Научная статья на тему 'Структура экологической компетентности будущих учителей начальных классов: когнитивный компонент '

Структура экологической компетентности будущих учителей начальных классов: когнитивный компонент Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическая компетентность педагога / структура компетентности / когнитивный компонент / методика преподавания / диагностика образовательных результатов / environmental competence of a teacher / the competence structure / a cognitive component / teaching methods / diagnostics of educational results

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Елена Викторовна

В статье рассматривается актуальная проблема формирования экологической компетентности будущих учителей начальных классов в процессе профессионального образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». Особое внимание уделено описанию и диагностике когнитивного компонента данной компетентности, который рассматривается авторами в качестве базового, на основе развития которого в дальнейшем производится закономерная надстройка всех остальных компонентов профессиональноличностных характеристик экологической компетентности будущих педагогов. Описаны средства оценивания сформированности когнитивного компонента, а также результаты эксперимента, реализованного на базе Института педагогики Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of the environmental competence of pre-service primary school teachers: a cognitive component

This article discusses the acute issue of forming the environmental competence of pre-service primary school teachers in the process of vocational education pursuing a bachelor’s degree in 44.03.05 "Pedagogical education (with two training profiles)". Special attention is paid to the description and diagnostics of the cognitive component of this competence which is considered by the authors as the basic one, on the basis of the development of which a regular superstructure of all other components of professional and personal characteristics of the environmental competence of future teachers is made hereinafter. The means of assessing the formation of the cognitive component are described as well as the results of an experiment implemented on the basis of the Institute of Pedagogy of Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky.

Текст научной работы на тему «Структура экологической компетентности будущих учителей начальных классов: когнитивный компонент »

► СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

УДК 371.13 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-251-259

ББК 74.489.83

СТРУКТУРА

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

THE STRUCTURE OF THE ENVIRONMENTAL COMPETENCE OF PRE-SERVICE PRIMARY SCHOOL TEACHERS: A COGNITIVE COMPONENT

Авдеева Елена Викторовна

Аспирант, ФГБОУ ВО Калужский

государственный университет им.

К. Э. Циолковского; учитель, МБОУ «Лицей

№ 9», г. Калуга

E-mail: eva.kspu@mail.ru

Avdeeva Elena V.

PhD postgraduate student, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky; teacher at "Lyceum No. 9", Kaluga E-mail: eva.kspu@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема формирования экологической компетентности будущих учителей начальных классов в процессе профессионального образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». Особое внимание уделено описанию и диагностике когнитивного компонента данной компетентности, который рассматривается авторами в качестве базового, на основе развития которого в дальнейшем производится закономерная надстройка всех

Abstract. This article discusses the acute issue of forming the environmental competence of pre-service primary school teachers in the process of vocational education pursuing a bachelor's degree in 44.03.05 "Pedagogical education (with two training profiles)". Special attention is paid to the description and diagnostics of the cognitive component of this competence which is considered by the authors as the basic one, on the basis of the development of which a regular superstructure of all other components of professional and personal

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Авдеева Е. В., 2023

остальных компонентов профессионально-личностных характеристик экологической компетентности будущих педагогов. Описаны средства оценивания сформированности когнитивного компонента, а также результаты эксперимента, реализованного на базе Института педагогики Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского.

characteristics of the environmental competence of future teachers is made hereinafter. The means of assessing the formation of the cognitive component are described as well as the results of an experiment implemented on the basis of the Institute of Pedagogy of Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky.

Ключевые слова: экологическая компетентность педагога, структура компетентности, когнитивный компонент, методика преподавания, диагностика образовательных результатов.

Keywords: environmental competence of a teacher, the competence structure, a cognitive component, teaching methods, diagnostics of educational results.

Для цитирования: Авдеева Е. В. Структура экологической компетентности будущих учителей начальных классов: когнитивный компонент // Проблемы современного образования. 2023. № 5. С. 251-259. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-251-259.

Cite as: Avdeeva E. V. The structure of the environmental competence of pre-service primary school teachers: a cognitive component. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 5, pp. 251-259. DOI: 10.31862/2218-87112023-5-251-259.

