Научная статья на тему 'Строение почвенного профиля агрочерноземов в системе расчлененного рельефа высокого Алтайского Приобья'

Строение почвенного профиля агрочерноземов в системе расчлененного рельефа высокого Алтайского Приобья Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
103
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ / АГРОЧЕРНОЗЕМЫ / ЭКСПОЗИЦИЯ / ЧАСТЬ СКЛОНА / ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / КРУТИЗНА СКЛОНА / ГЛУБИНА ВСКИПАНИЯ / ГЛУБИНА ИЛЛЮВИАЛЬНО-КАРБОНАТНОГО ГОРИЗОНТА / АГРОЦЕНОЗ / ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / MORPHOLOGICAL CHARACTERS / AGRICULTURAL BLACK SOILS / EXPOSITION / PART OF A SLOPE / GEOMORPHOLOGIC PROFILE / PERCENT OF SLOPE / DEPTH OF EFFERVESCENCE / DEPTH OF ILLUVIAL-CARBONATE HORIZON / AGROCOENOSIS / INFORMATION-LOGICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бурлакова Лидия Макаровна, Кононцева Елена Владимировна, Шторм Ольга Николаевна

С помощью информационно-логического анализа установлена зависимость показателей строения почвенного профиля агрочерноземов от экспозиции, крутизны и частей склонов для условий высокого Алтайского Приобья. Выявлены специфичные состояния таких морфологических параметров, как мощность гумусового горизонта, глубина вскипания, глубина иллювиально-карбонатного горизонта, глубина залегания почвообразующей породы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

By means of information-logical analysis the dependence of soil profile structure parameters of agricultural black soils on exposition, per cent of slope in the conditions of the Altai Ob area is defined. The specific conditions of such morphologic parameters as the capacity of humus horizon, depth of effervescence, depth of illuvial-carbonate horizon, depth of mother bed attitude are revealed.

Текст научной работы на тему «Строение почвенного профиля агрочерноземов в системе расчлененного рельефа высокого Алтайского Приобья»

Ш.А. Амонашвили

Воспитывать других можно только через себя1

от и настали долгожданные январские дни, и мы собрались на наши Восьмые Международные Педагогические Чтения. Каждый раз мы собираемся с одной и той же целью: помогать друг другу совер-

шенствоваться, расширять сознание, утончать сердце, укреплять веру, учиться любить, узнавать новое. И всё это — ради обогащения нашей педагогической жизни, в которой мы лелеем ростки гуманности и великодушия.

Мы никогда не принимали никаких деклараций, резолюций, обращений. Это потому что проблема наша — мы сами, она внутри нас.

Все мы — как ученики одного класса, в котором действует мудрость: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, каждый для тебя учитель». Мы учителя и ученики друг для друга: учимся и учим, воспитываемся и воспитываем.

Наши чтения — как большой Урок, из которого потом в течение всего года каждый из нас извлекает свой урок.

Класс наш очень многочисленный и многонациональный: в странах СНГ, в странах Балтики действуют лаборатории гуманной педагогики.

На Украине зарегистрирован Всеукраинский Центр Гуманной Педагогики. В Латвии зарегистрирована Ассоциация учителей Гуманной Педагогики. Зарегистрированы центры Гуманной Педагогики в Хакасской и Дагестанской автономных республиках. Последователей Гуманной Педагогики за последние годы стало несколько десятков тысяч, а на Международных Педагогических Чтениях собираются уже до семисот учителей и воспитателей, руководителей образования и родителей.

Почти две трети участников Восьмых Чтений — это те, которые, как ученики, прошли все семь классов, а теперь готовы впитать в себя годичный урок восьмого класса.

Чем мы занимались на наших предыдущих чтениях?

Мы освоили семь великолепных, необычных «уроков».

Первый «урок» помог нам расширить своё сознание, впитать в себя измерение духовности как важнейшую основу гуманного педагогического мышления.

На втором «уроке» мы высвободили в себе такой лучик Вечного Света, как Улыбка. Она возвысила, вдохновила, облагородила каждого из нас. Мы изменились.

Третий «урок» помог познать в себе героя Духа, носителя факела в мире образования. Мы возмужали.

1 Выступление на VIII Международных педагогических чтениях 9 января 2009 года.

