DOI: 10.18287/2542-0445-2022-28-1-80-84 CC
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 376.1
Дата по ступления: 02.12.2021 рецензирования: 24.01.2022 принятия: 28.02.2022
Структура готовности преподавателя вуза к реализации инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации
Д.С. Дмитриева
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,
г Самара, Российская Федерация E-mail: [email protected]. ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8838-8326
Н.В. Соловова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,
г. Самара, Российская Федерация E-mail: [email protected]. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3280-3380
Аннотация: Актуальность исследования определяется тенденцией интеграции цифровых технологий в образовательный процесс обучающихся различных категорий, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Особая категория обучающихся предполагает определенное дидактическое обеспечение образовательного процесса в рамках реализации инклюзивного образования. Меняется функционал преподавателей с учетом институциональных изменений в теории и практике образовательного процесса, обусловленных как объективными потребностями и запросами социума, так и личностными и профессиональными потребностями самих обучающихся. В статье рассматривается проблема реализации инклюзивного образования преподавателями вуза в условиях цифровой трансформации, приводится структура готовности преподавателя вуза к реализации инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; цифровая трансформация; готовность преподавателя.
Цитирование. Дмитриева Д.С., Соловова Н.В. Структура готовности преподавателя вуза к реализации инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2022. Т. 28, № 1. С. 80-84. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-1-80-84. Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
© Дмитриева Д.С., Соловова Н.В., 2022
Дмитриева Дарья Сергеевна - аспирант кафедры теории и методики профессионального образования, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
Соловова Наталья Валентиновна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики профессионального образования, Самарский национальный исследовательский университете имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
SCIENTIFIC ARTICLE
Submitted: 02.12.2021 Revised: 24.01.2022 Accepted: 28.02.2022
Structure of university teacher readiness for the inclusive education implementation in the digital transformation context
D.S. Dmitrieva
Samara National Research University, Samara, Russian Federation E-mail: [email protected]. ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8838-8326
N.V. Solovova
Samara National Research University, Samara, Russian Federation E-mail: [email protected]. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3280-3380
Abstract: The relevance of the study is determined by the trend of integrating digital technologies into the educational process of students of various categories, including those with disabilities and disabilities. A special category of students involves a certain didactic support of the educational process in the framework of the implementation of inclusive education. The functionality of teachers is changing, taking into account institutional changes in the theory and practice of the educational process, due to both the objective needs and demands of society, and personal and professional needs of the students themselves. The article deals with the problem of the implementation of inclusive education by the university teachers in the context of digital transformation, the structure of the university teacher's readiness for the implementation of inclusive education is given.
Key words: inclusive education; students with disabilities; digital transformation; teacher readiness.
Дмитриева Д.С., Соловова Н.В.
Структура готовности преподавателя вуза к реализации инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации
Citation. Dmitrieva D.S., Solovova N.V. Structure of university teacher readiness for the inclusive education implementation in the digital transformation context. Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, 2022, vol. 28, no. 1, pp. 80-84. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-1-80-84. (In Russ.) Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interest.
© Dmitrieva D.S., Solovova N.V., 2022
Daria S. Dmitrieva - postgraduate student of the Department of Theory and Methods of Professional Education, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.
Natalia V. Solovova - Doctor of Pedagogical Sciences, associate professor, professor of the Department of Theory and Methods of Professional Education, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.
Введение
Интенсивное развитие социально-экономических отношений, цифровая трансформация в сферах общественной деятельности сформировали условия для наиболее активного вовлечения в образовательный процесс различных категорий обучающихся на разных уровнях образования [Шац, Калягин, Овчинникова 2016, с. 316-319]. Отдельной категорией обучающихся, вовлекаемых в образовательный процесс, являются имеющие ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и инвалидность [Ainscow 2020, p. 69-74]. Растет количество обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, которые становятся субъектами освоения разработанных организациями основных и адаптированных профессиональных образовательных программ в условиях цифровой образовательной среды (Мониторинг инклюзивного высшего образования 2020, 9 с.), что приводит к необходимости совершенствования дидактического обеспечения высшего образования и повышения квалификации преподавателей, реализующих образовательные программы. Нами предпринята попытка разработать структуру готовности преподавателя вуза к реализации инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации.