В течение последних десятилетий в мире происходят процессы интенсивного развития науки и техники. Это неизбежно приводит к эволюции в системе образования. В современном мировом поликультурном обществе ключевыми стратегиями образования становятся: цифровизация, фундаментализация, гуманизация, гуманитаризация, акмеологизация, стандартизация, диверсификация, экологизация, инновационность, интегративность, многоуровневость, непрерывность, опора на культурные и духовно-нравственные ценности своего народа, а также на цели устойчивого развития человечества [1, с. 15].

Реализация данных стратегических направлений в Российской Федерации приводит к динамике целей и результатов в системе профессионального образования в направлении от подготовки квалифицированных специалистов к формированию системы компетенций, которая в процессе дальнейшего развития в системе непрерывного образования должна стать фундаментом для становления человеческого капитала, ключевыми составляющими которого являются накопленные знания, синергия, ментальность [2, с. 41; 3, с. 7] (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение результатов образования

Понятие «экологическая компетентность» как психолого-педагогическая категория находится в развитии и обновляется в зависимости от уровня развития взаимоотношений человека, природы и общества. В последнее десятилетие в системе высшего педагогического образования экологическая компетентность (далее - ЭК) многими учеными рассматривается, с одной стороны, как элемент профессиональной подготовки педагога, с другой - как индивидуальная, личностная характеристика [4, с. 255].

Также стоит отметить отсутствие данной компетенции в перечне компетенций, предусмотренных стандартом ФГОС ВО 3++ у бакалавров педагогического образования, но при этом при проектировании содержания образования в вузе она может быть включена в группу профессиональных компетенций, формируемых при освоении ряда дисциплин.

Мы рассматриваем эколого-педагогическую компетентность как компонент профессиональной компетентности педагога, интегративное качество личности, дающее возможность осуществлять практическую деятельность с позиций ее экологической целесообразности, а также способность и готовность осуществлять экологическое обучение, воспитание и просвещение в процессе профессиональной деятельности, создавая при этом условия для саморазвития и развития субъектов педагогического взаимодействия.

В структуре ЭК будущего учителя начальных классов нами выделены следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный, практико-деятельностный, конативно-рефлексивный (рис. 2). Критериями сформированности данных компонентов выступает степень их развития, которую можно диагностировать рядом существующих психолого-педагогических методов (методик), а также на основании оценочных средств - дескрипторов компетенций, созданных разработчиками рабочих программ дисциплин [5, с. 112].

Когнитивный компонент включает в себя систему экологических понятий, знаний теорий, законов и закономерностей функционирования и взаимосвязи природных систем различных уровней существования, правил безопасного поведения и здорового образа жизни, а также знания теории и методики экологического обучения и воспитания младших школьников в контексте идей устойчивого развития.

Рис. 2. Структура экологической компетентности педагогов

Развитие когнитивного компонента приводит к формированию субъективного отношения к природе, формированию системного мышления (соблюдение баланса экологических, социальных, экономических интересов человечества в решении поставленных обществом задач и оценка ситуации, предмета через призму естественнонаучного, социально-гуманитарного и технического знания) [6, с. 32], становлению экологической картины мира, служит базовой основой эколого-педагогической готовности к профессиональной деятельности (табл. 1).

Важно отметить, что данный компонент не только определяет теоретическую готовность педагога к реализации экологического образования и просвещения, но и позволяет осознать субъективный характер познавательной активности, связанной с объектами природы, обусловленных отношением к ней, которые проявляются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию об этих объектах.

