Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРЕВОГИ И ДЕПРЕССИИ У СТУДЕНТОВ I КУРСА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРЕВОГИ И ДЕПРЕССИИ У СТУДЕНТОВ I КУРСА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тревога / депрессия / качество жизни / психологическое здоровье / личностная зрелость / Госпитальная шкала тревоги и депрессии / студенты первого курса / anxiety / depression / quality of life / psychological health / personal maturity / Hospital Scale of Anxiety and Depression / first-year students

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Лисовский Олег Валентинович, Мария Александровна Господарец, Иван Александрович Лисица, Александр Андреевич Фокин, Полина Андреевна Панкратова

С целью определения уровня тревоги и депрессии у первокурсников проведено анкетирование 404 студентов медицинского университета (ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России). Использованы опросник Цунга и Госпитальная шкала тревоги и депрессии. Исследование дополнено оценкой личностной зрелости по Гильбуху. Выявлена минимальная связь между возрастом и тревогой. Определена высокая степень взаимозависимости между тревогой и депрессией. Учитывая низкий уровень личностной зрелости и высокую тревожность обучающихся на первом курсе, необходимо на начальных этапах обучения применять методы ранней диагностики изменений психики и совершенствовать профилактические программы в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Лисовский Олег Валентинович, Мария Александровна Господарец, Иван Александрович Лисица, Александр Андреевич Фокин, Полина Андреевна Панкратова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF ANXIETY AND DEPRESSION OF FIRST-YEAR STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY

In order to determine the level of anxiety and depression among freshmen, 404 students of medical university (FSBEI HE SPbSPMU) were surveyed. The Tsung questionnaire and the Hospital Anxiety and Depression Scale were used. The study is supplemented by an assessment of Gilbukh’s Personal Maturity. A minimal connection between age and anxiety has been identified. A high degree of interdependence between anxiety and depression has been determined. Given the low level of personal maturity and high anxiety of students in the first year, it is necessary to apply methods of early diagnosis of mental changes at the initial stages of training and improve preventive programs at the university.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРЕВОГИ И ДЕПРЕССИИ У СТУДЕНТОВ I КУРСА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Г"

ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ

© Лисовский О.В., Господарец М.А., Лисица И.А., Фокин А.А., Панкратова П.А., Близнякова Д.С., 2024

УДК 616.89-008.454-057.875:61:378.4 DOI: 10.56685/18120555_2024_81_2_23

^^ ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРЕВОГИ И ДЕПРЕССИИ У СТУДЕНТОВ = I КУРСА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Олег Валентинович Лисовский, канд. мед. наук, доцент, зав. кафедрой общей медицинской практики ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России [194100 г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2; e-mail: oleg.lisowsky@yandex.ru] Мария Александровна Господарец, ассистент кафедры общей медицинской практики СПбГПМУ [e-mail: iam123@mail.ru]

Иван Александрович Лисица, ассистент кафедры общей медицинской практики СПбГПМУ [e-mail: ivan_lisitsa@mail.ru] Александр Андреевич Фокин, ассистент кафедры общей медицинской практики СПбГПМУ [e-mail: aleksandr.fokin.97@mail.ru]

Полина Андреевна Панкратова, ассистент кафедры общей медицинской практики СПбГПМУ [e-mail: polina.pankratova@bk.ru]

Дарья Сергеевна Близнякова, ассистент кафедры общей медицинской практики СПбГПМУ [e-mail: d.bliznyakova@yandex.ru]

Реферат. С целью определения уровня тревоги и депрессии у первокурсников проведено анкетирование 404 студентов медицинского университета (ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России). Использованы опросник Цунга и Госпитальная шкала тревоги и депрессии. Исследование дополнено оценкой личностной зрелости по Гильбуху. Выявлена минимальная связь между возрастом и тревогой. Определена высокая степень взаимозависимости между тревогой и депрессией. Учитывая низкий уровень личностной зрелости и высокую тревожность обучающихся на первом курсе, необходимо на начальных этапах обучения применять методы ранней диагностики изменений психики и совершенствовать профилактические программы в университете.

