Научная статья на тему 'Структура электронного учебно-методического комплекса по дисциплине для студентов заочной формы обучения (с элементами дистанционного обучения)'

Структура электронного учебно-методического комплекса по дисциплине для студентов заочной формы обучения (с элементами дистанционного обучения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Марина Викторовна, Степанова Ирина Петровна, Конева Ирина Владимировна, Пономарева Наталья Александровна

Статья посвящена проблеме совершенствования структуры учебно-методических комплексов по дисциплине для заочной формы обучения (с элементами дистанционного обучения) в высшей школе. Предложен рекомендуемый перечень компонентов электронного учебно-методического комплекса по дисциплине для преподавателей и для студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Марина Викторовна, Степанова Ирина Петровна, Конева Ирина Владимировна, Пономарева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of the electronic educational methodical complex for the part-time students (with the distant form)

The article describes the problem of the important of structures of the educational methodical complex for the part-time educational form with the distant elements at high education. The recommended list of the electronic educational methodical complex of the subject for the teachers and students is given.

Текст научной работы на тему «Структура электронного учебно-методического комплекса по дисциплине для студентов заочной формы обучения (с элементами дистанционного обучения)»

10. Из 1 т отходов деревообработки (опилки, стружки и т.д.) сухой хвойной древесины получают примерно 44 кг кормовых дрожжей. Сколько получится кормовых дрожжей из 6,2 т подобных отходов древесины:

а) 150 кг;

б) 184,5 кг;

в) 302,6 кг;

г) 272,8 кг.

БОНДАРЕВСКАЯ Ирина Николаевна, аспирант ОмГПУ, преподаватель колледжа предпринимательства и права.

ГРИГОРЬЕВ Аркадий Иванович, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой экологии и природопользования ОмГПУ.

Статья поступила в редакцию 13.11.06 г. © Бондаревская И. Н., Григорьев А. И.

УДК004:378.147

М.В.ГРИГОРЬЕВА И.П.СТЕПАНОВА И.В.КОНЕВА Н.А.ПОНОМАРЕВА

Омскийгосударственный аграрныйуниверситет

СТРУКТУРАЭЛЕКТРОННОГО

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГОКОМПЛЕКСА

ПОДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯСТУДЕНТОВ

ЗАОЧНОЙФОРМЫОБУЧЕНИЯ

(СЭЛЕМЕНТАМИДИСТАНЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ)_

Статья посвящена проблеме совершенствования структуры учебно-методических комплексов по дисциплине для заочной формы обучения (с элементами дистанционного обучения) в высшей школе. Предложен рекомендуемый перечень компонентов электронного учебно-методического комплекса по дисциплине для преподавателей и для студентов.

Сегодняшняя реальность требует интеграции образовательного процесса и новейших технологий. В особенности это касается таких форм обучения, где обучающиеся отдалены в пространстве и имеют возможность поддерживать диалог с преподавателем с помощью средств коммуникации — заочного и дистанционного. Эти обе формы базируются на принципе самостоятельного обучения студентов. В настоящее время наблюдается тенденция к разделению понятий "дистанционное обучение" и "заочное обучение", согласно которой за дистанционным обучением закрепляется значение "обучение на основе использования новейших средств информационных технологий", таких, как компьютерные телекоммуникации, интерактивное видео, интерактивное телевидение, мультимедиа.

Наличие современного качественного методического обеспечения, предполагающего использование новых информационных технологий в процессе обучения, необходимо для эффективного осуществления заочного и дистанционного обучения в вузе. В настоящее время методическое обеспечение дисциплины формируется как правило в форме учебно-методического комплекса.

В современной литературе учебно-методический комплекс дисциплины (далее УМКД) определяется как:

— система дидактических средств обучения по конкретному предмету, созданная в целях наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач, служащих всестороннему развитию личности учащегося (Д.Д.Зуев);

— комплексное методическое обеспечение учебного процесса и средство для преподавателя, мастера производственного обучения (С.Я. Батышев);

— средство учебно-методического обеспечения образовательного процесса с целью повышения его качества (Т.И. Анненкова);

— совокупность учебно-методических документов, призванных обеспечить организационную и содержательную целостность системы, методов и средств обучения по каждой дисциплине.

Как уже было отмечено, целью УМКД является повышение эффективности и качества образовательного процесса путем улучшения методического обеспечения дисциплины. При этом УМКД позволяет решить следующие задачи:

. систематизировать содержание дисциплины с учетом достижений науки, техники, производства;

• правильно планировать и организовывать самостоятельную работу и контроль знаний студентов;

• улучшить методическое обеспечение дисциплины;

• внедрять инновационные образовательные технологии, активные методы обучения;

• оказывать студентам методическую помощь в усвоении учебного материала;

• оказывать помощь преподавателям в совершенствовании педагогического мастерства.

УМКД разрабатываются на основе утвержденных в установленном порядке Государственных образовательных стандартов, типовых учебных планов и программ учебных дисциплин, а также нормативных документов Министерства образования и науки РФ по вопросам организации учебно-воспитательного процесса.

