Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ'

АНАЛИЗ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
576
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / CТРЕСС-ФАКТОРЫ / РЕСУРСЫ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / АДАПТИВНЫЕ / НЕАДАПТИВНЫЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ADOLESCENTS / STRESS FACTORS / RESOURCES / COPING STRATEGIES / ADAPTIVE AND NON-ADAPTIVE COPING STRATEGIES / DELINQUENT BEHAVIOR / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волченкова Елена Валерьевна, Кузнецова Елена Владиславовна, Санникова Юлия Павловна, Семено Наталия Сергеевна, Воронина Ольга Александровна

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема оптимизации психолого-педагогического сопровождения подростков делинквентного поведения. Цель статьи заключается в анализе копинг-стратегий подростков делинквентного поведения как условия оптимизации психолого-педагогического сопровождения учащихся. Методология. Исследование проведено на основе принципов методологических подходов: системного, личностного, деятельностного и субъектного. В качестве методов исследования применялись теоретический анализ психолого-педагогической и социологической литературы, констатирующий эксперимент, тестирование, анкетирование, анализ психолого-медико-педагогической документации, качественный и количественный анализ с применением методов математической и статистической обработки данных (F-критерий Фишера). Результаты. Обоснованы критерии анализа копинг-стратегий подростков. Выявлены статистически значимые различия в проявлении стресс-факторов, ресурсов, копинг-стратегий подростков социальной нормы и делинквентного поведения. Установлено, что копинг-стратегии делинквентных подростков наряду с негативными характеристиками имеют и ресурсный потенциал, который был рассмотрен как ориентир для осуществления профилактической, коррекционной работы и организации обучения с ними. Было обнаружено, что подростки делинквентного поведения чаще применяют адаптивные, либо относительно адаптивные когнитивные и эмоциональные копинг-стратегии при решении стрессовых ситуаций (установка собственной ценности, сохранение самообладания, оптимизм). Поведенческие копинг-стратегии в большинстве случаев носят характер неадаптивных (компенсация, отступление, отвлечение). В статье определены условия, при учете которых можно повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения учащихся на основе анализа их копинг-стратегий. Заключение. Показано, что психолого-педагогическое сопровождение делинквентных подростков можно оптимизировать, если учитывать особенности их копинг-стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Волченкова Елена Валерьевна, Кузнецова Елена Владиславовна, Санникова Юлия Павловна, Семено Наталия Сергеевна, Воронина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF COPING STRATEGIES OF ADOLESCENTS WITH DELINQUENT BEHAVIOR AS A FACTOR OF IMPROVING PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT FOR STUDENTS

Introduction. The authors investigate the problem of improving psychological and educational support for adolescents with delinquent behavior. The purpose of the article is to analyze coping strategies of adolescents with delinquent behavior as a factor of improving psychological and educational support for students. Materials and Methods. The theoretical framework of the research includes the following methodological approaches: systemic, person-centered, activity-based and subjective. The research methodology consists of a theoretical analysis of psychological, educational and sociological literature; an ascertaining experiment, testing, a questionnaire, an analysis of psychological, medical and educational documents; qualitative and quantitative analyses involving mathematical and statistical data processing (Fisher's F-test). Results. The authors have developed and described criteria for the analysis of adolescents' coping strategies. The study reveals statistically significant differences between manifestations of stress factors, resources, coping strategies of adolescents with delinquent behavior and adolescents with socially acceptable behavior. It was found that coping strategies of delinquent adolescents, along with negative characteristics, have a resource potential, which is considered as a guideline for implementing preventive and remedial psychological and educational interventions. It was found that adolescents with delinquent behavior are more likely to use adaptive or relatively adaptive cognitive and emotional coping strategies when dealing with stressful situations (setting personal value, maintaining self-control, optimism). Behavioral coping strategies in most cases are non-adaptive (compensation, retreat, distraction). The authors have identified the factors, which, if taken into account, contribute to increasing the efficiency of psychological and educational support for students based on the analysis of their coping strategies. Conclusions. The article concludes that psychological and educational support for adolescents with delinquent behavior can be improved if peculiarities of their coping strategies are taken into account.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

Science for Education Today

2020, том 10, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

© Е. В. Волченкова, Е. В. Кузнецова, Ю. П. Санникова, Н. С. Семено, О. А. Воронина

DOI: 10.15293/2658-6762.2005.05

УДК 159.922.736.4 +316.624 +364.044.2 +371

Анализ копинг-стратегий подростков делинквентного поведения как условие оптимизации психолого-педагогического сопровождения учащихся

Е. В. Волченкова, Е. В. Кузнецова, Ю. П. Санникова, Н. С. Семено, О. А. Воронина (Киров, Россия)

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема оптимизации психолого-педагогического сопровождения подростков делинквентного поведения. Цель статьи заключается в анализе копинг-стратегий подростков делинквентного поведения как условия оптимизации психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Методология. Исследование проведено на основе принципов методологических подходов: системного, личностного, деятельностного и субъектного. В качестве методов исследования применялись теоретический анализ психолого-педагогической и социологической литературы, констатирующий эксперимент, тестирование, анкетирование, анализ психолого-медико-педагогической документации, качественный и количественный анализ с применением методов математической и статистической обработки данных (Е-критерий Фишера).

Результаты. Обоснованы критерии анализа копинг-стратегий подростков. Выявлены статистически значимые различия в проявлении стресс-факторов, ресурсов, копинг-стратегий подростков социальной нормы и делинквентного поведения. Установлено, что копинг-страте-гии делинквентных подростков наряду с негативными характеристиками имеют и ресурсный потенциал, который был рассмотрен как ориентир для осуществления профилактической,

Волченкова Елена Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и молодежной политики, Вятский государственный университет, Киров, Россия. E-mail: [email protected]

Кузнецова Елена Владиславовна - заместитель декана педиатрического факультета, старший преподаватель кафедры социальной работы, социально-экономический факультет, Кировский государственный медицинский университет, Киров, Россия. E-mail: [email protected] ; [email protected]

Санникова Юлия Павловна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, социально-экономический факультет, Кировский государственный медицинский университет, Киров, Россия. E-mail: [email protected]

Семено Наталия Сергеевна - кандидат философских наук, зав. кафедрой социальной работы, социально-экономический факультет, Кировский государственный медицинский университет, Киров, Россия. E-mail: [email protected]

Воронина Ольга Александровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы и молодежной политики, Вятский государственный университет, Киров, Россия. E-mail: [email protected]

© 2011-2020 Science for Education Today Все права защищены

2020, том 10, № 5 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

коррекционной работы и организации обучения с ними. Было обнаружено, что подростки де-линквентного поведения чаще применяют адаптивные, либо относительно адаптивные когнитивные и эмоциональные копинг-стратегии при решении стрессовых ситуаций (установка собственной ценности, сохранение самообладания, оптимизм). Поведенческие копинг-стратегии в большинстве случаев носят характер неадаптивных (компенсация, отступление, отвлечение). В статье определены условия, при учете которых можно повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения учащихся на основе анализа их копинг-стратегий.

Заключение. Показано, что психолого-педагогическое сопровождение делинквентных подростков можно оптимизировать, если учитывать особенности их копинг-стратегий.

Ключевые слова: подростки; ^ресс-факторы; ресурсы; копинг-стратегии; адаптивные, неадаптивные копинг-стратегии; делинквентное поведение; психолого-педагогическое сопровождение.

Постановка проблемы

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме психолого-педагогического сопровождения подростков де-линквентного поведения в связи с увеличивающимся количеством правонарушений, совершенных в данном возрасте. В работах отечественных и зарубежных исследователей обсуждаются такие формы проявления делин-квентного поведения подростков как преступность [4; 16], алкоголизм [2; 12; 14], побеги и бродяжничество [1; 11; 21], наркомания [15; 18; 22] и др. Данные формы поведения, как правило, взаимосвязаны между собой: вовлечение подростка в один из них повышает вероятность его вовлечения в другой.

Анализ копинг-стратегий делинквентных подростков становится актуальным потому, что в последние годы в нашей стране увеличивается не только количество правонарушений несовершеннолетних, но также возникают все более разнообразные проявления преступного действия или бездействия и возрастает тяжесть их последствий. Статистически установлено, что свыше 30 % лиц, осужденных при особо опасном рецидиве, совершили первое преступление в несовершеннолетнем возрасте1.

1 Бакаев А. А., Остапенко Н. И. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: монография. -

Востребованность изучения делинквент-ного поведения подростков с целью оказания им психолого-педагогической помощи и эффективной организации обучения обусловлено трансформационными процессами современного социума: уход государства от решения проблем досуга детей и связанное с этим резкое сокращение общественных клубов, спортивных и оздоровительных центров, отсутствие внимания к решению вопросов общественно-полезной занятости подростков, распад существовавшей системы социальной профилактики правонарушений, низкий уровень доходов значительной части населения и связанное с этим увеличение числа детей, оказавшихся без надлежащего родительского контроля [10].

Делинквентное поведение в свою очередь провоцирует появление множества стрессовых ситуаций в жизни подростка. Изучение поведения, направленного на совладание со стрессом, в зарубежной науке проводится в рамках исследований, посвященных анализу «сор^»-механизмов или coping behavior

М.: ВНИИ МВД РФ, 2003. - 139 с. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=20032506

© 2011-2020 Science for Education Today

Все права защищены

85

2020, том 10, № 5

(J. N. Amirkhan 2 , S. Folkman 3 , N. Haan 4 , R. S. Lazarus5 и др.). В отечественной науке чаще применяются термины адаптивное, защитное, совладающее поведение или психологическое преодоление (Р. М. Грановская 6 , Т. Л. Крюкова7, И. М. Никольская8, С. Ю. Семенов 9, Н. А. Сирота10 и др.).

В своем исследовании мы опирались на обобщающее определение копинг-стратегий, данное А. В. Суховей, который рассматривал его как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы; как ин-

ISSN 2658-6762

дивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями; как социальное поведение или комплекс осознанных адаптивных действий (когнитивных, аффективных, поведенческих), помогающих человеку справляться с внутренним напряжением и дискомфортом способами, адекватными личностным особенностям и ситуации через осознанные стратегии действий11.

В подростковом возрасте копинг-страте-гии находятся на стадии активного формирования, о чем упоминают в своих исследованиях Т. Л. Крюкова 12 , С. К. Нартова-Бо-чавер13, Ю. А. Рокицкая [5], Н. А. Сирота14 и др. Также ученые указывают на социальное

http://sciforedu.ru

2 Amirkhan J.N. A Factor Analytically Derived Measure of Coping: the Strategy Indicator // Journal of Personality and Social Psychology. - 1990. - Vol. 59. - P. 10661074.

3 Folkman S. Personal control and stress and coping process: A theoretical analisis // Journal of Personality and Social Psichology. - 1984. - Vol. 46. - P. 839-852.

4 Haan N. Coping and defense mechanism releted to personality inventories // Journal of Consulting Psychology. -1965. - № 29. - P. 373-378.

5 Lasarus R.S. Cognitive and coping processes in emotion // Stress and Coping. - New York: Columbia University Press, 1977. - P. 144-157.

6 Грановская Р. М. Психологическая защита: монография. - СПб.: Речь, 2010. - 474 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20107735

7 Крюкова Т. Л. Основные подходы к изучению совла-дающего поведения в зарубежной и отечественной психологии // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2004. -Т. 9, № 3. - С. 58-68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20644974

8 Никольская И. М. Кризисная психологическая по-

мощь детям и психологическая защита // Медико-

психологические и социально-психологические про-

блемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. -

2012. - № 1. - С. 97-104. URL:

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20130916

9 Семенов С. Ю. Сравнительный анализ стилей за-щитно-совладающего поведения у лиц с аддиктив-ным и неаддиктивным поведением: автореферат диссертации кандидата психологических наук. -М., 2008. - 24 с. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id= 15867170

10 Никольская И. М. Кризисная психологическая помощь детям и психологическая защита // Медико-психологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. -2012. - № 1. - С. 97-104. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20130916

11 Суховей А. В., Коваленко С. В., Носов Е. Н. Ко-пинг-ресурсы и копинг-стратегии как единая система воздействия в поведении личности // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-1. - С. 363-368. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32748782

12 Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: монография. - Кострома: Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, 2010. - 296 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29137459

13 Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18, № 5. - С. 20-30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22582384

14 Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: диссертация доктора медицинских наук. -

© 2011-2020 Science for Education Today

Все права защищены

86

2020, том 10, № 5

«наследование» совладания через механизмы идентификации и подражания [13]. Таким образом, подростки родителей с девиантным поведением применяют неэффективные и деструктивные копинг-стратегии.

В своем лонгитюдном исследовании И. И. Ветрова установила, что у подростков доля продуктивных копинг-стратегий с возрастом увеличивается15. В результате научного изучения феномена совладающего поведения авторов также интересует вопрос возрастной динамики развития копинг-стратегий и половые различия в их проявлении [20].

Научный интерес к проблеме поведения человека в сложных жизненных ситуациях в последнее время возрастает. В науке и практике разработаны технологии реабилитации и программы профилактики и коррекции девиа-нтного поведения (И. В. Деткова, М. Ю. Ще-тинкина16, Р. В. Овчарова17, А. Г. Петрынин18 и др.). Однако исследования, анализирующие развитие копинг-стратегий у делинквентных подростков представлены недостаточно полно, так как чаще всего они констатируют наличие только неадаптивного копинга у данной группы респондентов. В нашем исследовании мы имеем задачу восполнить этот пробел и установить ресурсный потенциал ко-

ISSN 2658-6762

пинга, позволяющий осуществить эффективную профилактическую и коррекционную работу с учащимися в образовательных учреждениях.

Для оптимизации психолого-педагогического сопровождения подростков необходимо рассматривать феномен копинга системно и включить в структуру анализа такие компоненты, как стресс-факторы, ресурсы и разные типы копинг-стратегий.

Пусковым механизмом копинга являются стресс-факторы. Согласно К. Муздыба-еву стрессоры классифицируются по типу жизненных событий или по типу трудностей (финансовые, служебные, межличностные, связанные со здоровьем, со смертью близкого и т. п.), по интенсивности (острые, средние, умеренные), по величине потерь или угрозы, по длительности (хронические, краткосрочные), по степени управляемости событий (контролируемые, неконтролируемые), по уровню влияния (макро- и микрострессоры). Выделенные типы и характеристики стрессоров важны прежде всего потому, что на их основе выбирается стратегия совладения с негативными жизненными событиями [3, с. 103].

http://sciforedu.ru

Бишкек; СПб: ПНИ им. В. М. Бехтерева, 1994. - 283 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27460347

15 Ветрова И. И. Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой. Е. А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. -С. 179-196. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=22686966

16 Деткова И. В., Щетинкина М. Ю. Психолого-педаго-

гическое сопровождение девиантных подростков с неконструктивными копинг-стратегиями // Интегра-

тивный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: сборник научных ра-

бот. - Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2012. - Вып. 3. - С. 91-99. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=22744438

17 Овчарова Р. В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков. Теоретическая концепция, экспериментальные исследования, методы диагностики, профилактики и коррекции: монография. -Москва-Берлин: «Palmarium Academic Publishing», 2013. - 638 с. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=23634409

18 Петрынин А. Г. Психолго-педагогические технологии в реабилитации детей с девиантно-криминаль-ным поведением // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 1. - С. 96-106. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18988272

© 2011-2020 Science for Education Today

Все права защищены

87

2020, том 10, № 5

Успешность адаптации к стрессорам, по мнению исследователей, определяется уровнем развития копинг-ресурсов: недостаточное развитие приводит к формированию пассивного дезадаптивного копинг-поведения, социальной изоляции и дезинтеграции личности. В ситуации с делинквентными подростками, последние попадают в замкнутый круг, где неадаптивный копинг приводит к новым стрессовым ситуациям, а значит подкрепляет имеющиеся девиантные формы поведения.

Успешность управления стрессорами напрямую зависит от характера и степени наличных и доступных ресурсов. Копинг-ре-сурсы определяются как характеристики личности и социальной среды, облегчающие или делающие возможной успешную адаптацию к жизненным стрессам. Анализ копинг-ресур-сов можно встретить в работах ряда отечественных (В. А. Бодров 19 , К. Муздыбаев 20 , Е. А. Петрова21, С. А. Хазова22 и др.) и зарубежных (S. E. Hobfall23, R. J. Turner, P. Roszel24 и др.) исследователей.

В рамках данного исследования нас интересуют четыре класса ресурсов: физические (функциональные резервы организма,

ISSN 2658-6762

здоровье, выносливость), материальные (имущество, деньги, социально-экономическое положение), психологические (эмпатия, мотивация достижения успеха, Я-концепция, мораль, когнитивные возможности и т. д.), социальные (семья, социальные связи человека). Наличие разнообразных ресурсов обеспечивает успешную адаптацию, придает уверенность человеку, влияет на настойчивость в решении трудных жизненных проблем. В нашем исследовании в связи со спецификой изучаемой группы мы выделили дополнительный вид релаксационных ресурсов, связанных с пассивным отдыхом и уходом от реальности посредством приема алкогольных или наркотических веществ, которые дают временную иллюзию решения проблем де-линквентным подросткам.

К современному этапу развития науки разработано достаточно большое количество различных подходов к пониманию и типоло-гизации копинг-стратегий как отечественными (Л. И. Анцыферова 25 , Л. И. Вассер-ман26, P. M. Грановская, И. М. Никольская27 и др.), так и зарубежными исследователями

http://sciforedu.ru

19 Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление: монография. - М.: ПЕР-СЭ, 2006. -525 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22331424

20 Муздыбаев К. Дилеммы распределения ресурсов // Вестник Санкт-Петербургского университета. -1992. - Серия 6, Выпуск 1. - С. 62-69.

21 Петрова Е. А. Межпоколенные отношения как ресурс совладающего поведения: дис. канд. психол. наук. - Кострома, 2008. - 249 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16186743

22 Хазова С. А. Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды: дис. докт. психол. наук. - Кострома, 2014. - 540 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22850062

23 Hobfoll S. E. Conservation of resources: a new attempt

at conceptualizing stress // American Psychologist. -

1989. - Vol. 44 (3). - Р. 513-524. URL: https://eli-

brary.ru/item.asp?id=8550216

24 Turner R. J., Roszel P. Psychosocial resources and the stress process // Stress and mental health. Contemporary issues and prospects for the future. - New York: Plenum Press, 1994. - P. 179-210.

25 Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15, № 1. - С. 3-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21395491

26 Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: пособие для врачей и психологов / под ред. Л. И. Вассермана. - СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 1998. - 48 c.

27 Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2006. - 352 c. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20087199.

© 2011-2020 Science for Education Today

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все права защищены

88

2020, том 10, № 5

(J. Amirkhan28, R. S. Lazarus, S. Folkman29 и др.).

Как отмечают E. A. Skinner с соавторами [17], в обозначенных системах перечисляется около 400 различных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций. Проблемность ситуации состоит в том, что исследователи описывают содержательно близкие понятия разными дефинициями. Нет данных о соотнесении или согласованности отдельных ко-пинг-стратегий, измеряемых разными методиками. В этом состоят перспективы проведения будущих исследований. Наше исследование особенностей копинг-стратегий подростков делинквентного поведения проведено на основе достаточно полной классификации, предложенной Э. Хеймом30.

Цель данной статьи - анализ копинг-стратегий подростков делинквентного поведения как условие оптимизации психолого-педагогического сопровождения учащихся. Принципы и идеи, разработанные в результате исследования могут быть перенесены на систему оптимизации психолого-педагогического сопровождения и организации обучения подростков социальной нормы.

Методология исследования

Для решения проблемы статьи авторы опирались на теоретический анализ психолого-педагогической и социологической литературы, обобщение результатов завершенных исследований. Данное исследование проведено методами констатирующего экспери-

ISSN 2658-6762

мента, тестирования, анкетирования, качественного и количественного анализа. Для достижения поставленной цели была осуществлена математико-статистическая процедура сравнения величин выборочных дисперсий двух рядов наблюдений (критерий Фишера). Данные были проанализированы c использованием программы SPSS 19.0 для Windows и Microsoft Excel XP. Так же на подготовительном этапе нами были изучены личные дела (медицинская, правовая, психолого-педагогическая документация, протоколы заседаний комиссии по делам несовершеннолетних) каждого подростка с делинквентным поведением. Анализ документации позволил вскрыть некоторые особенности копинг-поведения; выявить признаки социализированного расстройства; установить взаимосвязь копинг-стратегий и делинквентного поведения.

Для определения стресс-факторов, ресурсов и копинг-статегий были применены «Методика диагностики копинг-стратегий Э. Хейма», адаптированная Л. И. Вассерма-ном31 и авторская анкета. В настоящей работе изучались копинг-стратегии, характерные для подростков делинквентного поведения, анализировалась их специфика в сравнении со стратегиями, применяемыми подростками социальной нормы.

В исследовании приняли участие 108 подростков делинквентного поведения, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних УМВД г. Кирова и 108 подростков нормы социального поведения, учащиеся общеобразовательных школ г.

http://sciforedu.ru

28 Amerkhan J. H. A factor analytically derived measure of coping: the coping strategy indicator // Journal of Personality and Social psychology. - 1990. - № 59. - P. 10661074.

29 Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. -

New York: Springer Publishing Company. - 1984 -

456 p.

30 Heim E. Coping and adaptivitat: gibt es geeig-netes oder ungeeignetes coping? // Psychoter Psychosom. Med. Psychol. - 1988. - № 1. - P. 8-17.

31 Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Учебное пособие. - Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2003. - С. 17-25.

© 2011-2020 Science for Education Today

Все права защищены

89

2020, том 10, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Кирова. Возраст респондентов составил 14-17 лет.

Результаты исследования

Мы провели сравнительный количественный анализ стрессовых ситуаций, встречающихся в жизни подростков социальной нормы и подростков делинквентного поведения с помощью метода математической статистики - критерий ф Фишера32.

Результаты сравнительного анализа показывают, что подростки делинквентного поведения со стрессовыми ситуациями в жизни

сталкиваются чаще, чем подростки социальной нормы на 5 % уровне значимости.

Количественный анализ наиболее актуальных для подростков стрессоров показал, что по ряду показателей проблемы сходны у делинквентных подростков и подростков нормы, но есть и различия. Оценка значимости различий стрессоров подростков делин-квентного поведения и подростков социальной нормы наглядно показана в табл. 1.

Таблица 1

Оценка значимости различий стрессоров у подростков делинквентного поведения и подростков социальной нормы по критерию Фишера-ф

Assessment of the significance of differences in stressors in adolescents with delinquent behavior and normative social behavior according to the Fisher-ф criterion

Table 1

Стрессоры Подростки социальной нормы (в %) Подростки делинквентного поведения (в %) Уровень значимости

Болезнь близких 20,4 40,7 Hi, p<0,01

Трудности в учебе 33,3 55,6 Hi, p<0,01

Проблемы во взаимоотношениях с учителями 27,8 53,7 Hi, p<0,01

Проблемы взаимоотношений с родителями 31,5 57,4 Hi, p<0,01

Конфликты родителей 35,2 46,3 Hi, p<0,05

Проблемы во взаимоотношениях с братьями, сестрами и другими родственниками 22,2 35,2 H1, p<0,05

Наиболее частыми стрессовыми ситуациями в жизни подростков социальной нормы являются: травма или болезнь (38,9 %), проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками (37,0 %), конфликты родителей (35,2 %), проблемы в учебе (33,3 %). Реже возникают

проблемы с противоположным полом, друзьями вне школы, физиологические (нарушение сна, режима питания), проблемы во взаимоотношениях с родителями, братьями, сестрами, а также проблемы, связанные со сменой места проживания и обучения.

32 Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2007. - 350 с.

© 2011-2020 Science for Education Today Все права защищены

2020, том 10, № 5

Подростки делинквентного поведения чаще сталкиваются с учебными трудностями, болезнью близких, проблемами во взаимоотношениях с родителями и учителями на 1 % уровне значимости. На 5 % уровне значимости - ссоры, конфликты родителей, проблемы во взаимоотношениях с братьями, сестрами и другими родственниками. Для подростков нормы чаще характерны проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом и друзьями вне школы (р<0,01).

Полученные нами результаты пересекаются с исследованиями С. А. Беличевой 33, А. И. Захаровой34, О. А. Карабановой35 и др. и показывают, что одним из значимых факторов, влияющих на формирование делинквент-ного поведения, является нарушение жизнедеятельности семьи. Исследователи анализируют множество частных внутрисемейных факторов, имеющих особое воспитательное значение в профилактике девиантного поведения: стиль воспитания; насилие в семье; отсутствие или переизбыток родительского контроля; сокращение и обеднение общения; проблемы внутрисемейных отношений; личностные особенности родителей; алкогольные традиции; социально-экономический статус; состав семьи и др. 36.

В современной науке существует множество научных работ, в которых устанавливаются связь физического насилия со стороны

ISSN 2658-6762

родителей в раннем детстве и таким видом де-линквентного поведения, как употребление психоактивных веществ в подростковом возрасте [23], а также удовлетворенность материнскими отношениями и употреблением алкоголя несовершеннолетними [6; 14], враждебность матерей и возникновение депрессии и рецидивизма у подростков [19]. Поэтому исследователями отмечается значимость в профилактике делинквентного поведения развития компетентности родителей несовершенно-летних37 [1; 15].

Оценивая ресурсы, которыми пользуются делинквентные подростки и подростки нормы социального поведения, мы получили следующие результаты. Ресурсы подростков социальной нормы при разрешении стрессовых ситуаций можно разделить на три блока: ресурсы, применяемые часто (физическое здоровье, выносливость - 70,4 %, оптимизм -55,6 %, занятие спортом - 51,9 %, уверенность в себе - 50 %); ресурсы, применяемые редко (уход от проблем - 57,4 %, занятие творчеством - 51,9 %, стремление к одиночеству -50 %); не используемые ресурсы (употребление наркотических веществ - 94,4 % возможность суицида - 83,3 %, курение - 77,8 %, употребление спиртных напитков - 67,7 %).

Делинквентные подростки чаще используют такие ресурсы, как отстаивание своего

http://sciforedu.ru

33 Беличева С. А. Особенности процесса социализации детей и подростков: что нужно знать психологам, социальным педагогам и родителям // Академический вестник Академии социального управления. - 2014. -№ 3. (13). - С. 3-18. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=23395987

34 Захарова А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз, 1997. - 234 с.

35 Карабанова О. А. Психология семейных отношений

и основы семейного консультирования: учебное по-

собие. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.

36 Воронина О. А., Бородатая М. Н. Факторы риска в жизнедеятельности семьи, формирующие девиант-ное поведение несовершеннолетних // Профилактика зависимостей. - 2017. - № 4. - С. 24-28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32265210

37 Лимонченко Р. А. Психологическое обоснование использования метода формирующего эксперимента при сопровождении подростков группы риска в условиях образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. -Т. 39. - С. 1621-1625. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=29760542

© 2011-2020 Science for Education Today

Все права защищены

91

Science for Education Today

2020, том 10, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

мнения, активное общение с друзьями, поддержка друзей, а также пассивный отдых, курение и употребление спиртных напитков (p<0,01). Делинквентный подросток чаще обращается за помощью к школьному психологу, не находя поддержки в семье. (p<0,05). Подростки социальной нормы решают проблемы посредством замкнутости (p<0,01) и творчества (p<0,05).

В сфере адаптивных когнитивных ко-пинг-стратегий подростков различия были вы-

явлены по следующим показателям: подростки делинквентного поведения чаще используют такие копинг-механизмы как сохранение самообладания и установка собственной ценности (на 1 % уровне значимости). Подростки нормы социального поведения чаще прибегают к проблемному анализу, что заставляет их прийти к определенным самостоятельным выводам, решениям, разобраться в своих проблемах (табл. 2).

Таблица 2

Оценка значимости различий адаптивных копинг-стратегий подростков делинквентного поведения и подростков социальной нормы по критерию Фишера-ф

Table 2

Assessment of the significance of differences in adaptive coping strategies in adolescents with delinquent behavior and normative social behavior according to the Fisher-^ criterion

Виды адаптивных копинг-стратегий Подростки социальной нормы (в %) Подростки делинквент-ного поведения (в %) Уровень значимости

Когнитивные копинг-стратегии

Сохранение самообладания 16,8 22,2 Hi, p<0,01

Установка собственной ценности 8,9 25,9 Hi, p<0,01

Проблемный анализ 7,3 - Hi, p<0,01

Эмоциональные копинг-стратегии

Оптимизм 11,1 11,1 H0

Протест 26,4 53,7 H1, p<0,01

Поведенческие копинг-стратегии

Конструктивное разрешение проблем 14,7 9,3 H0

Альтруизм 7,1 9,3 H0

Обращение 8,7 9,3 H0

Сотрудничество 7,2 5,6 H0

У подростков делинквентного поведения, в отличие от подростков нормы, преобладает эмоциональное состояние, связанное с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной ситуации. Значимых различий в адаптивных поведенческих копинг-стратегиях не выявлено.

В современной науке все чаще появляются сравнительные исследования копинг-стратегий подростков нормы и девиантного

поведения [7; 9]. В большинстве данных исследований делается вывод о том, что нормально адаптированные люди чаще прибегают к более продуктивным копинг-страте-гиям и меньше используют непродуктивные. Личности же с дезадаптивным поведением склонны к мало продуктивным стратегиям, таким как уход от проблем и трудностей, отрицание и изоляция. Наше исследование напротив показало, как неоднозначно может проявится совладающее поведение.

Science for Education Today

2020, том 10, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Сравнительный анализ относительно адаптивных копинг-стратегий свидетельствует о том, что в когнитивной сфере подростки

нормы социального поведения склонны к религиозности в большей степени, чем подростки делинквентного поведения (табл. 3).

Таблица 3

Оценка значимости различий относительно адаптивных копинг-стратегий подростков делинквентного поведения и подростков социальной нормы по критерию Фишера-ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Table 3

Assessment of the significance of differences in relative adaptive coping strategies in adolescents with delinquent behavior and normative social behavior according to the Fisher-ф criterion

Виды относительно адаптивных Подростки социаль- Подростки делинквент- Уровень

копинг-стратегий ной нормы (в %) ного поведения (в %) значимости

Когнитивные копинг-стратегии

Религиозность 11,3 3,7 Н1, p<0,01

Придача смысла 10,7 7,4 Н0

Относительность 6,8 3,7 Н0

Эмоциональные копинг-стратегии

Эмоциональная разрядка 15,6 13,0 Н0

Пассивная кооперация 8,7 5,6 Н0

Поведенческие копинг-стратегии

Конструктивная активность 9,9 3,7 Н1, p<0,05

Компенсация 18,7 18,5 Н0

Отвлечение 5,6 14,8 Н1, p<0,05

Среди эмоциональных копинг-стратегий преобладает эмоциональная разрядка (15,6 %), а компенсация (18,7 %) среди поведенческих копинг-стратегий (табл. 3). Придача особого смысла преодолению трудностей, религиозность и стойкость в вере при столкновении со сложными ситуациями приводят к снятию напряжения и эмоциональному реагированию. В этих случаях поведение подростков нормы характеризуется стремлением к временному уходу от решения проблем с помощью погружения в любимое дело, занятие спортом, исполнение своих заветных желаний.

Были обнаружены различия в такой относительно-адаптивной поведенческой ко-

пинг-стратегии как конструктивная активность, которая преобладает среди подростков социальной нормы (p<0,05). Конструктивная деятельность этих подростков обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Стратегия отвлечения более характерна для подростков делинквент-ного поведения. Она свидетельствует об избегании поиска решения проблем, замещении этого поиска более удобным и комфортным поведением. Среди эмоциональных относительно-адаптивных копинг-стратегий явных различий не выявлено.

Неадаптивными копинг-стратегиями подростков делинквентного поведения являются: смирение (18,6 %); подавление эмоций

Science for Education Today

2020, том 10, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

(9,3 %); отступление (18,5 %) (табл. 4). Подростки делинквентного поведения, осознавая и принимая трудные ситуации как должное и

неизбежное, всячески пытаются скрыть, подавить свои эмоции, избежать мыслей о неприятностях, в итоге отказываясь от решения проблем.

Таблица 4

Оценка значимости различий неадаптивных копинг-стратегий подростков делинквентного поведения и подростков социальной нормы по критерию Фишера-ф

Table 4

Assessment of the significance of differences in non-adaptive coping strategies in adolescents with delinquent behavior and normative social behavior according to the Fisher-ф criterion

Виды неадаптивных копинг-стратегий Подростки социальной нормы (в %) Подростки делинквентного поведения (в %) Уровень значимости

Когнитивные копинг-стратегии

Растерянность 13,8 3,7 Hi, p<0,01

Игнорирование 10,6 7,4 Hi, p<0,01

Смирение 6,3 18,5 Hi, p<0,01

Диссимуляция 6,9 7,4 H0

Эмоциональные копинг-стратегии

Агрессивность 3,6 5,6 H0

Покорность 14,9 - Hi, p<0,01

Подавление эмоций 12,7 9,3 H0

Самообвинение 6,6 1,7 Hi, p<0,05

Поведенческие копинг-стратегии

Отступление 14,7 18,5 H0

Активное избегание 13,4 11,1 H0

Сравнительный анализ неадаптивных копинг-стратегий показал, что подросткам нормы социального поведения свойственны пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей. Для подростков делинквентного поведения характерно смирение, это также пассивная форма поведения, характеризующаяся недооценкой своих возможностей, осознанием и принятием проблем как должное и неизбежное.

Выраженность таких эмоциональных неадаптивных копинг-стратегий подростков

нормы социального поведения, как покорность (1 % уровень значимости) и самообвинение (5 % уровень значимости) характеризуются подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности, переживанием злости и возложением вины на себя и других, что подтверждает данные о часто используемых ресурсах подростками социальной нормы при преодолении стрессовых ситуаций - «уход в себя», замкнутость. Выраженных различий в неадаптивных поведенческих копинг-стратегиях не выявлено.

№смотря на остающиеся вопросы, сравнительный анализ копинг-стратегий делин-

Science for Education Today

2020, том 10, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

квентных подростков и подростков нормы социального поведения позволил выявить ряд особенностей копинг-стратегий первых, которые должны быть учтены при организации психолого-педагогического сопровождения учащихся.

1. Исследование показало, что стресс-факторы подростков делинквентного поведения чаще связаны с ближайшим окружением (конфликты с родителями, братьями, сестрами и др. родственниками) и основным видом деятельности - обучение в школе (проблемы в учебе и во взаимоотношениях с учителями).

2. Имея частые проблемы с семьей, подросткам делинквентного поведения не на кого положиться из ближайшего окружения, поэтому они чаще используют такие ресурсы, как отстаивание собственного мнения, активное общение с друзьями, пассивный отдых, курение и употребление спиртных напитков. Обозначенные ресурсы в свою очередь являются детерминантами антисоциального поведения.

3. Особенности когнитивных копинг-стратегий состоят в том, что подросткам де-линквентного поведения, при осознании проблемы, в большей степени свойственно принятие ее как должной и неизбежной, а также сохранение самообладания, наличие веры в собственные ресурсы и ценности, надежда только на свои силы.

4. Эмоциональные копинг-стратегии проявляются в следующем: столкнувшись с проблемой, делинквентные подростки чаще испытывают уверенность в наличии выхода в любой, даже самой сложной ситуации (оптимизм).

5. Поведение делинквентных подростков (поведенческие копинг-стратегии) при разрешении проблем характеризуется пассивностью, отказом от решения, избеганием, замещением поиска решения более удобным и

комфортным поведением, также отвлечением, желанием забыть о трудностях, переключаясь на психоактивные вещества, стремлением к уединению, изоляции и покою.

6. Подростки делинквентного поведения чаще применяют адаптивные, либо относительно адаптивные когнитивные и эмоциональные копинг-стратегии при решении стрессовых ситуаций, поведенческие же ко-пинг-стратегии в большинстве случаев носят характер неадаптивных.

Понимание особенностей стресс-факторов, ресурсов и копинг-стратегий подростков делинквентного поведения может помочь в разработке программ психолого-педагогического сопровождения для повышения благополучия участников образовательного процесса. На настоящий момент опубликованных данных по этой теме недостаточно [8].

Таким образом, необходимым условием психолого-педагогического сопровождения подростка с делинквентным поведением выступает работа с родителями, педагогам и психологами, направленная на повышение их компетентности с учетом выявленных особенностей копинг-стратегий подростков. Родители должны понимать, что с раннего детства они формируют устойчивые интересы и потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности - спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий, ребенок не осознает ресурсы разрешения стрессовых ситуаций.

Результаты диагностики эмоциональных копинг-стратегий свидетельствуют о том, что программы психолого-педагогического сопровождения должны быть направлены на формирование мотивации к социально-под-

2020, том 10, № 5

держивающему поведению. У каждого человека должна быть возможность поделиться своими печалями или радостями, ощутить поддержку значимого другого. Поэтому важно научить родителей подростков социально-поддерживающему поведению, мотивировать их на оказание помощи родным и близким, активизировать их ресурсы для поиска поддержки в случае необходимости. Лица, у которых сформирована сеть социальной поддержки (семья, друзья, значимые другие), легче справляются с проблемами, могут более эффективно преодолевать стрессы.

Развитие системы внеурочной воспитательной работы с подростками в условиях образовательного учреждения должно быть построено на выявлении и устранении причин делинквентного поведения, восстановлении просоциальных навыков, основанных на создании эмоциональной привязанности между родителями и детьми, развитии саморегуляции негативных состояний, эмпатии и понимания эмоций других. Важными направлениями работы являются: овладение навыками построения адаптивных стратегий решения трудных жизненных ситуаций и расширение диапазона применения конструктивных ресурсов.

Как показало исследование, важным ресурсным потенциалом делинквентных подростков является активное общение с друзьями и поддержка друзей. Такие свойства группы, как «взаимосвязанность и взаимозависимость индивидов в группе», «способность проявлять различные формы совместной активности», «способность группы к саморефлексии» позволяют педагогу посредством особой организации жизнедеятельности

ISSN 2658-6762

группы реализовать приёмы «социально-ценностного нормирования» и «отражения» [6].

Важно отметить в текущей профилактической работе существенную проблему: к трудным подросткам чаще всего применяются традиционные технологии (лекции, беседы, классные часы, сбор документации и др.), которые дают информацию о проблеме, но не позволяют сформировать необходимое поведение и отношение к ней. Поэтому так необходимо специалистам разрабатывать и применять инновационные, многофункциональные формы работы с несовершеннолетними, например, такие как, технология социального

38

театра .

Полученные данные подтверждают, что программы психолого-педагогического сопровождения подростков делинквентного поведения должны быть построены на приобщении их к посильному труду, организации здорового досуга, вовлечении несовершеннолетних в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом.

Организация деятельности, альтернативной делинквентному поведению, основана на представлениях о заместительном эффекте де-виантного поведения. Человек использует психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности являются: познание (путешествия, чтение), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

http://sciforedu.ru

38 Бородатая М. Н., Лучинина М. И. Возможности тех- № 4. - С. 8-11. URL: https://eli-

нологии социального театра в профилактике соци- brary.ru/item.asp?id=32265207

ально-негативных явлений в подростково-молодежной среде // Профилактика зависимостей. - 2017. -© 2011-2020 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2020, том 10, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Особое значение принадлежит организации обучения делинквентных подростков. Выявленная в ходе исследования школьная дезадаптация детерминирована рядом факторов, таких как: несоответствие школьного режима психофизиологическим особенностям детей; экстенсивный характер учебных нагрузок; преобладание отрицательной оценочной стимуляции; недостаточная квалификация педагогов; ослабление воспитательной роли школы и др. В образовательном учреждении необходимо выстроить организацию уровне-вого обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся и уровня развития их знаний, умений и навыков.

Заключение

Таким образом, установлено, что ко-пинг-стратегии делинквентных подростков наряду с негативными характеристиками имеют и ресурсный потенциал, который выступает ориентиром для осуществления профилактической, развивающей, коррекционной работы и организации обучения с ними. В статье определены условия, при учете которых можно повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения учащихся на основе анализа их копинг-стратегий.

1. Ориентирами для планирования и реализации психолого-педагогического сопро-

вождения выступают выявленные особенности стресс-факторов, ресурсов и копинг-стра-тегий подростков делинквентного поведения.

2. Организация психолого-педагогического сопровождения должна быть системной и комплексной, включающей диагностику, коррекцию и развитие психологических особенностей подростков; формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение; восстановление просоциальных связей с семьей и школой; развитие компетентности родителей, педагогов и психологов как основных субъектов формирования позитивных потребностей и устойчивых интересов несовершеннолетних.

3. Содержание программ социально-психологического сопровождения подростков де-линквентного поведения должно быть направлено на расширение диапазона конструктивных ресурсов и закрепление навыков применения адаптивных копинг-стратегий посредством: 1) организации деятельности, альтернативной девиантному поведению; 2) разработки и реализации инновационных, многофункциональных форм работы; 3) использования потенциала группы для «социально-ценностного нормирования» поведения подростков; 4) организации уровневого обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андронникова О. О. Специфика психолого-педагогического сопровождения виктимных подростков, склонных к бродяжничеству // Science for Education Today. - 2019. - № 1. -С. 123-136. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.08 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=38165988

2. Копытов А. В. Особенности копинг-стратегий и их формирования у лиц, страдающих алкогольной зависимостью // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. - 2018. -Т. 9, № 2. - С. 185-196. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34886777

3. Муздыбаев К. Н. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1, № 2. - С. 102-112. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17084987

Science for Education Today

2020, том 10, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

4. Простакишина Ю. А. Смысложизненные ориентации несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 3. - С. 278281. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35204131

5. Рокицкая Ю. А. Факторная структура копинг-поведения подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 3. - С. 220-233. DOI: https://doi.org/10.25588/CSPU.2018.03.23 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35395573

6. Ручко Л. С. Психолого-педагогическое сопровождение личностных достижений подростка с использованием потенциалов группы как коллективного субъекта // Смальта. - 2014. -№ 5. - С. 31-33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22561192

7. Смирнова А. Н. Социальная субъектность и девиантное поведение подростков // Социологические исследования. - 2017. - № 6. - С. 117-122. DOI: https://doi.org/10.7868/S0132162517060113 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29405029

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Хломов К. Д., Бочавер А. А., Корнеев А. А. Копинг-стратегии и образовательная среда подростков // Социальная психология и общество. - 2020. - Т. 11, № 2. - С. 180-199. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43045557 DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110211

9. Черенева Е. А., Ермакова Л. В. Копинг-стратегии подростков с аддиктивной и делинквент-ной формой девиантного поведения: монография. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2016. - 212 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26361941

10. Чернышева Н. В., Зыкина Е. С. Региональный опыт организации борьбы с беспризорностью несовершеннолетних в 1918-1935 гг. // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. -№ 1. - С. 60-66. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21578766

11. Bender K., Begun S., Durbahn R., Ferguson K., Schau N. My own best friend: homeless youths' hesitance to seek help and strategies for coping independently after distressing and traumatic experiences // Social Work in Public Health. - 2018. - Vol. 33 (3). - P. 149-162. URL: https://doi.org/10.1080/19371918.2018.1424062

12. Inguglia C., Ingoglia S., Costa S., Liga F. Associations between peer pressure and adolescents' binge behaviors: the role of basic needs and coping // The Journal of Genetic Psychology. - 2019. -Vol. 180 (2-3). - P. 144-155. DOI: https://doi.org/10.1080/00221325.2019.1621259 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42040715

13. Liga F., Inguglia C., Gugliandolo M. C., Ingoglia S., Costa S. The socialization of coping strategies in adolescence: the modeling role of parents // Anxiety, Stress and Coping. - 2019. - Vol. 33 (1). -P. 47-58. DOI: https://doi.org/10.1080/10615806.2019.1666248 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=42306596

14. Lushin V., Jaccard J., Kaploun V. Parental monitoring, adolescent dishonesty and underage drinking: A nationally representative study // Journal of Adolescence. - 2017. - Vol. 57. - P. 99-107. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.adolescence.2017.04.003 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=29504096

15. Onrust S. A., Otten R., Lammers J., Smit F. School-based programmes to reduce and prevent substance use in different age groups: What works for whom? Systematic review and meta-regression analysis // Clinical Psychology Review. - 2016. - Vol. 44. - P. 45-59. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cpr.2015.11.002

16. Parks M. J., Solomon R. J., Solomon S., Rowland B. C., Hemphill S. A., Patton G. C., Toum-bourou J. W. Delinquency, school context, and risk factors in India, Australia, and the United States: implications for prevention // Journal of Research Adolescence. - 2020. - Vol. 30 (S1). -P. 143-157. DOI: https://doi.org/10.1111/jora.12455

© 2011-2020 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2020, том 10, № 5

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

17. Skinner E. A., Edge K., Altman J., Sherwood H. Searching for the structure of coping: a review and critique of category systems for classifying ways of coping // Psychological Bulletin. - 2003. -Vol. 129 (2). - P. 216-269. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.1292.216 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=8301401

18. Terrion J. L., Rocchi M., O'Rielly S. The relationship between friendship quality and antisocial behavior of adolescents in residential substance abuse treatment // Journal of Groups in Addiction and Recovery. - 2015. - Vol. 10 (2). - P. 141-162. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1556035X.2015.1034823

19. Thomas A. G., Ozbardakci N., Fine A., Steinberg L., Frick P. J., Cauffman E. Effects of Physical and Emotional Maternal Hostility on Adolescents' Depression and Reoffending // Journal of Research Adolescence. - 2018. - Vol. 28 (2). - P. 427-437. DOI: https://doi.org/101111/jora.12345

20. Tremolada M., Bonichini S., Taverna L. Coping strategies and perceived support in adolescents and young adults: the predictive model of self-reported cognitive and mood problems // Psychology. - 2016. - Vol. 7 (14). - P. 1858-1871. DOI: https://doi.org/10.4236/psych.2016.714171

21. Tyler K. A., Schmitzb R. M. Child abuse, mental health and sleeping arrangements among homeless youth: Links to physical and sexual street victimization // Children and Youth Services Review. - 2018. - Vol. 95. - P. 327-333. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2018.11.018

22. Walters G. D., Espelage D. L. Exploring the victimization-early substance misuse relationship: In search of moderating and mediating effects // Child Abuse and Neglect. - 2018. - Vol. 81. -P. 354-365. DOI: https://doi.org/10.1016/jxhiabu.2018.05.006

23. Yoon S., Pei F., Wang X., Yoon D., Lee G., McCarthy K. S., Schoppe-Sullivan S. J. Vulnerability or resilience to early substance use among adolescents at risk: The roles of maltreatment and father involvement // Child Abuse and Neglect. - 2018. - Vol. 86. - P. 206-216. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.chiabu.2018.09.020

© 2011-2020 Science for Education Today Все права защищены

2020, Vol. 10, No. 5 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

DOI: 10.15293/2658-6762.2005

Elena Valeryevna Volchenkova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Social Work and Youth Policy, Vyatka State University, Kirov, the Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0621-2429 E-mail: [email protected] Elena Vladislavovna Kuznetsova,

Deputy Dean of the Faculty of Pediatrics, Senior Lecturer, Department of Social Work,

Kirov State Medical University, Kirov, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3096-4938 E-mail: [email protected]; [email protected] Yulia Pavlovna Sannikova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Kirov State Medical University, Kirov, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4758-7043 E-mail: [email protected] Nataliya Sergeevna Semeno,

Candidate of Philosophical Sciences, Head, Department of Social Work,

Kirov State Medical University, Kirov, the Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6012-0130 E-mail: [email protected] Olga Aleksandrovna Voronina,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Social Work and Youth Policy, Vyatka State University, Kirov, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2999-8989 E-mail: [email protected] (Corresponding Author)

Analysis of coping strategies of adolescents with delinquent behavior as a factor of improving psychological and educational support for students

Introduction. The authors investigate the problem of improving psychological and educational support for adolescents with delinquent behavior. The purpose of the article is to analyze coping strategies of adolescents with delinquent behavior as a factor of improving psychological and educational support for students.

Materials and Methods. The theoretical framework of the research includes the following methodological approaches: systemic, person-centered, activity-based and subjective. The research methodology consists ofa theoretical analysis ofpsychological, educational and sociological literature; an ascertaining experiment, testing, a questionnaire, an analysis of psychological, medical and

© 2011-2020 Science for Education Today All rights reserved

Abstract

100

2020, Vol. 10, No. 5 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

educational documents; qualitative and quantitative analyses involving mathematical and statistical data processing (Fisher's F-test).

Results. The authors have developed and described criteria for the analysis ofadolescents' coping strategies. The study reveals statistically significant differences between manifestations of stress factors, resources, coping strategies of adolescents with delinquent behavior and adolescents with socially acceptable behavior. It was found that coping strategies of delinquent adolescents, along with negative characteristics, have a resource potential, which is considered as a guideline for implementing preventive and remedial psychological and educational interventions. It was found that adolescents with delinquent behavior are more likely to use adaptive or relatively adaptive cognitive and emotional coping strategies when dealing with stressful situations (setting personal value, maintaining self-control, optimism). Behavioral coping strategies in most cases are non-adaptive (compensation, retreat, distraction).

The authors have identified the factors, which, if taken into account, contribute to increasing the efficiency ofpsychological and educational support for students based on the analysis of their coping strategies.

Conclusions. The article concludes that psychological and educational support for adolescents with delinquent behavior can be improved if peculiarities of their coping strategies are taken into account.

Keywords

Adolescents; Stress factors; Resources; Coping strategies; Adaptive and non-adaptive coping strategies; Delinquent behavior; Psychological and educational support.

REFERENCES

1. Andronnikova O. O. 5 .Peculiarities of educational and psychological support for victimized adolescents inclined to vagrancy. Science for Education Today, 2019, vol. 9 (1), pp. 123-136. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1901.08 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38165988

2. Kopytov A. V. Features of coping strategies and their formation in persons with alcohol addiction. Psychiatry, Psychotherapy and Clinical Psychology, 2018, vol. 9 (2), pp. 185-196. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34886777

3. Muzdybaev K. Strategies of Coping with life difficulties: Integrative analysis. Journal of Sociology and Social Anthropology, 1998, vol. 1 (2), pp. 102-112. (In Russian) https://elibrary.ru/item.asp?id=17084987

4. Prostakishina Yu. A. Problems of life-meaningful orientations of juveniles tend to commit offenses. Perspectives of Science & Education, 2018, no. 3, pp. 278-281. (In Russian) URL: https://www .elibrary.ru/item .asp?id=35204131

5. Rokitskaya Y. A. Factor structure of adolescents' coping behavior. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2018, no. 3, pp. 220-233. DOI: https://doi.org/10.25588/CSPU.2018.03.23 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35395573

6. Ruchko L. S. Psycho-pedagogical support individual achievement teenager using as a potential group collective subjects. Smalta, 2014, no. 5, pp. 31-33. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22561192

7. Smirnova A. N. Agency and deviance of youth. Sociological Studies, 2017, no. 6, pp. 117-122. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.7868/S0132162517060113 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29405029

2020, Vol. 10, No. 5 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

8. Khlomov K. D., Bochaver A. A., Korneev A. A. Coping strategies of adolescents and environment. Social Psychology and Society, 2020, vol. 11 (2), pp. 180-199. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110211 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43045557

9. Chereneva E. A., Ermakova L. V. Coping strategies of adolescents with additive and delinquent forms of deviant behavior. Monograph. Krasnoyarsk: Astafiev Krasnoyarsk state pedagogical University, 2016. 212 p. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26361941

10. Chernysheva N. V., Zykina E. S. Regional experience of organizing the fight against homelessness of minors in 1918-1935. Domestic Journal of Social Work, 2014, no. 1, pp. 60-66. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21578766

11. Bender K., Begun S., Durbahn R., Ferguson K., Schau N. My own best friend: homeless youths' hesitance to seek help and strategies for coping independently after distressing and traumatic experiences. Social Work in Public Health, 2018, vol. 33 (3), pp. 149-162. DOI: https://doi.org/10.1080/19371918.2018.1424062

12. Inguglia C., Ingoglia S., Costa S., Liga F. Associations between peer pressure and adolescents' binge behaviors: The role of basic needs and coping. The Journal of Genetic Psychology, 2019, vol. 180 (2-3), pp. 144-155. DOI: https://doi.org/10.1080/00221325.2019.1621259 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42040715

13. Liga F., Inguglia C., Gugliandolo M. C., Ingoglia S., Costa S. The socialization of coping strategies in adolescence: The modeling role of parents. Anxiety, Stress and Coping, 2019, vol. 33 (1), pp. 47-58. DOI: https://doi.org/10.1080/10615806.2019.1666248 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42306596

14. Lushin V., Jaccard J., Kaploun V. Parental monitoring, adolescent dishonesty and underage drinking: A nationally representative study. Journal of Adolescence, 2017, vol. 57, pp. 99-107. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2017.04.003 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29504096

15. Onrust S. A., Otten R., Lammers J., Smit F. School-based programmes to reduce and prevent substance use in different age groups: What works for whom? Systematic review and metaregression analysis. Clinical Psychology Review, 2016, vol. 44, pp. 45-59. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.cpr.2015.11.002

16. Parks M. J., Solomon R. J., Solomon S., Rowland B. C., Hemphill S. A., Patton G. C., Toumbourou J. W. Delinquency, school context, and risk factors in India, Australia, and the United States: Implications for prevention. Journal of Research Adolescence, 2020, vol. 30 (S1), pp. 143157. DOI: https://doi.org/10.1111/jora.12455

17. Skinner E. A., Edge K., Altman J., Sherwood H. Searching for the structure of coping: A review and critique of category systems for classifying ways of coping. Psychological Bulletin, 2003, vol. 129 (2), pp. 216-269. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.129.2.216 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=8301401

18. Terrion J. L., Rocchi M., O'Rielly S. The relationship between friendship quality and antisocial behavior of adolescents in residential substance abuse treatment. Journal of Groups in Addiction and Recovery, 2015, vol. 10 (2), pp. 141-162. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1556035X.2015.1034823

19. Thomas A. G., Ozbardakci N., Fine A., Steinberg L., Frick P. J., Cauffman E. Effects of physical and emotional maternal hostility on adolescents' depression and reoffending. Journal of Research Adolescence, 2018, vol. 28 (2), pp. 427-437. DOI: https://doi.org/101111/jora.12345

© 2011-2020 Science for Education Today All rights reserved

102

2020, Vol. 10, No. 5 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

20. Tremolada M., Bonichini S., Taverna L. Coping strategies and perceived support in adolescents and young adults: the predictive model of self-reported cognitive and mood problems. Psychology, 2016, vol. 7 (14), pp. 1858-1871. DOI: https://doi.org/10.4236/psych.2016.714171

21. Tyler K. A., Schmitzb R. M. Child abuse, mental health and sleeping arrangements among homeless youth: Links to physical and sexual street victimization. Children and Youth Services Review, 2018, vol. 95, pp. 327-333. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2018.11.018

22. Walters G. D., Espelage D. L. Exploring the victimization-early substance misuse relationship: In search of moderating and mediating effects. Child Abuse and Neglect, 2018, vol. 81, pp. 354-365. DOI: https://doi.org/10.1016/jxhiabu.2018.05.006

23. Yoon S., Pei F., Wang X., Yoon D., Lee G., McCarthy K. S., Schoppe-Sullivan S. J. Vulnerability or resilience to early substance use among adolescents at risk: The roles of maltreatment and father involvement. Child Abuse and Neglect, 2018, vol. 86, pp. 206-216. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.chiabu.2018.09.020

Submitted: 11 June 2020 Accepted: 10 September 2020 Published: 31 October 2020

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

© 2011-2020 Science for Education Today

All rights reserved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.