В педагогической науке накоплен значительный опыт исследования проблем инклюзивного образования и педагогических условий его реализации в практике образовательного процесса. Учеными (О.А. Козырева, Л.И. Анцыферова, Н.В. Чекалева и др.) исследуются теоретико-методологические подходы к разработке концепции инклюзивного образования; разрабатываются теории и педагогические концепции интеграции инновационного инструментария профессиональной деятельности преподавателей вузов (М.А. Горюнова, Д.Е. Про-кудин, И.В. Роберт, Е.М. Разумова, Е.И. Шуле-ва и др.). Ряд исследователей (О.Н. Гавришина, И.В. Певнева, Г.Г. Саитгалеева, И.Г. Третьяк и др.) анализирует вызовы и проблемы организации образовательного процесса обучающихся с инвалидностью. Внимание исследователей обращено на практические проблемы реализации инклюзивного образования: организация инклюзивного взаимодействия на разных уровнях образования (Белова Н.Ю., Кузьмина О.В. и др.); повышение квалификации педагогических работников с целью реализации адаптированных образовательных программ (Возняк В.В., Кырынбаева О.В., Рома-шевская Е.С. и др.). Актуальными направлениями
исследований также являются современные проблемы социально-педагогической адаптации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью [Вишнякова 2017, с. 70-74; Айсмонтас 2013]. Исследователями применяются различные методологические подходы к формированию результативных характеристик: процессный, системный, компетентностный, индивидуально-деятельностный, целевой, ценностный и другие [Руднева, Левченко, Соловова, Стрекалова 2017, 164 е.]. При этом качественное обеспечение реализации образовательных программ в инклюзивном образовании во многом связано с профессиональной деятельностью преподавателей.
Современные аспекты реализации инклюзивного образования, выявленные в рамках проведения ретроспективного анализа инклюзивного образования в теории и практике образовательного процесса, показывают, что в настоящее время изменились требования к профессиональной и личностной квалификации педагогических работников: в современных условиях требования детализированы и регламентированы, а у самих преподавателей в профессиональной деятельности имеется большой инструментарий дидактического и методического обеспечения реализации инклюзивного образования [Дмитриева 2020, с. 69-74]. Цифровая трансформация, являясь современной тенденцией, обеспечивающей качественно иную реализацию различных социально-экономических процессов, способствует формированию новой цифровой среды в образовательном процессе, требующей отбора особых средств, инструментов и механизмов, нацеленных на результативность образовательного процесса [Ваганова, Попкова, Степина, Максимова 2020, с. 146-148]. Потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью обусловливают формирование запроса на адаптацию цифровых технологий и инструментов в условиях цифровой трансформации.
При реализации инклюзивного образования в педагогическом инструментарии должны появиться новые средства [Маслова 2017, с. 1256-1260] -цифровые технологии, механизмы и инструменты, требующие от преподавателя более высокого уровня профессиональной компетентности. Необходимо совершенствование методического и дидактического обеспечения образовательного процесса инклюзивного образования с учетом потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью [Сигал 2013, с. 97-103; Скамьянова 2015, с. 261-266]. Помимо этого, необходимо обеспечить
кадрами инклюзивное образование с учетом нового запроса: у преподавателя должна быть сформирована готовность к реализации инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации.
Разработанная структура готовности преподавателя вуза к реализации инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации основана на использовании принципа комплексности, позволившего обеспечить взаимосвязь ключевых направлений профессиональной деятельности по реализации образовательных программ с условиями цифровой трансформации образования, что дало возможность представить структуру готовности в составе компонентов: когнитивный, конатив-ный, инструментально-цифровой, оценочно-диагностический (см. таблицу).
Значимость когнитивного компонента в структуре готовности обоснована совершенствованием методического обеспечения инклюзивного образования, что обусловливается сформированным запросом на развитие методических способностей реализации инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации образовательного процесса, интересом к анализу нормативных аспектов инклюзивного образования, глубиной адаптации образовательных ресурсов с учетом возможностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. При этом когнитивный аспект детерминирован уровнем инклюзивной и цифровой культуры общества, запро-
сами на обновление методического обеспечения образовательных программ в целом. Формирование когнитивного компонента является необходимым для разработки программ инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации, а также качественного и обоснованного выбора цифровых инструментов для разработки дидактического обеспечения и механизмов при проектировании конкретных дисциплин (модулей, курсов) инклюзивного образования. В составе ко-нативного компонента готовности важными являются мотивационный аспект, кругозор и уровень профессиональных компетенций преподавателя, а также нацеленность на стратегическое применение инструментов цифровой трансформации для реализации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Прикладное практическое содержание готовности обеспечивается инструментально-цифровым компонентом. Этот компонент характеризуется не только умением применять цифровые технологии обучения в профессиональной деятельности и разрабатывать цифровую дидактику в инклюзивном образовании, но и адаптировать образовательный контент с учетом требований инклюзивного образования и траектории обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью, максимально раскрывая функциональные прикладные возможности цифровой трансформации. Готовность преподавателя вуза к реализации
Таблица
Структура готовности преподавателя вуза к реализации инклюзивного образования