Ключевые слова: тревога, депрессия, качество жизни, психологическое здоровье, личностная зрелость, Госпитальная шкала тревоги и депрессии, студенты первого курса.

= ASSESSMENT OF THE LEVEL OF ANXIETY AND DEPRESSION = OF FIRST-YEAR STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY

Oleg V. Lisovskii, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of General Medical Practice of FSBEI HE SPbSPMU of the Ministry of Health of the Russian Federation [194100 St. Petersburg, Litovskaya str., 2; e-mail: oleg.lisowsky@yandex.ru]

Maria A. Gospodarets, Assistant of the Department of General Medical Practice of SPbSPMU [e-mail: iam123@mail.ru] luan A. Lisitsa, Assistant of the Department of General Medical Practice of of SPbSPMU [e-mail: ivan_lisitsa@mail.ru] Alexander A. Fokin, Assistant of the Department of General Medical Practice of SPbSPMU [e-mail: aleksandr.fokin.97@mail.ru]

Polina A. Pankratoua, Assistant of the Department of General Medical Practice of SPbSPMU [e-mail: polina.pankratova@bk.ru]

Daria S. Bliznyakoua, Assistant at the Department of General Medical Practice of SPbSPMU [e-mail: d.bliznyakova@yandex.ru]

Abstract. In order to determine the level of anxiety and depression among freshmen, 404 students of medical university (FSBEI HE SPbSPMU) were surveyed. The Tsung questionnaire and the Hospital Anxiety and Depression Scale were used. The study is supplemented by an assessment of Gilbukh's Personal Maturity. A minimal connection between age and anxiety has been identified. A high degree of interdependence between anxiety and depression has been determined. Given the low level of personal maturity and high anxiety of students in the first year, it is necessary to apply methods of early diagnosis of mental changes at the initial stages of training and improve preventive programs at the university.

Key words: anxiety, depression, quality of life, psychological health, personal maturity, Hospital Scale of Anxiety and Depression, first-year students.

Изучение психоэмоционального состояния студентов необходимо для расширения понимания спектра причин, приводящих к стрессам. Эти знания позволяют выработать продуктивные практи-

ки, предупреждающие нежелательные последствия [2]. Переход на ступень профессионального образования насыщен факторами, деструктивно влияющими на учебную мотивацию студентов I курса. По-

падание в иную образовательную среду, с характерной для нее повышенной персональной ответственностью за результат, приводит к формированию образовательных барьеров [3].

Современные исследования показывают значимость своевременной психологической диагностики. Расширение спектра мониторингового наблюдения позволяет выработать комплекс мер компенсирующего воздействия. Своевременное реагирование обеспечивает комфортную интеграцию в среду профессионального образования, становится залогом выстраивания продуктивного взаимодействия с однокурсниками и преподавателями [8]. Недостаточное внимание к физическому и психическому здоровью может привести к снижению качества образовательного процесса и увеличению темпов роста хронических заболеваний [1, 6].

Необходимо отметить, исследователи во всем мире выделяют высокую распространенность психопатологических нарушений у студентов медицинских вузов. К самым частым из них относится депрессия [7, 12, 15]. Студенты медицинских вузов подвержены двойному стрессовому воздействию: эмоциональная напряженность и высокие учебные нагрузки [9].

Дополнительно формируется искажение показателей качества жизни и самооценки. Изменяющиеся условия при обучении являются дополнительным источником стресса для студентов I курса. Переход из состояния самых старших в рамках школьного коллектива в разряд самых младших и неопытных среди студенческого коллектива сказывается на самооценке подростков, что, в свою очередь, в отдельных случаях может стать причиной девиантного поведения и провоцировать к эпатажу в стремлении занять

более статусные позиции в новом коллективе [11, 14].

35 -

Цель исследования - определить уровень тревожности и депрессии у студентов I курса.

