0 0,00

Статья 199.2 УК РФ 0 0,00 0 0,0 0 0,0 0 0,00

Статья 159 УК РФ (связанные с незаконным возмещением НДС) 45 12,57 39 11,2 25 10,3 83 24,41

Налоговые преступления 47 1,54 39 1,4 25 1,1 87 3,39

Одной из основных целей противодействия налоговой преступности является возмещение в государственный бюджет сумм неуплаченных и незаконно возмещенных налогов.

В рассматриваемый нами период снижение количества налоговых преступлений сопровождается увеличением суммы ущерба по ним.

Так, общий ущерб по оконченным уголовным делам вырос на 12,2%: с более чем 58 млрд руб. в 2016 г. до более чем 66 млрд руб. в 2019 г. (см. табл. 7).

Таблица 7

Общий ущерб по оконченным уголовным делам. 2016 — 2019 гг.

Размер материального ущерба, тыс. руб. 2016 2017 Темпы прироста, проц. 2018 Темпы прироста, проц. 2019 Темпы прироста, проц. Темпы прироста по отношению к 2016 г., проц.

Статья 198 УК РФ 1 354 009 1 775 925 31,16 1 222 057 - 31,19 1 349 360 10,42 -0,34

Статья 199 УК РФ 47 386 277 48 745 598 2,87 68 097 822 43,71 58 849 918 - 13,58 24,19

Статья 199.1 УК РФ 7 493 624 4 222 592 -43,65 3 188 197 - 24,50 1 049812 - 67,07 -85,99

Статья 199.2 УК РФ 291 819 528 636 81,15 943 904 78,55 1 757 864 86,23 502,38

Статья 159 УК РФ (связанные с незаконным возмещением НДС) 2 462 348 1 798 970 - 26,94 2 394 776 33,12 3 185 671 33,03 29,38

Налоговые преступления 58 988 077 57 071 721 - 3,25 73 451 980 28,70 66 192 625 - 9,88 12,21

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

Суммарные результаты мероприятия по возмещению причиненного ущерба (наложен арест на имущество, добровольно погашено, изъято имущества и денег) также возросли на 18,2%: с более чем 36 млрд руб. в 2016 г. до более чем 42 млрд руб. в 2019 г. (см. табл. 8). Соотношение установленного и возмещенного ущерба в рассматриваемый период также в целом росло (см. табл. 9).

Таблица 8

Возмещено причиненного ущерба. 2016 — 2019 гг.

Возмещено ущерба, тыс. руб. 2016 2017 Темпы прироста, проц. 2018 Темпы прироста, проц. 2019 Темпы прироста, проц. Темпы прироста по отношению к 2016 г., проц.

Статья 198 УК РФ 630 561 1 057 984 67,78 777 489 -26,51 1 052 999 35,44 66,99

Статья 199 УК РФ 25 931 858 35 325 190 36,22 43 643 648 68,30 36 874023 -15,51 42,20

Статья 199.1 УК РФ 6 392 758 3 815 737 -40,31 2 774 271 -27,29 481 525 -82,64 -92,47

Статья 199.2 УК РФ 1 538 679 1 603 343 4,20 2 263 457 41,17 2 155 473 -4,77 40,09

Статья 159 УК РФ (связанные с незаконным возмещением НДС) 1 689 787 1 914 687 13,31 1 798 970 -6,04 2221 625 23,49 31,47

Налоговые преступления 36 183 643 43 716 941 20,82 51 257 835 17,25 42 785 645 -16,53 18,25

Таблица 9

Соотношение установленного и возмещенного ущерба. 2016 — 2019 гг.

Удельный вес возмещенного ущерба от установленного ущерба, проц. 2016 2017 2018 2019

Статья 198 УК РФ 46,57 59,57 63,62 78,04

Статья 199 УК РФ 54,72 72,47 64,09 62,66

Статья 199.1 УК РФ 85,31 90,36 87,02 45,87

Ст. 199.2 УК РФ 527,27 303,30 239,80 122,62

Статья 159 УК РФ (связанные с незаконным возмещением НДС) 68,63 106,43 75,12 69,74

Налоговые преступления 61,34 76,60 69,78 64,64

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

В 2016 г. было возмещено 61,3% от установленного ущерба, в 2017 г. — 76,6%, в

2018 г. — 69,8%, в 2019 г. — 64,6%.