в условиях цифровой трансформации
Structure of readiness of a university teacher to implement inclusive education in the context
of digital transformation
Table
Когнитивный компонент: знание нормативно-методических основ инклюзивного образования; знание основ классификации и применения цифровых технологий; знание требований реализации адаптированных образовательных программ, классификации и типологий обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; знание инклюзивной дидактики в условиях цифровой трансформации
Конативный компонент: интерес к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью; интерес к освоению цифровых технологий; потребность применения цифровых технологий в образовании; интерес к определению стратегий и технологий обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в условиях цифровой трансформации
Инструментально-цифровой компонент: умение применять цифровые технологии обучения в профессиональной деятельности; умение разрабатывать дидактическое обеспечение инклюзивного образования с помощью цифровых технологий и инструментов; умение адаптировать образовательный контент к требованиям инклюзивного образования; умение проектировать траекторию обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в условиях цифровой трансформации
Оценочно-диагностический компонент: способность оценить дидактические возможности применения цифровых технологий при реализации дисциплины для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; способность оценить качество образовательного контента дисциплины инклюзивного образования; способность диагностировать результаты обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью средствами цифровых технологий; способность оценивать качество образования лиц с ОВЗ и инвалидностью в условиях цифровой трансформации; способность оценить (предупредить) риски для здоровья (физического и психологического), связанные с применением цифровых технологий обучения для лиц ОВЗ и инвалидностью
Дмитриева Д.С., Соловова Н.В.
Структура готовности преподавателя вуза к реализации инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации
инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации также предполагает наличие оценочно-диагностического компонента, включающего способности и умения личности к оценке и контролю качества инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации. Оценочно-диагностический компонент предполагает не просто диагностические возможности применения цифровых инструментов и механизмов при реализации инклюзивного образования, но и качественный анализ образования лиц с ОВЗ и инвалидностью в целом, оценивая риски для здоровья, возникающие в том числе при интеграции цифровых технологий в инклюзивное образование.
Готовность преподавателя вуза к реализации инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации представлена базовым, продвинутым и творческим уровнями в зависимости от итоговых значений показателей в структуре готовности. Базовый уровень характеризует преподавателей, ориентированных на применение базовых умений реализации инклюзивного образования при небольшом наборе цифровых инструментов (преимущественно представленных офисными программными пакетами и набором техники в составе компьютера и проектора для проведения занятий). Преподаватель на данном уровне информирован о специфике инклюзивного образования и его реализации в условиях цифровой трансформации. Доминирующим компонентом на данном уровне является когнитивный. Продвинутый уровень характеризует практическую ориентированность компонентов готовности. Пре-
подаватель на данном уровне способен применять цифровые инструменты и механизмы адаптации образовательного контента для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, разрабатывать учебные дисциплины (модули, курсы) с учетом требований к дидактическому, методическому обеспечению. Доминирующими компонентами на данном уровне являются когнитивный и конативный. На творческом уровне преподаватель имеет выраженную потребность в реализации инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации, участии в отборе цифровых инструментов с учетом целевой аудитории обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, способен к самооценке качества профессиональной деятельности с учетом отобранных цифровых инструментов и средств для применения в инклюзивном образования. Доминирующими компонентами на данном уровне являются инструментально-цифровой и оценочно-диагностический.
Выводы
Интеграция когнитивного, конативного, инструментально-цифрового, оценочно-диагностического компонентов представляет структуру готовности преподавателя вуза к реализации инклюзивного образования в условиях цифровой трансформации, который обеспечивает реализацию профессиональной деятельности в инклюзивном образовании. Владение современными цифровыми инструментами и механизмами способствует вовлечению обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в образовательный процесс, делая его доступным.
Материалы исследования
Мониторинг инклюзивного высшего образования 2020 - Мониторинг инклюзивного высшего образования: общие результаты 2020 года, 9 с. URL: https://www.ginfo-edu.org/images/Docs/projects/Results.pdf.
Библиографический список
Ainscow 2006 - Ainscow M., Kaplan I. Using evidence to encourage inclusive school development: Possibilities and challenges // Australasian Journal of Special Education. 2006. Vol. 29, Issue 2. P. 106-116. DOI: http://dx.doi. org/10.1080/1030011050290203.
Айсмонтас 2013 - Айсмонтас Б.Б. Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе / под ред. Б.Б. Айсмонтаса: хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ. Москва: МШПУ 2013. 334 с. URL: https://kemsu.ru/upload/education/inclusive-education/ inklyuzivnoe_obrazovanie_studentov_s_invalidnostjyu_i_ovz.pdf.
Вишнякова 2017 - ВишняковаЕ.А. Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как средство реализации инклюзивного процесса образовательной организации // Региональное образование: современные тенденции. 2017. № 3 (33). С. 70-74. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=30781110.
