Научная статья на тему 'Строительство и проектирование многоэтажных паркингов в условиях существующей городской застройки'

Строительство и проектирование многоэтажных паркингов в условиях существующей городской застройки Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
576
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРКИНГ / АРХИТЕКТУРА / ГАРАЖИ / МАШИНО-МЕСТО / ЛИФТ / ВЕНТИЛЯЦИЯ / ДАТЧИКИ / PARKING / ARCHITECTURE / GARAGES / PARKING SPACE / ELEVATOR / VENTILATION / SENSORS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Приказчиков А.С., Молоканов В.В.

Рост благосостояния общества определил необходимость появления сооружений для временного хранения автотранспорта. В связи с чем, появилась проблема нехватки земель населенных пунктов для строительства таких сооружений. История появления многоуровневых паркингов показала, что эти сооружения могут быть очень разными по своей конструкции в зависимости от требований общества к ним. Помимо функциональности архитекторами уделялось большое внимание архитектурной выразительности паркингов. Со временем появились архитектурные сооружения, содержащие не только особенную выразительность формы, но и наличие дополнительных функций для удобства людей, проживающих на прилегающей территории. Новейшие технологии, применяемые в многоуровневых паркингах, обеспечили более удобное их использование для людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Приказчиков А.С., Молоканов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION AND DESIGN OF MULTI-STOREY PARKING LOTS IN THE CONDITIONS OF THE EXISTING URBAN DEVELOPMENT

The Growth of social welfare has determined the need for temporary storage facilities for vehicles. In this connection, there is a problem of lack of land in localities for the construction of such structures. The history of multi-level Parking has shown that these structures can be very different in their design, depending on the requirements of society to them. In addition to functionality, architects paid great attention to the architectural expressiveness of Parking lots. Over time, there were architectural structures that contain not only a special expressiveness of form, but also the presence of additional functions for the convenience of people living in the surrounding area. The latest technologies used in multi-level Parking have made it more convenient for people to use them.

Текст научной работы на тему «Строительство и проектирование многоэтажных паркингов в условиях существующей городской застройки»

Строительство и проектирование многоэтажных паркингов в условиях существующей городской застройки

Приказчиков Алексей Сергеевич,

доцент кафедры архитектуры Астраханского государственного университета, член Союза архитекторов РФ, architexon@mail.ru

Молоканов Владимир Владимирович

доцент кафедры архитектуры Астраханского государственного университета, член Союза архитекторов РФ, n3sh@yandex.ru

Рост благосостояния общества определил необходимость появления сооружений для временного хранения автотранспорта. В связи с чем, появилась проблема нехватки земель населенных пунктов для строительства таких сооружений. История появления многоуровневых паркингов показала, что эти сооружения могут быть очень разными по своей конструкции в зависимости от требований общества к ним. Помимо функциональности архитекторами уделялось большое внимание архитектурной выразительности паркингов. Со временем появились архитектурные сооружения, содержащие не только особенную выразительность формы, но и наличие дополнительных функций для удобства людей, проживающих на прилегающей территории. Новейшие технологии, применяемые в многоуровневых паркингах, обеспечили более удобное их использование для людей.

Ключевые слова: паркинг, архитектура, гаражи, машино-место, лифт, вентиляция, датчики.

Введение. Рост благосостояния современного общества, а также прогресс в машиностроении обусловили появление многочисленных гаражей - сооружений для хранения машин. Их местами хаотичная установка на городских землях привела к конфликту между владельцами машин и городскими властями. Земель общего пользования, предназначенных для установки индивидуальных гаражей в больших городах практически не осталось [1].

Кроме того, с ростом городов появилась проблема временного хранения машины: на время нахождения владельца машины на работе или в торговом комплексе или т.п.

Актуальность исследования заключается в том, что анализ новых форматов парковки, их особенностей позволит оптимально использовать городскую дорожно-транспортную инфраструктуру.

Целью исследования является совершенствование процесса проектирования паркингов на городской территории; увеличение количества машино-мест путем строительства многоэтажных паркингов в условиях существующей застройки.

Основная часть. Паркинг (от англ. parking) —крупное инженерное сооружение, предназначенное для хранения автотранспортных средств [2].

Первый многоуровневый паркинг был построен в 1901 г. в центре Лондона. Сооружение представляло собой 7-этажное здание на 100 машино-мест. Подъем машины на этаж осуществлялся электрическим лифтом. До своего парковочного места машина доезжала сама. Паркинг оказался очень своевременным и очень востребованным сооружением. Следом за ним, были запроектированы и построены еще два здания на 200 и 230 машино-мест [3].

В 1928 г. в Нью-Йорке компанией Kent Automatic Garages была построена 25-этажный автоматизированный паркинг на 1000 машино-мест (рис. 4). Это сооружение привлекло не только публику, но и прессу. Подъем на этаж автомобиля выполнялся на лифте. Далее, специализированная автоматическая система размещала его на определенном ему месте.