В среднем примерно две трети ущерба возмещается по результатам расследования уголовных дел. При этом существенное превышение размера возмещенного ущерба над установленным по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 199.2 УК РФ, объясняется особым порядком прекращения данной

19

категории дел19.

С учетом приведенных данных представляется возможным сделать ряд обобщающих выводов относительно статистической характеристики налоговых преступлений в 2016 —

2019 гг.

В рассматриваемый период наблюдается постепенное снижение количественных показателей выявления налоговых преступлений и расследования уголовных дел о преступлениях данной категории. Между тем большинство качественных показателей, таких, как уровень организованности выявляемых преступлений, количество уголовных дел, направленных в суд, размер выявленного и возмещенного ущерба, доля возмещения выявленного ущерба, показали устойчивый рост. Это достаточно объективно указывает на результативность мер, предпринятых в сфере организации противодействия налоговым преступлениям.

Можно констатировать, что в практической деятельности правоохранительных органов наметился отход от формирования количественных показателей и сосредоточение сил и средств на противодействии наиболее опасным проявлениям в указанной сфере.

Среди частных выводов необходимо отметить закономерности существенного снижения количества преступлений, предусмотренных ст. 199.1 УК РФ, и увеличение количества преступлений, предусмотренных ст. 199.2 УК РФ. Темпы изменения количества таких преступлений не сочетаются с общей динамикой количественных показателей налоговой притупленности. Эти закономерности, по нашему мнению, требуют отдельного исследования и оценки.

1 Гаухман Л.Д. Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998. С. 17—18.

2 Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. М., 1996. С. 146.

3 Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов. 3-е изд. / Отв. ред. И.Я. Казаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М., 2001. С. 294.

4 Уголовное право. Особенная часть / Под. ред. Г.Н. Бор-зенкова, В.С. Комисарова. М., 2001. С. 243.

5 Мудрых В.В. Ответственность за нарушение налогового законодательства: Учеб. пособие для вузов. М., 2001. С. 106.

6 В работах и публикациях, вышедших до 2003 г., к данной группе относят статьи 198, 199 УК РФ, что связано с изменениями, внесенными в УК РФ Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ, в соответствии с которым были введены составы статей 199.1, 199.2 УК РФ.

7 См.: Середа И.М. Преступления против налоговой системы: характеристика, ответственность, стратегия борьбы: Дис. ... д-ра юрид. наук. Иркутск: Байкальский гос. ун-т экономики и права, 2006. С. 51—73;

Кучеров И.И. Налоговая преступность: криминологические и уголовно-правовые проблемы: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999. С. 192;

Пастухов И.Н., Яни П.С. Квалификация налоговых преступлений // Законность. 1998. № 1. С. 9—11.

8 Середа И.М. Указ. соч. С. 60.

9 См.: Александров И.В. Основы налоговых расследований. СПб., 2003. С. 19—20;

Соловьев И.Н. Налоговые преступления и преступность. М.: Экзамен, 2006. С. 39.

10 По данным ГИАЦ МВД России, в 2017 — 2019 гг. преступления, предусмотренные статьями 199.3 и 199.4 УК РФ, не выявлялись. На 1 июля 2020 г. возбуждено одно уголовное дело по ст. 199.4 УК РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 См. Ляпин А.Е. Статистический анализ налоговой преступности в России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. С. 55; Малокостова П.Р. Криминологический взгляд на статистику налоговой преступности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 11. С. 210—213.

12 Сборник готовится на основании формы федерального статистического наблюдения № 4-ЕГС и публикуется на официальных сайтах МВД России и Генпрокуратуры России.

13 См.: Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от 31.12.2014 г. № 744/11/3 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»;

Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от

01.02.2016 г. № 65/11/1 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»;

Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от

27.12.2017 г. № 870/11/1 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»;

Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от

25.12.2018 г. № 853/11/5 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»;

Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от

12.07.2019 г. № 487/11/1 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_345696/251f 7ас207са304с6331640еЪ36Ъ162351с24684/

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

14 Ахтырская Н.В. Уклонение от уплаты от налогов, сборов и (или) страховых взносов: уголовно-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2018. С. 27.

