ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.21045/1811-0185-2024-5-125-131 УДК 159.923.2+378.178+371.78+613.96
КОМПОНЕНТЫ ЛИЧНОСТНОИ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
О.В. Лисовский0 Д.О. Ивановь, К.Е. Моисеева0, А.А. Фокин^ И.А. Лисицае, В.М. Минееваf
а, ь, с, d, е, f фгбОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
а https://orcid.org/0000-0002-1749-169X; ь https://orcid.org/0000-0002-0060-4168; с https://orcid.org/0000-0002-3476-5971; d https://orcid.org/0009-0003-9121-5110; е https://orcid.org/0000-0003-3501-9660; f https://orcid.org/0009-0007-0857-8332.
И Автор для корреспонденции: Лисовский О.В.
АННОТАЦИЯ
Исследование личностной зрелости позволяет определить ресурсы профессиональной ответственности при освоении компетенций врача, что особенно важно в период адаптации к новым условиям обучения на первом курсе. Зрелая личность за счет развитых качеств добивается лучших результатов в короткие сроки и эффективно взаимодействует с другими людьми. Цель исследования: определение показателей личностной зрелости студентов, зачисленных на первый курс в 2023 году. Материалы и методы. Проведено анкетирование студентов, зачисленных на первый курс в 2023 году. Всего 396 человек: 313 девушки и 83 юноши. Средний возраст опрашиваемых составил 18,18±1,71 г. В исследовании использован метод Гиль-буха, позволяющий оценить уровень личностной зрелости в целом и ее составляющих.
Результаты. Выявлен высокий уровень неудовлетворительных показателей как личностной зрелости в целом, так и ее компонентов, среди которых худшие результаты отмечены при оценке отношения первокурсников к своему «Я» (неудовлетворительные результаты отмечены у 74,8%-63,9% по женскому и мужскому полу, соответственно). Медианы большинства показателей находились на неудовлетворительном уровне. Статистически значимых различий по полу не выявлено, однако медиана чувства отношения к своему «Я» оказалась значимой среди респондентов женского пола.
Выводы. Выявлен низкий уровень личностной зрелости студентов на фоне отсутствия мотивации и неопределенных жизненных установок при отсутствии способности к психологической близости с другими людьми, что может стать психологическим барьером при освоении профессиональных компетенций и коммуникации в медицинских профессиях. Компоненты личностной зрелости, чувство гражданского долга и «Я»-концепцию необходимо формировать на ранних этапах обучения, используя все возможности воспитательной работы и психологической поддержки первокурсников.
Ключевые слова: адаптация, мотивация достижений, «я»-концепция, чувство гражданского долга, жизненная установка, психологическая близость.
Для цитирования: Лисовский О.В., Иванов Д.О, Моисеева К.Е, Фокин А.А., Лисица И.А, Минеева В.М. Компоненты личностной зрелости студентов первого курса. Менеджер здравоохранения. 2024; 5:125-131. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-5-125-131.
ВВЕДЕНИЕ
Личностная зрелость является сложной инте-гративной характеристикой человека, объединяющей личностные, межличностные, интеллектуальные, эмоциональные и коммуникационные качества [1, 2]. В исследованиях, проводимых в гуманитарных образовательных учреждениях [3] и среди студентов психологов [4], личностная зрелость занимает первостепенное значение при получении высшего образования как на этапах адаптации к образовательной среде, так и в процессе обучения, что особенно важно в медицинских вузах на фоне постоянной высокой нагрузки [5]. Только высокий уровень профессиональной ответственности позволяет зрелой личности иметь четкие
жизненные установки и сохранять мотивацию при освоении учебного материала на должном уровне
[6]. Зрелая личность за счет адекватной самооценки и уважения к иному способна эффективно взаимодействовать с другими людьми, избегать конфликтов и взаимодействовать в команде (с друзьями, коллегами и профессорско-преподавательским составом)
[7]. Жизненные установки и навыки взаимодействия способствуют развитию отдельных компонентов личности и формируют профессиональные компетенции, среди которых коммуникация как неотъемлемая часть врача, обладающего клиническим мышлением. Таким образом, личностная зрелость является не только ресурсом для адаптации первокурсников, но и основой профессионализма врача.
