Научная статья на тему 'Структура единой информационной платформы взаимодействия в автомобилестроительном кластере'

Структура единой информационной платформы взаимодействия в автомобилестроительном кластере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В КЛАСТЕРЕ / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА / CLUSTER / MACHINE-BUILDING CLUSTER / INTERACTION WITHIN A CLUSTER / UNIFIED INFORMATION PLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халилов Н.Р.

В статье приведены базовые положения по функционированию кластера, предложена структура единой информационной платформы взаимодействия в автомобилестроительном кластере. Предлагается авторское определение термина «единая информационная платформа взаимодействия в кластере» (ЕИПВК)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of the unified information platform of interaction in machine-building cluster (Russia, Ekaterinburg)

The article describes the basic principles underlying the machine-building cluster and presents a structure of the unified information platform of interaction within the cluster. The authors develops a new definition of the term “unified information platform for interaction within a cluster.”

Текст научной работы на тему «Структура единой информационной платформы взаимодействия в автомобилестроительном кластере»

СТРУКТУРА ЕДИНОЙ ИНфОРМАЦИОННОЙ ПЛАТфОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

в автомобилестроительном КЛАСТЕРЕ

н.р. Халилов,

соискатель отдела прогнозирования размещения производительных сил и пространственного развития экономики регионов Института экономики Уральского отделения РАН (г. Екатеринбург)

niyaz.klv@gmail.com

В статье приведены базовые положения по функционированию кластера, предложена структура единой информационной платформы взаимодействия в автомобилестроительном кластере. Предлагается авторское определение термина «единая информационная платформа взаимодействия в кластере» (ЕИПВК).

Ключевые слова: кластер, автомобилестроительный кластер, взаимодействие в кластере, единая информационная платформа

УДК 332.122 ББК 65.304

Автомобилестроение — ключевая отрасль национальной экономики, концентрирующая значительный инновационный потенциал развития, а также обеспечивающая занятость во многих смежных отраслях. Наиболее эффективно автомобилестроение развивается в рамках соответствующих кластеров.

С точки зрения системного подхода функционирование кластера как сложноорганизованной системы представляет собой взаимодействие его подсистем и элементов, структурированных определенным образом, для достижения целей функционирования кластера. Обзор исследований показывает, что целью функционирования производственных кластеров является выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

Состав участников кластера следует из его определения и примерно одинаково представляется различными исследователями. Например, Миролюбова Т.В.[1] показывает следующее строение кластера:

- «ядро» кластера (несколько мощных компаний, производящих однотипную продукцию, определяющих специализацию кластера);

- специализированные поставщики производственных ресурсов (поставщики сырья, компонентов, комплектующих, оборудования);

- связанные отрасли: сектор услуг для бизнеса (банковские, правовые, консалтинговые и пр.), сектор транс-портно-логистических услуг, торговые компании и т.д.

- поддерживающие отрасли: исследовательские научные организации, образовательные учреждения, различные ассоциации и организации по сотрудничеству, институты инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки, технологические центры и пр.);

- органы государственной власти (элементы институциональной инфраструктуры).

Вопросам взаимодействия участников кластера в исследованиях уделяется значительное внимание. Отмечается, что структура кластера пронизана горизонтальными и вертикальными взаимосвязями. Однако, характер большинства работ по данному вопросу является поверхностным, ориентированным на принципы и общие методические подходы взаимодействия. Существует недостаток работ, посвященных вопросам комплексного взаимодействия участников кластера. В доступных работах по взаимодействию организаций, как правило, рассматриваются отношения только основных категорий участников кластера (большей частью ключевых предприятий кластера — предприятий из отрасли специализации кластера).

Эффективное взаимодействие участников кластера обусловлено, по мнению некоторых авторов[2], не только географической близостью, но и близостью технологической: для эффективного сотрудничества фирм необходимо иметь определенный минимальный уровень технологической близости. Технологическая близость определяет общую «ментальную» структуру, систему взглядов на сущность и цели взаимодействия. Взаимное

соответствие и разнообразие в базах знаний взаимодействующих компаний вызывает, к тому же, наивысшее и наиболее эффективное распространение новых знаний.