Однако, этот паркинг просуществовал только до 1943 г. Причиной его закрытия стало стремительное развитие машиностроения. Изменился не только внешний вид автомобиля, но изменились и его габариты, его вес. Переоборудование лифтов и перепланировка самого сооружения с учетом новых требований оказалось неподъемным для владельцев паркинга. Проще было закрыть сооружение. В последствии на его месте построили апартаменты [4].

Проблема парковки в различных странах решалась и решается сейчас по разному. Например, В Голландии распространены подземные паркинги и работает сеть экопарковок. Кроме того, там планируется строительство города-паркинга, в котором будут присутствовать объекты сферы городской инфраструктуры: магазины, спортивные центры, кинотеатры и др. В Японии также проектируются и строятся подземные паркинги, обслуживание в которых обеспечивается роботами. [а].

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м о

о

CS

о

CS <0

о ш m

X

<

m О X X

жения выполнен из деревянных реек. Применяя простые приемы по использованию утилитарного объекта -склона, архитекторы создали паркинг, ставший центром развлечения всех горожан.

>

\

Рисунок 1. Проект «Отель для автомобилей»

Современные паркинги отличаются своим разнообразием (рис. 2). Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, что должно учитываться при их проектировании [5]. Выбор какого-то одного из видов паркингов подразумевает определенный подход для составления расчетной модели и технологии производства работ, применения различных материалов и требований к ним.

Рисунок 2. Классификация парковочных мест

Примером современного паркинга может являться многоуровневая парковка Stadsberget, спроектированная архитекторами из White Arkitekter и Henning Larsen Architects в центре Питео (Швеция, 2016г.). Ее даже называют «парковкой будущего» (рис. 3). Парковка рассчитана на 228 машино-мест. На крыше паркинга размещены спортивная и смотровая площадки, которые эффектно подсвечиваются в ночное время. Фасад соору-

Рисунок 3. Многоуровневая парковка Stadsberget в Питео

Благодаря этому ступенчатому склону была воплощена идея многофункциональности паркинга. На его кровле размещена система площадок, которая визуально продолжает ее и напоминает струящуюся ткань [6]. Сам ступенчатый склон в разные сезоны выполняет разные функции: зимой - горка для детей и лыжников, летом - музыкальный амфитеатр для молодежи.

Реализацией этого проекта в жизнь архитекторы доказали, что паркинг может быть альтернативой общественным пространствам. Комплекс паркинга Stadsberget расположен недалеко от парка и церкви, продолжая тем самым, серию связанных между собой рекреационных площадок.

Большую популярность при проектировании современных паркингов приобретает оснащение их специальными терминалами, решающими проблему поиска машины на парковке. Над каждым машино-местом устанавливается камера, которая не только следит, какие из них заняты, но также запоминает номера припаркованных машин [7].

Одной из новых технологий, которая активно находит себе применение при оборудовании парковок — это беспроводные датчики. По многочисленным исследованиям, проводимых в разных странах, использование подобных датчиков повышает заполненность парковок и доход их владельцев, в случае, если сведения о пустых местах передаютсяна смартфоны автомобилистов.

Датчики - беспроводные, поэтому нет необходимости прокладки кабелей, лотков и прочих элементов проводных систем. У датчиков имеется высокая степень защиты от неблагоприятных погодных условий. Они выполняются в антивандальном исполнении, поэтому

очень надежны. Встроенная батарея обеспечивает 5-7 лет работы устройства [8].

При проектировании многоуровневых парковок архитекторы сталкиваются с проблемой организации навигации. Примером рациональной и оптимальной организацией навигации может служить подземный паркинг Арр1еРагк, дизайн формы которого поражает своей лаконичностью и изящностью [9].

ции должны располагаться на противоположных сторонах паркинга. Не всегда при проектировании паркинга можно разместить дополнительные помещения, не затронув архитектурный замысел самого сооружения. В результате, архитекторы чаще всего отказываются от этой прогрессивной системы вентиляции в пользу своей архитектурной идеи сооружения [11].

Вентиляции паркингов при проектировании уделяется большое внимание. В России существует нормативное требование обеспечение в любом помещении двухкратного воздухообмена в течение часа [12]. При минимально допустимом воздухообмене в помещении будет чувствоваться небольшой дискомфорт: спертость воздуха и духота. Поэтому для паркингов с высоким классом обслуживания должно обеспечиваться именно такая периодичность смены воздуха. В других случаях выполнение требование двухкратного воздухообмена в течение часа - спорное. Это приводит к большим затратам: покупке больших по сечению воздуховодов, повышенным затратам тепла, более высокой стоимости оборудования и воздушной сети [12,13].