•ИС
© Лисовский О.В, Иванов Д.О., Моисеева К.Е, Фокин А.А, Лисица И.А, Минеева В.М, 2024 г.
№5 Manager /Менеджер
2024 Zdravoochranenia / здравоохранения
Цель исследования: определение показателей личностной зрелости студентов, зачисленных на первый курс в 2023 году.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В исследование включены 396 студентов 1 курса. Большую часть респондентов составили девушки -313 человек (79%), юношей - 83 человека (21%). Преобладание студентов женского пола в исследовании в целом соответствует соотношению полов в других вузах, в том числе медицинских [8, 9]. Анкетирование проводилось обезличено, на добровольной основе. Испорченные анкеты и частично заполненные формы из исследования исключались. Средний возраст респондентов составил 18,18±1,71 г. Анкетирование проводилось в течение первого семестра 2023-2024 учебного года, в период адаптации к новым условиям и режиму обучения.
Показатели личностной зрелости на данном этапе приобретают значимую роль, поскольку зрелая личность за счет высоких показателей формирует ресурс адаптации к новым условиям обучения и способствует достижению успехов в профессиональной деятельности [10, 11]. При анкетировании использован опросник оценки личностной зрелости Ю.З. Гильбуха. [12]. Тест включал 33 вопроса, перед началом исследования подтверждалось добровольное согласие, разъяснялись цели. Вопросы включали в себя утверждения, соответствующие чувствам и особенностям восприятия для предложенных ситуаций. У каждого испытуемого суммарно определялись баллы, которые соответствовали уровню личностной зрелости. Дополнительно определялись критерии зрелости. Подсчет баллов производился по четырем категориям: весьма высокий, высокий, удовлетворительный и неудовлетворительный.
При статистической обработке использован комплекс программного обеспечения Jаmovi 2.3.21 [13]. Количественные показатели сформированы в виде медианы (Ме) и квартилей Q1 и Q3 в формате Ме ^1; Q3). Для сравнения выборок применялся критерий Манна-Уитни. При уровне р<0,05 результаты считались статистически значимыми. Для показателей, характеризующих качественные признаки, отмечалось абсолютное значение и относительная величина в процентах.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Описательные характеристики каждой группы представлены в таблице 1.
При оценке качественных значений, у респондентов обоих полов отмечен высокий процент неудовлетворительного уровня общей личностной зрелости (50,5%-39,8% у лиц женского и мужского пола соответственно), низкий уровень отношения к своему «Я» («Я»-концепция, достигнут максимальный процент неудовлетворительного уровня среди всех показателей личностной зрелости - 74,8% по женскому полу), низкий показатель уровня жизненных установок (до 53% по мужскому полу), неудовлетворительный уровень чувства гражданского долга (в 47%-45,8% по женскому и мужскому полу соответственно) и неудовлетворительный уровень способности к психологической близости (до 54,3% среди лиц женского пола). Следует отметить, что значительную долю по всем показателям занимал удовлетворительный уровень. Процент высокого уровня превышал процент удовлетворительного только в показателе «Чувство гражданского долга» (у лиц мужского и женского пола) и компоненте «Способность к психологической близости» (среди девушек).
По отдельным показателям максимальный процент весьма высокого уровня не достигал 10% (показатель чувства гражданского долга у респондентов мужского пола и показатель мотивации достижений у респондентов женского пола по 9,6% в обоих случаях), а по некоторым показателям весьма высокий балл получили единицы респондентов. Так, жизненные установки достигали весьма высокого уровня только в 2,2% наблюдений среди девушек и отсутствовали у юношей (0%).
