Научная статья на тему 'Дидактические принципы разработки учебно-методического комплекса дисциплины «Строительные машины и оборудование» для специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»'

Дидактические принципы разработки учебно-методического комплекса дисциплины «Строительные машины и оборудование» для специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева С. В., Хаматнурова Е. Н.

В статье рассматриваются дидактические принципы разработки учебно-методических комплексов дисциплин в системе среднего профессионального образования. Основная цель исследования выявить ведущие дидактические принципы обучения для специальных дисциплин подготовки техников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева С. В., Хаматнурова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC PRINCIPLES OF DEVELOPING TEACHING MATERIALS FOR THE DISCIPLINE «CONSTRUCTION MACHINERY AND EQUIPMENT» FOR SPECIALTY «CONSTRUCTION AND OPERATION OF BUILDINGS AND STRUCTURES»

This article discusses the didactic principles of developing teaching materials in the system of secondary professional education. The main objective of the study is to elicit the main principles of training for special subjects of the preparation for technicians.

Текст научной работы на тему «Дидактические принципы разработки учебно-методического комплекса дисциплины «Строительные машины и оборудование» для специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»»

3. Голиков Н. А. Социально-психологическое сопровождение деятельности педагога: условия, способы, технологии реализации // Вестник Тюменского государственного университета. 2004. № 2. С. 210-219

4. Стародубцева Е. В. Консультационное сопровождение инновационной деятельности педагогов как фактор профессионального развития // Образование и саморазвитие. 2011. Т. 5. № 27. С. 42-47

5. Снегурова В. И. Проектирование системы методического сопровождения сетевого учителя как подсистемы дистанционного обучения математике // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 10. С. 68-75.

6. Бережнова Л. Н., Богословский В. И. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. № 12. С. 109-122.

7. Адольф В. А., Ильина Н. Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / Агентство образования администрации Красноярского края, Красноярского краевого ин-та повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования. Красноярск: Поликом, 2007. 190 с.

8. Земскова Г. М. Модель методического сопровождения профессионально деятельности педагогов в условиях информатизации образования // Методист. 2011. № 9. С. 42-48.

УДК 372.8

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ «СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»

В статье рассматриваются дидактические принципы разработки учебно-методических комплексов дисциплин в системе среднего профессионального образования. Основная цель исследования - выявить ведущие дидактические принципы обучения для специальных дисциплин подготовки техников.

Ключевые слова: дидактические принципы, учебно-методический комплекс.

В соответствии с Федеральным законом № 309-Ф3 от 1 декабря 2007 г. «в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обя-

9. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: монография / М. Н. Певзне, О. М. Зайченко, В. О. Букетов и др.; под ред. М. Н. Певзнера; НовГУ им. Ярослава Мудрого; Ин-т образовательного маркетинга и кадровых ресурсов. Новгород, 2002. 316 с.

10. Винтер Е. И. Вопросы организационно-стимули-рующего сопровождения профессионально-творческой подготовки будущих специалистов // Высшее образование сегодня. 2008. № 8. С. 64-66.

11. Бичерова Е. Н. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога // Начальная школа плюс до и после. 2008. № 3. С. 94-96

12. Тасмуханова А. Д. Психолого-педагогические условия личностно-профессионального развития педагога в системе повышения квалификации // Интеграция образования. 2009. № 4. С. 94-97.

13. Тарита Л. Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в управлении районной образовательной системой: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб. 2000. 21 с.

14. Казакова Е. И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход): дис. ... д-ра педагог. наук. СПб, 1995. 390 с.

© Брицкая Е. О., 2014

С. В. Дмитриева, Е. Н. Хаматнурова S. V. Dmitrieva, E. N. Khamatnurova

DIDACTIC PRINCIPLES

OF DEVELOPING TEACHING MATERIALS FOR THE DISCIPLINE «CONSTRUCTION MACHINERY AND EQUIPMENT» FOR SPECIALTY «CONSTRUCTION AND OPERATION OF BUILDINGS AND STRUCTURES»

This article discusses the didactic principles of developing teaching materials in the system of secondary professional education. The main objective of the study is to elicit the main principles of training for special subjects of the preparation for technicians.