Конкретная структура, содержание и формы составления УМКД определяются учебно-методической комиссией специальности на основе указаний, нормативных документов Министерства образования и науки РФ по вопросам организации учебно-воспитательного процесса и с учетом сложившихся традиций вуза, а также появляющихся инновационных методических концепций преподавания дисциплин.

УМКД разрабатывается преподавателем, обеспечивающим преподавание дисциплины. Структура и содержание УМКД имеют важное значение во многих отношениях в образовательном процессе. Под структурой УМКД мы понимаем перечень документов и учебно-методических материалов, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации обучения по дисциплине. Реальный образовательный процесс динамичен и понимается как взаимодействие обучающих и обучаемых, направленное на достижение образовательных целей, формирование профессионально важных знаний, умений, навыков. Следовательно, в нем необходимо комплексно обеспечивать дидактическую деятельность педагогов и учебно-познавательную работу студентов. Поэтому мы согласны с тем, что сущность, структуру и содержание УМКД следует рассматривать с позиции и преподавателя, и студентов. В связи с чем рекомендуем УМКД представлять в виде двух вариантов — для преподавателя и для студентов.

УМКД должны быть доступны каждому преподавателю, широко использоваться в учебном процессе, регулярно обсуждаться на методических семинарах кафедры, постоянно обновляться и совершенствоваться. В связи с чем ясна целесообразность электронного варианта УМКД.

В настоящее время исследователями уточняются структурные компоненты УМКД. В своем большинстве они сходны. При этом в зависимости от особенностей учебного предмета и формы обучения, в УМКД могут присутствовать или отсутствовать отдельные его компоненты.

Обобщая мнения различных исследователей по проблеме создания УМКД для различных дисциплин, пришли к выводу о том, что УМКД для преподавателя должен включать следующий комплект документов и учебно-методических материалов:

1. Программа дисциплины: примерная или авторская.

2. Рабочая программа дисциплины (текущий вариант) с обязательными приложениями.

3. Структурно-логические связи дисциплины с другими науками (пример схемы структурно-логических связей курса неорганической и аналитичес-

кой химии с другими дисциплинами для студентов специальности «Ветеринария» представлен на рисунке).

4. Информационные источники: учебники, тексты лекций, практикумы, справочники, словари, электронные учебные пособия. Список дополнительной литературы. Сведения об обеспеченности студентов учебной и методической литературой.

5. Методические разработки указывающие на средства и методы обучения по всем видам занятий: методические разработки к лабораторным занятиям, методические разработки к семинарским занятиям, программы коллоквиумов и семинаров, методические разработки (указания, рекомендации) по учебной практике, методические разработки по выполнению курсовых работ (проектов), методические разработки по выполнению ВАРС.

6. Компьютерные программы и рекомендации по их использованию.

7. Задания контрольных работ и рекомендации по их выполнению студентами-заочниками.

8. Контрольно-оценочные материалы (приоритетная форма — тестовая): входного контроля, рубежного (текущего) контроля, остаточных знаний, итогового контроля (экзаменационные вопросы, комплект экзаменационных билетов, карточки с заданиями и задачами, тестовые задания и ключи к ним, вопросы к зачету).

9. Критерии (методика) оценки знаний: традиционная или балльно-рейтинговая.

10. Перечень с кратким содержанием наглядных пособий по темам: плакаты, стенды, слайды, фильмы, муляжи, макеты, приборы, фотографии, рисунки, видео- и аудиоматериалы.

11. Образцы всех принятых фиксированных видов ВАРС.

12. Перечень мероприятий, предусмотренных в планах организации научно-исследовательской работы студентов. Подборка материалов НИРС, выполненных по дисциплине (рефераты, отчеты по НИРС, статьи).

13. Словарь терминов по дисциплине. Часто задаваемые вопросы и ответы на них.

14. Методические материалы для преподавателя: основанные на традиционных средствах и методах или инновационных образовательных технологиях (активные методы обучения, деловые игры, технология работы с информационным текстом, технология направляющего текста, технология дидактических задач и др.). Авторские методические разработки по наиболее сложным темам дисциплины.

УМКД для студентов должен включать следующий комплектдокументов:

1. Обращение к студентам, включающее краткую информацию об учебной дисциплине и руководство (методические указания) по её изучению. Рекомендации по работе с УМКД в целом и с каждым из его компонентов в отдельности.

2. Структурно-логические связи дисциплины с другими науками (пример схемы структурно-логических связей курса неорганической и аналитической химии с другими дисциплинами для студентов специальности «Ветеринария» представлен на рисунке).

3. Программа дисциплины: примерная или авторская.

4. Рабочая программа дисциплины (текущий вариант) с обязательными приложениями.

5. Информационные источники: перечень учебников, тексты лекций, практикумы, справочники,

Рис. Схема структурно-логических связей курса неорганической и аналитической химии с другими дисциплинами

словари, электронные учебные пособия. Список дополнительной литературы.