При оценке количественных показателей выявлен невысокий уровень как личностной зрелости в целом, так и отдельных его компонентов. У юношей медиана уровня личностной зрелости составила 24 балла, что соответствовало неудовлетворительному уровню. У девушек медиана уровня личностной зрелости составила 27 баллов, что соответствовало удовлетворительному уровню, однако данный показатель находился у нижней границы удовлетворительного уровня - 25 баллов. Медианы показателя мотивации достижений среди лиц обоих полов соответствовали удовлетворительному уровню.
В ходе исследования установлены медианы уровня личностной зрелости и отдельных его компонентов. Медианы значений показателей личностной зрелости с распределением по полу приведены в таблице 2.
Медиана показателей отношения к своему «Я» у респондентов обоих полов находилась на
Таблица 1
Резуль
га Гильбуха
Показатель личностной зрелости Уровень зрелости Студенты женского пола п=313 (п, %) Студенты мужского пола п=83 (п, %) Критерий Манна-Уитни (р)
Общая личностная зрелость неудовл. 158 50,5% 33 39,8% 0,124
146 45 удовл. 46,6% 52,4%
высокий 9 2,9% 5 6,0%
Мотивация достижений 83 15 неудовл. 26,5% 18,1% 0,386
удовл. 103 32,9% 33 39,8%
_ 97 28 высокий 31,0% 33,7%
весьма высокий 30 9,6% 7 8,4%
Отношение к своему «Я» («Я» - концепция) 234 53 неудовл. 74,8% 63,9% 0,133
удовл. 61 19,5% 24 28,9%
_ 18 6 высокий 5,8% 7,2%
Чувство гражданского долга неудовл. 147 47,0% % 88 3 5, 4 0,686
72 16 удовл. 23,0% 19,3%
высокий 74 23,6% 21 25,3%
_ 20 8 весьма высокий . п 6,5% 9,6%
Жизненная установка неудовл. 142 45,4% 44 53,0% 0,287
109 23 удовл. 34,8% 27,7%
высокий 55 17,6% 16 19,3%
_ 7 0 весьма высокий ^ 2% 0 0%
Способность к психологической близости с другим человеком. неудовл. 170 54,3% 36 43,4% 0,063
61 22 удовл. 19,5% 26,5%
высокий 72 23,0% 18 21,7%
_ 10 7 весьма высокий 3 2% 8 4%
№5 Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
Таблица 2
Медианы показателей личностной зрелости
Показатель Лица женского пола п=313 Ме (01 - <33) Лица мужского пола п=83 Ме (31 - 33) Критерий Манна-Уитни (р)
Общая личностная зрелость 24 (11-34) 27 (15,5-36,5) 0,133
Мотивация достижений 12 (6-18) 13 (7-18) 0,583
Отношение к своему «Я» («Я» - концепция) 12 (3-20) 15 (8-22,5) 0,040
Чувство гражданского долга 4 (0-7) 5 (0,5-8) 0,219
Жизненная установка 11 (4-17) 10 (6-16) 0,743
Способность к психологической близости с другим человеком 6 (2-10) 7 (3,5-10) 0,218
неудовлетворительном уровне. Медиана показателя чувства гражданского долга среди лиц мужского и женского пола находилась на удовлетворительном уровне. Следует отметить, что медиана показателя «Жизненная установка» у обоих полов соответствовала удовлетворительному уровню, хотя находилась у нижней границы удовлетворительного уровня. Аналогичная картина выявлена при анализе показателя «Способность к психологической близости». При этом медианы всех показателей у первокурсников обоих полов не достигали высокого уровня. Анализ компонентов личностной зрелости не показал достоверных различий по полу (критерий Манна-Уитни не опускался ниже 0,063, в то время как для статистически значимой разницы необходимо значение критерия Манна-Уитни не выше 0,05). При оценке медиан показателей личностной зрелости также не было выявлено достоверных статистически значимых различий по полу, за исключением показателя отношения к своему «Я». Критерий Манна-Уитни для данного показателя составил 0,04, что соответствовало статистически значимому уровню.