Для оценки степени сформированности ЭК будущих учителей начальных классов (50 студентов III курса специальности «Педагогика и методика начального образования и дополнительное образование детей», «Педагогика и методика начального образования и информатика», очная форма обучения) в течение 2021-2022 г. было организовано исследование, в ходе которого были проведены констатирующий, формирующий

Таблица 1

Требования к результатам сформированности когнитивного компонента экологической компетентности будущих учителей начальных классов

Результат Знает Умеет Владеет

Характеристика уровня Основные экологические понятия, закономерности, теории и законы; причины возникновения и развития глобальных экологических проблем, правила ЗОЖ и безопасности; знание сущности и условий развития экологической грамотности учащихся Устанавливать закономерные связи между природными объектами и явлениями; описывать модели формирования и развития экологических проблем, знание и применение правил ЗОЖ и безопасности; знать, как организовать процесс развития экологической грамотности обучающихся, ее диагностика Действиями по изучению природных объектов между собой и с окружающей средой; действиями по анализу и обсуждению результатов воздействия человека на окружающую среду, с ответственным отношением к последствиям своей деятельности для здоровья окружающей среды и человека; средствами, методами и технологиями формирования и оценки экологической грамотности младших школьников

Способы формирования дескрипторов профессиональных компетенций Вопросы с описанием объекта, практические задания на узнавание объекта, явления, процесса, знание понятий, терминов, фактов Типовые задания, предусматривающие воспроизведение информации. Задачи на выполнение практических действий или нетиповые задачи (взаимосвязи, классификация, планирование, интерпретация) Задачи на выполнение практических действий или нетиповые задачи; задачи на проблемную или исследовательскую тематику, которые требуют применения нестандартных решений (анализ, прогнозирование, конструирование)

и контрольный этапы эксперимента, а также критериально-диагностическая оценка компонентов ЭК. В рамках данной работы остановимся на когнитивном компоненте. С целью выявления качества теоретической подготовки будущего педагога в области экологических и методических знаний был разработан тестовый вопросник открытого типа, который позволяет выявить уровень сформированности данного параметра когнитивного компонента (табл. 2).

Для выявления интенсивности субъективного характера познавательной активности использовали опросник «Натурафил», разработанный С. Д. Дерябо и В. А. Ясвиным, анализ показателей проводили по когнитивной шкале (табл. 2) [7].

Для выделения контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп были сформулированы следующие гипотезы:

Н0 (нулевая гипотеза): различия между полученными результатами отсутствуют. Н1: различия статистически значимы.

На констатирующем и контрольном этапах эксперимента мы использовали и-кри-терий Манна - Уитни для выявления достоверности наличия или отсутствия различий между двумя выборками по параметру когнитивного компонента А (уровень знаний):

и = П1 + п2 + (пх х (пх + 1)) / 2 - Тх (1)

где п1 - объем выборки № 1 (экспериментальной), п2 - объем выборки № 2 (контрольной), Т - большая из двух ранговых сумм, п - объем максимальной выборки.

В результате констатирующего эксперимента получили:

п, = 25; п2 = 25; п = 25; Т = 625.

1 '2 ' х ' х

иэмп = 250 при и005 = 211, тогда иэмп = и0 05, следовательно, принимается гипотеза Н0, утверждающая, что между выборками отсутствуют различия, то есть на начальном этапе исследования студенты двух групп имеют статистически одинаковый уровень знаний и могут быть разделены на экспериментальную и контрольную группы.

Таблица 2

Сформированность когнитивного компонента экологической компетентности

(констатирующий эксперимент)

Когнитивный компонент ЭК педагога, параметры Уровень сформированности

Низкий, % отн. Средний, % отн. Высокий, % отн.

А. Система экологических и методических знаний 16,7 70,8 12,5

Б. Субъективный характер познавательной активности 20,8 75 4,2

В Калужском государственном университете им. К. Э. Циолковского при подготовке бакалавров педагогического образования по специальности 44.03.05 «Педагогическое образование» по профилю «Педагогика и методика начального образования и дополнительное образование детей» когнитивный компонент ЭК может быть усвоен в процессе изучения следующих дисциплин: 1) «Экология в современном мире», «Безопасность жизнедеятельности», «Методика изучения дисциплины "Окружающий мир"», «Технологии реализации системно-деятельностного подхода при изучении дисциплины "Окружающий мир"» (блок базовых дисциплин); 2) «Биоразнообразие Калужской области», «Наследие Калужского края», «Человек как центр инвестиций Калужского региона», «Фенологические изменения в разных природных зонах» (блоки факультативных дисциплин и дисциплин по выбору).