Ваганова, Попкова, Степина, Максимова 2020 - Ваганова О.И., Попкова А.А., Степина Н.В., Максимова К.А. Цифровизация как ведущая тенденция развития современного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 146-148. DOI: http://doi.org/10.26140/bgz3-2020-0902-0037.
Дмитриева 2020 - Дмитриева Д. С. Ретроспективный анализ идей об инклюзивном образовании в теории и практике образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-2. С. 69-74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44555098.
Маслова 2017 - Маслова Е.П. Мониторинг качества подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. № 2. С. 1256-1260. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30771785.
Руднева, Левченко, Соловова, Стрекалова 2017 - Руднева Т.И., Левченко В.В., Соловова Н.В., Стрекалова Н.Б. Методологические подходы к исследованию проблем в области профессиональной педагогики. Самара: Самарский университет, 2013. 164 с. URL: http://repo.ssau.ru/handle/Monografii/Metodologicheskie-podhody-k-issledovaniu-problem-v-oblasti-professionalnoi-pedagogiki-Elektronnyi-resurs-monografiya-68113.
Сигал 2013 - Сигал Н.Г. Реализация инклюзивного образования за рубежом // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2013. № 12. С. 97-103. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=21079955.
Скамьянова 2015 - Скамьянова Т.Ю. Адаптированные педагогические технологии // European Social Science Journal. 2015. № 7. С. 261-266. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24355084.
Шац, Калягин, Овчинникова 2016 - Шац И.К., Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Философские основы здоровьесберегающей педагогики // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2016. № 4-2. С. 316-319. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28351622.
References
Ainscow 2006 - Ainscow M., Kaplan I. (2006) Using evidence to encourage inclusive school development: Possibilities and challenges. Australasian Journal of Special Education, vol. 29, issue 2, pp. 106-116. DOI: http://dx.doi. org/10.1080/1030011050290203.
Aismontas 2013 -AismontasB.B. (2013) Psychological and pedagogical foundations for teaching students with disabilities at the university: reader for teachers of higher professional education working with students with disabilities. Moscow: MGPPU, 334 p. Available at: https://kemsu.ru/upload/education/inclusive-education/inklyuzivnoe_obrazovanie_ studentov_s_invalidnostjyu_i_ovz.pdf. (In Russ.)
Vishnyakova 2017 - Vishnyakova E.A. (2017) Adapted educational program for students with disabilities as a means of inclusive process implementing in the educational organization. Regional'noe obrazovanie: sovremennye tendentsii, no. 3 (33), pp. 70-74. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30781110. (In Russ.)
Vaganova, Popkova, Stepina, Maksimova 2020 - Vaganova O.I., Popkova A.A., Stepina N. V., Maksimova K.A. (2020) Digitalization as a leading trend in the development of modern education. Baltic Humanitarian Journal, vol. 9, no. 2 (31), pp. 146-148. DOI: http://doi.org/10.26140/bgz3-2020-0902-0037. (In Russ.)
Dmitrieva 2020 - Dmitrieva D.S. (2020) Retrospective analysis of ideas on inclusive education in the theory and practice of the educational process. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, no. 69-2, pp. 69-74. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44555098. (In Russ.)
Maslova 2017 - Maslova E.P. (2017) Monitoring of the quality of teacher training for work in inclusive education.
Konferentsium ASOU: sbornik nauchnykh trudov i materialov nauchno-prakticheskikh konferentsii, no. 2, pp. 12561260. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30771785. (In Russ.)
Rudneva, Levchenko, Solovova, Strekalova 2017 - Rudneva T.I., Levchenko V.V., Solovova N. V., Strekalova N.B. (2017) Methodological approaches to the study of problems in the field of professional pedagogy. Samara: Samarskii universitet, 2013, 164 p. Available at: http://repo.ssau.ru/handle/Monografii/Metodologicheskie-podhody-k-issledovaniu-problem-v-oblasti-professionalnoi-pedagogiki-Elektronnyi-resurs-monografiya-68113. (In Russ.)
Seagal 2013 - Sigul N.G. (2013) Implementation of the inclusive education abroad. Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University, no. 12, pp. 97-103. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21079955. (In Russ.)
Skamyanova 2015 - Skamyanova T.U. (2015) Adopted educational technology. European Social Science Journal, no. 7, pp. 261-266. (In Russ.)
Shats, Kalyagin, Ovchinnikova 2016 - ShatsI.K., Kalyagin V.A., Ovchinnikova T.S. (2016) Philosophical basics of health saving pedagogics. Pushkin Leningrad State University, no. 4-2, pp. 316-319. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=28351622. (In Russ.)