15 Постановление Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации по профилактике, выявлению, пресечению, расследованию преступлений в налоговой сфере и фактическому возмещению ущерба, причиненного данными преступлениями от 26.09.2017 г. // М1р8://70.мвд.рф^и_шу(3/ кооМтасютуе-ь80Уе8сЬа1е1-пуе-о^апу/кооМтасюппое-80Уе8сЬате-гак0У0(111е1е

16 Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 02.07.2012 г. № 250 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения № 1-ЕГС, № 2-ЕГС, № 3-ЕГС, № 4-ЕГС» (с изм. и доп.) // https://www.garant.ru/products/ ¿ро/рптеМос/70130276/

17 См.: Приказ Генерального прокурора РФ от 19.02.2013 г. № 75 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения № 1-Э, № 2-Э»,

Приказ Генерального прокурора РФ от 29.03.2017 г. № 219 «Об утверждении и о введении в действие формы федерального статистического наблюдения № 1-Э» (с изм. и доп.) // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70130276/

18 Форма статистической отчетности «Отчет о результатах работы подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации» («5-БЭП») за 2016 — 2019 гг. (утв. приказом МВД России от 28.02.2012 г. № 134) // http://pub1ication.pravo.gov.ru/signatoryauthority/foiv010

19 В соответствии с ч. 2 ст. 76.1 УПК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб, причиненный государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере двукратной суммы причиненного ущерба.

Библиографический список

1. Указания Генеральной прокуратуры РФ и Министерства внутренних дел РФ «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» от 31.12.2014 г. № 744/11/3, от 01.02.2016 г. № 65/11/1, от 27.12.2017 г. № 870/11/1, от 25.12.2018 г. № 853/11/5, от 12.07.2019 г. № 487/11/1 // М1р://шшш.соши1-tant.ru/document/cons_doc_LAW_345696/251i7 ас207са304с6331640еЬ36Ь162351с24684/

2. Постановление Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации по профилактике, выявлению, пресечению, расследованию преступлений в налоговой сфере и фактическому возмещению ущерба, причиненного данными преступлениями от 26.09.2017 г. // https:// 70 .мвд .рф /gu_mvd/koordinacionnye -^о -vescha-te1-nye-organy/koordinacionnoe-sovescha-nie-ru-kovodite1e

3. Форма статистической отчетности «Отчет о результатах работы подразделений эко-

номической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации» («5-БЭП») за 2016 — 2019 гг. (утв. приказом МВД России от 28.02.2012 г. № 134) // http://pub1ication.pravo.gov.ru/sig-natoryauthority/foiv010

4. Форма федерального статистического наблюдения № 1-Э за 2016 — 2019 гг. (утв. приказом Генеральной Прокуратуры РФ от 29.03.2017 г. № 219, с изм. и доп.) // https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71559708/

5. Формы федерального статистического наблюдения № 1-ЕГС, 4-ЕГС за 2016 — 2019 гг. (утв. приказом Генеральной Прокуратуры РФ от 02.07.2012 г. № 250, с изм. и доп.) // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7 1559708/

6. Александров И.В. Основы налоговых расследований. СПб., 2003.

7. Ахтырская Н.В. Уклонение от уплаты от налогов, сборов и (или) страховых взносов: уголовно-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2018.

8. Гаухман Л.Д. Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998.

9. Кучеров И.И. Налоговая преступность: криминологические и уголовно-правовые проблемы: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999.

10. Ляпин А.Е. Статистический анализ налоговой преступности в России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019.

11. Малокостова П.Р. Криминологический взгляд на статистику налоговой преступности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 11.

12. Мудрых В.В. Ответственность за нарушение налогового законодательства: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.

13. Пастухов И.Н, Яни П.С. Квалификация налоговых преступлений // Законность. 1998. № 1.

14. Середа И.М. Преступления против налоговой системы: характеристика, ответственность, стратегия борьбы: Дис. ... д-ра юрид. наук. Иркутск: Байкальский гос. ун-т экономики и права, 2006.

15. Соловьев И.Н. Налоговые преступления и преступность. М.: Экзамен, 2006.

16. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. М., 1996.

17. Уголовное право. Особенная часть / Под. ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. М., 2001.

18. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов. 3-е изд. / Отв. ред. И.Я. Казачен-ко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М., 2001.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.