Рисунок 4. Подземный паркинг Арр1еРагк

В настоящее время в Европе появилась мода при проектировании парковок использовать струйные вентиляторы, автоматически включающиеся при повышении уровня углеводорода в помещении. До этого времени широко применялась приточно-вытяжная вентиляция. В России при проектировании парковок также стали все чаще обращаться к струйным вентиляторам [10]. Достоинства этих вентиляторов заключаются в их конструкции. Они не предусматривают обязательное наличие воздуховодов, в результате чего, экономия при их применении составляет более 45%. Они представляют собой самостоятельное вентиляционное оснащение, то есть заменяют необходимость присутствия двух взаимосвязанных систем: системы противодымной и общеобменной вентиляции. Кроме того, за счет отсутствия воздуховодов уменьшается высота самого сооружения. Рассматриваемая вентиляция способствует перемещению больших объемов воздуха при подаче воздушной струи на большие расстояния.

Однако, как и у всякого технического устройства, в применении струйных вентиляторов есть ряд архитектурных ограничений. С целью подачи воздуха в струйный вентилятор необходимо устройство приточных и вытяжных установок, которые монтируются в специальных шахтах. Расположение шахт должно быть строго определенным, так как приточная и вытяжная вентиля-

Немалое значение при проектировании паркинга имеет напольное покрытие, так как оно постоянно контактирует с нефтяными и химическими веществами. Таким образом, напольное покрытие паркинга должно быть не только прочным, но и влагостойким, не поддающимся температурным колебаниям, истиранию. Инновационным решением пола паркинга стало покрытие с антискользящей структурой. Примером такого прогрессивного покрытия является эпоксидный пол, широко используемый в настоящее время. В его состав входят: 1. Бесцветная смола Baupox 100 ST или STR. 2. Песок. 3. Пигментированная эпоксидная смола Baupox 200 (рис.4).

За рубежом так же распространены перехватывающие паркинги. В большинстве случаев их расположение связанно с окраинами города, вблизи станций метро. Это было вызвано необходимостью надежного хранения транспорта при поездке в город и вынужденной пересадке на метро. В ночное время парковка может быть использована для автомобилей автовладельцев, проживающих на близлежащей территории. За рубежом такие парковки называют Parkandride, что означает "паркуй и двигайся дальше", либо имеет обозначение "P+R"[14].

Первыми практиковать подобные парковки стали в Китае. Стоянки были исключительно для вело и мототранспорта. Владелец двухколесного транспорта мог осуществить парковку и получить номерок для входа в метрополитен. По приезду на следующую станцию и сдав номерок, можно было взять на прокат другой двухколесный вид транспорта и продолжить свое движение. В современном Китае активно росло количество автотранспорта. Опыт использования этих парковок повлиял

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м о

о сч о сч

<JD

О ш m х

<

m о х

X

на появление подобных уже автомобильных. Далее уже не только в Пекине, но и в Шанхае появляются перехватывающие парковки при станциях метро [15]. В столицах Англии, Италии , Франции такие здания построены на станциях железных дорог, в Германии и Венгрии вблизи станций метро, в Швеции расположены рядом с трамвайными и автобусными [16]. Существуют также временные парковки, устраиваемые в дни прогнозируемого увеличения автотрафика.

Заключение: Современные паркинги превратились в неотъемлемую единицу структуры современного города. До тех пор, пока человечество будет использовать наземный транспорт, будет спрос на данные строения. В последнее время замечен рост интереса к подобному виду сооружений, улучшается их эстетическая проработка и экологические нормы использования. Тенденция роста архитектурной привлекательности и функциональности многоярусных паркингов увеличивается по всему миру. Современные паркинги представляют собой сложный комплекс инженерных коммуникаций. Их проектирование - непростой процесс, требующий высокого профессионализма. Решение актуальных проблем, стоящих перед архитекторами в этой области проектирования - задача недалекого будущего.

Литература

1. Елькин М. И. Исследование проблем парковок в больших городах России : Научный руководитель: Н. Г. Акцораева, к. э. н. — Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола, 2014. — 9с. URL:http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/38189/1/ick_2014_ 08.pdf (дата обращения 26.05.2020)

2. Ефремова Т.В. Толковый словарь, 2000 URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/278724 (дата обращения 26.05.2020)

3. Многоуровневый паркинг - прошлое, настоящее и будущее. URL: https://fishki.net/auto/2238095-mnogourovnevyj-parking—proshloe-nastojawee-i-buduwee.html (дата обращения 26.05.2020)

4. Современные технологии паркингов URL: https://ardexpert.ru/article/16717 (дата обращения 26.05.2020)

5. Парковки и паркинги. Часть 1 URL:https://www.proektant.ru/content/1489.html (дата обращения 26.05.2020)

6. Stadsberget/White Arkitekter+Henning Larsen Architects URL: https://www.arch2o.com/stadsberget-white-architects-henning-larsen-architects/ (дата обращения 26.05.2020)

