Научная статья на тему 'СТРОИТЕЛЬСТВО ВОЕННЫХ УКРЕПЛЕНИЙ НА ЮЖНЫХ РУБЕЖАХ РОССИИ В 1702-1711 ГГ.'

СТРОИТЕЛЬСТВО ВОЕННЫХ УКРЕПЛЕНИЙ НА ЮЖНЫХ РУБЕЖАХ РОССИИ В 1702-1711 ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРТИФИКАЦИОННОЕ ИСКУССТВО / СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ПРИАЗОВЬЕ / ТРОИЦКАЯ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ / FORTIFICATION ART / NORTH EASTERN AZOV SEA REGION / TRINITY DEFENSIVE LINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аваков Пётр Ашотович

В статье рассматривается история строительства первой оборонительной линии земляных укреплений на южной границе России в XVIII в.The article reviews the history of construction of the first line of defence ground fortifications along the southern border of Russia in the XVIII century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРОИТЕЛЬСТВО ВОЕННЫХ УКРЕПЛЕНИЙ НА ЮЖНЫХ РУБЕЖАХ РОССИИ В 1702-1711 ГГ.»

АВАКОВ Пётр Ашотович — заведующий отделом Аксайского военно-исторического музея, аспирант исторического факультета Южного

федерального университета (E-mail: [email protected])

СТРОИТЕЛЬСТВО ВОЕННЫХ УКРЕПЛЕНИЙ НА ЮЖНЫХ РУБЕЖАХ

РОССИИ В 1702—1711 гг.

В последнее время русские крепости и другие военные укрепления, существовавшие на южных рубежах России в XVIII веке, всё чаще становятся объектами исторического исследованиям Но большая часть фортификационных сооружений, как находившихся на юге России в прошлом и ныне стёртых с лица земли, так и сохранившихся (хотя бы частично) до наших дней, ещё ждут своего пытливого исследователя. К числу наименее изученных построек такого рода относится Троицкая (Таганрогская) линия, ставшая, по мнению автора данной статьи, первым опытом строительства оборонительных укреплений в Северном Причерноморье и Приазовье.

Одним из первых историю этой линии вкратце осветил инженер-подполковник А.И. Ригельман в труде «Ведомость и географическое описание крепости Святого Димитрия Ростовского...» (1768 г.). Он отметил, что эта земляная линия — «з двумя по концам ея крепостцами»*. Ту, что «при море», именуют Черепахой, а вторую, которая «при Миусе» — Павловской. Построены же они, по свидетельству Ригельмана, в 1702 году «для лутчаго сохранения всех живущих при оной [Таганрогской] крепости жителей»2.

Об этой линии упомянул в дневнике своего путешествия3 академик Санкт-Петербургской академии наук И.А. Гильденштедт, побывавший в Приазовье в 1773 году. По наблюдениям учёного, длина линии составляла 6 вёрст (6 км 400 м)**.

Представляет интерес «Описание городов Азовской губернии» анонимного автора, составленное около 1782 года. Из него можно узнать, что в округе Таганрога имелась «прежде проведённая с сухаго пути для

защищения от набегов татарских Линия, начиная от Азовскаго моря, простирается по Миусскому лиману», и что на ней «устроены были редуты и небольшие крепостцы»4.

Без малого сто лет спустя Троицкая линия и находившиеся на её концах два укрепления обратили на себя внимание историка инженерного искусства генерал-майора Ф.Ф. Ласковского, опубликовавшего планы и профили этих фортификационных сооруженийб. Напечатанный как приложение к его труду альбом «План укреплений на Таганрогском полуострове в 1710 году» был им составлен на основе чертежей XVIII века, находившихся в архиве Инженерного департамента. Планы и профили вышеупомянутых укреплений соответствуют аналогичным чертежам, хранящимся ныне в Российском государственном архиве древних актовб.

В последующее время Троицкая линия не подвергалась специальному исследованию. Более того, в современной литературе вообще отсутствует точная информация о времени её постройки и существования. К примеру, один из исследователей ошибочно отнёс сооружение так называемой Павловской крепости сначала к 1699, а потом к 1698 году7.

Много неясностей и в наименовании сооружений. Так, в период строительства Троицкой линии, предыстория которого связана ещё с Азовскими походами Петра I (1965—1696), и в первое время после его окончания ни само укрепление, ни его элементы не имели официального названия. В челобитной атамана Данилы Глуховецкого и казаков, переехавших из города Павловского в «шанец***» у устья Миуса (сентябрь 1702 г.), последний назван «новостроенным городом Миюсом», а несколько месяцев спустя (апрель 1703 г.) он уже фигурирует как «новопостроенной город Миюс, Павловский тож», в отличие от «старого Миюса» в гирле Миусского лимана8. Второй шанец прозвали Черепахой по названию Черепахина (Черепашинского) ерика. Ну а саму линию нарекли Троицкой (так именовался близлежащий город9).