В период проведения формирующего эксперимента содержательный компонент модели формирования ЭК у будущего педагога начального образования включал различные направления подготовки, в том числе предметно-методическую, ценностно-ори-ентирующую и профессионально-личностную. Неотъемлемым условием реализации процессуального блока модели формирования ЭК студентов являлась интеграция формальных, неформальных и информальных форм экологического образования и просвещения в процессе непрерывного экологического образования на уровне образовательных систем, процессов и результатов [1, с. 18].

Предметно-методическая подготовка в период формирующего эксперимента происходила главным образом посредством усвоения содержания курса «Методика изучения дисциплины "Окружающий мир"», предусмотренного обязательной частью ФГОС ВО 3++. В содержание данного курса включены модули «Методика формирования основных экологических понятий», «Содержание экологического образования детей младшего школьного возраста», а для экспериментальной группы помимо прочих добавлены

«Использование природы в воспитании детей младшего школьного возраста», «Эколо-го-педагогическая работа в начальной школе».

Ценностно-ориентированная и профессионально-личностная подготовка осуществлялась на основе изучения факультативных курсов, выстроенных на основе регионального аспекта. В экспериментальной группе эти направления были реализованы также средствами педагогического практикума по формированию экологической грамотности.

Данный курс предполагал работу над практико-ориентированными заданиями, которые студент в дальнейшем может использовать в своей работе: разработка и создание экотропы, создание базы данных по экологическому образованию и просвещению, анализ эколого-развивающей образовательной среды, изучение диагностического инструментария по оценке экологической грамотности младших школьников, освоение различных форм волонтерской работы, создание проектов, тренинги, игровая деятельность и др. Данные формы работы были групповыми и индивидуальными, предполагали большую долю самостоятельной работы, были направлены на саморазвитие и формирование субъективного отношения к окружающей природной среде.

Повторное тестирование студенты проходили через год, по итогам освоения вышеперечисленных дисциплин (табл. 3).

Таблица 3

Сформированность когнитивного компонента экологической компетентности

(контрольный эксперимент)

Когнитивный компонент ЭК педагога, параметры Уровень сформированности

Низкий, % Средний, % Высокий, %

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

А) система экологических и методических знаний 16,2 15,8 57,5 42,1 26,3 42,1

Б)субъективный характер познавательной активности 16,7 15,8 75 73,7 8,3 10,5

Проведем сравнение по критерию Манна - Уитни контрольной и экспериментальной групп после проведения эксперимента (гипотеза такая же, что и до проведения эксперимента).

п = 25; п2 = 25; п = 25; Т = 554.

1 '2 ' х ' х

Ц"эмп = 179 при и005 = 211, тогда иэмп < и0 05, следовательно, принимается гипотеза Н1, утверждающая, что между выборками имеются статистические различия (достоверность 95%).

Гипотеза Н1 получила подтверждение, что свидетельствует о том, что после проведения экспериментальной работы уровень знаний студентов контрольной и экспериментальной групп статистически различен.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что студенты экспериментальной группы по отношению к исходному уровню достигли лучших результатов

в сформированности когнитивного компонента ЭК, чем студенты контрольной группы, что говорит об эффективности предложенной модели и методики. Но, стоит обратить внимание на незначительные сдвиги показателей по когнитивной шкале интенсивности субъектного отношения к природе у данной группы испытуемых, что, вероятно, служит косвенным показателем несформированности экологического сознания или отсутствием данного параметра в ценностно-смысловой сфере личности на данном этапе ее развития.

Список литературы

1. Авдеева Е. В. Моделирование как метод исследования формирования экологической компетентности будущих педагогов в вузе // Мир педагогики и психологии: ме-ждунар. науч.-практ. журн. 2022. № 7 (72). С. 15-20. URL: https://scipress.ru/pedagogy/ articles/modelirovanie-kak-metod-issledovaniya-formirovaniya-ekologicheskoj-kompetentnosti-budushhikh-pedagogov-v-vuze.html (дата обращения: 31.03.2023).

2. Карпова Е. А., Воронина М. Ф. Непрерывное образование: проблемы и перспективы развития // Социология и право. 2015. № 2 (28). С. 37-45.

3. Учиться в интересах будущего. Компетенции в области образования в интересах устойчивого развития: доклад группы экспертов ЕЭК по компетенциям в области ОУР // Расширение возможностей преподавателей в интересах устойчивого будущего: инструментарий для рабочих совещаний по вопросам политики и практики в отношении компетенций в области образования в интересах устойчивого развития. Женева: ООН, 2013. С. 33-39. URL: https://unece.org/DAM/env/esd/ ESD_Publications/1322945_R_pdf_web.pdf (дата обращения: 13.04.2023)

4. Макарова Е. А., Степанова Е. С. Тестирование как средство оценки сформированно-сти экологической компетентности студентов педагогического вуза // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9, № 1 (30). С. 254-259.

5. Синкина Е. А., Тарасюк О. В., Ханов А. М. Формирование профессиональных компетенций бакалавров в рамках реализации сетевого взаимодействия: теория и практика: моногр. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2017. 146 с.

6. Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы (Эк-спертно-аналитический доклад) / И. В. Ильин [и др.]. М.: Московская редакция из-ва «Учитель»; Изд-во Московского ун-та, 2017. 207 с.

7. Ясвин В. А. Формирование экологической культуры: пособие по региональной экологической политике. М.: Акрополь, ЦЭПР, 2004. 196 с.

8. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2003. 350 с.

References

1. Avdeeva E. V. Modelirovanie kak metod issledovaniya formirovaniya ekologicheskoy kompetentnosti budushchikh pedagogov v vuze. Mir pedagogiki i psikhologii: mezhdunar. nauch.-prakt. zhurn. 2022, No. 7 (72), pp. 15-20. Available at: https://scipress.ru/pedagogy/

articles/modelirovanie-kak-metod-issledovaniya-formirovaniya-ekologicheskoj-kompetentnosti-budushhikh-pedagogov-v-vuze.html (accessed: 31.03.2023).

2. Karpova E. A., Voronina M. F. Nepreryvnoe obrazovanie: problemy i perspektivy razvitiya. Sotsiologiya i pravo. 2015, No. 2 (28), pp. 37-45.

3. Uchitsya v interesakh budushchego. Kompetentsii v oblasti obrazovaniya v interesakh ustoychivogo razvitiya: doklad gruppy ekspertov EEK po kompetentsiyam v oblasti OUR. In: Rasshirenie vozmozhnostey prepodavateley v interesakh ustoychivogo budushchego: instrumentariy dlya rabochikh soveshchaniy po voprosam politiki i praktiki v otnoshenii kompetentsiy v oblasti obrazovaniya v interesakh ustoychivogo razvitiya. Geneva: OON, 2013. Pp. 33-39. Available at: https://unece.org/DAM/env/esd/ESD_Publications/1322945_R_ pdf_web.pdf (accessed: 13.04.2023)

4. Makarova E. A., Stepanova E. S. Testirovanie kak sredstvo otsenki sformirovannosti ekologicheskoy kompetentnosti studentov pedagogicheskogo vuza. Samarskiy nauchnyy vestnik. 2020, Vol. 9, No. 1 (30), pp. 254-259.

5. Sinkina E. A., Tarasyuk O. V., Khanov A. M. Formirovanie professionalnykh kompetentsiy bakalavrov v ramkakh realizatsii setevogo vzaimodeystviya: teoriya i praktika: monogr. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.- ped. un-ta, 2017. 146 p.

6. Ilyin I. V. et al. Obrazovanie dlya ustoychivogo razvitiya v Rossii: problemy i perspektivy (Ekspertno-analiticheskiy doklad). Moscow: Moskovskaya redaktsiya iz-va "Uchitel"; Izd-vo Moskovskogo un-ta, 2017. 207 p.

7. Yasvin V. A. Formirovanie ekologicheskoy kultury: posobie po regionalnoy ekologicheskoy politike. Moscow: Akropol, TsEPR, 2004. 196 p.

8. Sidorenko E. V. Metody matematicheskoy obrabotki v psikhologii. St. Petersburg: Rech, 2003. 350 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 16.04.2023 The article was received on 16.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.