Четвёртый «урок» мы посвятили познанию нашего Сердца и поняли: только оно может стать солнцем в сумерках, навалившихся на образование.

Был у нас «урок» о том, что пора нам взяться за большие, превышающие наши возможности цели: учить детей летать высоко, далеко, стремительно.

Потом мы разбирались в сути Истины Школы, и пришли к выводу, что мы в отдельности познаём лишь частицу великой Истины, и потому нам нужно сотрудничать друг с другом, чтобы каждый смог создать в себе свой нерукотворный Мыслехрам образования.

На седьмом «уроке» мы возвеличили в Храме том Культуру — основу одухотворённой человеческой личности.

А теперь восьмой «урок» — Восьмые Международные Педагогические Чтения.

Наши Чтения всегда проходили под знаком мудрости классиков мировой педагогики, мудрецов, духовных наставников человечества, философов.

На этот раз нас будут сопровождать мысли Льва Николаевича Толстого. Это он задал нам тему «урока»: «Истинное воспитание Ребёнка — в воспитании самих себя».

Начнём с его размышлений о человеке, они введут нас в суть вопроса. Он писал: «Каждый человек — алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, а стараться очистить себя» (конец цитаты).

Значит, каждый из нас алмаз, который может очистить или не очистить себя.

Очистить себя — это значит: заниматься самовоспитанием и самосовершенствованием. Это дело каждого. Но если кто назовётся учителем и воспитателем, наставником и родителем, то для него тайна воспитания детей будет заключаться в законе самовоспитания и самосовершенствования.

Лев Николаевич пишет: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймёшь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос жизни: как надо самому жить?» А надо, продолжает Лев Николаевич, «самому не только жить хорошо, но работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей»... «Надо сделать свою жизнь хорошей или, по крайней мере, менее дурной. И потому воспитание других включается в воспитание самих себя, и другого ничего не нужно».

На примере семейного воспитания Лев Николаевич объясняет смысл этих идей: «Все трудности воспитания, — пишет он, — вытекают из того, что родители (считай — учителя, воспитатели, педагоги — Ш.А.) не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть этих недостатков в детях. В этом вся трудность и вся борьба с детьми. Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но худший из всех недостатков — лицемерие родителей (читай — учителей, воспитателей, педагогов — Ш.А.) — и теряют к ним уважение и интерес ко всем их поучениям».

В чём же суть самовоспитания, в чём смысл очищения алмаза? На этот счёт Лев Николаевич даёт точный ориентир: «Нам кажется, что самая главная на свете работа - это работа над чем-нибудь видимым: строить дом, пахать поле, кормить скот, собирать плоды, а работа над своей душой, над чем-то невидимым — это дело неважное, такое, какое можно делать, а можно и не делать. Между тем только одно это дело, работа над душой, над тем, чтобы делаться с каждым днём лучше и добрее, только эта работа настоящая, а все остальные работы, видимые, полезны только тогда, когда делается эта главная работа над душою».

Эти мысли Льва Николаевича Толстого, подкреплённые его мудростью и опытом Яснополянской школы, имеют свои корни в мировых религиозных, древних философских и классических педагогических учениях.

Легко ли вести работу над собственной душой?

Кстати, душа и есть наш алмаз.

Легко ли гранить и очищать его?

Конечно, нет.

Трудно, да ещё как!

Но нам — учителям — суждено нести и дарить нашим ученикам Вечный Свет. Потому у нас нет выбора: совершенствоваться или не совершенствоваться. Мы обязаны идти по пути восхождения.

Аксиомы гуманной педагогики гласят:

Любовь воспитывается любовью.

Доброта воспитывается добротою.

Благородство воспитывается благородством.

Нравственность воспитывается нравственностью...

Одной из основ гуманной педагогики является положение о том, что земная жизнь человека есть отрезок пути духовного восхождения. Отсюда вывод: неминуемое качество учителя, воспитателя, педагога — постоянно заниматься самовоспитанием, постоянно гранить себя как алмаз.

Повторяю мысль Льва Николаевича: «Воспитание других включается в воспитание самих себя». Это есть объективная истина, но она может быть проявлена только в субъективной деятельности каждого из нас.

Дорогие коллеги!

Одно дело — принимать принцип самовоспитания, но другое — знать, что именно надо в себе воспитывать и совершенствовать.