Key words: didactic principles, teaching materials.

зательных при реализации основных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [1].

Федеральные государственные образовательные стандарты должны соответствовать следующим положениям: 1) обеспечивать целостность образовательного пространства Российской Федерации; 2) сохранять преемственность основных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

Появление Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) третьего поколения вызвано следующими причинами:

1) потребностью привести в соотношении образовательную программу с международными требованиями Болонских соглашений;

2) четкими реалиями, интересами и потребностями современной России.

ФГОС существенно отличаются от своих предшественников. Главное отличие ФГОС от ГОС в том, что в нём в первую очередь предъявлены требования к результатам освоения основных образовательных программ (ООП): ФГОС устанавливают обязательность разработки ком-петентностно-ориентированных образовательных и учебных программ, последствиями освоения которых должно быть развитие у обучающихся требуемых общекультурных и профессиональных компетенций.

Опираясь на исследования по стандартизации образования, можно выделить, что к главным переменам ФГОС третьего поколения относится:

1. Изменение процесса принятия стандартов.

2. Смена знаниевой модели на компетентностную, в дополнение к деятельности «понимать», «знать», «уметь» добавлены профессиональные действия, основанные на компетентностном подходе.

3. Корректировка формы обучения.

4. Внесение изменения в минимум содержания основной образовательной программы: сокращен список обязательных к изучению предметов, обязательным для изучения являются курсы психологического общения и безопасности жизнедеятельности.

5. К основным видам деятельности выпускника добавлены основные виды профессиональной деятельности.

6. Обучение предложено по циклам с одновременным представлением в рамках одного стандарта базового и повышенного уровней.

7. Изменены требования к основной профессиональной образовательной программе, педагогическим кадрам, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению.

8. Изменены формы итоговой аттестации обучающихся и выпускников.

9. Увеличен перечень кабинетов, мастерских, лабораторий, к перечню добавлены полигоны, студии, читальные залы.

Разработка учебно-методического комплекса (УМК) на основе современного стандарта, несомненно, трудоемкий процесс, требующий от разработчика определенных знаний и опыта. В связи с чем, во многих учебных заведения проводятся методические обучающие семинары по разработке учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД).

Цель УМКД - обеспечение высококачественной подготовки специалистов.

УМК выполняет следующие функции:

- организационно-плановую - представление полной информации по срокам и видам учебных работ, текущего и промежуточного контроля по конкретной дисциплине для студента и преподавателя;

- информационно-обучающую - представление полного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по конкретной дисциплине для студента и преподавателя;

- образовательно-ресурсную - обеспечение образовательной среды по направлению (специальности) и уровню подготовки;

- контрольно-диагностическую - включение в УМК материалов, регламентирующих систему критериев и средств оценки степени достижения обучающимся утвержденных целей курса (заявленных компетенций).

Основой одного из таких семинаров может стать изучение дидактических принципов разработки УМК.

Дидактические принципы - это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах. Они возникают на основе исторического опыта и формулируются в результате научного исследования учебного процесса в его многообразных проявлениях [2].

Известные отечественные педагоги П. И. Пидкаси-стый, Т. И. Шамова, Л. В. Занков, А. А. Кирсанов и др., особое внимание уделяли таким дидактическим принципам, как:

- научность - формирование у студентов научного мировоззрения на основе представлений об общих и специальных методах научного познания;

- доступность - данный принцип требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей студентов, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок, негативно сказывающихся на физическом и психическом здоровье студентов;

- наглядность - привлечение к восприятию всех органов чувств студентов, понимание изучаемых объектов, их моделей или макетов и их личное наблюдение;

- комплексность и гибкость - полное, комплексное обеспечение самостоятельной образовательной деятельности студента с возможностью самостоятельного формирования своего образовательного маршрута;

- системность и последовательность - усвоение знаний, умений и навыков формируется в системе, в определенном порядке, когда каждое звено логически связывалось с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового;

- прочность усвоения знаний - полное осмысление приобретенных знаний, учебного материала студентом при четком понимании всех целей и задач образовательной деятельности;

- целостность - единство установления обучающих, воспитательных и развивающих целей образовательного процесса.

