ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 27 2012
УДК 94(47)
СТРОИТЕЛЬСТВО ЭЛЕВАТОРНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ) В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
© Т. В. ТОЛКАЧЕВА Московский городской педагогический университет (филиал в г. Самаре), кафедра отечественной и зарубежной историии e-mail: [email protected]
Толкачева Т. В. - Строительство элеваторной системы в России (на примере Самарской губернии) в конце XIX -начале XX веков // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 1044-1046. - В статье освещаются аспекты появления, формирования и деятельности элеваторной системы в Российской империи на примере Самарской губернии. Анализируется полемика в местных и центральных органах власти по проблемам строительства элеваторов. Ключевые слова: Самарская губерния, элеватор, Государственный банк.
Tolkacheva T. V. - Building of the grain elevator sistem in Russia (in the exemple of the Samara Region) in the end of the 19th - the beginning of the 20th centuries // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 10441046. - The article is devoted to the aspects of founding, forming and activity of the grain elevator sistem in Russian Impery in the exemple of the Samara Region. Building of the grain elevator is actively discussed in the iocal and the governmental levels. Keywords: Samara Region, grain elevator, State bank.
В конце XIX века в Российской империи наблюдается первый промышленный подъем, в котором были заложены основы индустриализации. Общая экономическая политика бала направлена на искоренение отсталости промышленности, сельском хозяйстве и торговли. Разработанная программа правительства первоочередной задачей ставила развитие всех отраслей в промышленности, с учетом удовлетворения спроса не только у российских потребителей, но и у иностранных. Стимулом для строительства элеваторной системы стали «голодные» годы вызвавшие осознание у общественных деятелей идеи создания товарных и производственных запасов. В начале XX века уменьшение количества товарного зерна связано с усилением между мукомолами из-за конкуренции и повышенного спроса на него.
«Элеваторы, - это смелый, давно жданный почин со стороны государственного банка, - представляет из себя новое явление экономического порядка, тесно связанное с интересами всей хлебной торговли губернии и в частности с интересами самарской биржи» [1; С. 135]. очень тонко подмеченное высказывание одного из самарских публицистов. Строительство элеваторов и организация сбыта хлеба тесно связаны между собой.
Значение строительства элеваторной системы в Российской империи в отечественной историографии рассмотрено недостаточно полно. В дореволюционной историографии эта проблема рассмотрена в местной публицистике. В. М. Морозов «О сбыте хлеба в связи с организацией элеваторов и зернохранилищ» в этой работе прослеживал тесную связь организации элеваторов и сбыта хлеба. Он
рассматривал преимущества строительства сети элеваторов в России перед, «первобытными» условиями хранения хлеба. Его работа четко структурирована по определенной проблематике. В исследовании «Опыт экономического района тяготеющего к Самаро-Златоустовской железной дороги» полно рассмотрена проблема развития сельского хозяйства, промышленности, но основная часть исследования посвящена деятельности Самаро-Златоустовской железной дороги. Здесь рассмотрены вопросы перевозок различных грузов, а также характеристика железнодорожных станций. Широко рассмотрены аспекты хлебной торговли в работе «Хлебная торговля России в 1875-1914 гг.: Очерки правительственной политики» историка Т. М. Ки-таниной. Секретарь Самарского Биржевого Комитета П. А. Агриков, в своей работе «Самарский хлебный рынок. Обще-экономические очерки» охарактеризовал хлебную торговлю Самарской губернии в 1913 и 1914 годы.
Цель настоящей работы рассмотреть основные причины строительства элеваторной системы в России, и ее деятельность в Самарской губернии. Для достижения о цели необходимо решить следующие задачи: охарактеризовать старую систему хранения запасов хлеба; проанализировать споры в официальных кругах и внутри правительства преимущества элеваторной системы перед старой системой; основные интересы в строительстве элеваторов у Государственного банка и Самарского биржевого комитета.