Каждый из нас имеет свой жизненный опыт, свой характер, взгляды, вкусы, оценки, отношения, знания и т.д.

Потому мы и отличаемся друг от друга, и в каждом конкретном случае содержание самовоспитания будет особенным и отличным. Оно будет зависеть ещё от того, насколько каждый из нас осознаёт свои положительные и отрицательные качества и насколько устремлён к самовоспитанию и самосовершенствованию.

Есть учителя, для которых самовоспитания — как закона воспитания — не существует, мысль о самовоспитании они воспринимают как своё унижение.

Есть категория учителей, которые видят, чувствуют, что их характер и ограниченность мешают им строить доверчивые и творческие отношения

с детьми, влиять на них положительно, но не считают нужным менять себя, а требуют, чтобы дети подстраивались под них.

Мы же с вами, дорогие коллеги, та категория учителей и воспитателей, которая понимает всю важность устремлённости к самовоспитанию и самосовершенствованию.

Хочу подчеркнуть: именно устремлённости.

Дело в том, что есть понятия, которые отражают явления Вечности и Беспредельности. Такими являются, скажем, понятия: Бог, Жизнь, Космос, Мысль, Дух, Материя, Эволюция.

Отдельные аспекты этой категории отражаются в другой группе понятий. В данном случае такими являются самовоспитание и самосовершенствование. Они отражают процессы эволюционного характера, не имеющие завершения.

Лишь в ограниченном смысле можно считать себя или кого-либо другого вполне воспитанным или вполне совершенным. Но по сути своей — воспитанность и совершенство отдельного человека или человечества никогда не могут быть завершёнными. Это процессы, сопровождающие эволюцию, которая не имеет конца.

Исходя из сказанного, смысл самовоспитания и самосовершенствования не в том, что можно достигнуть полной воспитанности и совершенства в каком-либо обозримом будущем; а в том, что человек сознаёт необходимость постоянного самовоспитания и самосовершенствования и устремлён к ним.

Получается, что воспитанным и совершенным мы можем назвать того, кто устремлён к самовоспитанию и самосовершенствованию, восходя от одного качества к более высокому. И так непрестанно и всю жизнь.

Постоянным в этом процессе могут быть не достигнутые уровни, а сама устремлённость, которая то и дело меняет цели. Воспитан тот, кто устремлён к самовоспитанию, совершенен тот, кто устремлён к совершенствованию.

Именно такой учитель, такой воспитатель и родитель вбирают в себя благоприятную энергию воспитания других. Это есть сила воспитания через себя.

Устремлённость к самовоспитанию и самосовершенствованию внешне выглядит как жизнь одухотворённая, благая, светлая, как жизнь творческая, как постоянная забота облагораживания жизни. Ребёнок, дети, находясь в гуще такой жизни взрослых, тем более — своих учителей, воспитателей, наставников и родителей, будут воспитываться естественным образом и, говоря словами Льва Николаевича, «другого ничего не нужно».

К чему именно следует устремить себя, чтобы воспитываться и совершенствоваться и, вообще, чтобы возник перед нами всеобъемлющий вопрос: как самому жить?

Для каждого из нас ответ на этот вопрос будет разным и индивидуальным. Каждый только сам может определить, как ему лучше жизнь, обостряя в себе понимание профессии и чувства долга.

Но личная программа по самовоспитанию и самосовершенствованию будет наиболее полной и целостной, если в ней ведущим станет триединство таких оснований личности, как Сердце, Сознание, Любовь, общее имя которым — Духовность.

Что есть Сердце?

Сердце — обитель чувствознания и мудрости, дом духа, веры, надежды, совести, добра, оно носитель сотрудничества и единения, оно благотворитель любви.

А Сознание?

Сознание — древо из Сердца. Оно искатель смысла жизни, открыватель и накопитель знаний и опыта, строитель мыслехрамов, зажигатель костра творчества, хранитель прошлого и строитель будущего, проектировщик лестницы от земли до небес, вместитель единства духа и материи.

Что же Любовь?

Любовь — истина Мироздания, ключ понимания Бога, объяснение устремлённости, энергия жизни, источник красоты, воля творящего терпения, причина радости, ответ милосердию и самопожертвованию, матерь чуткости и отзывчивости, могущество единения.

