Научная статья на тему 'СТРУКТУРА АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

СТРУКТУРА АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

  • … еще 2
CC BY
10
1
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
академическая мотивация / мотивация к обучению / медицинское образование / academic motivation / motivation to learn / medical education

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Василий Иванович Орел, Олег Валентинович Лисовский, Вера Людвиговна Грицинская, Иван Александрович Лисица, Дарья Григорьевна Валиахметова

Обучение в высших учебных заведениях представляет собой процесс получения специальных знаний, умений и навыков на основе имеющегося среднего образования. В на стоящее время актуальной становится проблема отсутствия мотивации обучающихся получать образование. Большое количество работ направлено на поиск системы оценки мотивации и инструментов адаптации обучающегося к качественно иному методу получения знаний, которым отличается обучение в вузе. Доказанной является связь мотивации не только с интеллектом, но и с личностной зрелостью абитуриентов. Цель исследования — анализ структуры мотивации студентов, поступивших на первый курс медицинского университета, с помощью анкеты шкалы академической мотивации Валлеранда, адаптированной Т.О. Гордеевой. В анализ включены результаты 254 студентов, средний возраст которых составил 18,3 года. В об щей популяции выявлены средние показатели внутренней мотивации обучающихся с более высокими показателями у девушек. Анализ внешней и внутренней мотивации, а также амотивации показал отсутствие интереса у обучающихся к процессу обучения при сохранении мотивации к получению знаний и формированию профессиональных компетенций. Таким образом, доминирование параметров внутренней мотивации позволяет оценить самостоятельный и осознанный выбор студентов при определении места обучения. Недостаточная социальная зрелость студентов 1-го курса определяет необходимость проведения программ адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Василий Иванович Орел, Олег Валентинович Лисовский, Вера Людвиговна Грицинская, Иван Александрович Лисица, Дарья Григорьевна Валиахметова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.56871/MHCO.2024.25.36.012
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF ACADEMIC MOTIVATION OF FIRST-YEAR MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Learning in higher education institutions is a process of obtaining specialized knowledge, skills and abilities on the basis of a secondary education. Nowadays the problem of lack of motivation of learners to receive a definite education becomes actual. A large number of works are aimed at finding a system for assessing motivation and tools for adapting the learner to a qualitatively different method of acquiring knowledge, which is characteristic for higher education. It is proved that motivation is connected not only with intelligence, but also with the personal maturity of university entrants. The aim of the study was to analyze the structure of motivation of medical students who are the freshes using a standardized questionnaire of the Wallerand academic motivation scale, adapted by T.O. Gordeeva. The results of the answers of 254 students with an average age of 18.3 years were included in the analysis. Among general population, the average indicators of intrinsic motivation of students were revealed with higher indicators in girls. The analysis of extrinsic and intrinsic motivation, as well as amotivation, fixed lack of interest in the students to the learning process while maintaining motivation to obtain knowledge and form professional competencies. Thus, the dominance of intrinsic motivation parameters allows to make the independent and conscious choice of students in determining the place of study. Insufficient social maturity of 1st year students causes the need for adaptation programs.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 378.09+37.062.1/.5+378.1+37.011.33+616-053.81 DOI: 10.56871/MHC0.2024.25.36.012

СТРУКТУРА АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

© Василий Иванович Орел, Олег Валентинович Лисовский,

Вера Людвиговна Грицинская, Иван Александрович Лисица, Дарья Григорьевна

Валиахметова, Галина Львовна Микиртичан, Денис Владимирович Заславский

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. 194100, г. Санкт- Петербург, Литовская ул., д. 2

Контактная информация: Олег Валентинович Лисовский — к.м.н., доцент, заведующий кафедрой общей медицинской практики. E-mail: oleg.lisowsky@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1749-169X SPIN: 7510-5554

Для цитирования: Орел В.И., Лисовский О.В., Грицинская В.Л., Лисица И.А., Валиахметова Д.Г., Микиртичан Г.Л., Заславский Д.В. Структура академической мотивации первокурсников медицинского университета // Медицина и организация здравоохранения. 2024. Т. 9. № 3. С. 109-116. DOI: https://doi.org/10.56871/MHC0.2024.25.36.012