Не отвергая традиционную систему, сформулированы современные дидактические принципы высшей и средней школы следующим образом:

- развивающее и воспитывающее обучение;

- научность и доступность, посильная трудность;

- сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя;

- наглядность и развитие теоретического мышления;

- системность и систематичность обучения;

- переход от обучения к самообразованию;

- связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности;

- прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся;

- положительный эмоциональный фон обучения;

- коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся;

- гуманизация и гуманитаризация обучения;

- компьютеризация обучения;

- интегративность обучения, учет межпредметных связей;

- инновативность обучения [3].

Однако применимость тех или иных дидактических принципов определяется содержанием и спецификой преподаваемой дисциплины.

Для специальных дисциплин подготовки техников по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» на первый план будут выступать следующие принципы:

- переход от обучения к самообразованию;

- связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности;

- компьютеризация обучения;

- интегративность обучения, учет межпредметных связей;

- инновативность обучения.

УМКД разрабатывается преподавателем или коллективом преподавателей предметно-цикловой комиссии, обеспечивающей чтение дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальности.

Руководствуясь обозначенными выше дидактическими принципами разрабатывается УМКД, основные положения которого опишем далее.

Учебная дисциплина «Строительные машины и оборудование» входит в обязательную часть профессионального цикла общепрофессиональных дисциплин ФГОС по специальности СПО 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Предшествующими дисциплинами являются: «Инженерные сети и оборудование территории, зданий и стройплощадок», «Теплогазоснаб-жение с основами теплотехники», «Водоснабжение и во-доотведение с основами гидравлики», «Охрана труда», «Строительные конструкции». Знания и умения, полученные при изучении дисциплины «Строительные машины и оборудование», могут быть использованы при изучении МКД.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Задачи освоения учебной дисциплины:

- изучение видов, устройства и принципа работы машин и оборудования при выполнении работ нулевого цикла;

- изучение способов автоматизации машин для выполнения работ нулевого цикла;

- изучение видов, устройства и принципа работы машин и оборудования при выполнении строительно-монтажных работ;

- изучение способов автоматизации строительно-монтажных машин;

- приобретение умения и навыков чтения спецификаций и другой конструкторской документации.

Таблица 1

Оценка результатов освоения учебной дисциплины

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы1 и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать: - технические возможности использования строительных машин и оборудования; - основные сведения о деталях строительных машин, об их общем устройстве и процессе работы; - рациональное применение строительные машин и средств малой механизации; - правила эксплуатации строительных машин и оборудования; - правила по безопасному ведению работ и защите окружающей среды Текущий контроль: - индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий. Промежуточный контроль: - в виде бланочных тестов по разделам дисциплины. Итоговый контроль: - дифференцированный зачёт, - экзамен

Уметь: - вести исполнительную документацию на объекте; - разделять машины и средства малой механизации по типам, назначению, видам выполняемых работ; - использовать ресурсно-сберегающие технологии при организации строительного производства Текущий контроль: - индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий. Промежуточный контроль: - в виде бланочных тестов по разделам дисциплины. Итоговый контроль: - дифференцированный зачёт, - экзамен

Любой принцип обучения реализовывает свойственную ему дидактическую функцию. А значит, нельзя сопоставлять принципы обучения по уровню их важности. Разумным здесь является системный подход к пониманию взаимосвязи и взаимообусловленности всех принципов обучения [4].