Мудрость Сердца, расширенность Сознания и всеобъемлемость Любви есть условия, творящие возвышенность нашего духа и духовности.

Взращивая в себе такое состояние духа, мы, как алмазы, сможем чистить себя изнутри — вытесняя всё, что мешает нам стать благородными и великодушными. Мы также сможем устоять перед давлением агрессивной, загрязнённой и искушающей среды. А вечный свет сделает жизнь вокруг нас лучшей, ибо свет — это слияние нашей творческой мысли и деятельности.

Такой непрекращающийся процесс обновления через Сердце, Сознание и Любовь станет живой, естественной, истинно гуманной педагогикой, «и другого ничего не нужно».

Сердце, Сознание и Любовь — предводители добра, истины, преданности, щедрости, благородства, великодушия, искренности, красоты. Они сотворены, чтобы каждый из нас мог через себя пропускать Вечный Свет.

Сердце, Сознание и Любовь — гонители лжи, ненависти, злобы, зависти, раздражения, унижения, страха, предательства, сквернословия, дурномыслия, нетерпимости, тьмы.

Но мы слабые ещё. И проникают в нас человеческие пороки.

И вот стали мы учителями, воспитателями, родителями и, вообще, взрослыми. Как же быть?

Мы слабые, но в нас есть воля, всемогущая сила преобразования. Призовём её на помощь, и она спасёт нас.

Если Сердце решит, что надо избавиться от раздражения, а Сознание подтвердит решение Сердца, а Любовь поставит печать на указе Сердца, то отдадим указ на исполнение воле, и можно не сомневаться — воля вытеснит из алмаза этот порок, а изнутри высветится Вечный Свет творящего терпения.

«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». — Так сказал людям Иисус Христос.

Легко ли стать совершенным?

Как известно, победа над самим собой есть самая сложная, но самая достойная победа. Одержать победу над пороками своего характера — это значит: изгнать из себя сброд таких хищников, как раздражение, злоба, зависть, мстительность, ненависть, ограниченность. Каждый из этих хищников имеет множество проявлений и масок, под которыми скрывается.

Можно ли одним велением Сердца, Сознания и Любви, одним волевым приказом избавиться от этих хищников, разом преобразиться.

Я не знаю, какой вы дали бы мне ответ на этот вопрос, дорогие коллеги: «да» или «нет». Но у меня есть свой ответ, хотя не осмелюсь сказать, что его я уже применил к самому себе. Но в истинности его не сомневаюсь. Ответ мой такой: да, конечно, можно одним ударом уничтожить, изгнать всех зверей, изгнать из себя всю тьму. Не по частям её выталкивать из нашей святой обители, а разом и сразу.

Но можно только вообразить, какие понадобятся для этого усилия воли, и какая чистая радость охватит того, кто свершит такой подвиг.

Это будет подвигом духа.

Однако наша слабость начнёт искать лазейки и оправдания.

Кто-то будет винить весь мир, который такой жестокий и злобный, и потому приходится приспосабливаться.

Кто-то будет винить власть, которая принуждает, заставляет и запрещает, потому приходится подчиниться.

Кто-то застенчиво объяснит, что нет сил, нет возможности.

Кто-то вообще сочтёт всякое очищение противоестественным.

Искать оправдания любому проявлению тьмы и есть слабость.

Но если кому-то такая слабость позволительна, то не тому, кто назвался учителем и воспитателем, назвался родителем.

Дети Света нуждаются в учителях Света. И кто же может быть учителем Света в наше время, если не мы? Нам нужно превзойти самих себя, нам нужно самим творить из себя учителей Света, имеющих Сердце, Разум и Любовь. Время не ждёт, дети уже здесь, на земле, они в домах наших, в детских садах. В школах.

Чтобы заняться самовоспитанием и самосовершенствованием, нам нужно знать наши пороки. И только решительная и искренняя устремлённость поможет нам их замечать, осознавать, ужасаться их последствиям.

Помогут нам в обнаружении наших пороков дети, только задайте им вопрос от молящегося Сердца: «Дети, каким бы вы хотели меня видеть уже с завтрашнего дня: что от себя отбросить и что развить?»

Скажут об этом и коллеги, и близкие нам люди, но надо попросить искренне, обещая, что не обидимся. И когда они скажут нам правду, мы не станем возражать и оправдываться, а задумаемся. Спустя некоторое время скажем им, как меняем себя в лучшую сторону.

На пути самовоспитания наша слабость будет подбрасывать такие камни, как: сила дурных привычек, инерции и кальки ограниченного сознания, самость, гордыня, обиды, слепота в восприятии правды и др. Камней таких будет много.

Их надо убирать с пути, чтобы не спотыкаться, или же, что ещё хуже, испугавшись, не повернуть обратно.

Самая главная трудность в самовоспитании и самосовершенствовании — мы сами, ибо речь идёт не о том, чтобы занимались этим тонким делом сами лично. Сможем ли мы, захотим ли, наберёмся ли воли, чтобы свершить подвиг возвышения над самим собой?

А примеров, как это свершить, далеко искать не надо.

Вновь обратимся ко Льву Николаевичу Толстому.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Будучи молодым, он составил кодекс своей духовно-нравственной жизни под названием «Правила жизни». В них он определил цели и пути своего воспитания и совершенствования. Правил около сорока.

Он даёт наказ самому себе:

— быть верным своему слову;

— всегда доводить начатое дело до конца;

— следовать воле, а не чувствам;

— всегда говорить правду;

— искать в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную;

— иметь цель для всей жизни, для известного времени, даже для часа и минуты;

— чтобы каждый день любовь ко всему роду человеческому выражалась бы чем-нибудь;

— давать уму как можно больше пищи;

— рассматривать причины всякого явления и могущие быть от него последствия и т.д.

Лев Николаевич начинает писать дневники, чтобы не упускать из виду своего движения по «Правилам жизни». Дневники он пишет почти до последнего дня жизни. И однажды он запишет в дневнике: «Потом в жизни я старался прилагать эти правила, выписывал из них важнейшие и задавал себе, как урок, приучиться к ним. И много, много других внутренних движений и переворотов произошло со мной в это время».

Если кто знает, какая была бурная жизнь у молодого Толстого, тот поймёт: своими «Правилами жизни» он поставил перед собой цель укротить свой нрав, возвысить себя до духовно-нравственных вершин.

Наши нынешние чтения — наподобие педагогической исповеди: мы должны говорить не о том, как воспитываем других, а о том, как воспитываем и совершенствуем самих себя.

Поделюсь с вами некоторым опытом из собственной жизни.

Во-первых, как я приучил себя беречь время.

Я не помню, что меня подтолкнуло, но в день моего 16-летия я вычислил количество прожитых уже дней и искренне удивился, что прожил так мало — всего 5 180 дней.

Далее я допустил, что могу прожить 100 лет, и опять удивился оставшемуся малому (как мне казалось) количеству дней — их стало чуть больше 31 000.

Дальнейшие вычисления мне показали, что для творческой жизни мне может быть отпущено всего 10-12 тысяч дней, если, конечно, проживу сто лет и до конца жизни буду в состоянии творить.

А если не проживу?

Тут и возникла во мне тревога за впустую прожитое время. Тогда я и понял цену каждого дня, каждого часа.

Такое отношение ко времени до сих пор даёт мне возможность успевать всё, что считаю важным в силу своего долга и служения.

А этот сегодняшний день — 9 января, который очень дорог мне и ради которого трудился весь год, 28432-ой от моего рождения.

Также я составил «бухгалтерию» школьного времени. Количество уроков в начальных классах всего 3230, и это составляет около 6% бодрствующей жизни школьника.

Количество уроков с первого по одиннадцатый класс — около 11 тысяч, что составляет 8-9% бодрствующей жизни школьника.

Возникает мысль о том, как нужно расщепить каждую минуту урока, чтобы высвободить из него воспитательную энергию.

Может быть, стоит вам тоже, как сделал это я, повесить в классе часы, пронумеровать каждый урок и предложить ученикам увлекательную познавательную жизнь. Тогда они тоже почувствуют цену времени и жизнь их станет богаче.

Середина 70-х была особо тяжёлая для меня и моих коллег, с которыми вместе проводил эксперимент по развивающему обучению во многих школах Грузии.

На нас обрушивался шквал злобной критики, писались доносы в партийные органы. Наша педагогика была названа буржуазной. Над нами нависла опасность.

Со своей стороны, я тоже начал обличать научную несостоятельность многих оппонентов, авторов программ и учебников, руководителей образования.

