Научная статья на тему 'СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ПРОВОДНИКОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК'

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ПРОВОДНИКОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
240
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ / АДАПТИВНЫЙ КОПИНГ / НЕАДАПТИВНЫЙ КОПИНГ / КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СТРЕСС / КОЭФФИЦИЕНТ РАНГОВОЙ КОРРЕЛЯЦИИ СПИРМЕНА / STRESS RESISTANCE / COPING BEHAVIOR / COPING STRATEGY / ADAPTIVE COPING / NON-ADAPTIVE COPING / COPING MECHANISMS / ORGANIZATIONAL STRESS' / SPEARMAN RANK CORRELATION COEFFICIENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никандрова Н. П.

В статье определено понятие стрессоустойчивости как основной характеристики профессионального стресса, обосновано влияние стрессоустойчивости на поведение работников в особых условиях труда. Проведено исследование уровня стрессоустойчивости проводников пассажирских вагонов в связи с использованием данными работниками тех или иных стратегий преодоления стресса, называемыми копин-гами поведения. Большинство проводников (с опытом работы и без него) оценили уровень своей стрессоустойчивости как высокий и очень высокий. Толерантность (устойчивость) к организационному стрессу в большей степени проявилась у проводников со стажем работы. Выделены когнитивные, поведенческие и эмоциональные копинг-стратегии. В обеих группах проводников (с опытом и без него) исследование выявило использование ими идентичных эмоциональных и поведенческих копинг-механизмов. Различие проявилось только в использовании проводниками когнитивных стратегий преодоления стресса. Выделены продуктивные (адаптивные) и непродуктивные (неадаптивные) копинги поведения. Исследование показало, что в обеих группах проводники пассажирских вагонов используют идентичные адаптивные и неадаптивные копинг-стратегии. Неадаптивные стратегии присутствуют у меньшего числа респондентов с опытом работы. Корреляционный анализ результатов исследования проводников методом коэффициента ранговой корреляции Спирмена подтвердил наличие взаимосвязи между уровнем организационного стресса и используемыми проводниками непродуктивными стратегиями поведения. При этом у проводников без опыта работы эта взаимосвязь проявилась в большей степени (умеренно положительная связь), чем у проводников, имеющих опыт работы в данной сфере деятельности (слабая положительная связь). Уровень стрессоустойчивости проводников пассажирских вагонов определяет выбор стратегии преодоления стресса, связанного с особыми условиями трудовой деятельности, и в конечном счете оказывает влияние на безопасность перевозок пассажиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Никандрова Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRESS RESISTANCE OF PASSENGER TRAIN ATTENDANTS AS A TRANSPORT SAFETY FACTOR

The article defines the concept of stress resistance as the main characteristic of professional stress; the influence of stress resistance on the behavior of workers under specific working conditions is considered. A study of the level of stress resistance performed by passenger train attendants in connection with the use of certain strategies to overcome stress, which is called coping behavior, has been conducted. Most of the attendants, both the experienced staff and trainees, rated the level of their stress resistance as high and very high. The higher stress tolerance (resistance) to organizational stress has proved to be typical for experienced attendants. Cognitive, behavioral and emotional coping strategies are described in the article. In both groups of attendants (experienced staff and trainees) the study identified the use of identical emotional and behavioral coping mechanisms. The difference was revealed only in the use of cognitive stress coping strategies applied by attendants. Productive (adaptive) and unproductive (maladaptive) coping skills have been identified. The study showed that train attendants in both groups use identical adaptive and non-adaptive coping strategies. Non-adaptive strategies are typical for only a small percentage of experienced respondents. The correlation analysis of the research results based on the Spearman rank correlation coefficient has confirmed the existence of a link between the level of organizational stress and non-productive behavior strategies used by attendants. However, for the trainee attendant group, the use of non-adaptive strategies to overcome stress was manifested to a greater extent (moderately positive relationship) compared to a similar relationship for experienced attendants (weak positive relationship). The level of stress resistance of passenger train attendants determines the choice of a strategy to overcome stresses associated with special working conditions, and, ultimately, has an impact on the safety of passenger transportation.

Текст научной работы на тему «СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ПРОВОДНИКОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

УДК 656.224.072.6:159.94

Н. П. Никандрова

Стрессоустойчивость проводников пассажирских вагонов как фактор безопасности транспортных перевозок

В статье определено понятие стрессоустойчивости как основной характеристики профессионального стресса, обосновано влияние стрессоустойчивости на поведение работников в особых условиях труда.

Проведено исследование уровня стрессоустойчивости проводников пассажирских вагонов в связи с использованием данными работниками тех или иных стратегий преодоления стресса, называемыми копин-гами поведения. Большинство проводников (с опытом работы и без него) оценили уровень своей стрессоустойчивости как высокий и очень высокий. Толерантность (устойчивость) к организационному стрессу в большей степени проявилась у проводников со стажем работы.

Выделены когнитивные, поведенческие и эмоциональные копинг-стратегии. В обеих группах проводников (с опытом и без него) исследование выявило использование ими идентичных эмоциональных и поведенческих копинг-механизмов. Различие проявилось только в использовании проводниками когнитивных стратегий преодоления стресса.

Выделены продуктивные (адаптивные) и непродуктивные (неадаптивные) копинги поведения. Исследование показало, что в обеих группах проводники пассажирских вагонов используют идентичные адаптивные и неадаптивные копинг-стратегии. Неадаптивные стратегии присутствуют у меньшего числа респондентов с опытом работы.

Корреляционный анализ результатов исследования проводников методом коэффициента ранговой корреляции Спирмена подтвердил наличие взаимосвязи между уровнем организационного стресса и используемыми проводниками непродуктивными стратегиями поведения. При этом у проводников без опыта работы эта взаимосвязь проявилась в большей степени (умеренно положительная связь), чем у проводников, имеющих опыт работы в данной сфере деятельности (слабая положительная связь).

Уровень стрессоустойчивости проводников пассажирских вагонов определяет выбор стратегии преодоления стресса, связанного с особыми условиями трудовой деятельности, и в конечном счете оказывает влияние на безопасность перевозок пассажиров.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, копинг-поведение, копинг-стратегия, адаптивный копинг, неадаптивный копинг, копинг-механизмы, организационный стресс, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Транспортные перевозки на железнодорожном транспорте всегда связаны с ситуацией опасности. И безопасная перевозка пассажиров зависит не только от исправности самого локомотива и профессионализма машиниста и его помощника, но и от адекватной работы всего коллектива пассажирского поезда. Немалую роль в осуществлении безопасности пассажиров играет и деятельность проводников. От уровня стрессоустойчивости зависит их реакция на нестандартные ситуации, которые могут возникнуть в процессе профессиональной деятельности. Кроме того, высокий уровень стрессоустойчивости является залогом сохранения здоровья личности [1].

Стрессоустойчивость является основной характеристикой, определяющей подверженность человека стрессу. Стрессоустойчивость личности - это такие качества личности, которые позволяют преодолевать значительные

интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности без особых вредных последствий для деятельности, окружающих людей и своего здоровья.

Б. Б. Величковский считает, что «индивидуальная устойчивость к стрессу» обеспечивает успешную адаптацию человека к влиянию различных психосоциальных нагрузок и условий среды обитания, и оценка стрессо-устойчивости должна учитывать влияние не только устойчивых личностных черт, но и ситуативных компонентов, отражаемых в состояниях личности [2].

Стрессоустойчивость личности играет важную роль в борьбе со стрессом, потому что от нее зависит не только психическое состояние человека, но и профессиональная и повседневная деятельность. Чем выше стрессо-устойчивость, тем быстрее можно преодолеть

стресс и тем менее разрушительные последствия он оказывает на человека.

Таким образом, стрессоустойчивость личности - наиболее важный фактор в преодолении стресса, компонент саморегуляции (человек должен уметь адаптироваться к различным изменениям, научиться изменять свое поведение, свои установки, взгляды). Устойчивость к стрессу - это процесс внутренних и внешних изменений в ответ на любое сильное и продолжительное воздействие окружающей среды.

Индивидуальный способ взаимодействия личности с ситуацией в соответствии со своей собственной логикой, значимостью в жизни и ее психологическими возможностями называют «копинг» [3]. Он предполагает регулярно изменяющиеся когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки совладать с трудными внешними и внутренними условиями, которые оцениваются как напряжение или превышают ресурсы человека, позволяющие с ними совладать [4]. Копинг - это способность совладать со стрессом [5].

Копинг-поведение используется в качестве стратегии индивидуального поведения, которая предназначена для устранения ситуации психологической угрозы [6]. Стратегии индивидуального поведения обычно объединяют в копинго-вые стили: функциональный стиль (продуктивный копинг) и дисфункциональный стиль (непродуктивный копинг). Продуктивный копинг предполагает усилия человека на самостоятельное разрешение проблемы или с помощью других людей. Непродуктивный копинг связан с неспособностью личности справиться с ситуацией [7]. Продуктивный копинг можно отнести к адаптивным стратегиям: он позволяет личности в полной мере приспособиться к ситуации и преодолеть стресс. Непродуктивный копинг является неадаптивным.

Кроме того, стратегии индивидуального поведения реализуются в трех сферах: поведенческой, эмоциональной и когнитивной. Также в зависимости от сферы реализации выделяют поведенческие, эмоциональные и когнитивные копинги.

Таким образом, копинг-поведение -форма поведения, отражающая готовность личности решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление

к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления стресса.

Нами проведено исследование уровня стрессоустойчивости проводников пассажирских вагонов, которые использовали те или иные стратегии преодоления стресса. Исследование проведено в рамках сектора обучения рабочих АО «ФПК».

В исследовании приняли участие 48 проводников пассажирских вагонов в возрасте 19-60 лет (первая группа - 26 чел. без опыта работы, вторая группа - 22 чел. со стажем работы проводником от 1 года до 33 лет).

Методики исследования: «Копинг-тест» (Р. Лазарус); «Тест самооценки стрессоустойчи-вости» (С. Коухен и Г. Виллиансон); методика «Шкала организационного стресса» Маклина; «Методика диагностики копинг-механизмов» (Э. Хейм).

Рассмотрим результаты исследования проводников по тесту самооценки стрессоустой-чивости С. Коухена и Г. Виллиансона [8]. Как видно из рис. 1, в обеих группах уровень самооценки был «высокий» (28 и 41 %) и «выше среднего» (31 и 27 %). Причем в группе проводников со стажем работы эти показатели оказались выше.

Высокий уровень стрессоустойчивости предполагает, что психика таких людей максимально защищена от стрессовых факторов: они могут успешно адаптироваться к кардинальным переменам и хорошо приспосабливаются к незначительным изменениям окружающей среды. Такие люди без перенапряжения переносят серьезные психические нагрузки. Однако именно в этой группе чаще всего встречаются люди, жесткие к окружающим, неспособные к сочувствию.

Оптимальная стрессоустойчивость должна сочетать в себе, с одной стороны, переносимость нагрузок, с другой - способность к сопереживанию. Одним словом, нужно стараться держаться золотой середины, которая находится где-то между ранимостью и безразличием.

Рассмотрим результаты исследования проводников по методике выявления толерантности (восприимчивости) к организационному стрессу «Шкала организационного стресса» Маклина (в адаптации Н. Водопьяновой) [9].

ЧР ОЧ

35 30 25 20 15 10 5 0

31

средним чуть выше выше среднего среднего

высоким очень высоким

□ без опыта работы ■ с опытом работы

Уровень самооценки

Рис. 1. Уровень самооценки стрессоустойчивости проводников с различным опытом работы, измеренной по методике С. Коухена и Г. Виллиансона

Как видно из рис. 2, у большинства испытуемых выражено поведение типа «А» по М. Фридману (у 46 % проводников без опыта работы и у 63 % - с опытом работы).

Для людей, поведение которых отнесено к типу «А» по методике Маклина, характерна высокая восприимчивость к организационному стрессу. Такие люди настроены на конкуренцию и успех; ощущают нехватку времени, им трудно расслабиться, они становятся нетерпеливыми и злятся, когда появляются задержки в работе или когда взаимодействуют с людьми, которых считают некомпетентными. На вид они кажутся самоуверенными, но на самом деле их постоянно терзает чувство неуверенности в себе; они заставляют себя делать все больше за все меньшее время.

Люди, поведение которых отнесено к типу «В», могут расслабляться без чувства вины и

работать без ажиотажа; у них нет чувства нехватки времени и сопровождающего его нетерпения, они не злятся по пустякам [10].

Как видим, толерантность к стрессу в большей степени проявилась у проводников со стажем работы. Поведение типа «В» у проводников с опытом работы выявлено не было.

Для оценки различий между двумя выборками нами использован ^-критерий Манна -Уитни, который показал, что результаты исследования по методике «Шкала организационного стресса» Маклина проводников с опытом работы и без него статистически различаются на уровне Р < 0,05.

Рассмотрим результаты исследования по методике копинг-механизмов Э. Хейма (рис. 3-5) [11]. В обеих группах (с опытом и без) выявлены идентичные копинги: когнитивные - «сохранение самообладания» (27 % / 19 %); эмоцио-

70 60 50 ^ 40 30 20 10 0

63

27

0

□ без опыта работы ■ с опытом работы

Поведение типа В Поведение типа АВ Поведение типа А

Рис. 2. Уровень толерантности к организационному стрессу проводников по методике «Шкала организационного стресса» Маклина

нальные - «оптимизм» (77 % / 65 %); поведенческие - «отвлечение» (27 % / 42 %). Разница в выборках проявилась в когнитивных стратегиях: проводники с опытом работы используют стратегию «установка собственной цели» (23 %), проводники без опыта -«проблемный анализ» (19 %).

Статистический анализ результатов исследования по методике копинг-механизмов Э. Хейма выявил, что показатели проводников с опытом работы и без него статистически различаются на уровне Р < 0,05 (^-критерий Манна -Уитни).

□ без опыта работы ■ с опытом работы

30 25 20 15 10 5 0

27

18

19

15

19

^

¿¡Г ^ -*>

15

У Л? У

,с -Сг

/ .У У

23

о/ о/ ^

Ж О?

</ /

/

Стратегии

Рис. 3. Результаты когнитивных копинг-механизмов проводников (с опытом работы и без),

определенных по методике Э. Хейма

□ без опыта работы ■ с опытом работы

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Стратегии

Рис. 4. Результаты эмоциональных копинг-механизмов проводников (с опытом работы и без),

определенных по методике Э. Хейма

9

9

8

8

7

5

5

4

0

0

0

□ без опыта работы ■ с опытом работы

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

42

27

У о

сг

„ОУ

18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18

54

9 8 9

54

12 8

А А ^

/ У V у / / / / ^ оГ ** °

/

кг .о

/ У У

У &

&

Стратегии

Рис. 5. Результаты поведенческих копинг-механизмов проводников (с опытом работы и без),

определенных по методике Э. Хейма

При выявлении копинг-механизмов по методике Р. Лазаруса [12] нами были выделены адаптивные и неадаптивные стратегии преодоления стресса. К адаптивным копинг-меха-низмам относятся: «самоконтроль», «поиск социальной поддержки», «планирование решения проблемы», «положительная переоценка». К неадаптивным копинг-механизмам мы отнесли: «конфронтационный копинг», «дистанционирование», «принятие ответственности», «бегство - избегание».

Как видно из рис. 6, у проводников без опыта работы доминирующими адаптивными копинг-механизмами оказались: «поиск социальной поддержки» (77 %), «положительная переоценка» (62 %), «самоконтроль» (57 %), «планирование решение проблемы» (54 %).

Доминирующими адаптивными копинг-механизмами у проводников с опытом работы оказались «планирование решение проблемы» (73 %) и «самоконтроль» (59 %).

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

77 73 73

57 59 59 54 62

46 46

36

Самоконтроль Поиск соц. Планирование Положительная поддержки решение переоценка проблемы

Стратегии

□ без опыта работы ■ с опытом работы

Рис. 6. Результаты адаптивных копинг-механизмов проводников (с опытом работы и без),

определенных по методике Р. Лазаруса

9

0

Как видно из рис. 7, для большинства респондентов доминирующими неадаптивными копинг-механизмами оказались: «принятие ответственности» (50 % проводников с опытом работы, 65 % - без опыта), «бегство - избегание» (41 % проводников с опытом работы, 65 % - без опыта) и «дистанционирова-ние» (37 % проводников с опытом работы, 50 % - без опыта). Как видим, неадаптивные стратегии присутствуют у меньшего числа респондентов с опытом работы.

Для выявления взаимосвязи копинг-меха-низмов с организационным стрессом у проводников пассажирских вагонов нами был проведен корреляционный анализ методом

коэффициента ранговой корреляции Спир-мена [13].

Рассмотрим корреляционный анализ методом коэффициента ранговой корреляции Спирмена результатов проводников без опыта работы (табл. 1).

По результатам корреляционного анализа мы видим, что наиболее выраженная взаимосвязь оказалась между стратегиями «дистан-ционирование» и «Организационный стресс» (г = 0,41). Данная взаимосвязь является умеренно положительной, следовательно, мы можем сделать вывод, что копинг «Дистанцио-нирование» в наибольшей степени определяет восприимчивость проводников к организационному стрессу.

Рис. 7. Результаты неадаптивных копинг-механизмов проводников (с опытом работы и без),

определенных по методике Р. Лазаруса

Копинг-механизм Конфронтацион-ный копинг Дистанциониро-вание Принятие ответственности Бегство -избегание Организационный стресс

Конфронтаци-онный копинг 1 - - - -

Дистанциониро-вание 0,18 1 - - -

Принятие ответственности 0,15 0,38* 1 - -

Бегство - избегание 0,42* 0,18 0,24 1 -

Организационный стресс 0,23 0,41* 0,31* 0,36* 1

: Обнаружение статистически достоверной связи на уровне r < 0,05.

Таблица 1

Корреляционная матрица результатов испытуемых без опыта работы

Из табл. 1 следует, что результаты испытуемых, определенные по шкале «принятие ответственности», имеют статистическую взаимосвязь с результатами испытуемых, определенными по шкале «организационный стресс». Данная статистическая связь имеет коэффициент корреляции по Спирмену г = 0,31 (умеренная положительная взаимосвязь).

Из табл. 1 также видно, что коэффициент корреляции г = 0,36 определяется между результатами испытуемых, определенных по шкалам «бегство - избегание» и «организационный стресс» (умеренная положительная взаимосвязь). Между стратегиями «конфрон-тационный копинг» и «организационный стресс» выявлена слабая положительная взаимосвязь (г = 0,23).

Таким образом, непродуктивные стратегии «дистанционирование», «бегство - избегание» и «принятие ответственности» связаны с восприимчивостью не имеющих опыта работы проводников к организационному стрессу, т. е. используемые проводниками указанные непродуктивные копинг-механизмы влияют на уровень организационного стресса.

Рассмотрим корреляционный анализ методом коэффициента ранговой корреляции Спирмена результатов проводников с опытом работы, представленные в табл. 2. По результатам корреляционного анализа видно, что существует слабая положительная связь между стратегией «организационный стресс» и стратегиями «дистанционирование» (г = 0,05), «конфронтационный копинг» (г = 0,04), «бегство - избегание» (г = 0,06).

Таким образом, непродуктивные стратегии «дистанционирование», «бегство - избегание» и «конфронтационный копинг» связаны с восприимчивостью имеющих опыт работы проводников к организационному стрессу, т. е. используемые проводниками указанные непродуктивные копинг-механизмы влияют на уровень организационного стресса. Однако взаимосвязь непродуктивных копинг-механизмов с организационным стрессом у проводников, имеющих опыт работы, выражена в меньшей степени, чем у проводников без опыта работы.

Среди должностных обязанностей проводников пассажирских вагонов, связанных с обеспечением безопасных транспортных перевозок, можно выделить такие, как «обслуживание пассажиров и обеспечение их безопасности, обеспечение безопасной посадки и высадки пассажиров, контроль состояния систем сигнализации безопасности движения, оказание пассажирам оплаченных и дополнительных услуг в объеме, соответствующем классу поезда и др.» [14]. Большая часть выполняемых обязанностей проводников связана с работой с людьми, действия которых и могут выступать как стрессор. И качественное выполнение должностных обязанностей проводниками пассажирских вагонов возможно только при достаточном уровне стрессоустойчивости их личности. Таким образом, уровень стрессо-устойчивости проводников пассажирских вагонов определяет выбор стратегии преодоления стресса, связанного с особыми условиями трудовой деятельности, и в конечном счете оказывает влияние на безопасность перевозок пассажиров.

Таблица 2

Корреляционная матрица результатов испытуемых с опытом работы

Копинг-механизм Конфронтационный копинг Дистанционирование Принятие ответственности Бегство -избегание Организационный стресс

Конфронтационный копинг 1 - - - -

Дистанционирование 0,46* 1 - - -

Принятие ответственности 0,58** 0,57** 1 - -

Бегство - избегание 0 70*** 0,42* 0,56** 1 -

Организационный стресс 0,04 0,05 -0,03 0,06 1

Примечание. Знаки «*», «**», «***» указывают на обнаружение статистически достоверной связи на уровнях (г < 0,05), (г < 0,01), (г < 0,001) соответственно.

Библиографический список

1. Демидова Л. И. Исследование стресса у участников образовательного процесса // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2014. № 31. С. 170-174.

2. Величковский Б. Б. Совладание со стрессом. Теория и психодиагностика. СПб. : Речь, 2010. 192 с.

3. Аболин Л. М. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М. : Политиздат, 1976. 31 с.

4. Маслоу А. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Казань : Изд-во ИП И. В. Тухтарова, 2003. 324 с.

5. Веселков А. В., Веселкова Е. А. Социально-психологические особенности копинг-поведения сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2014. Т. 6, № 1. С. 122-127.

6. Хобфолл С. Как победить стресс. М. : Айрис-пресс, 2002. 456 с.

7. Рутман Э. М. Надо ли убегать от стресса? М. : Физкультура и спорт, 1990. 234 с.

8. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона // Викичтение : [сайт]. URL: https://psy.wikireading.ru/7702 (дата обращения: 15.03.2019).

9. Методическое обеспечение диагностики и измерения стрессов на работе. Шкала организационного стресса Маклина, русскоязычная адаптация Н. Водопьяновой // Открытая библиотека учебной информации : [сайт]. URL: http://oplib.ru/psihologiya/view/875246_oprosnik_os (дата обращения: 15.03.2019).

10. Введение в психологию / Р. Л. Аткинсон, Р. С. Аткинсон, Э. Е. Смит, Д. Дж. Бем, С. Нолен-Хоэкс-ема ; под общ. ред. В. П. Зинченко. 15-е междунар. изд. СПб. : Прайм-Еврознак, 2007. 816 с.

11. Методика Э. Хейма для диагностики копинг-механизмов // Psylab.info - энциклопедия психодиагностики : [сайт]. URL: https://clck.ru/FQs7N (дата обращения: 15.03.2019).

12. Копинг-тест Р. Лазаруса // Первоисточник по психологии : [сайт]. URL: http://1-sour-ce.ru/diagnostika/ (дата обращения: 17.03.2019).

13. Мельников В. И. Математические методы в психологии : учеб. пособие. Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2012. 167 с.

14. Должностная инструкция проводника пассажирского вагона // Охрана труда и промышленная безопасность : [сайт]. URL: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-provodnika-passazhirskogo-vagona (дата обращения: 10.03.2019).

N. P. Nikandrova

Stress Resistance of Passenger Train Attendants as a Transport Safety Factor

Abstract. The article defines the concept of stress resistance as the main characteristic of professional stress; the influence of stress resistance on the behavior of workers under specific working conditions is considered.

A study of the level of stress resistance performed by passenger train attendants in connection with the use of certain strategies to overcome stress, which is called coping behavior, has been conducted. Most of the attendants, both the experienced staff and trainees, rated the level of their stress resistance as high and very high. The higher stress tolerance (resistance) to organizational stress has proved to be typical for experienced attendants.

Cognitive, behavioral and emotional coping strategies are described in the article. In both groups of attendants (experienced staff and trainees) the study identified the use of identical emotional and behavioral coping mechanisms. The difference was revealed only in the use of cognitive stress coping strategies applied by attendants.

Productive (adaptive) and unproductive (maladaptive) coping skills have been identified. The study showed that train attendants in both groups use identical adaptive and non-adaptive coping strategies. Non-adaptive strategies are typical for only a small percentage of experienced respondents.

The correlation analysis of the research results based on the Spearman rank correlation coefficient has confirmed the existence of a link between the level of organizational stress and non-productive behavior strategies used by attendants. However, for the trainee attendant group, the use of non-adaptive strategies to overcome stress was manifested to a greater extent (moderately positive relationship) compared to a similar relationship for experienced attendants (weak positive relationship).

The level of stress resistance of passenger train attendants determines the choice of a strategy to overcome stresses associated with special working conditions, and, ultimately, has an impact on the safety of passenger transportation.

Key words: stress resistance; coping behavior; coping strategy; adaptive coping; non-adaptive coping; coping mechanisms; organizational stress; Spearman rank correlation coefficient.

Никандрова Наталья Петровна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Профессиональное обучение, педагогика и психология» СГУПСа. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.