Поступила: 10.07.2024 Одобрена: 26.08.2024 Принята к печати: 08.10.2024

РЕЗЮМЕ. Обучение в высших учебных заведениях представляет собой процесс получения специальных знаний, умений и навыков на основе имеющегося среднего образования. В настоящее время актуальной становится проблема отсутствия мотивации обучающихся получать образование. Большое количество работ направлено на поиск системы оценки мотивации и инструментов адаптации обучающегося к качественно иному методу получения знаний, которым отличается обучение в вузе. Доказанной является связь мотивации не только с интеллектом, но и с личностной зрелостью абитуриентов. Цель исследования — анализ структуры мотивации студентов, поступивших на первый курс медицинского университета, с помощью анкеты шкалы академической мотивации Валлеранда, адаптированной Т.О. Гордеевой. В анализ включены результаты 254 студентов, средний возраст которых составил 18,3 года. В общей популяции выявлены средние показатели внутренней мотивации обучающихся с более высокими показателями у девушек. Анализ внешней и внутренней мотивации, а также амоти-вации показал отсутствие интереса у обучающихся к процессу обучения при сохранении мотивации к получению знаний и формированию профессиональных компетенций. Таким образом, доминирование параметров внутренней мотивации позволяет оценить самостоятельный и осознанный выбор студентов при определении места обучения. Недостаточная социальная зрелость студентов 1-го курса определяет необходимость проведения программ адаптации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: академическая мотивация, мотивация к обучению, медицинское образование

STRUCTURE OF ACADEMIC MOTIVATION OF FIRST-YEAR MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

© Vasiliy I. Orel, Oleg V. Lisovskii, Vera L. Gritsinskaya, Ivan A. Lisitsa, Daria G. Valiakhmetova, Galina L. Mikirtichan, Denis V. Zaslavskiy

Saint Petersburg State Pediatric Médical University. 2 Lithuania Saint Petersburg 194100 Russian Fédération

Contact information: Oleg V. Lisovskii — Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of General Medical Practice. E-mail: oleg.lisowsky@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1749-169X SPIN: 7510-5554

For citation: Orel VI, Lisovskii OV, Gritsinskaya VL, Lisitsa IA, Valiakhmetova DG, Mikirtichan GL, Zaslavskiy DV. Structure of academic motivation of first-year medical university students. Medicine and Health Care Organization. 2024;9(3):109-116. DOI: https://doi.org/10.56871/MHCO.2024.25.36.012

Received: 10.07.2024 Revised: 26.08.2024 Accepted: 08.10.2024

ABSTRACT. Learning in higher education institutions is a process of obtaining specialized knowledge, skills and abilities on the basis of a secondary education. Nowadays the problem of lack of motivation of learners to receive a definite education becomes actual. A large number of works are aimed at finding a system for assessing motivation and tools for adapting the learner to a qualitatively different method of acquiring knowledge, which is characteristic for higher education. It is proved that motivation is connected not only with intelligence, but also with the personal maturity of university entrants. The aim of the study was to analyze the structure of motivation of medical students who are the freshes using a standardized questionnaire of the Wallerand academic motivation scale, adapted by T.O. Gordeeva. The results of the answers of 254 students with an average age of 18.3 years were included in the analysis. Among general population, the average indicators of intrinsic motivation of students were revealed with higher indicators in girls. The analysis of extrinsic and intrinsic motivation, as well as amotivation, fixed lack of interest in the students to the learning process while maintaining motivation to obtain knowledge and form professional competencies. Thus, the dominance of intrinsic motivation parameters allows to make the independent and conscious choice of students in determining the place of study. Insufficient social maturity of 1st year students causes the need for adaptation programs.

KEYWORDS: academic motivation, motivation to learn, medical education

ВВЕДЕНИЕ

Мотивация любой деятельности, в том числе получения специального образования, является сложной, многомерной структурой, которая определяется не только целью и желаниями, но и поиском стратегий к осуществлению, реагированием на неудачи, а также когнитивным компонентом [1, 2]. Продуктивная познавательная деятельность и активное освоение учебной программы являются насущной проблемой среди обучающихся различных образовательных учреждений [3]. Изучению процессов, методов и средств побуждения учащихся к образовательной деятельности в последние годы отводится важное значение для понимания современных проблем процесса обучения и их коррекции. Многие исследователи, обсуждая стремление получить специальное образование, уделяют внимание не столько умственным способностям, сколько характеристикам мотивационных переменных [4]. При этом логичной является прямая связь показателей интеллекта и мотивов получения образования [4, 5-8]. На мотивацию оказывает влияние большое количество факторов, включая социальную зрелость и коморбид-ность [9-13]. Для скринингового определения ведущих мотивов используются валидизиро-ванные шкалы и опросники [14, 15]. Принципиально важным является установление мотивов обучения у студентов, обучающихся по

специальностям категории «человек — человек», включая медицинские [1, 10]. Учитывая трансформацию общества с увеличением потребительского отношения, в том числе к процессу образования, увеличивается количество случаев академической «нечестности» [16, 17]. Для студентов медицинских вузов адаптирована шкала академической мотивации [18, 19].

