Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 11 (80) Том 1. НОЯБРЬ 2024 г. УДК 159.944:378.091.3
Жаксыбаев Дж.М.
магистрант, Астана ^ Университет (Астана, Казахстан)
СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ СРЕДИ СТУДЕНТОВ КАЗАХСТАНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Аннотация: данная статья рассматривает простые и доступные методы управления стрессом среди студентов казахстанских университетов. Стресс является значимой частью студенческой жизни, особенно в условиях интенсивного учебного расписания, экзаменов и дедлайнов. В статье представлены психологические стратегии и методы, которые помогают студентам снижать уровень стресса и улучшать общее психоэмоциональное состояние. Рассматриваются такие методы, как тайм-менеджмент, медитация, физическая активность и поддержка окружающей среды.
Ключевые слова: стресс-менеджмент, студенты, психология, тайм-менеджмент, медитация.
Современные студенты университетов сталкиваются с различными академическими, социальными и личными трудностями, которые могут повышать уровень стресса. В контексте казахстанского высшего образования типичными стрессорами являются высокая учебная нагрузка, необходимость совмещения учебы с работой, ожидания семьи и общества, а также трудности с адаптацией к новому образовательному процессу, особенно у первокурсников. Эти факторы способствуют психоэмоциональному напряжению, которое может негативно сказываться на академической успеваемости студентов, их мотивации, а также на общем психическом и физическом здоровье (Aliyeva, 2021).
Исследования показывают, что длительный стресс негативно влияет на когнитивные функции, такие как концентрация, память и способность к принятию решений, что непосредственно сказывается на продуктивности студентов (Sadykov, 2020). Хронический стресс повышает риск развития тревожных расстройств, депрессии и эмоционального выгорания (Tuleuova, 2022). Поэтому управление стрессом становится важным не только для личного благополучия, но и для повышения эффективности учебного процесса.
В Казахстане эта проблема особенно актуальна, поскольку система высшего образования продолжает модернизироваться, и требования к студентам растут. С увеличением использования дистанционного и гибридного обучения студентам приходится адаптироваться к новым форматам, что добавляет стресса и требует навыков самоорганизации (Yermekov, 2019).
Тайм-менеджмент.
Тайм-менеджмент является фундаментальным навыком для студентов, которые сталкиваются с множеством обязанностей. Эффективное управление временем позволяет студентам планировать учебные задачи, устанавливать приоритеты и избегать давления в последний момент. В казахстанских университетах студенты часто совмещают учебу с работой, семейными обязанностями и социальными мероприятиями, что может привести к сильному стрессу при отсутствии хорошо организованного расписания. Простые техники тайм-менеджмента, такие как создание ежедневного расписания, установка реалистичных целей и разделение больших задач на мелкие шаги, помогают студентам снизить стресс, предоставляя ощущение контроля над рабочей нагрузкой (Sadykov, 2020).
Медитация и дыхательные практики.
Медитация доказала свою эффективность в управлении стрессом. Она включает в себя практики осознанности, которые помогают сосредоточиться на настоящем моменте и успокаивают ум. В последние годы медитация стала более популярной среди студентов благодаря своей роли в снижении тревожности и повышении ясности ума (Ermekov, 2019). Такие техники, как упражнения на
глубокое дыхание и медитации под руководством, можно легко интегрировать в повседневную рутину студентов.
Физическая активность.
Регулярная физическая активность — это мощный инструмент для снижения стресса. Физические упражнения выделяют эндорфины, известные как «гормоны счастья», которые улучшают настроение и снижают стресс. Студенты Казахстана, как и многие другие, могут проводить долгие часы за учебой, часто пренебрегая физической активностью из-за плотного графика. Однако даже простые занятия, такие как прогулка, растяжка или легкая тренировка, могут заметно улучшить как физическое, так и психическое состояние (Aliyeva, 2021).
Социальная поддержка.
Социальная поддержка также играет важную роль в управлении стрессом. Когда студенты чувствуют поддержку со стороны друзей, семьи или наставников, уровень тревожности и депрессии снижается. В казахстанском контексте культурные и семейные ожидания могут быть источником стресса, и наличие людей, с которыми можно поговорить, помогает студентам справляться с этими нагрузками. Обращение за поддержкой к друзьям, профессорам или консультантам университета может дать студентам стратегии преодоления трудностей, поддержку и уверенность (Tuleuova, 2022).
Изменение окружающей среды.
Окружающая среда, в которой студенты занимаются, также влияет на их уровень стресса. Создание специального пространства для учебы, которое будет чистым, организованным и свободным от отвлекающих факторов, может улучшить концентрацию и снизить тревожность.
В заключение можно отметить, что стресс является важной проблемой среди студентов университетов в Казахстане, влияющей на их академический успех и личное благополучие. Обсуждаемые в данной статье стратегии — тайм-менеджмент, медитация, физическая активность, социальная поддержка и изменения окружающей среды — предлагают практичные решения, которые студенты могут легко применять в своей повседневной жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Aliyeva, N. (2021). Влияние физической активности на психоэмоциональное здоровье студентов. Бюллетень психологии и педагогики, 12(4), 45-53;
2. Ermekov, A. (2019). Роль медитации в снижении стресса у студентов. Казахстанский журнал психологии, 6(3), 92-99;
3. Sadykov, J. (2020). Тайм-менеджмент как средство управления стрессом в вузах. Журнал образовательной психологии, 8(2), 78-87;
4. Tuleuova, G. (2022). Социальная поддержка как фактор психологического благополучия студентов. Образование и психология в Казахстане, 11(1), 33-40
Zhaksybaev J.M.
Astana IT University (Astana, Kazakhstan)
STRESS MANAGEMENT AMONG STUDENTS OF KAZAKHSTANI UNIVERSITIES
Abstract: this article examines simple and affordable stress management methods among students ofKazakhstani universities. Stress is a significant part of student life, especially in conditions of an intense academic schedule, exams and deadlines. The article presents psychological strategies and methods that help students reduce stress levels and improve their overall psycho-emotional state. Methods such as time management, meditation, physical activity and environmental support are considered.
Keywords: stress management, students, psychology, time management, meditation.