6. Методические разработки по всем видам занятий: методические разработки к лабораторным занятиям, методические разработки к практическим занятиям, программы коллоквиумов и семинаров, методические разработки (указания, рекомендации) по учебной практике, методические разработки по выполнению курсовых работ (проектов), методические разработки по выполнению внеаудиторной работы студентов (ВАРС), типовые задания и задачи с решениями.

7. Компьютерные программы и рекомендации по их использованию.

8. Задания контрольных работ и рекомендации по их выполнению.

9. Контрольно-оценочные материалы (приоритетная форма — тестовая): вопросы и задания итогового контроля (для зачетов и экзаменов), примеры заданий входного контроля, рубежного (текущего) контроля, остаточных знаний.

10. Критерии (методика) оценки знаний: традиционная или балльно-рейтинговая.

11. Образцы всех принятых фиксированных видов ВАРС.

12. Подборка материалов НИРС, выполненных по дисциплине (рефераты, статьи).

13. Словарь терминов по дисциплине. Часто задаваемые вопросы и ответы на них.

В заключение можно сделать следующие выводы:

1. В системе заочного (и дистанционного) образования весьма высоко значение учебно-методического обеспечения дисциплины, на современном этапе развития, как правило, представленное в виде УМКД.

2. Электронный вариант УМКД для заочной формы обучения (с элементами дистанционного обучения) в высшей школе представляет собой систему нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, отвечающую современной действительности и необходимую для осуществления качественного обучения по дисциплине, основанного на преимущественно самостоятельной работе студентов.

3. Электронный УМКД для заочной формы обучения (с элементами дистанционного обучения) мы рекомендуем представлять для преподавателей и для студентов в виде двух вариантов, имеющих нетождественный состав. Электронный УМКД для студентов предназначен для свободного пользования студентами-заочниками. Электронный УМКД для преподавателей предназначен для пользования преподавателями, обмена опытом, совершенствования педагогического мастерства и другой педагогической, дидактической и методической работы.

4. Современные, содержательные, несложные в использовании электронные УМКД являются благоприятным фактором для осуществления качествен-

ного заочного обучения (с элементами дистанционного обучения).

ГРИГОРЬЕВА Марина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии. СТЕПАНОВА Ирина Петровна, доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой химии.

КОНЕВА Ирина Владимировна, кандидат биологических наук, доцент кафедры химии. ПОНОМАРЕВА Наталья Александровна, кандидат биологических наук, доцент кафедры химии.

Статья поступила в редакцию 19.12.06 г. © Григорьева М. В., Степанова И. П., Конева И. В., Пономарева Н. А.

Книжная полка

Сазыкин Ю. О., Орехов С. Н., Чакалёва И. И. Биотехнология: учеб. пособие: Рекомендовано УМО / Под ред. А. В. Катлинского. — М.: ИЦ «Академия», 2007. — 256 с.

В учебном пособии рассмотрены основные объекты биотехнологии, способы их создания и совершенствования методами клеточной и генетической инженерии, возможности интенсификации биотехнологического производства методами инженерной энзимологии. Особое внимание уделено проблемам кри-нинга биотехнологических препаратов на основе данных геномики, протеомики и биоинформатики, перспективам сочетания методов биосинтеза и органического синтеза при создании новых лекарственных средств. Даны сведения о промышленном производстве аминокислот, стероидов, антибиотиков, иммунобиопрепа-ратов, ферментов медицинского происхождения и других биотехнологических препаратов. Приведен краткий терминологический словарь.

Для студентов учреждений высшего фармацевтического профессионального образования

Винокуров В. Н., Еремин Н. В. Система машин в лесном хозяйстве: учебник:: Допущено Минобразованием России / Под ред. В. Н. Винокурова. — М.: ИЦ «Академия», 2007. — 320 с.

В учебнике рассмотрены основные положения системы машин с учетом особенностей лесохозяйствен-ного производства, принципы зональности применения средств механизации, технологические процессы производства основных лесохозяйственных работ и технологические комплексы машин. Освещены вопросы теории и практики комплектования лесохозяйственных агрегатов, составляющих систему машин; энергетические средства системы машин в лесном хозяйстве; способы определения потребности в агрегатах; организационные формы использования техники, входящей в систему машин; критерии оценки эффективности системы машин.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования.

Колбовский Е. Ю. Ландшафтоведение: учеб. пособие: Рекомендовано УМО. — М.: ИЦ «Академия», 2007. — 480 с.

В учебном пособии на примере типичных биогеоценозов лесной зоны рассматривается классическая теория морфологии ландшафтной оболочки Земли. Анализируются особенности строения, типологии, динамики и функционирования плакорных (водораздельных), болотных и долинно-речных ландшафтов Русской равнины. Приводится подробный алгоритм ландшафтного картографирования. Впервые приводится обзор истории антропогенизации и оформления культурных ландшафтов российского Центра и Севера. Характеризуются проблемы экологии ландшафтов, связанные с сельскохозяйственным и ресурсным (лесным) природопользованием. Раскрыта специфика городских ландшафтов.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.