Это усугубляло положение нашей маленькой лаборатории.

И вот однажды научный руководитель лаборатории, известный психолог и мудрый человек Барнаб Иосифович Хачапуридзе сказал мне: «Не ожесточай врагов своих. Научись оппозиционера вовлекать в позицию».

Действительно, эта мудрость помогла мне стать терпеливым, мягким, понимающим. Меня начало покидать раздражение. А со временем многие наши оппоненты стали больше нас понимать и в дальнейшем — даже поддерживать, защищать.

Мы спаслись, спаслась наша педагогика.

Творящее терпение, которое я выдвигаю в качестве принципа гуманной педагогики, исходит из жизненного опыта. В последнее время оно было подкреплено в моём сознании восточной мудростью: «Утверждающий богат, отрицающий беден».

А вот как дети сделались моими учителями. После раздачи тетрадей для контрольных девочка Лела вдруг заплакала: «Не люблю математику. Не люблю математику. Всё красное, красное.» Девочка была возмущена обилием моих пометок красными чернилами.

С того дня и того урока я насовсем отбросил красные чернила, ибо познал самую яркую мудрость: каждый ребёнок — учебник божественной педагогики, и он сам собой открывается на той странице, которую ты в состоянии освоить на сегодняшний день. Однако нужно понять, что дети не только воспитываются и учатся у тебя, но всеми усилиями воспитывают и учат тебя, делают из тебя постоянного для себя учителя.

Отсюда — моё глубокое уважение и признательность детям — моим учителям.

Несколько лет тому назад в одном интервью Дмитрия Сергеевича Лихачёва я вычитал фразу: «Воспитываться в моральном климате памяти».

«Как это может быть?» — подумал я и начал копаться в себе с целью найти возможность самовоспитания. Во мне всплыли образы любимых людей, ушедших из жизни.

Это был мой отец, погибший в Крыму в 1942 году.

Это была моя мама, преданную любовь которой чувствую по сей день.

Это была моя бабушка, которая сеяла во мне веру своей праведной жизнью.

Это была моя учительница, Варвара Вардиашвили, свет которой спас меня.

Я решал написать им письма в Небеса. Находясь в этом необычном состоянии, я понял: в доброй памяти воспитание и совершенствование может продолжаться до бесконечности, независимо от возраста и изменённой среды.

Что сделала во мне моральная память?

Укрепила веру — это от бабушки.

Я углубился в понимание преданности — это от отца.

Я пережил истинный смысл заботы — это от матери.

Я почувствовал значимость педагогической мудрости — это от своей учительницы.

В этом моральном климате памяти то и дело я обнаруживаю свежие всходы тех добрых семян, которые когда-то сеяли во мне садовники моего детства.

Как важно, думаю я сейчас, чтобы взрослые, окружающие детей и воспитывающие их, думали, заботились об их моральном климате памяти в будущем.

Три дня Чтений — это наши глубокие раздумья о том, как нам всем и каждому в отдельности жить лучшей педагогической жизнью.

Мы понимаем, что Сердце, Сознание и Любовь в каждом из нас есть первоисточники обновления образования.

Нам нужно помочь друг другу разобраться в путях самовоспитания и самосовершенствования.

Эти три дня, которые достаются нам в силу наших духовных устремлений, должны изменить, обновить каждого из нас. Надо, чтобы мы вернулись к нашим детям, ученикам, коллегам, родным как очищенные алмазы, излучающие новые лучики вечного света.

Наконец, дорогие коллеги, задам вам задачу в виде притчи.

Вообразите, что вы и мечта подружились.

— Давай погонимся за Синей Птицей, — сказала вам Мечта.

— Давай, — согласились вы.

В погоне за Синей Птицей вы неожиданно воспарили над бездной.

Вы испугались.

— Я упаду. Хочу обратно! — закричали вы.

Мечта встревожилась:

— Не думай о падении, думай о Синей Птице.

— Но я же упаду!..

— Держись за меня. — сказала вам Мечта.

В мгновение ока вам нужно решить: отчаиваться и вернуться обратно или, держась за Мечту, лететь дальше.

И как вы решите?

И что, по-вашему, лучше: жить, как бы находясь в прыжке над бездной, или жить, не отрывая ног от земли?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.