7. Принцип работы парковки. URL:https://parkplus.ru/princip-raboty-parkovki

8. Датчики определения автомобиля на парковке URL:http://carparkcity.ru/technical-support/informacia-dlia-posetitelei/datchiki-opredeleniya-avtomobilya-na-parkovke.html

9. Струйная вентиляция подземной автопарковки в Дрездене

URL:https://warmcold.ru/blog/tekhnologii/struynaya-ventilyatsiya/

10. Как устроен Applepark. URL:https://www.iguides.ru/main/other/kak_ustroen_kamp us_apple_park/

11. Семь самых необычных парковок URL: http://integral-russia.ru/2016/10/01/sem-samyh-neobychnyh-parkovok/

12. Энергосберегающие системы вентиляции - разумная экономия URL:https://ecoenergovent.ru/info/ energo sberegayushie- sistemy-ventilyaii-razumnaya-ekonomiya

13. Система вентиляции многоуровневых и подземных парковок. URL: https://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=7303

14. Транспортно-пересадочные узлы. URL:https://books.google.ru/books?id=bDE8DwAAQBAJ&pg

15. Перехватывающие парковки URL:https://moscowseasons.com/articles/perekhvatyvaius hchie-parkovki-mirovoi-opyt-i-sovremennaia-moskva/

16. Парковки мировой опыт. URL:https://djhooligantk.livejournal.com/691048.html

17. Сысоева Е.В. Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 144-148.

Construction and design of multi-storey parking lots in the

conditions of the existing urban development Prikazchikov A.S., Molokanov V.V.

Astrakhan state University

The Growth of social welfare has determined the need for temporary storage facilities for vehicles. In this connection, there is a problem of lack of land in localities for the construction of such structures. The history of multi-level Parking has shown that these structures can be very different in their design, depending on the requirements of society to them. In addition to functionality, architects paid great attention to the architectural expressiveness of Parking lots. Over time, there were architectural structures that contain not only a special expressiveness of form, but also the presence of additional functions for the convenience of people living in the surrounding area. The latest technologies used in multi-level Parking have made it more convenient for people to use them. Keywords: Parking, architecture, garages, parking - space,

elevator, ventilation, sensors. References

1. Yelkin M. I. Research on parking problems in large cities of

Russia: Scientific adviser: N. G. Aktsoraeva, Ph.D. n - Volga State Technological University, Yoshkar-Ola, 2014. - 9 p. URL: http: //elar.urfu.ru/bitstream/10995/38189/1/ick_2014_08.pdf (accessed 05.26.2020)

2. Efremova T.V. Explanatory Dictionary, 2000 URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/278724 (accessed 05.26.2020)

3. Multi-level parking - past, present and future. URL: https://fishki.net/auto/2238095-mnogourovnevyj-parking— proshloe-nastojawee-i-buduwee.html (accessed 05.26.2020)

4. Modern parking technologies. uRL: https://ardexpert.ru/article/16717 (accessed 05.26.2020)

5. Parking and parking. Part 1 URL: https: //www.proektant.ru/content/1489.html (accessed date 05/26/2020)

6. Stadsberget / White Arkitekter + Henning Larsen Architects URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://www.arch2o.com/stadsberget-white-architects-henning-larsen-architects/ (accessed 05.26.2020)

7. The principle of parking. URL: https: //parkplus.ru/princip-raboty-

parkovki

8. Car detection sensors in the parking URL: http: //carparkcity.ru/technical-support/informacia-dlia-posetitelei/datchiki-opredeleniya-avtomobilya-na-parkovke.html

9. Jet ventilation of an underground car park in Dresden URL: https:

//warmcold.ru/blog/tekhnologii/struynaya-ventilyatsiya/

10. How Applepark works. URL: https: //www.iguides.ru/main/other/kak_ustroen_kampus_apple_park/

11. The seven most unusual car parks URL: http://integral-russia.ru/2016/10/01/sem-samyh-neobychnyh-parkovok/

12. Energy-efficient ventilation systems - reasonable savings URL: https: //ecoenergovent.ru/info/energosberegayushie-sistemy-ventilyaii-razumnaya-ekonomiya

13. The ventilation system of multi-level and underground parking. URL: https://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=7303

14. Transport and interchange nodes. URL: https: //books.google.com/books? Id = bDE8DwAAQBAJ & pg

15. Intercepting parking URL: https: //moscowseasons.com/articles/perekhvatyvaiushchie-parkovki-mirovoi-opyt-i-sovremennaia-moskva/

16. Parking world experience. URL: https: //djhooligantk.livejournal.com/691048.html

17. Sysoeva E.V. Formation of market mechanisms for the functioning of the housing and communal complex // Theory and practice of social development. 2015. No. 12. S. 144-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.