Наличие общей «ментальной» структуры, системы взглядов на сущность и цели взаимодействия предполагает, что в основе функционирования всех участников кластера — единая информационная основа. Эта категория частично рассмотрена в работе Шушкина М.А. [3] в качестве «единой информационной платформы взаимодействия». Необходимость информационной платформы отмечается и в других исследованиях. Например, Стебеняева Т.В. и Ларина Т.С. [4] в качестве первоначального шага решения информационных проблем взаимодействия в кластере определяют необходимость создания комплексной

Таблица 1

Составляющие направлений взаимодействия в кластере

2

3

4

5

6

7

Направления взаимодействия первого порядка

формирование в кластере среды реализации каждых этапов жизненного цикла автокомпонентов и отходов их производства

обеспечение этапов жизненного цикла автокомпонентов и отходов их производства модулями технологической системы;

обеспечение этапов жизненного цикла автокомпонентов и их отходов производства компетентными исполнителями

обеспечение этапов жизненного цикла автокомпонентов и отходов их производства исходным сырьем (продуктом, данными);

обеспечение этапов жизненного цикла автокомпонентов и отходов их производства инструментом (инструментарием)

обеспечение этапов жизненного цикла автокомпонентов и отходов их производства энергоносителями

процессы управления этапами жизненного цикла автокомпонентов и отходов их производства

Направления взаимодействия второго порядка

Взаимодействие по видам формируемой среды:

- регулятивно-правовая среда;

- материальная среда;

- креативная среда;

- информационная среда;

- социальная среда;

- финансовая среда

Взаимодействие по видам требуемых в кластере модулей

Взаимодействие по набору требуемых компетенций

Взаимодействие по типам сырья (продукта, данным)

Взаимодействие по виду инструментария

- информационный (по типам);

- материальный (по типам)

Взаимодействие по видам энергоносителей

Взаимодействие по типам по иерархии и процедурам управления

информационной платформы «включающей в себя совокупность информационных баз данных о реализуемых инновационных проектах и выпускаемой продукции».

Однако, в исследованиях, посвященных взаимодействию в кластерах:

- не даётся определения «единая информационная платформа взаимодействия», «информационная платформа»;

- не раскрывается структура информационной платформы;

- не раскрывается взаимосвязь между всеми участниками кластера посредством информационной платформы;

- само понятие «информационная платформа» используется, в основном, применительно к продуктам сферы информационных технологий — как прикладное программное обеспечение.

Автором предлагается следующее определение термина «единая информационная платформа взаимодействия в кластере» (далее — ЕИПВК). Это — «система информационных данных, идентифицирующая реализуемые в кластере взаимодействия и определяющая цели и требования для всех взаимодействий, применяемая всеми участниками кластера при их прямом или опосредованном участии в деятельности кластера».

Анализ ЕИПВК проводится посредством изучения её структуры. Структура единой информационной платформы взаимодействия участников кластера — это её внутреннее устройство,

определяемое составляющими её элементами и принципами их формирования.

Элементы ЕИПВК предлагается обозначить как информационные блоки. Учитывая имеющиеся положения о том, что ЕИПВК состоит из баз данных по выполняемым в регионе работам, предлагается содержание каждого информационного блока определить как отличающуюся по определенному признаку от содержащихся в других информационных блоках совокупность баз данных по определенным работам, услугам, а также требования их выполнения.

Проанализируем далее принцип заполнения и организации информационных блоков. Нами поддерживается положение Шушкина М.А. о том, что в качестве основы единой информационной платформы взаимодействия следует принять ^М). Приведенный им пример распределения функций ОЕМ-произ-водителя по реализации следующих этапов жизненного цикла продукции автомобилестроительной отрасли: инициация разработки продукта; определение концепции продукта; проектирование продукта; разработка технологии производства продукта; производство продукта; эксплуатация и утилизация продукта — подтверждает результативность применения PLM. Однако, М.А. Шушкин не обосновывает выбор этапов, тип продукции, виды работ, которые наиболее целесообразно принять за основу единой информационной платформы взаимодействия. Рассмотрим данный вопрос подробнее.

Система взаимодействий участников автомобилестроительного кластера при выпуске продукции

кластера

Взаим-вие на

этапе разработки концепции авток-тов и концепции отходов производства

к

^ со го ^

еэ ч

СО к

к о

X с

ф о

ц

т о

го т

с ф

го с

X

А

го

^

ч:

к

а.

о

с

о

см

к

^

т

А

т

к

т

го

а.

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го

X

_

А

А

N г

Взаим-вие на этапе проектир-ия авток-тов и отходов произовдства

к

^ со ГО ^

еэ ч

т к

к ^ о. о

X с

ф о

ц

т о

го т

о.

с ф

го с

X

А

А

А

Взаим-вие на этапе проектир-ия процесса производства авток-тов и отходов производства

к

^ со ГО ^

еэ ч

т к

к ^ а о

X с

ф о

ц

т о

го т

а

с Ф

го с

Г

А

го

^

ч:

к

а.

о

с

о

см

к

^

т

А

т

к

т

го

а.

с

го

X

_

А

А

Взаим-вие на

этапе подготовки

процесса производства авток-тов и

отходов производства

к

^ со ГО ^

еэ ч

т к

к ^ а О

X с

ф О

ц

т о

го т

£1

с ф

го с

X

А

А

А

го

^

ч:

к

а.

о

с

о

см

к

^

т

го

т

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т

го

о.

с

го

X

_

Взаим-вие на

этапе производства авток-тов и отходов производства

Взаим-вие на этапе включения авток-тов в состав автомобиля, а отходов - в систему отходов региона

к

^ со го ^

еэ ч

ш к

к ^ О

X С

ф О

ц 1_

т о

го ш

с ф

го С

X

А

А

А

к

^ со го ^

еэ ч

Ш к

К ^ О

X с

ф О

ц

т о

го ш

с ф

го С

X

А

А

А

рис. 1. Система взаимодействий участников автомобилестроительного кластера по этапам жизненного цикла автокомпонентов и отходов их производства

Конечной целевой продукцией автомобилестроительного кластера является автомобиль. Автомобиль является структурно-сложным изделием и состоит из множества компонентов — агрегатов, узлов, в конечном счете — простейших компонентов (деталей). Именно качество, дизайн и технологический уровень компонентов, в конечном счете, определяет конкурентоспособность автомобиля на рынке. Учитывая это, в качестве основы формирования единой информационной платформы взаимодействия участников кластера следует использовать этапы жизненного цикла простейшего автокомпонента (в общем случае — детали).

В связи с тем, что общепризнанным в автомобилестроении является применение системы менеджмента качества, за основу выделения этапов жизненного цикла автокомпонентов следует принять информацию, предложенную в соответствующих стандартах. Стандарт ГОСТ Р 51814.6-2005 [5] позволяет определить следующие этапы реализации жизненного цикла автокомпонентов: 1) разработка концепции компонента; 2) проектирование компонента; 3) проектирование процессов производства компонента; 4) подготовка процессов производства компонента; 5) производство компонента. Для целей настоящей работы дополнительно к этим этапам следует добавить этап

6) включение компонента в состав автомобиля.

Реализация каждого этапа жизненного цикла предполагает взаимодействие тех или иных участников кластера, которое для каждого этапа осуществляется по следующим основным направлениям (направлениям взаимодействия первого порядка): 1) формирование в кластере среды реализации каждых этапов жизненного цикла; 2) обеспечение этапа требуемыми модулями технологической системы; 3) обеспечение этапа компетентностью исполнителей; 4) обеспечение этапа исходным сырьем (продуктом, данными); 5) обеспечение этапа инструментом (инструментарием); 6) обеспечение этапа энергоносителями;

7) управление процессами реализации этапа.

Однако, наряду с преднамеренным продуктом в процессе производства автокомпонентов порождаются также отходы (материальные и информационные) каждого из применяемых ресурсов. Поэтому направления взаимодействия участников

кластера должны быть направлены и на реализацию процессов жизненного цикла отходов на каждом соответствующем этапе.

Каждое направление взаимодействия, в свою очередь, состоит из видов взаимодействий — направлений взаимодействия второго порядка (таблица 1).

Базовой, первичной единицей взаимодействия в кластере является выполнение какой-либо работы, услуги со стороны коммерческих или некоммерческих организаций, физических лиц, либо выполнение процедуры со стороны органов власти. Такую единицу взаимодействия предлагается называть также «точка взаимодействия».

Укрупненная схема системы взаимодействий в кластере, основанная на приведенных выше положениях будет иметь вид, представленный на рис. 1.

Для целей настоящего исследования предлагается следующая классификация базовых единиц взаимодействия (работы, услуг, процедур):

- технические — непосредственное выполнение работ, услуг, процедур относящихся к направлению взаимодействия;

Следующие виды работы являются обеспечивающими применительно к техническим работам:

- научно-исследовательские — подразумевают выполнение научно-исследовательских работ и получение новых знаний для выполнения технической работы направления взаимодействия;

- проектные — разработка и реализация мероприятий, необходимых для выполнения технической работы;

- образовательные (подготовка персонала) — обеспечение компетентности персонала участника кластера, выполняющего техническую работу

Таким образом, содержание единичного информационного блока ЕИПВК — это множество одного из видов работ (технических, научно-исследовательских, проектных или образовательных), являющихся точками взаимодействия по определенному направлению взаимодействия в процессе реализации отдельного этапа жизненного цикла автокомпонентов или отходов их производства (рис. 2).