ОБСУЖДЕНИЕ
В результате исследования получены данные, отражающие низкие показатели личностной зрелости среди студентов, поступивших в 2023 году на первый курс. Статистически значимого различия в результатах, за исключением медианы отношения к своему «Я», не выявлено, однако следует учитывать данные показатели, поскольку без своевременных педагогических и воспитательных методик, современные студенты-первокурсники составляют группу риска по развитию и прогрессированию социального инфантилизма [14].
Результаты данного исследования отражают медико-социальный портрет первокурсника 2023 года независимо от спецификации высшего образования. Ряд авторов указывают на последствия использования дистанционных технологий при обучении и дефицит групповых занятий на этапах получения среднего образования [15, 16]. Следует отметить, что все перечисленные проявления дефицита социальной зрелости указывают на необходимость социализации наших студентов путем укрепления межличностных взаимодействий на занятиях, привлечением первокурсников к волонтерской деятельности и совместным внеаудиторным мероприятиям [17].
Низкие показатели личностной зрелости и высокие учебные нагрузки создают студенту сложности в освоении учебного материала на начальных этапах обучения и определяют необходимость применения адаптационных программ и формирования общекультурных и профессиональных компетенций в социуме [18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение показателей личностной зрелости студентов первого курса позволяет выявить дефицитные компоненты, необходимые для освоения профессиональных компетенций, среди которых следует уделять внимание «Я»-концепции на фоне низкого уровня жизненной установки и способности к психологической близости с другим человеком. Важно учитывать возможные ресурсы обучающихся в медицинском вузе с привлечением адаптационных программ и социальных факторов. Формирование профессиональной ответственности и чувства гражданского долга необходимо начинать на ранних этапах обучения, возможно, до поступления в университет.
Менеджер
здравоохранения /
Мапедег № 5
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Малиева Е.С. Особенности взаимосвязи личностной зрелости с различными конструктами структуры личности // МНИЖ. 2022; 8(122); 1-14. [Malieva E.S. Features of the relationship of personal maturity with various constructs of personality structure // MNIZH. 2022; 8(122); 1-14 (In Russ.).] D0l:10.23670/IRJ.2022.122.104
2. Портнова А.Г. Личностная зрелость: подходы к определению // СПЖ. 2008; 27; 37-41. [Portnova A.G. Personal maturity: approaches to definition // SPZH. 2008; 27; 37-41. (In Russ.).]
3. Кожевникова О.В. О структуре личностной зрелости студентов университета // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2021; 4; 428-434. [Kozhevnikova O.V. About the structure of personal maturity of university students // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika». 2021; 4; 428-434. (In Russ.).] D0I:10.35634/2412-9550-2021-31-4-428-434
4. Новодворский Е.В. Оценка уровня личностной зрелости студентов-психологов разных возрастных групп: эмпирическое исследование // Психологическая наука и практика в современном обществе: реальность и тенденции развития: Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Хабаровск, 25-27 ноября 2020 года: Тихоокеанский государственный университет; 2021; 244-248. [Novodvorskij E.V. Assessment of the level of personal maturity of psychology students of different age groups: empirical research // Psihologicheskaya nauka i praktika v sovremennom obshchestve: real'nost' i tendencii razvitiya: Sbornik nauchnyh trudov po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Habarovsk, 25-27 noyabrya 2020 goda: Tihookeanskij gosudarstvennyj universitet; 2021; 244-248. (In Russ.).]
5. Бердиев Р.М., Кирюшин В.А., Моталова Т.В., Мирошникова Д.И. Состояние здоровья студентов-медиков и факторы его определяющие // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2017; 25(2); 303-315. [Berdiev R.M., Kiryushin V.A., Motalova T.V., Miroshnikova D. I . Health status and determinants of medical students // Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik imeni akademika I.P. Pavlova. 2017; 25(2); 303-315. (In Russ.).] D0I:10.23888/PAVL0VJ20172303-315
6. Дорофеева Н.В. Динамика показателей психического состояния, физического здоровья и успеваемости студентов в процессе обучения // Сибирский педагогический журнал. 2012; 9; 119-123. [Dorofeeva N.V. Dynamics of indicators of mental state, physical health and academic performance of students in the process of learning // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2012; 9; 119-123. (In Russ.).]