Поскольку многие источники по данной теме не были введены в научный оборот, оставляя наименования соответствующих

фортификационных сооружений за рамками всестороннего исторического изучения, то и эти названия очень редко употребляются публикаторами. Вместо них даже в краеведении стали использовать обозначения, заимствованные из картографических и письменных источников второй четверти и второй половины XVIII века: «Павловская крепость», «Городок Черепахин», «Редут Черепаха», «Таганрогская линия» и т.п.10 Руководствуясь соображениями исторической объективности и синхронности, думается, что целесообразнее использовать те термины, которые употреблялись в период функционирования исследуемых укреплений, т.е. в начале упомянутого столетия. <...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См., например: Лавринова Т.И. Царицынская линия: История строительства в 1718—1720 гг. и первые годы существования. Дисс... канд. ист. наук. Воронеж, 1990; Азово-Моздокская линия на рубеже XVIII—XIX вв.: Материалы научной конференции. Пятигорск, 2003; Рудницкий Р.Р. История возникновения и функционирования крепостей Азово-Моздокской линии (1777—1829 гг.). Дисс. канд. ист. наук. Пятигорск, 2004; Перепечаева Л.Б. Азов — пограничная крепость России. Конец XVII — начало XIX вв. (Очерки истории Азова. Вып. 11). Азов, 2006; Комолов Н.А. Хоперская крепость в XVIII в. // Воронежский вестник архивиста: Научно-информационный бюллетень. Вып. 5. Воронеж, 2007; Он же. Павловская крепость в XVIII в. // Воронежский вестник архивиста. Вып. 6. Воронеж, 2008; Он же. Царицынская линия во второй—третьей четверти XVIII в. // Вестник Воронежского государственного университета: Серия: История, политология, социология. 2009. № 1; П/рко В.О. Оборонш споруди в межирiччi Дшпра i Фверського ДЫця (1сторичний нарис [очерк] з уривками джерел [родников] i планами споруд за другу половину XVII—XVIII ст.).

Донецьк, 2007; Гукова Е.А. Фортификационные сооружения Украинской линии — новое направление военно-инженерной мысли XVIII в. // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 107. М., 2009; Она же. Оборона южных рубежей России в XVIII в.: Украинская линия и Украинский ландмилицкий корпус (1710—1780 гг.). Дисс... канд. ист. наук. М., 2009.

2 Ригельман А.И. Ростов на Дону 150 лет назад. Ростов н/Д., 1918. С. 31, 45.

3 Дневник путешествия в южную Россию академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в 1773—1774 г. // Записки Императорского Одесского общества истории древностей. Одесса, 1879. Т. 11. С. 216.

4 Описание городов Азовской губернии // Летопись Екатеринославской учёной архивной комиссии: Год первый. [Т. 1.] Екатеринослав, 1904. С. 81, 82.

б Ласковский Ф. Материалы для истории инженерного искусства России. СПб., 1861. Ч. 2. С. 519, 630; Он же. Карты, планы и чертежи к II части Материалов для истории инженерного искусства России. СПб., 1861. Л. 32. Изобр. 105—109, 111.

6 См.: Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 192. Оп. 1. Екатеринославская губерния. Д. 8/1; Д. 3; Д. 4; Д. 28.

7 Чеснок В.Ф. Донское туристское кольцо. Ростов н/Д., 1982. С. 20; Он же. Генеральная репетиция северной столицы состоялась на Дону // Донская параллель. 2003. № 3—4. С. 26, 27.

8 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 177. Оп. 1. Д. 22. Л. 565 об.; Государственный архив Воронежской области (ГА ВО). Ф. И-154. Оп. 2. Д. 8. Л. 1.

9 См., например: Письма и бумаги императора Петра Великого. М.; Л., 1950. Т. 9. Вып. 1. № 3032. С. 70; РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 19. Л. 23 об.; Ф. 176. Оп. 1. Д. 30. Ч. 1. Л. 597 об.

10 РГАДА. Ф. 192. Оп. 1. Екатеринославская губерния. Д. 8/1; Д. 3; Д. 4; Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1399. Оп. 1. Д. 55; Д. 543. Л. 29; Российский государственный военно-исторический

архив (РГВИА). Ф. 846. Оп. 16. Д. 22895; Дневник путешествия в южную Россию академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта... С. 213, 216; Описание городов Азовской губернии. С. 81, 82.

* В описании А.И. Ригельмана вместо «крепостцы» встречается и иное слово — «фельдшанцы». (нем. Feld — поле, Schanze — земляное укрепление, окоп). Так в России в XVIII в. называли отдельное полевое земляное укрепление замкнутого типа, применявшееся для усиления крепостей, прикрытия путей сообщений на труднодоступной местности, защиты приграничных населённых пунктов, в том числе и в системе укреплённых линий. Фельдшанец обычно представлял собой правильный четырёхугольник с бастионами по углам.

** В описании А.И. Ригельмана — 9 вёрст и 200 саженей (10 км 33 м).

*** То же, что «фельдшанец».

НА РУБЕЖАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ГРИНЁВ Андрей Вальтерович — профессор кафедры социологии и права Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, доктор исторических наук (E-mail: [email protected])

РУССКИЕ ВОЕННЫЕ МОРЯКИ В НОВОМ СВЕТЕ

Как известно, Россия приобретением владений в так называемом Новом Свете (Русской Америке) во многом обязана военным морякам. Именно в ходе Второй Камчатской экспедиции, возглавляемой капитаном-командором В.Й. Берингом и капитаном 1 ранга А.М. Чириковым, была открыта в 1741 году Северо-Западная Америка1. Впрочем, первыми из наших соотечественников увидели эти берега девятью годами раньше члены экипажа бота «Святой Гавриил». Отдавая должное этому событию, известный историк Н.Н. Болохвитинов всё же отмечал, что «гораздо большее значение для открытия и колонизации Северо-Западной Америки»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.