Автомобильные корпорации

Элементы Информационной инфраструктуры

Элементы Кадровой инфраструктуры

Элементы производственной инфраструктуры

Элементы Инновационной инфраструктуры

Элементы сбытовой инфраструктуры

Элементы Социальной инфраструктуры

Производители автокомпонентов

Элементы Финансовой инфраструктуры

Множество работ определенного вида из направления взаимодействия для реализации этапа жизненного цикла автокомпонента и отходов его производства

Требования для этих работ

Элементы Экологической инфраструктуры

Элементы Институциональной инфраструктуры

Рис. 2. Взаимодействие участников автомобилестроительного кластера на основе единичного информационного блока ЕИПВК

Включение А в

состав автомобиля, а отходов производства - в систему отходов региона

| Научно-исследовательские, проектные раб оты

1 | Образовательные работы |

1 | Технические работы i i

Расшифровка:

11 — Формирование среды для разработки концепции автокомпонента (КА) и концепции отходов (КО); 12 — Обеспечение модулями технологической системы для разработки КА и КО; 13 — Обеспечение компетентным персоналом для разработки КА и КО; 14 — Обеспечение исходными данными для разработки КА и КО; 15 — Обеспечение инструментарием для разработки КА и КО; 16 — Обеспечение энергоносителями для разработки КА и КО; 17 — Управление процессом разработки КА и КО; 21 — Формирование среды для проектирования автокомпонентов и отходов (АиО); 22 — Функционирование модулей ТС для проектирования АиО, их обслуживание; 23 — Обеспечение компетентным персоналом для проектирования АиО; 24 — Обеспечение исходными данными для проектирования АиО; 25 — Обеспечение инструментарием для проектирования АиО; 26 — Обеспечение энергоносителями для проектирования АиО; 27 — Управление процессом проектирования АиО; 31 — Формирование среды для проектирования производства автокомпонентов и отходов (АиО); 32 — Функционирование модулей ТС для проектирования производства АиО; 33 — Обеспечение компетентным персоналом для проектирования производства АиО; 34 — Обеспечение исходными данными для проектирования производства АиО; 35 — Обеспечение инструментарием для проектирования производства АиО; 36 — Обеспечение энергоносителями для проектирования производства АиО; 37 — Управление процессами проектирования производства АиО; 41 — Формирование среды для подготовки производства АиО; 42 — Функционированиемодулей ТС для подготовки производства АиО; 43 — Обеспечение компетентным персоналомдля подготовки производства АиО; 44 — Обеспечение исходными данными и сырьем для подготовки производства АиО; 45 — Обеспечение инструментарием подготовки производства АиО; 46 — Обеспечение энергоносителями подготовки производства АиО; 47 — Управление процессами подготовки производства АиО; 51 — Формирование среды для производства АиО; 52 — Функционирование модулей ТС для производства АиО; 53 — Обеспечение компетентным персоналом для производства АиО; 54 — Обеспечение сырьем для производства АиО; 55 — Обеспечение инструментом для производства АиО; 56 — Обеспечение энергоносителями производства АиО; 57 — Управление процессами производства АиО; 61 — Формирование среды для реализации этапа; 62 — Функционирование модулей ТС для реализации этапа; 63 — Обеспечение компетентным персоналом для реализации этапа; 64 — Обеспечение автокомпонентами и отходами; 65 — Обеспечение инструментом для реализации этапа; 66 — Обеспечение энергоносителями для реализации этапа; 67 — Управление процессами для реализации этапа

Рис. 3 Структура единой информационной платформы взаимодействие участников автомобилестроительного кластера

Проведенный анализ позволяет сформировать итоговую модель структуры ЕИПВК. Она представлена на рис. 3. Данная структура позволяет идентифицировать и систематизировать множество необходимых работ, услуг и процедур на основе которых осуществляются взаимодействия в кластере.

Заполнение предлагаемой структуры единой информационной платформы взаимодействия в кластере должно осуществляться специалистами в соответствующих областях деятельности по всем типам автокомпонентов и отходов производства.

Литература

1. Миролюбова Т.В. Идентификация границ кластера как исходный пункт реализации системы государственного регулирования экономики на региональном уровне // Вестн. Том.гос. ун-та. — 2008. — №314. — С.141-146.

2. Gulati R. 1995 "Social structure and alliance formation patterns: Along it udinal analysis." Administrative Science Quarterly, 40: 619-652.

3. Шушкин М.А. Развитие предприятий автомобилестроительной промышленности на основе стратегий индустриального партнерства: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.05 / [Место защиты:ФГБО УВПО Пензенский государственный университет]. — Пенза, 2013. — 299 с.

4. Стебеняева Т.В., Ларина Т.С. Комплексная информационная платформа как новый инструмент взаимодействия экономических агентов региональной инновационной инфраструктуры // Проблемы экономики и менеджмента. — 2013. — №8 (24). — С.83-88.

5. ГОСТ Р 51814.6-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Менеджмент качества при планировании, разработке и подготовке производства автомобильных компонентов // Утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 31.05.2005 № 142-ст

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.