Материал и методы. Проведено анонимное анкетирование обучающихся, изъявивших добровольное согласие. В исследовании приняли участие студенты I курса (всего 404 респондента). Для достижения цели исследования использовались опросники Цунга и Госпитальная шкала тревоги и депрессии (ГШТД). Анкета состояла из утверждений, отражавших эмоции и особенности личного восприятия. Анкета была составлена из вопросов, отражавших тревожные и депрессивные признаки реагирования. Результаты каждого респондента суммировались в баллы, что позволяло определить склонность к депрессии или тревоге. Дополнительно проводилось тестирование по методике Гильбуха для определения уровня личностной зрелости.

Результаты и их обсуждение. В исследовании приняли участие 404 первокурсника, среди которых 316 (78,2%) человек - респонденты женского пола и 88 (21,8%) - мужского. Средний возраст составил 18,17 года, вариация несущественная, группа однородна по возрасту. Балл депрессии по Цунгу имел более высокую вариацию, 22,6%, однако группа может считаться однородной. Максимальный балл - 78, минимальный равен 21.

Коэффициент корреляции показал, что связи между баллами депрессии и возрастом не выявлено (коэффициент равен 0,08; р^а1ие=0,10 (рис. 1).

Распределение опрошенных по баллам депрессии не соответствовало нормальному (критерий Колмогорова-Смирнова 0,00; р^а1ие=0,001). Распределение опрошенных по баллам тревоги также отклонялось от нормального (критерий Колмогорова-Смирнова 0,01; р^а1ие=0,001) (табл. 1).

30 -

Е

ш ^

£ 25 го

о со

20

• • • • ••• • • • • • • • • • • • •• • •• ••• •••••• •

40 60 80

Депрессия

Рис. 1. Коэффициент корреляции баллов депрессии и возраста (баллы)

Т а б л и ц а 1

Описательная статистика депрессии и тревоги (п=404)

Переменная Средняя/Меап Медиана/Median СКО/Standard Deviation Коэфф. вариации/^ Число наблюдений

Возраст 18,17 18,00 1,69 0,093 404

Депрессия, балл 5,62 5,00 3,26 0,58 404

Тревога, балл 7,78 7,00 4,53 0,58 404

Анализ полей корреляции для баллов депрессии, тревоги и возраста показал значимую взаимосвязь баллов тревоги и депрессии. Взаимосвязи депрессии и возраста (г=0,0488; р^аЮе=0,3282), тревоги и возраста (г=0,0365; р^а!ие=0,4640), тревоги и депрессии (г=0,5840***; р^а!ие=0,000) (рис. 2).

Расчет коэффициента корреляции для измерений депрессии по шкалам Цунга и депрессии по ГШТД позволил выявить, что г=0,0890*; р^а!ие=0,0739, связь есть, но очень слабая и значимая только на 10% уровне (рис 3).

10

20

20

10

ИТОГ ДЕПРЕССИЯ * * * * * * * * * * * ** ** ********* ** **** ***** * ***** *♦♦♦ * * ******** ***** * *** * * * * * * * * * * * * * * *******•**•••« *************** * * **** *** * * ** * * ** * * * * ** * * *

* * * * * * *

***** ** * ********* ** *************** * ** ***** ***** ** ************ * * ****** **** ****** ***** * ** ** * * * * * *** * * * ** * * * * * ИТОГ ТРЕВОГА * * * * ** * * *** * **** ** ** ***** * *** * * ***** **** * * **** * *** * * * *** *** ** *

♦ ♦ : ♦ ♦ ♦ • ♦ * ¡шНШнУ^м— Возраст, лет_G

- 15

- 10 5 0

5 10 15 20 30

Рис. 2. Поля корреляции по возрасту, депрессии и тревоге

- 40

30

20

40

15

3

о

о ф

ср

с

ф

ч Ъ

л л а

ш

10

5

• I • »1

• « I

* ••• • •• •

• • ••••• • • • • • •• • •••• ••• *

• • •• • •• ••• •• • ••••

* •• * *• ••••••••• * »*• •• • *

• • •••• •• ••••• •• • •

•• ••• ••••• ••• *•• •• •••• *

•• ••••••••••••••••••• • ••••

• •••• •••••• •• •• ••••••• • •«

• ••••••••••••••• ••• I м «

• * ••••••• •••••• * ••

•• •••• ••• •• •••••• •

• • • •• •• *• •

• ••

I •

*

"Т"