7. Коржева А.В. Конфликты «Преподаватель - студент» в высшей школе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009; 6(1); 54-56. [Korzheva A.V. Conflicts «Teacher - student» in higher school // Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2009; 6(1); 54-56. (In Russ.).]
8. Хонелидзе Д.С., Родин Ю.И., Сорокоумова С.Н. Состояние физического и психического здоровья студентов на начальном этапе обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2020; 8(4); 9-19. D0I:10. 26795/2307-1281-2020-8-4-9
9. Попов В.И., Судаков Д.В., Судаков О.В. Оценка психологического здоровья студентов медицинского вуза // Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы. 2019; 110-126.
10. Бабаев Т.М, Каргина Н.В. Психологические особенности тревожности студентов в процессе адаптационного периода в первый год обучения в вузе // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2014; 2; 55-59.
11. Заболотная С.Г. К вопросу об успешности адаптации студентов медицинского вуза // Ученые записки СПбГМУ им. И.П. Павлова. 2012; 4; 17-20.
12. Гильбух Ю.З. Тест-опросник личностной зрелости: брошюра // НПЦ Психодиагностика и дифференцированное обучение. 1994; 1-24.
13. Евдокимова Г.С. Статистический пакет jamovi: новый уровень взаимодействия с R // Системы компьютерной математики и их приложения. 2023; 24; 22-27.
14. Данилова А.Е. Социальный инфантилизм молодёжи как социально-педагогическая проблема // Народы и культуры Саяно-Алтая и сопредельных территорий: Материалы IX Международной научной конференции, посвященной Десятилетию науки и технологий и Десятилетию языков коренных народов, Абакан, 21 сентября 2023 года. - Абакан: Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. 2023; 68-70.
15. Лисовский О.В, Гостимский А.В., Карпатский И.В., Лисица И.А., Кузнецова Ю.В., Завьялова А.Н. Перспективы дистанционного обучения при формировании профессиональных компетенций в медицинском вузе // Виртуальные технологии в медицине. 2020; 3(25); 101-102. D0I:10.46594/2687-0037_2020_3_1235
16. Макарова О.В. Анализ эффективности пациентоцентричных коммуникативных навыков врача // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2020; 12(3); 108-121. D0I:10.12731/2658-6649-2020-12-3-108-121
17. Барангов А.О. Социальный инфантилизм как педагогическая проблема // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2023; 57; 28-31. DOI: I 10.37386/2413-4481-2023-4-28-31
18. Булатов Э.Ф., Попугайло М.В. Особенности социальной адаптации различных групп студентов в вузе и способы ее достижения // Тенденции развития науки и образования. 2023; 98(1); 42-46. DOI 10.18411/ trnio-06-2023-12.
•КС
ORIGINAL PAPER
COMPONENTS OF PERSONAL MATURITY OF THE FIRST-YEAR STUDENTS
0.V. Lisovskii a : , D.O. Ivanov b, K.E. Moiseeva c, Fokin A.A. d,
1.A. Lisitsa e, V.M. Mineeva f
a, t, c, d, e, f Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «St. Petersburg State Pediatric Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation. a https://orcid.org/0000-0002-1749-169X; b https://orcid.org/0000-0002-0060-4168; c https://orcid.org/0000-0002-3476-5971; d https://orcid.org/0009-0003-9121-5110; e https://orcid.org/0000-0003-3501-9660; f https://orcid.org/0009-0007-0857-8332.
H Corresponding author: Lisovskii O. V.
ABSTRACT
Research of personal maturity allows to determine the resources of professional responsibility in the development of the doctor's
competencies, which is especially important during the period of adaptation to the new conditions of learning in the first year. Mature
person due to developed qualities achieves better results in a short time and effectively interacts with other people.
Purpose of the study is to determine the indicators of personal maturity of students enrolled in the first year in 2023.
Materials and methods. The Department of General Medical Practice conducted a survey of students enrolled in the first year in 2023.