ЦЕЛЬ

Проанализировать структуру мотивации студентов, поступивших на первый курс медицинского университета в 2023 году, с помощью анкеты шкалы академической мотивации.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Проведено одноцентровое проспективное обсервационное исследование с помощью фор-матизованного опросника. Анкетирование проводилось анонимно и добровольно среди студентов 1-го курса, поступивших в Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет в 2023 году, с помощью опросника «Шкала академической мотивации Валлеранда», адаптированного Т.О. Гордее-вой. Все участники исследования проинформированы о необходимости отвечать на вопросы правдиво, исходя из истинных чувств и ощущений. Полученные данные экспортированы

в таблицу Microsoft Office Excel и обработаны с помощью статистического пакета StatTech 4.1.5. Количественные показатели оценивались на предмет соответствия нормальному распределению с помощью критерия Колмогорова-Смирнова, сравнение независимых выборок проводилось при помощи U-критерия Манна-Уитни. Направление и теснота корреляционных связей между количественными показателями оценивались с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, прогностические модели разрабатывались методом линейной регрессии. Статистически значимыми считались различия при p < 0,05.

Шкала академической мотивации (ШАМ; Academic Motivation Scale — AMS) основана на теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана [20, 21]. Опросник разработан Р. Валлерандом (R. Vallerand) и соавт. в 1989 г. и в настоящее время используется не только для старшеклассников, но и для студентов младших курсов средних специальных и высших учебных заведений различных профилей. В исследовании использовали анкету, состоящую из 28 вопросов с возможностью ответа по 7-балльной шкале Лайкера [20, 22]. Средние значения ответов рассчитывали по субшкалам по отдельности и в общей сумме баллов. Профиль доминирующих типов академической мотивации студентов определялся при анализе результатов субшкал и их совокупностей.

В соответствии со структурой ШАМ, мотивация студентов представляется как совокупность внутренней (автономной) мотивации, направленной на получение удовольствия, и внешней. Внутренняя мотивация представляет собой ряд связанных параметров: мотивация познания, мотивация достижений и мотивация саморазвития. Мотивация познания (МП; Cognitive motivation — CM) определяет стремление студента к поиску новых знаний, пониманию изучаемого материала, сопровождается переживанием интереса и удовольствия в процессе обучения. Мотивация достижений (МД; Achievement motivation — AM) определяет стремление человека добиваться высоких результатов в учебной деятельности. Мотивация саморазвития (МСР; Self-development motivation — SDM) определяет стремление человека к развитию заложенных способностей и реализации потенциала в рамках образования, формированию профессиональных компетенций [21, 23]. В связи с этим автономная мотивация определяется как важнейший компонент залога качественного обучения, способствующий при наличии соответствующих когнитивных свойств личности

снижению академической неуспеваемости и повышению психологической адаптации к обучению [24, 25]. При этом доказанной является динамичность и зависимость внутренней мотивации от различных социокультурных, в том числе образовательных параметров [26].

Внешняя мотивация объясняет деятельность человека в соответствии с конкретными причинами, объединенными в две группы, состоящих из двух подгрупп каждая. В первую группу (контролируемая мотивация) включают внешнюю и интроецированную регуляцию, которые помогают осуществлять контроль за внешними, выходящими за пределы действия человека, событиями. Во вторую группу (чувственная мотивация) включают идентифицированное и интегрированное регулирование, при которых человек чувствует контроль над своими действиями [23]. При анкетировании по методике ШАМ внешняя мотивация представлена тремя субшкалами: мотивация самоуважения, ин-троецированная и экстернальная мотивация. Мотивация самоуважения (МСУ; Self-esteem motivation — SEM) оценивает желание обучения с целью увеличения собственной значимости и повышения самооценки за счет успехов в обучении. Интроецированная мотивация (ИМ; Introjected motivation — IM) определяет желание учиться под влиянием чувства долга и стыда за неоправданные ожидания общественных институтов. Экстернальная мотивация (ЭМ; Externalized motivation — EM) противоположна идее автономии личности и связана с желанием обучения под влиянием требований социума. Отдельно выделяется амотивация (Ам; amotivation — Am), являющаяся параметром отсутствия внутренней и внешней мотивации и определяющаяся как снижение стремлений к целенаправленному поведению [20].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В исследование включено 254 анкеты от студентов, из которых 53 — юноши (20,87 %). Средний возраст респондентов составил 18,3 года. Критерием включения стало полное заполнение всех полей анкеты при соблюдении анонимности. Описательная статистика компонентов мотивации, оцениваемых в рамках Шкалы академической мотивации, в зависимости от пола студентов представлена в таблице 1.