20

40 60

Баллы депрессии по Цунгу

80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

0

0

Рис. 3. Коэффициент корреляции баллов депрессии по Цунгу и ГШТД

Т а б л и ц а 2

Тест Стьюдента при анализе межгрупповых различий баллов по шкале Гильбуха в зависимости от пола

Шкала Женский пол Мужской пол T-test (p-value)

Средняя / Mean СКО / Standard Deviation Средняя / Mean СКО / Standard Deviation

Личностная зрелость 22,35 16,59 25,70 15,86 -1,6506** (0,0498)

Мотивация достижений 12,09 8,37 12,78 7,53 -0,6850 (0,4938)

Я-концепция 11,63 11,23 14,20 11,11 -1,8614** (0,0317)

Чувство гражданского долга 3,56 5,18 4,48 5,18 -1,4373* (0,0757)

Жизненная установка 10,79 8,74 10,76 7,77 0,0255 (0,9797)

Способность к психологической близости 5,78 5,17 6,60 4,96 -1,3048* (0,0964)

* - коэффициенты, значимые на уровне 10%. ** - коэффициенты, значимые на уровне 5%.

Анализ различий баллов по опроснику Гильбу-ха показал, что различия по полу имелись для всех шкал, кроме мотивации достижений и жизненной установки (табл. 2).

Следует отметить, что коэффициенты корреляции Пирсона для субшкал при изучении адаптации по опроснику Гильбуха показали существенную умеренную прямую зависимость между адаптацией к группе и адаптацией к деятельности. С возрастом ни одна из субшкал связи не имела.

Изменение социального статуса, ставшее следствием поступления в медицинский вуз, ведет к неизбежному повышению степени тревоги. Повышение уровня тревоги может сопровождаться высокими значениями депрессии [17]. Своевременный мониторинг тревожно-депрессивного компонента психики в комплексе с компенсирующими мерами является эффективным способом укрепления здоровья студентов на начальных этапах обучения [4, 12].

Применение Госпитальной шкалы тревоги и депрессии позволило увидеть прямую зависимость тревоги и депрессии. Стоит заметить, что взаимосвязь депрессии и возраста, а также тревоги и возраста минимальна, это дает основания полагать, что причины повышенной тревожности связаны именно с особенностями статуса студента I курса на фоне незрелости личности [13]. Контрастность условий переходного периода способствует повышенной тревожности и, как следствие, - увеличению риска развития депрессии [5, 10, 16].

Выводы:

1. Изучение уровня тревоги и депрессии является надежным методом ранней диагностики изменений психики у студентов I курса.

2. Выявлена максимальная взаимосвязь тревоги и депрессии, что определяет необходимость мониторинга уровня тревожности у студентов, обучающих-

ся на I курсе, и совершенствования профилактических программ в университете.

Литература

1. Анай-Оол, В. А. Оценка нервно-психического состояния студенческой молодежи / В. А. Анай-Оол, Ю. Н. Ревя-кина, Е. В. Ненахова // Эпомен: медицинские науки. -2023. - № 8. - С. 8-13.

2. Борсукова, Д. И. Психологическое неблагополучие студентов-медиков и способы снижения эмоционального дискомфорта в дальнейшей профессиональной деятельности / Д. И. Борсукова, Е. Н. Кунакбаева, М. В. Старчикова // Scientist. - 2022. - № 22 (4). - С. 4-6.

3. Братцева, О. А. Мотивационные барьеры студентов: понятия, причины, способы преодоления / О. А. Братцева, Е. В. Пырьева // Мир науки, культуры, образования. -2022. - № 5 (96). - С. 50-53.

4. Воронцов, П. Г. Двигательная активность современных студентов медицинского вуза: проблемы и перспективы / П. Г. Воронцов, П. Г. Вегнер, Д. А. Дейс // Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. - 2023. -№ 1. - С. 36-34.

5. Высокий уровень тревожности как значимый фактор риска в оценке здоровья и социального самочувствия студентов медицинского университета / Д. А. Тимофеев, Г. Ю. Сазанова, М. А. Цвигайло [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2023. - № 31 (6). - С. 1390-1395.

6. Гафиятуллина, М. И. Психическое здоровье студентов: количественный анализ российских публикаций по проблемам депрессии и тревоги / М. И. Гафиятул-лина, О. В. Каратеев // Гуманитарные науки. - 2022. -№ 1 (57). - С. 160-172.

7. Герасимова, Т. В. Проблемы организации учебного процесса в медицинском вузе (здоровьесберегающий аспект) / Т. В. Герасимова // Общество. - 2022. -№ 4-2 (27). - С. 17-19.

8. Голенкова, А. В. Проблемы психического здоровья у студентов-медиков в мире / А. В. Голенкова, Е. Е. Николаев // Медицинская сестра. - 2023. - № 3 (25). - С. 16-22.

9. Жемчужникова, К. В. Психологический микроклимат и адаптированность студенческой молодежи ВШУ к образовательной среде вуза / К. В. Жемчужникова, С. И. Дронова // Mолодежный инновационный вестник. -202Э. - № 12 (2). - С. 583-584.

10. Копылов, А. С. Здоровье студенческой молодежи и факторы риска, его определяющие / А. С. Копылов // Российский вестник гигиены. - 2022. - № 1. - С. 38-45.

11. Новикова, Ю. Ю. Успешность адаптации студентов вузов первого года обучения и ее взаимосвязь с нарушениями пищевого поведения / Ю. Ю. Новикова // Гуманитарный научный вестник. - 202Э. - № 10. - С. 27-Э1.

12. Особенности нервно-психического реагирования выпускников в экзаменационный период / О. В. Лисовский, E. А. Рочас, И. А. Лисица [и др.] // Mедицинская наука и образование Урала. - 202Э. - Т. 24, № 2 (114). -

C. 11Э-119.

13. Уровень личностной зрелости студентов 1 курса медицинского вуза / О. В. Лисовский, Д. О. Иванов, К. E. Mои-сеева [и др.] // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. - 2024. - № 1. - С. Э7-41.

14. Ушакова, Е. В. Отношение к здоровому образу жизни и физкультурно-спортивной деятельности студентов медицинского вуза / E. В. Ушакова, П. Г. Воронцов // Теория и практика физической культуры. - 202Э. - № Э. - С. 38.

15. Халак, М. Е. Психическое здоровье обучающихся как стратегическая цель развития образования: опыт комплексной поддержки студентов в США и России / M. E. Халак, А. E. Mазанова, M. В. Балыкова // Концепт: научно-методический электронный журнал. - 2022. -№ 10. - С. 168-185.

16. Чижкова, М. Б. Личностные факторы адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза / M. Б. Чижкова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2021. - Т. 2Э, № 4 (88). - С. 1005-1015.

17. Cyberbullying, social media addiction and associations with depression, anxiety, and stress among medical students in Malaysia / M. H. L. Lee, M. Kaur, V. Shaker [et al.] // Int. J. Environ Res. Public Health. - 202Э. - № 20 (4). - Р. Э1Э6.

References

1. Anai-Ool, V. A. Ocenka nervno-psihicheskogo sostoyaniya studencheskoi molodezhi / V. A. Anai-Ool, Yu. N. Revya-kina, E. V. Nenahova // Epomen: medicinskie nauki. -202Э. - № S. - S. 8-1Э.

2. Borsukova, D. I. Psihologicheskoe neblagopoluchie stu-dentov medikov i sposoby snizheniya emocional'nogo diskomforta v dal'neishei professional'noi deyatel'nosti /

D. I. Borsukova, E. N. Kunakbaeva, M. V. Starchikova // Scientist. - 2022. - № 22 (4). - S. 4-6.

3. Bratceva, O. A. Motivacionnye bar'ery studentov: po-nyatiya, prichiny, sposoby preodoleniya / O. A. Bratceva,

E. V. Pyr'eva // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2022. -№ 5 (96). - S. 50-5Э.

4. Voroncov, P. G. Dvigatel'naya aktivnost' sovremennyh studentov medicinskogo vuza: problemy i perspektivy /

P. G. Voroncov, P. G. Vegner, D. A. Deis // Mezhkul'turnaya kommunikaciya v obrazovanii i medicine. - 2023. - № 1. -S. 36-34.

5. Vysokii uroven' trevozhnosti kak znachimyi faktor riska v ocenke zdorov'ya i social'nogo samochuvstviya studentov medicinskogo universiteta / D. A. Timofeev, G. Yu. Saza-nova, M. A. Cvigailo [i dr.] // Problemy social'noi gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. - 2023. - № 31 (6). -S. 1390-1395.

6. Gafiyatullina, M. I. Psihicheskoe zdorov'e studentov: kolichestvennyi analiz rossiiskih publikacii po problemam depressii i trevogi / M. I. Gafiyatullina, O. V. Karateev // Gumanitarnye nauki. - 2022. - № 1 (57). - S. 160-172.

7. Gerasimova, T. V. Problemy organizacii uchebnogo processa v medicinskom vuze (zdorov'esberegayuschii aspekt) / T. V. Gerasimova // Obschestvo. - 2022. - № 4-2 (27). -S. 17-19.

8. Golenkova, A. V. Problemy psihicheskogo zdorov'ya u studentov-medikov v mire / A. V. Golenkova, E. E. Nikolaev // Medicinskaya sestra. - 2023. - № 3 (25). - S. 16-22.

9. Zhemchuzhnikova, K. V. Psihologicheskii mikroklimat i adaptirovannost' studencheskoi molodezhi VGMU k obrazovatel'noi srede vuza / K. V. Zhemchuzhnikova, S. I. Dronova // Molodezhnyi innovacionnyi vestnik. -

2023. - № 12 (2). - S. 583-584.

10. Kopylov, A. S. Zdorov'e studencheskoi molodezhi i faktory riska, ego opredelyayuschie / A. S. Kopylov // Rossiiskii vestnik gigieny. - 2022. - № 1. - S. 38-45.

11. Novikova, Yu. Yu. Uspeshnost' adaptacii studentov vuzov pervogo goda obucheniya i ee vzaimosvyaz' s narusheni-yami pischevogo povedeniya / Yu. Yu. Novikova // Gumani-tarnyi nauchnyi vestnik. - 2023. - № 10. - S. 27-31.

12. Osobennosti nervno-psihicheskogo reagirovaniya vy-pusknikov v ekzamenacionnyi period / O. V. Lisovskii, E. A. Rochas, I. A. Lisica [i dr.] // Medicinskaya nauka i obrazovanie Urala. - 2023. - T. 24, № 2 (114). - S. 113-119.

13. Uroven' lichnostnoi zrelosti studentov 1 kursa medicinskogo vuza / O. V. Lisovskii, D. O. Ivanov, K. E. Moiseeva [i dr.] // Zdorov'e, demografiya, ekologiya finno-ugorskih narodov. -

2024. - № 1. - S. 37-41.

14. Ushakova, E. V. Otnoshenie k zdorovomu obrazu zhizni i fizkul'turno-sportivnoi deyatel'nosti studentov medicinskogo vuza / E. V. Ushakova, P. G. Voroncov // Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury. - 2023. - № 3. - S. 38.

15. Halak, M. E. Psihicheskoe zdorov'e obuchayuschihsya kak strategicheskaya cel' razvitiya obrazovaniya: opyt komplek-snoi podderzhki studentov v SSHA i Rossii / M. E. Halak, A. E. Mazanova, M. V. Balykova // Koncept: nauchno-metod-icheskii elektronnyi zhurnal. - 2022. - № 10. - S. 168-185.

16. Chizhkova, M. B. Lichnostnye faktory adaptacii studentov-pervokursnikov k obrazovatel'noi srede medicinskogo vuza / M. B. Chizhkova // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvenno-go universiteta. - 2021. - T. 23, № 4 (88). - S. 1005-1015.

17. Cyberbullying, social media addiction and associations with depression, anxiety, and stress among medical students in Malaysia / M. H. L. Lee, M. Kaur, V. Shaker [et al.] // Int. J. Environ Res. Public Health. - 2023. - № 20 (4). - P. 3136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.