Одной из главных причин строительства элеваторной системы, были неудовлетворительные условия хранения хлеба. В связи с этим, в 1888 году правительством было
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>
утверждено «Положение о товарных складах». По этому Положению к постройке элеваторов допускались земства, различные общества, организации и отдельные частные лица. Было предложено создать сеть элеваторов вместо разрозненных зерноподъемов. В правительстве и на торговопромышленных съездах развернулась целая дискуссия по вопросам функций элеваторов. Заинтересованность в развитии элеваторной сети проявляли представители крупного торгового капитала. Землевладельцы и крестьяне хотели хорошо налаженной и облегченной системы хлебного рынка. Их заинтересованность в строительстве элеваторной системы была, обусловлена возможностью, не продавая хлеб получить дешевую ссуду и отдать зерно в зернохранилище, принадлежащее тому, кто выдает ссуду. В итоге, функции, наложенные на деятельность элеваторов заключались в торговом обезличивании зерна, классификации и обработке зерна, сокращении накладных расходов, упрощении порядка выдачи ссуд. А основная техническая задача - гарантированность хлеба от порчи и потери. Основными принципами работы элеватора были: долгосрочное хранение зерна, перекачка для сушки, защита от грызунов и насекомых [1; С. 136-137]. Технически элеваторы являлись индустриальным новшеством в сельском хозяйстве, превосходящим амбарные сооружения. Прежде всего, это огромное сооружение из камня, железа и бетона. По инженерным качествам, механически в элеваторе можно было перекачать тонким слоем по лентообразным пассам зерно для сушки. изменился и принцип хранения зерна, не на земляном полу, а на специальных силосах, которые были высоко подняты над землей. Причиной скорой порчи зерна были плесень и сырость. Элеваторы решали и эти проблемы, чтобы подсушить хранящийся товар закрома элеватора были оснащены специальными затворами, которые открывались, тем самым, создавая сильную тягу. Проблема грязи также решалась в новой конструкции. Днища силосов имели крутой уклон и легко очищались от грязи, создавалась и поддерживалась специальная температура хранения зерна - 70 градусов. [1; С. 136-137].
Первый элеватор был построен в Орловской губернии в г. Ельце по инициативе С. С. Бехтеева в 1888 году [4; С. 136]. Деятельность елецкого элеватора была настолько успешной, что за следующие четыре года было построено огромное количество элеваторов и зернохранилищ. Преимущественно их постройкой занимались железная дорога и Государственный банк, то есть организации обладающие огромными финансовыми возможностями. В конце XIX - начале XX веков железная дорога владела 62 элеваторами и 198 зернохранилищами общей вместимостью 42,4 млн. пуд. [4; С. 136; 7; С. 110].
В 1903 году впервые было предложено разделить элеваторы на разряды: 1. Продовольственные - должны были находится в центрах производства и потребления зерна. Ссудные и продовольственные операции были основными направлениями их деятельности. 2. Распределительные - должны были находится на железнодорожных узлах. 3. Портовые - основная деятельность экспорт зерна. [4; С. 137-138].
Новый виток в развитии элеваторной системы происходит в 1910 году с разработкой конкретного плана государственного строительства элеваторов. При этом
Государственный банк в этом же 1910 году приступил к обсуждению возможности сооружения собственных зернохранилищ. Уставные положения банка говорили, что ссудные операции осуществляются под залогом зерна, который должен храниться в собственных складах банка или зерно остаётся под ответственностью заёмщика [8; 27-29]. Имея в собственности элеваторы банк сможет развить ссудную операцию под хлеб в вещной форме, то есть в форме подтоварного кредита [4; С. 82-83]. С декабря 1910 года Государственный банк определяет предварительный план постройки элеваторов в различных губерниях России. Строительство системы элеваторов решено было начать с Самарской губернии, как наиболее стабильного хлебного районае. Городская дума и общественные деятели в лице губернского предводителя дворянства А. Н. Наумова поддержали инициативу строительства элеватора в Самаре. А. Н. Наумов, как член Государственного Совета, основываясь на докладе бугурусланского уездного земства выступил в Государственном Совете с докладом о строительстве элеваторной сети американского типа. Наумов отмечал положительные тенденции в сохранении и хорошей реализации урожая на региональном рынке. С его мнением согласились не только многие члены Государственного Совета, но и Министерство Финансов [7; С. 155]. На строительство элеватора управляющим Государственного Банка С. И. Тимашевым было выделено 8 млн. руб. [7; С. 155]. Оно началось в 1915 году на правом берегу Ново-Самарской бухты на месте стоявших ранее хлебных амбаров [2; С. 1]. Зачастую амбары представляли собой покосившееся здания с провалившимися мостками и крышами. Стоит заметить, что элеваторы создавали вокруг себя постоянный шум и суету, поэтому берег Волги в этом месте представлял собой самое динамичное место во всем городе. Самарский элеватор занимал площадь в 840 кв. сажень и обладал емкостью на 3400000 пуд. Элеватор имел 476 силосов (закромов), 8 подъемных машин производительностью до 3500 пуд. в час [1; С. 145-146].
В развитии элеваторной сети помимо Государственного банка и железной дороги были заинтересованы местные биржевые комитеты, которые очень активно обсуждали решения Государственного банка. В течении нескольких лет Биржевой комитет проводил совещания по этому вопросу в 1910 и в 1913 годы [3; С. 121]. Совещание марта 1913 года собралось по поводу обсуждения «правил по эксплуатации зернохранилищ Государственного банка. Интересно, что большое количество пунктов «Правил» подверглись критике со стороны представителей Биржевого комитета. По предложению председателя Комитета В. Н. Башкирова, членами комитета нужно было обсудить «Правила» и высказанные мнения и предложения представать в виде докладной записки Министру финансов и в Государственный банк. Собрание приняло только 1 и 2, 5, 8, 10, 11, 12, 14 параграфы документа, критике подверглись следующие параграфы : 3, 4, 6, 7, 9, 13, 21, 22, 33, 34, 36, 52, 54, 56, 57, 68, 69, 70 - принимаются с изменениями и дополнениями. Стоит заметить, что обсуждение пунктов «Правил» проходили в очень напряженной обстановке. Практически по каждому пункту шли большие дебаты. Например, параграф 3 зачитанный серкетарем П. А. Агриков сразуже вызывает несогласие со стороны И. В. Лосева и А. И. Кана, их поддер-
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.
живает М. Д. Челышев. В итоге, они предлагают принять параграф 3 в следующей редакции: «В приеме зерна на хранение зернохранилища выдают двойные складочные свидетельства, а также образцы генеральной пробы. Под складочные свидетельства и квитанции Государственного банка, на основании ст. ст. 108 и 112 устава банка, а также частными банками и кредитными учреждениями, выдаются ссуды—» [3; С. 19]. Параграф 9 также вызывает горячее обсуждение, основными оппонентами здесь опять выступают И. В. лосев и А. И. Кан. Они не согласны с качеством необезличенного зерна. Результаты этого совещания заинтересовали Главный отдел зернохранилищ, который предложил провести совместное совещание Биржевого комитета и хлебных инспекторов с представителями Государственного банка в мае 1913 года. [3; С. 17-29]. Это совещание состоялось 31 мая в здании Биржевого Комитета на котором присутствовали: члены Биржевого Общества, представатели Государственного банка, заведывающий районом, заведываю-щий Абдулинским элеватором, помошник заведывающий районом, хлебный инстпектор Абдулинского элеватора, хлебный инспектор Толкайского элеватора. В начале совещание от представителя Государственного банка поступает предложение рассмотреть и обсудить выработанную банком классификацию хлебов Заволжского района на 19121913 год. Сотрудничество продолжалось и в последующие время, происходил обмен печатными изданиями. Конторы по постройке зернохранилищ присылали Биржевому Комитету экземпляры норм классификации хлебов и правила по эксплуатации зернохранилищ Государственного банка. В дальнейшем Биржевой Комитет разработал «Правила для производства экспертиз на Самарской бирже». Самарский отдел Государственного банка присылал в Биржевой Комитет свои брошюры. Из этого можно сделать вывод, что Биржевой комитет, как и Государственный банк, был заинтересован в работе элеваторов. Между ними можно было заметить и некоторую конкуренцию, хотя сотрудничество тоже было. По мимо этого Самарский Биржевой Комитет по поводу строительства элеваторов и зернохранилищ сотрудничал с железной дорогой. В 1910 году на 7 сессии Восточного порайонного Комитета проходившей с 22 по 26 февраля обсуждались вопросы перевозных операций железной дороги. На этой сессии присутствовал член Самарского Биржевого Комитета А. И. Кан, который принял активное участие в работе сессии. В дальнейшем А. И. Кан на заседании Самарского Биржевого Комитета выступил с докладом по поводу обсуждаемых вопросов проходившей сессии. Одной из обсуждаемых проблем было хранение перевозимых грузов и как следствие строительство железной дорогой частных элеваторов и зернохранилищ [2; С. 3-4].