Завершая рассмотрение принципов обучения, необходимо особо подчеркнуть, что только их совокупность обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств и форм обучения. Недопустима гиперболизация того или иного принципа, так как это обо-

Таблица 2

Контроль и оценка результатов освоения общекультурных компетенций

Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Демонстрация интереса к будущей профессии: - участие в олимпиадах, научно-практических конференциях Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения дисциплины, результаты участия в олимпиадах и научно-практических конференциях

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Выбор и применение эффективных методов и способов решения поставленных задач в рамках изучаемой дисциплины Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения дисциплины

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Успешное решение стандартных и нестандартных задач в области изучаемой дисциплины Мониторинг и рейтинг выполнения заданий на практических занятиях в ходе изучения дисциплины

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Умение получать необходимую информацию с использованием различных источников, включая электронные Подготовка индивидуальных заданий

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Качественное оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ. Применение профессиональных программ при решении учебных задач Подготовка индивидуальных заданий, выполнение отчётов по практическим занятиям

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Умение работать в команде. Наличие лидерских качеств Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения дисциплины. Работа в группах (практические занятия)

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий Проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий. Самоанализ и коррекция результатов собственной работы Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения дисциплины. Работа в группах (практические занятия)

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Организация самостоятельных занятий при изучении дисциплины. Уровень социальной зрелости Контроль выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Анализ инноваций в области разработки технологических процессов при выполнении рефератов, докладов и индивидуальных заданий. Практическая направленность в работах обучающихся Защита отчетов по практическим занятиям. Участие в учебно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) Соблюдение техники безопасности. Выполнение правил внутреннего распорядка. Применение полученных знаний и умений при выполнении поставленных задач Наблюдение за дисциплиной на занятиях. Мониторинг успеваемости на занятиях. Анализ своевременности выполнения заданий. Соблюдение правил техники безопасности при выполнении практических занятий

Таблица 3

Контроль и оценка результатов освоения профессиональных компетенций

Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Организовывать и выполнять подготовительные работы на строительной площадке Владение полной информацией о подготовительных работах на строительной площадке, грамотное составление поэтапной подготовительной работы на строительной площадке Защита отчётов по практическим занятиям. Бланочное тестирование по окончании изучения разделов дисциплины

ПК 2.2. Организовывать и выполнять строительно-монтажные, ремонтные работы и работы по реконструкции строительных объектов Знание строительных норм и правил, организация рабочего места, организация и выполнение работ изложены правильно, в полном объеме, в соответствии СНИП Защита отчётов по практическим занятиям. Бланочное тестирование по окончании изучения разделов дисциплины

ПК 2.3. Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и расхода материальных ресурсов Качество выполнения работ, определение качества выполнения работ и устранение недочетов в соответствии с техническими условиями, правильность проведения ор-ганолептической оценки качества сырья и продукции в соответствии с требованиями к качеству, правильно подобрать оборудование в соответствии с технологическим процессом Защита отчётов по практическим занятиям. Бланочное тестирование по окончании изучения разделов дисциплины

ПК 2.4. Осуществлять мероприятия по контролю качества выполняемых работ Производить правильный контроль выполненных строительно-монтажных работ, техническье обслуживание и ремонт механизмов в соответствии с техническими условиями, соблюдение требований безопасности труда, соблюдение последовательности приемов и технологических операций простой и средней сложности Контроль своевременности сдачи отчетов по практическим занятиям. Работа в группах (практические занятия)

рачивается снижением эффективности решения одних образовательных задач за счет других.

1. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». URL: http://www. consultant.ru/law/hotdocs/3340.html

2. Словарь-справочник по педагогической психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001. 128 с.

3. Хуторской А. В. Современная дидактика: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 2007. 639 с

4. Характеристика принципов дидактики. URL: http:// www.yaunikum.ru/342-xarakteristika-principov-didaktiki.html

© Дмитриева С. В., Хаматнурова Е. Н., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.