Значимых половых различий по показателям внутренней мотивации при сравнении полученных результатов не обнаружено, что может свидетельствовать о высокой внутренней мотивации студентов первого курса к обучению

Таблица 1

Описательная статистика количественных переменных в зависимости от пола

Table 1

Descriptive statistics of quantitative variables according to gender

Показатели / Indicators Пол / Sex P

Me [IQR] женский / female мужской / male

Возраст (лет) / Age (years) 18,00 [18,00; 18,00] 18,00 [18,00; 18,00] 0,858

Сумма баллов по субшкалам внутренней мотивации / Sum of scores on the subscale of intrinsic motivation 50,00 [43,00; 56,00] 47,00 [43,00; 53,00] 0,120

МП / CM 17,00 [15,00; 19,00] 16,00 [15,00; 19,00] 0,253

МД / AM 15,00 [12,00; 18,00] 15,00 [13,00; 17,00] 0,563

МСР / SDM 18,00 [16,00; 20,00] 16,00 [15,00; 18,00] 0,011

Сумма баллов по субшкалам внешней мотивации / Sum of scores on the subscale of extrinsic motivation 39,00 [34,00; 42,00] 36,00 [30,00; 40,00] 0,003

МСУ/SEM 18,00 [15,00; 20,00] 15,00 [12,00; 17,00] <0,001

ИМ / IM 15,00 [12,00; 17,00] 14,00 [11,00; 16,00] 0,166

ЭМ / EM 5,00 [4,00; 9,00] 5,00 [4,00; 9,00] 0,510

Ам / Am 13,00 [11,00; 15,00] 12,00 [10,00; 14,00] 0,437

Примечание: Ам — амотивация; ИМ — интроецированная мотивация; МД — мотивация достижений; МП — мотивация познания; МСР — мотивация саморазвития; МСУ — мотивация самоуважения; ЭМ — экстернальная мотивация.

Note: Am — amotivation; IM — introjected motivation; AM — achievement motivation; CM — cognitive motivation; SDM — self-development motivation; SEM — self-esteem motivation; EM — externalized motivation.

в медицинском вузе. При этом средние показатели сумм баллов блока внутренней мотивации превосходят аналогичные показатели блока внешней мотивации у обоих полов, однако без статистической разницы, что может свидетельствовать о незрелости личности обучающихся и отсутствии самостоятельности в выборе профессии. Статистически значимое отличие в мотивации саморазвития у девушек (р = 0,011) может свидетельствовать о большей осознанности в выборе профессии и места обучения. Похожие данные с доминированием показателей внутренней мотивации получили М.Д. Шамилов и М.В. Носкова в исследованиях, проведенных в других медицинских вузах России [19, 27].

С помощью и-критерия Манна-Уитни выявлены статистически значимые различия суммы баллов субшкал внешней мотивации в зависимости от пола (р = 0,003). Значимые отличия выявлены также в группе мотивации самоуважения с достоверным увеличением средних значений показателя у девушек (р < 0,001). Полученные результаты свидетельствуют о желании девушек при обучении подчеркнуть собственную значимость и повысить самооценку.

Учитывая высокую роль именно внутренней мотивации в формировании желания получения знаний и приобретения профессиональных компетенций, проведена оценка средних значений по субшкалам. Сравнительная характеристика субшкал, относящихся к внутренней мотивации

Таблица 2

Анализ внутренней мотивации в зависимости от пола

Table 2

Analysis of intrinsic motivation depending on gender

Показатели / Категории / Пол / Sex P

Indicators Categories Me Q1-Q3 N

Женский / 17,00 15,00- 201

МП / CM Female 19,00 0,253

Мужской / Male 16,00 15,0019,00 53

Женский / 15,00 12,00- 201

МД / AM Female 18,00 0,563

Мужской / Male 15,00 13,0017,00 53

Женский / 18,00 16,00- 201

МСР / SDM Female 20,00 0,011*

Мужской / Male 16,00 15,0018,00 53

Женский / 50,00 43,00- 201

Сумма / Sum Female 56,00 0,120

Мужской / Male 47,00 43,0053,00 53

Примечание: МД — мотивация достижений; МП — мотивация познания; МСР — мотивация саморазвития.

Note: AM — achievement motivation; CM — cognitive motivation; SDM — self-development motivation.

обучающихся в зависимости от пола, представлена в таблице 2.