Total 396 persons: 313 women and 83 men. The average age of the respondents was 18,18±1,71 years. The study used the Hilbuch
method to assess the level of personal maturity in general and its components.
Results. The high level of unsatisfactory indicators of both personal maturity in general and its components was revealed, among which the worst results were noted when assessing the relationship of freshmen to their «I» (74.8% to 63.9% for females and males respectively). The medians of most indicators were not satisfactory. There are no statistically significant differences by sex, but the median sense of relationship to his «I» was significant among female respondents.
Findings. The low level of personal maturity of students was revealed with no motivation and undetermined life attitudes in the absence of the ability to psychological intimacy with other people, which can become a psychological barrier to the development of professional competencies and communication in medical professions. Components of personal maturity, sense of civic responsibility and «I»-concept must be formed at the initial stage of learning, using all the possibilities of educational work and psychological support for freshmen.
Keywords: adaptation, motivating achievements, «I»-conception, a sense of civic duty, life setup, psychological intimacy
For citation: Lisovskii O. V., Ivanov D.O., Moiseeva K.E., Fokin A.A., Lisitsa I.A., Mineeva V.M. Components of personal maturity of the first-year students. Manager Zdravookhranenia. 2024; 5:125-131. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-5-125-131.
REFERENCES
1. Malieva E.S. Features of the relationship of personal maturity with various constructs of personality structure // MNIZH. 2022; 8(122); 1-14. D0l:10.23670/IRJ.2022.122.104
2. Portnova A.G. Personal maturity: approaches to definition // SPZH. 2008; 27; 37-41.
3. Kozhevnikova O.V. About the structure of personal maturity of university students // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika». 2021; 4; 428-434. D0I:10.35634/2412-9550-2021-31-4-428-434
4. Novodvorskij E.V. Assessment of the level of personal maturity of psychology students of different age groups: empirical research // Psihologicheskaya nauka i praktika v sovremennom obshchestve: real'nost' i tendencii razvitiya: Sbornik nauchnyh trudov po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Habarovsk, 25-27 noyabrya 2020 goda: Tihookeanskij gosudarstvennyj universitet; 2021; 244-248.
5. Berdiev R.M., Kiryushin V.A., Motalova T.V., Miroshnikova D.I. Health status and determinants of medical students // Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik imeni akademika I.P. Pavlova. 2017; 25(2); 303-315. D0I:10.23888/PAVL0VJ20172303-315
6. Dorofeeva N. V. Dynamics of indicators of mental state, physical health and academic performance of students in the process of learning // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2012; 9; 119-123.
7. Korzheva A. V. Conflicts «Teacher - student» in higher school // Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2009; 6(1); 54-56.
8. Honelidze D.S., Rodin YU.I, Sorokoumova S.N. The state of physical and mental health of students at the initial stage of university education // Vestnik Mininskogo universiteta. 2020; 8(4); 9-19. D0I:10.26795/2307-128 1-2020-8-4-9
9. Popov V.I, Sudakov D.V., Sudakov O.V. Evaluation of psychological health of medical students // Zdorov'e molodezhi: novye vyzovy i perspektivy. 2019; 110-126.
10. Babaev T.M, Kargina N.V. Psychological features of anxiety of students during the adaptation period in the first year of study at the university // Vestnik RUDN. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2014; 2; 55-59.
11. Zabolotnaya S.G. To the question of the success of adaptation of students of medical university // Uchenye zapiski SPbGMU im. I.P. Pavlova. 2012; 4; 17-20.
—-13C
Менеджер
здравоохранения /
Manager № 5
ZdrevoochreneniB 2024
12. Gil'buh Yu.Z. Personal maturity test questionnaire: brochure // NPC Psihodiagnostika i differencirovannoe obuchenie. 1994; 1-24.
13. Evdokimova G.S. The jamovi statistical package: a new level of interaction with R // Sistemy komp'yuternoj matematiki i ih prilozheniya. 2023; 24; 22-27.