Для характеристики строительства сети зернохранилищ необходимо учесть сведения о железнодорожных станциях. Еще не все станции Самаро-Златоустовской железной дороги имели элеваторы. Немаловажную роль в строительстве элеваторной сети играли несколько факторов: местность под постройку была сухая и возвышенная, удаленность от других построек, отдаленность от элеватора навозных и помойных ям. [5; С. 2].
Например, на такой стратегически важной станции как Безенчук, куда прибывало до 350 тонн пшеницы, и от куда отправлялись в большом количестве мукомольные
грузы, элеватора или склада не было. [8; С. 79]. Станция Самара город и Самарская пристань в 1908 году уже имели элеватор вместимостью в 400 вагонов и оборот в 1 мил. пудов [8; С. 80-81]. Но не менее важной станцией являлся Толкай - районный центр хлебной торговли, где с этой станции отправлялись не только зерновые и мучные грузы, но еще строительный камень, яйца, продукты животноводства. Здесь существовало зернохранилище объёмом 18 тонн пуд, по другим данным на 300000 пудов. Для очистки зерна имелись специальные приспособления: веялка-сортировка и шасталка. При приемке зерна оно взвешивалось на весах. [6; С. 86-87; 1; С. 147]. Всего по Самарской губернии насчитывался 21 элеватор на 17450000 пуд [11; С. 144].
В итоге, можно сказать, что строительство элеваторной системы в Российской империи было новаторским и своевременным решением, реализация которого проходила, в основном, по иностранному образцу. Принятие этого решения вызвало бурные дискуссии как в правительственных кругах, так и в кругах предпринимательской элиты. Свою заинтересованность в создании элеваторной системы проявили и частные лица, и различные государственные учреждения (Государственный банк, Самарский биржевой комитет, Железнодорожная дорога). Но все же прослеживается и зависимость элеваторного строительства от законодательства в отношении товарных складов, в расширении сферы их деятельности. Одно из важнейших новшеств, в строительстве элеваторной системы в Российской Империи - технические возможности: сохранность зерна от порчи, потери зерна, производство сортировки и очистки зерна, а также формирование однородных крупных зерновых партий для дальнейшей продажи. Начавшееся в первое десятилетие XX века бурное строительство элеваторной системы приостановилось с началом Первой мировой войны в 1914 году.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агриков П. А. Самарский хлебный рынок. Общеэкономические очерки. Самара: Электро-типография М. Фейгельмана. 1915. 148 с.
2. Вопрос громадной важности для сельского хозяйства и торговли об отделении на железных дорогах перевозной операции от складочной. Самара: Губернская типография. 1910. 18 с.
3. Зернохранилища Заволжского района в 1913-1914 гг. Выпуск II. Самара: Электро-типография Н. Фейгель-ман. 1915. 40 с.
4. Китанина Т. М. Хлебная торговля России в 1875-1914 гг.: Очерки правительственной политики. Л., 1978.
5. Клейн. Предпринимательство и предприниматели.
6. Морозов В. М. О сбыте хлеба в связи с организацией элеваторов и зернохранилищ. Самара: Губернская типография. 1911. 101 с.
7. Наумов А. Н. Из уцелевших воспоминаний. Т. 2.
8. Опыт экономического района тяготеющего к Самаро-Златоустовской железной дороги. Самара: Типография Левенсон. 1912.
9. Положение о городских общественных банках. Самара: Типография А. Козлова и Ко . 1912. 43 с.
10. Правила для производства экспертиз на Самарской бирже. Самара: Губернская типография. 1913. 5 с.
11. Самарское купечество: вехи истории / Под. ред. Е. П. Бариновой. Самара: «Самарский университет». 2006. С. 370.