Несмотря на повышение средних показателей у девушек, статистически значимых отличий

Таблица 3

Сводные значения корреляционного анализа взаимосвязей субшкал ШАМ

Table 3

Summary values of the correlation analysis of the relationships between the subscales of the AMS

Параметр / Parameter Возраст / Age ПМ / CM МД / AM МСР/SDM МСУ / SEM ИМ / IM ЭМ / EM

МП / CM 0,101

МД / AM 0,135 0,810***

МСР / SDM 0,079 0,783*** 0,761***

МСУ / SEM -0,025 0 454*** 0 477*** 0,629***

ИМ / IM -0,038 0,152* 0,071 0,166** 0,453***

ЭМ / EM -0,139 -0,493*** -0,397*** -0,409*** -0,136* 0,139*

Ам / Am 0,082 0,983*** 0 797*** 0,724*** 0 441*** 0,155* 0,155*

* p < 0,05. ** р < 0,01. *** p < 0,001.

Примечание: Ам — амотивация; ИМ — интроецированная мотивация; МД — мотивация достижений; МП — мотивация познания; МСР — мотивация саморазвития; МСУ — мотивация самоуважения; ЭМ — экстернальная мотивация.

Note: Am — amotivation; IM — introjected motivation; AM — achievement motivation; CM — cognitive motivation; SDM — self-development motivation; SEM — self-esteem motivation; EM — externalized motivation.

при оценке сумм баллов субшкал внутренней мотивации не выявлено. Продемонстрированные средние показатели каждой из субшкал, ведущее значение из которых у респондентов обоих полов занимает шкала мотивации саморазвития, свидетельствуют о желании у обучающихся развить свои способности в рамках формирования профессиональных компетенций.

Для оценки взаимосвязей субшкал мотивации проведен корреляционный анализ (коэффициент Спирмена), сводные значения представлены в таблице 3.

При попарной оценке суммы субшкал внутренней мотивации с МСУ получена значимая прямая связь умеренной силы (р = 0,558, р < 0,001). При сравнении показателей суммы баллов внутренней мотивации и ЭМ установлена значимая обратная связь умеренной силы (р = 0,461, р < 0,001), свидетельствующая о преимущественном желании получать знания во избежание проблем, связанных с академической неуспеваемостью.

Средние показатели субшкалы амотивации продемонстрировали довольно низкие значения (13,0 у девушек и 12,0 у юношей) и не коррелировали между собой. Вместе с тем при попарном сравнении субшкалы амотивации с субшкалами внутренней мотивации получены коррелирующие значения: с МП (р = 0,983, р < 0,001), МД (р = 0,797, р < 0,001), МСР (р=0,724, р < 0,001), а также с общей суммой баллов (р = 0,899, р < 0,001). Это, наряду с достаточно низкими средними значениями показателей внутренней мотивации, свидетельствует об отсутствии интереса у обучающихся к процессу обучения

при сохранении мотивации к получению знаний и формированию профессиональных компетенций.

Установленная прямая связь умеренной силы между МП и МСУ свидетельствует о желании самореализации, повышении самооценки при получении новых компетенций. При этом установленная умеренная обратная связь между всеми субшкалами внутренней мотивации и ЭМ может свидетельствовать о повышении интереса приобретения знаний вне зависимости от потенциальной выгоды. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о желании студентов получать знания при отсутствии интереса к процессу образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время актуальным остается определение ведущей модели мотивации при поступлении обучающихся в образовательные организации, в том числе медицинского профиля. Выявленное доминирование параметров внутренней мотивации позволяет определять самостоятельный и осознанный выбор студентов при определении пути профессионального развития. Невысокие средние показатели субшкал внутренней мотивации определяют недостаточную социальную зрелость студентов 1-го курса, что требует проведения программ адаптации. Социологические исследования, позволяющие оценить мотивированность студентов, могут быть использованы для оптимизации программы адаптации первокурсников.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вклад авторов. Все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

Информированное согласие на публикацию. Авторы получили письменное согласие пациентов на публикацию медицинских данных.

ADDITIONAL INFORMATION

Author contribution. Thereby, all authors made a substantial contribution to the conception of the study, acquisition, analysis, interpretation of data for the work, drafting and revising the article, final approval of the version to be published and agree to be accountable for all aspects of the study.

Competing interests. The authors declare that they have no competing interests.

Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.

Consent for publication. Written consent was obtained from the patient for publication of relevant medical information within the manuscript.

ЛИТЕРАТУРА

1. Орел В.И., Лисовский О.В., Гостимский А.В., Лисица И.А. Современная подготовка специалистов амбулаторного звена. Проблемы первичной аккредитации и возможные пути их решения. Медицина и организация здравоохранения. 2020;5(2):41-50. EDN: MTJSCB.

2. Лисовский О.В., Гостимский А.В., Лисица И.А., Ли-совская Е.О. Правовые особенности допуска врача-педиатра к профессиональной деятельности. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020; 11 (2): 140-148. DOI: 10.24411/2220-8453-202012010. EDN: BVXNST.