14. Danilova A.E. Social infantilism of youth as a socio-pedagogical problem // Narody i kul'tury Sayano-Altaya i sopredel'nyh territorij: Materialy IX Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvyashchennoj Desyatiletiyu nauki i tekhnologij i Desyatiletiyu yazykov korennyh narodov, Abakan, 21 sentyabrya 2023 goda. - Abakan: Hakasskij nauchno-issledovatel'skij institut yazyka, literatury i istorii. 2023; 68-70.
15. Lisovskii O.V., Gostimskii A.V., Karpatskii I.V., Lisitsa I.A., Kuznetsova YU.V, Zavyalova A.N. Prospects of distance learning in the formation of professional competencies in a medical university // Virtual'nye tekhnologii v medicine. 2020; 3(25); 101-102. D0I:10.46594/2687-0037_2020_3_1235
16. Makarova O.V. Analysis of the effectiveness of patient-centric communicative skills of a doctor // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2020; 12(3); 108-121. D0I:10.12731/2658-6649-2020-12-3-108-121
17. Barangov A.O. Social infantilism as a pedagogical problem // Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2023; 57; 28-31. DOI: I 10.37386/2413-4481-2023-4-28-31
18. Bulatov E.F., Popugajlo M.V. Features of social adaptation of different groups of students in the university and ways of its achievement // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2023; 98(1); 42-46. DOI 10.18411/ trnio-06-2023-12.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Лисовский Олег Валентинович - канд. мед. наук, доцент, заведующий кафедрой общей медицинской практики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия.
Oleg V. Lisovskii - MD, PhD, Cand. Sc. (Medicine) Associate Professor, the head of the Department of General Medical Practice of Saint-Petersburg State Pediatric Medical University of the Ministry of Health of Russia, Saint-Petersburg, Russia. E-mail: oleg.lisowsky@yandex.ru
Иванов Дмитрий Олегович - д-р мед. наук, профессор, заслуженный врач РФ, главный внештатный специалист - неонатолог Минздрава России, ректор, заведующий кафедрой неонатологии с курсами неврологии и акушерства - гинекологии ФП и ДПО ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия.
Dmitry O. Ivanov - MD, PhD, Dr. Sci. (Medicine), Professor, Honored Doctor of Russian Federation; Chief External Neonatologist of the Russian Ministry of Health Rector, Head of the Department of Neonatology with Courses in Neurology and Obstetrics - Gynecology of Faculty of Postgraduate and Additional Professional Education of Saint-Petersburg State Pediatric Medical University of the Ministry of Health of Russia, Saint-Petersburg, Russia. E-mail: spb@gpmu.ru
Моисеева Карина Евгеньевна - д-р мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия.
Karina E. Moiseeva - MD, PhD, Dr. Sci. (Medicine), Associate Professor of the Public Health and Healthcare Department of Postgraduate and Additional Professional Education of Saint-Petersburg State Pediatric Medical University of the Ministry of Health of Russia, Saint-Petersburg, Russia. E-mail: karina-moiseeva@yandex.ru
Фокин Александр Андреевич - ассистент кафедры общей медицинской практики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия. Aleksandr A. Fokin - MD, assistant of the Department of General Medical Practice of the St. Petersburg State Pediatric Medical University of the Ministry of Health of Russia, Saint-Petersburg, Russia. E-mail: aleksandr.fokin.97@mail.ru,
Лисица Иван Александрович - ассистент кафедры общей медицинской практики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия. Ivan A. Lisitsa - MD, assistant of the Department of General Medical Practice of the St. Petersburg State Pediatric Medical University of the Ministry of Health of Russia, Saint-Petersburg, Russia. E-mail: ivan_lisitsa@mail.ru
Минеева Вероника Михайловна - студент второго курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия.
Veronika M. Mineeva - student of the St. Petersburg State Pediatric Medical University of the Ministry of Health of Russia, Saint-
Petersburg, Russia.
E-mail: fortemina@yandex.ru
№ 5 Manager
2024 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения