Научная статья на тему 'Особенности проектирования парковок в условиях современной городской среды'

Особенности проектирования парковок в условиях современной городской среды Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2373
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬ / CAR / ГОРОДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / URBAN INFRASTRUCTURE / ПАРКОВКА / PARKING / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / ЭКОПАРКОВКА / EKO PARKING

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Стадничук Н. Н., Ямилова В. В.

Рассмотрены возможные пути решения проблемы сосуществования человека и автомобиля в современном городе. Представлены варианты проектирования и сооружения парковочных комплексов, в которых учтены экологические, экономические и эстетические требования к объектам городской инфраструктуры. Показаны возможности органичного взаимодействия зеленых насаждений с парковочными сооружениями, а также нестандартные пути расширения парковочных комплексов в вертикальном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Стадничук Н. Н., Ямилова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of designing of parking in the modern urban environments

Possible solutions to the problem of co-existence of man and the car in the modern city are discussed. Presents options for the design and construction of parking facilities, which take into account the environmental, economic, and aesthetic requirements for urban infrastructure. The possibilities of organic interaction of green space with parking facilities, as well as non-standard ways to expand parking facilities in the vertical direction are shown.

Текст научной работы на тему «Особенности проектирования парковок в условиях современной городской среды»

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

УДК 656.015

Особенности проектирования парковок в условиях современной городской среды

Н.Н. Стадничук, ст. преп. В.В. Ямилова, студент

ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450080, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, 95). E-mail: [email protected]

Рассмотрены возможные пути решения проблемы сосуществования человека и автомобиля в современном городе. Представлены варианты проектирования и сооружения парковочных комплексов, в которых учтены экологические, экономические и эстетические требования к объектам городской инфраструктуры. Показаны возможности органичного взаимодействия зеленых насаждений с парковочными сооружениями, а также нестандартные пути расширения парковочных комплексов в вертикальном направлении. Ключевые слова: автомобиль, городская инфраструктура, парковка, проектирование, экопарковка.

В настоящее время одной из актуальных проблем улично-дорожной сети является проектирование парковок. С каждым годом растет количество автомобилей на душу населения, вместе с тем размеры городских территорий не увеличиваются, и все свободное пространство занимают стихийные парковки [1]. При этом автолюбителям приходится нарушать правила дорожного движения - оставлять автомобили на газонах и тротуарах, что не только вытесняет пешеходов с их территории, но и нарушает эстетику архитектурной среды. В Америке есть города, которые вообще представляют собой огромную парковку, они заброшены полностью: ни людей, ни какой-либо жизни в них нет [2]. Кроме уличных проблем с паркингом, существуют также и сложности сосуществования автомобилей и людей во дворах жилых кварталов. Придомовая территория принадлежит жителям соответствующего дома, и это должна быть рекреационная благоу-строеная безопасная зона, в которой автомобилям нет места [3].

Целью нашего исследования было обобщение опыта отечественных и зарубежных архитекторов и строителей для поиска наиболее удачного решения проблемы размещения автомобилей при проектировании городской среды. Нет сомнения в том, что автомобильные парковки - это не только элемент инженерной инфраструктуры, но и неотъемлемая часть его архитектурно-планировочного построения, оказывающего влияние на последующее развитие города. Существующие в современном мире архитектурные решения зачастую делают автомобильные паркинги неприятными для человека с точки зрения

Рис. 1. Вариант экопарковки (Китай)

как эстетического, так и экологического восприятия. Нередко бывает и такое, что новый объект, отстроенный на единственном свободном клочке земли, не только не решает поставленных перед ним задач, но и лишает жителей того небольшого кусочка природы, хоть дикого и необустроенного, но все же дающего чувство причастности к ней. Различные многоэтажные автоматизированные и неавтоматизированные паркинги, безусловно, удобны для автомобилистов, так как позволяют вместить большой объем единиц техники на сравнительно небольшом участке земли. Но при беспорядочном размещении их методом точечной застройки в дворовых территориях возникает риск превращения города в бетонные «джунгли», где узкие, задекларированные строительными нормами полосы зелени будут существовать лишь условно, никак не отвечая потребностям человека в живой природе. Таким образом, перед проектировщиками в XXI веке встает вопрос создания современных архитектурно

привлекательных объектов, отвечающих потребностям не только автомобилистов, но и простых пешеходов и рядовых жителей, объектов, способных грамотно заполнить экологические и социальные бреши, ставшие результатом ошибок в планировании городов, допущенных архитекторами прошлого века, не имевшими возможности предсказать автомобильный бум нового тысячелетия.

В связи с этим актуальным является поиск возможности объединить необходимый природный ландшафт с инфраструктурой, чтобы автомобиль смог вписаться в архитектуру города, который не может существовать и развиваться без транспорта.

Очевидно, что многоуровневых паркингов (как наземных, так и подземных) должно быть больше, и их функциональность нужно расширить. Например, возможно устроить большой зеленый парк, сад или сквер на крыше парковки - таким образом возвращая природное место, занимаемое и изы-

маемое автомобилями. Кроме этого, можно предложить устроить своеобразную зеленую стену-завесу парковочных ярусов по примеру китайского проекта экопарковки (рис. 1).

В некоторых композиционных структурах города для решения проблемы хранения автомобилей можно осуществить простую реорганизацию пространства. Во многих дворах существуют заасфальтированные площадки, которые ввиду развития города потеряли свою функциональную надобность (например, площадка для сушки белья). На их месте можно сделать мини-дуплекс-парковку или автоматизированную парковочную мини-карусель на несколько семей. Таким образом, стоянка не будет занимать большую площадь, а будет развиваться в объеме вертикально вверх или вниз (рис. 2).

В целом при оптимальной организации парковочных мест важно не одно какое-то революционное решение, а комплекс различных мероприятий для каждой конкретной ситуации.

Например, в Сингапуре каждый год с аукциона продают лицензию на право владения автомобилем, а в Токио невозможно купить машину, пока не куплен гараж для нее. В Амстердаме лет 10 назад власти решили навести порядок в городе, захламленном автомобилями, - все парковки сделали платными. Исследования, проведенные в Копенгагене после введения в 1990 году платы за стоянку на 15 тыс. парковочных мест в центре города, показали, что парковка сократилась на 25%. Это сопровождалось сокращением автомобильного движения в центре на 10% [4]. Этот опыт реализуется сейчас в Москве.

Есть и другие варианты. Многие европейские страны уже давно активно пользуются технологией строительства экологических парковок на специальных невытаптываемых газонах. Такой паркинг представляет собой обычный зеленый газон в городской застройке, на котором без вреда естественному травяному покрытию допускается остановка легкового транспорта. Состоит он из газонной решетки и геотекстиля (рис. 3). Опыт Европы постепенно перенимают российские мегаполисы -экопарковки по технологии функционального озеленения уже появились в некоторых районах Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других городов нашей

Рис. 2. Вертикальные стоянки

Рис. 3. Зеленая экопарковка

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Рис. 4. Башенная парковка

Рис. 5. Зеленая парковка

страны, темпы освоения строительства европейских экопарковок постоянно растут.

Интересным вариантом освобождения дворов от большого количества автомобилей является установка полуавтоматических башенных парковок для многоэтажных домов, что позволяет иметь свое парковочное место прямо за окном (рис. 4). В Москве уже практикуют эту технологию.

Выглядит это пока что очень своеобразно, но если поработать над архитектурной составляющей, может полу-

читься и функционально, и эстетично, и экологично. Например, на металлическую раму можно закрепить полимерный войлок, через который без грунта можно высадить семена различных растений, которые будут выполнять функции озеленения дворового пространства, и, подобно садам Патрика Бланка в Сан-Висенте «вырастет» красивая каркасная зеленая стеночка, которая, кроме всего прочего, будет очищать воздух (рис. 5).

Автомобильная парковка должна органично вписаться в пейзаж любого

города, это можно сделать особенно ярко за счет применения зеленых насаждений, которые скроют автомобильную парковку, станут живым барьером между паркующимися автомобилями и зданием, разделят парковку на отдельные островки.

Таким образом, определенные успехи в области проектирования парковок в городской среде достигнуты и успешная реализация наиболее оптимальных вариантов в условиях городской среды - задача недалекого будущего.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Соколянский В.В., Глушкин А.Н. Проблемы паркинга // Актуальные проблемы современной науки. 2015. № 4 (83). С. 192-193.

2. Архитектор Ян Гейл: город для людей. Москва - город для жизни, а не парковка для машин! // Экология и жизнь. 2012. № 2. С. 62-65.

3. Федоров Н.В., Рожков М.С. Система поддержки принятия решений и задачи моделирования парковки транспорта // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2011. № 10. С. 374-376.

4. Галкина Н.Г., Сафронов Э.Э. Зарубежный опыт организации парковок // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. 2009. № 47. С. 19-22.

FEATURES OF DESIGNING OF PARKING IN THE MODERN URBAN ENVIRONMENTS

Stadnichuk N.N., Assistant prof.

Yamilova V.V., Undergraduate

Ufa State Petroleum Technological University (USPTU). (95, Mandeleeva St., 450080, Ufa, Russia). E-mail: [email protected]

ABSTRACT

Possible solutions to the problem of co-existence of man and the car in the modern city are discussed. Presents options for the design and construction

of parking facilities, which take into account the environmental, economic, and aesthetic requirements for urban infrastructure. The possibilities of organic

interaction of green space with parking facilities, as well as non-standard ways to expand parking facilities in the vertical direction are shown.

Keywords: car; urban infrastructure; parking; design; eko parking.

REFERENCES

1. Sokolyanskiy V.V., Glushkin A.N. Problemyparkinga [Parking problems]. Aktualnyeproblemy sovremennoinauki [Actual problems of modern science], 2015, no. 4 (83), pp. 192-193.

2. Arkhitektor Yan Geil: gorod dlya lyudei. Moskva - gorod dlya zhizni, a ne parkovka dlya mashin [Architect Jan Gehl: the city for people. Moscow - a city for life, not for parking cars!]. Ekologiyaizhizn [Ecology and Life], 2012, no. 2, pp. 62-65.

3. Fedorov N.V., Rozhkov M.S. Sistema podderzhkiprinyatiya resheniy Izadachimodelirovaniya parkovki transporta [Decision Support System and the problem of simulating of parking]. Gornyiinformatsionno-analiticheskiy byulleten (nauchno-tekhnicheskiyzhurnal) [Mining informational and analytical bulletin (scientific and technical journal)], 2011, no. 10, pp. 374-376.

4. Galkina N., Safronov E. Zarubezhnyiopyt organizatsiiparkovok [Parking lots arrangement experience in foreign countries]. [Bulletin of Kharkiv National Automobile and Highway University], 2009, no. 47, pp. 19-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.