3. Иванов Д.О., Александрович Ю.С., Орел В.И., Эсау-ленко Е.В., Новак К.Е., Дитковская Л.В., Басина В.В. Пандемия коронавирусной инфекции: вызов высшему медицинскому образованию и реагирование. Педиатр. 2020; 11 (3):5-12. DOI: 10.17816/PED1135-12. EDN: YRFUXO.

4. Сугоняев К.В. Исследование психометрических характеристик опросника «Шкала академической мо-

тивации» в контексте аттестационного тестирования. Научно-педагогическое обозрение. 2019;5(27):207-220. DOI: 10.23951/2307-6127-2019-5-207-220.

5. Шапоров А.М., Исаева Е.Р., Тюсова О.В., Ванчако-ва Н.П., Кулик В.В. Анализ факторов, влияющих на успешность обучения студентов медицинского вуза. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019;172(6):293-299. EDN: XRIMCK.

6. Аверин В.А., Орел В.И., Потапова Е.А., Рояло К.В. Удовлетворенность обучением студентов факультета клинической психологии. Медицина и организация здравоохранения. 2024;9(1):59-68. DOI: 10.56871/ MHC0.2024.48.88.006.

7. Сахно Л.В., Колтунцева И.В., Дубовая Е.Г., Земляных М.В. Мотивация выбора профессии врача и готовность работать в учреждениях первичного звена здравоохранения у выпускников педиатрического университета. Педиатр. 2022;3(1):83-92. DOI: 10.17816/PED13183-92.

8. Чутко Л.С., Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. М.: МЕДпресс-информ; 2014. EDN: VZPVRR.

9. Лисовский О.В. Особенности состояния здоровья обучающихся в системе высшего медицинского образования. Общественное здоровье и здравоохранение. 2024;1(80):34-38. DOI: 10.56685/18120555_2024_ 80_1_34. EDN: VHLBNR.

10. Лисовский О.В., Фокин А.А., Лисица И.А., Иванов Д.О., Моисеева К.Е. Оценка личностной зрелости студентов 1 курса медицинского вуза. Медицинская наука и образование Урала. 2024;25(1):74-78. DOI: 10.36361/18148999_2024_25_1_74. EDN: ZOPBBS.

11. Иванов Д.О., Лисовский О.В., Грицинская В.Л., Моисеева К.Е., Лисица И.А. Самооценка состояния здоровья и пищевой статус студенток медицинского университета. Профилактическая и клиническая медицина. 2024;1(90):90-95. DOI: 10.47843/2074-9120_2024__1_90. EDN: OVACTJ.

12. Лисовский О.В., Завьялова А.Н., Лисица И.А., Струков Е.Л., Фокин А.А. Анализ пищевого поведения и физической активности первокурсников медицинского университета. Children's Medicine of the North-West. 2023;11(4):72-77. DOI 10.56871/ CmN-W.2023.71.32.008. EDN: JKYRDP.

13. Захарова Н.М., Степанова Л.А. Мотивация абитуриентов к поступлению в Медицинский институт как показатель готовности к обучению. Вестник СевероВосточного федерального университета им. М.К. Ам-мосова. Серия: Медицинские науки. 2017;1(6):112— 116.

14. Васильева Е.Ю., Томилова М.И. Динамика и характер учебной мотивации студентов медицинского вуза на разных этапах обучения. Экология человека. 2007;6:34-39. EDN: HZUPTD.

15. Wouters A., Croiset G., Galindo-Garre F., Kusurkar R.A. Motivation of medical students: selection by motivation

or motivation by selection. BMC Med Educ. 2016;16:37. DOI: 10.1186/s12909-016-0560-1.

16. Суслова Г.А., Соусова Е.В., Тулегенов В.В., Алиева Т.А. Опыт исследования социально-психологической готовности студентов первого курса к обучению в медицинском университете. Медицина и организация здравоохранения. 2023;8(3):35-45. DOI: 10.56871/ MHC0.2023.82.70.004. EDN: RKAJRN.

17. Тимофеев Д.А., Сысоев В.Н., Власова М.В. Отношение студентов медицинского университета к академической нечестности. Медицина и организация здравоохранения. 2021;6(4):72-84. EDN: BDYYOP.

18. Souza G.C., Meireles E., Mira V.L., Leite M.M.J. Academic motivation scale — reliability and validity evidence among undergraduate nursing students. Rev Lat Am Enfermagem. 2021;29:e3420. DOI: 10.1590/15188345.3848.3420.

19. Шамилов М.Д. Влияние мотивации студентов-медиков на качество образования. Медицинская сестра. 2022;24(6):16-18. DOI: 10.29296/25879979-2022-0604. EDN: CYUNBZ.

20. Olah B., Munnich A., Kosa K. Identifying academic motivation profiles and their association with mental health in medical school. Med Educ Online. 2023;28(1):2242597. DOI: 10.1080/10872981.2023.2242597.

21. Kunanitthaworn N., Wongpakaran T., Wongpakaran N., Paiboonsithiwong S., Songtrijuck N., Kuntawong P., Wedding D. Factors associated with motivation in medical education: a path analysis. BMC Med Educ. 2018;18(1):140. DOI: 10.1186/s12909-018-1256-5.

22. Ardenska M., Ardenska A., Tomik R. Validity and reliability of the Polish version of the academic motivation scale: a measure of intrinsic and extrinsic motivation and amotivation. Health Psychol Rep. 2019;7(3): 254-266. DOI: 10.5114/HPR.2019.86198.

23. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации». Психологический журнал. 2014;35(4):98-108. EDN: SJVWLN.

24. Wouters A., Croiset G., Schripsema N.R., Cohen-Schotanus J., Spaai G.W.G., Hulsman R.L., Kusurkar R.A. Students' approaches to medical school choice: relationship with students' characteristics and motivation. Int J Med Educ. 2017;8:217-226. DOI: 10.5116/ijme.5921.5090.

25. Kim K.J., Hwang J.Y., Kwon B.S. Differences in medical students' academic interest and performance across career choice motivations. Int J Med Educ. 2016;7:52-5. DOI: 10.5116/ijme.56a7.5124.

26. Kusurkar R.A., Ten Cate T.J., van Asperen M., Croi-set G. Motivation as an independent and a dependent variable in medical education: a review of the literature. Med Teach. 2011;33(5):e242-62. DOI: 10.3109/ 0142159X.2011.558539.

27. Носкова М.В., Бескова А.С., Булыгина Д.В. От академической мотивации обучающихся — к качеству образования. Вестник УГМУ. 2016;4:80-83. EDN: VFCSZS.

REFERENCES

1. Orel V.I., Lisovskii O.V., Gostimskii A.V., Lisitsa I.A. Modern training of outpatient specialists. Problems of primary accreditation and possible solutions. Medicine and Health Care Organization. 2020;5(2):41-50. EDN: MTJSCB. (In Russian).

2. Lisovskii O.V., Gostimskii A.V., Lisitsa I.A., Lisov-skaia E.O. Legal properties of admission to work of a pediatrician to professional experience. Medicinskoe obra-zovanie i professional'noe razvitie. 2020;11(2):140-148. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-12010. EDN: BVXNST. (In Russian).

3. Ivanov D.O., Aleksandrovich Ju.S., Orel V.I., Jesau-lenko E.V., Novak K.E., Ditkovskaya L.V., Basina V.V. The COVID-19 pandemic: higher medical education challenges and responses. Pediatrician (St. Petersburg). 2020;11(3):5-12. DOI: 10.17816/PED1135-12. EDN: YRFUXO. (In Russian).

4. Sugonjaev K.V. The study of psychometric properties of the academic motivation scale in high stake testing context. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2019;5(27):207-220. DOI: 10.23951/2307-6127-2019-5207-220. (In Russian).

5. Shaporov A.M., Isaeva E.R., Tjusova O.V., Vanchako-va N.P., Kulik V.V. Affecting factors on medical university students' successful education. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2019;172(6):293-299. EDN: XRIMCK. (In Russian).

6. Averin V.A., Orel V.I., Potapova E.A., Royalo K.V. Satisfaction with the training of students of the Faculty of Clinical Psychology. Medicina i organizaciya zdravoohraneniya. 2024;9(1):59-68. DOI: 10.56871/ MHCO.2024.48.88.006. (In Russian).

7. Sahno L.V., Koltunceva I.V., Dubovaya E.G., Zemlya-nyh M.V. Motivation for choosing a doctor's profession and willingness to work in primary health care institutions among graduates of the pediatric University. Pediatr. 2022; 3(1):83-92. DOI: 10.17816/PED13183-92. (In Russian).

8. Chutko L.S., Kozina N.V. Sindrom emocional'nogo vy-goraniya. Burnout syndrome. Clinical and psychological aspects. Moscow: MEDpress-inform; 2014. EDN: VZPVRR. (In Russian).

9. Lisovskii O.V. Peculiarities of health state of students in the system of higher medical education. Public Health and Health Care. 2024;1(80):34-38. DOI: 10.56685/1812055 5_2024_80_1_34. EDN: VHLBNR. (In Russian).

10. Lisovskii O.V., Fokin A.A., Lisitsa I.A., Ivanov D.O., Moise-eva K.E. Assessment of the personal maturity of students of the 1 course. Medical science and education in the Urals. 2024;25(1):74—78. DOI: 10.36361/18148999_2024_25_1_74. EDN: ZOPBBS. (In Russian).

11. Ivanov D.O., Lisovskii O.V., Gritsinskaya V.L., Moise-eva K.E., Lisitsa I.A. Self-assessment of health and nutritional status of female students of medical university.

Preventive and clinical medicine. 2024;1(90):90-

95. DOI: 10.47843/2074-9120_2024_1_90. EDN:

OVACTJ. (In Russian).

12. Lisovsky O.V., Zav'jalova A.N., Lisitsa I.A., Strukov E.L., Fokin A.A. Analysis of eating behavior and physical activity of first year medical university students. Children's Medicine of the North-West. 2023;11(4):72-77. DOI: 10.56871/CmN-W.2023.71.32.008. EDN: JKYRDP. (In Russian).

13. Zakharova N.M., Stepanova L.A. Motivation of applicants to enter the Medical Institute as an indicator of readiness for training. Bulletin of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov. Series: Medical Sciences. 2017;1(6):112-116. (In Russian).

14. Vasil'eva E.Ju., Tomilova M.I. Dinamics and character of study motivation of students of a medical university at different stages of training. Human ecology. 2007;6:34-39. EDN: HZUPTD. (In Russian).

15. Wouters A., Croiset G., Galindo-Garre F., Kusurkar R.A. Motivation of medical students: selection by motivation or motivation by selection. BMC Med Educ. 2016;16:37. DOI: 10.1186/s12909-016-0560-1.

16. Suslova G.A., Sousova E.V., Tulegenov V.V., Alieva T.A. The experience of investigation of the so-cio-psychological readiness of first-year students to study at a medical university. Medicine and health care organization. 2023;8(3):35-45. DOI: 10.56871/ MHCO.2023.82.70.004. EDN: RKAJRN. (In Russian).

17. Timofeev D.A., Sysoev V.N., Vlasova M.V. The attitude of medical university students to academic dishonesty. Medicine and health care organization. 2021;6(4):72-84. EDN: BDYYOP. (In Russian).

18. Souza G.C., Meireles E., Mira V.L., Leite M.M.J. Academic motivation scale — reliability and validity evidence among undergraduate nursing students. Rev Lat Am Enfermagem. 2021;29:e3420. DOI: 10.1590/15188345.3848.3420.

19. Shamilov M.D. The influence of academic motivation of students of the medical and preventive faculty of

usmu on the quality of education. Meditsinskaya sestra. 2022;24(6):16-18. DOI: 10.29296/25879979-2022-0604. (In Russian).

20. Olah B., Munnich A., Kosa K. Identifying academic motivation profiles and their association with mental health in medical school. Med Educ Online. 2023;28(1):2242597. DOI: 10.1080/10872981.2023.2242597.

21. Kunanitthaworn N., Wongpakaran T., Wongpakaran N., Paiboonsithiwong S., Songtrijuck N., Kuntawong P., Wedding D. Factors associated with motivation in medical education: a path analysis. BMC Med Educ. 2018; 18(1):140. DOI: 10.1186/s12909-018-1256-5.

22. Ardenska M., Ardenska A., Tomik R. Validity and reliability of the Polish version of the academic motivation scale: a measure of intrinsic and extrinsic motivation and amotivation. Health Psychol Rep. 2019;7(3):254-266. DOI: 10.5114/HPR.2019.86198.

23. Gordeeva T.O., Sychev O.A., Osin E.N. Academic motivation scales questionnaire. Psihologicheskij zhurnal. 2014;35(4):98-108. EDN: SJVWLN. (In Russian).

24. Wouters A., Croiset G., Schripsema N.R., Cohen-Schotanus J., Spaai G.W.G., Hulsman R.L., Kusurkar R.A. Students' approaches to medical school choice: relationship with students' characteristics and motivation. Int J Med Educ. 2017;8:217-226. DOI: 10.5116/ ijme.5921.5090.

25. Kim K.J., Hwang J.Y., Kwon B.S. Differences in medical students' academic interest and performance across career choice motivations. Int J Med Educ. 2016;7:52-5. DOI: 10.5116/ijme.56a7.5124.

26. Kusurkar R.A., Ten Cate T.J., van Asperen M., Croiset G. Motivation as an independent and a dependent variable in medical education: a review of the literature. Med Teach. 2011 ;33(5):e242-62. DOI: 10.3109/0142159X.2011.558539.

27. Noskova M.V., Beskova A.S., Bulygina D.V. From academic motivation of students — to the quality of education. Vestnik UGMU. 2016;4:80-83. EDN: VFCSZS. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.